Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

Купить ГОСТ Р 58672-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит рекомендации для определения самого раннего возраста, в котором дети начинают играть с игрушками конкретных игрушечных подкатегорий, и предназначен в первую очередь для производителей и организаций, которые оценивают соответствие игрушек стандартам безопасности.

Стандарт может применяться в качестве рекомендаций при определении соответствия игрушек возрастным особенностям детей. Стандарт предназначен для использования педиатрическими учреждениями, организациями, сфера деятельности которых — детские игры, производителями, продавцами и потребителями игрушек.

Возраст, с которого дети начинают развивать различные способности, уникален для каждого отдельного ребенка. Руководящие принципы стандарта устанавливают возрастные диапазоны, в пределах которых у обычного ребенка развиваются определенные способности.

Оценка возраста имеет значение для установления норм безопасности, но при этом стандарт не содержит решений конкретных вопросов безопасности. Требования безопасности для игрушек содержатся в серии стандартов по безопасности игрушек ИСО 8124 (а также в других региональных нормах и стандартах по безопасности игрушек), например: стандарты, ограничивающие наличие мелких деталей и маленьких шариков в игрушках, предназначенных для определенных возрастных групп, в связи с опасностью удушения.

 Скачать PDF

Идентичен ISO/TR 8124-8:2016

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Руководящие указания

Приложение A (справочное) Система классификации игрушек, описание категорий и подкатегорий игрушек

Приложение B (справочное) Рассмотрение электронных игрушек

Библиография

 
Дата введения01.07.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

21.11.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1209-ст
РазработанФГУП СТАНДАРТИНФОРМ
ИзданСтандартинформ2019 г.

Safety of toys. Part 8. Age determination guidelines

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР

58672—

2019/

ISO/TR 8124-8:2016


БЕЗОПАСНОСТЬ ИГРУШЕК

Часть 8

Руководящие указания по определению возраста

(ISO/TR 8124-8:2016, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2019

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАН-ДАРТИНФОРМ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 «Безопасность игрушек»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2019 г. № 1209-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 8124-8:2016 «Безопасность игрушек. Часть 8. Руководящие указания по определению возраста» (ISQ/TR 8124-8:2016 «Safety of toys — Part 8: Age determination guidelines». IDT)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO, 2016 — Все права сохраняются © Стандартинформ, оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

рения и постепенного понимания причинно-следственных связей. Уже осознают цель выполняемых действий;

-    дети способны соотнести размеры своих конечностей (рук) с большими отверстиями. Исследуют другие физические способности, такие как балансировка, бег и прыжки. Могут ходить правильно, но все еще не в состоянии крутить педали и управлять с точностью транспортными игрушечными средствами. Умеют тянуть телеги и повозки. Демонстрируют силу и равновесие, более устойчивую и уверенную ходьбу. Могут танцевать, прыгать, бегать, поворачиваться, подпрыгивать, топать ногами и т. д.;

-    умеют нажимать клавиши клавиатуры различных устройств (компьютера/планшета/смартфона) с пониманием ожидаемого ответа. Умеют использовать пульты дистанционного управления (например, от телевизора) и другие простые устройства. Знают об использовании электронных устройств (например. планшетов, смартфонов и компьютеров) взрослыми;

-    начинает проявлять заботу о своих игрушках, однако может еще положить их в рот. но уже реже;

-    говорят много слов и понимают, как они могут быть использованы в различных ситуациях и с разными значениями, без полного понимания смысла слов. Начинают более активно взаимодействовать со взрослыми, способны поддерживать короткий и простой диалог. Любят слышать песни для детей и повторять их со взрослыми. Начинают строить фразы с отдельными словами (например, «ребенок», «на-на»). К 24 мес они способны строить фразы, состоящие максимум из трех слов (например, «ля-ля» хочет «ням-ням»), наступает стадия, когда они начинают задавать вопросы, например «Что это?»;

-    к концу этого возрастного диапазона более развиты понимание и чувство сопереживания, дети определяют разницу между реальными предметами и игрушками, выбирают собственные игрушки и начинают проявлять симпатию к социальной игре, но все же с небольшим уровнем взаимодействия. Они все еще не делятся игрушками;

-    любят играть с песком и водой, но не осознают опасность утопления.

3.5.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для этой возрастной группы, приведены в таблице 5.

Таблица 5 — Подкатегории игрушек для детей е возрасте от 18 до 24 мес

Подкатегория

Начальный возраст, мес

Описание и примеры подходящих игрушек

1.19

18+

Тяговые и подвижные игрушки с шнуром или ручкой

1.21

18+

Тачки и другие игрушки на колесах с емкостью для заполнения

1.27

18+

Игрушки для песка и воды ведра, маленькие лопаты, емкости для игры с песком и водой

307

18+

Развивающие панели с закрепленными и крутящимися деталями, приводимыми в движение крутящими движениями или рукояткой

309

18+

Простые строительные блоки с перекрывающимися частями, которые могут или не могут блокироваться

313

18+

Простые механические игрушки наклонные плоскости для скольжения предметов. игрушки, приводимые в действие с помощью лопастей, колес и других деталей с использованием воды и/или песка

408

18+

Простые модели машин без механизмов: машинки, игрушечные поезда, мотоциклы. грузовики, самолеты, лодочки, кораблики и т д

545

18+

Куклы для имитации деятельности по уходу (купание и кормление): простые куклы, имитирующие младенцев, без волос или с формованными волосами, с нарисованными глазами и без сочлененных рук и ног

3.6 Дети начального возраста от 24 до 36 мес

3.6.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей в возрасте от 24 до 36 мес

Как правило, у детей в возрасте от 24 до 36 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения;

8

-    демонстрируют развитые навыки крупной и мелкой моторики и силу. Уже обладают большей ловкостью, прослеживается связь мееду двигательными и когнитивными действиями. Могут бросать, ловить и пинать мяч. не падая на землю. Достаточно хорошо ходят, бегают и держат равновесие;

-    способны распознавать простые мелодии; музыка связана у них с физическими упражнениями, такими как движение, танцы и хлопки в ладоши. Любят заниматься вокальной деятельностью, в особенности пением. Запоминают и повторяют простые мелодии и тексты песен. Напевают любимые песенки, рифмованные стихи и частушки с собственным ритмом. Им интересны звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами, они способны улавливать изменения громкости звука;

-    бинокулярное зрение, а также координация «глаз—рука» все еще развиваются. Дети, как правило. не в состоянии различать мелкие детали объектов в непосредственной близости;

-    учатся крутить педали и могут управлять игрушечными автомобилями, используя ноги для торможения. Больше интересуются замкнутыми пространствами (хижина, пещера и т. д.) и ролевыми играми. Любят пляжи, парки и зоопарки;

-    обладают развивающимся осознанием символических связей (реальность и фантазия). Когнитивно способны взаимодействовать с животными и игрушками с целью простого обучения;

-    находятся на стадии развития, на которой идет приучение к горшку. Стараются делать все самостоятельно. контролируют опорожнение кишечника. Начинают учиться обходиться без подгузников;

-    демонстрируют концентрацию внимания в течение короткого периода времени. Предпочитают деятельность с неограниченной подвижностью и игры в одиночку с элементами исследования. Любят компанию и проявляют повышенный интерес к социальной активности, могут выразить желание поиграть с другими детьми. Еще не понимают концепцию игр с правилами и стратегиями;

-    улучшена способность рассухщать. улучшается память, внимание и наблюдательность. Умеют собрать простые головоломки, простые фигуры, состоящие из нескольких деталей. Объединяют простые фигуры, вкладывают меньшие детали в более крупные согласно цвету, форме и образу;

-    более скоординированные движения (хватания) руками и пальцами рук. Умеют двигать каедым пальцем отдельно, выполнять простые поворотные движения, но не имеют координации для других видов деятельности. например вставить винт в отверстие или крепление гайки. Умеют заводить пружины (до двух оборотов) с помощью ключей с низким крутящим моментом;

способны играть с магнитными «рыболовными» удочками, перемещая рычаг и помещая предмет в большое отверстие. Способны нажимать кнопки и укладывать блоки и кубики без посторонней помощи;

-    знают о написании (букв и слов), способны рисовать вертикальные и круговые линии (круги и кресты), могут использовать ножницы. Лучше понимают причинно-следственные связи;

-    умеют бросать и ловить мячи (например, поймать маленький мягкий мяч одной рукой и большой шар обеими руками) в положении стоя. Предпочитают играть в сидячем положении и способны прицеливаться и бросать предметы в цель;

-    демостратируют интерес к электронным устройствам, если они являются частью игрового контекста. Умеют использовать программы, которые требуют простых ответов (например, нажатие одной клавиши на клавиатуре/экране для ответа). Используют мышь в ограниченном виде, могут возникнуть трудности при нажатии на маленькие иконки;

-    любят многократно слушать рассказы. Составляют ответы и запоминают их для последующего повторения. Им нравится иметь собственные книги, перелистывать страницы. Предпочитают объемные книжки и/или книжки с фигурками, скрытыми за окошками/дверями. Способны называть фигуры и некоторые части тела;

-    начинают понимать цель чисел и числовых последовательностей в подсчете объектов в той степени, в которой они могут понять определение «два». Понимают многозначные числа. Количество и понимание слов, фраз и предложений увеличивается. Зовут знакомых людей по их именам. Могут разговаривать со взрослыми в известных контекстах, если тема им интересна. Часто задают вопрос «почему?». Используют язык для того, чтобы информировать, спрашивать и взаимодействовать;

-    принимают активное участие в одевании, раздевании, купании и кормлении. Помнят события прошлого, концентрируются на задачах и способны понимать до трех заданий одновременно. По-прежнему учатся посредством подражания и повторения. Выполняют все более сложные имитации;

-    становятся капризными и непослушными, пытаются добиться своего. Понимают понятия «внутри», «снаружи», «вверху» и «внизу», а также понятия времени — «сейчас» и «позже». Их по-прежнему привлекают мультисенсорные элементы (зрение, звук и действие), продолжают брать предметы в рот;

-    способны управлять на низкой скорости игрушечными транспортными средствами, работающими от аккумуляторных батарей:

-    начиная с трех лет дети способны сохранять равновесие на роликовых коньках, кроме роликовых коньков с колесами в один ряд.

3.6.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от 24 до 36 мес, приведены в таблице 6.

Таблица 6 — Подкатегории игрушек для детей от 24 до 36 мес

Подкатегория

Начальный возраст, г.

Описание и примеры подходящих игрушек

201

2*

Педальные транспортные средства, самокаты, прогулочные велосипеды, велосипеды, трехколесные велосипеды, игрушки на колесах, устойчивые велосипеды с педалями, небольшие двухколесные велосипеды без педалей, приводимые в движение ногами ребенка

2.02

2*

Электрические транспортные средства для детей — транспортные средства для детей с питанием от аккумуляторных батарей

2 24

2*

Активные игрушки для внутреннего и наружного использования в домашних условиях: качели с сиденьями, которые поддерживают ребенка, и маленькие горки с несколькими шагами для лазания

2 26

2*

Мелкие бассейны или «лягушатники» (для использования под присмотром взрослых)

303

2*

Простые пазлы и головоломки — пазлы с количеством элементов не более 20, которые имеют гладкие края и сочетаются друг с другом без фиксации, а также могут иметь выемки и выступающие части для крепления в одну форму и совместного размещения деталей на подложках

3.10

2♦

Простые сопоставимые предметы — сопоставление предметов на основе форм, цветов или изображений

3.12

2*

Строительные блоки, которые соединяются/совмещаются друг с другом, — большие детали с заданным образцом для строительства/крепления/сборки, которые могут иметь различные функции и оформление

3 20

2*

Обучающие игрушки — обучение алфавиту и простым цифрам

3 27

2♦

Компьютеры, планшеты и портативные игры — компьютерные устройства для игры, которые предполагают простые вопросы и ответы, могут быть на разных языках

5.03

2*

Легковесные одетые куклы и куклы, которых нужно одевать (кроме кукол-манекенов), с подвижными глазами, руками и ногами на шарнирах, волосами с корнями, закрепленными внутри головы (схожими с настоящими волосами), с одушевленной деятельностью, например плачем, функциями организма, улыбкой или речью, на них легко одевать одежду, с принадлежностями для имитации знакомой деятельности (бутылочка, одеяльце и т. д.)

509

Игрушечная посуда, горшки и игрушки для кормления кукол

5.11

2*

Простые ролевые игрушки — бытовая техника подходящего для ребенка размера. плиты, кухонные гарнитуры

5.13

2*

Аудиовизуальное оборудование, имитирующее настоящее оборудование пластмассовые приборы, имитирующие радиоприемники, проигрыватели компакт-дисков, портативные мультимедийные проигрыватели, телефонные аппараты, сотовые телефоны и микрофоны с ограниченными функциями

5 15

2♦

Модели простых персонажей: животные, солдатики, персонажи из пластмассы. например обитатели зоопарка, супергерои, фэнтезийные/вымышленные и исторические персонажи

Окончание таблицы 6

Подкатегория

Начальный возраст. г

Описание и примеры подходящих игрушек

5.21

2*

Костюмы, маскарадная одежда и аксессуары, имитирующие персонажей легенд и сказок, — костюмы для детей с принадлежностями (например, маски, шлемы, мечи)

529

2*

Мягкие и жесткие конструкции, в которых ребенок может играть, — дома, пещеры, крепость, палатки и тоннели

5.36

2*

Книги — специальные книги с объемными и скрытыми картинками, а также функцией «одень персонажа»

537

2*

Тематические коврики для игры — коврики для игры на полу с изображениями. имитирующими город с улицами

619

2♦

Раскраски и материалы для рисования — простой и ограниченный ассортимент материалов и шаблонов для художественных работ; большие (легкие для захвата) мелки, мел, широкоугольные войлочные маркерные ручки и пальцевые краски

3.7 Дети в возрасте от 3 до 4 лет

3.7.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от трех до четырех лет

Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от трех до четырех лет:

-    имеют более развитую координацию и мелкую моторику. Они более способны выполнять ручную работу в отличие от детей младшего возраста. С трудом держат в руках игральные карты, но могут есть палочками, ложкой и вилкой без посторонней помощи. Могут удерживать руками более тяжелые шары и предметы, способны бросать и ловить их обеими руками;

-    умеют мыть руки, чистить зубы, одеваться и начинают заботиться о себе;

-    активно двигаются, бегают, прыгают и крутят педали. Поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Играют с забавными и бессмысленными словами и рифмами. Обожают слушать песни, рассказы и смотреть одни и те же видео- и кинофильмы несколько раз. Любят как истории о семейных событиях, так и придумывать собственные истории. Помнят, рассказывают и повторяют события прошлого: если они чего-то не понимают, то воспроизводят дословно услышанное. Становятся более разговорчивыми. Подражают любимым персонажам и повторяют их высказывания;

-    способны ездить на трехколесных велосипедах и велосипедах с обучающими/опорными колесами и кататься на роликовых коньках с ограниченными движениями:

-    способны управлять игрушечными автомобилями, работающими от батареек на более высоких скоростях;

-    проявляют больше внимания и любят простые игрушки и игры (буквы и цифры), которые соответствуют их творческому уровню развития. У них еще отсутствует когнитивная способность, но они могут следовать инструкциям по использованию и сборке игрушек;

-    проявляют повышенный интерес к действиям без правил;

-    демонстрируют языковые способности, используя растущий словарный запас и понимание основных правил грамматики. Они могут рискнуть сделать более сложные высказывания. Задают вопросы. комментируя и уточняя «почему именно так, а не иначе?». Понимают числа и могут назвать большинство знакомых предметов, образов, форм, цветов и некоторые цифры;

-    все больше интересуются ролевыми играми с низкой сложностью; учатся, подражая увиденному и услышанному в реальной жизни;

-    способны взбираться на объекты и качаться без посторонней помощи;

-    любят играть с водой, глиной и лепкой;

-    любят играть со строительными игрушками и способны строить достаточно сложные конструкции. работать с позиционированием, перемещением деталей. Играют правильно — с использованием правил игры. Метод проб и ошибок является частью их модели игры. Расстраиваются из-за головоломок. которые не сочетаются друг с другом легко. Могут закручивать пружины с помощью простых больших ключей и низкого крутящего момента, а также надевать большие бусины на шнуры. Они уже могут

копировать геометрические фигуры и простые формы. Могут рисовать, резать и клеить фигуры. Любят более сложные изображения и проявляют большую склонность к каракулям на книгах;

-    несмотря на отсутствие тонких моторных навыков, чтобы справиться с кнопками и шнурками, они способны надевать на себя простую одежду;

-    любят игрушечные транспортные средства и места отдыха — пляжи, парки и зоопарки;

-    обладают мелкой моторикой для работы с электронным оборудованием, но испытывают трудности при навигации по программному обеспечению и веб-сайтам. Дети способны осваивать простые программные продукты (требующие однократного нажатия клавиши для ответа). На этом этапе они более способны использовать кнопки и джойстики;

-    более открыты к социальным взаимодействиям и играют с другими детьми, хотя и не всегда следуют правилам. Способны понимать более трех инструкций одновременно. Имеют меньшее понимание стратегий, но полное понимание причинно-следственных связей. Решают задачи, связанные с размером, объемом, пространством и весом, понимают «равные» и «разные» концепции, но имеют низкие и средние способности для решения более сложных задач;

-    обладают улучшенной координацией глаз и рук. их привлекают простые образы и яркие краски. Поскольку бинокулярное зрение все еще находится в стадии развития, они по-прежнему учатся различать мелкие детали;

-    обладают развитым чувством юмора, их привлекает просмотр рекламы.

3.7.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от трех до четырех лет. приведены в таблице 7.

Таблица 7 — Подкатегории игрушек для детей от трех до четырех лет

Подкатегория

Начальный возраст, г.

Описание и примеры подходящих игрушек

2.03

3*

Игрушечные велосипеды — двухколесные педальные велосипеды с дополнительными поддерживающими колесами или без них

2.06

3*

Роликовые коньки (кроме линейных) — роликовые коньки с колесами, расположенными не в одну линию

2.08

3*

Мыльные пузыри — игрушки с аксессуарами для мыльных пузырей

2 09

3*

Боулинг, игры типа «Бочче», игры с бросанием колец — пластиковые или деревянные наборы для боулинга, кольца для метания

2.11

3*

Игрушечные версии настоящего спортивного инвентаря для имитации настоящих спортивных игр бейсбола, баскетбола, крикета, гольфа, тенниса, бадминтона, волан, а также спортивные принадлежности или пляжные ракетки

2 14

3*

Игры, связанные с бросанием предмета в цель

223

3*

Развивающие игрушки для использования на открытом воздухе и в помещении тобоганы, санки, качели с открытыми сиденьями, высокие горки с большим количеством ступеней, лестницы и качалки-балансиры

2 27

3*

Простые электронные напольные коврики — для повторения ритма, создания музыки, обучения простым танцевальным движениям

3.11

3*

Строительные наборы и наборы для сборки —детали различной формы с разнообразными фитингами и креплениями

321

3*

Игры и игрушки для развития навыков наблюдения и рассуждения игры на запоминание, игры, основанные на случайности, настольные игры без элементов стратегии

3 23

3*

Развивающие игрушки — изучение количества, размера, объема, веса, пространства и формы, обучение навыкам определения времени

409

3*

Механические и электрические транспортные средства, имитирующие взрослые аналоги (по уровню детализации и пропорциям): автомобили, грузовые автомобили, самолеты, лодки, приводимые в движение при помощи пружины или аккумуляторной батареи

Окончание таблицы 7

Подкатегория

Начальный возраст, г.

Описание и примеры подходящи* игрушек

4 17

3+

Транспортные средства и механизмы без механического привода, имитирующие взрослые аналоги (по уровню детализации и пропорциям): простые и легкие грузовые автомобили, самолеты, лодки, изготовленные из пластмассы или дерева, которые могут или не могут перемещаться по дорожкам

4.19

3*

Простые трансформируемые игрушки и предметы игрушки, чьи части можно перемещать, чтобы преобразовать их из одного символа или объекта в другой

4 21

3+

Роботы с простыми движениями или элементами управления

5 07

3+

Функционирующие коляски, кроватки и мебель для кукол, имитирующие реальные версии

5.17

3+

Фигурки с подвижными конечностями и небольшим количеством принадлежностей персонажи с подвижными конечностями, поворачивающейся головой и простыми механизмами, имитирующие героев, воинов, участников вымышленных или воображаемых историй и битв

5 23

3+

Предметы для имитации бытовой и профессиональной деятельности предметы для домашней уборки, столярные и механические инструменты, инструменты врача и медсестры, полицейского, пожарного и солдата, такие как шлем, оружие, орудия производства и соответствующие принадлежности

525

3*

Косметические принадлежности и аксессуары для кукол косметика, одежда, аксессуары одежды, туфли на высоком каблуке и сумочки

527

3+

Мягкие или жесткие кукольные домики или с соответствующими росту детей принадлежностями — торговые прилавки, почтовое отделение

5 35

3+

Игровые наборы, имитирующие жизнь в городской и сельской местности: коммерческие учреждения, магазины, банки, АЗС. автостоянки, почтовые отделения, школы и классы, поезда и станции метро, бопьницы. аэропорты, автовокзалы, зоопарки, «Ноев ковчег», прилавки с фруктами и овощами, города, фермы и любые другие имитирующие различные места игрушки

5 39

3+

Дома и аксессуары для кукол дома с несколькими комнатами и мебелью, имитирующие кухню, спальню, столовую и т д

541

3+

Куклы для моделирования одежды и аксессуары сборные куклы для моделирования и их аксессуары и дополнения, такие как мебель, личные вещи, спортивное оборудование и др.

6 05

3+

Игрушки для творческой деятельности: цветная бумага, маркерные доски или пластиковые палочки для создания обстановки или фигурок, детали с магнитами для создания игровых сцен

6 06

3*

Наклейки-тату и краски для нанесения на тело — косметика, наносимые на кожу тэту и наклейки для ногтей

6 09

3+

Наборы бусин для плетения

6 18

3*

Наборы для раскрашивания карандашами и красками наборы материалов, трафареты и шаблоны для художественных работ; большой ассортимент цветных и простых карандашей, маркеров с тонким наконечником и акварелей

6 23

3+

Моделирование (ручное) и литье (с пресс-формами) — ручное моделирование и формование с помощью шпатлевок или тестовых форм, посуда для работы с модельной шпатлевкой

6 29

3+

Марионетки и простые кукольные театры из дерева, пластмассы или ткани с неподвижными глазами и съемными принадлежностями

3.8 Дети начального возраста от 4 до 6 лет

3.8.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от четырех до шести лет

Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от четырех лет до шести лет:

-    способны координировать большие и малые движения, проявляют умеренную ловкость и силу. Хорошая координация движений в сочетании с быстротой и подвижностью. Большинство детей в возрасте не старше пяти лет могут сохранять достаточный баланс и координацию для использования двухколесных самокатов и велосипедов без поддерживающих/тренировочных колес. Способны пользоваться тормозами, приводимыми в действие ногами. Начинают пользоваться коньками и самокатами. Они увлекаются играми, связанными с балансированием предметов;

-    выполняют ролевые игры средней и высокой сложности более длительное время, имитируя взрослую деятельность благодаря богатому воображению. Любят реалистичные материалы для творчества и предпочитают настоящие истории. Развивают и поддерживают дружеские отношения и демонстрируют высокий уровень драматизации;

-    бросают объекты с силой, ударяя битой или ракеткой. Бросают мячи и ловят при отскакивании их от земли;

-    обладают умеренной способностью к решению проблем с некоторым пониманием правил. Демонстрируют повышенный интерес к играм, развивающим взаимодействие с другими игроками. Проявляют внимание, необходимое для того, чтобы собрать головоломку за считанные минуты. Играют организованно, составляют игровые стратегии. Демонстрируют максимальный уровень концентрации в течение 20 мин в возрасте четырех лет и 40 мин в возрасте пяти лет;

-    демонстрирует вокальные навыки и способны петь синхронно с другими людьми. Любят музыкальные ритмы и способны поддерживать ритм во время ходьбы или марширования. Танцуют во время одевания, изобретают песни и обыгрывают истории при помощи танца. Проявляют интерес к занятиям музыкой и могут повторять простые музыкальные ноты;

-    в возрасте пяти лет играют простые мелодии на музыкальных инструментах. Распознают и воспроизводят мелодии. Ритмично повторяют слова, но с трудом улавливают мелодию. Выражают музыкальные идеи в различной форме. Любят тематические мелодии, способны играть в простые игры, связанные с пением и декламацией стихов и рифмовок. Любят отвечать на вопросы в телевизионных викторинах;

-    рисуют человеческих персонажей, у которых не более семи частей тела. — в возрасте четырех лет — и персонажи, у которых приблизительно девять частей тела. — в возрасте пяти лет. Способны копировать геометрические формы, буквы и цифры;

-    могут решать самые простые ручные задачи и прорезать линию обрезки. Художественные творения приобретают для них смысл и оправдывают их ожидания;

-    способны обрабатывать небольшие и более сложные части и начинают развивать свою способность удерживать объекты, подражая взрослым. Могут одновременно удерживать до четырех карт;

-    усваивают понятия времени: «вчера», «сегодня», «завтра», «после», «позже», «сейчас» и «немедленно». Поддерживают временную последовательность событий. Разговаривают с одним или несколькими людьми одновременно о вымышленных и абстрактных фактах;

-    демонстрируют хорошо развитую координацию глаз и рук. Начинают осваивать электронные устройства и понимают пользовательский интерфейс, используемый программными продуктами. Пользуются Интернетом, но открывают только одну страницу за посещение. Правильно используют компьютерную мышь. Любят игры на портативных устройствах и клавиатуры для ввода простых данных;

-    начинается стадия изучения алфавита, знание чтения и письма еще не сформировано полностью. Беспрерывно говорят. Рассказывают истории и создают театральные постановки. В возрасте пяти лет детям больше нравится импровизировать, однако они испытывают трудности с чтением. Играют со словами; самостоятельно читают более сложные рассказы, которые отличаются от их повседневного чтения;

-    создают более развитые и сложные конструкции с блоками и деталями. Могут открывать двери с помощью мелких и средних ключей, прикладывая значительные усилия;

-    следуют более сложным инструкциям по сборке бусинок различных размеров на шнурах и могут создавать простые последовательности из нескольких инструкций;

-    обладают большей уверенностью, находясь в воде, и охотно учатся плавать, интересуются спортом и танцами (футбол, плавание, балет, дзюдо и т. д.).

3.8.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от четырех до шести лет. приведены в таблице 8.

Таблица 8 — Подкатегории игрушек для детей начиная от 4 до 6 лет

Подкатегория

Начальный возраст, г, лет

Описание и примеры подходящих игрушек

213

4+

Простые игры с препятствиями и игры типа «классики»

2 16

4*

Вращающиеся волчки без веревки

217

4+

Ходьба по сваям (низкая высота), обручи хулахуп, кольца, которые должны быть уравновешены перекладиной

301

4+

Легкие пазлы от 20 до 150 собираемых частей

3 19

4+

Игрушки и игры в вопросы (изображения) и ответы — соотнесение картинок

325

4+

Логические и математические игры логические последовательности, временные последовательности

403

4+

Аудио- и аудиовизуальное оборудование с реальными функциями портативные проигрыватели, караоке и микрофоны

4.11

4+

Сложные игрушечные транспортные средства с дистанционным управлением. двигающиеся в различных направлениях и обладающие несколькими функциями машины, грузовики, лодки, управляемые посредством пульта управления, радиоуправления, посредством ИК-команд и т д

5 38

4+

Карточки, наклейки и альбомы для коллекционирования — изделия с игровыми функциями

6 03

4+

Марки с изображениями животных, персонажей, рисунков, алфавита и т д для печати

6 10

4+

Перфорированные игрушки и игрушки для вырезания

6 20

4+

Наборы для рисования красками на водной основе наборы с кисточками и принадлежностями для рисования красками или шелкографии

621

4+

Наборы для рисования наборы с холстом, матовой тканевой, бумажной или пластиковой поверхностью для рисования карандашами и красками с/беэ возможности стирания, «волшебная калька», наборы для имитации и создания фотокопий (пантографы), наборы для письма на досках, меловых досках или магнитно-маркерных досках

627

4+

Электронные музыкальные инструменты реалистичные и функциональные клавиатуры, электрогитары, электронные барабаны

701

4+

Простые карточные игры, колоды для семейной игры

704

4+

Коллективные игры настольные игры для обучения коллективной работе, играя в которые дети учатся работать в команде, в отличие от соревнования друг с другом

707

4+

Настольные игры с прохождением маршрута, настольные игры с определенным маршрутом, по которому требуется пройти, кидая кубик, на котором указано количество шагов

7 09

4+

Социальные игры для маленьких детей с несколькими игроками, имеющие низкий уровень сложности

2 07

5+

Летающие объекты воздушные змеи, бумеранги, простые самолеты (с резинкой)

2 20

5*

Скакалка

Окончание таблицы 8

Подкатегория

Начальный возраст, г. лет

Описание и примеры подходящих игрушек

3 22

5*

Игры для изучения времени часы, календари и игрушки для представления понятий часов, дней и месяцев

401

5+

Функционирующие рации и телефонные аппараты для связи

406

5*

Бытовые устройства с ограниченными функциями швейная машина, автомат для приготовления попкорна, миксер, блендер, мороженица, аппарат для приготовления сахарной ваты и т д

Примечание — Не все функционирующие приборы являются подходящими для данного возраста, в частности игрушки, подключаемые к электросети или обладающие функцией нагрева

407

5*

Детализированные и/или реалистичные модели игрушечных транспортных средств содержат такие детали, как двери, капот и багажник, которые открываются и закрываются

601

5+

Создание фигурок или изображений по образцу геометрические детали и палочки, выполненные из дерева или пластика и окрашенные в разные цвета, для составления фигурок или изображений

6 24

5*

Лепка при помощи пластилина и моделирующего песка

7.05

5*

Основанные на случайности игры: кости, монеты, лотерея, рулетка

7.11

5*

Игры на развитие умений и навыков, в частности игры, заключающиеся в балансировке деталей, захвате обьектов, попадании в цель, игры, требующие проявления способностей и быстрой реакции

7 15

5*

Простые стратегические и логические игры: шашки, карточные игры, домино ИТ д

3.9 Дети начального возраста от 6 до 8 лет

3.9.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 6 до 8 лет

Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от шести до восьми лет:

-    проявляют ловкость, силу и умственные способности от средней до высокой. Обладают большой энергией и играют до усталости;

-    демонстрируют периоды изменения в поведении и настроении из-за их постоянного развития чувства независимости, например, в выборе пищи, одежде и других физиологических потребностях Кроме того, они требовательны в плане одежды и носят одежау и аксессуары, схожие со взрослыми вариантами;

-    развивают абстрактное мышление и способны лучше отличать реальность от фантазии. Понимают смысл символов и цифр. Несмотря на то что они обладают высоким чувством структурированной и более целенаправленной воображаемой игры, растет интерес к реальным событиям из их окружения:

-    демонстрируют умеренную способность решать проблемы. Развивают навыки рассуждений и готовы использовать более сложные игрушки. Могут использовать карты для навигации во время игры и больше сосредотачиваются на интересующей их деятельности;

-    проявляют все больший интерес к чтению и письму, словарный запас расширяется. В данный период развиваются навыки чтения и математического счета. Обладают когнитивной способностью следовать инструкциям по применению и сборке игрушек и игровых стратегий, но испытывают определенную трудность при их чтении и осмыслении;

-    полностью осознают существование другого(-их) игрока(-ов). Им интересны игры, связанные со спортом, фантазией и приключениями, а также им нравится коллекционировать предметы;

-    ловят и ударяют по маленьким шарам. Бросают мячи о землю с повышенной силой. Они способны использовать фитнес-оборудование, такое как кольца и батуты;

-    к восьми годам они способны собирать конструкционные наборы (технические модели), но не обладают когнитивным пониманием функционирования предметов, перемещающихся с большой скоростью (например, ракет). Возобновляют незаконченную деятельность, любят реалистичные наборы на базе предметов и фильмов со сложными деталями. Они способны систематически собирать пазлы до конца. Демонстрируют способность к сборке и разборке деталей и практически без труда манипулируют небольшими деталями;

-    очень хорошо разбираются в электронных гаджетах и хотят иметь реальное аудио-, видеооборудование. Любят CD/DVD, аудиокниги, видеоролики, фильмы, телешоу и видеоклипы. Слушают рассказы о приключениях, смотрят комедии и драмы с персонажами, подходящими для их возрастной группы. Существует высокий процент детей в возрасте от шести до восьми лет. пользующихся Интернетом;

-    в возрасте семи лет проявляют интерес к спортивным играм, выражая желание быть частью группы, так как социализация для них является приоритетом. Могут быть очень критичными по отношению к себе;

-    проявляют интерес к разного рода музыки и могут исполнять интерпретирующие танцы. Помнят песни и слова и любят танцевать;

-    экспериментируют и исследуют взрослые виды деятельности через творчество Проявляют интерес к столярному делу и шитью. Шьют одежду для кукол и пальчиковых кукол (большими иголками). Делают и носят простые предметы одежды. интересуясь теми видами деятельности, в процессе которых применяют керамику и фотографии;

-    могут держать большое количество карт и способны одновременно использовать обе руки, открывать двери с помощью мелких ключей, прикладывая небольшое усилие и приводя в действие ручные тормоза;

-    более осведомлены в отношении физиологии своего тела и различий между полами, поддерживают прочную связь с противоположным полом в семье. Проявляют интерес о различиях и любопытство к физиологии тела противоположного пола;

-    интересуются разнообразными темами материалов, публикуемых в книгах и журналах. Выбирают понравившиеся книги и читают их самостоятельно, любят делиться прочитанным со взрослыми. В возрасте восьми лет они могут пользоваться содержанием книг, пользоваться указателями и словарями;

-    демонстрируют развитое чувство музыкальной гармонии. Проявляют интерес к регулярным занятиям музыкой. Читают и проигрывают мелодию с нотного листа. Играют на настоящих музыкальных инструментах и умеют петь в хоре и группе. В возрасте восьми лет сочиняют музыкальные произведения.

3.9.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от шести до восьми лет. приведены в таблице 9.

Таблица 9 — Подкатегории игрушек для детей в возрасте от 6 до 8 лет

Подкатегория

Начальный возраст, лет

Описание и примеры подходящих игрушек

2 05

6*

Коньки, двухколесные скутеры и линейные роликовые коньки

2 18

6*

Йо-йо и волчки со шнуром

2.19

6*

Мини-гольф, крикет, бильярд, настольный футбол и другие аналогичные игры

324

6*

Игры, связанные с орфографией и цифрами (для индивидуального игрока). — кроссворды, поиск слов, судоку

3 26

6*

Игры на выполнение математических операций, в том числе с дробями

4.13

6*

Сложные механические или электрические транспортные средства и механизмы строительная техника, самосвалы, подьемники/краны

4 15

6+

Дорожки для электрических автомобилей, поездов и аксессуаров автомобильные трассы, железнодорожные пути, сложные схемы, с или без принадлежностей, таких как платформы, тоннели, препятствия, декорации, транспортные средства и т д,

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Термины и определения..............................................................1

3    Руководящие указания................................................................2

Приложение А (справочное) Система классификации игрушек, описание категорий

и подкатегорий игрушек ..................................................20

Приложение В (справочное) Рассмотрение электронных игрушек ............................29

Библиография.......................................................................30

Окончание таблицы 9

Подкатегория

Начальный

возраст, лет

Описание и примеры подходящи* игрушек

6.07

6*

Ремесла, такие как ткацкие станки, комплекты вышивки иглой или другое швейное оборудование

6 13

6*

Глина и керамика для моделирования

7.16

6*

Стратегические игры шахматы, настольные игры, в основе которых лежат логика. мыслительный процесс и умение предугадывать действия другого участника

721

6 +

Числовые и буквенные игры (как правило, несколько игроков), требующие создания или обнаружения скрытых слов или чисел

7.25

6-*-

Игровые наборы — коробки с разными играми

2 22

7 +

Электронные танцевальные маты для изучения танцевальных шагов и для следующих стандартных танцевальных программ

3 15

7♦

Игрушки, которые включают или демонстрируют элементарные законы физики

6 15

7 +

Техника складывания бумаги — оригами

7.03

7 +

Социальные и семейные игры для нескольких игроков с заранее определенными правилами, требующие или не требующие наличия знаний в различных областях от среднего до сложного уровня знаний

7.19

7 +

Общие познавательные игры с учетом знаний по разным предметам

7 23

7 +

Наборы для демонстрации фокусов

3.10 Дети начального возраста от 8 до 14 лет

3.10.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 8 до 14 лет

Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от 8 лет до 14 лет:

-    выполняют высокоструктурированные и целенаправленные ролевые игры. Могут открывать замки с помощью мелких ключей, прикладывая силу, и приводят в действие механизмы. Мальчики и девочки отличаются по характеру, характеристикам и интересам. Девочки развиваются быстрее, чем мальчики;

-    в возрасте девяти лет их поведение реалистично, ответственно, сознательно, проявляют конкурентоспособность и интересуются биографиями выделяющихся личностей, историей и другими сферами культурной жизни;

-    демонстрируют высокую степень ловкости, силы, а также выносливости, применяя тонкие моторные навыки. Хорошая координация глаз и быстрая реакция в движении. Им нравится собирать предметы, и они любят социальные игры, в которых принимают участие несколько игроков. Способны проводить научные эксперименты и использовать области академических знаний в играх. Заинтересованы в скрытых ресурсах игр, играют в течение нескольких дней, предпочитая сложные игры в течение длительного промежутка;

-    в возрасте 10 лет они начинают экспериментировать с теми вещами, которые изучают, читают и собирают. Любят узнавать и запоминать факты;

-    в возрасте 11 лет они определяют темы, представляющие интерес для них;

-    хорошо запоминают песни, читают ноты с листа, любят импровизировать, развивая музыкальные способности;

-    в возрасте 12 лет мышление более взрослое, что проявляется в способности к обобщению и теоретическим предположениям. Развивается понимание последствий своих действий, но полное осознание риска отсутствует. Дети способны понимать и следовать сложным инструкциям и стратегиям, но при этом не хотят читать. Маленькие книги считают книгами для детей;

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ ИГРУШЕК Часть 8

Руководящие указания по определению возраста

Safety of toys Part 8 Age determination guidelines

Дата введения — 2020—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации для определения самого раннего возраста, в котором дети начинают играть с игрушками конкретных игрушечных подкатегорий, и предназначен в первую очередь для производителей и организаций, которые оценивают соответствие игрушек стандартам безопасности.

Настоящий стандарт может применяться в качестве рекомендаций при определении соответствия игрушек возрастным особенностям детей. Настоящий стандарт предназначен для использования педиатрическими учреждениями, организациями, сфера деятельности которых — детские игры, производителями. продавцами и потребителями игрушек.

Возраст, с которого дети начинают развивать различные способности, уникален для каждого отдельного ребенка. Руководящие принципы настоящего стандарта устанавливают возрастные диапазоны. в пределах которых у обычного ребенка развиваются определенные способности.

Оценка возраста имеет значение для установления норм безопасности, но при этом настоящий стандарт не содержит решений конкретных вопросов безопасности. Требования безопасности для игрушек содержатся в серии стандартов по безопасности игрушек ИСО 8124 (а также в других региональных нормах и стандартах по безопасности игрушек), например: стандарты, ограничивающие наличие мелких деталей и маленьких шариков в игрушках, предназначенных для определенных возрастных групп, в связи с опасностью удушения.

Данные руководящие принципы определения возраста основаны на рекомендациях экспертов и на традиционных игровых моделях у детей: они могут отличаться от государственных или региональных правил или директив, которые устанавливают требования к соответствию игрушек возрастным особенностям детей.

В приложении В подробно изложена информация об электронных игрушках и использовании электроники в игрушках.

2    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    возрастная группа (age group): Дети, возраст которых находится в пределах определенного диапазона, который обычно связан с определенными этапами развития и/или определенным поведением.

Примечание — Цитаты из работы [4]

2.2    категория игрушки (toy category): Классификация игрушки в соответствии с ее конкретным назначением и функцией.

Издание официальное

Примечание 1 — Настоящий стандарт содержит следующие семь категорий игрушек (см. приложение А):

-    сенсомоторная деятельность — младенчество.

-    игрушки для физической деятельности,

-    игрушки для интеллектуальной деятельности,

-    игрушки, воспроизводящие технические устройства.

-    игрушки для развития чувств и сопереживания,

-    игрушки для творческой деятельности;

• игрушки для развития социальных отношений

Примечание 2 —См (1). (2).

Примечание 3 — В дополнение к первоначальной классификации с учетом развивающегося рынка игрушек включены новые подкатегории (см приложение А).

2.3    подкатегория игрушки (toy sub-category): Тип или группа игрушек с похожими игровыми функциями в категории игрушек.

2.4    крупная моторика (gross motor skills): Деятельность больших мышц тела, связанная с функциями поддержания положения головы, сидения, ходьбы и бега.

2.5    мелкая моторика (fine motor skills): Сжимающие движения рук, такие как захват, обхват и двойной обхват, а также мелкая моторика, используемая при рисовании и письме.

2.6    начальный возраст (starting age): Возраст, начиная с которого ребенок способен играть с определенным типом игрушек.

Примечания

1    В младенческом возрасте термин «игра» можно рассматривать как взаимодействие между лицом, осуществляющим уход за ребенком (воспитателем), и ребенком, при этом воспитатель использует игрушку для того, чтобы развлечь ребенка и/или привлечь его внимание, например погремушкой Чтобы научиться играть самостоятельно, ребенку необходимо развиваться,

2    В рамках настоящего стандарта оценивается несколько этапов младенческого возраста с точки зрения использования различных подкатегорий игрушек Возрастной диапазон начинается с первого дня нижнего порога возраста и заканчивается днем наступления верхнего порога Например, начальный возраст в диапазоне от 4 до 8 мес начинается со дня. когда ребенку исполнится 4 мес. и заканчивается в тот момент, когда ребенку исполнится 8 мес

3    Если упоминается младенческий возраст для определенных категорий игрушек, это не означает, что все игрушки, принадлежащие к этой категории, должны классифицироваться как подходящие для этого возраста Количество штук, размеры, уровень детализации и реализма и специальные функции конкретной игрушки могут из-менить/увеличить предполагаемый возраст

3 Руководящие указания

3.1    Дети в возрасте от 0 до 4 мес

3.1.1    Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием, а также с поведением детей в возрасте от 0 до 4 мес

Как правило, у детей в возрасте от 0 до 4 мес могут наблюдаться следующие признаки развития и шаблоны поведения:

-    отсутствует моторика, необходимая для игры с игрушками; игрушки использованы исключительно как обьекты для исследования и познания, а не для игры;

-    не умеют удерживать книги из-за отсутствия физических, когнитивных и визуальных способностей. необходимых для этой деятельности;

-    детей привлекают мультисенсорные элементы, они способны узнавать своих родителей; обладают сосательным рефлексом, но не могут сидеть сами; совершают резкие, неконтролируемые и ограниченные движения. Дети касаются предметов, хватают, удерживают, нажимают и трясут их в руках, не осознавая силу своих рук;

-    рефлекторное схватывание у детей появляется в возрасте около 3 мес. ребенок способен хватать и удерживать обьекты (независимо от того, подвешены они или не подвешены). Ребенок щупает, исследует и осязает предметы своими руками и ртом;

процесс обучения происходит через чувства и рефлексы путем ассимиляции реакций на стимулы и повторяющиеся движения;

-    слуховая система функционирует уже при рождении, но для развития слуха необходимо неврологическое созревание и чувственное восприятие. Младенцы демонстрируют повышенную чув-

ствительность к окружающим звукам из-за незрелости и отсутствия опыта. С самого рождения они начинают реагировать на звуки и человеческую речь. Приблизительно к 2 мес большинство младенцев успокаиваются, услышав знакомые голоса. К 3 мес они определяют источник звука и реагируют на него, издвая звуки, которые могут относиться к ощущениям, связанным с купанием и едой;

-    дети поворачивают голову в сторону звука, их привлекают объекты, издающие звуки, которые им известны;

-    продолжается развитие органов зрения. При рождении младенец лучше всего фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20 см от него. В возрасте 1 мес дети могут сосредотачиваться на объектах, расположенных на расстоянии не более 30 см. а в 3 мес могут видеть на несколько метров вперед. Острота зрения при рождении составляет от 2.5 % до 5 %. а к третьему месяцу жизни улучшается примерно до 20 %;

-    детей данного возраста привлекают яркие цвета, такие как желтый и красный, хотя они не могут их четко различать. В возрасте 2 мес развиваются первичные рецепторы цвета, и они могут различать контрасты и основные цвета: синий, красный и желтый.

3.1.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от рождения до 4 мес. приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Подкатегории игрушек для возрастной группы детей от рождения до 4 мес

Подкатегория

Начальный возраст, мес

Описание и примеры подходящих игрушек

1.01

0*

Погремушки и кольца

1.03

0*

Мобили музыкальные/без звука игрушки с различными фигурками и формами, устанавливаемые над кроваткой таким образом, чтобы находиться вне досягаемости ребенка

1 47

0*

Музыкальные шкатулки игрушки, устанавливаемые на кроватке или рядом с ней. которые приводятся в действие взрослыми при помощи ручки или кнопки

1 04

2*

Подвесные игрушки и развивающие коврики коврики с игровыми функциями, которые могут включать в себя дуги с подвешенными предметами, предназначенными для того, чтобы ребенок мог тянуться к ним, хватать или толкать их

1.13

2*

Простые куклы и животные мягкие куклы и животные, сделанные из ткани или плюша с или без одежды и с фиксированными деталями, которые удалить невозможно

1.05

з*

Игрушки для колыбели и манежа шарики, фигурки, прикрепленные к кроватке, коляске или к их корпусу

1 09

3*

Мягкие игрушки, которые можно сжать рукой игрушки из мягконабивного материала с погремушкой/беэ погремушки или источника шума внутри

1 25

3*

Мягкие шарики и геометрические фигуры из ткани или подобного мягкого материала

3.2 Дети в возрасте от 4 до 8 мес

3.2.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 4 до 8 мес

Как правило, у детей в возрасте от 4 до 8 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения;

-    привлекают мультисенсорные элементы, повышение интереса к окружающей их среде. Находятся в оральной стадии, начинают появляться зубы. Выполняют естественные непроизвольные движения. Процесс обучения по-прежнему происходит через органы чувств, особенно рот, и рефлексы, путем усваивания реакции на раздражители и повторяющиеся движения;

-    продолжается развитие слуха, дети уже используют свои зрительные и двигательные способности. чтобы играть с другими людьми. Способны взаимодействовать с игрушками и предметами. На-

чинают осознавать существование и постоянство объектов (объекты продолжают существовать, даже когда находятся вне поля зрения). Повторяют простые движения и жесты;

-    вполне способны обнаруживать источник звуков. Начиная с 4 мес участвуют в голосовых играх, в порцессе которых повторяется один и тот же слог «ма-ма-ма». «па-па-па». Начинают взаимодействовать со взрослыми в их языковых играх, в которых слова произносятся с повторением. Любят песенки и звуки. От 4 до 6 мес младенцы более чувствительны к звукам и реагируют на изменения в голосовых тонах и звуках;

-    передвигаются с помощью рук и ног вперед и назад, перекатываются из стороны в сторону. Способны хорошо чувствовать себя на полу, чтобы играть, начинают сидеть самостоятельно и ползать в период между 5 и 6 мес;

-    обладают слабыми навыками крупной и мелкой моторики, а также выполняют непроизвольные движения рук и ног. Продолжается развитие координации мелкой моторики кистей рук. Захватывают предметы ладонью (примитивный захват). Крепко захватывают предметы, протягивают руку, чтобы взять предмет, могут перекладывать предмет из одной руки в другую;

-    поступательно развивается двигательный аппарат, в частности: они удерживают, захватывают, нажимают, трясут, толкают и бросают предметы на пол. Захват и удержание предметов полностью осваиваются приблизительно к 6 мес. Неуверенно пытаются переворачивать плотные страницы.

-    примерно в 6 мес острота зрения и цветовые рецепторы у младенцев соответствуют уровню взрослого человека. Их привлекают красные и желтые цвета и отпечатанные изображения.

3.2.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от 4 до 8 мес, приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Подкатегории игрушек для детей от 4 до 8 мес

Подкатегория

Начальный возраст, мес

Описание и примеры подходящих игрушек

1.02

4+

Прорезыватели и кольца для прорезывания зубов

1.07

4+

Развивающие доски: доски, которые крепятся к кроватке и имеют различные игровые функции, такие как различные цветные фигурки, небьющиеся зеркала, вертушки-погремушки, нажимные кнопки, скользящие по направляющим детали, открывающиеся дверцы

1.11

4+

Игрушки для купания в форме животных, маленькие лодки и плавучие объекты

1.45

4+

Шары или цилиндры — прозрачный материал с видимым содержимым

1.17

5+

Простые кубики, вкладываемые друг в друга, игрушки, матрешки, пирамидки

1.12

6+

Простые книги, сделанные из ткани и/или пластика

1.20

6*

Простые игрушки качалки/каталки (без веревки и ручки) со звуковыми и/или разноцветными световыми сигналами — животные или машинки на колесиках

1.48

6+

Простые клавиатуры или ручные игрушки с кнопками, нажатие на которые вызывает мигание и звуки

1.18

6♦

Простые мячи и игрушки с треком (путями/дорогой)

3.3 Дети в возрасте от 8 до 12 мес

3.3.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 8 до 12 мес

Как правило, у детей от 8 до 12 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения: - проявляют беспокойство в случае отсутствия матери или отца или в присутствии посторонних. Дети привязываются к объектам (одеяло, плюшевые игрушки и т. д.). которые обеспечивают комфорт и чувство безопасности. Начинается развитие подражательного поведения, способности распознавать и имитировать голоса, песенки и звуки. Способны повторять песенки и звуки после многократного прослушивания;

-    начиная с 8 мес их невнятная речь становится похожа на звуки их родного языка. Подражают некоторым знакомым им действиям с использованием материалов или игрушек, таких как качание куклы (это первая фаза символизации), и понимают смысл некоторых жестов (поцелуй, до свидания и подойди сюда). Проявляют себя путем жестов (например, протягивание и сжимание руки, когда они чего-то хотят), однако они все же только узнают то. что находится в их ближайшем поле зрения. Во время этого возрастного диапазона они начинают излагать свои первые слова и связывать их с действиями, но ограничиваются знанием своего непосредственного окружения. Поэтому уже появляется осмысленное словесное и физическое общение. Их все еще привлекают элементы, которые стимулируют чувства;

-    начинают связывать предметы с их предназначением и полностью осознают существование и постоянство предмета (продолжают осознавать их. даже когда их не видно). Способны с большей легкостью переворачивать страницы книг, понимать простые причинно-следственные связи и лучше осознавать себя. Они начинают осознавать понятие высоты и опасность падения;

-    способны лучше балансировать телом, проявляют интерес к движению и размещению предметов (равновесие, движение), а также бблыиую изящность и координацию в движениях. Проявляют интерес к исследованию окружающей среды, могут ползать и сидеть без посторонней помощи. Остаются в положении «стоя» и делают первые шаги с поддержкой;

-    наличие контроля мышц и более развитой тонкой двигательной координации. Примитивное сжимание более скоординировано (удерживание, захват), способны играть на инструментах. Используют указательный палец, указывая на объекты и людей;

-    способны удерживать два объекта одновременно, но не могут координировать их. Предметы остаются у них в руках дольше, они чаще хватают предметы и стучат по ним. Они развивают навыки мелкой моторики, когда хватают, толкают, тянут, надавливают, гладят, подталкивают предметы, хлопают в ладоши, пожимают руки и рисуют каракули.

3.3.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от 8 до 12 мес. приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Подкатегории игрушек для детей от 8 до 12 мес

Подкатегория

Начальный возраст, мес

Описание и примеры подходящих игрушек

1.14

8*

Неваляшки, надувные игрушки-неваляшки и игрушки на пружине — фигурки и животные, качающиеся в разные стороны, изготавливаемые из жесткого пластика или надувные, коробки с выскакивающими фигурками, выдвигающиеся и крутящиеся игрушки

1.16

8>

Книги с плотными (прочными) страницами

1.35

8*

Мягкие материалы различных форм для складывания

1.31

9*

Игрушки для обучения хождению (с ручкой-толкателем) — устройства на колесах с твердым основанием и ручкой для обучения ребенка хождению

502

9♦

Куклы, воображаемые животные без съемных деталей куклы, представляющие собой вымышленные персонажи, в том числе в форме животных или человека

3.4 Дети в возрасте от 12 до 18 мес

3.4.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 12 до 18 мес

Как правило, у детей в возрасте от 12 до 18 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения:

- дети не могут еще чередовать движение ног при отталкивании от пола, сидя на игрушке-каталке. не умеют крутить педали. Первые каталки малышей не нуждаются в рулевых механизмах, так как дети, только начинающие ходить, не справятся с ними. Кроме того, они могут имитировать спорт только игровым способом, без правил;

-    дети растут медленнее при наличии более развитых движений и крупной моторики. Мелкая моторика находится в постоянном развитии, но ловкость по-прежнему ограничена. Продолжается совершенствование координации глаз и рук:

-    начинают выбирать свои игрушки и держать их рядом с собой. В состоянии помнить события прошлого, по-прежнему любят исследовать предметы при помощи ладоней и рта. Используют все органы чувств для познания окружающего мира. Обладают простейшим символическим мышлением;

-    в возрасте не старше 13 мес дети начинают напевать. Увеличиваются лингвистические навыки, проявляется вербализация как средство общения и понимают смысл ряда слов. Различают повторяющиеся и ритмические звуки. Любят слушать простые истории и могут связывать картинки с произнесенным словом:

-    детям нравятся песни, под которые можно танцевать (например. «10 маленьких пальчиков»), им нравятся ритмичные инструменты и процесс воспроизводства музыки с помощью музыкальных инструментов. Прислушиваются к ритму и звенящим звукам и могут двигать предметы в соответствии с ритмом музыки. Смотрят телевизор и другие средства массовой информации и хотят кахадый раз смотреть одну и ту же программу;

-    проявляют все большее любопытство, отдавая предпочтение новым объектам. Исследование как игра является основным видом деятельности на данном этапе;

-    дети начинают фиксировать различия в размере, форме и передвижении предметов. Способны сопоставлять и начинают распознавать простые формы, такие как треугольники, квадраты, прямоугольники и т. д. на основе их изучения. Они могут чувствовать на ощупь разные материалы;

-    способны держать в руках и носить игрушки и легкие предметы. Бросают и пинают мягкие и легкие мячи;

-    нравятся маленькие игрушечные транспортные средства, которые можно толкать, а также игрушечные машинки с дверями или отсеками для перевозки игрушек;

-    любят поворачивать ручки и циферблаты, которые имеют низкое сопротивление. Держат и передают предметы из одной руки в другую и умышленно избавляются от них. Переворачивают страницы книг или журналов (несколько за раз), обращая внимание на изображения, а не на текст (могут смотреть на иллюстрацию вверх ногами). Любят писать и использовать тесто и глину для лепки с помощью взрослых;

-    наблюдают и имитируют других детей и взрослых. Имеют большой потенциал для социального контакта, но эгоцентричны. Решают проблемы методом проб и ошибок;

-    способны лучше ходить, но все же могут иметь неустойчивое равновесие, мышцы еще недостаточно укреплены и развиты. Однако начиная с возраста 16 мес большинство детей способны ходить и стоять на месте. Исследуют окружающую среду, начинают ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. залезать на мебель, на объекты игровой площадки и т. д. Иногда падают на гладкие и ровные поверхности, осознают высоту и опасность падений и элементарное пространственное расположение;

-    ближе к 18 мес в состоянии бежать и стоять без поддержки. Увеличивается подвижность, начинают танцевать и подпрыгивать одновременно обеими ногами. Выполняют простое вращение частей тела.

3.4.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от 12 до 18 мес, приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Подкатегории игрушек для детей от 12 до 18 мес

Подкатегория

Начальный возраст, мес

Описание и примеры подходящих игрушек

1.23

12*

Коробки, емкости, ведра и контейнеры для хранения игрушек

1.29

12*

Качалки в виде животных и кресла-качалки, размер которых подходит для детей. для катания и качения

1.30

12*

Игрушки каталки с придающей устойчивость длинной ручкой — аппарат для приготовления попкорна, механическая газонокосилка

Окончание таблицы 4

Подкатегория

Начальный возраст, мес

Описание и примеры подходящих игрушек

1.33

12+

Игрушки, на которых дети сидят верхом, ноги при этом находятся на полу, трехколесный велосипед без педалей, другие колесные игрушки, транспортные средства без педалей, которые приводятся в движение силой ноги ребенка. отталкивающейся от земли

1.37

12+

Передвижные бусины на закрепленной веревке или стержень — лабиринт из бусин или рамка

1.39

12+

Сортировщики форм с различными формами и цветами контейнеры и транспортные средства с отверстиями различной геометрической формы, которые позволяют частям только проходить через соответствующие отверстия и падать внутрь

1.41

12+

Наборы инструментов. «колотушки»-игрушки, имитирующие столярную мастерскую (в данном возрасте только инструменты-колотушки)

1.43

12+

Игрушки с механическим и электрическим управлением игрушечные транспортные средства, куклы, животные персонажи и т. д , выполненные из пластика, металла, ткани или плюша и приводимые в движение пружиной или аккумуляторной батареей

2.10

12+

Легкие шарики (пластиковые)

5.19

12+

Имитация приборной панели — имитирующие вождение автомобилей, катеров. самолетов или космических кораблей

520

12+

Простые маскарадные костюмы накладные костюмы без крепежных деталей и с большими отверстиями для рук и ног; базовые наряды, включая головные уборы, платки, а также другие аксессуары для волос и обувь

625

12+

Музыкальные игрушки — простые музыкальные инструменты, такие как пианино. гитары, барабаны, бубны, рожки и др

626

12+

Простые игровые наборы — базовая конструкция с фигурками с ограниченной детализацией в количестве от 3 до 5 шт.

3.5 Дети в возрасте от 18 до 24 мес

3.5.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей с 18 до 24 мес

Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от 18 до 24 мес:

-    обладают более совершенными мелкими двигательными способностям и улучшенными двигательными навыкам, но ограниченной ловкостью. Могут построить несколько строительных блоков вместе. Переворачивают страницы книги тщательно, чтобы не разорвать их. и регулярно называют и указывают на знакомые предметы в книгах. Понимают, что изображения рассказывают историю и что взрослый читает данную историю. По-прежнему требуются невербальные средства выражения;

-    обладают пониманием ежедневного распорядка дня по последовательности событий, более точно подражают увиденному поведению. Уже обладают образным мышлением и демонстрируют символическую игру, ролевые игры с имитацией повседневной деятельности в изолированном виде (мать и дочь, разговор по телефону и т. д.);

-    в возрасте около 20 мес. дети способны переносить предметы в своих руках при ходьбе, собрать вместе предметы и разделить их на отдельные части (простой метод монтажа). Используют блоки для создания построек и считают, что их опрокидывание — забавная деятельность. Умеют нанизывать крупные бусы на шнурок при условии, что есть большие отверстия. Рисуют абстрактные формы и углы;

-    пространственное мышление находится в стадии развития: «впереди», «сзади», «вверху» и «внизу». Распознают части человеческого тела. Демонстрируют более высокое развитие памяти и способны играть с простыми игрушками и перчаточными куклами. Обучение происходит путем повто-