Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

760.00 ₽

Купить ГОСТ Р 58086-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на отношения, возникающие при распределении исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые, приобретаемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ, в том числе при бюджетном финансировании.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Объекты распределения исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР

6 Субъекты распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР

     6.1 Заказчики

     6.2 Исполнители

     6.3 Авторы

7 Принципы, критерии и показатели распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР

8 Особенности распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских работ

9 Особенности распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении опытно-конструкторских, технологических и производственных работ

10 Особенности распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР по государственному контракту

Библиография

 
Дата введения01.08.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

13.03.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии131-ст
РазработанАНО РНИИИС
РазработанНекоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований Институт нового индустриального развития
ИзданСтандартинформ2018 г.

Intellectual property. Distribution of the intellectual rights between the customer, the performer and the author on the protected results of intellectual activity created and/or used at performance of research, developmental work, technological and production works

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

58086—

2018

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ И АВТОРОМ НА ОХРАНЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ И/ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Издание официальное

Стандартинформ

2018

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности» (РНИИИС) по заказу Некоммерческого партнерства по содействию в проведении научных исследований «Институт нового индустриального развития»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК481 «Интеллектуальная собственность»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2018 г. № 131-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

© Стандартинформ, 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 58086—2018

б)    распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

в)    публичный показ произведения;

г)    импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

д)    прокат оригинала или экземпляра произведения;

е)    публичное исполнение произведения;

ж)    сообщение произведения в эфир для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции);

и)    сообщение произведения по кабелю для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

к)    перевод или другая переработка произведения;

л)    доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, чтобы любое лицо могло получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору;

-    право распоряжаться исключительным правом на произведение, в том числе передавать его по договору (договор отчуждения) или предоставлять право использования (лицензионный договор);

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам его использование любыми способами (в т.ч. в отношении переводов таких произведений в течение всего срока действия исключительных прав на оригинальные произведения);

-    право на вознаграждение за использование научного произведения.

5.1.2    Исключительное (имущественное) право публикатора на обнародованное им научное произведение как объект смежных прав, в т.ч.:

-    право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, в том числе:

а)    воспроизведение произведения;

б)    распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

в)    публичный показ произведения;

г)    импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

д)    прокат оригинала или экземпляра произведения;

е)    публичное исполнение произведения;

ж)    сообщение произведения в эфир для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции);

и) сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

-    право распоряжаться исключительным правом на произведение, в том числе передавать его по договору (договор отчуждения) или предоставлять право использования (лицензионный договор);

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам его использование любыми способами;

-    право на вознаграждение за использование научного произведения.

5.1.3    Имущественное право использования технических средств защиты произведения — имущественное право правообладателя исключительных авторских прав на использование любых технологий, технических устройств или их компонентов в целях установления контроля доступа к объектам авторских прав по предотвращению либо ограничению их незаконного использования, а также совершения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении таких объектов.

5.2 К исключительным (имущественным) правам на базу данных относятся следующие.

5.2.1 Исключительное право автора или иного правообладателя базы данных как объект авторского права, включающее в себя:

-    право использовать базу данных в любой форме и любым не противоречащим закону способом независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, в том числе:

а)    воспроизведение базы данных;

б)    распространение базы данных путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

в)    публичный показ базы данных;

7

г)    импорт оригинала или экземпляра базы данных в целях распространения;

д)    прокат оригинала или экземпляра базы данных;

е)    сообщение базы данных в эфир для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции);

ж)    сообщение базы данных по кабелю для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

и)    перевод или другая переработка базы данных;

к)    доведение базы данных до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к базе данных из любого места и в любое время по собственному выбору.

-    право распоряжаться исключительным правом на базу данных, в том числе передавать ее по договору (договор отчуждения) или предоставлять право использования (лицензионный договор);

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование базы данных любыми способами;

-    право на вознаграждение за использование базы данных.

5.2.2 Исключительное право изготовителя базы данных или иного правообладателя на содержание базы данных как объект смежных прав, включающее в себя:

-    право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом;

-    право распоряжаться указанным исключительным правом;

-    право разрешать и запрещать извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование;

-    право на вознаграждение за использование базы данных.

5.3    К исключительным (имущественным) правам на программу для ЭВМ относятся в том числе следующие:

-    право использовать ПЭВМ любым не противоречащим закону способом независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели;

-    право распоряжаться исключительным правом на ПЭВМ, в том числе передавать его по договору (договор отчуждения) или предоставлять право использования (лицензионный договор);

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам его использование любыми способами;

-    право на вознаграждение за использование программы для ЭВМ;

-    имущественное право правообладателя исключительных прав на программу для ЭВМ использовать любые технологии, технические устройства или их компоненты в целях установления контроля доступа к ПЭВМ, прав по предотвращению либо ограничению их незаконного использования, а также совершения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении таких объектов.

5.4    К исключительным (имущественным) правам на топологию интегральной микросхемы относятся следующие:

-    право использовать топологию любым не противоречащим закону способом, в том числе осуществлять действия, направленные на извлечение прибыли, в частности: воспроизведение топологии в целом или частично путем включения в интегральную микросхему либо иным образом, за исключением воспроизведения только той части топологии, которая не является оригинальной; ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и иное введение в гражданский оборот топологии, или интегральной микросхемы, в которую включена эта топология, или изделия, включающего в себя такую интегральную микросхему;

-    право распоряжаться исключительным правом на топологию;

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование топологии;

-    право на вознаграждение за использование топологии.

5.5    К имущественным правам на объекты патентного права относятся следующие.

5.5.1 Исключительное (имущественное) право патентообладателя на изобретение, полезную модель, промышленный образец, удостоверяемое соответствующим патентом и включающее:

-    право использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец любым не противоречащим закону способом, в том числе осуществлять: ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажу, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец, либо продукта, полученного непосредственно

ГОСТ P 58086—2018

запатентованным способом, либо устройства, при функционировании (эксплуатации) которого в соответствии с его назначением автоматически осуществляется запатентованный способ; либо осуществление способа, в котором используется изобретение, в частности, путем применения этого способа;

-    право распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец;

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам их использование, включая создание, использование, предложение для продажи, продажу или ввоз для этих целей продукта, охраняемого патентом, действие по использованию способа, охраняемого патентом, а также использование, предложение для продажи, продажу или ввоз для этих целей, по меньшей мере, продукта, полученного непосредственно этим способом;

-    право на вознаграждение за использование данных результатов интеллектуальной деятельности.

5.5.2    Исключительное (имущественное) право патентообладателя на селекционное достижение, удостоверяемое соответствующим патентом и включающее в себя:

-    право использовать селекционное достижение любым не противоречащим закону способом, в том числе осуществлять производство и воспроизводство, доведение до посевных кондиций для последующего размножения, предложение к продаже, продажу и иные способы введения в гражданский оборот, вывоз с территории Российской Федерации; ввоз на территорию Российской Федерации, хранение в вышеуказанных целях;

-    право распоряжаться исключительным правом на селекционное достижение;

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам его использование;

-    право на вознаграждение за использование созданного, выведенного или выявленного селекционного достижения.

5.5.3    Имущественное право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, на селекционное достижение, первоначально принадлежащее автору данного результата интеллектуальной деятельности, которое может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, установленным законом, в том числе в порядке универсального правопреемства или по договору.

5.5.4    Имущественное право лица, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования (право преждепользования).

5.5.5    Имущественное право лица, которое в период между датой прекращения действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и датой публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений о восстановлении действия патента начало использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец либо сделало в указанный период необходимые к этому приготовления, на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема такого использования (право послепользования).

5.6    К исключительным (имущественным) правам на секрет производства (ноу-хау) относятся следующие:

-    право использовать секрет производства (ноу-хау) любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений;

-    право распоряжаться исключительным правом на секрет производства (ноу-хау);

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование секрета производства (ноу-хау);

-    право на вознаграждение за использование секрета производства (ноу-хау).

5.7    К имущественным правам на сложные объекты относятся следующие.

5.7.1 Имущественное право на аудиовизуальное произведение, включающее в себя:

-    право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав данного аудиовизуального произведения;

-    право использовать аудиовизуальное произведение любым не противоречащим закону способом, включая право на переработку аудиовизуального произведения;

-    право распоряжаться исключительным правом на аудиовизуальное произведение;

9

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование аудиовизуального произведения;

-    право на вознаграждение за использование аудиовизуального произведения.

5.7.2    Имущественное право на мультимедийный продукт, включающее в себя:

-    право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе мультимедийного продукта на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав данного мультимедийного продукта;

-    право использовать мультимедийный продукт любым не противоречащим закону способом, включая право на переработку мультимедийного продукта;

-    право распоряжаться исключительным правом на мультимедийный продукт;

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование мультимедийного продукта;

-    право на вознаграждение за использование мультимедийного продукта.

5.7.3    Имущественное право лица, организовавшего создание единой технологии, Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации на единую технологию, включающее в себя:

-    право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии;

-    право распоряжаться исключительным правом на единую технологию;

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использовать единую технологию;

-    право на вознаграждение за использование единой технологии.

6 Субъекты распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР

Субъектами распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР, являются заказчики, исполнители и авторы.

6.1    Заказчики

В соответствии с особенностями правового положения (статуса), объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР, выделяют следующие группы заказчиков:

-    государственные заказчики;

-    муниципальные заказчики;

-    государственные организации (академии наук, научные и образовательные организации, компании, фонды);

-    негосударственные заказчики (научные и образовательные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации, фонды);

-    иностранные заказчики (иностранные государства, иностранные частные кампании, межгосударственные заказчики, международные организации);

-    физические лица.

6.1.1    Государственные заказчики

В рамках контрактной системы [2] в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система) в качестве государственных заказчиков выступают действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки:

-органы государственной власти;

-    государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» [3];

-    органы управления государственными внебюджетными фондами (органы управления Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования);

-    государственные казенные учреждения.

10

ГОСТ P 58086—2018

В рамках контрактной системы предусмотрена передача государственными заказчиками своих полномочий на основании договоров на осуществление закупок бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

Правила и процедуры распределения прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств государственного бюджета, применяются для решения вопросов распределения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР за счет средств государственного бюджета, заказчиком которых выступают государственные заказчики [4].

6.1.2    Муниципальные заказчики

В рамках контрактной системы к муниципальным заказчикам относятся муниципальные органы и муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [5] от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

К муниципальным органам относятся: органы местного самоуправления, в структуру которых входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В рамках контрактной системы предусмотрена передача муниципальными заказчиками своих полномочий на основании договоров на осуществление закупок бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

Правила и процедуры распределения прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств государственного бюджета, применяются для решения вопросов распределения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР за счет средств муниципального бюджета, заказчиком которых выступают муниципальные заказчики.

6.1.3    Государственные организации

К государственным организациям относятся: государственные корпорации [6], государственные компании, хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества с государственным участием, государственные академии наук, государственные научные и образовательные учреждения и организации, государственные фонды.

Государственная корпорация — созданная на основании федерального закона, не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственная компания — некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Хозяйственные общества с государственным/муниципальным участием — общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %.

Дочерние хозяйственные общества с государственным / муниципальным участием — общества, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам, или дочерним хозяйственным обществам этих юридических лиц.

Государственные академии наук — некоммерческие организации, созданные в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.

Государственные академии наук участвуют в координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники. Го-

сударственные академии наук строятся по научно-отраслевому и территориальному признакам. В их структуру входят отделения по областям и направлениям науки, региональные отделения и региональные научные центры.

К государственным академиям наук относятся:

-    Российская академия наук (РАН) — самоуправляемая научная организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета. В структуру Российской академии наук входят региональные отделения Российской академии наук, региональные научные центры Российской академии наук и представительства Российской академии наук.

Российская академия наук осуществляет от имени Российской Федерации в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении региональных отделений Российской академии наук и региональных научных центров Российской академии наук.

Научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, представляют в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах [7, 8].

-    Российская академия образования (РАО) — некоммерческая научная организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук, принимает участие в координации исследований по этим направлениям [9];

-    Российская академия архитектуры и строительных наук — научно-творческая организация, которая проводит фундаментальные и научно-практические исследования в градостроительной деятельности, в области укрепления связей между наукой и практикой в сфере архитектуры, градорегу-лирования и строительства, взаимодействия архитектуры и градостроительства с другими областями художественной культуры, а также в смежных с ними областях науки, принимает участие в координации исследований по этим направлениям [10];

-    Российская академия художеств — некоммерческая научная организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим вопросам изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры (ваяние и зодчество, творческие концепции архитектурной деятельности, дизайн архитектурной среды, реконструкция и реставрация архитектурного наследия), дизайна и художественного образования, иных гуманитарных и общественных наук, художественных технологий, а также принимает участие в координации фундаментальных научных исследований и творческих процессов, выполняемых Академией за счет средств федерального бюджета [11].

Средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются государственным академиям наук в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук, которая в целях обеспечения стабильности финансирования таких исследований принимается на срок не менее пяти лет.

Государственные фонды создаются в форме бюджетных или автономных учреждений в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством финансового обеспечения такой деятельности. Основными государственными фондами являются:

-    Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

-    Российский Фонд фундаментальных исследований [12];

-    Российский гуманитарный научный фонд [13]

-    Фонд перспективных исследований;

-Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»).

Правила и процедуры распределения прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств государственного бюджета, применяются для решения вопросов распределения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР за счет средств государственного бюджета, заказчиком которых выступают государственные организации. В остальных случаях вопросы распределения прав определяются на договорной основе.

12

ГОСТ P 58086—2018

6.1.4    Негосударственные заказчики

В качестве основных негосударственных заказчиков могут выступать: негосударственные научные и образовательные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации, включая фонды.

Коммерческие организации — юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [14].

Фондом признают не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (далее — государственные фонды), созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами (далее — негосударственные фонды) [15].

Правила и процедуры распределения прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств государственного бюджета, применяются для решения вопросов распределения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР за счет средств государственного бюджета, заказчиком которых выступают негосударственные заказчики. В остальных случаях вопросы распределения прав решаются на договорной основе.

6.1.5    Иностранные заказчики

К иностранным заказчикам относятся иностранные государства, иностранные частные кампании, международные организации.

Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект исключительных (имущественных) прав находится за пределами территории Российской Федерации, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже.

Если в соответствии с договором невозможно определить право, подлежащее применению, применяют право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.

6.1.6    Физические лица — любые физические лица, по заявке которых или по договору с которыми производится в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

6.2 Исполнители

В соответствии с особенностями правового положения (статуса), объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР, выделяют следующие группы исполнителей НИОКТР:

-    подрядчики/генеральные подрядчики;

-    субподрядчики;

-    исполнители — юридические лица;

-    исполнители — физические лица (индивидуальные предприниматели, иные физические лица);

-    соисполнители.

13

6.2.1    Подрядчик — физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, объединение), которое по договору подряда с заказчиком проводит работы (оказывает услуги) по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных работ, результатом которых является получение одного или нескольких результатов интеллектуальной деятельности, самостоятельно определяет способы их выполнения (если иное не предусмотрено в договоре) и передает результаты заказчику работы.

6.2.2    Если в законе или договоре подряда не установлена обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком.

Генеральный подрядчик в договорах на выполнение НИОКТР:

-    согласовывает с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;

-    гарантирует заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц;

-    незамедлительно информирует заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы.

6.2.3    Субподрядчик — физическое или юридическое лицо, привлеченное подрядчиком (генеральным подрядчиком) для выполнения работ по договору подряда, в том числе по договорам о выполнении НИОКТР, которые выполняют работы по субподрядному договору с подрядчиком (генеральным подрядчиком).

6.2.4    Основной исполнитель из числа юридических лиц — государственная академия наук, образовательная, научная и проектная организация.

Образовательными организациями признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам и стандартам, а также научную деятельность.

Научными организациями признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.

Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может быть присваивоен статус государственного научного центра.

Научная организация может осуществлять сотрудничество с организациями высшего образования и координацию своей деятельности и деятельности таких образовательных организаций, в том числе на основе договоров, путем создания объединений научных организаций и организаций высшего образования в форме ассоциаций или союзов. Научная организация в соответствии с договором, заключенным с организацией высшего образования, может создать структурное подразделение (лабораторию), осуществляющее научную и (или) научно-техническую деятельность в такой образовательной организации с учетом реализуемых ею образовательных программ и тематики научных исследований, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6.2.5    Исполнитель из числа физических лиц — индивидуальный предприниматель и иное физическое лицо.

Физические лица могут выступать в качестве исполнителей научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ на основании гражданско-правовых договоров, по государственному или муниципальному контракту.

6.2.6    Соисполнитель — физическое или юридическое лицо, выполняющее на основании соответствующего договора (контракта) наряду с исполнителем определенную долю совместных работ, предусмотренных в рамках договора (контракта) на выполнение научно-исследовательских работ, опытноконструкторских и технологических работ по разработке и (или) поставке продукции.

ГОСТ P 58086—2018

6.3 Авторы

В соответствии с особенностями правового положения (статуса), объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР, выделяют следующие группы авторов:

-    авторы РИД, используемых при выполнении НИОКТР по госзаказу, муниципальному заказу, договору выполнения НИОКР;

-    авторы служебных РИД;

-    авторы (соавторы) сложных РИД.

Авторами служебных РИД являются физические лица, творческим трудом которых созданы охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, полученные при выполнении трудовых функций (обязанностей) или конкретного служебного задания работодателя, в том числе: служебные произведения науки, служебные ПЭВМ, служебные базы данных, служебные изобретения, служебные полезные модели и служебные промышленные образцы, служебные селекционные достижения, служебные топологии интегральных микросхем, служебные секреты производства (ноу-хау).

К авторам (соавторам) сложных РИД относятся авторы, создавшие своим творческим трудом результаты интеллектуальной деятельности, используемые в составе:

-    составных произведений (составители сборников, антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения);

-    аудиовизуальных произведений (режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения);

-    мультимедийных продуктов.

Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Составитель либо иной автор составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания составного произведения.

Авторские права составителя и иного автора составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано составное произведение.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не установлено в договоре с создателем составного произведения.

Авторские права на сборник, иное составное произведение не препятствуют другим лицам перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Лицо, организовавшее создание сложных РИД, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

7 Принципы, критерии и показатели распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР

7.1 Принципы распределения исключительных (имущественных) прав направлены на обеспечение эффективной политики распределения имущественных прав на создаваемые и/или используемые в ходе НИОКТР результаты интеллектуальной деятельности [8, 16, 17] и включают в себя следующие основные правила деятельности:

-    выявление и минимизация возможных рисков распределения исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности;

15

-эффективное распределение прав, обязанностей, компетенций, ответственности между участниками правоотношений распределения исключительных (имущественных) прав на РИД;

-    приоритет экономической целесообразности и эффективности расходов (затрат), связанных с процессами распределения исключительных (имущественных) прав на РИД;

-    соблюдение баланса интересов участников отношений, связанных с процессами создания охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и распределения исключительных (имущественных) прав на эти результаты;

-    мотивация инновационной активности участников отношений по распределению исключительных (имущественных) прав на РИД.

7.2 Критериями выявления и минимизации возможных и выявленных рисков, связанных с распределением прав на результаты интеллектуальной деятельности, являются следующие основные признаки, определяющие оценку качества распределения рисков, позволяющих снизить издержки сторон обязательства на исполнение обязательства и результативность такой оценки [18]:

-    оптимальность издержек контроля над риском;

-    минимизация издержек при управлении «оставшимся» риском;

-справедливое возложение риска при диспозитивном способе распределения рисков;

-справедливое возложение риска при императивном способе распределения рисков.

При этом под рисками понимают действия и/или бездействия сторон договора при выполнении НИОКТР, в результате которых могут наступить или наступили неблагоприятные последствия для выполнения договора и/или использования его результатов.

7.2.1    Оптимальность издержек контроля над риском достигают путем принятия экономически оправданных мер заботливости и осмотрительности для снижения вероятности наступления неблагоприятных последствий либо их тяжести.

Показателем оптимальности уровня заботливости и осмотрительности является такая величина издержек на предотвращение случайного нарушения обязательства, которая не будет превышать выгоды от дополнительной заботливости и осмотрительности, когда полученная выгода равна величине убытков (или неустойки, подлежащей уплате), которых удалось избежать, дисконтированной на вероятность их возникновения.

7.2.2    Минимизации издержек при управлении «оставшимся» риском достигают с помощью принятия дополнительных мер управления договорным риском путем его страхования, за счет образования резервного фонда на случай возникновения убытков по отдельным договорным связям либо путем заключения опционных договоров и т. п.

Показателями минимизации издержек при принятии дополнительных мер являются следующие:

-    величина издержек оценки вероятности наступления случайных событий,

-    величина возможных неблагоприятных последствий, включая требования со стороны третьих лиц;

-    величина трансакционных издержек заключения страховых договоров, опционных договоров, образования резервного фонда и т.п.

7.2.3    Справедливого возложения риска при диспозитивном способе распределения рисков достигают путем возложения риска на сторону договора, для которой издержки его несения составляют минимальное значение по сравнению с издержками контрагента, определяемыми на основе метода экспертных оценок усредненных значений таких издержек.

Показателями справедливости договорного распределения рисков являются:

-    возможность стороны договора самостоятельно предотвратить наступление неблагоприятных последствий, при том что другая сторона такой возможности лишена либо для нее это будет связано с большими издержками;

-    возможность стороны договора управлять риском с меньшими сравнительными издержками на принятие дополнительных мер управления договорным риском.

7.2.4    Справедливое возложение риска, прямо указанного в законе, при императивном способе распределения рисков достигается путем возложения риска и ограничении объема таких рисков на сторону договора, имеющую более сильные позиции при экономическом неравенстве сторон.

Ограничение объема возлагаемых рисков достигают путем:

-    определения в договоре стороны, которая должна нести конкретный риск;

-установления ответственности в начале риска (без учета вины);

-смягчения ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, до пределов ответственности при наличии вины;

-установления специальных оснований прекращения договорных обязательств либо специальных обязанностей сторон на случай наступления тех или иных непредвиденных обстоятельств.

16

ГОСТ P 58086—2018

Содержание

1    Область применения....................................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................................................1

3    Термины и определения...............................................................................................................................2

4    Сокращения..................................................................................................................................................6

5    Объекты распределения исключительных (имущественных) прав между заказчиком,

исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР.................................................................6

6    Субъекты распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые

при выполнении НИОКТР.........................................................................................................................10

6.1    Заказчики..............................................................................................................................................10

6.2    Исполнители........................................................................................................................................13

6.3    Авторы .................................................................................................................................................15

7    Принципы, критерии и показатели распределения исключительных (имущественных)

прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР.................................................................................................15

8    Особенности распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые

результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских работ........................................................................................20

9    Особенности распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые

при выполнении опытно-конструкторских, технологических и производственных работ.....................25

10    Особенности распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые

при выполнении НИОКТР по государственному контракту...................................................................31

Библиография................................................................................................................................................38

ГОСТ P 58086—2018

Показателями справедливости императивного распределения рисков являются:

-учет характера договорных отношений, в т.ч. риска невозможности указания в договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ риска (риск заказчика) и риска недостижения результата при оказании услуг (риск услугополучателя);

-    ограничение мотивации недобросовестного поведения и недобросовестной конкуренции стороны договора, освобожденной от риска.

7.3 Критериями эффективного распределения прав, обязанностей, компетенций, ответственности между участниками правоотношений распределения исключительных (имущественных) прав являются следующие основные признаки, определяющие оценку качества эффективности процесса распределения исключительных (имущественных) прав и результативность такой оценки [19, 20]:

-    создание добавленной стоимости за счет оборота интеллектуальной собственности;

-    капитализация активов предприятий и организаций через нематериальные активы;

-    использование инвестиционного потенциала интеллектуальной собственности;

-    снижение уровня контрафактности при создании и реализации конкурентоспособной инновационной продукции.

7.3.1    Показателями создания добавленной стоимости при обороте интеллектуальной собственности являются:

-доля интеллектуальной собственности в структуре цены при ценообразовании и размещении заказа, в т.ч. государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКТР, производство и выпуск инновационной продукции, выполнение работ и оказание услуг в инновационной сфере;

-доля расходов на осуществление мер по правовой охране интеллектуальной собственности (в процентах к расходной части бюджета и расходам на НИОКТР);

-    количество и стоимость (в миллионах рублей) приобретенных исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые при выполнении НИОКТР и производстве инновационной продукции;

-    количество и стоимость (в миллионах рублей) заключенных договоров в области интеллектуальной собственности при использовании созданных при выполнении НИОКТР результатов интеллектуальной деятельности, их доля к общему объему учтенной интеллектуальной собственности.

7.3.2    Показателями капитализации активов предприятий и организаций путем коммерциализации интеллектуальной собственности являются:

-    число единиц учета и стоимость (в миллионах рублей) нематериальных активов (НМА), в т.ч.:

-    полученных (созданных/приобретенных) при бюджетном финансировании и находящихся в составе государственной казны РФ, государственной казны субъекта РФ, муниципальной казны в субъекте РФ;

-    полученных (созданных/приобретенных) при бюджетном финансировании и находящихся в составе НМА государственных научных учреждений;

-    полученных (созданных/приобретенных) при бюджетном финансировании и находящихся в составе НМА государственных образовательных учреждений;

-    полученных (созданных/приобретенных) при бюджетном финансировании и находящихся в составе НМА государственных предприятий и организаций;

-    полученных (созданных/приобретенных) при бюджетном финансировании и находящихся в составе НМА иных организаций;

-доля участия (доля оплаты акций) во вновь создаваемых компаниях за счет интеллектуальной собственности.

7.3.3    Показателями эффективного использования инвестиционного потенциала интеллектуальной собственности являются:

-    количество и стоимость (в миллионах рублей) заключенных договоров кредитования под залог интеллектуальной собственности;

-    количество и стоимость (в миллионах рублей) заключенных договоров займа под залог интеллектуальной собственности;

-    количество и стоимость (в миллионах рублей) предоставленных банковских гарантий под залог интеллектуальной собственности;

-    количество и стоимость (в миллионах рублей) привлеченных инвестиций под обеспечение и со-финансирование посредством интеллектуальной собственности.

7.3.4    Показателями уровня контрафактности и конкурентоспособности продукции являются:

-доля контрафактной продукции на внутреннем и внешнем рынках с нарушением исключительных (имущественных) прав правообладателей результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении НИОКТР;

17

Введение

В Государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»1) среди нерешенных серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности Правительства Российской Федерации и бизнеса в плане инновационного развития экономики страны, указана в том числе проблема неурегулированности вопросов распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств.

Целью настоящего стандарта является введение процедур и правил, регулирующих отношения при распределении исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ, в том числе при бюджетном финансировании.

К основным задачам стандартизации, направленным на достижение указанной цели, относятся:

-    создание условий (предпосылок) для обеспечения экономической и технологической безопасности, а также минимизации рисков и повышения экономической значимости использования интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов, в том числе при бюджетном финансировании;

-    обеспечение гибкости (широкого выбора вариантов распределения исключительных (имущественных) прав) системы процедур и правил;

-    регламентация процедур согласования интересов участников отношений, возникающих при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКТР);

-    повышение уровня коммерциализации исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Основные правоотношения, связанные с распределением исключительных (имущественных) прав на РИД, возникают при выполнении следующих ключевых процессов НИОКТР:

-    государственных программ, федеральных и ведомственных целевых программ;

-    региональных целевых программ;

-    программ инновационного развития государственных компаний;

-    проектов, осуществляемых в рамках программ инновационного развития государственных академий наук;

-    проектов, осуществляемых в рамках технологических платформ;

-    проектов, осуществляемых в рамках региональных инновационных кластеров;

-    проектов, осуществляемых научными и образовательными организациями в рамках собственных программ развития за счет собственных источников финансирования;

-    проектов, осуществляемых в рамках программ международного сотрудничества.

При этом в числе основных направлений классификации отношений распределения исключительных (имущественных) прав можно выделить:

а)    по заказчикам НИОКТР;

б)    по исполнителям НИОКТР;

в)    по процессам, в которых возникают отношения распределения исключительных (имущественных) прав в связи с выполнением НИОКТР;

г)    по объектам исключительных (имущественных) прав, создаваемым и/или используемым в ходе выполнения НИОКТР.

Указанная матрица отношений и определяет предметную область данного стандарта.

Настоящий стандарт позволяет обеспечить эффективное распределение исключительных (имущественных) прав между участниками правоотношений, возникающих при выполнении НИОКТР и при производстве продукции, и минимизировать риски, возникающие при этом, и в итоге станет основой для реализации потенциала интеллектуальной собственности на благо экономики страны, повышения конкурентоспособности инновационной продукции с использованием преимущественно отечественных наукоемких технологий.

11 Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 467-р.

ГОСТ Р 58086-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ И АВТОРОМ НА ОХРАНЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ И/ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Intellectual property. Distribution of the intellectual rights between the customer, the performer and the author on the protected results of intellectual activity created and/or used at performance of research, developmental work,

technological and production works

Дата введения — 2018—08—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на отношения, возникающие при распределении исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые, приобретаемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ, в том числе при бюджетном финансировании.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство ГОСТ Р 55385-2012 Интеллектуальная собственность. Научные произведения ГОСТ Р 55386-2012 Интеллектуальная собственность. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, установленные в Гражданском Кодексе Российской Федерации [1], ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 _

автор результата интеллектуальной деятельности: Гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

[ГК РФ [1], ст. 1228]_

3.2    бюджетные обязательства: Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

3.3    бюджетная смета: Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов.

3.4    главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета): Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

3.5    государственные заказчики: Государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3.6    государственный оборонный заказ: Задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

3.7    заказчик: Физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке которого или контракту (договору) с которым производится в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

3.8 _

изготовитель базы данных: Лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

[ГК РФ [1], ст. 1333]

3.9 _

изобретение: Техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению.

[ГК РФ [1], ст. 1350]

3.10    иные заказчики: Бюджетные учреждения, осуществляющие размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

3.11    исполнитель (работ): Физическое или юридическое лицо, выполняющее объем работ по заявке или в рамках контракта (договора) на проведение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, создание и (или) поставку продукции или оказывающее услуги:

ГОСТ P 58086—2018

-    при прогнозировании, перспективном и текущем планировании научных исследований, выборе направлений исследований для создания новых и модернизации существующих объектов техники и их технико-экономического обоснования, развития производства или его модернизации, постановки продукции на производство;

-    при обосновании необходимости выполнения конкретных работ, включая решение вопросов повышения качества продукции, совершенствования технологии, материального, технологического обеспечения производства;

-    при выполнении научно-исследовательских работ и их этапов;

-    в процессе выполнения опытно-конструкторских, проектно-конструкторских, проектных, технологических, изыскательских и других работ (в том числе аванпроектов) и их этапов;

-    при обосновании выбора форм реализации и обеспечения оптимальных условий реализации, включая приобретение зарубежного оборудования и лицензий, сервисные услуги поставленной продукции;

-    при изыскании, исследовании применения объектов техники по новому назначению;

-    при решении вопросов использования опыта и знаний сторонних организаций и фирм;

-    при определении инжиниринговых услуг;

-    при осуществлении научно-технического сотрудничества, включая кооперирование производства, создание совместных предприятий.

3.12 _

контрактная система: Совокупность участников (вт.ч. федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими отношений, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

[Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»]

3.13    муниципальные заказчики: Органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3.14 _

научно-исследовательская работа: Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

[ГОСТ 15.101, статья 3.1]

3.15 _

научно-техническая документация: Документация, содержащая систематизированные сведения и описание результатов научно-технического исследования или состояния научно-технической проблемы (например, отчет о НИР, отчет о патентных исследованиях).

[Р 50-605-88, пункт 3]

3.16    обладатель секрета производства: Лицо, на законном основании владеющее информацией, составляющей ноу-хау, ограничившее доступ к этой информации и установившее в отношении ее режим конфиденциальности/коммерческой тайны.

3.17    объектно-ориентированные научные исследования: Исследования, проводимые для получения (уточнения) данных, необходимых для принятия решения о начале и для реализации опытноконструкторских работ, в условиях, когда предполагается, что облик продукта или технологии уже может быть очерчен.

3.18 _

опытно-конструкторская работа: Комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, изготовлению и испытаниям опытного (головного) образца (опытной партии), выполняемых для создания (модернизации) продукции.

[РД 52.14.617, статья 1.4.6]_

3.19 _

полезная модель: Техническое решение, относящееся к устройству.

[ГК РФ [1], ст. 1351]

3.20    получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета): Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

3.21    прикладные научные исследования: Научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в предположении наличия возможных путей решения проблем в интересах последующего создания новых видов продукции (технологий), которые могут быть решены с использованием накопленных фундаментальных знаний.

3.22    проблемно-ориентированные научные исследования: Исследования, направленные на решение проблем и получение результатов, потенциально пригодных для относительно широкого применения, которые при положительном результате могут быть использованы при создании определенного спектра технологий и продуктов.

3.23 _

программа для электронных вычислительных машин (программа для ЭВМ): Представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

[ГК РФ [1], ст. 1261]

3.24    программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период: Государственная программа, утверждаемая Правительством Российской Федерации по представлению Российской академии наук, предусматривающая направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включающая в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации.

3.25 _

промышленный образец: Решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.

[ГК РФ [1], ст. 1352]

3.26 _

публикатор: Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (статья 1282 ГК РФ) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

[ГК РФ [1], ст. 1337]_

3.27    разработка: Все стадии процесса опытно-конструкторской работы, выполняемые до начала серийного производства продукта, такие как проектирование, проектные исследования, анализ проектных вариантов, эскизное проектирование, сборка и испытание прототипов (опытных образцов), создание схемы опытного производства и технической документации, разработка технологии производства, проектирование изделия в целом, компоновка.

ГОСТ P 58086—2018

3.28    распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета): Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

3.29    региональный инновационный кластер: Совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждой организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

3.30 _

секрет производства (ноу-хау): Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

[ГК РФ [1], ст. 1465]

3.31

селекционное достижение: Сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным настоящим Кодексом требованиям к таким селекционным достижениям.

[ГК РФ [1], ст. 1412]_

3.32    соисполнитель (работ): Физическое или юридическое лицо, выполняющее на основании соответствующего договора (контракта) наряду с исполнителем определенную долю совместных работ, предусмотренных в рамках договора (контракта) на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке и (или) поставки продукции.

3.33    технологическая платформа: Совокупность организаций, предприятий и органов власти, объединенных по отраслевому признаку в интересах согласования приоритетов научно-технической политики между бизнесом, наукой и образованием в рамках имеющихся и разрабатываемых инструментов подготовки и реализации стратегических программ исследований, предусматривающих определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, поддержку развития научных школ, формирование научно-технологического задела и софинансирование прикладных исследований, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации в увязке с соответствующими государственными программами Российской Федерации и отраслевыми стратегиями развития, а также призванных обеспечить формирование тематики работ и проектов технологической платформы в сфере исследований и разработок на доконкурентной стадии.

3.34 _

техническая документация: Совокупность взаимосвязанной конструкторской, программной и технологической документации, в которой полностью описаны все решения по созданию и эксплуатации изделия. Техническую документацию подразделяют на исходную, проектную, рабочую и информационную.

[Р 50-605 -88, пункт 3]

3.35 _

топология интегральной микросхемы: Зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие.

[ГК РФ [1], ст. 1448]

5

3.36 фундаментальные научные исследования: Научные исследования, направленные на получение новых научных знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей среды, проводимые научными организациями и образовательными организациями высшего образования, не подразумевающие в явном виде ориентации на конкретную область практического применения полученных результатов.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БД    — база данных;

ВТ    — военная техника;

ВЦП    — ведомственная целевая программа;

ИМС    — интегральная микросхема;

НИР    — научно-исследовательская работа;

НИОКТР — научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; НМА    — нематериальные активы;

ОКТР    — опытно-конструкторские и технологические работы;

ОКР    — опытно-конструкторские работы;

ОТР    — опытно-технологические работы;

ПИР АН — программа инновационного развития Академии наук;

ПИР ГК — программа инновационного развития государственной компании;

ПЭВМ    — программа для электронно-вычислительной машины;

РИД    — результаты интеллектуальной деятельности;

РИК    — региональный инновационный кластер;

РКД    — рабочая конструкторская документация;

РЦП    — региональная целевая программа;

ТЗ    — техническое задание;

ТП    — технологическая платформа;

ФЦП    — федеральная целевая программа;

ЭВМ    — электронно-вычислительная машина.

5 Объекты распределения исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР

Основными объектами распределения исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР, являются следующие:

-    исключительные (имущественные) права на объекты авторского права и смежных прав (научные произведения, базы данных);

-    исключительные (имущественные) права на программы для ЭВМ и топологии интегральных микросхем;

-    исключительные (имущественные) права на объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения);

-    исключительные (имущественные) права на секреты производства (ноу-хау);

-    имущественные права на сложные объекты (аудиовизуальное произведение, мультимедийный продукт, единую технологию).

5.1    К исключительным (имущественным) правам на научное произведение относятся следующие.

5.1.1    Исключительное (имущественное) право на научное произведение как объект авторского права, в том числе:

-    право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, в том числе:

а) воспроизведение произведения;

6