Купить ГОСТ Р 54837-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Содержит эталонные методы и эталонные метрики, используемые в процессе жизненного цикла. В нем также приведены коллекции методов и метрик, которые описаны в общем виде и могут использоваться для конкретных контекстов. Для каждого жизненного цикла электронного обучения следует указать набор возможных методов и метрик. Этот набор методов и метрик может использоваться при разработке и определении индивидуального подхода к качеству, основанному на некоторых целях его обеспечения.
Содержит требования ISO/IEC 19796-3:2009
Переиздание. Декабрь 2018 г.
1 Область применения
2 Соответствие
3 Нормативные ссылки
4 Термины и определения
5 Соответствие подходов к качеству
6 Модель действий при обеспечении качества
7 Эталонная модель для методов
8 Эталонная модель для метрик
9 Коллекция эталонных методов и метрик
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте
Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта
Библиография
Дата введения | 01.09.2013 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.11.2014 |
Актуализация | 01.01.2021 |
13.12.2011 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1239-ст |
---|---|---|---|
Разработан | ФГБОУ ВПО Московский государственный технологический университет СТАНКИН | ||
Издан | Стандартинформ | 2014 г. | |
Издан | Стандартинформ | 2018 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(ИСО/МЭК
19796-3:2009)
Часть 3
ISO/IEC 19796-3:2009 Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 3: Reference methods and metrics (MOD)
Издание официальное
Ш
Москва
Стандартинформ
2014
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1239-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-3:2009 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные методы и метрики» (ISO/IEC 19796-1:2009 «Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 3: Reference methods and metrics»). При этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний.
Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
© Стандартинформ, 2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Контекст (Context) — контекст показывает (предварительные) условия, зависящие от конкретной ситуации использования метода для обеспечения и повышения качества.
Тип метода (Method type) — характеристика выполнения или работы метода.
Категории методов (Categories of Methods) — классификация метода в общей методологии, указанной в приложении.
Тип измерения; тип метода измерения (Measurement Type; Measurement Method Type) — общее описание логической последовательности операций, используемых в измерении. Методы измерений могут классифицироваться различным образом, например в рамках следующих классов:
- метод прямых измерений;
- метод непрямых измерений;
- метод измерения сравнением;
- метод измерения подстановкой;
- метод дополнительного измерения;
- метод дифференциального измерения;
- нулевой метод измерения (см. МЭК 60050-300:2001);
- другие.
Ресурс метода (Resource of Method) — ресурсы и услуги для выполнения метода.
Объект качества (Object of Quality) — тип обеспечиваемого объекта качества будет зависеть от стадии процесса жизненного цикла и цели обеспечения и менеджмента качества. Например, в процессе анализа окончательный продукт LMS (Learning Management System — система управления обучением) и/или продукты образовательного содержания не должны быть объектами качества, и напротив, проект спецификации или действие анализа становятся объектами качества для качества процесса. При этом окончательная LMS и/или образовательное содержание станут объектами качества для качества продукта или качества удобства использования на стадии оценивания.
Существует много типов целей обеспечения и менеджмента. На стадии анализа один из участников имеет задачу обеспечения эффективности обучения, а второй — обеспечения надежности обучения. Первый сосредоточен на отчетах или действиях, связанных с анализом потребностей, а второй на той же стадии анализа — на системе организации как качестве организации.
Процесс (Process) — эта категория ссылается на процесс жизненного цикла по ГОСТ Р 53625— 2009. Она определяет, с какими категориями процесса или подпроцессами работает метод.
Категории процесса (Process Categories) — категории процесса, с которыми работает метод.
Подпроцессы (Sub-Processes) — подпроцессы, с которыми работает метод.
Действующее лицо/представитель (Actor/Responsible) — действующие лица и их представители, участвующие в выполнении метода.
Связь (Relation) — связь с другими методами, измеряющими этот же элемент.
Ссылка на стандарты (Standards reference) — ссылка на стандарты, использующие этот метод или поддерживаемые этим методом.
Аннотация (Annotation) — поясняющие комментарии.
Опыт (Experience) — опыт использования метода.
Элементы метода показывают части сведений о сущности. Набор значений элементов образует модель данных категории и подкатегории благодаря четкому определению и возможностям взаимодействия.
В настоящем стандарте используется семь элементов:
- код идентификатора (ID-code);
- категория/подкатегория (Category/Sub-category);
- тип данных (Data Туре);
- описание (Description);
- обязательный (Mandatory);
- мощность (Cardinality);
- пример (Example).
Приведенная в таблице 1 модель содержит формат описания для методов, используемых в рамках подходов качества.
7
00 Таблица 1—Спецификация эталонной модели для методов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
CD
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
q Окончание таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Важной проблемой является разработка и интеграция метрик и/или индикаторов для измерения успеха методов и инструментов качества с помощью адаптации ГОСТ Р 53625-2009. Эти метрики должны быть сравнимыми, а также поддерживать взаимодействие и возможность обмена между системами.
Для определения метрики для подходов к качеству выделяют категорию и подкатегорию. С их помощью все заинтересованные стороны (разработчик, поставщик, преподаватель, учащийся, персонал и эксперты в предметной области) могут понимать подходы к качеству и судить о том, какая информация о продукте и услуге является надежной, а какая нет.
В данной модели существует двенадцать категорий (идентификатор, имя, цель, описание, источник, права, область применения, тип метрик, периоды, действующие лица, аннотация, опыт) и несколько подкатегорий.
Идентификатор (Ю) — уникальный идентификатор метрики.
Имя (Name) — имя или заголовок метрики для менеджмента и обеспечения качества.
Цель (Objective) — цель метрики для менеджмента и обеспечения качества.
Описание (Description) — краткое описание метрики.
Источник (Source) — происхождение метрики.
Права (Rights) — право или собственность, связанные с метрикой. Если значение равно «true» (истина), должны быть определены категории «RightID» (идентификатор права) и «RightDescription» (описание права).
Контекст (Context) — контекст показывает, какие характеристики качества обеспечиваются или улучшаются с помощью этой метрики.
Тип метрики (Metric Туре) — характеристика выполнения или работы метрики.
Категории метрик (Categories of Metrics) — классификация метрики в общей методологии. Некоторые данные могут быть получены в результате выполнения метода. Эти данные могут делиться по типам и использоваться для обеспечения или менеджмента качества. Эти данные могут быть названы «данными доказательства» для обеспечения и менеджмента качества. Пример: распределение по категориям, рейтинг, классификация, позиционирование, сопоставление, утверждение/неутверждение, описание поведения и др.
Тип шкалы (Scale Туре) — шкала типа метрики. Шкала может быть классифицирована различными способами, например:
- номинальная;
- порядковая;
- интервальная;
- пропорциональная;
- абсолютная (см. ИСО/МЭК ТО 9126-2:2003);
- тарифная;
- другие.
Ресурс метрики (Resource of Metric) — ресурсы и услуги для выполнения метрики.
Расчет (Calculation) — формула расчета метрики.
Критерии (Criteria) — показывает целевой уровень значения. Целевое значение полезно для понимания смысла фактических данных или результата после расчета метода и метрики. Поэтому критерии включают уровни: «идеальный уровень», «средний уровень», «граница» и т. д.
Период (Period) — период использования метрики.
Действующее лицо/представитель (Actor/Responsible) — действующие лица и их представители, участвующие в выполнении метрики.
Аннотация (Annotation) — поясняющие комментарии.
Опыт (Experience) — опыт использования метрики.
11
Элементы метрики показывают части сведений о сущности. Набор значений этих элементов образует модель данных категории и подкатегории.
В настоящем стандарте используется семь элементов:
- код;
- категория/подкатегория;
- тип данных;
- описание;
- обязательный/необязательный элемент;
- мощность;
- пример.
Применение настоящего стандарта реализуется в два этапа: формат описания и коллекция метрик (например, показателей) должны быть адаптированы и реализованы для подходов к качеству в организациях.
12
со
Код |
Категория |
Под- категория |
Тип данных |
Описание |
Обязательный / необязательный элемент |
Мощ ность |
Пример |
С01.00 |
ID |
Строковый |
Уникальный идентификатор |
Обязательный |
1 |
LS0001 | |
С02.00 |
Имя |
Строковый |
Имя метрики |
Обязательный |
1 |
Удовлетворенность обучением | |
С03.00 |
Цель |
Строковый |
Цель метрики |
Рекомендуемый |
N |
Удовлетворенность обучением должна показывать итоговое удовлетворение учащегося различными стадиями курса | |
С04.00 |
Источник |
Строковый |
Происхождение метрики |
Необязательный |
N |
www.learningmetrics.eu | |
С05.00 |
Права |
Сведения о правах для метрики | |||||
С06.00 |
Права |
Логиче ский |
Описание юридических аспектов метрики |
Необязательный |
1 |
Да/нет | |
С06.01 |
RightID |
Строковый |
Уникальный идентификатор прав |
Необязательный |
N |
RigcOOl 01 | |
С06.02 |
RightDe- scription |
Строковый |
Описание юридических аспектов метрики |
Необязательный |
N |
Использование анализа показателей обучения должно быть зарегистрировано в институте анализа показателей обучения | |
С07.00 |
Область применения/ характеристики качества |
Строковый |
Область применения показывает, какие важные характеристики качества обеспечиваются или улучшаются с помощью этой метрики. Она обеспечивает точку зрения или направление для определения смысла менеджмента и обеспечения. Эти сведения также включаются в общую информацию (связанную с окружающими условиями) и дидактическую информацию |
Необязательный |
Эффективность обучения, надежность системы управления обучением, функциональные возможности услуги | ||
С08.00 |
Тип метрики |
Характеристика выполнения или работы метрики |
£ Продолжение таблицы 2
Код |
Категория |
Под- категория |
Тип данных |
Описание |
Обязательный / необязательный элемент |
Мощ ность |
Пример |
С08.01 |
Кате гории метрик |
Строковый |
Некоторые данные могут быть получены в результате выполнения метода. Эти данные могут использоваться для обеспечения или менеджмента качества. Поэтому эти данные могут быть названы «данными доказательства» для обеспечения и менеджмента качества. В этом пункте показан тип данных для данных доказательства |
Рекомендуемый |
1 |
Распределение по категориям, рейтинг, классификация, позиционирование, сопоставление, утвержде-ние/неутверждение, описание поведения и др. | |
С08.02 |
Тип шкалы |
QName |
Шкала типа метрики (или ссылка) Пространство значений: «номинальная», «порядковая», «интервальная», «пропорциональная», «абсолютная» и «тарифная» См. раздел «Термины и определения» и ИСО/ МЭК 9126-2 |
Обязательный |
1 |
Номинальная | |
С08.03 |
Расчет |
Строковый |
Формула расчета метрики |
Необязательный |
N |
К1_=*** | |
С08.04 |
Крите рии |
Строковый |
Идеальный или средний уровень или сравнение с конкретным объектом |
Необязательный |
N |
Идеальный (рекомендуемый уровень): 3,4. Средний (уровень тарифов): 2,5 | |
С08.05 |
Ресурсы |
Строковый |
Ресурсы и услуги для выполнения метрики |
Необязательный |
N |
Анкета XYZ, средство отчетности | |
С09.00 |
Период |
Строковый |
Период использования метрики |
Необязательный |
1 |
Один раз, непрерывно, п раз за курс | |
С10.00 |
Действующее лицо / представитель |
Строковый |
Действующие лица, участвующие в использовании метрики, и их компетенции |
Необязательный |
N |
Менеджер службы персонала, эксперт по оценке | |
С11.00 |
Аннотации |
Строковый |
Поясняющие комментарии |
Необязательный |
N | ||
С12.00 |
Опыт |
Строковый |
Опыт использования метрики |
Необязательный |
N |
Метрика была использована для измерения удовлетворенности учащихся за три года и обеспечила показатели для улучшения возможностей. LS=xxx |
9.1 Коллекция эталонных методов
В таблице 3 представлена базовая классификация категорий методов и подклассов, включая описания.
Таблица 3 — Коллекция эталонных методов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1 Область применения ................................................................1
2 Соответствие.......................................................................2
3 Нормативные ссылки ...............................................................2
4 Термины и определения..............................................................3
5 Соответствие подходов к качеству .....................................................4
6 Модель действий при обеспечении качества.............................................5
7 Эталонная модель для методов........................................................6
8 Эталонная модель для метрик.........................................................11
9 Коллекция эталонных методов и метрик................................................15
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов
международным стандартам, использованным в качестве ссылочных
в примененном международном стандарте..................................26
Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой
примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-3:2009.............. 27
Библиография.......................................................................28
Продолжение таблицы 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
17
ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия) являются частью специализированной системы всемирной стандартизации. Национальные организации, которые являются участниками ИСО или МЭК, принимают участие в разработке международных стандартов посредством технических комитетов, основанных соответствующими организациями для работы в определенных областях технической деятельности. Сотрудничество технических комитетов лежит в сфере общих интересов. Другие международные организации, как государственные, так и коммерческие, поддерживают связь с ИСО и МЭК и также участвуют в их работе. В сфере информационных технологий ИСО и МЭК создали объединенный технический комитет — ИСО/МЭК СТК 1.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, описанными в директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Главная задача объединенного технического комитета — подготовка международных стандартов. Предварительные проекты международных стандартов, утвержденные объединенным техническим комитетом, передаются в государственные организации для голосования. Для публикации международного стандарта требуется как минимум 75 % голосов организаций, участвующих в голосовании.
Следует обратить внимание, что некоторые части международного стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО и МЭК не несут ответственности за идентификацию некоторых или всех патентных прав.
Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». В настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта:
- Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005);
- Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009).
На стадии разработки следующие три части стандарта:
- Часть 2. Гармонизированная модель качества;
- Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет);
- Часть 5. Руководство по использованию ИСО/МЭК 19796-1 (Технический отчет).
Настоящий стандарт является модифицированной версией ИСО/МЭК 19796-3:2009, из которого
исключен ряд информационных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие специфику законодательной базы Российской Федерации и совместимость с комплексом национальных стандартов, подготовленных ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (И КТО)».
IV
Часть 3
Information technology. Learning, education and training. Quality management, assurance and metrics.
Part 3. Reference methods and metrics
Дата введения — 2013—09—01
ГОСТ Р 53625-2009 описывает процессы жизненного цикла электронного обучения. В нем представлена эталонная модель, имеющая высокий уровень абстракции, которую нужно адаптировать к конкретной организации и к конкретной ситуации. Для упрощения процедуры адаптации в данной части настоящего стандарта определены две эталонные модели менеджмента качества и обеспечения качества:
- эталонная модель для методов;
- эталонная модель для метрик.
Настоящий стандарт содержит эталонные методы и эталонные метрики, используемые в процессе жизненного цикла. В нем также приведены коллекции методов и метрик, которые описаны в общем виде и могут использоваться для конкретных контекстов. Для каждого жизненного цикла электронного обучения следует указать набор возможных методов и метрик. Этот набор методов и метрик может использоваться при разработке и определении индивидуального подхода к качеству, основанному на некоторых целях его обеспечения.
Обеспечение качества является частью его менеджмента, особенно при реализации управления качеством. Поэтому обеспечение качества представляет собой заметную и важную деятельность для выполнения и подтверждения менеджмента качества. Конечно, для реализации менеджмента качества важны и другие действия, связанные с качеством, — планирование, контроль и улучшение качества. В то время как эти три вида деятельности относятся к продуктам, процессам и их разработке, обеспечение качества базируется на подтверждении и показаниях для внутренних и внешних заинтересованных сторон.
Другими словами, с точки зрения обеспечения качества его менеджмент является незаменимым при приобретении учебных курсов, систем обучения или предоставлении услуг по обучению или обмену ими. Только после того, как разработчики, поставщики и преподаватели продемонстрируют и обеспечат доставку образовательной и технологической информации, пользователи и заинтересованные стороны будут испытывать уверенность и убеждение в необходимости приобретения продукта и взаимодействия с системами и людьми.
В настоящем стандарте для демонстрации конкретных методов обеспечения качества, а также информирования разработаны следующие компоненты:
- формат описания методов;
- формат описания метрик;
Издание официальное
- коллекция эталонных методов, которые могут использоваться для менеджмента и обеспечения качества в различных контекстах;
- коллекция эталонных метрик и показателей, которые могут использоваться для измерения качества в процессах, компонентах и услугах.
ГОСТ Р 53625-2009 содержит формат описания и структуру процессов в виде ЕСПК (эталонная структура для описания подходов к качеству), которые можно использовать для описания и разработки методов обеспечения качества. Структура ЕСПК является только основой разработки качества — она не предоставляет ни специальных методов и метрик для конкретных целей, ни инструментов и процедур.
Цель настоящего стандарта состоит в расширении ЕСПК для создания полной системы качества, поддерживающей реализацию систем менеджмента и обеспечения качества заинтересованными сторонами.
Для каждого процесса должен быть задан набор возможных методов и метрик, который может использоваться при разработке индивидуальных подходов к качеству. Для ясного понимания этих методов и метрик, их взаимосвязи и согласования необходимо гармонизированное описание. Коллекция методов и метрик, как и методы обеспечения качества, должны предусматривать возможность расширения.
Цель настоящего стандарта — дополнение единой системы подходов к качеству (ЕСПК) и построение полной системы менеджмента качества для внедрения заинтересованными сторонами.
Для каждого процесса менеджмента качества и обеспечения качества существует набор методов и метрик, которые могут быть использованы для построения индивидуального подхода к качеству. Согласованное описание указанных методов и метрик необходимо для четкого понимания, коммуникации и соглашения. Коллекции методов и метрик, таких как подходы к качеству, должны быть расширяемыми.
Метод или метрика соответствует настоящему стандарту, если использует соответствующую эталонную модель (например, раздел 7 для методов и раздел 8 для метрик) или экземпляр формата описания (как указано в таблице 1 для методов и в таблице 2 — для метрик). Соответствующее описание может содержать описание процессов или подходов. Иными словами, оно должно быть дополняемым и может содержать дополнительные данные. Если метод или метрика относится к эталонной коллекции, необходимо приводить ссылку для облегчения проверки соответствия.
3 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000—2008' Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ИСО 9000:2005, ЮТ)
ГОСТ Р ИСО 9001—2008" Системы менеджмента качества. Требования (ИСО 9001:2008, ЮТ)
ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества (ИСО 9004:2009, ЮТ)
ГОСТ Р 53625-2009 Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005, MOD)
ГОСТ Р 53723-2009 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
* С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9000-2011 введен в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2008. ** С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9001-2011 введен в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
ГОСТ P 54837—2011
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
4.1 атрибут (attribute): Измеряемое физическое или абстрактное свойство сущности.
Примечание — Атрибут — это свойство или характеристика сущности, которая может быть количественно или качественно распознана человеком или автоматическими средствами. У сущности может быть много атрибутов, но интерес для измерения могут представлять только некоторые из них.
4.2 измерение (measurement): Последовательность действий для определения величины показателя.
Примечания
1 Измерение — это ключевое действие в менеджменте и обеспечении качества. Измерение в особенности необходимо для аудита и оценки качества.
2 Измерение — это процесс экспериментального получения данных о величине качества.
3 Измерение предполагает использование процедуры измерения, основанной на теоретической модели. На практике измерение предполагает наличие калиброванной системы измерений, которая затем должна быть проверена.
4.3 метод (в подходах к качеству) (method): Инструмент или средство обеспечения или менеджмента качества в процессах.
Примечание — Методы могут быть физическими, абстрактными или концептуальными. Существуют разные типы методов, определяемых предметами науки управления, педагогики, психологии, инженерии, статистики, биологии и т. д.
4.4 метрика (в подходах к качеству) (metric): Материальная мера некоторых аспектов характеристик качества.
Примечания
1 Другими словами, это способ назначения определенного значения с использованием методов измерения или тестирования для количественной оценки объекта качества с точки зрения таких характеристик качества, как шкала, критерий, степень, вес, магнитуда, отношение или утвержденная норма и т. д.
2 В Руководстве ИСО/МЭК 99:2007 (Международный словарь по метрологии. Основные и общие понятия и соответствующие термины (VIM)) «материальная мера» определяется как устройство, постоянно воспроизводящее или поставляющее во время своего использования количество заданных видов, каждое с назначенным значением.
4.5 шкала (scale): Упорядоченный набор значений, непрерывный или дискретный, или набор категорий, на которых отображается атрибут.
Примечание — Тип шкалы зависит от природы связей между значениями шкалы. Обычно определяют
четыре типа шкал.
Номинальная — значения измерений структурируются по категориям. Например, классификация дефектов
по их типам.
Порядковая — значения измерений являются упорядоченными. Например, назначение дефектам уровня
серьезности.
Интервальная — значения измерений равноудалены в соответствии с равными количествами атрибута. Например, цикпоматическая сложность обладает минимальным значением «один», но каждое увеличение представляет дополнительный путь.
Пропорциональная — значения измерений равноудалены в соответствии с равными количествами атрибута, где значение «ноль» соответствует отсутствию атрибута. Например, размер программного компонента в терминах линии связи.
Метод измерения обычно влияет на тип шкалы, которая может надежно использоваться с данным атрибутом. Например, субъективные методы измерения обычно поддерживают только порядковые или номинальные шкалы.
4.6 валидация (validation): Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.8.5]
4.7 верификация (verification): Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.8.4]
Методы, приведенные в ЕСПК, обеспечивают ориентированную на процессы структуру разработки системы обеспечения качества в организации. Главными проблемами являются поиск и реализация методов обеспечения качества и достижения целей организации в области качества. Необходимо определить адекватные метрики для измерения успеха подхода к качеству, то есть степени реализации этих целей в области качества.
Предполагается, что серия ИСО/МЭК 19796 состоит из четырех частей. Связь этих частей показана на рисунке 1. Понятие качества — это неоднозначное понятие, обладающее множеством аспектов. Часть 1 рассматривает понятие качества с точки зрения процесса жизненного цикла и находится в центре рисунка. Поток части 1 обозначен буквой «а» и пунктирными кривыми. Информация о качестве, использующая часть 1, полезна для пользователя, заинтересованных сторон, а также институту или самому разработчику.
Часть 2 обеспечивает гармонизацию между различными типами подходов к качеству и, конечно же, включает ракурс процесса жизненного цикла. Поток части 2 обозначен буквой «е» и полужирными линиями. Часть 3 содержит подробные сведения о методах и метриках, а также элементы, связанные с частью 1. Потоки части 3 обозначены буквами «Ь», «Ь1» и толстыми линиями. Эти сведения полезны для подтверждения способа обеспечения качества и предоставления доказательства менеджмента качества. Часть 4 содержит руководящие указания вместе с некоторым практическим опытом применения части 1. Поток части 4 обозначен буквой «с» и тонкими пунктирными линиями.
Поток «б» отражает предоставление образовательной услуги обучаемому образовательной организацией и обозначен пунктирной линией.
Пользователь и заинтересованные стороны |
Часть 2. Гармонизированная модель качества Рисунок 1 — Зависимость между всеми частями стандарта ИСО/МЭК 19796 |
4
ГОСТ P 54837—2011
5.2 Взаимосвязь с ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК19796-1)
В ИСО/МЭК 19796-1 процессная модель включает семь процессов. При измерении подходов к качеству важно определить, какие аспекты следует измерять и как следует оценивать значение. ГОСТ Р 53625-2009 определил процессы жизненного цикла подходов к качеству как непоследовательные этапы, а также определил 13 атрибутов в качестве дескриптивной модели (см. рисунок 1, часть 1). Но этот стандарт не определяет характеристики подходов к качеству.
Задача настоящего стандарта — определить методы и метрики для подходов к качеству, а также описать элементы и атрибуты подходов к качеству. Он содержит объяснение возможного применения указанной модели процессов качества при оценке, аудите, определении целей и улучшении подходов к качеству для электронного обучения.
Методы и метрики качества могут быть полезны и при определении требований к качеству на достаточном уровне. Если поставщик и заказчик взаимодействуют друг с другом и заключают соглашение о качестве на достаточном уровне, используя настоящий стандарт, субъективных жалоб после окончания обучения и оценки обучения можно избежать.
Качество будет создаваться в результате процесса. Под процессом подразумевается производство или разработка, поэтому в ГОСТ Р 53625-2009 он показан для продуктов и услуг электронного обучения. Действия по менеджменту и обеспечению качества следует выполнять не только для одного конкретного процесса обеспечения и/или контроля качества, но и для каждого процесса и/или подпроцесса разработки. Разработчики выбирают и применяют методы для процессов и подпроцессов разработки, хотя с точки зрения менеджмента и обеспечения качества лицо, ответственное за проект разработки, обычно должно указать причину или обосновать использование этих методов.
Иногда эти методы обладают функциями разработки и функциями контроля и/или обеспечения качества. Например, и метод «анализа потребностей», и метод «причинно-следственных связей» важны не только для определения цели образования, но и для обеспечения процесса анализа структуры с помощью его схемы, построенной в результате определения цели.
Необходимо, чтобы методы определяли, какие действия менеджмента и обеспечения качества будут выполняться для процесса и подпроцесса разработки. На рисунке 2 показаны действия обеспечения качества для каждого процесса и подпроцесса разработки.
5
Рисунок 2 — Модель действий при обеспечении качества |
Важной проблемой является разработка и интеграция методов либо использование существующих методов для измерения успеха обеспечения и менеджмента качества с помощью адаптации ГОСТ Р 53625-2009. Эти методы должны быть сравнимыми, а также поддерживать взаимодействие и возможность обмена между системами.
Для определения метода подходов к качеству выделяют категорию и подкатегорию. С их помощью все заинтересованные стороны (разработчик, поставщик, преподаватель, учащийся, персонал и эксперты в предметной области (SME) могут легко понимать подходы к качеству и судить о том, какая информация о продукте и услуге является надежной, а какая нет.
В настоящем стандарте используются семнадцать категорий (идентификатор, имя, цель, тип использования, описание, источник, права, область применения/характеристики качества, контекст, тип метода, объект качества, процесс, действующее лицо/представитель, связь, ссылка на стандарт, аннотация и опыт) и несколько подкатегорий.
Идентификатор (Ю) — уникальный идентификатор метода.
Имя (Name) — имя или заголовок метода для менеджмента и обеспечения качества.
Цель (Objective) — цель метода для менеджмента и обеспечения качества.
Тип использования (Usage Туре) —тип использования метода.
Описание (Description) — краткое описание метода.
Источник (Source) — происхождение метода.
Права (Rights) — право или собственность, связанные с методом. Если значение равно «true» (истина), должны быть определены категории «RightID» (идентификатор права) и «RightDescription» (описание права).
Область применения/характеристики качества (Scope/Quality characteristics) — область применения показывает, какие важные характеристики качества обеспечиваются или улучшаются с помощью этого метода.
6