Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить ГОСТ IEC 62282-4-101-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования безопасности к энергоустановкам, предназначенным для автопогрузчиков с электрическим приводом. Автопогрузчики с электрическим приводом, а также подъемно-транспортное оборудование, например вилочные погрузчики. Энергоустановки на топливных элементах, использующие газообразный водород в качестве топлива и энергоустановки на топливных элементах с прямым окислением метанола для автопогрузчиков с электрическим приводом. Стандарт распространяется на оборудование, использующее следующие виды топлива: - газообразный водород; - метанол. Стандарт распространяется на энергоустановки на топливных элементах, определение которых дано в 3.8, а типовая схема работы представлена на рисунке 1. Энергоустановки на топливных элементах постоянного тока с номинальным выходным напряжением не более 150 В для использования внутри помещений и на открытом воздухе. Энергоустановки на топливных элементах, в которых система хранения топлива стационарно установлена на автопогрузчике либо на энергоустановке на топливных элементах. Требования к электрическому погрузочно-разгрузочному промышленному транспорту не регулируются стандартом при наличии в его конструкции следующих компонентов: - топливные контейнеры съемного типа; - гибридные транспортные средства, включающие двигатель внутреннего сгорания; - энергоустановки на топливных элементах, оборудованные установками риформинга топлива; - энергоустановки на топливных элементах, предназначенные для работы во взрывоопасных средах; - оборудование, оснащенное системой хранения жидкого водорода.

 Скачать PDF

Идентичен IEC 62282-4-101:2014

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Конструкционные требования для обеспечения безопасности

     4.1 Общие сведения

     4.2 Части, содержащие водород и другие текучие среды

     4.2.1 Общие сведения

     4.2.2 Трубопроводы, шланги, трубы и фитинги

     4.2.3 Водородные сосуды под давлением

     4.2.4 Металлогидридные контейнеры

     4.2.5 Метанольный топливный бак

     4.3 Защита от превышения давления и перегрева

     4.4 Регуляторы

     4.5 Клапаны управления и запорные клапаны

     4.6 Фильтры

     4.7 Насосы и компрессоры

     4.8 Регуляторы и преобразователи давления с электрическим приводом

     4.9 Вентиляция, предотвращающая рост концентрации горючих газов

     4.10 Электростатический разряд (ЭСР)

     4.11 Выбросы, включая выбросы метанола и отходы

     4.12 Корпус энергоустановки

     4.13 Электрические компоненты энергоустановки на топливных элементах

     4.13.1 Общие сведения

     4.13.2 Внутренняя электропроводка

     4.13.3 Внешняя электропроводка

     4.13.4 Требования аварийного выключения

     4.13.5 Коммутаторы и контроллеры двигателя

     4.13.6 Трансформаторы и блоки питания

     4.13.7 Инверторы, конверторы и контроллеры

     4.13.8 Лампы и держатели ламп

     4.13.9 Компоненты для накопления энергии

     4.13.10 Электрическая изоляция

     4.13.11 Цепь ограниченной мощности

     4.13.12 Электрические зазоры

     4.13.13 Разделение цепей

     4.14 Цепи регулирования

     4.14.1 Устройства безопасности

     4.14.2 Пуск

     4.15 Анализ безопасности/опасности

5 Испытания на безопасность и типовые испытания

     5.1 Общие сведения

     5.2 Испытания на устойчивость к вибрации

     5.2.1 Основные сведения

     5.2.2 Испытания на перегрузки по вертикальной оси

     5.2.3 Испытания на перегрузки относительно продольной и поперечной осей

     5.3 Испытания крепления емкости с топливом

     5.4 Испытание на долговечность

     5.5 Испытание на внешнюю утечку

     5.5.1 Порции, содержащие опасный газ

     5.6 Испытание на предел прочности

     5.6.1 Опасные жидкости и узлы под давлением

     5.6.2 Опасные газы и узлы под давлением

     5.6.3 Испытание модулей топливных элементов

     5.7 Испытание на потенциальные виды отказов

     5.8 Испытания на воздействие температуры

     5.9 Проверка цепей на обрыв

     5.10 Испытание на ток прикосновения

     5.11 Испытание на электрическую прочность диэлектрика

     5.12 Испытание неметаллических трубопроводов на статическое электричество

     5.12.1 Критерии оценки

     5.12.2 Метод испытания

     5.13 Испытание цепей ограниченной мощности

     5.14 Испытание на максимальную мощность

     5.15 Испытание на нештатную работу

     5.16 Испытание на выброс отходов

     5.17 Испытание на воздействие внешних факторов окружающей среды

     5.17.1 Общие сведения

     5.17.2 Испытание в условиях воздействия дождя

     5.17.3 Испытание в условиях воздействия ветра

     5.18 Испытания корпусов

     5.18.1 Испытание корпуса нагрузкой

     5.18.2 Испытание термопластичных корпусов

     5.19 Испытание деформированной части пламенем высотой 20 мм

     5.20 Испытание маркировочной таблички на прочность крепления

     5.21 Испытание для эластомерных уплотнений, прокладок и трубок

     5.21.1 Общие сведения

     5.21.2 Ускоренное старение в печи с циркуляцией воздуха

     5.21.3 Испытания на воздействие низких температур

     5.21.4 Испытание погружением

     5.22 Испытание на герметичность неметаллических трубопроводов

     5.23 Испытание электрических выводов

6 Приемо-сдаточные испытания

     6.1 Испытание диэлектрика на электрическую прочность

     6.2 Внешняя утечка

7 Маркировка

8 Инструкции

     8.1 Общие сведения

     8.2 Инструкции по техническому обслуживанию

     8.3 Инструкции по эксплуатации

     8.4 Инструкции по монтажу

Приложение А (справочное) Сравнение терминов, связанных с давлением

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам

Библиография

 
Дата введения01.03.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

30.08.2017УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации102-П
31.10.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии887-ст
РазработанНП НАВЭ
РазработанООО КВТ
ИзданСтандартинформ2018 г.

Fuel cell technologies. Part 4-101. Fuel cell power systems for propulsion other than road vehicles and auxiliary power units (APU). Safety of electrically powered industrial trucks

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

IEC 62282-4-101— 2017

ТЕХНОЛОГИИ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Часть 4-101

Энергоустановки на топливных элементах, отличные от автомобильных и вспомогательных энергосистем.

Безопасность электрических автопогрузчиков

(IEC 62282-4-101:2014, IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «КВТ» (ООО «КВТ») и Некоммерческим партнерством «Национальная ассоциация водородной энергетики» (НП «НАВЭ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 029 «Водородные технологии»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2017 г. № 102-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166)004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргьзстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2018 г. N8 887-ст межгосударственный стандарт ГОСТ IEC 62282-4-101-2017 введен 8 действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2019 г.

5    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту IEC 62282-4-101:2014 «Технологии топливных элементов. Часть 4-101. Энергоустановки на топливных элементах, отличные от автомобильных и вспомогательных энергосистем. Безопасность электрических автопогрузчиков» («Fuel cell technologies — Part 4-101: Fuel cell power systems for propulsion other than road vehicles and auxiliary power units (APU) — Safety of electrically powered industrial trucks». IDT).

Международный стандарт разработан техническим комитетом ТС 105 Международной электротехнической комиссии (IEC).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ISO 11114-4, Transportable gas cylinders — Compatibility of cylinder and valve materials with gas contents — Pari 4: Test methods for selecting metallic materials resistant to hydrogen embrittlement (Баппоны газовые переносные. Совместимость материапов. из которых изготовпены баппоны и кпапаны, с содержимым газом — Часть 4: Методы испытания дпя выбора метаппических материапов. устойчивых к водородному охрупчиванию)

ISO 13226. Rubber — Standard reference elastomers (SREs) for characterizing the effect of liquids on vulcanized rubbers (Резина. Стандартные образцы эластомеров для определения влияния жидкостей на резину)

ISO 13849-1. Safety of machinery — Safety-related parts of control systems — Part 1: General principles for design (Безопасность машин. Детали систем управления, связанные с обеспечением безопасности — Часть 1: Общие принципы проектирования)

ISO 14113. Gas welding equipment — Rubber and plastic hose and hose assemblies for use with industrial gases up to 450 bar (Оборудование для газовой сварки. Резиновые и пластмассовые рукава в сборе для сжатых или сжиженных газов до максимального расчетного давления 450 бар (45 МПа))

ISO/TS 14687-2. Hydrogen fuel — Product specification — Part 2: Proton exchange membrane (PEM) fuel cell applications for road vehicles (Топливо водородное. Технические условия на продукт — Часть 2: Применение для топливных элементов с протонно-обменной мембраной (РЕМ) дорожных транспортных средств)

ISO 15500-12, Road vehicles — Compressed natural gas (CNG) fuel system components — Part 12: Pressure relief valve (PRV) (Транспорт дорожный. Элементы топливной системы, работающей на сжатом природном газе — Часть 12: Перепускной клапан)

ISO 15649, Petroleum and natural gas industries — Piping (Нефтяная и газовая промышленность. Система трубопроводов)

ISC^S 15869:2009. Gaseous hydrogen and hydrogen blends — Land vehicle fuel tanks (Водород газообразный и водородные смеси. Топливные баки для сухопутных автомобилей)

ISO 15916. Basic considerations for the safety of hydrogen systems (Основные требования безопасности водородных систем)

ISO 16010, Elastomeric seals — Material requirements for seals used in pipes and fittings carrying gaseous fuels and hydrocarbon fluids (Уплотнения из эластомера. Требования к материалу для уплотнений. используемых в трубопроводах и фитингах для газообразного топлива углеводородных жидкостей) ISO 16111:2008, Transportable gas storage devices — Hydrogen absorbed in reversible metal hydride (Переносные емкости для хранения газа. Водород, поглощаемый обратимым гидридом металла)

ISO 17268. Compressed hydrogen surface vehicle refuelling connection devices (Устройства присоединительные для повторной заправки топливом наземных средств передвижения, работающих на сжатом водороде)

ISO 21927-3, Smoke and heat control systems — Part 3: Specification for powered smoke and heat exhaust ventilators (Системы контроля дыма и тепла — Часть 3: Технические требования к вытяжным дефлекторам дыма и тепла с приводом)

ISO 23551-1. Safety and control devices for gas burners and gas-burning appliances — Particular requirements — Part 1: Automatic valves (Предохранители и регуляторы для газовых горелок и газосжига-тельного оборудования. Частные требования — Часть 1: Автоматические клапаны)

3 Термины и определения

В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    нештатная работа (abnormal operation): Работа энергоустановки на топливных элементах с неисправным или претерпевшим сбой электрическим или управляющим компонентом, в любом режиме отказа считается достаточно вероятным в АТПО; но за исключением случайного разрыва или поломки контейнеров с легковоспламеняющимися жидкостями, парами и/или газами.

3.2    выравнивание потенциалов (bonding): Постоянное соединение металлических частей для формирования положительного электропроводящего пути, который обеспечивает электрическую непрерывность между не проводящими ток металлическими частями и способен проводить любой ток короткого замыкания, который может возникнуть.

Примечание — Это относится к соединениям в энергоустановке на топливных элементах, к соединениям между энергоустановкой на топливных элементах и транспортным средством и не относится к заземлению самого транспортного средства, например с помощью заземляющего ремня или шинами Допустимыми способами

организации заземляющих перемычек могут быть любые эффективные средства, например зажимы, заклепки, болты, винты, сварные соединения, пайка или паяное соединение, а также перемычка соединителем с замкнутым контуром, закрепленная одним винтом

3.3    обратный клапан (check-valve): Устройство контроля текучей среды, которое позволяет жидкости течь только в одном направлении.

3.4    цепь, ограничивающая мощность (circuit, limited power): Цепь с пиковым напряжением выше

42,4 В (30 В. среднеквадратическое значение) или 60 В постоянного тока и значением мощности при работе более 60 с, соответствующим значениям из таблиц 2В и 2С IEC 60950-1:2005.

Примечание — Цепь низкого напряжения при нормальных и при аварийных условиях рассматривается в МЭК 60950-1 как цепь безопасного сверхнизкого напряжения (БСНН)

3.5    цепь низкого напряжения (low-voltage circuit): Цепь с пиковым напряжением разомкнутой цепи не более 42.4 В (30 В эффективных, среднеквадратическое значение) или 60 В постоянного тока, подаваемого от батареи, топливного элемента, трансформатора, имеющего максимальную номинальную мощность менее 100 ВА и максимальное вторичное напряжение 30 В переменного тока или с помощью комбинации трансформатора и постоянного полного сопротивления, т.е. системы, соответствующей IEC 61558-1.

Примечание — Цепь, полученная путем подключения сопротивления последовательно с источником напряжения в качестве средства ограничения напряжения и тока, не считается цепью низкого напряжения

3.6    граница разбавления (dilution boundary): Граница области или зоны, в которой присутствуют легковоспламеняющиеся вещества в опасной концентрации, созданной ограниченным выбросом горючего газа или пара, внутренней по отношению к энергетической системе на топливных элементах или транспортному средству, в котором система установлена вместе с механической вентиляцией или другими эффективными средствами вентиляции.

Примечание — Подробнее этот вопрос рассматривается в IEC 60079-10

3.7    электростатический разряд (electrostatic discharge): Разряд, создаваемый статическим электричеством.

3.8    энергоустановка на топливных элементах (fuel cell power system): Генератор, использующий один или более модулей топливных элементов для выработки электрической энергии и тепла.

Примечание — На рисунке 1 представлена блок-схема энергоустановки на топливных элементах Энергоустановка на топливных элементах может содержать все или некоторые из компонентов, показанных на рисунке 1 Энергетическая система на топливных элементах для использования на автопогрузчиках будет относиться к одному из видов, указанных в 3.9 и 3.10.

(Источник: IEC/TS 62282-1:2013, 3.49, уточненный — добавление второго предложения к примечанию].

3.9    автономная система (self-contained system): Завершенная система, размещенная в своем собственном корпусе, которая предназначена для замены или объединения с аккумуляторной системой для энергоснабжения автопогрузчика.

Примечание — Монитор и блок управления могут быть расположены за пределами корпуса системы в непосредственной близости от кабины оператора Однако если требуется противовес вне корпуса системы или требуется прямая связь между системой и контроллером погрузчика, то система будет считаться интегрированной в соответствии с 3 10

3.10    интегрированная энергоустановка на топливных элементах (integrated fuel cell power system): Завершенная система компонентов и частей топливных элементов, которые интегрированы в автопогрузчик, а различные части системы потенциально распределены по всему погрузчику.

3.11    опасные классифицированные области (hazardous classified areas): Любая рабочая зона или пространство, где горючая пыль, легковоспламеняющиеся волокна или легковоспламеняющиеся летучие жидкости, газы, пары или смеси присутствуют или могут присутствовать в воздухе в количествах. достаточных для образования взрывчатых или воспламеняющихся смесей, как это определено IEC 60079-10-1.

3.12    интегрированные компоненты (integral): Все элементы конструкции, которые содержатся внутри энергоустановки на топливных элементах, а также внешние узлы, являющиеся частью энергоустановки на топливных элементах.

3.13    нижний предел воспламенения; НПВ (lower flammability limit, LFL): Минимальная концентрация топлива в топливовоздушной смеси, при которой возможно воспламенение от источника воспламенения.

Примечание — Топливовоздушная смесь является воспламеняющейся, если горение может быть инициировано с помощью источника воспламенения Главным критерием является значение концентрации топливо-воздушной смеси Смесь, в которой количества топлива меньше критического количества, известного как нижний предел воспламенения (НПВ), или больше, чем критическое количество топлива, известного как верхний предел воспламенения (ВПВ), не будет воспламеняться

3.14    максимально допустимое рабочее давление; МДРД (maximum allowable working pressure MAWP): Максимальное рабочее давление, при котором может работать топливный элемент или энергоустановка на основе топливных элементов.

Примечания

1    Сравнительная таблица давлений приведена в приложении А

2    Максимально допустимое рабочее давление выражается в Па

3    Максимально допустимое рабочее давление используется для регулировки предохранительных/разгру-зочных устройств, устанавливаемых для защиты части или всей системы от случайного повышения давления

(Источник: IEC/TS 62282-1:2013. 3.86.3, уточненный — добавление второго предложения к примечанию].

3.15    максимальная номинальная нагрузка (maximum continuous load rating): Максимальная номинальная мощность, которую может выдавать энергоустановка на топливных элементах независимо от устройства аккумулирования электроэнергии или системы хранения топлива при 25 °С и атмосферном давлении 0,1 МПа.

3.16    максимальное рабочее давление; МРД (maximum operating pressure, МОР): Самое высокое избыточное давление в компоненте или всей системе, которое ожидается во время нормальной работы.

Примечание — Сравнительная таблица давлений приведена в приложении А

3.17    нормальный выброс (normal release): Ограниченные внутренне локализованные объемы концентраций воспламеняющихся паров, которые выделяются при нормальной эксплуатации и могут включать продувку топливных элементов.

3.18    нормальная эксплуатация (normal operation): Все рабочие и нерабочие режимы, возникающие во время эксплуатации изделия, не являющиеся результатом неисправности.

3.19    устройство сброса давления; УСД (pressure relief device. PRD): Устройство, активируемое давлением и/или температурой, которое используется для предотвращения роста давления выше заданного максимума и. тем самым, предотвращает выход из строя части системы или всей системы, находящейся под давлением.

3.20    термоактивируемое устройство сброса давления; ТУСД (thermally activated pressure relief device. TPRD): Устройство сброса давления, активируемое термически.

3.21    устройства защиты (safety control): Автоматические системы и механизмы блокировки, включая реле, переключатели, сенсоры и другое вспомогательное оборудование, используемое в сочетании с ними, предназначенное для предотвращения небезопасной работы контролируемого оборудования.

3.22    критический компонент безопасности (safety critical component): Компонент, устройство, цепь, программное обеспечение или аналогичная часть, неисправность которой может повлиять на безопасность энергоустановки на топливных элементах, как определено в 4.15.

3.23    рабочее давление (service pressure): Номинальное рабочее давление, указанное изготовителем. при постоянной температуре газа 15 °С и полном заполнении емкости газом.

Примечания

1    Термин относится только к водородным емкостям высокого давления

2    Сравнительная таблица давлений представлена в приложении А

3.24    продувка газом (gas purge): Защитное действие, связанное с удалением газов и/или жидкостей, таких как топливо, водород, воздух или вода, из энергоустановки на топливных элементах.

(Источник: IEC/TS 62282-1:2013, 3.60].

3.25    ток прикосновения (touch current): Электрический ток, проходящий через тело человека или животного при прикосновении к одной или более доступной прикосновению части электроустановки или оборудования.

3.26    система классификации зон (zone system of classification): Система определяет классификацию зон внутри энергоустановки на топливных элементах методами в соответствии с IEC 60079-10-1.

Примечание — Потенциальными зонами системы могут быть

Группа II, зона 0 — Местоположение, в котором воспламеняемые концентрации горючих газов или паров присутствуют в течение длительного периода времени (например, внутри блока топливных элементов или других компонентов, содержащих водород)

Группа II, зона 1 — Местоположение:

a)    в котором вполне вероятно существование воспламеняемых концентраций горючих газов или паров при нормальных условиях эксплуатации, или

b)    в котором воспламеняемые концентрации горючих газов или паров могут существовать часто вследствие ремонта или технического обслуживания либо по причине утечек, или

c)    в котором таким образом работает оборудование или протекают процессы, что неисправность оборудования или нарушение процессов могут привести к утечке воспламеняемых концентраций горючих газов или паров, а также могут стать причиной единовременного отказа электрического оборудования в таком режиме, в котором электрическое оборудование может стать источником воспламенения, или

d)    которое примыкает к местоположению Группы II, зоны 0, откуда могут быть переданы воспламеняемые концентрации паров, кроме тех случаев, когда передаче препятствует адекватная приточная вентиляция с избыточным давлением от источника чистого воздуха и предусмотрены эффективные средства защиты от неисправности вентиляции (те пространство, в котором продувочные газы немедленно выбрасываются для рассеивания, или области, непосредственно прилегающие к блоку топливных элементов и системе рециркуляции водорода)

Группа II. зона 2 — Местоположение

a)    в котором маловероятно существование воспламеняемых концентраций горючих газов или паров при нормальных условиях эксплуатации и если они возникают, то существуют только в течение короткого периода, или

b)    в котором летучие горючие жидкости, горючие газы или горючие пары обрабатываются или используются. но в которых жидкости, газы или пары обычно заключены в закрытые контейнеры, замкнутые системы, из которых они могут выбраться только в результате случайного разрыва или разрушения контейнера или системы, или в результате неисправной работы оборудования, с помощью которого жидкости или газы обрабатываются и используются, или

c)    в котором возникновение воспламеняемых концентраций горючих газов или паров при нормальной эксплуатации предотвращается с помощью механической приточной вентиляции, но которые могут стать опасными в результате сбоя или неисправной работы вентиляционного оборудования, или

d)    которое примыкает к местоположению Группы II, зоны 0, откуда могут иметь место выбросы газов или паров с воспламеняемыми концентрациями, кроме тех случаев, когда выбросу препятствует адекватная приточная вентиляция с избыточным давлением от источника чистого воздуха и предусмотрены эффективные средства защиты от неисправности вентиляции (те пространство с водородным газопроводом и арматурой в пристройках, но без компонентов — в проходных помещениях).

Неклассифицированная зона — Местоположение

a)    в области, где нет риска возникновения воспламеняемых горючих газов, или

b)    в котором горючие газы не участвуют в стандартных процессах, или

c)    в которых нет арматуры, которая может протечь, или

d)    которое примыкает только к областям неклассифицированной зоны или к области зоны 2 (те отсек с топливной линией, проходящей через раэьемы на перегородках или другую арматуру, примыкающий только к областям зоны 2 и пространствам за пределами системы)

4 Конструкционные требования для обеспечения безопасности

4.1    Общие сведения

4.1.1    Любой компонент изделия, на которое распространяется требование настоящего стандарта, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к этому компоненту. Ссылки на нормативные документы, регулирующие требования к компонентам, используемым в изделии, приведены в разделе 2.

4.1.2    Компонент может не соответствовать требованиям ссылочных нормативных стандартов в случае, если он:

a)    включает в себя функции или характеристики, которые не требуются при применении компонента конструкции изделия, соответствующего настоящему стандарту в целом, или

b)    заменяется требованием данного стандарта.

4.1.3    Любой компонент должен использоваться в соответствии со своими номинальными характеристиками, установленными для предполагаемых условий использования.

4.1.4    Специфические компоненты могут в отдельных случаях не полностью соответствовать по своим конструктивным параметрам требованиям к изделию в целом. В этом случае такие компоненты могут использоваться только в ограниченных условиях, например определенных температурах, не превышающих установленные пределы, и должны использоваться только в этих конкретных условиях.

4.2 Части, содержащие водород и другие текучие среды

4.2.1    Общие сведения

4.2.1.1    Узлы, находящиеся под давлением или содержащие текучие среды, должны быть стойкими к действию этих сред.

4.2.1.2    Устройства для заправки водородных систем должны соответствовать ISO 17268.

4.2.1.3    Металлические узлы под воздействием газообразного водорода должны быть стойкими к водородному охрупчиванию в соответствии с ISO 15916. Если используется иной материал, необходимо провести оценку его восприимчивости к водородному охрупчиванию в соответствии с ISO 11114-4 или ISO 2626.

4.2.1.4    Если атмосферные условия способствуют возникновению коррозии отдельных частей компонента и это может привести к утечке текучей среды наружу, создавая опасную ситуацию, то такая часть должна быть изготовлена из коррозионно-стойкого материала или должна быть снабжена защитным покрытием, стойким к коррозии.

4.2.1.5    Детали из эластомера, от которых зависит безопасность эксплуатации энергоустановки, такие как уплотнения для сред, не содержащих водород, которые могут создать опасность при утечке (например, прокладки между деталями), должны быть пригодны для применения в соответствии с ISO 1419, ISO 1421, ISO 13226, ISO 16010 и ISO 4675, в зависимости от обстоятельств.

4.2.1.6    Детали из эластомера, используемые как уплотнение для водорода, должны соответствовать требованиям безопасности для работы в среде водорода. Для справки и руководства следует использовать ISO 15916. Материал должен быть испытан на прочность на разрыв и растяжение непосредственно при получении и после теплового старения (в зависимости от требований эксплуатации) в соответствии с 5.21.

4.2.2    Трубопроводы, шланги, трубы и фитинги

4.2.2.1 Для транспортирования газов или паров при давлениях выше 103,4 кПа, а жидкостей при давлениях выше 1103 кПа или при температурах выше 120 X трубопроводы и связанные с ними компоненты должны быть спроектированы, изготовлены и испытаны в соответствии с требованиями ISO 15649.

4.2.2    2 Трубопроводы, которые используются при давлениях и температурах ниже значений, указанных в 4 2.2.1. а также неметаллические трубопроводы должны соответствовать требованиям стандарта к данным материалам и текучим средам, и условиям эксплуатации, в том числе давлениям и температурам. Неметаллические трубопроводы, содержащие газообразный водород или метанольное топливо, должны быть спроектированы, изготовлены и испытаны в соответствии с дополнительными требованиями, изложенными в 4.2.2.6.

4.2.2.3 Неметаллические шланги, используемые для газообразного водорода или метанольного топлива, расположенные вне энергетической системы на топливных элементах и при условии физического напряжения, должны соответствовать требованиям гидростатических испытаний, испытаний на адгезию (только для резины), гибкость, гибкость при низких температурах, озоностойкость (для шлангов с наружным защитным чехлом из резины), устойчивость к ультрафиолетовому излучению (для шлангов с пластиковым покрытием), проницаемость для газа, электрическую проводимость, а также испытаний целостности концевой заделки в соответствии с ISO 14113. Материалы должны быть пригодны для работы с водородным или содержащим жидкость (т.е. метанол) топливом в соответствии с 4.2.1. Гибкий шланг длиннее 1.5 м должен иметь проволочную оплетку из нержавеющей стали.

4.2.2    4 Гибкие металлические соединители и связанные с ними фитинги, если они используются для подачи газообразного водорода, должны по мере необходимости соответствовать ISO 10806 и ISO 10380.

4.2.2.5 Водородный топливопровод должен быть проложен таким образом, чтобы обеспечить минимальное трение его частей и на расстоянии более 51 мм от выхлопной и электропроводной системы.

4.2.2    6 Неметаллические водородные и метанольные топливопроводы должны:

-    быть защищены с помощью вентилируемых шкафов, где они будут подвержены минимальным механическим или физическим нагрузкам;

-    быть проводящими, чтобы избежать накопления статического разряда. Соответствие определяется с помощью испытания на целость согласно 2). 5.9 для металлических и 3). 5.9 для неметаллических;

-    использовать материалы, которые были исследованы и определены как соответствующие для жидкостей и газов, содержащихся в них с учетом заданной температуры, при которой они эксплуатируются. Соответствие определяется с учетом требований, указанных в 5.21 и 5.22. в зависимости от обстоятельств;

-    соблюдать требования безопасности, связанные с возникновением электростатического разряда (ЭСР). установленные ISO 3996 или ISO 4038 при соединении топливной системы и блока топливных элементов.

4.2.2.7 Трубы, каналы, фитинги и другие компоненты трубопровода должны выдерживать гидростатические испытания при давлении, в 1.5 раза превышающем номинальное рабочее давление, без разрушения конструкции.

Исключение: трубы высокого давления, каналы, фитинги и другие компоненты трубопроводов должны иметь запас прочности, эквивалентный условиям эксплуатации аккумулирующей емкости в соответствии с 4.2.3.

4.2.3    Водородные сосуды под давлением

4.2.3.1    Сосуды под давлением должны быть сконструированы для условий эксплуатации автопогрузчика. которые включают максимальное расчетное количество циклов заправки, диапазоны давлений и температур, ожидаемых в процессе эксплуатации и заправки, влияние водорода на долговечность и частоту проверок.

4.2.3.2    С учетом 4.2.3.1 сосуды под давлением должны быть сконструированы, изготовлены и испытаны со следующими условиями и ограничениями:

a)    стальные резервуары типа 1 должны соответствовать ISO 9809-1;

b)    термин «рабочее давление» контейнера, определенный в ISO/TS 15869:2009. идентичен термину «рабочее давление» в настоящем стандарте, и рабочее давление должно быть 25 МПа либо 35 МПа. либо 70 МПа;

c)    резервуар должен быть рассчитан не менее чем на 11250 полных циклов заправки, что соответствует 10-летнему сроку эксплуатации. ISO/TS 15869: 2009. требования, указанные в 4.5. 11 к) и 11 I). а также приложение А, не должны применяться.

Примечание — 11250 полных циклов заправки, те. 3 заправки в день, в течение 365 дней в году на протяжении 10 лет = 10950 циклов.

d)    требования, указанные в 9.5 и приложении Е ISO/TS 15869:2009. связанные с альтернативными испытаниями, не должны применяться;

e)    требования, указанные в 9.2.2 ISO/TS 15869:2009. не должны применяться. Следует обратить внимание, что в 8.2 ISO/TS 15869: 2009 нержавеющие стали; SUS316L, AISI316L и AISI316: стали, имеющие в своем составе > 12 % никеля и < 0.1 % магнитных фаз по объему, освобождаются от испытаний на совместимость с водородом. Детали из этих материалов не должны включать в себя сварные швы;

О в 9.2.3 ISO/TS 15869: 2009 исключение для алюминиевых сплавов, которое соответствуют 6.1 и

6.2 ISO 7866: 2012. не применяется. Однако алюминиевые сплавы: А6061-Т6. А6061-Т62. А6061-Т651 и А6061-Т6511 освобождаются от испытаний на совместимость с водородом в В 2 ISO/TS 15869: 2009. Изготовление с использованием этих алюминиевых материалов не должно включать сварные швы;

д) совместимость иных, чем указано в d) или е). металлических материалов, находящихся в контакте с газообразным водородом, должна быть продемонстрирована путем выполнения требований, указанных в Ь) или с) В.2 ISC^S 15869:2009; с использованием водорода, что отвечает требованиям

ISO/TS 14687-2 и дополнительным требованиям, по которым предел концентрации по кислороду должен быть изменен до значения менее 1 мкмоль на моль и предел содержания воды должен быть изменен до значения менее 3 мкмоль на моль:

h)    если испытание на усталостное разрушение проводится в соответствии с с), В.2 ISO/TS 15869:2009, то оно должно проводиться с использованием водорода такого качества, как указано выше в 0. и с частотой не более 10 циклов в минуту. Образец сосуда должен подвергаться действию давления до поломки или минимум 3 полных цикла заполнения, как указано выше в с). Допускается, что образец сосуда выйдет из строя из-за утечки, но не разрыв при большем количестве полных циклов заполнения, чем указано выше в с). Если образец сосуда пройдет 3 полных цикла заполнения, указанных выше в с), без разрушения, то испытания на циклическое изменение давления при температуре окружающей среды, указанное в В.7 ISO/TS 15869:2009. а также испытание на течь до разрыва в В.8 по ISO/TS 15869:2009 не требуются;

i)    с учетом h) утечкой является выпуск газа из сосуда, не относящийся к утечке из монтажного соединения или в результате просачивания и который не вызван разрывом Выпуск газа из трещины будет считаться утечкой, но не разрывом. Разрывом является насильственное разрушение боковой стенки сосуда, верхнего или нижнего днища;

j)    в 2. a) ISO / TS 15869:2009 не применяется.

4.2.3.3    Сосуд высокого давления и заправочная арматура должны быть размещены внутри корпуса автопогрузчика или на корпусе, как определено в 4 12, и расположены так. чтобы минимизировать возможность повреждения сосуда или заправочных узлов, связанных с использованием водорода.

4.2.3.4    Клапан контроля переполнения емкости и обратный клапан, если они присутствуют, должны быть подключены непосредственно к сосуду высокого давления или установлены в линию с сосудом высокого давления, где нет запорного устройства между сосудом высокого давления и обратным клапаном, чтобы свести к минимуму негативные последствия ударов, вибраций и случайных повреждений.

4.2.3.5    Заправочная линия должна быть снабжена обратным клапаном, резервным по отношению к основному обратному клапану (дублирующий обратный клапан), в сосудах, соответствующих ISO 17268.

4.2.3.6    В сосудах высокого давления в соответствующих случаях должны быть предусмотрены технические средства для обеспечения удаления водорода и их продувки с использованием инертного газа, как указано в инструкции по эксплуатации или руководству по техническому обслуживанию, которыми комплектуется энергоустановка на топливных элементах

4.2.3.7    Ручной клапан для блокирования подачи топлива должен быть расположен вблизи сосуда высокого давления так, чтобы подача топлива в систему питания от переносных топливных батарей могла быть доступна для технического обслуживания или длительного хранения.

4.2.3.8    Сосуд высокого давления с водородом должен быть постоянно установлен на модуль топливных элементов энергоустановки или на автопогрузчик так. чтобы он не смещался во время использования и не был съемным для дозаправки.

4.2.4    Металлогидридные контейнеры

Системы хранения топлива, использующие водород, хранящийся в металлогидридах. должны соответствовать разделам 4, 5 и 6 ISO 16111:2008.

4.2.5    Метанольный топливный бак

4.2.5.1    Метанольные топливные баки должны изготавливаться из материалов в соответствии с

4.2.1 и 4.2.2 и отвечать указанным ниже требованиям. Такие сосуды и связанные с ними соединения, а также арматура должны быть спроектированы и изготовлены с достаточной прочностью для функционирования и предотвращения возникновения утечек и непреднамеренных выбросов.

4.2.5.2    Метанольные топливные баки должны быть специально разработаны для условий эксплуатации автопогрузчика, которые включают в себя диапазоны давлений и температур, ожидаемых в процессе работы и заправки, влияние метанола на долговечность бака, а также должна учитываться частота проверок устройства на безопасность.

4.2.5.3    Ручной клапан для блокирования подачи топлива должен быть расположен вблизи топливного бака так. чтобы подача топлива в энергоустановку на топливных элементах могла быть отключена для технического обслуживания или длительного хранения.

4,2.5.4 Метанольный топливный бак и заправочный узел должны быть размещены внутри корпуса автопогрузчика или помещены в корпус, как определено в 4.12, и расположены так, чтобы минимизировать возможность повреждения бака или заправочного устройства.

Метанольный топливный бак должен быть постоянно установлен на модуль топливных элементов энергоустановки или на автопогрузчик, чтобы сосуд высокого давления не смещался во время использования и не был съемным для дозаправки.

4.3 Защита от превышения давления и перегрева

4.3.1    Водородный сосуд под высоким давлением должен быть защищен от воздействия огня с помощью одноразового термоактивируемого устройства сброса давления (ТУСД), которое разработано, изготовлено и испытано в соответствии с ISO 15500-12.

4.3.2    Компоненты и трубопроводы, расположенные ниже по потоку от редуктора, который рассчитан на давление ниже, чем максимальное давление на входе редуктора, должны быть защищены от превышения давления в случае выхода из строя редуктора с помощью предохранительного клапана или устройства сброса давления.

4.3.3    Устройства сброса давления должны соответствовать условиям применения, включая материалы. находящиеся в контакте с водородом, под давлением и под воздействием потока жидкости.

4.3.4    Устройства сброса давления, работающие при избыточном давлении, превышающем 1000 кПа. должны быть откалиброваны и спроектированы для ограничения давления при повреждении до 110 % максимально допустимого рабочего давления. Повторное закрытие должно происходить на уровне не менее 90 % установленного значения. Устройства для сброса давления, действующие на уровне, равном или ниже 1000 кПа, должны быть откалиброваны и спроектированы для ограничения давления при повреждении до значения 125 % максимально допустимого рабочего давления. Повторное закрытие должно происходить на уровне не менее 90 % установленного значения.

4.3.5    Сброс из предохранительного клапана должен быть расположен таким образом, чтобы его работа не приводила к возникновению взрывоопасной ситуации, такой как:

a)    выброс газообразного водорода с образованием концентрации выше 25 % нижнего предела воспламенения (НПВ) в неклассифицированную зону или замкнутую область внутри энергоустановки на топливных элементах. Спуск предохранительного клапана может быть расположен внутри энергоустановки на топливных элементах, используя адекватную вентиляцию или адекватную систему защиты, снабженную датчиком водорода и водородным запорным клапаном, закупоривающим утечки в случае их обнаружения;

b)    конденсация влаги на токоведущих частях, которая может создать риск поражения электрическим током;

c)    возможный доступ посторонних предметов, влаги или мусора в систему удаления воздуха, не защищенную колпачками, крышками или другими средствами;

d)    вероятность, что вентиляционная система станет незакрепленной или будет удалена таким образом, что это будет влиять на предполагаемую траекторию потока, или

e)    сброс давления окажется направлен на расположение оператора.

4.3.6    Вентиляционное устройство сброса давления должно обеспечивать безопасную работу с такими интервалами, чтобы свести к минимуму возможность повреждений, коррозии или поломки вентиляционной линии, устройства сброса давления из-за расширения, сжатия, вибрации, деформаций или износа и исключить любое ослабление крепления в процессе эксплуатации.

4.3.7    Вентиляционная система, включая выходной патрубок устройства сброса и связанные с ним вентиляционные каналы, должна быть сконструирована так. чтобы выдерживать максимальное давление. развиваемое во время максимального расхода через устройство сброса, не отделяясь от его крепления и без вентиляционной крышки, если это предусмотрено, без ее удаления.

4.3.8    Все компоненты, расположенные ниже по потоку от регулирующего давление клапана, и которые соединены с устройством сброса, как показано в примере, приведенном на рисунках 2. 3 и 4, должны иметь:

a)    номинальное давление не менее 110 % от максимального выходного давления регулирующего клапана в системах с номинальным давлением более 1000 кПа и

b)    номинальное давление не менее 125 % от максимального выходного давления регулирующего клапана в системах с номинальным давлением менее 1000 кПа в соответствии с 4.3.4.

Рисунок 2 — Пример схемы, где вентиляционная система покрывает компоненты ниже по ходу потока за регулятором

г---------------------------------------Сброс    давления------Вентиляционная система

Рисунок 3 — Пример схемы, где вентиляционная система покрывает все компоненты

Рисунок 4 — Пример схемы, где вентиляционная система покрывает все компоненты с несколькими хранилищами

4.4 Регуляторы

Регулятор давления газа должен быть снабжен ограничительным газоотводящим каналом или линией сброса.

4.5 Клапаны управления и запорные клапаны

4.5.1    Клапаны должны быть рассчитаны на применение, в том числе давления, температуры, жидкости, с которыми они контактируют, и электрические характеристики, если они уместны. Клапаны для горючих жидкостей должны соответствовать ISO 23551-1. Электрические клапаны должны соответствовать IEC 60730-2-17.

4.5.2    Топливо для энергоустановки на топливных элементах должно подаваться через топливные магистрали, снабженные, по меньшей мере, одним автоматическим предохранительным запорным клапаном. Предохранительный запорный клапан может быть также управляющим клапаном. Время закрытия предохранительного запорного клапана не должно быть больше 5 с.

4.5.3    Если аварийный ручной запорный клапан считается необходимым согласно 4.15, он должен находиться в легкодоступном месте и не должен поворачиваться более чем на 90° от положения «открыто» до положения «закрыто». Доступ к ручному запорному клапану не должен требовать использования какого-либо ключа или инструмента. Клапан должен быть надежно закреплен и защищен или установлен в защищенном месте, чтобы минимизировать ущерб от вибрации или удара.

4.5.4    Если ручной клапан используется, то он должен иметь маркировку в соответствии с 3). д) раздела 7.

4.5.5    Электрические клапаны, расположенные в классифицированных областях, должны быть рассчитаны для соответствующей области классификации.

4.6    Фильтры

Воздушные и фильтры жидкости должны быть пригодны для применения и легкодоступны для осмотра, очистки или замены.

4.7    Насосы и компрессоры

4.7.1    Воздушные компрессоры и воздушные вакуумные насосы, используемые в системе, должны соответствовать ISO 1044.

4.7.2    Водяные насосы должны соответствовать IEC 60335-2-41.

4.7.3    Химические и газовые водородные насосы и компрессоры должны быть соотнесены с соответствующими требованиями совместимости материалов, механическими и электрическими требованиями настоящего стандарта.

4.7.4    Компрессор или насос с легковоспламеняющейся жидкостью с вращающимся динамическим уплотнением или динамическим уплотнением другого типа должен быть оборудован соответствующей вентиляцией, чтобы небольшие выбросы водорода или других горючих паров при нормальных условиях эксплуатации не достигали концентрации более 25 % нижнего предела воспламенения (НПВ) в неклассифицированных областях энергоустановки на топливных элементах при нормальном выбросе.

4.8    Регуляторы и преобразователи давления с электрическим приводом

4.8.1    Переключатели и датчики, активируемые давлением, должны быть рассчитаны на данное применение. Регуляторы давления легковоспламеняющейся или горючей текучей среды должны быть пригодны для их классификации с учетом текучей среды, которая в них содержится.

4.8    2 Максимальное рабочее давление систем, ограничивающих давление или регулирующих поток. не должно превышать 90 % рабочего давления предохранительного клапана. Доступные и регулируемые преобразователи давления, которые могут превысить пределы системы, должны быть надежно уплотнены при максимальном рабочем давлении, для работы при котором они предназначены.

4.9    Вентиляция, предотвращающая рост концентрации горючих газов

4.9.1    Энергоустановка на топливных элементах должна быть обеспечена такой вентиляцией, чтобы выбросы при нормальных условиях эксплуатации не допускали концентрации горючих паров выше 25 % нижнего предела воспламенения (НПВ) в неклассифицированных зонах энергоустановки на топливных элементах. Этот нормальный выброс подразумевает номинальную скорость утечки топлива из блока топливных элементов или продувку топлива, которая может производиться во время работы.

4.9.2    Разбавленная концентрация горючих паров, покидающих энергоустановку на топливных элементах, даже при ненормальной работе не должна превышать 25 % нижнего предела воспламенения (НПВ).

П р и м е ч а н и е — См IEC 62282-3-100 и IEC 62282-5-1.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2018

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4.9.3    Распространение области воспламенения от источника ограниченного выброса (граница разбавления) должно определяться с помощью соответствующего анализа, как указано в IEC 60079-10-1.

4.9.4    Оборудование, находящееся в пределах границы разбавления, должно быть пригодным для использования в классифицированных взрывоопасных зонах. Ссылка может быть сделана на IEC 60079-0.

4.9.5    Нештатные выбросы горючих жидкостей не должны создавать угрозу безопасности в соответствии с 4.15 и должны вызывать за собой соответствующее действие, в том числе быстрое выключение оборудования, при необходимости, что позволит устранить опасность или предотвратить возникновение дополнительных опасностей.

4.9.6    В условиях нормального выброса, вдали от неклассифицированных зон для удержания границы разбавления не выше 25 % нижнего предела воспламенения (НПВ) должна быть обеспечена механическая вентиляция. Отказ вентиляции должен привести к такой реакции энергоустановки на топливных элементах, которая должна минимизировать любую опасность или предотвратить возникновение дополнительных опасностей в соответствии с 4.15. Это может включать в себя отключение, а также обнаружение высокой концентрации газа или паров техническими средствами, блокирующими работу вентиляции.

1)    Исключение № 1: Концентрация горючих паров в ограниченном, локализованном объеме в энергоустановке на топливных элементах может кратковременно превышать 25 % НПВ горючего пара, и. в соответствии с 4.15. это кратковременное состояние не создает угрозу безопасности.

2)    Исключение № 2: Механическая вентиляция не требуется, если определено, что концентрация горючего газа/лара падает ниже 25 % НПВ при любом режиме нормального выброса.

4.9.7    Если обнаружение газа используется в качестве одного из критических компонентов безопасности в энергоустановке на топливных элементах, то такая система детектирования газа должна соответствовать IEC 60079-29-1 и IEC 60079-29-4. Системы обнаружения газа должны быть расположены там. где они могут наиболее эффективно измерять накопление паров в энергоустановке на топливных элементах и контролировать выход вентиляции, что является необходимым.

4.9.8    Если система обнаружения газа используется в качестве критического компонента безопасности в энергоустановке на топливных элементах, то она должна быть расположена в цепи управления, которая соответствует приложению Н IEC 60730-1:2013. и в соответствии с 4.14.1 настоящего стандарта.

4.9.9    Вентиляционные отверстия и каналы не должны засоряться или подвергаться опасному воздействию в условиях, когда энергоустановка на топливных элементах нормально эксплуатируется на автопогрузчике.

4.9    10 Вентиляторы, воздуходувки и другие устройства, используемые в системе вентиляции, должны быть пригодны для своего применения. Если вентиляторы и дефлекторы используются в качестве основного механизма безопасности для предотвращения накопления горючих газов/ларов. выход из строя системы вентиляции не должен создавать угрозу безопасности в соответствии с 4.15. Вентиляторы должны соответствовать IEC 60335-2-80. Дефлекторы должны соответствовать ИСО 21927-3.

4.10    Электростатический разряд (ЭСР)

4.10.1    Узлы, содержащие водородное топливо и находящиеся в пределах классифицированных зон (см. 3.26) оборудования, должны быть изготовлены из материалов, которые не способствуют возникновению электростатических разрядов.

4.10.2    Открытая часть подвижных металлических деталей, таких как лопасти вентилятора и колеса. расположенные в классифицированных зонах системы, должны быть покрыты или выполнены из латуни, бронзы, меди или алюминия с твердостью не более В66 по Роквеллу. Корпус компонентов системы хранения энергии, таких как батареи аккумуляторов или суперконденсаторы, а также основных компонентов силовой электроники, таких как модуль топливных элементов, должен быть электрически замкнут и заземлен внешними проводниками.

4.10.3    Компоненты с нето ко ведущим и металлическими частями, находящиеся в классифицированных зонах в оборудовании, должны быть заземлены.

4.10.4    Если автономная энергоустановка на топливных элементах установлена на автопогрузчик, то должен быть предусмотрен проводящий путь между компонентами оборудования топливных элементов. требующих выравнивания потенциалов и заземляющих средств автопогрузчика.

4.10.5    Любой разъем питания энергоустановки на топливных элементах, предназначенный для дозаправки, должен быть электрически соединен с шасси автопогрузчика.

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................2

3    Термины и определения...............................................................5

4    Конструкционные требования для обеспечения безопасности................................8

4.1    Общие сведения .................................................................8

4.2    Части, содержащие водород и другие текучие среды ...................................9

4.2.1    Общие сведения ............................................................9

4.2.2    Трубопроводы, шланги, трубы и фитинги.........................................9

4.2.3    Водородные сосуды под давлением............................................10

4.2.4    Металлогидридные контейнеры...............................................11

4.2.5    Метанольный топливный бак..................................................11

4.3    Защита от превышения давления и перегрева........................................12

4 4 Регуляторы.....................................................................13

4.5    Клапаны управления и запорные клапаны............................................14

4.6    Фильтры........................................................................14

4.7    Насосы и компрессоры............................................................14

4 8 Регуляторы и преобразователи давления с электрическим приводом.....................14

4.9    Вентиляция, предотвращающая рост концентрации горючих газов.......................14

4.10    Электростатический разряд (ЭСР).................................................15

4.11    Выбросы, включая выбросы метанола и отходы......................................16

4.12    Корпус энергоустановки..........................................................16

4.13    Электрические компоненты энергоустановки на топливных элементах...................16

4.13.1    Общие сведения..........................................................16

4.13.2    Внутренняя электропроводка...............................................17

4.13.3    Внешняя электропроводка..................................................18

4.13.4    Требования аварийного выключения.........................................18

4.13.5    Коммутаторы и контроллеры двигателя.......................................19

4.13.6    Трансформаторы и блоки питания...........................................19

4.13.7    Инверторы, конверторы и контроллеры.......................................19

4.13.8    Лампы и держатели ламп...................................................19

4.13.9    Компоненты для накопления энергии.........................................19

4.13.10    Электрическая изоляция..................................................20

4.13.11    Цепь ограниченной мощности .............................................20

4.13.12    Электрические зазоры....................................................20

4.13.13    Разделение цепей........................................................21

4.14    Цепи регулирования.............................................................22

4.14.1    Устройства безопасности.......................................................22

4.14.2    Пуск.........................................................................22

4.15    Анализ безопасности/опасности...................................................22

5    Испытания на безопасность и типовые испытания.........................................22

5.1    Общие сведения.................................................................22

5.2    Испытания на устойчивость к вибрации..............................................22

5.2.1    Основные сведения.........................................................22

5.2.2    Испытания на перегрузки по вертикальной оси...................................23

5.2.3    Испытания на перегрузки относительно продольной и поперечной осей..............23

5.3    Испытания крепления емкости с топливом...........................................23

5.4    Испытание на долговечность.......................................................23

5.5    Испытание на внешнюю утечку.....................................................23

5.5.1    Порции, содержащие опасный газ.............................................23

5.6    Испытание на предел прочности....................................................24

5.6.1    Опасные жидкости и узлы под давлением.......................................24

5.6.2    Опасные газы и узлы под давлением...........................................24

5.6.3    Испытание модулей топливных элементов......................................24

5.7    Испытание на потенциальные виды отказов..........................................24

5.8    Испытания на воздействие температуры.............................................24

5.9    Проверка цепей на обрыв.........................................................27

5.10    Испытание на ток прикосновения..................................................27

5.11    Испытание на электрическую прочность диэлектрика.................................28

5.12    Испытание неметаллических трубопроводов на статическое электричество...............29

5.12.1    Критерии оценки..........................................................29

5.12.2    Метод испытания.........................................................29

5.13    Испытание цепей ограниченной мощности..........................................29

5.14    Испытание на максимальную мощность.............................................30

5.15    Испытание на нештатную работу..................................................30

5.16    Испытание на выброс отходов....................................................31

5.17    Испытание на воздействие внешних факторов окружающей среды......................31

5.17.1    Общие сведения..........................................................31

5.17.2    Испытание в условиях воздействия дождя....................................31

5.17.3    Испытание в условиях воздействия ветра.....................................31

5.18    Испытания корпусов.............................................................32

5.18.1    Испытание корпуса нагрузкой...............................................32

5.18.2    Испытание термопластичных корпусов.......................................32

5.19    Испытание деформированной части пламенем высотой 20 мм..........................32

5.20    Испытание маркировочной таблички на прочность крепления...........................32

5.21    Испытание для эластомерных уплотнений, прокладок и трубок.........................33

5.21.1    Общие сведения..........................................................33

5.21.2    Ускоренное старение в печи с циркуляцией воздуха.............................33

5.21.3    Испытания на воздействие низких температур.................................33

5.21.4    Испытание погружением...................................................33

5.22    Испытание на герметичность неметаллических трубопроводов.........................33

5.23    Испытание электрических выводов................................................33

6    Приемо-сдаточные испытания.........................................................34

6.1    Испытание диэлектрика на электрическую прочность..................................34

6.2    Внешняя утечка..................................................................34

7    Маркировка.........................................................................34

8    Инструкции.........................................................................35

8.1    Общие сведения.................................................................35

8.2    Инструкции по техническому обслуживанию..........................................35

8.3    Инструкции по эксплуатации.......................................................36

8.4    Инструкции по монтажу...........................................................36

Приложение А (справочное) Сравнение терминов, связанных с давлением.....................37

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

межгосударственным стандартам.........................................38

Библиография........................................................................40

Введение

Международная электротехническая комиссия (МЭК) — Всемирная организация по стандартизации. объединяющая национальные технические комитеты (национальные комитеты МЭК). Основная задача МЭК — продвижение международного сотрудничества по вопросам стандартизации в областях электротехники и электроники. С этой целью МЭК публикует международные стандарты, технические условия, технические отчеты, общедоступные спецификации и руководства (именуемые в дальнейшем «документы МЭК»), Подготовка этих документов поручена техническим комитетам. Национальный комитет МЭК. заинтересованный в разработке стандарта, может принять участие в подготовительной работе. Международные, правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с МЭК. могут также принять участие в этой работе. МЭК тесно сотрудничает с Международной организацией по стандартизации (ИСО) в соответствии с условиями, установленными в соглашении между двумя организациями. Официальные решения или соглашения МЭК по техническим вопросам выражают, насколько это возможно, мнение, выработанное совместными усилиями по соответствующим вопросам, поскольку в каждом техническом комитете присутствуют представители от всех заинтересованных национальный комитетов МЭК.

Публикации МЭК носят характер рекомендаций для международного использования и принимаются национальными комитетами МЭК с учетом этого факта. Хотя делается все возможное, для того чтобы обеспечить точность технического содержания публикаций. МЭК не может нести ответственность за способ использования этих публикаций или за их неправильное толкование конечным пользователем. Для обеспечения единообразия международных документов национальные комитеты МЭК предпринимают все возможные усилия для прозрачного использования документов МЭК в национальных и региональных публикациях.

Технический комитет ТК 105 принял решение о том. что содержание публикации будет оставаться неизменным до наступления даты, указанной на веб-сайте МЭК (http://webstore.iec.ch) в разделе данных. относящихся к этой конкретной публикации.

Подготовка настоящего стандарта, идентичного IEC 62282-4-101:2014, осуществлялась Техническим комитетом по стандартизации ТК 029 «Водородные технологии» в обеспечение Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТЕХНОЛОГИИ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Часть 4-101

Энергоустановки на топливных элементах, отличные от автомобильных и вспомогательных

энергосистем.

Безопасность электрических автопогрузчиков

Fuel cell technologies Part 4-101 Fuel cell power systems for propulsion other than road vehicles and auxiliary power units (APU). Safety of electrically powered industrial trucks

Дата введения — 2019—03—01

1 Область применения

1.1    Требования безопасности к энергоустановкам, предназначенным для автопогрузчиков с электрическим приводом.

1.2    Автопогрузчики с электрическим приводом, а также подъемно-транспортное оборудование, например вилочные погрузчики.

1.3    Энергоустановки на топливных элементах, использующие газообразный водород в качестве топлива, и энергоустановки на топливных элементах с прямым окислением метанола для автопогрузчиков с электрическим приводом.

1.4    Настоящий стандарт распространяется на оборудование, использующее следующие виды топлива:

-    газообразный водород;

-    метанол.

1.5    Настоящий стандарт распространяется на энергоустановки на топливных элементах, определение которых дано в 3.8, а типовая схема работы представлена на рисунке 1.

1.6    Энергоустановки на топливных элементах постоянного тока с номинальным выходным напряжением не более 150 В для использования внутри помещений и на открытом воздухе.

1.7    Энергоустановки на топливных элементах, в которых система хранения топлива стационарно установлена на автопогрузчике либо на энергоустановке на топливных элементах.

1.8    Требования к электрическому погрузочно-разгрузочному промышленному транспорту не регулируются настоящим стандартом при наличии в его конструкции следующих компонентов:

-    топливные контейнеры съемного типа;

-    гибридные транспортные средства, включающие двигатель внутреннего сгорания:

-    энергоустановки на топливных элементах, оборудованные установками риформинга топлива;

-    энергоустановки на топливных элементах, предназначенные для работы во взрывоопасных средах;

-    оборудование, оснащенное системой хранения жидкого водорода.

Издание официальное

Топливо (водород метанол)


Хладагент


Граница энергоустановки


Хранилище

топлива


Териор*

В хеш кос пи тайне

. Иэбыточнов'сбросное топливо

Отходящая вода

Преобразо

ватель

энергии


Окислитель (воадух)


Вентиляционный BOW ух

вода


ЭМП _ Вибрация, ветер. ао*дь. температура


Система управления и подачи топлива


Система подготовки и обработки


Выходная мощность


Хранилище

Система

вентиляции

Обработка и хранение воды

Система

управления


-> ЭМП

Шум. вибрация


ЭМП — электромагнитные помехи

Примечание — Энергоустановка на топливных элементах может вклкмать в себя все или некоторые из представленных компонентов

Рисунок 1 — Энергоустановка на топливных элементах для автопогрузчиков


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта.

IEC 60079-0. Explosive atmospheres — Part 0: Equipment — General requirements (Взрывоопасные среды — Часть 0: Оборудование. Общие требования)

IEC 60079-10-1. Explosive atmospheres — Part 10-1: Classification of areas — Explosive gas atmospheres (Взрывоопасные среды — Часть 10-1: Классификация зон. Взрывоопасные газовые среды)

IEC 60079-29-1, Explosive atmospheres — Part 29-1: Gas detectors — Performance requirements of detectors for flammable gases (Взрывоопасные среды — Часть 29-1: Газоанализаторы. Требования к эксплуатационным характеристикам газоанализаторов горючих газов)

IEC 60079-29-4, Explosive atmospheres — Part 29-4: Gas detectors — Performance requirements of open path detectors for flammable gases (Взрывоопасные среды — Часть 29-4: Газоанализаторы. Общие технические требования и методы испытаний газоанализаторов горючих газов с открытым оптическим каналом)

IEC 60204-1. Safety of machinery — Electrical equipment of machines — Part 1: General requirenrents (Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов — Часть 1: Общие требования)

IEC 60227-3, Polyvinyl chloride insulated cables of rated voltages up to and including 450/750 V — Pari 3: Non-sheathed cables for fixed wiring (Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно — Часть 3: Кабели без оболочки для стационарной прокладки) IEC 60227-5, Polyvinyl chloride insulated cables of rated voltages up to and including 450/750 V — Part 5: Flexible cables (cords) (Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно — Часть 5: Гибкие кабели (шнуры))

IEC 60335-2-41, Household and similar electrical appliances — Safety — Part 2-41: Particular requirements for pumps (Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов — Часть 2-41: Дополнительные требования к насосам)

IEC 60335-2-80. Household and similar electrical appliances —- Safety — Part 2-80: Particular requirements for fans (Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов — Часть 2-80: Частные требования к вентиляторам)

IEC 60364-4-41:2005, Low-voltage electrical installations — Pari 4-41: Protection for safety — Protection against electric shock (Электроустановки низковольтные — Часть 4-41: Требования для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током)


IEC 60529. Degrees of protection provided by enclosures (IP Code) (Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP))

IEC 60584-1, Thermocouples — Part 1: Reference tables (Термопары — Часть 1: Справочные таблицы)

IEC 60664-1, Insulation coordination for equipment within low-voltage systems — Part 1: Principles, requirements and tests (Координация изоляции для оборудования в низковольтных системах — Часть 1: Принципы.требования и испытания)

IEC 60695 (all parts). Fire hazard testing (Испытания на пожарную опасность)

IEC 60695-1-30, Fire hazard testing — Part 1-30: Guidance for assessing the fire hazard of electrotechnical products — Preselection testing process — General guidelines (Испытания на пожарную опасность — Часть 1-30: Руководство по оценке пожарной опасности электротехнической продукции. Предварительные испытания. Общие положения)

IEC 60695-10-2. Fire hazard testing — Part 10-2: Abnormal heat — Ball pressure test (Испытания на пожарную опасность — Часть 10-2: Чрезмерный нагрев. Испытание на твердость вдавливанием шарика) IEC 60695-11-4. Fire hazard testing — Part 11-4: Test flames — 50 W flame — Apparatus and con-firmational test method (Испытания на пожарную опасность — Часть 11-4: Испытания на воздействие пламенем. Пламя интенсивностью 50 Вт Аппаратура и методы настройки)

IEC 60695-11-10. Fire hazard testing — Part 11-10: Test flames — 50 W horizontal and vertical flame test methods (Испытания на пожарную опасность — Часть 11-10: Испытания на воздействие пламенем. Методы испытания горизонтальным и вертикальным пламенем мощностью 50 Вт)

IEC 60730-1:2013, Automatic electrical controls for household and similar use — Part 1: General requirements (Устройства управления автоматические электрические — Часть 1: Общие требования)

IEC 60730-2-17, Automatic electrical controls for household and similar use — Part 2-17: Particular requirements for electrically operated gas valves, including mechanical requirements (Автоматические электрические управляющие устройства бытового и аналогичного назначения — Часть 2-17: Частные требования к электрически управляемым газовым клапанам, включая механические требования)

IEC 60947-3, Low-voltage switchgear and controlgear—Part 3: Switches, disconnectors, switch-disconnectors and fuse-combination untis (Аппаратура распределения и управления низковольтная — Часть 3: Выключатели, разъединители, выключатели-разъединители и комбинации их с предохранителями)

IEC 60947-5-1, Low-voltage switchgear and controlgear — Part 5-1: Control circuit devices and switching elements — Electromechanical control circuit devices (Аппаратура распределения и управления низковольтная — Часть 5-1: Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические устройства цепей управления)

IEC 60950-1:2005, Information technology equipment — Safety — Part 1: General requirements (Оборудование информационных технологий. Требования безопасности — Часть 1: Общие требования)

IEC 61204-7, Low-voltage power supplies, d.c. output — Part 7: Safety requirements (Источники питания низковольтные, вырабатывающие постоянный ток — Часть 7: Требования безопасности)

IEC TS 61430. Secondary cells and batteries — Test methods for checking the performance of devices designed for reducing explosion hazards — Lead-acid starter batteries (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи. Методы испытаний для проверки рабочих характеристик устройств, предназначенных для снижения опасности взрыва. Стандартные свинцовые аккумуляторные батареи)

IEC 61558-1, Safety of power transformers, power supplies, reactors and similar products — Part 1: General requirements and tests (Безопасность силовых трансформаторов, источников питания, электрических реакторов и аналогичных изделий — Часть 1: Общие требования и методы испытаний)

IEC 62103. Electronic equipment for use in power installations (Электронная аппаратура, используемая в силовых установках)

IEC 62133. Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes -— Safety requirements for portable sealed secondary cells, and for batteries made from them, for use in portable applications (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты. Требования безопасности для портативных герметичных аккумуляторов и батарей из них при портативном применении)

IEC 62282-2, Fuel cell technologies — Part 2: Fuel cell modules (Технологии топливных элементов — Часть 2: Модули топливных элементов)

ISO 179 (all parts). Plastics — Determination of Charpy impact properties (Пластмассы. Определение ударной вязкости по Шарли)

ISO 180. Plastics — Determination of Izod impact strength (Ппастмассы. Опредепение ударной прочности по Изоду)

ISO 877 (all parts). Plastics — Methods of exposure to solar radiation (Ппастмассы. Методы воздействия солнечного излучения)

ISO 1419. Rubber- or plastics-coated fabrics — Accelerated-ageing tests (Ткани с резиновым или пластмассовым покрытием. Испытания на ускоренное старение)

ISO 1421. Rubber- or plastics-coated fabrics — Determination of tensile strength and elongation at break (Прорезиненные или покрытые пластмассой ткани. Определение прочности на растяжение и относительного удлинения при разрыве)

ISO 1798, Flexible cellular polymeric materials — Determination of tensile strength and elongation at break (Материалы полимерные ячеистые эластичные. Определение предела прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве)

ISO 2440. Flexible and rigid cellular polymeric materials — Accelerated ageing tests (Материалы полимерные ячеистые эластичные и жесткие. Испытания на ускоренное старение)

ISO 2626. Copper — Hydrogen embrittlement test (Медь. Метод определения водородной хрупкости)

ISO 3691-1, Industrial trucks — Safety requirements and verification — Part 1: Self-propelled industrial trucks, other than driverless trucks, variable-reach trucks and burden-carrier trucks (Тележки грузовые. Требования безопасности и поверка — Часть 1: Самоходные погрузчики, кроме тележек без водителей, вилочные тележки с вилами переменной длины и тележки для перевозки тяжелых грузов)

ISO/TS 3691-7. Industrial trucks — Safety requirements and verification — Part 7: Regional requirements for countries within the European Community (Тележки грузовые. Требования безопасности и проверка — Часть 7: Региональные требования для стран Европейского сообщества)

ISO/TS 3691-8. Industrial trucks — Safety requirements and verification — Part 8: Regional requirements for countries outside the European Community (Тележки грузовые. Требования безопасности и проверка — Часть 8: Региональные требования для стран вне Европейского сообщества)

ISO 3864-1. Graphical symbols — Safety colours and safety signs — Part 1: Design principles for safety signs and safety markings (Символы графические. Цвета и знаки безопасности — Часть 1: Принципы проектирования для знаков и маркировки безопасности)

ISO 3996, Road Vehicles — Brake hose assemblies for hydraulic braking systems used with a non-petroleum-base brake fluid (Транспорт дорожный. Шланги в сборе гидравлических тормозных систем для тормозных жидкостей на ненефтяной основе)

ISO 4038. Road vehicles — Hydraulic braking systems — Simple flare pipes, tapped holes, male fittings and hose end fittings (Транспорт дорожный. Гидравлические тормозные системы. Трубки с отогнутой кромкой, резьбовые отверстия, фитинги с наружной резьбой и наконечники шлангов)

ISO 4080, Rubber and plastics hoses and hose assemblies — Determination of permeability to gas (Рукава и рукава в сборе резиновые и пластмассовые. Определение газопроницаемости)

ISO 4675, Rubber- or plastics-coated fabrics — Low-temperature bend test (Изделия с резиновым или пластмассовым покрытием. Метод испытания на изгиб при низкой температуре)

ISO 7010, Graphical symbols — Safety colours and safety signs — Registered safety signs (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Зарегистрированные знаки безопасности)

ISO 7866:2012, Gas cylinders — Reliable seamless aluminum alloy gas cylinders — Design, construction and testing (Баллоны газовые. Газовые баллоны из алюминиевого сплава бесшовные многократного использования. Расчет, конструирование и испытание)

ISO 9809-1. Gas cylinders — Refillable seamless steel gas cylinders — Design, construction and testing — Part 1: Quenched and tempered steel cylinders with tensile strength less than 1 100 MPa (Баллоны газовые. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования. Проектирование, конструирование и испытание — Часть 1: Закаленные и отпущенные стальные баллоны с пределом прочности при растяжении менее 1100 МПа)

ISO 10380. Pipework — Corrugated metal hoses and hose assemblies (Трубопроводы. Гофрированные металлические рукава и рукава в сборе)

ISO 10442. Petroleum, chemical and gas service industries — Packaged, integrally geared centrifugal air compressors (Промышленность нефтяная, химическая и газовая. Центробежные воздушные блочные компрессоры с встроенным редуктором)

ISO 10806. Pipework — Fittings for corrugated metal hoses (Трубопроводы. Фитинги для гофрированных металлических рукавов)