Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55560-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования безопасности для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов на стадиях проектирования и эксплуатации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Основные положения

5 Опасные ситуации, опасные зоны

6 Общие требования и меры обеспечения безопасности технологического комплекса речного порта

     6.1 Требования и меры обеспечения безопасности акватории

     6.2 Требования безопасности к водным подходам к порту

     6.3 Требования безопасности к оборудованию технологического комплекса

7 Общие требования и меры обеспечения безопасности береговых перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов

     7.1 Санитарно-защитные зоны

     7.2 Требования к территории

     7.3 Требования безопасности к зданиям и сооружениям технологического комплекса речного порта

     7.4 Требования безопасности к причальным сооружениям

     7.5 Требования безопасности к складам

     7.6 Требования безопасности к железнодорожным путям и автомобильным дорогам

     7.7 Требования безопасности к крановым путям

     7.8 Требования безопасности к пассажирским терминалам

     7.9 Требования безопасности к электроснабжению объектов порта

8 Требования безопасности к плавучим и добывающим перегрузочным комплексам

     8.1 Общие требования безопасности

     8.2 Требования безопасности к судам технического флота

     8.3 Требования безопасности к палубным механизмам

     8.4 Требования безопасности к сцепному устройству

     8.5 Требования безопасности к судовым грузоподъемным устройствам технологического назначения

9 Требования безопасности к плавучему добывающему комплексу

     9.1 Требования безопасности к судам добывающего комплекса

     9.2 Требования безопасности к постам управления

     9.3 Требования к системе управления

     9.4 Требования безопасности к технологическому оборудованию добычных земснарядов

     9.5 Требования безопасности к плавучему пульпопроводу

     9.6 Требования к плавучим кранам и грейферным снарядам

Библиография

 
Дата введения01.07.2014
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.09.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1090-ст
РазработанООО Техречсервис
ИзданСтандартинформ2014 г.

Inland water transport. Cargo transfer complexes and passenger terminals of river ports. Safety requirements. General

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

55560-

2013

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

КОМПЛЕКСЫ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ И ТЕРМИНАЛЫ ПАССАЖИРСКИЕ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

Требования безопасности. Общие положения

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Техречсервис» (ООО «Техреч-сервис»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 «Внутренний водный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2013 г. № 1090-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 55560-2013

6.3.3    Общие требования безопасности к производственному оборудованию — поГОСТ 12.2.003.

6.3.4    Крепление сборочных единиц и деталей оборудования должно исключать их самопроизвольное ослабление и отвинчивание.

6.3.5    Технологическое оборудование должно быть установлено с соблюдением требований к монтажу, приведенных в инструкциях по эксплуатации, и прочно закреплено на фундаментах, оснащено исправными предохранительными клапанами, средствами измерений, а также приспособлениями для механизации тяжелых операций по их обслуживанию с учетом условий эксплуатации в составе берегового или плавучего комплекса.

6.3.6    Вращающиеся части приводов и передач оборудования (дебалансы, шкивы, валы и т. п.), а также передаточные механизмы (зубчатые, цепные, ременные передачи и др.) должны размещаться внутри корпуса оборудования или иметь защитные ограждения выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.2.062.

6.3.7    Оборудование, не подлежащее монтажу на заводе-изготовителе, и его составные части должны иметь строповочные устройства или конструктивные элементы для захвата грузоподъемными средствами, используемыми в процессе транспортирования и монтажа.

6.3.8    Дополнительные требования к отдельным видам оборудования содержатся в соответствующих разделах настоящего стандарта.

6.3.9    Общие требования к электрооборудованию машин и механизмов — по ГОСТ Р МЭК 60204-1.

6.3.10    Требования безопасности к электротехническим изделиям, входящим в состав оборудования технологического комплекса (за исключением применяемых на судах технического флота), — по ГОСТ 12.2.007.0.

6.3.11    Технические способы и средства защиты по ГОСТ 12.1.019, обеспечивающие электробезопасность оборудования технологического комплекса речного порта, должны соответствовать техническим условиям на отдельные виды оборудования, условиям внешней среды в соответствии с Правилами устройства электроустановок [5].

6.3.12    Оболочки и средства защиты электрооборудования должны исключать вероятность травм обслуживающего персонала.

6.3.13    Степени защиты электрооборудования оболочками — по ГОСТ 14254.

6.3.14    Электрооборудование взрывозащищенное по ГОСТ Р 51330.0 должно соответствовать уровню взрывоопасности зоны его расположения — по ГОСТ Р 51330.9.

6.3.15    Внешние доступные токопроводящие части оборудования должны соединяться с защитным заземляющим проводником, чтобы исключить вероятность поражения электрическим током при контакте с ними в случае повреждения основной изоляции.

6.3.16    Электрическое и электронное оборудование технологического комплекса речного порта должно соответствовать техническому регламенту, устанавливающему требования к электромагнитной совместимости.

6.3.17    Если электрическое оборудование должно быть установлено особым образом по отношению к другому оборудованию с целью исключения взаимного влияния, то информация об этом должна содержаться в эксплуатационной документации на оборудование.

6.3.18    Система автоматизации, защиты, сигнализации и контроля оборудования должна обеспечивать его безопасную работу и осуществлять аварийную остановку при нарушении заданных паспортных параметров работы, влияющих на безопасность.

Повторный пуск оборудования должен быть возможен только после выявления и устранения неисправности.

6.3.19    Общие требования к способам и устройствам предотвращения неожиданного пуска и отключения от системы подачи энергии — по ГОСТ Р 51343.

6.3.20    Установки аварийного выключения технологического оборудования — по ГОСТ Р 51336.

6.3.21    При одновременной работе нескольких последовательно транспортирующих материалы единиц оборудования с другим оборудованием технологической линии, электроприводы входящих в ее состав отдельных аппаратов должны быть сблокированы. При этом должны быть предусмотрены:

-    пуск и остановка в последовательности согласно схеме цепи аппаратов и технологии;

-    автоматическое отключение в случае внезапной остановки какой-либо единицы оборудования предшествующих ей по схеме аппаратов;

-    устройство местной блокировки, предотвращающей дистанционный пуск отдельных единиц оборудования.

7

6.3.22    Детали и узлы, доступные во время монтажа, эксплуатации или технического обслуживания оборудования технологического комплекса, не должны иметь заусенцев и острых кромок.

6.3.23    Опасность от вращающихся или движущихся частей оборудования должна быть снижена за счет:

-    обеспечения безопасных расстояний до опасных зон в соответствии с ГОСТ Р 51334 и ГОСТ Р 51335;

-    установки защитных ограждений в соответствии с ГОСТ Р 51342.

6.3.24    Защитные ограждения и опасные части оборудования и механизмов, которые при движении могут стать причиной несчастного случая, должны иметь предупреждающую окраску по ГОСТР 12.4.026.

6.3.25    Сдвигаемые или съемные ограждения, дающие возможность доступа для проведения настройки или монтажа средств управления или датчиков на работающем механизме, не должны блокироваться, но должны исключать возможность несанкционированного доступа в потенциально опасную зону.

Сдвигаемые ограждения, закрепленные на механизме, должны быть фиксированными также и в открытом виде.

6.3.26    Требования к защитным ограждениям — поГОСТ 12.2.062.

6.3.27    Требования к блокировочным устройствам, связанным с защитными устройствами, — по ГОСТР 51345.

6.3.28    Для виброопасного оборудования должны быть предусмотрены методы и средства защиты в соответствии с ГОСТ 26568.

6.3.29    Все устройства, предназначенные для управления механизмами, измерительные и контрольные приборы, запорная арматура должны быть отчетливо обозначены прочными четкими надписями, однозначно определяющими их назначение.

6.3.30    Требования к маркировке и обозначению органов управления и контрольных устройств — по ГОСТ Р МЭК 60073 и ГОСТ 12.4.040.

6.3.31    Эргономические требования к рабочим местам — по ГОСТ 12.2.032 и 12.2.033.

6.3.32    Размещение органов управления и средств отображения информации должно соответствовать ГОСТ 22269.

6.3.33    Дополнительные требования безопасности к оборудованию конкретных видов, не устанавливаемые настоящим стандартом, должны быть указаны в стандартах или технических условиях на это

оборудование.

6.3.34    На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов — сигнальные ограждения и знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026.

6.3.35    Для предотвращения скольжения и падения людей механизмы должны быть снабжены устройствами (поддоны и т. п.), препятствующими растеканию смазки по полу здания (сооружения) либо палубе судна.

6.3.36    В местах проведения работ, связанных с возможностью падения с высоты, должны быть предусмотрены устройства для крепления карабина страховочного пояса.

Устройства для крепления карабина должны иметь конструкцию, исключающую необходимость его перезакрепления по всей зоне проводимых работ.

6.3.37    Общие требования к шумовым характеристикам и к защите от шума — по ГОСТ 12.1.003.

6.3.38    Зоны с уровнем звука свыше 80 дБ должны быть обозначены знаками безопасности.

6.3.39    При превышении допустимого уровня шума по ГОСТ 12.1.012 и/или вибрации на рабочем месте по ГОСТ 12.1.012, должны применяться средства и методы коллективной защиты по ГОСТ 12.1.029.

6.3.40    Портовые перегрузочные машины и оборудование должны удовлетворять следующим требованиям:

1)    перегрузочные машины и оборудование должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 55439;

2)    оборудование, в процессе работы которого могут иметь место пыление, газовыделение, должно быть снабжено местными вытяжными системами вентиляции;

3)    конструкция затворов бункеров должна обеспечивать надежное и плотное закрытие выходного отверстия. Управление затвором должно быть дистанционным или размещено так, чтобы оператор находился вне зоны просыпи груза;

ГОСТ Р 55560-2013

4)    конструкция и углы наклона рабочих поверхностей течек и бункеров должны обеспечивать полный самотек, без дополнительных побуждений перемещающегося внутри них груза. Если свойства материала (значительная гигроскопичность или повышенная влажность в сочетании с липкостью) не обеспечивают самотека, необходимо предусмотреть искусственные механические побуждающие средства перемещения — вибрацию, аэрацию, механическое рыхление, пульсирующую стенку и т. д.;

5)    установка пластинчатых конвейеров и питателей должна предусматривать возможность обслуживания их с обеих сторон;

6)    через трассу наземных конвейеров длиной более 100 м должна быть обеспечена возможность безопасного перехода;

7)    конвейеры, размещенные ниже уровня пола или земли (например, в траншеях), должны иметь ограждения;

8)    давление заборного органа или других элементов перегрузочных машин, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов из судов, на судно, с учетом качки судна на волне и его перемещений при грузовой обработке, должно соответствовать значениям допустимых нагрузок на суда, регламентируемых инструкциями по их загрузке и разгрузке;

9)    для открывания люков полувагонов должны предусматриваться стационарные или переносные площадки, ходовые дорожки, механизированные передвижные мостики или другие надежные устройства и средства;

10)    для безопасного закрытия люков вагонов должны предусматриваться специальные приспособления (пневматические, гидравлические и электрические люкоподъемники и т. д.).

6.3.41 Сортировочное и обогатительное оборудование должно соответствовать следующим требованиям:

1)    сортировочное и обогатительное оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ Р ИСО 12100-1, ГОСТ Р ИСО 12100-2, ГОСТ 12.2.105;

2)    узлы приема песчано-гравийных материалов, загрузочные отверстия приемных устройств со всех сторон должны быть ограждены прочными перилами высотой 1,1 м, а на рабочих площадках должна предусматриваться сигнализация;

3)    на грохотах и дробилках должны быть предусмотрены защитные приспособления, предохраняющие людей от случайного выброса зерен гравия/щебня:

для конусных дробилок — глухие съемные ограждения;

для щековых дробилок — глухие съемные ограждения со смотровыми окнами, исключающие возможность выброса зерен гравия/щебня из зева дробилки;

4)    вход на площадку обслуживания щековой дробилки, должен быть ограничен дверью или калиткой, сблокированной с системой пуска дробилки;

5)    кулачковые, горизонтальные и вертикальные молотковые дробилки должны иметь блокировку, исключающую возможность запуска дробилки при открытой крышке корпуса. Для открытия и закрытия корпуса кулачковых и горизонтальных молотковых дробилок с крышками массой более 50 кг должны быть предусмотрены средства механизации;

6)    для предотвращения попадания металла в дробилки среднего и мелкого дробления, питающие их ленточные конвейеры должны быть оборудованы металлоискателями, извлекателями металла, магнитными шайбами и другими специальными приспособлениями;

7)    на дробильных машинах должны предусматриваться пылеотсасывающие средства;

8)    перекрытия и площадки, на которых располагаются вибрационные грохоты и дробилки, следует рассчитывать на вибростойкость;

9)    гидравлические классификаторы должны быть оборудованы автоматическими системами предотвращения их заполнения пульпой (водой) выше установленного предельного уровня;

10)    конструкция сита статического грохота должна обеспечивать возможность применения средств механизации для его очистки;

11)    конструкция кожуха статического грохота должна исключать возможность выброса пульпы или отдельных зерен гравия за его пределы;

12)    гидравлические классификаторы и статические грохоты должны иметь площадки обслуживания с ограждениями и безопасные лестницы/трапы;

13)    вдоль всего периметра верхних кромок гидравлического классификатора и кожуха статического грохота должны быть натянуты канаты, для подсоединения к ним страховочного пояса;

9

14) ширина проходов на дробильно-сортировочных участках:

-    для магистральных проходов — не менее 1,5 м,

-    для рабочих проходов между машинами — не менее 1,2 м,

-    для рабочих проходов между стенкой и машинами — не менее 1,0 м.

Местные сужения на длине не более 0,5 м при соблюдения нормальных рабочих проходов между машинами и между стеной и машинами — не менее 0,9 м.

6.3.42 Схема размещения технологического оборудования должна обеспечивать технологическую поточность и безопасность его эксплуатации.

7 Общие требования и меры обеспечения безопасности береговых перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов

7.1    Санитарно-защитные зоны

7.1.1    Речные порты и их территориально обособленные объекты должны иметь санитарно-защитные зоны.

7.1.2    Санитарно-защитные зоны речных портов и их объектов следует устанавливать в соответствии с требованиями [15].

7.2    Требования к территории

7.2.1    Территория грузового речного порта, грузовой пристани и отдельно расположенного грузового причала должна быть ограждена.

7.2.2    Въезд в порт должен иметь помещение-проходную; при площади территории порта более 5 га необходимо предусматривать не менее двух въездов.

7.2.3    При установке для въезда и выезда с территории порта распашных ворот, последние должны открываться внутрь, причем должна быть исключена возможность произвольного закрывания.

Ширину ворот для автомобильных въездов надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов — не менее 4,9 м.

7.2.4    Отметка территории причала у кордона должна обеспечить безопасность объектов порта при всех ожидаемых уровнях воды и ледоходе, с учетом назначения причала, рельефа прилегающей территории, применяемого технологического оборудования и др.

7.2.5    Для портов, расположенных на водохранилищах, отметка территории должна устанавливаться при проектировании, как правило, на 2 м выше нормального подпорного уровня.

7.2.6    Для портов, оснащенных береговыми перегрузочными машинами и оборудованием, а также застроенных зданиями и сооружениями, отметка территории должна устанавливаться при проектировании на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода 2 % обеспеченности с учетом заторных явлений.

7.2.7    Причалы с навигационным грузооборотом 5000 т и менее допускается устраивать с пониженной площадкой. При этом отметку следует назначать с учетом вида грузов и продолжительности навигационного периода.

7.2.8    Затопляемую площадку необходимо ограждать стационарными или плавучими навигационными знаками.

7.2.9    Ширина территории порта (перегрузочного комплекса, пассажирского терминала) принимается из условия размещения на ней перегрузочных механизмов, крановых и железнодорожных путей, площадок для складирования грузов, проездов и площадок для стоянки и маневрирования автотранспорта, закрытых складов, производственных, вспомогательных и пассажирских зданий с соблюдением действующих стандартов, санитарных, противопожарных и других норм.

7.2.10    Территорию порта следует планировать для обеспечения удобного подъезда к складским помещениям, площадкам и создания безопасных условий работы с грузами.

7.2.11    С целью обеспечения поверхностного стока территория порта должна быть спланирована в сторону водоприемных или водоотводных устройств.

7.2.12    Ямы и другие углубления для технических целей должны иметь плотные и прочные закрытия или ограждения.

7.2.13    Для портов с территорией, расположенной на двух отметках, пандусы между террасами при применении авто- и электропогрузчиков, а также при регулярном автомобильном движении должны

ГОСТ Р 55560-2013

иметь уклон не более 60 %о, при наличии нерегулярного, только автомобильного движения, допускается увеличить уклон до 90 %о.

7.2.14    Должны предусматриваться ограждения мест производства работ с опасными грузами и хранения этих грузов от остальной территории и установка предупреждающих указателей: «Запретная зона», «Радиоактивно» и т. д.

7.2.15    С целью обеспечения противопожарных мероприятий и забора из акватории воды пожарными автомобилями необходимо обеспечить возможность их удобного подъезда к линии кордона через каждые 200—250 м причального фронта.

При разнице в отметках территории и минимального уровня воды более 6 м следует разрабатывать специальные мероприятия по забору воды (съезды, установку противопожарных резервуаров и пр.); при разнице в отметках менее 6 м — предусматривать подъезды пожарных автомобилей к линии кордона.

7.3 Требования безопасности к зданиям и сооружениям технологического комплекса

речного порта

7.3.1    Объекты порта, аналогичные соответствующим объектам промышленных предприятий (ремонтные мастерские, гаражи, электростанции, котельные, внутриплощадочные и внеплощадочные сети инженерного обеспечения и др.), должны удовлетворять требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации [2], [13], если в отношении этих объектов настоящими требованиями не оговорены дополнительные специальные требования

7.3.2    Для хранения грузозахватных приспособлений и перегрузочного инвентаря необходимо предусматривать такелажные помещения.

7.3.3    Такелажные помещения должны размещаться в отапливаемых зданиях возможно ближе к производственным участкам.

7.3.4    В тех случаях, когда в проектируемом порту намечается изготовление и ремонт грузозахватных приспособлений, такелажные помещения должны оборудоваться устройствами для перемещения барабанов со стальными канатами, размотки и отрезки канатов, станками для сплетания стропов и заделки их в коуши, стендами для испытания грузозахватных приспособлений.

7.3.5    В помещениях для хранения такелажа должны предусматриваться отделения и ячейки, специализированные для хранения различных грузозахватных приспособлений.

7.3.6    Дня хранения грейферов и громоздких грузозахватных приспособлений следует предусматривать специально отведенные открытые площадки.

7.3.7    Пожаро- и взрывоопасные помещения ремонтно-механических мастерских должны быть изолированы капитальными стенами.

7.3.8    Ворота ремонтно-механических мастерских должны быть оборудованы тепловой завесой.

7.3.9    Открытые площадки ремонтно-механических мастерских должны быть с твердым покрытием.

7.3.10    Площадки для стоянки автокранов, бульдозеров и экскаваторов должны быть с твердым покрытием.

7.3.11    Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны соответствовать требованиям СП 3.13130 и СП 5.13130.

7.3.12    Системы отопления зданий технологического комплекса рекомендуется оснащать системами уменьшения подачи теплового потока в нерабочее время.

7.4 Требования безопасности к причальным сооружениям

7.4.1    Требования к конструкции причальных сооружений и устройств, а также нагрузкам на них — по ГОСТ Р 55561.

7.4.2    Длина причала должна обеспечивать безопасный подход, стоянку и отход (отвод) судов, а также рациональное выполнение перегрузочных работ или пассажирских операций.

Длину причала следует определять как расстояние между границами причала, измеряемое по линии кордона.

7.4.3    Длина причала должна быть не менее габаритной длины наибольшего по длине из обслуживаемых у причала судов, увеличенной на расстояние между стоящими у смежных причалов судами, необходимое для безопасного подхода, стоянки и отхода судов.

7.4.4    При необходимости перемещения судна вдоль причалов в процессе перегрузочных работ (при гидромеханизированной разгрузке, загрузке стационарными конвейерными установками и т. п.) длину причала следует увеличить на суммарное расстояние перемещения судна вдоль причала в процессе загрузки или разгрузки.

11

7.4.5    Расстояния между судами, необходимые для безопасного подхода судов к причалам или отхода от них в зависимости от габаритной длины и типа расчетного судна, профиля (типа) причального сооружения, а также от принятого планировочного решения следует принимать по таблице 1.

7.4.6    Длина причала должна корректироваться в случае расположения причала под углом к берегу или при изломе причальной линии.

Таблица 1

Профиль или тип причального сооружения

Значения расстояния между судами для габаритной длины судов, м

самоходных

несамоходных

более 100

100—65

менее 65

более 100

100—65

менее 65

Вертикальная или полуоткосная набережная

15

10

8

20

15

10

Откосная набережная с отдельными опорами

20

15

10

25

20

15

Плавучий причал

25

20

15

25

20

15

7.4.7    В случае расположения на прямолинейном участке причального фронта двух судов, относимых по типу и длине к разным группам, расстояние между ними следует определять как среднее арифметическое от значений, установленных для каждого из типов судов.

7.4.8    Расстояние между двумя нефтяными причалами и расстояние между нефтяным, сухогрузным или пассажирским, служебным причалами (за исключением причалов для пожарных судов) должно быть не менее 300 м при перегрузке легковоспламеняющихся и не менее 200 м при перегрузке горючих нефти и нефтепродуктов, но во всех случаях — не менее длины наибольшего по длине из обслуживаемых у причала судов на причалах (береговых) и не менее расстояния, равного сумме длины и удвоенной ширины наибольшего по длине из обслуживаемых судов на пирсах.

7.4.9    Нефтяные причалы на судоходных реках и каналах, как правило, следует располагать ниже по течению на расстоянии:

-    не менее 1000 м от рейдов и мест постоянной стоянки флота,

-    не менее 300 м от мостов, водозаборов и других причалов.

Нефтяные причалы допускается располагать выше по течению:

-    не менее 5000 м от рейдов и мест постоянной стоянки флота,

-    не менее 3000 м от мостов, водозаборов и других причалов.

7.4.10    Расстояние между специализированными причалами для сухогрузов, а также причалами для перегрузки сухогрузов и пассажирскими причалами следует устанавливать в соответствии с санитарными, противопожарными и другими специальными требованиями. В этих случаях между грузовыми причалами, имеющими ограничения по взаимному расположению, допускается размещать другие причалы, не имеющие таких ограничений.

7.4.11    Длина причального сооружения (причальной стенки, ряда бычков или пал) должна назначаться с учетом размещения перегрузочного оборудования, швартовных и отбойных устройств.

Длину причального сооружения допускается принимать меньше длины судна. При этом расстояние от конца причального сооружения до оконечности судна не должно превышать 1/6 габаритной длины судна.

7.4.12    Длина причального сооружения одиночного причала, как правило, должна составлять не менее 2/3 длины расчетного судна.

7.4.13    Для причальных сооружений в виде бычков или пал расстояние в свету между бычками или палами необходимо принимать не более 15 м для судов длиной до 50 м и не более 25 м — для судов длиной свыше 50 м.

Для причалов тяжеловесов и других причалов кратковременного пользования расстояние в свету между бычками и палами может быть увеличено и принято равным 2/3 длины судна за вычетом удвоенной ширины (длины по причальному фронту) бычка или пала.

7.4.14    Швартовные устройства на вертикальных набережных грузовых причалов должны располагаться на расстоянии 15—20 м друг от друга в зависимости от длины причаливающих судов, а по высоте — в один или более ярусов в зависимости от амплитуды колебания уровня воды в навигационный период.

ГОСТ Р 55560-2013

На набережных с возвышением кордона над низким судоходным уровнем до 6 м на кордоне устанавливаются швартовные тумбы, а под ними в углублении (нише) рымы с шагом по высоте 1,5—2,0 м.

На набережных с возвышением кордона над низким судоходным уровнем 6 м и более кроме тумб, устанавливаемых на кордоне, следует устраивать тумбовые ниши не реже чем через 50 м, в которых необходимо размещать тумбы на площадках через 2,0—3,5 м по высоте. В промежутках между тумбовыми нишами следует предусматривать рымы с шагом по высоте 1,5—2,0 м.

Крайние тумбы (и рымы под ними) следует располагать по возможности ближе к концам набережной, но не более чем в 5 м от них.

7.4.15    Лестничные сходы для выхода судовых команд на вертикальных набережных грузовых причалов необходимо предусматривать при возвышении кордона над низким судоходным уровнем более чем на 2,5 м. Лестничные сходы должны быть на каждом причале, но не реже чем через 50 м. Угол наклона лестниц к горизонту не более 55°, ширина лестниц — не менее 0,6 м, с обеих сторон лестницы ограждаются перилами высотой 0,9 м. Люк в шапочном брусе шириной не менее 0,75 м защищается тамбуром высотой не менее 1,7 м.

Высота проходов на площадках лестничных сходов и тумбовых ниш должна быть не менее 1,8 м. Каждая площадка должна иметь леерное ограждение высотой 1,1м.

В нишах и на площадках причалов расстояние от швартовных тумб или кнехтов до выступающих частей конструкций должно быть не менее 0,7 м.

На набережных тумбовые ниши используют в качестве лестничных сходов.

7.4.16    Нижняя площадка тумбовой ниши или лестничного схода и нижний рым должны находиться не выше 2 м от палубы судна (в грузу).

От нижней площадки до низкого судоходного уровня следует предусматривать стремянку или скоб-трап. При отсутствии тумбовых ниш и лестничных сходов стремянки или скоб-трапы (от верха набережной до низкого судоходного уровня) располагают через 50 м.

Стремянки и скоб-трапы не должны выступать за линию кордона набережной (с учетом отбойных устройств).

7.4.17    На набережных причалов, к которым возможен подход судов с причальным брусом, возвышающимся над кордоном, должны быть специальные отдельно стоящие надстройки. Расстояние между надстройками принимается аналогично расстоянию между палами по п 7.4.13.

Верх надстроек должен быть на уровне привального бруса судна (порожнем, а для балластирующихся судов — в балласте) при максимально возможном во время его подхода уровне воды.

7.4.18    Тамбуры лестничных сходов, электропитательные пункты и т. д. при наличии крановых путей следует размещать на минимальных расстояниях от линии кордона и с учетом п. 7.4.20.

7.4.19    На набережных откосного профиля расстояние между швартовными тумбами в плане должно быть не более 50 м. На одиночных и концевых причалах крайние тумбы должны устанавливаться за границами причалов и отстоять на 20—50 м от оконечностей судна (в зависимости от удаления судна от бровки откоса). Тумбы следует располагать на бровке откоса.

7.4.20    Набережные грузовых причалов независимо от высоты должны иметь на кордоне колесоотбойное устройство высотой не менее 0,2 м, предупреждающее падение машин, и перильное ограждение высотой 1,1 м.

7.4.21    Переходные мостики, связывающие бычки или палы с берегом, должны иметь перильное ограждение высотой 1,1 м.

Бычки и палы, обслуживаемые с берега, в пределах колебания уровней воды оборудуются стремянками.

7.4.22    Конструкции отбойных устройств должны исключать задержание привального бруса судна при изменении высоты сухого борта, связанном с погрузочно-разгрузочными работами или колебанием уровней воды.

7.4.23    Металлические поверхности лестничных сходов, тумбовых ниш, каналов и др., по которым возможно передвижение людей, должны иметь рифление.

7.4.24    В нишах необходимо предусматривать электроосвещение в водонепроницаемом исполнении.

7.4.25    В паспорте сооружения необходимо приводить расчетную схему допускаемых нагрузок на набережную.

13

7.4.26 Перегрузочные комплексы, предназначенные для перегрузки поваренной или калийной соли, должны проектироваться с учетом агрессивного воздействия этих грузов на конструкцию причальных сооружений, складов, инженерных коммуникаций и покрытие территории.

7.5 Требования безопасности к складам

7.5.1    Складские здания и сооружения перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации [1], [2].

7.5.2    Склады должны обеспечивать раздельное хранение несовместимых грузов.

7.5.3    Категория складов и класс зоны или участков по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать свойствам хранящихся в них грузов по [4], [5], [6], [17], ГОСТ 12.1.004ГОСТ 12.1.044.

7.5.4    Склады опасных грузов должны соответствовать требованиям 7.2.14.

7.5.5    Уклоны открытых площадок для складирования грузов принимают не менее 5 %о и не более 20 %о.

7.5.6    Все внутрипортовые и пристанские грузовые площадки, дороги и проезды, как правило, должны иметь твердые покрытия, тип которых устанавливается с учетом климатических условий, в зависимости от рода груза, наличия местных строительных материалов и характеристики безрельсового транспорта.

7.5.7    Отметка пола закрытых складов, служебных зданий должна быть не ниже уровня пика половодья с вероятностью превышения 0,5 % —5,0 %.

Отметки полов складов и служебных зданий не должны быть ниже отметки территории.

7.5.8    Ширина рамп грузовых складов должна удовлетворять требованиям безопасности двухстороннего движения погрузчиков с грузом на поддонах и заезда их в склад и вагон.

7.5.9    Предельный угол пандусов рамп, предназначенных для въезда на них погрузчиков, не должен превышать 120 %о.

7.5.10    Ворота складов должны быть оборудованы безопасными, легко управляемыми и надежными в эксплуатации приспособлениями для открытия, закрытия и остановки их в требуемом положении. При механических приводах надлежит предусматривать дублирующий ручной привод с блокировкой, исключающей их одновременную работу.

Применение только одного ручного привода допускается для складов пристаней с грузооборотом до 25000 т в навигацию.

7.5.11    Окраска элементов строительных конструкций складов должна предусматриваться в проекте в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.

7.5.12    Полы закрытых складов и их рампы должны быть покрыты твердым, ровным, нескользким материалом с уклоном для стока воды, не превышающим 15%о.

7.5.13    Для работы погрузчиков, тягачей и аккумуляторных тележек, имеющих колеса с грузошина-ми, необходимо предусматривать асфальтовое, бетонное или дощатое покрытие пола склада. Для машин, имеющих колеса на пневматических шинах, предусматривать твердое покрытие.

7.5.14    В проезжей части проемов ворот складов не должно быть выступающих частей, препятствующих проезду погрузчиков и других средств напольного транспорта.

7.5.15    Склады с рампами должны быть оборудованы сетью питательных штепсельных розеток для подключения переносных ламп при работе внутри вагонов и в темное время суток. Напряжение сети должно быть не более 36 В.

7.5.16    В складах должны быть легкие передвижные подъемники (или другие устройства), обеспечивающие безопасные условия работы по замене разбитых или перегоревших электроламп освещения.

7.5.17    В складах должен быть обеспечен сток дождевых вод с крыш складов по водосточным трубам.

7.5.18    Для складирования контейнеров должны предусматриваться специально отведенные ровные площадки. Размеры площадок должны назначаться с учетом установки контейнеров с зазорами между ними в 50—100 мм и интервалами между рядами контейнеров в 0,6 м.

7.5.19    Контейнерные площадки должны располагаться на расстоянии не менее 18 м от складских, служебных и вспомогательных зданий.

7.5.20    Площадка для складирования железобетонных изделий должна иметь бетонное или асфальтовое покрытие. К площадке обязательно должна подходить автодорога с твердым покрытием.

ГОСТ Р 55560-2013

7.5.21    Для хранения сухих минеральных удобрений должны предусматриваться закрытые склады или изолированные отсеки складов (несгораемые, не ниже второй степени огнеопасности).

7.5.22    Склады аммиачной селитры должны проектироваться с учетом способности ее к образованию самовоспламеняющихся и взрывчатых смесей.

7.5.23    Для хранения аммиачной селитры должны предусматриваться отдельные склады или изолированные секции складов минеральных удобрений. Количество аммиачной селитры в одной секции склада не должно превышать 1200 т, а в одном складе, разделенном на изолированные секции, не должно превышать 3600 т. Склады для аммиачной селитры должны быть несгораемыми, не ниже второй степени огнестойкости.

7.5.24    Рампы складов аммиачной селитры и прилегающая к ним территория должны иметь освещение для работы в темное время суток.

7.5.25    Отдельная секция должна быть изолирована от остальной части склада глухой противопожарной стеной (брандмауэром) с пределом огнестойкости не менее 3 ч и размещена в торцевой части склада.

7.5.26    Склады для хранения сухих удобрений должны отвечать требованиям нормативных документов [8], [9].

7.5.27    Для складов аммиачной селитры должны быть предусмотрены противопожарные разрывы.

Противопожарные разрывы для складов аммиачной селитры должны быть в соответствии с таблицей 2.

7.5.28    Площадки, предусматриваемые для хранения хлопка, должны быть ограждены и располагаться на расстоянии не менее 50 м от причалов, служебных и складских зданий.

7.5.29    На отведенных для хранения хлопка участках территории основные проезды должны быть шириной не менее 3,5 м и располагаться не ближе 5 м от навесов и открытых площадок.

Таблица 2

Наименование объектов и расстояние

Общая загрузка склада

До 1200 т

Более 1200 т

До населенных пунктов, жилых домов и железнодорожных мостов, м

200

500

До магистральных железных и шоссейных дорог, м

100

300

7.5.30    Противопожарные требования к закрытым и открытым складам древесины лесоперевалочных перегрузочных комплексов по СНиП 21-03 [18].

7.5.31    Обустройство и эксплуатация склада гидромеханизированного перегрузочного комплекса (карты намыва) должны осуществляться строго в соответствии с проектом.

7.5.32    Карты намыва должны соответствовать применимым требованиям ГОСТ Р 12.3.048.

7.5.33    Водосбросные системы должны обеспечивать пропуск всей сбросной воды и отвод ее в установленном проектом порядке с соблюдением требований экологической безопасности водных объектов и прилегающих территорий.

7.5.34    Рабочие места должны быть оборудованы необходимыми защитными ограждениями и знаками безопасности, а также средствами сигнализации и связи.

7.5.35    Защитные ограждения, применяемые на карте намыва, должны отвечать требованиям ГОСТ 12.4.059.

7.5.36    Для перехода персонала эксплуатанта по насыпному грузу, имеющему способность засасывания, должны быть установлены настилы с перилами.

7.5.37    Все объекты карты намыва, требующие круглосуточного обслуживания, должны иметь стационарное электроосвещение.

7.5.38    Освещенность территорий, дорог, проездов и рабочих мест на открытых площадках в темное время суток должна отвечать требованиям таблицы 3.

15

Таблица 3

Объект

Наименьшая

освещенность,

лк

Плоскость, в которой нормируется освещенность

Примечание

Дороги

0,5

На уровне проезжей части

Стоянки для автотранспорта и строительных машин, территория и дороги в районе ведения работ

2

На уровне освещаемой поверхности

Лестницы, мостики для переходов

3

То же

Погрузка и разгрузка материалов конструкций, оборудования и деталей

10

Горизонтальная

На площадках приема и подачи оборудования

То же

10

Вертикальная

На крюке крана во всех его положениях со стороны машиниста

Разработка грунта экскаваторами кроме траншей

5

Горизонтальная

На уровне низа забоя

То же

10

Вертикальная

По всей высоте забоя

Рытье траншей

10

Горизонтальная

На уровне дна траншеи

То же

10

Вертикальная

По всей высоте

Разработка и перемещение грунта бульдозерами,скреперами

10

Горизонтальная

На уровне обрабатываемой площадки

Укладка и монтаж пульповода

10

Горизонтальная

На уровне прокладки пульповода

Наземный пульповод в период его эксплуатации, дамбы на участке прокладки напорных пульповодов

0,5

Горизонтальная

Для ночного ремонта и осмотра следует использовать передвижные осветительные средства

Карта или зона намыва

2—3

Горизонтальная

На уровне пульповыпусков и верха карты намыва

Дамбы (плотины) на участке примыкания верхового откоса к отстойному пруду

0,05

По плоскости откоса

Водозаборные, водоперепускные и водосбросные сооружения:

-    при эксплуатации

-    при проведении работ

3

30

Вертикальная

Вертикальная

На уровне верхнего края колодца От уровня верхней рабочей площадки до плоскости ведения работ

7.5.39    Для осветительных сетей должна применяться электрическая система с изолированной нейтралью при линейном напряжении не выше 220 В. В случае применения дуговых ксеноновых трубчатых ламп ДКСТ допускается напряжение 380 В; для стационарных осветительных установок разрешается применение трансформаторов 6/0,4 кВ с заземленной нейтралью.

7.5.40    Пульпопроводы и водоводы должны быть смонтированы в соответствии с рабочим проектом карты намыва, либо с рабочим проектом добывающе-сортировочного перегрузочного комплекса.

7.5.41    Конструкция опор пульпопровода и других устройств должна обеспечивать его безопасность при эксплуатации с учетом особенностей трассы, состава и размещения сортировочного оборудования (при его наличии).

7.5.42    Трасса магистрального пульпопровода должна по возможности быть прямолинейной, с минимальным количеством изломов в плане и по высоте.

7.5.43    При прокладке напорных пульпопроводов радиусы поворота должны быть не менее 4—6 диаметров труб.

ГОСТ Р 55560-2013

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................3

4    Основные положения............................................4

5    Опасные ситуации, опасные зоны.....................................5

6    Общие требования и меры обеспечения    безопасности    технологического комплекса речного порта 5

6.1    Требования и меры обеспечения безопасности акватории....................5

6.2    Требования безопасности к водным подходам к порту.......................6

6.3    Требования безопасности к оборудованию технологического комплекса.............6

7    Общие требования и меры обеспечения безопасности береговых перегрузочных комплексов

и пассажирских терминалов.......................................10

7.1    Санитарно-защитные зоны.....................................10

7.2    Требования к территории......................................10

7.3    Требования безопасности к зданиям и сооружениям технологического комплекса речного

порта.................................................11

7.4    Требования безопасности к причальным сооружениям......................11

7.5    Требования безопасности к складам................................14

7.6    Требования безопасности к железнодорожным путям и автомобильным дорогам.......17

7.7    Требования безопасности к крановым путям...........................18

7.8    Требования безопасности к пассажирским терминалам.....................19

7.9    Требования безопасности к электроснабжению объектов порта.................20

8    Требования безопасности к плавучим и добывающим перегрузочным комплексам.........21

8.1    Общие требования безопасности..................................21

8.2    Требования безопасности к судам технического флота.....................21

8.3    Требования безопасности к палубным механизмам........................21

8.4    Требования безопасности к сцепному устройству.........................22

8.5    Требования безопасности к судовым грузоподъемным устройствам технологического

назначения..............................................22

9    Требования безопасности к плавучему добывающему    комплексу..................23

9.1    Требования безопасности к судам добывающего комплекса...................23

9.2    Требования безопасности к постам управления..........................23

9.3    Требования к системе управления.................................24

9.4    Требования безопасности к технологическому оборудованию добычных земснарядов . ... 24

9.5    Требования безопасности к плавучему пульпопроводу......................27

9.6    Требования к плавучим кранам и грейферным снарядам....................27

Библиография................................................29

ГОСТ Р 55560-2013

7.5.44    В местах поворота пульповода более чем на 30° следует предусматривать его дополнительное крепление.

7.5.45    В местах перегиба трубопроводов в вертикальной плоскости необходимо врезать в наиболее высоких точках вантузы, а в низких - спускные задвижки.

7.5.46    Зумпфы, размещаемые ниже уровня земли, должны иметь закрытие сверху в виде решеток из стали толщиной 10 мм с ячейками не более 10х 10 см или досок, исключающее возможность падения людей в зумпф (допускается ограждение зумпфа перилами или щитами высотой не менее 1,1 м, в этом случае зумпф сверху не перекрывается).

7.5.47    Пульповод, уложенный на эстакаде, по всей длине должен быть оснащен мостками шириной не менее 0,6 м, огражденными перилами высотой 1,1 м и обшитыми внизу на высоту не менее 200 мм досками и оборудованными электрическим освещением.

7.5.48    Перед монтажом трубопроводов должны быть спланированы монтажные площадки, обеспечивающие возможность подвода труб и их укладки, а также монтажа на несущих металлоконструкциях сортировочного оборудования грузоподъемным краном.

7.5.49    Монтаж должен быть осуществлен с соблюдением требований ГОСТ 24444.

7.5.50    Площадки для изготовления плетей из труб должны иметь концевые упоры.

Поверхность площадки должна быть горизонтальной.

7.5.51    Каждая труба при стыковке в плети должна фиксироваться упорными переносными башмаками и поворачивается в процессе сварки специальными поворотными ключами.

7.5.52    Производство сварочных работ должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.003.

7.5.53    В зоне производства работ граница габарита приближения строений должна быть обозначена вешками.

7.5.54    Расположение эксплуатационной дороги относительно пульповодов должно обеспечивать возможность поворота и переукладки любого из пульповодов предусмотренными для этих целей в проекте подъемно-транспортными средствами.

7.5.55    Для въезда строительно-дорожных машин и механизмов на карту намыва должны быть оборудованы проезды, уклон которых не превышает допускаемых по паспортным данным эксплуатируемых на карте намыва машин/механизмов.

7.5.56    Зона действия скреперной лебедки должна быть ограждена предупредительными знаками, и освещаться в темное время суток

7.5.57    Общие требования безопасности к строительным и дорожным машинам, применяемым на карте намыва — по ГОСТ Р 12.2.011.

7.6 Требования безопасности к железнодорожным путям и автомобильным дорогам

7.6.1    Ширина дорог должна соответствовать применяемым транспортным средствам, габаритам перемещаемых грузов и интенсивности движения с учетом встречного транспортного потока. На территории перегрузочных комплексов должны быть предусмотрены проходы и проезды между штабелями складируемых грузов.

7.6.2    На территории перегрузочных комплексов должны быть установлены указатели проездов и проходов с ограждением опасных зон. Должно быть предусмотрено освещение предупредительных надписей в ночное время суток.

7.6.3    Для передвижения пешеходов вдоль главной дороги с одной ее стороны необходимо предусмотреть тротуар шириной не менее 1,5 м, который должен быть поднят не менее чем на 15 см над покрытием дороги или отделен от нее зеленой полосой, засаженной кустарником. Тротуар должен быть с твердым покрытием и иметь уклон для стока воды. Край тротуара должен располагаться на расстоянии не менее 3,75 м от оси железнодорожного пути, при расположении тротуара ближе 3,75 м от оси пути, но не менее габаритов приближения, должны предусматриваться перила, ограждающие тротуар.

7.6.4    Габариты приближения для автомобильных дорог, прокладываемых под эстакадами, галереями и наземными трубопроводами, должны быть больше ширины проезжей части дороги не менее чем на 1 м, а по высоте составлять не менее 5 м, если габариты автомобилей и грузов, принимаемых в проекте, специально не требуют увеличения указанного размера.

7.6.5    Наименьшее расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ограждения — 1,5 м.

7.6.6    Техническое состояние автомобильных дорог должно соответствовать ГОСТ Р 50597.

17

Введение

Настоящий стандарт разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

Настоящий стандарт устанавливает основные виды опасностей, связанных с материальными объектами речных портов.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности на проектируемые, поступающие в эксплуатацию и действующие портовые перегрузочные комплексы и пассажирские терминалы, а также дополнительные требования безопасности к их технологическому оборудованию, учитывающие специфические условия их эксплуатации.

Настоящий стандарт также устанавливает требования безопасности к вспомогательным устройствам, используемым совместно с технологическим оборудованием.

Настоящий стандарт содержит указания о применении требований, установленных в техническом регламенте «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

КОМПЛЕКСЫ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ И ТЕРМИНАЛЫ ПАССАЖИРСКИЕ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

Требования безопасности. Общие положения

Inland water transport. Cargo transfer complexes and passenger terminals of river ports.

Safety requirements. General

Дата введения — 2014—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов на стадиях проектирования и эксплуатации.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.029-80 Система стандартов безопасности труда. Средства и методы защиты от шума. Классификация

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.062-81 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные

ГОСТ 12.2.105-84 Система стандартов безопасности труда. Оборудование обогатительное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения

ГОСТ 12.4.059-89 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия

ГОСТ 3050-77 Соединения шланговые для гибких шлангов водяных насосов. Технические условия

Издание официальное

ГОСТ 3124-77 Соединения шланговые для гибких шлангов гидромониторов. Технические условия ГОСТ 3241-91 Канаты стальные. Технические условия ГОСТ 5534-79 Краны плавучие. Технические условия

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529—89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 22269-76 Система «Человек—машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 24389-89 Системы кондиционирования воздуха, вентиляции и отопления судов. Расчетные параметры воздуха и расчетная температура забортной воды

ГОСТ 24444-87 Оборудование технологическое. Общие требования монтажной технологичности ГОСТ 26360-84 Прожекторы судовые. Общие технические условия ГОСТ 26568-85 Вибрация. Методы и средства защиты. Классификация

ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования

ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ Р 12.2.011-2003 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 12.3.048-2002 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Производство земляных работ способом гидромеханизации. Требования безопасности

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 51330.0-99 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования ГОСТ Р 51330.9-99 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон

ГОСТ Р 51334-99 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51335-99 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела

ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

ГОСТ Р 51342-99 Безопасность машин. Съемные защитные устройства. Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых съемных защитных устройств ГОСТ Р 51343-99 Безопасность машин. Предотвращение неожиданного пуска ГОСТ Р 51345-99 Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора

ГОСТ Р 52743-2007 Насосы и агрегаты насосные для перекачки жидкостей. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 54805-2011 Насосы центробежные. Технические требования. Класс II ГОСТ Р 55439-2013 Внутренний водный транспорт. Перегрузочные комплексы и пассажирские терминалы речных портов. Перегрузочные машины и оборудование. Требования безопасности

ГОСТ Р 55440-2013 Внутренний водный транспорт. Эксплуатация перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов. Карты технологические

ГОСТ Р 55441-2013 Внутренний водный транспорт. Эксплуатация перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 55506-2013 Внутренний водный транспорт. Термины и определения ГОСТ Р 55507-2013 Эксплуатация речных портов. Термины и определения ГОСТ Р 55561-2013 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности

ГОСТ Р 55631-2013 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Общие требования

ГОСТ Р 55560-2013

ГОСТ Р 55633-2013 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Требования по типам судов и условиям эксплуатации

ГОСТ Р ИСО 7825-2005 Судостроение. Палубные механизмы. Общие требования ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

ГОСТ Р МЭК 60073-2000 Интерфейс человекомашинный. Маркировка и обозначения органов управления и контрольных устройств. Правила кодирования информации

ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии ссылочных сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506, ГОСТ Р 55507 и ГОСТ Р 55440, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    здание: Результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для деятельности людей, размещения производства, хранения грузов и материалов.

3.2    специализированный грузовой причал: Причал, предназначенный для перегрузки определенного вида груза.

3.3    бычок причальный: Отдельно стоящее причальное сооружение небольшой длины, перекрывающее откос и обеспечивающее связь с берегом.

3.4    подъемное устройство (подъемник) для инвалидов: Устройство подъема и перемещения инвалидов для обеспечения безбарьерного преодоления спусков и подъемов инвалидам в креслах-колясках и другими маломобильными группами населения.

3.5    грузовой склад: Склад, предназначенный для хранения грузов.

3.6    склад закрытый: Здание, имеющее крышу или шатер, или помещение в таком здании.

3.7    склад открытый: Площадка с покрытием, подъездами, освещением, используемая для хранения грузов, не требующих закрытого или защищенного от атмосферных осадков и солнечных лучей хранения.

3.8    навес: Площадка, над которой на опорах сооружена крыша.

3.9    универсальный склад: Склад для хранения различных грузов.

3.10    специализированный склад: Склад для хранения определенного груза.

3.11    карта намыва: Открытый склад, предназначенный для складирования и хранения подаваемого в виде пульпы груза, предотвращающий растекание воды за его границы.

3.12    разгрузочная эстакада: Эстакада, с проложенным железнодорожным путем (автомобильной дорогой) для разгрузки саморазгружающихся вагонов (автомобилей).

3

3.13    внутрипортовая автомобильная дорога: Автомобильная дорога на территории порта, обеспечивающая подъезд автомобилей к фронтам погрузки (выгрузки) грузов, а также технологические перевозки в границах порта.

3.14    пожарный проезд: Специальный проезд, предназначенный для движения пожарных машин в случае возникновения пожара.

3.15    кран плавучий: Судно технического флота, оборудованное краном стрелового типа и предназначенное для производства перегрузочных, добычи общераспространенных полезных ископаемых.

3.16    перегружатель плавучий: Судно технического флота, оборудованное перегружателем непрерывного действия.

3.17    система оборотного водоснабжения: Система очистки в локальных очистных сооружениях и повторного использования сточных вод для хозяйственных и технологических нужд.

3.18    канализационная сеть: Система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

3.19 _

канализация: Отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

[ГОСТ 19185-73, статья 9]_

3.20    поверхностный сток: Сточные воды, образующиеся в результате выпадения атмосферных осадков, таяния снега, полива и мойки твердых покрытий.

3.21    очистное сооружение: Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод.

3.22    гидротехнический отстойник: Сооружение, служащее для осаждения содержащихся в воде наносов и последующего их удаления.

3.23    неработоспособное состояние: Состояние объекта, при котором он неспособен выполнить требуемую функцию по любой причине.

3.24

нормальный подпорный уровень: наивысший проектный подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений.

Примечание — Не допускается вместо термина «нормальный подпорный уровень» использовать термины «нормальный подпорный горизонт» и «подпертый горизонт.

[ГОСТ 19185-73, статья 38]

3.25 крупногабаритный и тяжеловесный груз: Груз, превышающий установленные на железнодорожном транспорте нормативные размеры и вес или требующий специальных условий размещения, крепления и перевозки в случае, если водный путь является единственным видом сообщения.

4 Основные положения

4.1    Безопасность технологического комплекса речного порта обеспечивается безопасностью совокупности входящих в него объектов, выполнением требований ГОСТ Р 55441 по их безопасной эксплуатации, а также безопасностью объектов инфраструктуры технологического комплекса речного порта.

4.2    Объекты технологического комплекса речного порта должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и размещаться на территории и акватории речного порта таким образом, чтобы исключить их взаимное негативное влияние.

4.3    Объекты технологического комплекса речного порта и их элементы должны отвечать требованиям безопасности в течение всего срока эксплуатации (службы) при выполнении персоналом эксплуатанта объекта требований, установленных в эксплуатационной документации.

4.4    Конструкция, оснащенность и размещение всех объектов технологического комплекса речного порта должны обеспечивать его энергетическую эффективность и экологическую безопасность не ниже уровня, установленного техническим регламентом «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» [1].

4.5    Технические характеристики и конструкция объектов перегрузочного комплекса, пассажирского терминала в процессе их эксплуатации должны сводить к минимуму возникновение для окружающей среды, транспортных средств, грузов и пассажиров внутреннего водного транспорта, а также персонала эксплуатанта объекта речного порта опасных ситуаций.

4

ГОСТ Р 55560-2013

5    Опасные ситуации, опасные зоны

5.1    Опасные ситуации, связанные с окружающей средой:

-    воздействие на окружающую среду со стороны объектов речного порта опасных и вредных факторов биологической, химической или физической природы;

-    утечка с объектов технологического комплекса речного порта токсических соединений в окружающую среду;

-    изменение гидрометеорологических условий, влияющих на техническое состояние объектов технологического комплекса речного порта.

5.2    Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами:

-    повреждение транспортного средства при взаимодействии с объектом технологического комплекса речного порта (вследствие неверного выбора конструкции и/или характеристик взаимодействующих с транспортным средством объектов технологического комплекса порта, неработоспособного состояния объектов технологического комплекса порта);

-    повреждение объектов порта при взаимодействии с транспортными средствами (вследствие неработоспособного состояния транспортного средства или неверных приемов управления им).

5.3    Опасные ситуации, связанные с грузами:

-    повреждение груза при грузовой обработке транспортных средств;

-    повреждение груза при хранении на складе.

5.4    Опасные ситуации, связанные с пассажирами:

-    получение травмы или нанесение вреда здоровью из-за неверных характеристик и конструкции сооружений, устройств, подъемно-транспортных машин и оборудования или их технического состояния;

-    получение травмы или нанесение вреда здоровью из-за не учета необходимости обслуживания маломобильных групп населения.

5.5    Опасные ситуации, связанные с персоналом эксплуатанта объекта порта:

-    получение травмы или нанесение вреда здоровью из-за неверных характеристик и конструкции сооружений и устройств;

-    получение травмы или нанесение вреда здоровью из-за неверных характеристик и конструкции подъемно-транспортных машин и оборудования;

-    получение травмы или нанесение вреда здоровью из-за неверных характеристик и конструкции судов технического флота.

5.6    К зонам действия потенциально опасных факторов относятся:

-    зоны перемещения транспортных средств по акватории и территории порта;

-    зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

-    места, над которыми происходит перемещение грузов (в т. ч. кранами);

-    поверхности, над которыми происходит монтаж/демонтаж оборудования;

-    зоны расположения пассажиров или рабочего места персонала эксплуатанта объекта речного порта на значительной высоте относительно поверхности земли (воды, пола, палубы);

-    зоны расположения электрических цепей опасного для человека напряжения, замыкание которых может произойти через тело человека;

-    зоны повышенного уровня вибрации;

-    зоны повышенного уровня шума;

-    зоны повышенной запыленности или загазованности;

-    места возможного поражения людей при аварийном выбросе жидкости или пара, а также выбросе материала при его перегрузке, транспортировании, сортировке или переработке.

6    Общие требования и меры обеспечения безопасности технологического комплекса речного порта

6.1    Требования и меры обеспечения безопасности акватории

6.1.1    Акватории причалов должны обеспечивать безопасность:

-    швартовки и стоянки судов у причала;

-    технологических перемещений судов вдоль причала для производства перегрузочных работ, для посадки и высадки пассажиров;

-    отхода судов от причала.

6.1.2    Акватория причалов должна, как правило, располагаться вне границ транзитного судового

хода.

5

6.1.3    Должны выполняться следующие требования к акватории:

1)    границы акватории порта должны быть обозначены;

2)    глубины акватории должны обеспечивать свободные подход и отход судов в период навигации;

3)    на акватории порта должна быть установлена необходимая навигационная обстановка — судовой ход, рейды, причалы должны быть четко обозначены;

6.1.4    Длина акватории причала должна соответствовать длине обслуживаемых судов и способам их обработки.

6.1.5    Углы разворота акваторий примыкающих друг к другу причалов должны обеспечивать безопасный подход и отход судов к причалам.

6.1.6    При определении ширины акватории причалов до кромки судового хода или водных подходов следует учитывать расположение причалов относительно берега, необходимость выполнения оборота судна при отвале его от причала, наличие прижимного течения, криволинейность судового хода.

6.1.7    При необходимости выполнения оборота судна при отвале его от причала в отдельных случаях при специальном обосновании допускается использовать для выполнения оборота судна акваторию транзитного судового хода.

6.1.8    При отсутствии места для выполнения оборота судов и составов непосредственно в районе причалов или ковша допускается размещать маневровые рейды выше и (или) ниже по течению.

6.1.9    Глубина акватории у причалов должна обеспечить безопасное нахождение судна у причала с учетом:

-    максимальной эксплуатационной осадки судна в грузу;

-    запаса глубины на дифферент судна, связанный с его разгрузкой и загрузкой, и на засорение акватории;

-    запаса глубины на волнение;

-    запаса глубины на сгон;

-    навигационного запаса под днищем судна.

6.1.10    Глубина акватории должна соответствовать при необходимости условиям зимнего отстоя флота.

Если акваторию используют для зимней загрузки флота, ее глубина должна обеспечивать осадку в грузу, навигационный запас под днищем судна, а также дифферент судна, связанный с его погрузкой, и на засорение акватории.

6.1.11    При проектировании акватории следует учитывать, что перегрузочные работы на акватории по условию волнения допускается производить при высоте волны, не превышающей допустимую в соответствии с требованиями нормативных документов [7].

6.2 Требования безопасности к водным подходам к порту

6.2.1    Водные подходы к порту должны позволять судам и составам беспрепятственно передвигаться, входить и выходить как из порта на судовые ходы, так и в обратном направлении. Подходы к порту должны быть безопасными и доступными в течение всей навигации.

6.2.2    Водные подходы должны, как правило, обеспечивать двухстороннее движение судов и судовых составов. Допускается также одностороннее движение с устройством разъездов.

6.2.3    Ширина судового хода на криволинейных участках должна быть увеличена по сравнению с ее значением на прямолинейных участках.

6.2.4    Надводные габариты судового хода на водных подходах должны соответствовать требованиям ГОСТ 26775.

6.2.5    Минимальный радиус закругления оси судового хода должен обеспечить безопасность прохождения самоходного судна, максимального судна в буксируемом судовом составе, толкаемого судового состава.

6.3 Требования безопасности к оборудованию технологического комплекса

6.3.1    Объекты технологического комплекса речного порта должны быть оборудованы средствами предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод, прилегающих территорий и воздушной среды, обеспечивающими экологическую безопасность технологического комплекса в целом.

6.3.2    Оборудование технологического комплекса речного порта должно обеспечивать безопасность при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации в составе технологических линий береговых и плавучих перегрузочных комплексов, добывающих перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов, объектов инфраструктуры технологического комплекса при соблюдении требований, предусмотренных эксплуатационной документацией.