Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ Р 50866-96 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает номенклатуру параметров эффективности и безопасности при работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования и методы их определения.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать ГОСТ 30593-2015 (ИУС 12-2016)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Оценочные параметры

4 Измеряемые показатели

5 Метрологическое обеспечение испытаний

6 Требования к технике безопасности

7 Требования к квалификации оператора

8 Условия проведения испытаний

9 Методы определения параметров

10 Обработка и оформление результатов

Приложение А Перечень веществ, используемых в качестве хладагентов в АТС, в соответствии с "Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой"

Приложение Б Места измерения температуры воздуха при испытании системы отопления (вентиляции, кондиционирования)

Приложение В Метод определения объема наружного воздуха, поступающего в кабину и пассажирское помещение АТС, при испытании систем вентиляции и отопления

Приложение Г Протокол результатов измерения температур воздуха при испытаниях систем отопления (вентиляции, кондиционирования)

Приложение Д Протокол результатов измерения скорости воздушных потоков при испытаниях систем вентиляции (кондиционирования)

Приложение Е Протокол результатов измерения относительной влажности при испытаниях систем кондиционирования

 
Дата введения01.01.1997
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.04.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

20.03.1996УтвержденГосстандарт России187
РазработанТК 315 Эксплуатация автотранспортных средств
РазработанГНЦ НАМИ
РазработанНИЦИАМТ
РазработанНИИАТ Министерства транспорта РФ
ИзданИПК Издательство стандартов1996 г.

Motor vehicles. Heating systems. Ventilation systems. Air-condition systems. Methods for determination of effeciency and safety

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТ Р 50866-96

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

БЗ 1-95/9


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств», Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации, Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации и Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 марта 1996 г. № 187

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1996

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

ГОСТ Р 50866-96

Средняя скорость движения должна бь|ть (7 + 0,5) м/с (25 ± 2)

км/ч.

9.2.2.2    Испытания автобусов (класс 1 Г^СТ 27815 — для пригородных перевозок) осуществляются при дви^ении с периодическими (через 1 км) остановками. Время открывания дверей на остановке составляет 10 с.

Средняя скорость движения должна быть (11,11 ±0,5) м/с (40 ± 2) км/ч.

9.2.2.3    Испытания. АТС других типов осу*дествляются при движении с периодическими (через 1 км) остано^ками продолжительностью 10 с без открывания дверей.

Режим движения:

—    разгон с переключением передач до (16 g + 0,5) м/с (60 ± 2) км/ч.

При наличии автоматической коробки Передач движение производится в положении «Автоматическое переключение»’

—    движение с постоянной скоростью;

—    торможение двигателем со скорости (16 g ± g^) м/с (gg + 2) км/ч до скорости (11,1 ± 0,5) м/с (40 ± 2) км/ч;

—    служебное торможение до полной ост^новки

Средняя скорость движения АТС должна бь1ТЬ (j j ^ ] + g^ м/с (4g + j) км/ч.

9.2.3    Испытания по оценке параметров Микроклимата на спаль-ном месте водителя осуществляются:

—    для АТС, оборудованных системами отоплениЯ) вентиляции и кондиционирования, зависящими от работу двигателя, при движении в соответствии с требованиями 9.2.1;

—    для АТС, имеющих системы, работа которых не зависит от двигателя, на стоянке.

9.2.4    Скорость воздушного потока (имИуаццЯ движения АТС) в аэроклиматической камере должна регулир<)ваться в соответствии с режимами движения, указанными в 9.2.2.

При имитации остановки АТС вентилят()ры создающие воздуш-ный поток, выключаются.

Скорость воздушного потока при движении дтс может быть постоянной и равной средней скорости прохождения участков между остановками.

9.3 Проведение испытаний

9.3.1 Измерения температуры воздуха 1шутри АТС проводятся непосредственно перед началом движения. Ц0 Время движения рекомендуется проводить измерение температур через каждые 5 мин.

8

ГОСТ Р 50866-96

9.3.2 Испытания прекращаются при достижении установившихся температур воздуха внутри АТС, т е когда температура во всех зонах окажется по результатам 3 последних измерений практически постоянной, т е. отклонения не будут превышать 1 К (1 °С), с одновременной фиксацией температур при достижении контрольного времени

9 3 3 Скорость воздушных потоков внутри АТС измеряется в течение цикла испытаний не менее 3 раз.

9 3.4 Относительная влажность воздуха внутри АТС (при испытании систем кондиционирования) измеряется в конце испытаний при достижении установившихся температур воздуха.

9 3 5 Измерение температуры воздуха на выходе из каналов отопления и кондиционирования осуществляется в процессе испытаний не менее 3 раз.

9.3.6 Измерение температуры ограждающих поверхностей осуществляется в конце испытаний.

9 3 7 Измерение параметров наружного воздуха (температуры, скорости и относительной влажности) осуществляется на высоте (1500 ± 50) мм от поверхности дороги вдали от окружающих объектов, в начале и в конце испытаний.

10 ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

10.1    Все результаты испытаний и данные метеорологических измерений вносят в таблицы, приведенные в приложениях Г, Д. Е.

10.2    Определение параметров микроклимата АТС

11

К


О)



У


10.2.1 Средняя температура воздуха Тср, К (вС), в пассажирском помещении автобуса

где Тк — температура воздуха в конкретной зоне измерения (на высоте 100 мм от пола — зона ног или на высоте 500 мм от точки Н — зона головы) в пассажирском помещении автобуса в конце испытаний, К (°С);

No — общее количество мест измерения температуры.

10.2.2 Неравномерность распределения температур воздуха Rp м в, К (вС), на рабочем месте водителя

9


Яр М В “ 7н В — 7г В,    (2)

где Гн в — температура воздуха на высоте 100 мм от пола (зона ног) в конце испытаний, К (°С);

Тг в — температура воздуха на высоте 500 мм от точки Я(зона головы) в конце испытаний, К (°С).

10.2.3 Перепад между температурой воздуха на рабочем месте водителя или на пассажирских местах легковых и грузовых автомобилей и температурой наружного воздуха

10.2.3.1 Для систем вентиляции


А Твен ~ Гвен — Тнар,    (3)

где А Гвен — перепад между температурой воздуха внутри АТС и температурой наружного воздуха при испытании систем вентиляции, К ГС);

Гиен — температура воздуха внутри АТС (зона головы водителя или пассажиров) в конце испытаний системы вентиляции, К (°С);

Гнар — температура наружного воздуха в конце испытаний, К ("С).

10.2.3.2 Для систем кондиционирования


ATI


конл


= Г,


нар


конд,


(4)


где АТконд — перепад между температурой наружного воздуха и температурой воздуха внутри АТС при испытании систем кондиционирования, К (°С);

Тконд — температура воздуха внутри АТС (зона головы водителя или пассажиров) в конце испытаний системы кондиционирования, К (°С).

10.2.4 Перепад между средней температурой воздуха в пассажирском помещении автобуса и температурой наружного воздуха при испытании систем вентиляции и кондиционирования 10.2.4.1 Для систем вентиляции


А Терпен ~ Гер пси— Тиар,    (5)

где Л Тер.вен — перепад между средней температурой воздуха в пассажирском помещении автобуса и температурой наружного воздуха, К ГС);

АГСр вен — средняя температура воздуха в пассажирском помете-


10



нии автобуса (зона головы пассажиров) в конце испытаний системы вентиляции, К (°С).

10.2.4.2 Для систем кондиционирования


А 7с


ср конд


= rHi


ф


7ср конд.


(6)


где А7ср конд — перепад между температурой наружного воздуха и средней температурой воздуха в пассажирском помещении автобуса, К СС);

7ср конд ~ средняя температура воздуха в пассажирском помещении автобуса (зона головы пассажиров) в конце испытании системы кондиционирования, К (ЛС).


11


ГОСТ Р 50866-96

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

ПЕРЕЧЕНЬ ВЕЩЕСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КАЧЕСТВЕ ХЛАДАГЕНТОВ В АТС, В СООТВЕТСТВИИ С «МОНРЕАЛЬСКИМ ПРОТОКОЛОМ ПО ВЕЩЕСТВАМ, РАЗРУШАЮЩИМ ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ» ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 1987 г.

(ПРИЛОЖЕНИЯ А И В)

Группа 1

Вещество

Озоноразрушающая

способность

CFClj

(ХФУ-11)

1,0

CF2CI2

(ХФУ-12)

1.0

C2F3CJ3

(ХФУ-113)

0,8

C2F4CI2

(ХФУ-114)

1.0

C2F5CI

(ХФУ-115)

0.6

CF3CI

(ХФУ-13)

1.0

C2FCI5

(ХФУ-111)

1.0

C2F2CI4

(ХФУ-112)

1.0

C3FCI7

(ХФУ-211)

1.0

C3F2CI6

(ХФУ-212)

1,0

C3F3CI5

(ХФУ-213)

1.0

C3F4CI4

(ХФУ-214)

1.0

C3F5CI3

(ХФУ-215)

1.0

CjFaCb

(ХФУ-216)

1,0

C3F7CI

(ХФУ-217)

1,0

Применение веществ, указанных в приложениях А и В к «Монреальскому протоколу по веществам, разрушающих озоновый слой», запрещается с 01.01.96.

12


(ПРИЛОЖЕНИЕ С)

Группа I

CHFC12

CHF2O

CH»FCI

C2HFCI4

C2HF2CI3

C2NF4CI

C2H2FQ1

C2M2F2CI2

C2H2F1CI

С2Н1ГС12

C2H1F2C1

C2H4FCI

СзН FCIb

CiUFiCh

C3HF3CI4

C3HF4CI3

C3HF5CI2

СзНРбС!

C3H2FCI5

C3H2F2CI4

C3H2F3CU

C3H2F4CI2

C3H2F5CI

C3H3FCI4

C3H3F2CI3

C3H3F3CI2

C3H3F4CI

C3H4FCI3

C3H4F2CI2

C3H4F3CI

C3H5FCI2

C3H5F2CI

C3H6FCI

Вещество

(ГХФУ-21)

(ГХФУ-22)

(ГХФУ-31)

(ГХФУ-121)

(ГХФУ-122)

(ГХФУ -Ш\

(ГХФУ-124)

(ГХФУ-131)

(ГХФУ-132)

(ГХФУ-133)

(ГХФУ-141)

(ГХФУ-142)

(ГХФУ-151)

(ГХФУ-221)

(ГХФУ-222)

(ГХФУ-223)

(ГХФУ-224)

(ГХФУ-225)

(ГХФУ-226)

(ГХФУ-231)

(ГХФУ-232)

(ГХФУ-233)

(ГХФУ-234)

(ГХФУ-235)

(ГХФУ-241)

(ГХФУ-242)

(ГХФУ-243)

(ГХФУ-244)

(ГХФУ-251)

(ГХФУ-252)

(ГХФУ-253)

(ГХФУ-261)

(ГХФУ-262)

(ГХФУ-271)

Предусматривается потребление веществ, указанных в «Монреальском протоколе по веществам, разрушающих озоновый слой» (приложение С), в % расчетного уровня 1989 г., нс более:

65 — с 01.01.2004 до 0101.2010;

35 — с 01.01.2010 до 01-01.2015;

10-е 01.01.2015 до 01 01.2020;

0,5 — с 01.01.2020 до 01.01.2030.

С 01.01.2030 применение указанных веществ запрещается.

13


ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязапшьное)


МЕСТА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ПРИ ИСПЫТАНИИ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ (ВЕНТИЛЯЦИИ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ)



И


675


Рисунок Б 2 — АТС категорий М2 и М3 (по ГОСТ 22895)




Рисунок Б.З — АТС категорий N1, N2 и NJ (по ГОСТ 22895)


16


ГОСТ Р 50866-96

ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое)

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА НАРУЖНОГО ВОЗДУХА, ПОСТУПАЮЩЕГО В КАБИНУ И ПАССАЖИРСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ АТС, ПРИ ИСПЫТАНИИ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ

1    ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ

I I Объектами испытании являются АТС категорий М и N

1 2 Кабина и пассажирское помещение АТС не должны иметь повреждений, нарушающих их герметичность

1    3 Уплотнители дперей, окон, форточек, люков должны быть исправны

2    УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

2    1 Испытания проводят в два этапа

—    стендовые испытания — для определения зависимости между параметрами воздушных потоков на входе в кабину или в пассажирское помещение и на выходе из дефростеров внутри кабины или пассажирском помещении,

—    дорожные испытания (или имитация дорожных испытаний) — для определения объема наружного воздуха, поступающего в кабину или пассажирское помещение

2 1 I Стендовые испытания проводят в закрытом помещении.

2 I 2 Дорожные испытания (или имитация дорожных испытании) проводят на типовых маршрутах испытаний или на стенде с беговыми барабанами

2 2 Режим работы системы принудительной вентиляции (отопления), а также метеорологические условия и режимы работы АТС (при проведении дорожных испытаний) — в соответствии с 8 4 и 9 2 настоящего стандарта

23 Техническое обеспечение

2    3.1 Для проведения стендовых испытаний используется воздухонапорная установка (стенд), обеспечивающая возможность подачи в кабину или в пассажирское помещение воздушного потока с заданным расходом и измерения расхода воздуха на выходе из одного из дефростеров системы принудительной вентиляции (отопления) внутри кабины или пассажирского помещения

В качестве измерительных элементов стенда рекомендуется применять

—    измерительный коллектор (коллектор ЦАГИ) для измерения расхода воздуха, нагнетаемою в кабину или в пассажирское помещение,

—    напорный расходомер для прямоугольных каналов для измерения расхода воздуха на выходе из дефростеров системы принудительной вентиляции (отопления) внутри кабины или пассажирского помещения

Для сопряжения элементов стенда с соответствующими элементами кабины или пассажирского помещения применяются переходники, изготовленные из легкообра-батывасмого материала (пенопласт, резина, тканевый плотный материал и т.п.)-

Принципиальная схема стенда и рекомендуемые технические характеристики стсцда приведены на рисунке В Л

3    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

31 Стендовые испытания

3    1 1 Установить АТС на площадку для проведения испытаний

17

ГОСТ Р 50866-96

Содержание

1    Область применения............................. 1

2    Нормативные ссылки............................ 1

3    Оценочные параметры............................ 2

4    Измеряемые показатели........................... 3

5    Метрологическое обеспечение испытаний............. 3

6    Требования к технике безопасности.................. 3

7    Требования к квалификации оператора............... 3

8    Условия проведения испытаний.................... 3

9    Методы определения параметров.................... 7

10 Обработка и оформление результатов................ 9

Приложение А Перечень веществ, используемых в качестве

хладагентов в АТС, в соответствии с «Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой».................. 12

Приложение Б Места измерения температуры воздуха при испытании системы отопления (вентиляции, кондиционирования).......... 14

Приложение В Метод определения объема наружного воздуха, поступающего в кабину и пассажирское помещение АТС, при испытании систем вентиляции и отопления.................. 17

Приложение Г Протокол результатов измерения температур

воздуха при испытаниях систем отопления (вентиляции, кондиционирования)....... 21

Приложение Д Протокол результатов измерения скорости

воздушных потоков при испытаниях систем вентиляции (кондиционирования)........ 22

Приложение Е Протокол результатов измерения относительной влажности при испытаниях систем кондиционирования ....................... 23

III

00




' ВЯ,ЧаСТЬ стенла; 11 - штатная система отопления АТС; ///-ответная часть стенда. / - центробежный V" ”змеритсльныи коллектор (коллектор ЦАГИ) внешней части стенда. 3 - демпферная камера; 4-* 5    9“    переходники;    6    и    /0-    микроманометры; 7 и //-гасители колебании измерении. <?- измери

тельный элемент ответной части стенда; 12 — привод управления расходом воздуха. 13 — реостат. 14 — электродвигатель

параметРы стенда: элекгроригатель - мощность 0.8-1.0 кВт. напряжение 220 В (соответствующее бытовой сети), расход воздуха - 0-1000 м /ч при динамическом давлении 320 Па. пульсация давления воздушного

потока — не более 5 %

Рисунок В 1 — Принципиальная схема стенда

ГОСТ Р 50866-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ.

Методы оценки эффективности и безопас1,ости

Motor vehicles Hatting, ventilation and air-cP^tionmg systems Methods for determination of efficiency anc* ад1"с1У

Дата введения 1997—01—01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется нз автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает номенклатуру параметров эффективности и безопасности при работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования и методы их определения.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности хеизни и здоровья населения.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77 ТормозныесистемыиТ°Рмозныесв°йстваавто-транспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования

ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасное™ конструкции

ГОСТ 28070-89 Автомобили легковые И грузовые, автобусы. Об зорность с места водителя. Общие технические требования. Метод испытаний

Издание официальное

ГОСТ Р 50866-96

ГОСТ 28261-89 Автотранспортные средства. Порядок определения точки Н и фактического угла наклона посадочных мест водителя

и пассажиров

ГОСТ 8.010-90 Методики выполнения измерений

3 ОЦЕНОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Устанавливаются следующие оценочные параметры.

3.1    Температура воздуха внутри АТС:

—    на рабочем месте водителя;

—    на пассажирских местах в легковых и грузовых автомобилях;

—    на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.

3.2    Средняя температура воздуха в пассажирском помещении автобуса.

3.3    Температура поверхностей ограждений.

3.4    Температура воздуха на выходе из каналов систем отопления и кондиционирования.

3.5    Объем наружного воздуха, подаваемого в кабину и пассажирское помещение.

3.6    Время достижения температур воздуха внутри АТС, оговоренных в соответствующих нормативных документах.

3.7    Неравномерность распределения температур воздуха на рабочем месте водителя.

3.8    Перепад между температурой воздуха внутри АТС и температурой наружного воздуха:

—    на рабочем месте водителя;

—    на пассажирских местах в легковых и грузовых автомобилях;

—    на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.

3.9    Перепад между средней температурой воздуха в пассажирском помещении автобуса и температурой наружного воздуха.

3.10    Время достижения перепада между температурой воздуха внутри АТС и температурой наружного воздуха.

3.11    Скорость ьоздушных потоков (подвижность воздуха) внутри АТС:

—    на рабочем месте водителя;

—    на пассажирских местах;

—    на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.

3.12    Относительная влажность воздуха внутри АТС (для систем кондиционирования):

—    на рабочем месте водителя;

—    в пассажирском помещении автобусов.

ГОСТ Р 50866-96

4    ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

4.1    В процессе испытаний измеряют следующие показатели:

—    температуру воздуха снаружи и внутри АТС;

—    температуру внутренних поверхностей ограждений;

—    скорость воздушных потоков снаружи и внутри АТС;

—    относительную влажность воздуха снаружи и внутри АТС;

—    объем наружного воздуха, подаваемого в кабину и пассажирское помещение;

—    скорость движения АТС;

—    время проведения испытаний.

5    МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

5.1    Применяемая измерительная аппаратура должна быть технически исправна и поверена в установленные для нее сроки.

5.2    Допускаемая погрешность измерения должна быть:

температуры    ±    0,5    К    (±    0,5 °С)

времени    ±10 с

скорости воздушных потоков (v)    до    0.5    м/с    ±    0,05    м/с±    5 96 v

св 0,5 м/с    ±    0,1    м/с

относительной влажности    ± 5 °о

расположения точек измерения    ± 5 мм

6    ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1    При проведении дорожных испытаний должны выполняться требования «Правил дорожного движения» (ПДД) и инструкций по технике безопасности и безопасности движения при проведении испытаний в природных условиях.

6.2    При проведении испытаний в аэроклиматической камере должны выполняться требования инструкций по технике безопасности при работе в производственных помещениях и «Правил по охране труда на автомобильном транспорте».

7    ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРА

7.1    К проведению измерений допускаются операторы, изучившие настоящие методы и имеющие практические навыки работы с применяемой аппаратурой.

Стаж работы оператора должен быть не менее одного года.

8    УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

8.1    Состояние АТС

з

ГОСТ Р 50866-96

8.1.1    Пробег перед проведением испытаний должен составлять не

менее 5000 км.

8.1.2    АТС должны находиться в технически исправном состоянии.

Регулировки систем, агрегатов и механизмов должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации предприятия-изготовителя.

Применяемые топлива, смазочные материалы и рабочие жидкости должны применяться в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя АТС.

8.1.3    Системы АТС, выделяющие тепло или холод, а также устройства тепловой защиты рабочего места водителя и пассажирского помещения должны соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.

8.1.4    Применяемые хладагенты в системах кондиционирования АТС должны соответствовать положениям «Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» (приложение А).

8.1.5    Системы воздухораспрсделения должны обеспечивать устранение запотевания или обмерзания ветровых и боковых окон кабины водителя в зонах обзорности (по ГОСТ 28070).

8.1.6    Испытания систем отопления

8.1.6.1    Перед началом движения АТС выдерживается на открытом воздухе не менее 60 мин с открытыми дверями, окнами и вентиляционными люками.

8.1.6.2    Во время движения отопительные устройства должны быть установлены на наиболее эффективное действие.

В случае превышения нормативных параметров подвижности воздуха внутри АТС отопительные устройства должны быть отрегулированы на частичную производительность.

8.1.7    Испытания систем вентиляции и кондиционирования

8.1.7.1    Перед началом движения АТС выдерживается на стоянке не менее 60 мин с закрытыми дверями, окнами и вентиляционными люками.

8.1.7.2    При наличии в АТС оборудования для кондиционирования с приводом от двигателя АТС система кондиционирования должна быть перед началом испытаний отключена.

8.1.7.3    В случае применения системы кондиционирования с приводом от отдельного двигателя указанный двигатель должен быть прогрет до оптимальных температур, указанных в нормативных документах предприятия-изготовителя, а система кондиционирования должна быть отключена.

4

ГОСТ Р 50866-96

8.1.7.4    При испытании системы естественной вентиляции все вентиляционные проемы открыты, двери закрыты.

8.1.7.5    При испытании принудительной системы вентиляции вентиляционные устройства включены на максимальную производительность. Заборники наружного воздуха естественной системы вентиляции и двери закрыты.

8.1.7.6    При испытании комбинированной системы вентиляции (естественная и принудительная) все вентиляционные проемы открыты, вентиляционные устройства включены на максимальную производительность, двери закрыты.

8.1.7.7    В случае превышения нормативных параметров подвижности воздуха внутри АТС вентиляционные устройства систем вентиляции и кондиционирования должны быть отрегулированы на частичную производительность.

8.2 Место проведения испытаний

8.2.1    Дороги общего пользования

Дорога должна быть сухая, с твердым покрытием. Радиусы поворотов и продольные уклоны дорог не должны оказывать влияние на заданные режимы движения.

При испытании систем отопления допускается наличие на поверхности дороги укатанного снега.

8.2.2    Аэроклиматические камеры

При проведении испытаний в аэроклиматической камере имитируется движение по горизонтальному участку дороги с асфальтобетонным покрытием.

8.3 Нагрузка

8.3.1    На дорогах общего пользования АТС испытывается:

—    при оценке систем отопления — с частичной нагрузкой (водитель, оператор и измерительная аппаратура);

—    при оценке систем вентиляции и кондиционирования — с полной нагрузкой.

8.3.2    Нагрузка осуществляется балластом, не влияющим на параметры тепловой инерции АТС.

8.3.3    При проведении испытаний в аэроклиматической камере на стенде с беговыми барабанами ведущие колеса АТС нагружаются на нагрузку, указанную в 8.3.1.

8.3.4    При испытании имитируется выделение влаги в соответствии с числом перевозимых пассажиров:

—    для систем отопления — 50 г/пасс.

—    для систем вентиляции и кондиционирования — 100 г/пасс.

8.4    Атмосферные условия

5

ГОСТ Р 50866-96

8.4.1    Испытания систем отопления

Дорожные испытания должны проводиться при температуре наружного воздуха;

—    для АТС исполнения «У» по ГОСТ 15150 — (248 ± 2) К (минус (25 ± 2) °С] и (233 ± 2) К (минус (40 ± 2) °С[;

—    для АТС исполнения «ХЛ» по ГОСТ 15150 — (223 ± 5) К (минус (50 ±5) вС].

Скорость ветра должна быть не более 3 м/с.

При этом должно отсутствовать дополнительное (из-за нагрева солнечными лучами) повышение температуры воздуха внутри АТС.

8.4.2    Испытания систем вентиляции и кондиционирования

Испытания должны проводиться при температуре наружного воздуха:

—    для АТС исполнения «У» и «ХЛ» — (303 ± 2) К [(30 ± 2) °С| и (313 ± 2) К 1(40 ±2) 1CJ;

—    для АТС исполнения «Т» по ГОСТ 15150 — (303 ± 2) К [(30 ± ±2) вС) и (323 ± 5) К [(50 ± 5) °С].

Испытания проводятся в период максимальных температур и солнечной радиации с 12 до 16 ч местного времени при отсутствии облачности и осадков.

Скорость ветра должна быть не более 3 м/с.

8.4.3    При испытаниях в аэроклиматической камере имитируются атмосферные условия, указанные в 8.4.1 и 8.4.2.

8.5 Места определения измеряемых показателей

8.5.1    Температура воздуха

Температура воздуха внутри АТС определяется в зонах, указанных в приложении Б.

8.5.2    Скорость воздушных потоков внутри АТС

Скорость воздушных потоков определяется:

—    на рабочем месте водителя на высоте 500 мм от точки Н1 (по ГОСТ 28261);

—    на местах размещения пассажиров на высоте 500 мм от точки

//1;

—    на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей, на высоте 100 мм от поверхности спального места.

8.5.3    Относительная влажность воздуха внутри АТС измеряется:

—    на рабочем месте водителя;

ГОСТ Р 50866-96

—    в пассажирском помещении автобуса.

8.5.4    Температура внутренних поверхностей ограждений измеряется:

—    на внутренних поверхностях АТС на рабочем месте водителя и на местах размещения пассажиров на высоте 250 мм от точки Я;

—    на местах расположения элементов си^тем отопления, вентиляции и кондиционирования, контактирующих с водителем и пассажирами.

8.5.5    Объем наружного воздуха, подаваемо в кабину и пассажирское помещение при работе системы прИНуДИтельной вентиляции или системы отопления, измеряет^ в соответствии с рекомендациями приложения В.

8.5.6    Первичные преобразователи темп^раХуры, скорости воздушных потоков и относительной влажности должны быть защищены от теплового излучения и механического воздействия.

9 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

9.1    Перед началом испытаний проверяется соответствие состояния АТС согласно 8.1.1—8.1.3.

9.2    Режимы движения

9.2.1    Движение с постоянншш скоростями (имитация магистрального режима движения)

9.2.1.1    Для АТС, имеющих максимальную скорость 16,6—19,4 м/с (60—70 км/ч), скорость движения должна со<:тавлять (ill ±05) м/с (40 ± 2) км/ч.

9.2.1.2    Для АТС, имеющих максимальную скорость 22,2—25 м/с (80—90 км/ч), скорость движения должна со<:хавлять (16 6 ± 0 5) м/с (60 ± 20) км/ч.

9.2.1.3    Для АТС, имеющих максимальную скорость свыше

27,7 м/с (100 км/ч), скорость движения должна составлять (22,2 ± 1) м/с (80±5) км/ч.

9.2.2 Движение с переменными скоростями (имитация городского режима движения)

9.2.2.1 Испытания автобусов (класс 1 TQcj 27815 —для городских перевозок) осуществляются при движении с периодическими (через 500 м) остановками. Время открывания дверей на остановке составляет 10 с.

7

1

Одновременно проводится контрольное измерение на высоте 150 мм отточки Н

на рабочем месте водителя и местах размещения пассажиров.

6