Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56826-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предметная область регулирования в рамках стандарта определяется пересечением двух самостоятельных областей общественных отношений, связанных с: 1) интеллектуальной собственностью; 2) таможенной защитой.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Объекты отношений в предметной области регулирования

     5.1 Объекты интеллектуальной собственности и права на них, подлежащие таможенной защите

     5.2 Требования к заявлению о включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр

     5.3 Требования к порядку подачи заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр

6 Субъекты отношений в предметной области регулирования

     6.1 Правообладатели

     6.2 Декларанты

     6.3 Органы таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности

     6.4 Уполномоченные органы государственной власти и специализированные организации

7 Общие требования к таможенной защите прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров

     7.1 Принципы таможенной защиты интеллектуальной собственности

     7.2 Направления таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности

     7.3 Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности

     7.4 Проведение таможенного контроля

     7.5 Мониторинг перемещения товаров

     7.6 Взаимодействие подразделений таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в ходе выявления, предупреждения и расследования правонарушений в сфере интеллектуальной собственности

     7.7 Межведомственное сотрудничество по вопросам таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности с уполномоченными государственными органами

     7.8 Международное сотрудничество в области таможенной защиты интеллектуальной собственности

8 Особенности таможенной защиты интеллектуальной собственности в ЕАЭС

     8.1 Особенности таможенной защиты интеллектуальной собственности, где правообладателем является государство

     8.2 Особенности ограничения торговли в области интеллектуальной собственности в качестве ответных мер

     8.3 Особенности режимов таможенной защиты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС

     8.4 Особенности защиты против недобросовестной конкуренции при таможенной защите интеллектуальной собственности в ЕАЭС

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

56826—

2015

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность ТАМОЖЕННАЯ ЗАЩИТА

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности» (РНИИИС)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК481 «Интеллектуальная собственность»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2015 г. № 2105-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 56826—2015

не рассматривается, о чем Заявитель уведомляется в течение месяца со дня регистрации заявления в таможенном органе.

Заявитель может также представить любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных.

5.2.2    Требования к заявлению о включении в Реестр объектов авторского права

Наряду с общими требованиями, обязательными для подготовки и подачи заявления о включении ОИС в Реестр, в отношении объектов авторского права в качестве сведений об ОИС указываются:

-    форма произведения (письменная, звуко- или видеозапись, изображение, объемно-пространственная и т. д.);

-    вид произведения (научное, литературное, музыкальное, аудиовизуальное, живопись, скульптура, графика, дизайн, фотографическое, программа для ЭВМ, база данных и т. д.);

-    наименование каждого из заявляемых объектов;

-    описание каждого из заявляемых объектов;

-    сведения о документах, подтверждающих наличие прав на ОИС;

-    сведения о договорах на передачу/предоставление прав на использование ОИС;

-    сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты авторского права, в гражданский оборот на национальной территории (в т. ч. для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия.

5.2.3    Требования к заявлению о включении в Реестр объектов смежных прав

Наряду с общими требованиями, обязательными для подготовки и подачи заявления о включении ОИС в Реестр, в отношении объектов смежных прав в качестве сведений об ОИС указываются:

-    форма и вид ОИС (звукозапись, видеозапись и т. д.);

-    наименование каждого из заявляемых объектов;

-    описание каждого из заявляемых объектов (например, содержание базы данных с указанием ее структуры и объема, вида носителя);

-    сведения о документах, подтверждающих наличие прав на ОИС;

-    сведения о договорах на передачу/предоставление прав на использование ОИС;

-    сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты смежных прав, в гражданский оборот на национальной территории (в т. ч. для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия.

5.2.4    Требования к заявлению о включении в Реестр средств индивидуализации

Наряду с общими требованиями, обязательными для подготовки и подачи заявления о включении ОИС в Реестр, в отношении средств индивидуализации в качестве сведений об ОИС указываются:

-    наименования (указания или изображения) средств индивидуализации, в т. ч. наименование места происхождения товара;

-    описание средства индивидуализации;

-    перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых зарегистрировано средство индивидуализации;

-    сведения о документах, подтверждающих государственную регистрацию средств индивидуализации, в т. ч. наименования места происхождения товара, а также сделок по предоставлению права их использования в соответствии с национальным законодательством и международными договорами;

-    сведения о договорах об отчуждении исключительного права в случае, если исключительные права на средства индивидуализации приобретены по такому договору;

-    сведения о лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах);

-    сведения о договорах коммерческой концессии (субконцессии);

-    сведения о документах, подтверждающих введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на национальной территории (в т. ч. для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия;

-    сведения о переходе исключительного права без договора.

5.3 Требования к порядку подачи заявления о включении объектов интеллектуальной

собственности в Реестр

5.3.1 Общие требования к порядку подачи заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр

Заявление подается в центральный таможенный орган государства от имени одного правообладателя (нескольких правообладателей в соответствии с национальным законодательством) в отношении

7

одного вида ОИС (или объекты авторского права, или объекты смежных прав, или товарные знаки/ знаки обслуживания, или наименования мест происхождения товаров). Указание в одном заявлении одновременно сведений о различных видах ОИС, если даже эти ОИС принадлежат одному правообладателю, не допускается.

Лицо, представляющее интересы различных правообладателей, должно оформлять различные заявления в отношении объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих различным правообладателям (кроме случае совместного обладания правом на один и тот же объект).

Заявление, подаваемое юридическим лицом, должно быть подписано его руководителем или лицом, его замещающим. Подпись заверяется печатью юридического лица. Заявление составляется на русском языке. Отдельные сведения могут представляться на иностранном языке.

5.3.2    Требования к порядку подачи заявления о включении ОИС в Реестр национальными правообладателями

В случае, если Заявителем является национальный правообладатель, в заявлении указывается:

-    полное официальное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы (согласно учредительным документам) или фамилия, имя (и отчество, если оно имеется) физического лица.

Для национального юридического лица указываются:

-    место нахождения;

-    почтовый адрес;

-    номер телефона, факса, телекса, адрес электронной почты и иные данные, необходимые таможенным органам для уведомления о приостановлении выпуска товаров;

-    сведения о государственной регистрации;

-    сведения о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН).

Для национального физического лица в т. ч. указываются документ, удостоверяющий личность гражданина на национальной территории, его серия и номер, дата выдачи, наименование органа, его выдавшего, дата и место рождения, адрес регистрации по месту жительства, почтовый адрес, ИНН (если имеется).

Если Заявителем является представитель правообладателя, то также указываются аналогичные сведения. В случае, если заявление подается представителем правообладателя, то к заявлению помимо документов, подтверждающих сведения о правообладателе, прилагаются документы, подтверждающие сведения о представителе, а также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

5.3.3    Требования к порядку подачи заявления о включении ОИС в Реестр иностранными правообладателям

Заявление от лица правообладателя, являющегося иностранным лицом и не имеющего возможности представительства на национальной территории перед таможенными органами, может быть подано через национальных юридических лиц, имеющих постоянное местонахождение в государстве, либо физических лиц, имеющих национальное гражданство и проживающих в государстве, в т. ч. зарегистрированных на национальной территории в качестве индивидуальных предпринимателей.

В случае, если правообладатель является иностранной организацией, в заявлении указываются:

-    полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма иностранной организации на русском языке и иностранном языке (в латинской транскрипции);

-    полный адрес иностранной организации в стране регистрации на русском и иностранном языках (в латинской транскрипции);

-    сведения о регистрации на основании данных торгового реестра или сертификата об инкорпорации или другого документа аналогичного характера соответствующей страны происхождения, содержащего информацию об органе, зарегистрировавшем иностранное юридическое лицо, регистрационном номере, дате и месте регистрации.

Если правообладатель является иностранным физическим лицом, в заявлении указываются фамилия, полное имя и адрес места жительства.

6 Субъекты отношений в предметной области регулирования

К основным субъектам отношений в области регулирования настоящего стандарта относятся: правообладатели, декларанты, органы таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности, уполномоченные органы государственной власти и специализированные организации, в т. ч. по вопросам военно-технического сотрудничества.

8

ГОСТ Р 56826-2015

6.1    Правообладатели

Правообладателями могут быть физические и юридические лица, правомерно обладающие исключительным правом на ОИС в период действия такого исключительного права в силу закона или на основании договора, в т. ч.:

-    авторы охраняемых РИД и наследники авторов РИД (в период действия исключительного права на ОИС);

-    Российская Федерация (в лице уполномоченных государственных органов, в т. ч. госзаказчиков);

-    субъекты РФ (в лице уполномоченных государственных органов, в т. ч. госзаказчиков);

-    муниципальные образования (в лице уполномоченных органов, в т. ч. муниципальных заказчиков);

-    иные правообладатели.

6.1.1    Авторы и наследники

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

В соответствии с особенностями правового статуса, объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые РИД, используемые в товарах, перемещаемых через таможенную границу, различают следующие группы авторов:

-    авторы РИД, созданных по государственному заказу, муниципальному заказу, по договору с заказчиком.

-    авторы служебных РИД;

-    авторы (соавторы) сложных РИД.

К авторам служебных РИД относятся физические лица, творческим трудом которых созданы охраняемые РИД, полученные при выполнении трудовых функций (обязанностей) или конкретного служебного задания работодателя, в т. ч.: служебные произведения, служебные программы для ЭВМ, служебные базы данных.

К авторам (соавторам) сложных РИД относятся авторы, создавшие своим творческим трудом с использованием РИД:

-    составных произведений (составители сборника, антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения);

-    аудиовизуальных произведений [режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения].

Составитель либо иной автор составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания составного произведения. Авторские права составителя и иного автора составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано составное произведение.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на сборник, иное составное произведение не препятствуют другим лицам перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Не признаются авторами РИД лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в т. ч. оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также лица, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Наследником признается лицо, к которому в соответствии с национальным законодательством в порядке правопреемства перешло исключительное право на РИД (на период действия исключительного права на данный РИД).

9

6.1.2    Иные правообладатели

К иным правообладателям относятся корпорации, предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и другие юридические и физические лица, правомерно обладающие исключительным правом на ОИС в силу закона или на основании договора.

Лица, организовавшие создание сложных РИД, приобретают право распоряжения и использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие РИД.

6.2    Декларанты

Декларантами являются юридические и физические лица, которые декларируют товары либо от имени которых декларируются товары, содержащие ОИС, права на которые подлежат таможенной защите.

В случае, если товары, содержащие ОИС, перемещаются правообладателем, то последний одновременно выступает в роли правообладателя и декларанта.

К декларантам не относятся физические лица, перемещающие товары для личного пользования как в сопровождаемом, так и в несопровождаемом багаже, даже в случае их таможенного декларирования, при условии соблюдения требований к перемещению товаров физическими лицами для личного пользования, а также в случае пересылки товаров для личного пользования в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях.

6.3    Органы таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности

К органам таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности относятся таможенные органы — органы исполнительной власти государств — членов ЕАЭС и органы ЕАЭС, уполномоченные в области таможенного дела и принимающие в рамках своей компетенции меры по защите прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров, а также уполномоченные органы в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства, осуществляющие защиту против недобросовестной конкуренции в рамках ЕАЭС.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) осуществляет следующие функции в сфере защиты интеллектуальной собственности:

-    принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения ТРОИС; порядок подачи заявления о включении ОИС в ТРОИС, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида ОИС;

-    ведет ТРОИС и ЕТРОИС, обеспечивает опубликование данных реестра в своих официальных изданиях и их размещение на своем официальном сайте;

-    принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении ОИС в ТРОИС;

-    дает заключение о возможности включения ОИС в ЕТРОИС членов Таможенного союза и/или продления сроков включения;

-    осуществляет противодействие незаконному обороту товаров, содержащих ОИС, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и/или через государственную границу РФ.

6.4    Уполномоченные органы государственной власти и специализированные организации

К уполномоченным органам государственной власти относятся специально уполномоченные органы государственной власти в сфере интеллектуальной собственности; органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями и полномочиями учредителя в отношении специализированных организаций в сфере международного сотрудничества по этим вопросам, а также органы государственной власти — госзаказчики.

6.4.1 Министерство образования и науки РФ осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания

ю

ГОСТ P 56826—2015

государственных услуг в сфере правовой охраны программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, в т. ч. входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров);

-    формирование и ведение единой государственной информационной системы учета НИОКТР гражданского назначения и их результатов, ведение Единого реестра результатов НИОКТР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, в т. ч. оформление регистрационных свидетельств на зарегистрированные в единой государственной информационной системе учета НИОКТР гражданского назначения объекты учета;

-    ведение реестра учета уведомлений о создании бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными учреждениями и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) РИД (программ для электронных вычислительных машин, баз данных), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в т. ч. совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ и участникам таких хозяйственных партнерств — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями и автономными учреждениями.

6.4.2    Минкультуры России осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в т. ч. археологического наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав;

-    управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав;

-    утверждение перечня библиотечно-информационных организаций, получающих обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, фонограмм и видеофильмов, электронных изданий, патентных документов на электронных носителях; форму отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

-    осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности; за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; за вывозом из РФ и ввозом на ее территорию культурных ценностей; за состоянием Музейного фонда РФ; за деятельностью негосударственных музеев в РФ; за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов РФ библиотечных фондов и кинофонда;

-    выдача в порядке и на основаниях, которые установлены законодательством РФ, прокатных удостоверений на фильмы, созданные в РФ или приобретенные за рубежом для проката на территории РФ; удостоверений национального фильма.

6.4.3    Министерство экономического развития РФ осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

-    контроль и надзор в указанной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

-    нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, в т. ч. входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

-    формирование технологических платформ, реализация кластерной политики, программ инновационного развития компаний с государственным участием, федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП);

11

-    координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

6.4.4    Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России) осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    обеспечение защиты интересов государства в области авторского права и смежных прав в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, информационных технологий.

6.4.5    Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    закрепление за РФ прав на ОИС и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых министерством, а также распоряжение закрепленными за РФ правами на результаты научно-технической деятельности в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

6.4.6    Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    осуществление управления правами РФ на РИД, находящиеся в ведении Минобороны России, в т. ч. исключительными правами на них, проведение мониторинга использования таких РИД, а также участие в мероприятиях по правовой защите прав на них.

6.4.7    Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в т. ч. подтверждает урегулирование вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат РФ;

-    контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР, оказание государственных услуг в сфере правовой охраны программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, в т. ч. входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;

-    контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

-    прием, рассмотрение и экспертиза заявок на выдачу свидетельства на ОИС, государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров с выдачей на них в установленном порядке свидетельств, а также продление срока действия исключительного права на указанные ОИС, восстановление/прекращение действия свидетельства, выдача их дубликатов;

-    государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, а также сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами РФ;

-    учет переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;

-    формирование и ведение Единого реестра результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ; Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ; Перечня общеизвестных в РФ товарных знаков; Государственного реестра наименований мест происхождения товаров РФ;

-    рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу свидетельств на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим средствам правовой охраны или с ее прекращением.

12

ГОСТ P 56826—2015

6.4.8    Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    контроль и надзор за соответствием деятельности в области ВТС органов власти и российских организаций, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, организаций — разработчиков и производителей продукции военного назначения при экспорте ВВТ; за эффективностью функционирования системы госрегулирования в области ВТС, за маркетинговой, рекламной, рекламно-выставочной деятельностью в области ВТС, за уровнем внешнеторговых цен на экспортируемую (импортируемую) продукцию военного назначения с учетом защиты экономических интересов РФ;

-    разработка концептуальных подходов к решению проблемы повышения эффективности ВТС, а также анализ тенденций развития мирового рынка продукции военного назначения;

-    выдача по запросам органов исполнительной власти, российских и иностранных субъектов ВТС, а также иных российских участников внешнеторговой деятельности заключения об отнесении или неот-несении продукции, предлагаемой к ввозу/вывозу в/из РФ, к продукции военного назначения;

-    ведение реестра субъектов ВТС, координация, контроль, анализ и обобщение их деятельности;

-    учет, регистрация и согласование контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, а также контроль исполнения этих контрактов.

6.4.9    Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в т. ч. компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности, а также следующие функции в сфере управления интеллектуальной собственностью:

-    комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий;

-    управление находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов).

6.4.10    Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    учет в составе федерального имущества исключительных (имущественных) прав РФ на РИД, являющихся объектами бюджетного учета, ведение такого реестра в составе реестра федерального имущества и выдача выписок из указанного реестра;

-    осуществление от имени РФ юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом.

6.4.11    Госзаказчики

В рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в качестве государственных заказчиков выступают действующие от имени РФ или субъекта РФ уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки: органы государственной власти; государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; органы управления государственными внебюджетными фондами (органы управления Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования); государственные казенные учреждения.

В рамках контрактной системы предусмотрена передача государственными заказчиками своих полномочий автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

Госзаказчики осуществляют следующие функции государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, имеющие значение для целей таможенной защиты прав на ОИС:

-    принятие решения об использовании предшествующей интеллектуальной собственности, в т. ч. на безвозмездной лицензионной основе (в случае, если данные РИД созданы за счет бюджетных средств, а правообладателем является исполнитель госконтракта по которому эти РИД были созданы);

-    включение в государственные контракты на выполнение НИОКТР при их заключении положений по созданию, правовой охране, распределению прав, учету и использованию РИД, в т. ч. предшествующей интеллектуальной собственности, а также включение в структуру цены контрактов средств на

13

обеспечение правовой охраны этих результатов, проведение патентных исследований, лицензионных платежей за использование предшествующей интеллектуальной собственности и выплата вознаграждения авторам за создание РИД;

-    внесение по итогам размещения заказов данных в реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ (реестр ведет Федеральное казначейство);

-    распределение прав на созданные РИД (за РФ, за РФ и исполнителем совместно, за исполнителем);

-    государственный учет РИД, полученных при выполнении НИОКТР за счет средств федерального бюджета и/или в ходе выполнения государственных контрактов, путем внесения в базы данных госза-казчика, сведений об указанных результатах, представленных исполнителями;

-    внесение данных о РИД в единый реестр результатов НИОКТР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (Минобрнауки России);

-    внесение данных о РИД в единый реестр результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ (ведет Роспатент);

-    управление правами Российской Федерации на РИД, созданные по заказу в рамках госконтрак-тов, где они выступали заказчиками, включая:

1)    осуществление мероприятий по оформлению прав РФ на РИД, используемые и/или созданные при выполнении государственных контрактов;

2)    организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский и бюджетный учет исключительных прав на РИД;

3)    постановку исключительных прав на РИД, являющихся объектами бюджетного учета, на учет в реестр исключительных прав РФ в реестре Росимущества;

4)    распоряжение правами Российской Федерации на РИД;

5)    организацию использования РИД, в т. ч. в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

Правила и процедуры в деятельности госзаказчиков в отношении охраняемых РИД, создаваемых и/или используемых при выполнении НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения за счет средств государственного бюджета, определены в ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ».

6.4.12    Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» (ФАПРИД) является специализированной организацией Роспатента и осуществляет участие в судебно-претензионной работе по защите прав РФ на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, созданные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, право использования которыми предоставляется государственными заказчиками, исполнителям государственных контрактов на основании лицензионных договоров.

6.4.13    Рособоронэкспорт и иные операторы военно-технического сотрудничества (уполномоченные организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения) осуществляют контроль за соблюдением прав на ОИС при экспорте товаров военного назначения.

6.4.14    Организациями по коллективному управлению правами выступают основанные на членстве некоммерческие организации, созданные в соответствии с национальным законодательством.

Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Организации по управлению правами на коллективной основе создаются для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и/или смежными правами, в т. ч. для таможенной защиты авторских и смежных прав.

В соответствии национальным законодательством организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени совершать юридические

14

ГОСТ P 56826—2015

действия, необходимые для управления и защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

Основанием для полномочий организации по управлению правами на коллективной основе по защите прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров, содержащих ОИС, является договор о передаче полномочий по управлению правами на ОИС, заключаемый такой организацией с правообладателем.

Организации по коллективному управлению правами при наличии договора с правообладателем от своего имени или от имени правообладателя могут совершать необходимые для защиты переданных им прав на ОИС действия:

-    подавать заявления в таможенные органы о внесении ОИС в Реестр;

-    подавать заявления в таможенные органы о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактности, и принимать решения в отношении таких товаров, выпуск которых приостановлен таможенными органами;

-    представлять интересы правообладателей в рамках процессуальных процедур таможенной защиты, а также в судах.

7 Общие требования к таможенной защите прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров

7.1    Принципы таможенной защиты интеллектуальной собственности

Деятельность органов таможенной защиты интеллектуальной собственности осуществляется на основе следующих принципов:

-    законность, равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод;

-    профессионализм и компетентность должностных лиц органов таможенной защиты;

-    ясность, предсказуемость, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

-    гласность действий должностных лиц органов таможенной защиты, доступность информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве ЕАЭС и национальном законодательстве о таможенном деле;

-    единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

-    недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, чрезмерных и неоправданных издержек при реализации полномочий в области таможенного дела.

7.2    Направления таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности

Таможенная защита в сфере интеллектуальной собственности осуществляется органами таможенной защиты по следующим направлениям:

-    ведение таможенного реестра ОИС на основании заявлений правообладателей, в т. ч. включение, исключение ОИС из Реестра, внесение в него изменений и дополнений;

-    проведение таможенного контроля, в т. ч. контроля после выпуска товара, в целях выявления нарушений таможенного и иного законодательства;

-    осуществление мониторинга перемещения товаров, содержащих ОИС;

-    выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности, отнесенных национальным законом к компетенции таможенных органов;

-    оперативно-разыскная деятельность таможенных органов в сфере осуществления деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в установленном национальным законом порядке;

-    межведомственное сотрудничество по вопросам таможенной защиты прав на ОИС с уполномоченными государственными органами;

-    международное сотрудничество в области таможенной защиты прав на ОИС в рамках ЕАЭС и ВТО;

-    защита против недобросовестной конкуренции при таможенной защите интеллектуальной собственности.

15

7.3 Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности

В рамках направления «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» таможенные органы осуществляют следующие функции:

-    прием и рассмотрение заявления о включении ОИС в Реестр и о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;

-    включение ОИС в Реестр на основании заявлений правообладателей (их представителей);

-    исключение ОИС из Реестра;

-    внесение в Реестр изменений и дополнений;

-    опубликование перечня ОИС, включенных в Реестр, доведение данных Реестра до сведения таможенных органов и заинтересованных лиц.

7.3.1 Прием и рассмотрение заявления

В рамках данной функции таможенный орган осуществляет следующие действия:

-    прием и регистрация заявлений о включении ОИС в Реестр, а также иных документов, имеющих отношение к ведению Реестра;

-    рассмотрение заявлений о включении ОИС в Реестр, осуществление проверки заявленных сведений и представленных документов;

-    принятие решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении ОИС в Реестр.

Заявление и прилагаемые к нему документы в день их поступления в уполномоченный орган в области таможенного дела подлежат обработке, регистрации и передаче на рассмотрение.

Рассмотрение заявления может происходить в течение 30 дней с момента его поступления и регистрации. При наличии оснований срок рассмотрения заявления может быть продлен.

До принятия решения проводится проверка заявленных сведений и прилагаемых документов, а также их соответствие требованиям, установленным национальным законодательством.

Проверка заявленных сведений и прилагаемых документов осуществляется на предмет: их наличия; полноты представления; соответствия требованиям, предъявляемым к их представлению и оформлению; соответствия сведений, указанных в заявлении и представленных документах. Заявленные сведения и представленные документы считаются достоверными, пока не доказано обратное.

В случае выявления в процессе рассмотрения заявления отсутствия необходимых сведений или документов либо в случае возникновения обоснованных сомнений в отношении достоверности представленных Заявителем документов или сведений данные документы или сведения либо соответствующие подтверждения их достоверности могут быть запрошены у Заявителя, а в случае, если Заявителем является представитель правообладателя, непосредственно и у правообладателя.

Если запрос о представлении необходимых документов и сведений либо подтверждений их достоверности оставлен без ответа в течение одного месяца с даты его получения или в течение указанного срока от Заявителя не поступило письменное обращение о продлении срока исполнения запроса, заявление признается отозванным и дальнейшему рассмотрению не подлежит, о чем Заявителя уведомляют в письменном виде.

В случае направления запроса о представлении документов и сведений срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем до двух месяцев.

После рассмотрения заявления и проверки заявленных сведений принимается решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о внесении ОИС в Реестр либо об отказе в принятии таких мер.

Решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о внесении ОИС в Реестр должно содержать указание о внесении ОИС в Реестр и о сроке принятия таких мер (сроке, на который ОИС вносится в Реестр).

Решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно быть мотивированным. Решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, принимается в случаях:

-    несоответствия существенных условий заявления в отношении ОИС и прав на них требованиям законодательства о таможенной защите в сфере интеллектуальной собственности;

-    представления Заявителем недостоверных сведений;

-    несоблюдения требования законодательства об обеспечении обязательства правообладателя о возмещении вреда.

После подписания решения оно не позднее следующего рабочего дня передается лицом, ответственным за ведение делопроизводства, для его регистрации.

16

ГОСТ P 56826—2015

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................2

3    Термины и определения..............................................................2

4    Обозначения и сокращения...........................................................3

5    Объекты отношений в предметной области    регулирования.................................4

5.1    Объекты интеллектуальной собственности и права на них,

подлежащие таможенной защите...................................................4

5.2    Требования к заявлению о включении объекта интеллектуальной собственности

в Реестр........................................................................6

5.3    Требования к порядку подачи заявления о включении объектов интеллектуальной

собственности в Реестр...........................................................7

6    Субъекты отношений в предметной области    регулирования................................8

6.1    Правообладатели................................................................9

6.2    Декларанты.....................................................................10

6.3    Органы таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности...................10

6.4    Уполномоченные органы государственной власти    и    специализированные организации......10

7    Общие требования к таможенной защите прав на объекты интеллектуальной собственности

при трансграничном перемещении товаров..............................................15

7.1    Принципы таможенной защиты интеллектуальной собственности........................15

7.2    Направления таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности..............15

7.3    Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности................16

7.4    Проведение таможенного контроля.................................................20

7.5    Мониторинг перемещения товаров..................................................23

7.6    Взаимодействие подразделений таможенных органов по защите прав на объекты

интеллектуальной собственности в ходе выявления, предупреждения и расследования правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.............................24

7.7    Межведомственное сотрудничество по вопросам таможенной защиты прав на объекты

интеллектуальной собственности с уполномоченными государственными органами.........25

7.8    Международное сотрудничество в области таможенной защиты интеллектуальной

собственности...................................................................25

8    Особенности таможенной защиты интеллектуальной собственности в ЕАЭС..................26

8.1    Особенности таможенной защиты интеллектуальной собственности,

где правообладателем является государство.........................................26

8.2    Особенности ограничения торговли в области интеллектуальной собственности

в качестве ответных мер..........................................................26

8.3    Особенности режимов таможенной защиты интеллектуальной собственности

в рамках ЕАЭС..................................................................26

8.4    Особенности защиты против недобросовестной конкуренции при таможенной защите

интеллектуальной собственности в ЕАЭС............................................26

Библиография........................................................................29

ГОСТ P 56826—2015

7.3.2    Включение объектов интеллектуальной собственности в Реестр

В рамках данной функции таможенный орган осуществляет следующие действия:

-    включение в Реестр ОИС, в отношении которых принято решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;

-    присвоение ОИС, включаемому в Реестр, регистрационного номера;

-    продление срока принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;

-    проведение в установленных национальным законом случаях проверочных мероприятий.

В случае, если на момент принятия решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о внесении ОИС в Реестр Заявителем представлена копия банковской гарантии или договора страхования риска ответственности за причинение вреда, включение ОИС в Реестр осуществляется в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

В случае, если Заявитель представляет один из документов, после получения уведомления о положительном решении о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о включении ОИС в Реестр объекты включаются в Реестр в течение трех рабочих дней после поступления документов.

В случае, если один из документов не поступил в течение одного месяца со дня направления уведомления о положительном решении о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, ОИС в Реестр не включается.

О принятом решении Заявителя уведомляют в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

При принятии положительного решения срок принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение, но не более двух лет.

Указанный срок может быть продлен на основании письменного заявления правообладателя (его представителя), поданного не менее чем за два месяца до истечения предыдущего срока. Продление срока принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, возможно неограниченное число раз в пределах срока правовой охраны ОИС, внесенного в Реестр.

О принятом решении Заявитель уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

7.3.3    Исключение объектов интеллектуальной собственности из Реестра

Основаниями для исключения ОИС из Реестра являются:

а)    желание правообладателя (его представителя);

б)    истечение срока правовой охраны ОИС;

в)    невыполнение условия по обеспечению исполнения обязательства.

В рамках данной функции по основанию, предусмотренному в перечислении а), таможенный орган осуществляет следующие действия:

-    прием и регистрация заявления правообладателя;

-    рассмотрение заявления и принятие решения об исключении ОИС из Реестра;

-    исключение ОИС из Реестра.

Заявление должно содержать следующие сведения:

-    о правообладателе и его представителе (в случае, если заявление подается не правообладателем);

-    об ОИС;

-    о регистрационном номере ОИС по Реестру либо о номере и дате решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о включении ОИС в Реестр;

-    о номере и дате уведомления о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о включении ОИС в Реестр.

При этом Заявитель может не указывать причин своего желания об исключении ОИС из Реестра.

В случае, если заявление подается представителем правообладателя, то к заявлению прилагается документ, подтверждающий передачу полномочий, связанных с исключением ОИС из Реестра, выданный правообладателем такому лицу.

Решение об исключении ОИС из Реестра подготавливается в течение пяти рабочих дней, а в случае проведения проверки — не позднее одного месяца со дня поступления заявления на рассмотрение.

В рамках данной функции по основанию, предусмотренному в перечислении б), таможенный орган осуществляет следующие действия;

17

Введение

Регулирование отношений в области таможенной защиты интеллектуальной собственности носит сложный и многоуровневый характер. В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сформировалась многоуровневая система таможенной защиты интеллектуальной собственности.

На международном уровне эти отношения регулируются нормами конвенций и соглашений, где одним из основных является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС), где разработаны нормы, принципы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности, а также процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей.

К актам наднационального уровня относятся соглашения и договоры государств — членов Евразийского экономического союза: Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу с 1 января 2015 г., Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС), Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г., Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19 ноября 2010 г., Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г.

При этом, если к целям ЕАЭС отнесены «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза», то в рамках функционирования Таможенного союза регулируется только рынок товаров. При этом рынок интеллектуальной собственности не заявлен в качестве самостоятельного сегмента рыночных отношений во внешней торговле, а область интеллектуальной собственности не отнесена к перечню исключений из порядка функционирования единого внутреннего рынка товаров.

На национальном уровне каждое государство — член ЕАЭС имеет право применять свои правила при условии, что они не противоречат нормам ЕАЭС. В России основные нормы в области таможенной защиты закреплены в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ (ст. 306, 307, 308).

Между тем существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности не позволяют обеспечить ее на должном уровне, что приводит к потерям национального бюджета, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, сокращению количества рабочих мест, нанесению вреда жизни и здоровью населения, перемещению части сделок в теневой сектор, снижению инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС. При наличии на рынке высокого уровня контрафактных товаров производители теряют не только часть прибыли, но и репутацию компаний, что впоследствии выражается также в экономических потерях.

В этих условиях меры, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза/вывоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером и основным инструментом защиты прав авторов, правообладателей, потребителей и государства при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу ЕАЭС.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность

ТАМОЖЕННАЯ ЗАЩИТА

Intellectual property. Customs protection

Дата введения — 2016—06—01

1 Область применения

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется пересечением двух самостоятельных областей общественных отношений, связанных с:

1)    интеллектуальной собственностью;

2)    таможенной защитой.

В рамках рассмотрения области интеллектуальной собственности во внимание должны быть приняты только охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права на которые подпадают под режим таможенной защиты с точки зрения международного права (объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), а также процедуры, обеспечивающие управление рисками при таможенной защите соответствующих прав (исключительные права, личные неимущественные права, иные права) на такие объекты. Кроме того, в части указанных процедур требуются механизмы, обеспечивающие защиту от недобросовестной конкуренции.

Вторую область отношений — таможенную защиту — характеризуют:

-    несоответствие между формой таможенной защиты как разновидностью правовой защиты и ее содержанием, которое сводится в основном к таможенному контролю;

-    различие правовых основ и методологических подходов к организации таможенной защиты на международном, межгосударственном и национальном уровнях в этой сфере, в т. ч. при признании таких товаров контрафактными;

-    отсутствие единых процедур и правил участия в таможенной защите организаций, представляющих авторские и смежные права на коллективной основе;

-    отсутствие единых процедур и правил ценообразования при таможенном декларировании перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих охраняемые объекты интеллектуальной собственности.

Целью таможенной защиты интеллектуальной собственности является противодействие перемещению через таможенную границу контрафактных товаров в целях содействия развитию рынка интеллектуальной собственности как условия инновационного развития. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решать следующие задачи:

-    ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности на основании заявлений правообладателей;

-    проведение таможенного контроля и контроля после выпуска товара в целях выявления нарушения таможенного и иного законодательства;

-    мониторинг перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС);

Издание официальное

-    взаимодействие с правообладателями по вопросам определения контрафактности товара и защиты их прав;

-    взаимодействие с другими органами исполнительной власти и специализированными организациями по вопросам защиты интеллектуальной собственности.

Согласно статье 6 ТК ТС [1] обеспечение защиты интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза является одной из основных задач таможенных органов.

Настоящий стандарт устанавливает единые требования к системе управления таможенной защиты в отношении интеллектуальной собственности, содержащейся в товарах, ввоз которых на территорию ЕАЭС и вывоз с территории ЕАЭС либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателей в соответствии с таможенным законодательством.

Настоящий стандарт может использоваться также при применении требований технических регламентов Таможенного союза, принятых в целях «предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции» (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 020/2011).

Целью разработки настоящего стандарта является совершенствование таможенной защиты интеллектуальной собственности на основе урегулирования выявленных противоречий и коллизий в рамках его области применения.

Основными задачами настоящего стандарта являются:

-    формирование единообразного понятийного аппарата, относящегося к таможенной защите интеллектуальной собственности;

-    выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;

-    выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы эффективного управления рисками в указанной сфере в целом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения»

ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения»

ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    декларант: Физическое или юридическое лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, права на которые подлежат таможенной защите.

3.2    заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: Документ, направляемый в таможенный орган

2

ГОСТ P 56826—2015

правообладателем, имеющим достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его исключительных прав на охраняемые в соответствии с национальным законодательством объекты интеллектуальной собственности и подлежащих таможенной защите в связи с ввозом товаров в страну или их вывозом из страны либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

3.3    информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска: Уведомления, направляемые должностным лицом таможенного органа правообладателю (его представителю) и декларанту.

3.4    ответственность за имущественный вред (ущерб): Ответственность, которую несет правообладатель, если по его вине декларант понес убытки.

3.5    таможенная защита интеллектуальной собственности: Совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях предупреждения, выявления нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров и привлечения к ответственности лиц, виновных в этом.

3.6 _

таможенное декларирование: Заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и/или иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

[статья 4 ТК ТС]

3.7    таможенные органы: Органы исполнительной власти государств — членов ЕАЭС, уполномоченные в области таможенного дела, в рамках своей компетенции принимающие меры по защите прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров.

3.8 _

таможенный контроль: Совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т. ч. с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС.

[статья 4 ТК ТС]    _

Примечание — Иные понятия, используемые в настоящем стандарте, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего стандарта.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВТО — Всемирная торговая организация;

ВЭД — внешнеэкономическая деятельность;

ДТ — декларация на товары;

ЕАЭС — Евразийский экономический союз;

ЕТРОИС — Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

ЕЭК — Евразийская экономическая комиссия;

КоАП — Кодекс об административных правонарушениях;

НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

ОИС — объект интеллектуальной собственности;

РИД — результаты интеллектуальной деятельности;

РФ — Российская Федерация;

ТК РФ — Таможенный кодекс РФ;

ТК ТС — Таможенный кодекс Таможенного союза;

ТРИПС — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;

ТРОИС — таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

ТС — Таможенный союз;

ФЗ — Федеральный закон;

ФТС России — Федеральная таможенная служба Российской Федерации;

ШОС — Шанхайская организация сотрудничества.

з

5 Объекты отношений в предметной области регулирования

5.1    Объекты интеллектуальной собственности и права на них, подлежащие таможенной

защите

5.1.1    Объекты интеллектуальной собственности, подлежащие включению в Реестр

В ТРОИС и ЕТРОИС (далее — Реестр) подлежат включению следующие результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые в соответствии с нормами международного права и национального законодательства:

а)    охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания, — объекты авторского права:

1)    произведения науки (ГОСТ Р 55385);

2)    произведения литературы (ГОСТ Р 55386);

3)    произведения искусства (ГОСТ Р 55386);

4)    иные произведения (ГОСТ Р 55386);

5)    программы для ЭВМ (ГОСТ Р 55386);

б)    базы данных (ГОСТ Р 55386);

6)    охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания, — объекты смежных прав:

1)    содержание базы данных (ГОСТ Р 55386);

2)    исполнения (ГОСТ Р 55386);

3)    фонограммы (ГОСТ Р 55386);

4)    произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние (ГОСТ Р 55386);

в)    сложные объекты интеллектуальной собственности: аудиовизуальные произведения (ГОСТ Р 55386);

г)    объекты прав на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товаров (ГОСТ Р 55386).

Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации являются объектами интеллектуальной собственности (ОИС), на которые распространяются исключительные права их правообладателей.

ОИС не являются объектами гражданско-правового оборота. Объектами гражданско-правового оборота являются товары, работы, услуги, объекты финансового рынка, содержащие объекты интеллектуальной собственности, а также исключительные (имущественные) права на них.

5.1.2    Права на объекты интеллектуальной собственности, подлежащие таможенной защите

Таможенной защите подлежат исключительные права на ОИС, перечисленные в 5.1.1.

Исключительное право на ОИС принадлежит правообладателю и включает в себя следующие

правомочия:

-    использовать охраняемый результат интеллектуальной деятельности или приравненное к нему средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом;

-    распоряжаться исключительным правом на объект интеллектуальной собственности;

-    по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование ОИС, при этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением);

-    получать вознаграждение за использование ОИС (кроме служебных РИД).

Исключительные права на ОИС не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление исключительного права на соответствующий результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи.

5.1.3    Основания возникновения права на объекты интеллектуальной собственности

Правовыми основаниями, необходимыми и достаточными для возникновения исключительного

(имущественного) права на ОИС, являются:

а) для РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания, — первичные документы, во исполнение которых был создан данный РИД (госконтракт/договор и акты по сдаче-приемке его результатов, отчетные документы (при внешнем финансировании); приказ/план и документы по исполнению (например, служебные записки, уведомления работника о создании РИД) (при внутреннем/сметном финансировании) — с даты итогового документа, фиксирующего создание РИД;

4

ГОСТ P 56826—2015

б)    для сложных объектов интеллектуальной собственности — издание приказа/принятие решения о создании таких РИД при соблюдении других условий, установленных законом для таких объектов (в т. ч. заключение договоров с правообладателями других охраняемых РИД, включенных в данный сложный объект при его создании);

в)    для средств индивидуализации — государственная регистрация товарного знака и наименования места происхождения товара в патентном ведомстве — с даты принятия такого решения и выдачи свидетельства об этом;

г)    для всех охраняемых РИД — договор отчуждения исключительного права на ОИС либо лицензионный договор, договор коммерческой концессии или др. на предоставление права использования РИД — с даты заключения такого договора (для сделок в отношении единой технологии при ее использовании за рубежом — с даты государственной регистрации такого договора в патентом ведомстве).

5.1.4 Документы, подтверждающие права на объекты интеллектуальной собственности

К документам, подтверждающим наличие исключительного (имущественного) права на ОИС у правообладателя, в зависимости от ОИС могут быть отнесены:

а)    для объектов авторского права:

-    свидетельство о депонировании экземпляров ОИС или свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных;

-    выписка из Реестра программ для ЭВМ или Реестра баз данных национального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности;

-    договор об отчуждении исключительного права на ОИС;

-    издательский лицензионный договор;

-    договор авторского заказа;

-    документы, подтверждающие переход исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных к другим лицам без договора;

-    трудовой или иной гражданско-правовой договор между работодателем и автором РИД в отношении служебного РИД;

-    документ, подтверждающий переход исключительного права на ОИС по наследству;

-    нотариальное удостоверение фактов;

-    образец изготовленных или выпущенных в свет экземпляров ОИС на территории государства;

-    документы, подтверждающие введение товаров, содержащих ОИС, в гражданский оборот на национальной территории (в т. ч. для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия;

-    письменные или вещественные доказательства (рукописи, нотные знаки, изображения, схемы, отзывы, рецензии, учетные данные о движении рукописи и т. п.);

-    заключения экспертов или организаций и объединений, осуществляющих управление авторскими правами или профессионально занимающихся защитой авторских прав.

б)    для объектов смежных прав:

1)    документ о депонировании экземпляров РИД;

2)    нотариальное удостоверение фактов;

3)    договоры с исполнителями, студиями, фирмами — изготовителями носителей с фонограммами, иными правообладателями;

4)    трудовой договор или гражданско-правовой договор в отношении служебного РИД;

5)    договор об отчуждении исключительного права на ОИС;

6)    документы, подтверждающие переход исключительного права на объект смежного права к правопреемнику без договора;

7)    документы, подтверждающие правомерность опубликования объекта смежных прав;

8)    документы, подтверждающие введение в гражданский оборот на национальной территории оригинала или экземпляров правомерно опубликованного объекта смежных прав путем их продажи или иного отчуждения (в т. ч. для реализации в магазине беспошлинной торговли);

9)    образцы носителей ОИС;

10)    заключения экспертов или организаций и объединений, осуществляющих управление смежными правами или профессионально занимающихся защитой смежных прав.

в) для средств индивидуализации:

1)    свидетельство о государственной регистрации средства индивидуализации;

2)    справка на основании сведений из государственных реестров товарных знаков и наименований мест происхождения товаров;

5

3)    справка на основании сведений из Перечня общеизвестных товарных знаков;

4)    документы о наличии правовой охраны товарных знаков в государстве в силу международных договоров;

5)    договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, зарегистрированный в национальном органе исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности;

6)    лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака, зарегистрированный в национальном органе исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности;

7)    договор коммерческой концессии, зарегистрированный в национальном органе исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности;

8)    документы, подтверждающие введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на национальной территории (в т. ч. для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия;

9)    документы, подтверждающие переход исключительного права на товарный знак без договора.

5.1.5 Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, не подлежащие таможенной защите

Меры по таможенной защите прав на ОИС не принимаются в отношении следующих категорий товаров, содержащих ОИС, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС:

а)    физическими лицами для личного пользования, в т. ч. пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

б)    в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

в)    дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.

5.2 Требования к заявлению о включении объекта интеллектуальной собственности

в Реестр

5.2.1 Общие требования к заявлению о включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр

Правообладатель или действующий от его имени представитель (далее — Заявитель), имеющие достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нарушение прав правообладателя в отношении ОИС, охраняемых в соответствии с национальным законодательством и подлежащих таможенной защите в рамках ЕАЭС, вправе подать заявление о включении ОИС в Реестр и принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

Заявление подается в письменной или в электронной форме в центральный таможенный орган государства — члена ЕАЭС в порядке, установленном в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.

Заявление оформляется в соответствии со следующими требованиями:

-    заявление содержит обязательные сведения: о Заявителе; об ОИС; о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары; о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров (при этом указываемый в заявлении срок не должен быть более срока правовой охраны ОИС);

-    к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на ОИС, указанные в заявлении, а также документы, подтверждающие иные сведения, указанные в заявлении;

-    к документам должна прилагаться опись с указанием количества страниц в каждом документе;

-    копии документов должны быть хорошего качества с ясными оттисками печатей и штампов;

-    документы, прилагаемые к заявлению, должны быть составлены на русском языке (в случае представления документов на иностранном языке к заявлению прилагается их перевод на русский язык);

-    к заявлению прилагается письменное обязательство правообладателя (или его полномочного представителя) о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, на которое возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, в связи с приостановлением выпуска товаров в случае, если в установленном национальным законодательством порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку), в отношении которых таможенными органами принято решение о приостановлении выпуска, являются контрафактными. При отсутствии указанного обязательства заявление 6