Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

517.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56846-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В стандарте рассматриваются технические и системные компоненты эталонной архитектуры телемедицины для систем дистанционного обучения. В процессе такого рассмотрения определяются технические требования, которые будут удовлетворять совместимой системе дистанционного обучения. Совместимая система поможет обеспечить то, что технологии дистанционного обучения, используемые для обучения в сфере здравоохранения, способны надлежащим образом поддерживать и предоставлять услуги по дистанционному обучению, а также взаимодействовать с разнородными системами дистанционного обучения, которые также соответствуют стандарту.

 Скачать PDF

Идентичен ISO/TS 16058:2004

Переиздание. Январь 2019 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Система дистанционного обучения инструктора

     5.1 Содержание системы

     5.2 Коммуникационный контроллер

     5.3 Прикладное программное обеспечение для дистанционного обучения

     5.4 Устройства ввода

     5.5 Устройства вывода

6 Система дистанционного обучения учащегося

     6.1 Содержание системы

     6.2 Коммуникационный контроллер

     6.3 Прикладное программное обеспечение для дистанционного обучения

     6.4 Устройства ввода

     6.5 Устройства вывода

7 Интероперабельность систем дистанционного обучения

     7.1 Общие положения

     7.2 Внешние интерфейсы

     7.3 Внутренние интерфейсы

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов и документов национальным стандартам

 
Дата введения01.11.2016
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.12.2015УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии2234-ст
РазработанФБУ Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации - Фирма ИНТЕРСТАНДАРТ
РазработанФГУП ЦНИИОИЗ Минздрава
ИзданСтандартинформ2016 г.
ИзданСтандартинформ2019 г.

Health informatics. Interoperability of telelearning systems

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

<Е>


ГОСТР

56846-

2015/ISO/TS

16058:2004

Й

НАЦИОНАЛЬНЫ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Информатизация здоровья

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(ISO/TS 16058:2004, Health informatics — Interoperability of telelearning systems, IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ЦНИИОИЗ Минздрава) и Федеральным бюджетным учреждением «Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации «Фирма «ИНТЕРСТАНДАРТ» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 468 «Информатизация здоровья» при ЦНИИОИЗ Минздрава — постоянным представителем ISO ТС 215

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2015 г. № 2234-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 16058:2004 «Информатизация здоровья. Взаимодействие систем дистанционного обучения» (ISO/TS 16058:2004 «Health informatics — Interoperability of telelearning systems», IDT).

Международный стандарт разработан Техническим комитетом ИСО ТК 215 «Информационные технологии в здравоохранении» Международной организации по стандартизации (ISO).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов и документов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Стандартинформ, 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 56846-2015

Рисунок 5 — Схема сценария использования системы дистанционного обучения учащегося

Вовремя сеанса дистанционного обучения технический специалист осуществляет контроль состояния системы учащегося и подключения к видеоконференции. Технический специалист обменивается информацией с техническим специалистом по поддержке системы инструктора в фоновом режиме (например, через канал для передачи текстовых сообщений) для управления и настройки системы инструктора соответствующим образом с целью обеспечения устойчивого функционирования сеанса дистанционного обучения.

Лекция инструктора передается через систему дистанционного обучения учащегося. Чтобы повысить эффективность обучения, система учащегося может быть снабжена возможностью просмотра видео для одновременной демонстрации инструктора и презентации. Эта возможность может включать в себя:

a)    наличие двух видеомониторов, одновременно демонстрирующих инструктора и материал презентации, включая слайды, изображения, документы и предварительно записанные ролики, или

b)    большой многооконный видеодисплей, одновременно показывающий инструктора и материал презентации (например, «картинка в картинке» или разделенный экран).

Если система инструктора позволяет инструктору комментировать неподвижные изображения или стоп-кадры роликов для привлечения внимания учащихся к особо интересным объектам, комментарий появится на мониторе, демонстрирующем презентацию, или на экране в системе учащегося с минимальной задержкой во времени.

Учащиеся общаются с инструктором по схеме «вопрос—ответ». Когда учащийся готов задать вопрос, технический специалист включает микрофон и направляет видеокамеру на задающего вопрос человека. Если ближайший к учащемуся микрофон имеет функцию голосового управления, микрофон включится автоматически. Голос и видеоизображение демонстрируются на видеодисплее всех подключенных объектов дистанционного обучения так, что другие учащиеся могут видеть и слышать задающего

XI

вопрос человека. Этот видеодисплей, как правило, является тем же дисплеем, который демонстрирует изображение инструктора, поэтому может потребоваться наличие функции «картинка в картинке» или разделенный экран для одновременной демонстрации задающего вопрос человека и инструктора. Материал презентации может демонстрироваться на втором экране, таким образом, если вопрос связан с определенным слайдом, изображением, документом или кадром предварительно записанного ролика, то задающий вопрос человек и материал презентации могут демонстрироваться одновременно. Когда диалог, связанный с вопросом, завершается, технический специалист отключает микрофон, а камера снова направляется на всю группу.

Когда сеанс дистанционного обучения заканчивается, технический специалист прекращает соединение по ГВС с мостом видеоконференции или с системой инструктора.

0.7 Эталонная архитектура

0.7.1 Общие положения

Существуют различные системы дистанционного обучения, а также оборудование у поставщиков, в больницах и медицинских округах, которое может помочь при определении набора трех взаимосвязанных архитектурных представлений архитектур:

-    операционное,

-    системное,

-    техническое.

Операционное представление

Определяет отношения поставщика медицинских услуг к пациенту и информационные потребности


&


Ж &


/JT


ЧЧ


Wc


о


, Технические критерии, управляющие 1—I взаимодействием в реализации/

__I Приобретение выбранных системных

1 возможностей

Конкретные возможности, определенные для того, чтобы обеспечить уровни обмена i информацией и другие операционные I требования


Системное представление

Связывает функциональные возможности и характеристики с требованиями к функционированию


Техническое представление

Предписывает стандарты и общепринятые нормы


На рисунке 6 определены эти архитектурные представления и представлена их взаимосвязь. Эти три архитектурных представления, их связи и соответствующие определения были взяты из источника [Объединенная техническая архитектура Министерства обороны США, Версия 4.0—21 июня 2002 г.] ([DOD Joint Technical Architecture Version 4.0—21 June 2002]).

Рисунок 6 — Взаимосвязь архитектурных представлений

0.7.2 Операционное представление архитектуры

Операционное представление архитектуры (ОА) представляет собой описание задач и действий, операционных элементов и информационных потоков, необходимых для обеспечения или поддержки услуги действий, связанных с дистанционным обучением. Оно включает в себя описания (часто графические) операционных элементов, поставленных задач и действий, а также информационных потоков, необходимых для поддержки оказания данных услуг. ОА определяет типы переданной информации, частоту обмена, какие задачи и действия поддерживает обмен информации, а также подробно описывает характер информационного обмена, достаточного для установления определенных требований к интероперабельности.

0.7.3 Системное архитектурное представление

Системное представление архитектуры (СА) — это описание (в том числе графические материалы) систем и взаимосвязей, обеспечивающих или поддерживающих оказание услуг или функций дистанционного обучения. Системный аспект архитектуры обычно показывает, как несколько систем связаны и

ГОСТ Р 56846-2015

взаимодействуют между собой, и может описать внутреннюю организацию и функционирование отдельных систем в архитектуре. СА включает в себя физическое соединение, место положения и определение основных узлов, схем сетей, консультирующих платформ и т. д., и определяет рабочие характеристики компонентов и системы (например, пропускная способность, среднее время между отказами, удобство сопровождения и доступность).

0.7.4 Техническое представление архитектуры

Техническое представление архитектуры (ТА) представляет собой минимальный набор правил, управляющих расположением, взаимодействием и взаимозависимостью частей или элементов системы, цель которых заключается в обеспечении того, чтобы совместимая система удовлетворяла заданному набору требований. ТА включает в себя руководящие принципы реализации технических систем, на которых основываются технические требования, устанавливаются общие стандартные блоки и разрабатываются линейки изделий.

ТА включает в себя совокупность технических стандартов, общепринятых норм, правил и критериев, которые управляют системными услугами, интерфейсами и отношениями для конкретных архитектурных представлений системы, относящихся к конкретным операционным представлениям.

0.7.5 Эталонная архитектура телемедицины

Была разработана эталонная архитектура телемедицины, которая включает в себя все три представления архитектуры. Она предназначена для обеспечения общей классификации связанных компонентов архитектуры, которая может применяться для всех систем телемедицины в качестве высокоуровневой основы и отправной точки для их создания. На рисунке 7 представлена эталонная архитектура телемедицины, на основе которой, используя логическое представление и классификацию архи-

-    технический/системный компонент;

-    операционный компонент

Рисунок 7 — Эталонная архитектура телемедицины

XIII

тектур и/или (компонентов) подсистемы, должна быть создана система телемедицины. В контексте настоящего стандарта она применима к системе дистанционного обучения.

Основными подсистемами эталонной архитектуры телемедицины являются:

-    коммуникационный контроллер. Представляет собой один или несколько обрабатывающих модулей, которые позволяют своим локальным устройствам связываться с другими устройствами, внутренними или внешними по отношению к системе. С учетом унаследованной необходимости объединения в сеть этих устройств, рекомендуется сетевая операционная система, поскольку она охватывает большую часть многоуровневой модели взаимодействия открытых систем (ВОС). Эта подсистема позволяет осуществлять объединение с программным приложением, позволяющим осуществлять обработку медицинской информации в режиме реального времени и /или промежуточного накопления и передачи;

-    прикладное программное обеспечение является набором программных приложений, сценариев (выполнения программ) и интерфейсов прикладного программирования (ИПП), которые позволяют пользователю взаимодействовать со специализированными программными приложениями и остальными подсистемами;

-    подсистема устройств ввода представляет все аналоговые и цифровые устройства ввода, используемые для ввода данных в систему. Примерами устройств ввода являются компьютерная мышь, камера для видеоконференции и микрофон;

-    подсистема устройств вывода представляет все аналоговые и цифровые устройства, используемые для предоставления данных для анализа, контроля, управления, записи и архивирования.

Примеры — Видеомонитор, динамики и кассетный видеопроигрыватель;

-    безопасность и защита окружающей среды обеспечивает физические требования, которые зафиксированы в различных стандартах и правилах для обеспечения безопасной и надежной работы компонентов системы;

-    надежность, безопасность, техническое обслуживание и диагностика представляют собой факторы качества уровня системы кактребования к надежности, заявленные на основе политики настройки безопасности и предусмотренных требований к обслуживанию и диагностике.

-    обучение, политики и рабочие процедуры являются эксплуатационными требованиями, устанавливающими определенный набор процессов и функциональныхтребований. Эти требования не являются физическими, но они необходимы для эксплуатации компонентов системы в конкретной медицинской среде.

XIV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информатизация здоровья ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Health informatics. Interoperability of telelearning systems

Дата введения —2016—11—01

1 Область применения

В настоящем стандарте рассматриваются технические и системные компоненты эталонной архитектуры телемедицины для систем дистанционногообучения (см. рисунок7). В процессе такого рассмотрения определяются технические требования, которые будут удовлетворять совместимой системе дистанционного обучения. Совместимая система поможет обеспечить то, что технологии дистанционного обучения, используемые для обучения в сфере здравоохранения, способны надлежащим образом поддерживать и предоставлять услуги по дистанционному обучению, а также взаимодействовать с разнородными системами дистанционного обучения, которые также соответствуют настоящему стандарту.

Настоящий стандарт охватывает системы дистанционного обучения инструктора и учащегося, а также описывает интерфейсы этих систем с телекоммуникационными сетями.

Настоящий стандарт также рассматривает использование интерактивной связи в режиме реального времени в сеансах дистанционного обучения. Большая часть лекционных и учебных материалов дистанционного обучения поставляется и распространяется среди всех учащихся перед сеансом дистанционного обучения. Этот материал, как правило, предоставляется не в реальном времени, а с помощью режима связи промежуточного накопления и передачи, например, загрузки при помощи протокола FTP, электронной почты, факса или почтовых/курьерских услуг. Использование связи промежуточного накопления и передачи для предоставления учебного материала не рассматривается в настоящем стандарте.

Признается, что телекоммуникационная сеть является неотъемлемой и важной частью предоставления услуг дистанционного обучения (см. рисунок 1). Для того чтобы системы дистанционного обучения взаимодействовали, сеть должна предоставлять определенные услуги. Тем не менее, требования к сетевым услугам разнообразны и сложны, и это выходит за рамки настоящего стандарта. Проблемы, связанные с сетью, в контексте телемедицины обсуждаются в Техническом отчете ИСО, ИСО/ТО 16056-2. Взаимодействие систем дистанционного обучения и сетей (ISO/TR 16056-2 Interoperability of telehealth systems and networks).

2 Нормативные ссылки

Настоящий стандарт содержит датированные и недатированные ссылки на положения из других публикаций. Эти нормативные ссылки приведены в соответствующих местах в тексте, а публикации перечислены ниже.

Для датированных ссылок последующие изменения и пересмотры любой из этих публикаций применяются кданной технической спецификации ИСО только при включении в нее посредством внесения

Издание официальное

изменений и пересмотров. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

ИСО/МЭК8802-31) Информационные технологии. Телекоммуникации и обмен информацией между системами. Локальные и общегородские сети. Специальные требования. Часть 3: Метод множественного доступа с контролем носителя и обнаружением столкновений и спецификации физического уровня (ISO/IEC 8802-3, Information technology — Telecommunications and information exchange between systems — Local and metropolitan area networks — Specific requirements — Part 3: Carrier sense multiple access with collision detection (CSMA/CD) access method and physical layer specifications)

ИСО/МЭК 17000:2004 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы. (ISO/IEC 17000:2004, Conformity assessment — Vocabulary and general principles)

МСЭ-Т Рекомендация G.711 (1988) Импульсно-кодовая модуляция (ИКМ) частоты речевого диапазона. (ITU-T Recommendation G.711 (1988)Pulse code modulation (PCM) of voice frequencies)

МСЭ-Т Рекомендация G.722 (1993) Аудиокодирование на 7 КГц при 64 кбит/с. (ITU-T Recommendation G.722 (1993), 7 KHz audio — coding within 64 kbit/s)

МСЭ-Т Рекомендация G.723.1 Речевые кодеры: двухскоростной речевой кодер для мультимедийной связи при 5.3 и 6.3 кбит/с. (ITU-T Recommendation G.723.1, Speech coders: Dual rate speech coder for multimedia communications transmitting at 5.3 and 6.3 kbit/s)

МСЭ-Т Рекомендация G.728 (1992) Кодирование речи при 16 кбит/с с использованием кодового линейного предсказания с малой задержкой. (ITU-T Recommendation G.728 (1992), Coding of speech at 16 kbit/s using low-delay code excited linear prediction)

МСЭ-Т Рекомендация G.729 Кодирование речи при 8 кбит/с с использованием Сопряженной структуры с управляемым алгебраическим кодом линейным предсказанием (CS-ACELP)(ITU-T Recommendation G.729, Coding of speech at 8 kbit/s using conjugate-structure algebraic-code-excited linear-prediction (CS-ACELP))

МСЭ-Т Рекомендация H.221 (1993) Структура кадра для канала от 64 до 1920 кбит/с в аудиовизуальных телеуслугах. ((ITU-T Recommendation Н.221 (1993), Frame structure for а 64 to 1920 kbit/s channel in audiovisual teleservices)

МСЭ-Т Рекомендация H.225.0 Протоколы сигнализации для управления вызовами и пакетизация потока данных мультимедиа для пакетных коммуникационных мультимедиа систем. (ITU-T Recommendation Н.225.0, Call signalling protocols and media stream packetization for packet-based multimedia communication systems)

МСЭ-Т Рекомендация H.230 (1997) Управление с синхронизацией кадров и сигналы индикации в аудиовизуальных системах. (ITU-T Recommendation Н.230 (1997), Frame-synchronous control and indication signals for audiovisual systems.)

МСЭ-Т Рекомендация H.231 Блок управления многоточечной связью для аудиовизуальных систем, использующих цифровые каналы до 1920 кбит/с. (ITU-T Recommendation Н.231, Multipoint control unit for audiovisual systems using digital channels up to 1920 kbit/s)

МСЭ-Т Рекомендация H.233 Система конфиденциальности для аудиовизуальных служб. (ITU-T Recommendation H.233, Confidentiality system for audiovisual services)

МСЭ-Т Рекомендация H.234 Управление криптографическими ключами и система аутентификации для аудиовизуальных служб. (ITU-T Recommendation H.234, Encryption key management and authentication system for audiovisual services)

МСЭ-Т Рекомендация H.242 (1996) Система для установления связи между аудиовизуальными терминалами с использованием цифровых каналов до 2 Мбит/с (ITU-T Recommendation Н.242 (1996) System for establishing communication between audiovisual terminals using digital channels up to 2 Mbit/s) МСЭ-Т Рекомендация H.243 (1997) Процедуры установления связи между тремя и более аудиовизуальными терминалами с использованием цифровых каналов до 1920 кбит/с (ITU-T Recommendation Н.243 (1997) Procedures for establishing communication between three or more audiovisual terminals using digital channels up to 1920 kbit/s)

МСЭ-Т Рекомендация H.245 Протокол управления для мультимедийной связи (ITU-T Recommendation H.245, Control protocol for multimedia communication)

МСЭ-Т Рекомендация H.261 Видеокодек (схема кодирования видео) для аудиовизуальных служб при рх64 кбит (ITU-T Recommendation Н.261, Video codec for audiovisual services at px64 kbits)

МСЭ-Т Рекомендация H.263 Кодирование видеосигналов для передачи данных на низкой скорости (ITU-T Recommendation Н.263, Video coding for low bit rate communication)

Заменен. Действует ИСО/МЭК/ИИЭР 8802-3:2014.

ГОСТ Р 56846-2015

МСЭ-Т Рекомендация Н.281 (1994) Протокол управления удаленной камерой для видеоконференций с использованием Н.224 (ITU-T Recommendation Н.281 (1994) A far end camera control protocol for videoconferences using H.224)

МСЭ-Т Рекомендация H.320 (1996) Узкочастотные видеотелефонные системы и терминальное оборудование (ITU-T Recommendation Н.320 (1996) Narrow-band visual telephone systems and terminal equipment)

МСЭ-Т Рекомендация H.323 Протокол управления удаленной камерой для видеоконференций с использованием Н.224 (ITU-TRecommendationH.323, Packet-based multimedia communications systems) МСЭ-Т Рекомендация Т.120 (1996) Протоколы передачи данных для мультимедийных конференций (ITU-T Recommendation Т.120 (1996) Data protocols for multimedia conferencing)

МСЭ-Т Рекомендация T. 122 (1993) Служба многоточечной связи для приложений аудиографичес-ких и аудиовизуальных конференций (ITU-T Recommendation Т.122 (1993) Multipoint communication service for audiographics and audiovisual conferencing service definition)

МСЭ-Т Рекомендация T. 123 (1994) Протокольные стеки для приложений аудиографических и аудиовизуальных конференций (ITU-T Recommendation Т.123 (1994) Protocol stacks for audiographic and audiovisual teleconference applications)

МСЭ-Т Рекомендация T.124 (1995) Типовое управление конференцией (ITU-T Recommendation Т.124 (1995) Generic conference control)

МСЭ-Т Рекомендация T.125 (1994) Спецификация протокола для службы многоточечной связи (ITU-T Recommendation Т. 125 (1994) Multipoint communication service protocol specification)

МСЭ-Т Рекомендация Т.126 (1995) Протокол для многоточечного отображения статического изображения и аннотации (ITU-T Recommendation Т. 126 (1995), Multipoint still image and annotation protocol) МСЭ-Т Рекомендация T.127 (1995) Протокол многоточечной передачи двоичных файлов (ITU-T Recommendation Т.127 (1995) Multipoint binary file transfer protocol)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    централизованная многоточечная конференц-связь (centralized multipoint conference): Вызов, при котором все терминалы-участники обмениваются информацией двухточечным способом посредством МБУ.

3.2    КОдер-ДЕКодер (COder/DECoder), сжатие/распаковка (COmpression/DECompression), КОДЕК (CODEC): Аппаратное средство или программное обеспечение, используемое для интерактивных видеосистем, конвертирующее аналоговый сигнал в цифровой, а затем выполняющее его сжатие, что позволяет использовать более низкоскоростные линии связи.

Примечание — На стороне приема линии связи сигнал распаковывается и конвертируется обратно в аналоговый вид совместимым кодеком. Способ (алгоритм) распаковывания может быть разработан индивидуально или основан на стандарте.

3.3    составной видеосигнал (composite video): Видеосигнал, в котором объединены данные о яркости, цветности и синхронизации в одном коаксиальном кабеле с использованием разъема типа «тюльпан» и цветокодированного желтого кабеля.

3.4    оценка соответствия (conformity assessment): Доказательство того, что конкретные требования к изделию, процессу, системе, личности или органу выполнены.

Примечание — Соответствие ряду спецификаций является предпосылкой к функциональной совместимости. Однако само по себе соответствие спецификациям не гарантирует функциональной совместимости систем.

3.5    децентрализованная многоточечная конференц-связь (decentralized multipoint conference): Конференция, при которой участвующие в ней терминалы осуществляют многоадресную передачу всем другим участвующим терминалам без использования МБУ.

3.6    устройство ввода (input device): Аналоговое и цифровое устройство, используемое для конфигурирования и управления системой дистанционного обучения или для предоставления аудио-, видео- или информационных материалов для системы дистанционного обучения.

3.7    интерфейс (interface): Граница, через которую осуществляется связь между двумя системами.

Примечание — Интерфейс может быть соединительным устройством, используемым для связи с другими приборами, или соглашением, используемым для обеспечения связи между двумя системами программного обеспечения.

3.8    функциональная совместимость (интероперабельность) (interoperability): Способность двух и более систем (компьютеров, устройств связи, сети, программного обеспечения и других компонентов информационных технологий) взаимодействовать друг с другом и обмениваться информацией установленным методом для получения предполагаемого результата.

3.9    испытание функциональной совместимости (interoperability testing): Оценка способности двух и более систем взаимодействовать друг с другом и обмениваться электронными данными.

Примечание — Поскольку само по себе соответствие спецификациям не гарантирует функциональной совместимости систем, то для оценки способности двух и более систем взаимодействовать друге другом и обмениваться электронными данными требуется испытание функциональной совместимости. Испытание функциональной совместимости не включает в себя оценку производительности, надежности или устойчивости, а также не проверяет соответствие области применения. Две системы могут быть функционально совместимы, но при этом не соответствовать стандарту или спецификации.

3.10    многоточечная конференц-связь (multipoint conference): Конференция между тремя и более терминалами, объединенными локальной сетью или сетью с коммутацией каналов.

3.11    заданное требование (specified requirement): Определенная потребность или ожидание.

Примечание — Задаваемыетребования могут быть определены в нормативных документах, например в нормах, стандартах или технических спецификациях. Задаваемые требования предназначены для определения некоторых свойств реализации и предоставления возможности проведения испытания.

3.12    система (system): Агрегрегирование готовых изделий и обеспечение достижения изделиями заданной цели.

3.13    телездравоохранение (telehealth): Использование телекоммуникационных средств в целях дистанционного обеспечения телемедицины, медицинского образования и медицинского просвещения населения.

3.14    телемедицина (telemedicine): Использование передовых телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией и оказания услуг здравоохранения независимо от географических, временных, социальных и культурных барьеров.

3.15    испытание на соответствие (testing of conformity): Определение, удовлетворяет ли одна или несколько характеристик объекта, оцениваемого на соответствие, заданным требованиям в соответствии с установленной процедурой.

Примечание — Понятие «испытание» обычно относится к материалам, изделиям или процессам. Основным результатом испытания на соответствие является отчет о проведении испытания, включающий заданные требования, реальные результаты испытания и статус соответствия (то есть прошел или нет данный продукт тест).

3.16 видеоконференция (videoconferencing): Электронная форма связи, позволяющая людям, находящимся в разных местах, осуществлять непосредственную аудио- и видеосвязь. Кроме того, это означает комплекс технологий, объединяющих видеоинформацию с аудиоинформацией и/или данными для передачи в реальном времени на расстояние, чтобы обеспечить общение между рассредоточенными узлами сети.

4 Сокращения

ЕПФ — Единый промежуточный формат (CIF — Common Intermediate Format);

КОДЕК — КОдер/ДЕКодер    (сжатие/распаковка)    (CODEC    —    COder/DECoder

(COmpression/DECompression));

МО — Министерство обороны (США) (DOD - Department of Defense (USA));

IP — Интернет протокол (IP — Internet Protocol);

ЦСИУ — Цифровая сеть с интеграцией услуг (ISDN — Integrated Services Digital Networks);

МСЭ-Т — Международный союз электросвязи — Телекоммуникации (ITU-T — International Telecommunications Union — Telecommunications);

ЛВС — Локальная вычислительная сеть (LAN — Local Area Network);

УМУ — Устройство многоточечного управления (MCU — Multipoint Controller Unit);

4

ГОСТ Р 56846-2015

НКТС — Национальный комитет по телевизионным стандартам (NTSC — National Television Standards Committee);

ЧОПФ — Четверть общего промежуточного формата (QCIF — Quarter Common Intermediate Format);

ТПРВ — транспортный протокол реального времени (RTF — Real-time Transport Protocol);

KC56 — Коммутируемая сеть 56 (SW56 — Switched 56 Network);

KBM — Кассетный видеомагнитофон (VCR — Video Cassette Recorder);

ГВС — Глобальная вычислительная сеть (WAN — Wide Area Network).

5 Система дистанционного обучения инструктора

5.1 Содержание системы

Основная цель системы дистанционного обучения инструктора заключается в обеспечении физической и функциональной среды, через которую образовательная презентация в области здравоохранения передается на удаленные рабочие места учащихся. Содержательная схема концептуальной системы дистанционного обучения инструктора показана на рисунке 8. Это физическое представление системы инструктора.

Рисунок 8 — Содержательная схема системы дистанционного обучения инструктора

Основной подсистемой концептуальной системы инструктора является коммуникационный контроллер, который взаимодействует с, возможно, двумя телекоммуникационными сетями и несколькими подсистемами ввода/вывода информации. Подсистемы ввода/вывода информации считаются внутрен-

5

ними компонентами системы инструктора, поскольку они находятся внутри него. Телекоммуникационные сети находятся за пределами системы инструктора. Интерфейсы между сетями и коммуникационным контроллером системы инструктора описаны и определены в главе «Взаимодействие систем дистанционного обучения».

При внедрении поставщиком каждая подсистема может быть автономным устройством, или несколько подсистем может быть объединено в единый блок.

Примечание — Определение реализации системы инструктора не является целью настоящего стандарта. Скорее, настоящий стандарт фиксирует функциональные и технические требования каждой подсистемы с целью обеспечения производителей достаточными руководствами по проектированию, сохраняя при этом акцент на взаимодействии с другими системами.

5.2 Коммуникационный контроллер

В системе дистанционного обучения инструктора, коммуникационный контроллер является подсистемой, которая непосредственно взаимодействует с системой внешнихтелекоммуникаций. Он включает в себя модули аппаратных средств и программного обеспечения, или аппаратно-программного обеспечения, и состоит из ряда элементов обработки информации. На рисунке 9 показана концептуальная блок-схема коммуникационного контроллера системы инструктора.

Рисунок 9 — Содержание коммуникационного контроллера системы инструктора

ГОСТ Р 56846-2015

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................3

4    Сокращения........................................................4

5    Система дистанционного обучения инструктора.................................5

5.1    Содержание системы...............................................5

5.2    Коммуникационный контроллер.........................................6

5.3    Прикладное программное обеспечение для дистанционного обучения................8

5.4    Устройства ввода.................................................12

5.5    Устройства вывода................................................13

6    Система дистанционного обучения учащегося..................................14

6.1    Содержание системы...............................................14

6.2    Коммуникационный контроллер........................................15

6.3    Прикладное программное обеспечение для дистанционного обучения................17

6.4    Устройства ввода.................................................18

6.5    Устройства вывода................................................19

7    Интероперабельность систем дистанционного обучения...........................19

7.1    Общие положения.................................................19

7.2    Внешние интерфейсы..............................................19

7.3    Внутренние интерфейсы.............................................27

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

и документов национальным стандартам...........................31

ГОСТ Р 56846-2015

Коммуникационный контроллер позволяет внутренним подсистемам ввода и вывода взаимодействовать друг с другом или с внешней системой телекоммуникаций. Он декодирует данные, полученные от системы телекоммуникаций, и направляет декодированную информацию в соответствующие подсистемы вывода, а также он кодирует информацию, полученную от подсистем ввода, и посылает закодированные данные в телекоммуникационную систему.

Функциональные требования и рекомендации компонентов коммуникационного контроллера изложены в следующих пунктах, а требования к интерфейсу и рекомендации подробно изложены в разделе о взаимодействии системы дистанционного обучения.

5.2.1    Контроллер сети

5.2.1.1    Общие положения

Контроллер сети контролирует движение потока данных и сигналов между внутренними обрабатывающими компонентами коммуникационного контроллера и внешними телекоммуникационными сетями. Он имеет пользовательский интерфейс, который позволяет пользователю вводить настройки, осуществлять контроль и управлять работой коммуникационного контроллера.

5.2.1.2    Требования и рекомендации

Коммуникационный контроллер должен иметь контроллер сети. Контроллер сети:

a)    должен иметь часы реального времени, настроенные следующим образом:

i. часы реального времени должны иметь функцию настройки даты и времени, и

N. часы реального времени должны поддерживать настройку даты и времени после циклов включения-выключения питания;

b)    должен поддерживать одно устройство дистанционного управления;

c)    должен поддерживать одно устройство ввода текста;

d)    должен поддерживать одно устройство вывода на дисплей компьютера;

e)    должен поддерживать подключение к сети с коммутацией каналов; и

f)    должен поддерживать подключение к сети с коммутацией пакетов.

5.2.2    Аудиовидеокодек

5.2.2.1    Общие положения

Аудиовидеокодек кодирует сигналы локальных устройств аудиовидеоввода в форматы, пригодные для передачи по телекоммуникационной сети. Он также декодирует аудиовидеоданные, полученные с удаленных объектов сети телекоммуникаций в сигналы, пригодные для воспроизведения на локальных устройствах аудиовидеовывода.

5.2.2.2    Требования и рекомендации

Коммуникационный контроллер должен иметь аудиовидеокодек для поддержки видеоконференций. Аудиовидеокодек:

a)    должен обеспечивать подавление акустического эха (АЕС);

b)    должен обеспечивать автоматическую регулировку усиления (AGC);

c)    должен обеспечивать вывод как минимум на один ТВ/видеомонитор для комбинированного отображения видео с локальных и удаленных объектов в рамках сеанса видеоконференции и

d)    должен по возможности обеспечивать вывод на два ТВ/видеомонитора для отдельного отображения видео с локальных и удаленных объектов.

5.2.3 Видеокоммутатор

5.2.3.1    Общие сведения

Коммуникационный контроллер взаимодействует с различными устройствами ввода видеосигнала, в том числе с:

-    камерами для видеоконференций, расположенными в помещении;

-    документ-камерой;

-    диапроектором для слайдов 35 мм;

-    кассетным видеопроигрывателем;

-    компьютерным графическим адаптером.

Видеокоммутатор позволяет выбрать источник видеосигнала. Он направляет выбранный источник к аудиовидеокодеку в качестве исходящего видеосигнала видеоконференции и/или к локальным ТВ/видеомониторам.

5.2.3.2    Требования и рекомендации

Коммуникационный контроллер должен быть снабжен видеокоммутатором. Видеокоммутатор должен:

а) поддерживать не менее шести видеовходов и

7

Введение

0.1 Общие положения

Область телемедицины охватывает широкий спектр оказания медицинских услуг, связанных с использованием телекоммуникационных технологий на расстоянии. Одним из направлений, включенных в область телемедицины, является дистанционное обучение, которое занимается вопросами удаленного предоставления образовательных материалов, связанных с медициной. Настоящий стандарт, рассматривающий интероперабельность систем дистанционного обучения, разработан в связи с потребностью преподавателей и учащихся в организации предоставления дистанционных образовательных услуг в области здравоохранения. Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы применяемые технологии для дистанционного обучения в области здравоохранения могли соответствующим образом обеспечить поддержку и предоставление дистанционных образовательных услуг, а также реализовать взаимодействие с различными системами дистанционного обучения, соответствующими настоящему стандарту.

В настоящем стандарте используются специальные слова для обозначения того, является ли тот или иной компонент обязательным, рекомендуемым или необязательным. Использование сформулированных в настоящем стандарте положений соответствует руководящим указаниям в приложении G документа «Директивы ИСО/МЭК. Часть 2. Правила построения и формулирования международных стандартов».

0.2 Определение понятия обучения

Обучение в здравоохранении основано на предоставлении возможностей для непрерывного обучения в области здравоохранения поставщика медицинскихуслуг и пациентов. Типы обучения включают в себя:

-    профессиональное развитие, которое охватывает модернизацию и совершенствование профессиональных навыков и знаний;

-    медицинское образование для врачей и других поставщиков медицинских услуг;

-    обучение пациентов с целью увеличить способности клиентов к лечению болезней ( например, сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз);

-    академическую клиническую конференц-связь, при которой материалы эксперта передаются принимающим сторонам для таких целей, как реализация обучающих циклов на местах и непрерывное медицинское образование;

-    разборы клинических случаев, узкоспециализированные для клинического отделения, при которых материалы предоставляются представителями отделений и приглашенными участниками;

-    междисциплинарное обучение, обучение, ориентированное на пациента или проблему, с командой из представителей разныхдисциплин, предоставляющей профессиональные консультации по соответствующим клиническим проблемам и задачам; и

-    другое клиническое, техническое, образовательное и административное обучение, такое как обучение по оказанию помощи, курсы усовершенствования в области лечения проблем со спиной, диабетом, обучение общего направления, административные собрания, планирование выписки больных, своевременное обучение и обучение работе с компьютерами региональных сотрудников.

0.3 Определение понятия дистанционного обучения

Дистанционное обучение описывает образовательную ситуацию, при которой инструктор и учащиеся находятся на расстоянии. Дистанционное обучение может быть определено следующим образом: «Дистанционное обучение - это установление соединений между людьми и ресурсами с помощью коммуникационных технологий в образовательных целях» (Б. Коллинз, 1996 г. Телеобучение в цифровом мире, будущее дистанционного обучения).

Общепринятое определение дистанционного обучения также распространяется на ситуации, при которых взаимодействующие инструктор и учащиеся разделены расстоянием и временем. Для целей настоящего стандарта дистанционное обучение описывает ситуации обучения в реальном времени, при которых взаимодействие между инструктором и учащимися происходит без значительных задержек по времени.

ГОСТ Р 56846-2015

0.4 Технология дистанционного обучения

Рисунок 1 —Типичная система дистанционного обучения

На рисунке 1 показаны основные подсистемы стандартной системы дистанционного обучения. Инструктор использует систему для того, чтобы провести презентацию для учащихся, находящихся на удаленныхобъектахобучения. Системы инструктора и учащихся связаны с глобальной вычислительной сетью (ГВС) для обмена информацией. ГВС может представлять собой сеть с коммутацией каналов, сеть с коммутацией пакетов данных или комбинацию и тех, и других. Она должна обладать достаточной пропускной способностью и предоставлять необходимые услуги по обеспечению межсетевого обмена. Системы дистанционного обучения используют два режима связи:

-    интерактивный режим реального времени, который обычно используется в технологии видеоконференции; и

-    режим с промежуточной буферизацией, который обычно используется для электронной почты, передачи файлов или в системе передачи мультимедийных сообщений.

Основной компонент дистанционного обучения использует связь в режиме реального времени для передачи цифровой зрительной, звуковой, текстовой и клинической информации между местом отправки и одним или несколькими местами получения. Обычно такая связь осуществляется во время видеоконференций в реальном времени и в технологии обмена документами.

Вспомогательный компонент дистанционного обучения включает в себя использование связей с промежуточной буферизацией для автономной деятельности, такой как планирование, разработка графиков, подготовка, архивирование и оценка сеансов дистанционного обучения.

В настоящем стандарте не рассматривается использование связей с промежуточной буферизацией для предоставления материалов дистанционного обучения, в нем основное внимание уделяется предоставлению интерактивных сеансов дистанционного обучения в реальном времени.

0.5 Последовательность действий в процессе дистанционного обучения

Типичная последовательность действий в процессе дистанционного обучения показана на рисунке 2.

v

ГОСТ Р 56846-2015

Рисунок 2 — Последовательность действий в процессе дистанционного обучения

Чтобы продемонстрировать контекст, в котором используется система дистанционного обучения, на данной схеме показаны сценарии реализации верхнего уровня, состоящие из последовательности действий. На рисунке 3 показана схема сценариев использования на верхнем уровне.

VI

ГОСТ Р 56846-2015

Руководитель курса

Рисунок 3 — Схема сценариев использования на верхнем уровне процесса дистанционного обучения

0.5.1 Подготовка курса и сеанса

Последовательность действий в дистанционном обучении начинается с подготовки курса и сеанса. Подготовка курса обычно является однократной деятельностью, не зависящей от времени или места, где курс представлен. Подготовка сеанса происходит каждый раз при проведении курса или части курса. Действие «Проведение сеанса» делится на дополнительные сценарии использования, в которых представлены рабочие места инструктора и учащегося, описанные в следующем разделе. Система дистанционного обучения является частью действия «Проведение сеанса».

Участниками всего процесса обучения являются:

-    руководитель курса;

-    инструктор;

-    учащийся;

-    технический специалист на рабочем месте инструктора; и

-    технический специалист на рабочем месте учащегося.

Подготовка курса:

i определяются потребности учащихся в обучении (напр., персонала и пациентов) и выбираются темы для образовательных сеансов;

N выбираются подходящие инструкторы, определяются их уровень интереса, навыки и способности и подтверждается их доступность;

Ш определяются требования инструктора к презентации и оказывается поддержка в подготовке материала;

iv важно, чтобы все слайды, которые будет использовать инструктор, были проверены на предмет пригодности для дистанционного обучения и были внесены изменения для обеспечения ихчитаемости.

VII

Подготовка сеанса:

a)    подтверждаются время проведения сеанса и мост видеоконференции (при необходимости), заказываются помещение для дистанционного обучения и технический специалист по обслуживанию системы,

Примечание — В идеальном варианте это выполняется за 3—10 недель до проведения сеанса для того, чтобы предоставить время для подготовки инструктора и систем подготовки, оповещения и привлечения возможных учащихся.

b)    о проведении сеансов сообщается различными способами (напр., календарь мероприятий с разбивкой по месяцам, отдельные информационные листки о проведении сеанса);

c)    рабочие места учащихся регистрируются на сеанс дистанционного обучения, а для места инструктора заказывают дополнительные порты на мосту видеоконференции;

d)    за день до проведения сеанса у учащихся могут запросить окончательное подтверждение; и

e)    раздаточные материалы и опросные листы для оценки раздаются учащимся перед сеансом.

Примечание — Методы распространения раздаточных материалов и опросных листов для оценки, и то, с каким опережением они распространяются, могут изменяться.

Проведение сеанса:

a)    инструктор появляется на месте инструктора за час до сеанса. Технический специалист по поддержке системы дистанционного обучения предоставляет вводную информацию о системе инструктора;

b)    технический специалист по поддержке системы дистанционногообучения подключает внешнее оборудование инструктора к системе инструктора;

c)    технический специалист по поддержке системы дистанционного обучения включает систему инструктора и подключается к мосту видеоконференции, в идеале за 30 минут до начала сеанса;

d)    рабочие места учащихся подключаются к мосту видеоконференции предпочтительно за 20—30 мин до начала сеанса;

e)    камеры на месте инструктора предварительно настроены таким образом, что они направлены на инструктора;

f)    камеры на местах учащихся предварительно настроены надлежащим образом, а микрофоны

отключены;

д) сеанс выполняется, а технические специалисты по поддержке системы контролируют сеанс для обеспечения его непрерывного выполнения (при необходимости, рабочие места учащихся отключаются и туда направляются сигналы для отключения микрофонов и т. д.). Технический специалист по поддержке системы обеспечивает работу всех внешних устройств, и по мере необходимости помогает инструктору. В многоточечном сеансе дистанционного обучения технический специалист рабочего места инструктора может изменить режим представления моста модуля управления многоточечной связью (MCU).

Пример — В начале сеанса режим представления установлен на голосовое управление для под-тверждения/приветствия удаленных рабочих мест учащихся. Когда начинается сеанс, он переключается на постоянное присутствие или режим докладчика. Затем, во время опроса, он переключается обратно в режим голосового управления;

h)    в конце сеанса всем учащимся предлагается заполнить опросные листы для оценки;

i)    сеанс заканчивается; и

j)    технический специалист по поддержке системы дистанционного обучения сообщает провайдеру ГВС об окончании сеанса, мост видеоконференции отключается, и система дистанционного обучения отключается.

Заполнение опросных листов

Учащиеся заполняют опросные листы после сеанса, и с рабочего места учащихся заполненные опросные листы отправляются на рабочее место инструктора.

Примечание — Обычно это выполняется в автономном режиме.

Оценка опросных листов

Руководитель курса передает заполненные опросные листы инструктору для оценки. Руководитель курса отправляет результаты оценки на рабочее место инструктора.

Примечание — Обычно это выполняется в автономном режиме.

VIII


0.6 Сценарии использования дистанционного обучения для действия «Проведение сеанса»

Последующий анализ последовательности действий, касающейся действия «Проведение сеанса», создает следующие сценарии использования для системы инструктора и системы учащегося.

0.6.1 Сценарий использования системы дистанционного обучения инструктора (см. рисунок 4)


Проведение лекции

Демонстрация

документов


Система инструктора

/Г®    -    ^2    _    _

/     ^    диапозитивов    J



Демонстрация компьютерных слайдов


^<<включав!^,-----

ия'Г'Г"”’


Демонстрация^

медицинских

изображении.


Инструктор

Демонстрация

изображений

Демонстрация

предварительно записанного видео

^акпючает>>Чч^


___

N^b^. "ч✓^Демонстрациях

•*( компьютерной ) s    Хч^графики


NX/Hfor


С


Комментирование изображений

Обмен информацией

ЛВС


Технический специалист по поддержке системы инструктора


Рисунок 4 — Схема сценария использования системы дистанционного обучения инструктора


Технический специалист по поддержке системы инструктора (далее — технический специалист) настраивает систему дистанционного обучения инструктора (далее — система) перед началом сеанса дистанционного обучения. Первый этап настройки оборудования включает в себя:

-    выполнение всего регламента проверки для обеспечения функционирования системы;

-    подготовка инструктора к работе в системе; и

-    помощь инструктору при настройке оборудования для презентации.

Пример — Установка кассеты для слайдов в проектор, размещение бумажных документов под документ-камерой или рядом с ней, подключение портативного компьютера к системе и проверка подключения к ЛВС для оценки материала презентации.

Затем (обычно, в то время как прибывают учащиеся), технический специалист осуществляет подключение по ГВС к мосту видеоконференции (для большого числа рабочих местах учащихся) или к удаленному рабочему месту учащегося (для единичного рабочего места учащегося) и подтверждает то, что установлено подключение ко всем системам дистанционного обучения учащегося. Технический специа-


IX


лист может также дождаться запроса на подключение от удаленного объекта учащегося, если это было согласовано на этапе подготовки к сеансу.

Технический специалист гарантирует, что одна из камер системы инструктора направлена на инструктора, а другая на локальных учащихся. В конце технический специалист включает микрофон инструктора и уведомляет о готовности к началу сеанса дистанционного обучения.

Во время сеанса дистанционного обучения технический специалист осуществляет контроль состояния системы и подключения к видеоконференции. Технический специалист обменивается информацией с другими техническими специалистами по поддержке системы на удаленных объектах учащихся в фоновом режиме (например, через канал для передачи текстовых сообщений) для управления и настройки системы инструктора соответствующим образом с целью обеспечения устойчивого функционирования сеанса дистанционного обучения.

Инструктор читает лекцию удаленным учащимся через систему дистанционного обучения инструктора. Микрофон записывает голос инструктора, а видеокамера записывает движения и жесты инструктора. Система отправляет записанные голос и видео инструктора в системы удаленных учащихся путем подключения к конференцсвязи. Локальные учащиеся также могут слышать голос инструктора через динамики в помещении.

Лекция обычно демонстрируется с помощью диапозитивов или компьютерных слайдов (например, с использованием MS PowerPoint®). Инструктор использует дистанционное управление, манипулятор или клавиатуру для переключения между слайдами при необходимости. Система инструктора снабжена документ-камерой для демонстрации учащимся бумажных документов или крупных планов небольших объектов. Кассетный видеопроигрыватель используется для воспроизведения предварительно записанных роликов учащимся (например, бьющееся сердце, движения плода, хирургическое вмешательство). Зачастую лекционный материал в здравоохранении включает в себя компьютерную графику и медицинские изображения, такие как рентгенограммы и эхограммы, которые хранятся на компьютере. Система инструктора может позволить инструктору комментировать неподвижные изображения или стоп-кадры роликов для привлечения внимания учащихся к особо интересным объектам.

Локальные и удаленные учащиеся общаются с инструктором по схеме «вопрос—ответ». Процесс постановки вопросов требует регулирования и управления для того, чтобы учащиеся из разных мест не могли задавать вопросы одновременно. Один из эффективных методов регулирования заключается в том, чтобы инструктор спрашивал о наличии вопросов у каждого учащегося по очереди. Когда локальный или удаленный учащийся задает вопрос, его голос и изображение записываются посредством микрофона и видеокамеры и отправляются на все подключенные объекты дистанционного обучения так, что учащиеся на всех объектах могут видеть и слышать человека, задающего вопрос.

Когда сеанс дистанционного обучения заканчивается, технический специалист прерывает соединение по ГВС с мостом видеоконференции или с системой удаленного учащегося и отключает презентацию инструктора от системы инструктора.

0.6.2 Сценарий использования системы дистанционного обучения учащегося

(см. рисунок 5)

Технический специалист по поддержке системы учащегося (далее — технический специалист) настраивает систему дистанционного обучения перед началом сеанса дистанционного обучения. Первый этап настройки оборудования включает в себя:

-    выполнение всего регламента проверки для обеспечения функционирования системы дистанционного обучения учащегося;

-    настройка видеокамеры таким образом, чтобы были видны места расположения учащихся, а также выключение микрофонов.

Затем (обычно во время прибытия учащихся) технический специалист осуществляет подключение по ГВС к мосту видеоконференции (для большого числа рабочих мест учащихся) или к удаленному объекту инструктора (для единичного рабочего места учащегося) и подтверждает то, что установлено подключение к системе дистанционного обучения инструктора. Технический специалист может просто ждать запрос на подключение от удаленного рабочего места инструктора, если это было согласовано на этапе подготовки к сеансу.

Когда технический специалист получает от инструктора сигнал о готовности к началу сеанса дистанционного обучения, на видеомониторе демонстрируется видеоизображение инструктора, а через динамики воспроизводится голос инструктора. С позволения инструктора сеанс дистанционного обучения может быть записан на видеокассету для просмотра и изучения учащимися позднее.

х