Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

532.00 ₽

Купить ГОСТ EN 15085-3-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Эта серия стандартов относится к сварке металлических материалов при изготовлении и ремонте железнодорожных транспортных средств и их элементов. Данная часть серии стандартов содержит особенности проектирования и правила классификации при производстве и техническом обслуживании железнодорожных транспортных средств и их узлов. По согласованию с заказчиком, к чертежам, выполненным до публикации этого стандарта, можно применять соответствующие положения настоящего стандарта.

 Скачать PDF

Идентичен EN 15085-3:2007

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к проектированию

     4.1 Общие положения

     4.2 Определение размеров сварного соединения

     4.3 Определение усталостной прочности сварного соединения

     4.4 Категории нагрузки и коэффициенты нагрузки

     4.5 Категории безопасности

     4.6 Классы эксплуатации сварного шва

     4.7 Классы контроля сварного шва

     4.8 Взаимосвязь между категориями нагрузки и безопасности, классом эксплуатации сварного шва, уровнем качества, классом контроля сварного шва и испытаниями

5 Уровни качества

     5.1 Общие положения

     5.2 Уровни качества

6 Выбор основного металла и сварочных материалов

     6.1 Выбор основного металла

     6.2 Выбор сварочных материалов

7 Конструкция сварного соединения

     7.1 Общие положения

     7.2 Сварка в холоднодеформированных областях

     7.3 Положения по изготовлению

     7.4 Подготовка соединения

Приложение А (справочное) Перечень сварных соединений

Приложение В (справочное) Подготовка соединений

Приложение С (справочное) Подготовка соединений для пробочных сварных швов

Приложение D (справочное) Типы соединений в зависимости от нагрузки и классов контроля

Приложение Е (справочное) Схема контроля сварных соединений

Приложение F (обязательное) Контактная точечная сварка

Приложение G (справочное) Определение категории безопасности сварных соединений

Приложение Н (справочное) Сварка профилей из алюминиевого сплава 6000-й серии. Рекомендации проекта Aljoin для улучшения стойкости к ударным нагрузкам

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным европейским (региональным) стандартам, международному стандарту и документу

Библиография

 
Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.09.2015УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации80-П
12.05.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии307-ст
РазработанСРО НП НАКС
РазработанНП НПСО
РазработанФГАУ НУЦСК при МГТУ им. Н.Э. Баумана
ИзданСтандартинформ2016 г.

Railway applications. Welding of railway vehicles and components. Part 3. Design requirements

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

EN 15085-3— 2015

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Железнодорожный транспорт

СВАРКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Часть 3

Требования к проектированию

(EN 15085-3:2007, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 10-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н.Э. Баумана» (ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н.Э. Баумана»), Национальным Агентством Контроля Сварки (СРО НП «НАКС»), Некоммерческим партнерством «Национальное Промышленное Сварочное Общество» (НП «НПСО») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 364 «Сварка и родственные процессы»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 сентября 2015 г. Ne 80-П)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166)004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

КZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 мая 2016 г. Ne 307-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 15085-3—2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5    Настоящий стандарт идентичен европейскому региональному стандарту EN 15085-3:2007 Railway applications — Welding of railway vehicles and components — Part 3: Design requirements (Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию).

Европейский региональный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации CEN/TC 256 «Железнодорожный транспорт».

Перевод с английского языка (ел).

Официальные экземпляры европейского регионального стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным европейским (региональным) стандартам, международному стандарту и документу приведены в дополнительном приложении ДА

Степень соответствия — идентичная (IDT)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

rOCTEN 15085-3—2015

5.2.1.2 Алюминий и алюминиевые сплавы

Уровни качества согласно EN ISO 10042 приведены в таблице 6.

Таблица 6 — Уровни качества для алюминия и алюминиевых сплавов в зависимости от класса эксплуатации сварного шва

Тип дефекта согласно EN ISO 10042

Класс эксплуатации сварного шва

CPA

СРВ

CPC1/CP. С2/СРСЗ

CPD

1.1.1.2.1.4, 15. 1.7 до 1.9, 115. 2.1.2 3, 2 6. 2.10

В

В

С

D

1.3

Недопустим

Недопустим

Недопустим

D

16. 1 10, 1.11, 1.14, 1.16, 1.18, 2 2. 2.4. 2.5. 2 7 до 2 9. 3.1

Недопустим

В

С

D

1.12. 1.13, 117. 2.11,2.12, 3 2

Неприменим

В

С

D

4.1

Этот дефект не оценивается

Для тавровых соединений с классом СР А радиус зоны перехода шва к основному металлу должен составлять 2 3 мм. См. рисунок 17.

5.2.2 Уровни качества сварного шва для лазерной и электронно-лучевой сварки в зависимости от класса эксплуатации сварного шва

Уровни качества сварного шва должны соответствовать EN ISO 13919-1 и EN ISO 13919-2 и приведены в таблицах 7 и 8.

Таблица 7 — Уровни качества для лазерной и электронно-лучевой сварки сталей в зависимости от класса эксплуатации сварного шва

Тип дефекта согласно EN ISO 13919-1

Класс эксплуатации сварного шва

CPA

СРВ

CPC1.CPC2.CPC3

СРО

1 до 4. 6. 7. 18

В

В

С

О

5. 8. 10 до 16

Недопустимо

В

С

о

9. 17

Неприменимо

В

С

D

Таблица 8 — Уровни качества для лазерной и электронно-лучевой сварки алюминия и алюминиевых сплавов в зависимости от класса эксплуатации сварного шва

Тип дефекта согласно EN ISO 13919-1

Класс эксплуатации сварного шва

СРА

СРВ

СР Cl. СР С2. СР СЗ

СРО

1 до 5. 7. 8, 20

В

В

С

о

6, 9. 11 до 18

Недопустимо

В

С

D

10,19

Неприменимо

в

с

D

5.2.3    Уровни качества сварного шва для приварки шпилек в зависимости от класса эксплуатации сварного шва

Соединения в виде приварки шпилек допустимы только для классов эксплуатации сварного шва CP СЗ и CP D. При этом должны выполняться требования согласно EN ISO 14555.

5.2.4    Требования к качеству для точечной, рельефной и роликовой сварки в зависимости от класса эксплуатации сварного шва

Требования к качеству для точечной, рельефной и роликовой сварки приведены в таблице F.2. Качество поверхности регламентируется в таблице F.3.

Использование точечной, рельефной и роликовой сварки недопустимо для классов эксплуатации сварного шва СР А и СР В.

7

5.2.5 Установление требований к качеству для других видов сварки

Требования к качеству для других видов сварки должны быть согласованы между заказчиком и производителем. При необходимости их следует согласовать также с национальным надзорным органом.

6    Выбор основного металла и сварочных материалов

6.1    Выбор основного металла

Основной металл должен соответствовать требованиям к группам материалов согласно CEN ISO/TR 15608 и иметь установленную свариваемость. Свариваемость согласно ISCVTR 581 принимается как установленная, если материалы в соответствующих стандартах EN обозначены как свариваемые.

Для основного металла без установленной свариваемости производитель должен предоставить заказчику или эксплуатирующей организации протокол аттестации процедуры сварки (VN^QR), подтверждающий, что свойства сварных соединений при сварке данного основного металла соответствуют требованиям, установленным проектным бюро или техническим отделом (см. EN 15085-4:2007. 5 4).

Для деталей железнодорожных транспортных средств со сварными соединениями категорий безопасности «средняя» и «высокая» могут применяться только те основные металлы, для которых значения усталостной прочности при динамических нагрузках установлены или согласованы.

6.2    Выбор сварочных материалов

При возникновении сомнений в свойствах выбранных сварочных материалов производитель должен предоставить заказчику или эксплуатирующей организации протокол аттестации процедуры сварки (WPQR), подтверхздающий. что свойства сварных соединений, выполненных выбранными сварочными материалами, соответствуют требованиям, установленным проектным бюро или техническим отделом (см. EN 15085-4:2007, 5.3.1).

7    Конструкция сварного соединения

7.1 Общие положения

Не следует выполнять сварные швы с острыми углами и резкими изменениями поперечного сечения. Линии выпуклости шва должны быть по возможности плавными.

Линии сплавления свариваемых деталей по возможности должны сходиться в одной точке. Не следует закладывать сварные швы в зонах с высокими нагрузками. Если это невозможно, следует заложить более высокие требования к контролю и испытаниям.

Если необходимо, на этапе проектирования для подтверждения размеров сварного шва принимается решение о производственных испытаниях сварного соединения.

Требования и рекомендации производителя в отношении свариваемости основных и в отношении сварочных материалов должны соблюдаться.

Для стальных деталей, подвергающихся нагрузке в направлении толщины листа, соответствующие параметры должны быть применены согласно EN 1011-2 и материалы с требуемым уменьшением по толщине должны быть отобраны.

Подкладки (остающиеся приспособления для поддержания сварочной ванны) должны учитываться в расчетах. Подкладки в алюминиевых конструкциях в основном применяются с канавкой.

Для тавровых соединений алюминиевых и стальных конструкций могут потребоваться подкладки с фаской, например для соединения с односторонним скосом кромки.

Защиту от коррозии следует обеспечивать выполнением надлежащих сварных соединений, например с полным проплавлением шва. Соединения с конструктивным непроваром или прерывистыми сварными швами должны быть обеспечены достаточной защитой от коррозии.

Место нанесения клейма сварщика должно быть указано на чертеже.

Чтобы ограничить коробление и деформацию, сварные швы следует располагать вдоль базовой оси конструкции или симметрично этой оси.

Конструкция должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечивать наилучший доступ для сварки и контроля.

8

ГОСТ EN 15085-3—2015

Необходимо избегать концентрации сварных соединений При необходимости можно использовать кованые или литые детали.

Необходимо избегать приварки поперечными швами второстепенных деталей к поясам напряжения.

Для холоднодеформированных деталей из сталей или алюминия и его сплавов в расчетах должно быть учтено снижение прочности в зоне термического влияния

Следует избегать проектирования конструкций с комбинацией сварных соединений с болтовыми или заклепочными соединениями.

Требования к контактной точечной сварке приведены в приложении F.

7.2 Сварка в холоднодеформированных областях

В холоднодеформированных областях (включая прилегающую площадь 5 * f) для материалов групп 1.1, 1.2 и 1.4 согласно CEN ISOrTR 15608 сварка производится только на конструкциях уровня сертификации CL 3. На конструкциях уровней сертификации CL 1 и CL 2 сварка может производиться только в том случае, если:

-    после гибки и перед сваркой была проведена термическая обработка (нормализация) или

-    соблюдаются условия таблицы 9 (соотношение радиуса гибки к толщине листа).

Таблица 9 — Сварка в холоднодеформированных областях (для стали)

не менее rit

не более г

5/

10

50

3

24

2

12

/\

1.5

8

н

г—

9

1

4п

а Допустимо до 6 мм для материала S235J2 согласно EN 10025-2.

7.3 Положения по изготовлению

7.3.1 Коробчатая балка

1 — коробчатая балка; 2 — сжатый пояс; 3 — растянутый пояс Рисунок 1 — Пример коробчатой балки с высокой категорией нагрузки в растянутом поясе


Для коробчатых балок, которые будут испытывать растягивающие напряжения (на изгиб), сборка каркаса с приваркой нижних поясов односторонними угловыми швами допустима только в том случае, если расчеты показывают, что жесткость каркаса балки такова, что категория нагрузки в корне шва менее допустимого значения. На рисунке 1 показан пример коробчатой балки с высокой категорией нагрузки в поясе, испытывающем растяжение

9

7.3.2 Стыковые швы деталей разной толщины

Размеры в миллиметрах

1:1 для СРСЗиСРй




В разнотолщинных соединениях переход между деталями различной толщины должен быть выполнен постепенно с уклоном, не превышающим значение, заданное на рисунке 2. Если сварной шов не имеет достаточной толщины, чтобы заполнить переход, то деталь большей толщины должна быть соответствующим образом скошена.

Уклон <1:1 соответствует углу < 45*. уклон <1:4 соответствует углу < 14*.

1

Требуется дополнительная точность положения фаски Наружная форма сварного шва должна

соответствовать уклону.

Рисунок 2 — Разнотолщинные сварные соединения


Примечание — Уклон 1:4 для сварных соединений CPA. СР В. CP С1 и CP С2. Разделка кромок показана на чертеже.

7.3.3 Пробочные и прорезные швы

Пробочные и прорезные швы допустимо включать в эксплуатационные классы CP С2, CP СЗ или CP D, поскольку эти швы испытывают только нагрузку на сдвиг

Размеры цилиндрических или прямоугольных отверстий должны обеспечивать доступ электрода или сварочной горелки под углом 45°. Для тонких листов это требование выполнимо, если диаметр отверстия не менее четырехкратной толщины листа детали и если общая длина прямоугольного отверстия не менее утроенного диаметра отверстия.

Для угловых швов в цилиндрических или продольных отверстиях необходимо учитывать следующие условия:

-    диаметр отверстия должен быть d > (3 до 4) * t2 или

-    ширина продольного отверстия должна составлять с > 3 * t2.

fOCTEN 15085-3—2015


Размеры в миллиметрах



Рисунок 3 — Свариваемость и доступ для пробочных и прорезных швов


Размеры в миллиметрах




Угловой шов в цилиндрическом отверстии



di12;ci12, v


d.3*dieS4*dll2c


Рисунок 4 — Размеры для пробочных и прорезных швов


7.3.4 Расстояние между соседними швами

Сварные швы следует располагать таким образом, чтобы зоны термического влияния не накладывались друг на друга. Наложение зон термического влияния допустимо, если эффекты термического воздействия или зоны закалки учитываются при проектировании (например, внутренние напряжения, падение прочности, падение твердости).

Чтобы уменьшить угловую деформацию и повышение напряжения, необходимо минимальное расстояние между двумя швами определить в соответствии с толщиной свариваемых деталей и использовать зажимные приспособления для фиксации конструкции.

Для толщины менее 20 мм. особенно для алюминия и высокопрочных сталей, рекомендуется соблюдать минимальное расстояние 50 мм между зонами плавления, см рисунок 5.


11


Размеры в миллиметрах

в

50

кч-ччч4!

в

У/////>кч

г

о

I

\в    в/

Рисунок 5 — Минимальное расстояние между зонами плавления 7.3.5 Элементы жесткости, привариваемые к продольному шву

Следует избегать образования незаваренных участков на элементах конструкции в местах пересечения стыковых и угловых швов Выпуклость шва в зоне пересечения должна быть снята шлифовкой, чтобы выполнить сварку без прерывания пересекающихся швов

Рисунок 6 — Элементы жесткости установлены перпендикулярно к продольному шву 7.3.6 Заполняющие и сливные отверстия

Следует избегать вырезки отверстий для слива В случае если они необходимы, эти отверстия должны быть достаточно большими для возможности выполнения сварки по периметру для создания герметичности соединения, не вызывая при этом повышения напряжения в зоне термического влияния основного сварного соединения

г— согласно EN 1708-2, но не менее 30 мм, d i 20 мм Рисунок 7 — Заполняющие и сливные отверстия 7.3.7 Концы косынок и элементов жесткости

На рисунках 8 и 9 показаны примеры конструктивного исполнения концов косынок и элементов жесткости Чтобы сделать возможным выполнение сварного шва по периметру, концы косынок и фасонных элементов жесткости следует проектировать в соответствии с рисунком 8,

TOCTEN 15085-3—2015

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...............................................................3

4    Требования к проектированию.........................................................3

4.1    Общие положения................................................................3

4.2    Определение размеров сварного соединения.........................................3

4.3    Определение усталостной прочности сварного соединения..............................3

4.4    Категории нагрузки и коэффициенты нагрузки.........................................3

4.5    Категории безопасности...........................................................4

4.6    Классы эксплуатации сварного шва..................................................4

4.7    Классы контроля сварного шва.....................................................5

4.8    Взаимосвязь между категориями нагрузки и безопасности, классом эксплуатации

сварного шва. уровнем качества, классом контроля сварного шва и испытаниями..............5

5    Уровни качества.....................................................................6

5.1    Общие положения................................................................6

5.2    Уровни качества..................................................................6

6    Выбор основного металла и сварочных материалов.......................................8

6.1    Выбор основного металла.........................................................8

6.2    Выбор сварочных материалов......................................................8

7    Конструкция сварного соединения......................................................8

7.1    Общие положения................................................................8

7.2    Сварка в холоднодеформированных областях.........................................9

7.3    Положения по изготовлению.......................................................9

7.4    Подготовка соединения...........................................................19

Приложение А (справочное) Перечень сварных соединений.................................20

Приложение В (справочное) Подготовка соединений.......................................21

Приложение С (справочное) Подготовка соединений для пробочных сварных швов .............30

Приложение D (справочное) Типы соединений в зависимости от нагрузки и классов контроля.....31

Приложение Е (справочное) Схема контроля сварных соединений............................32

Приложение F (обязательное) Контактная точечная сварка..................................33

Приложение G (справочное) Определение категории безопасности сварных соединений........40

Приложение Н (справочное) Сварка профилей из алюминиевого сплава 6000-й серии.

Рекомендации проекта Aljoin для улучшения стойкости к ударным нагрузкам......41

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным европейским (региональным) стандартам, международному

стандарту и документу..................................................42

Библиография.......................................................................44

TOCTEN 15085-3—2015

Введение

Серия европейских стандартов EN 15085 «Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов» состоит из следующих частей: часть 1. Общие положения:

часть 2. Требования к качеству и сертификация производителя сварки:

часть 3. Требования к проектированию:

часть 4. Требования к производству;

часть 5. Контроль, испытания и документация.

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Железнодорожный транспорт

СВАРКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Часть 3

Требования к проектированию

Railway applications Welding of railway vehicles and components Part 3 Design requirements

Дата введения — 2017—01—01

1    Область применения

Эта серия стандартов относится к сварке металлических материалов при изготовлении и ремонте железнодорожных транспортных средств и их элементов.

Данная часть серии стандартов содержит особенности проектирования и правила классификации при производстве и техническом обслуживании железнодорожных транспортных средств и их узлов. По согласованию с заказчиком, к чертежам, выполненным до публикации этого стандарта, можно применять соответствующие положения настоящего стандарта.

Этот стандарт не устанавливает параметры измерений (стл. другие стандарты, например, по испытаниям на усталостную прочность).

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения):

EN 1011-2 Welding — Recommendations for welding of metallic materials — Part 2: Arc welding of ferritic steels (Сварка. Рекомендации no сварке металлических материалов. Часть 2. Дуговая сварка ферритных сталей)

EN 1708-2 Welding — Basic weld joint details in steel — Part 2: Non internal pressurized components (Сварка. Соединительные элементы при сварке сталей. Часть 2. Элементы конструкций, не испытывающие внутреннего давления)

EN 10025-2 Hot rolled products of structural steels — Part 2: Technical delivery conditions for non-alloy structural steels (Изделия горячекатаные из конструкционных сталей. Часть 2. Технические условия поставки для нелегированной конструкционной стали)

EN 12663 Railway applications — Structural requirements of railway vehicle bodies (Железнодорожный транспорт. Требования прочности кузовов железнодорожного подвижного состава)

EN 13749 Railway applications — Wheelsets and bogies — Methods of specifying the structural requirements of bogie frames (Железнодорожный транспорт. Колесные пары и тележки. Методы определения структурных требований рам тележек)

Издание официальное

EN 15085-1:2007 Railway applications — Welding of railway vehicles and components — Part 1: General (Жепезнодорожный транспорт. Сварка жепезнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 1. Общие положения)

EN 15085-2:2007 Railway applications — Welding of railway vehicles and components — Part 2: Quality requirements and certification of welding manufacturer (Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 2. Требования к качеству и сертификация сварщиков)

EN 15085-4:2007 Railway applications — Welding of railway vehicles and components — Part 4: Production requirements (Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 4. Требования к производству)

EN 15085-5:2007 Railway applications — Welding of railway vehicles and components — Part 5: Inspection, testing and documentation (Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 5. Проверка, испытания и документация)

EN 22553 Welded, brazed and soldered joints — Symbolic representation on drawings (ISO 2553:1992) (Соединения сварные и паяные. Условные обозначения на чертежах)

EN ISO 4063 Welding and allied processes — Nomenclature of processes and reference numbers (ISO 4063:1998) (Сварка и родственные процессы. Перечень и условные обозначения процессов)

EN ISO 5817 Welding — Fusion-welded joints in steel, nickel, titanium and their alloys (beam welding excluded) — Quality levels for imperfections (ISO 5817:2003) (Сварка. Сварные соединения из стали, никеля. титана и их сплавов, полученные сваркой плавлением (исключая лучевые способы сварки). Уровни качества]

EN ISO 6520-1 Welding and allied processes — Classification of geometric imperfections in metallic materials — Part 1: Fusion welding (ISO 6520-1:2007) (Сварка и родственные процессы. Классификация геометрических дефектов и сплошности в металлических материалах. Часть 1. Сварка плавлением) EN ISO 6520-2 Welding and allied processes — Classification of geometric imperfections in metallic materials — Pari 2: Welding with pressure (ISO 6520-2:2001) (ISO 6520-2:2001) (Сварка и родственные процессы. Геометрии и сплошности в металлических материалах Часть 2. Сварка давлением)

EN ISO 9692-1 Welding and allied processes — Recommendations for joint preparation — Pari 1: Manual metal-arc welding, gas-shielded metal-arc welding, gas welding. TIG welding and beam welding of steels (ISO 9692-1:2003) (Сварка и смежные процессы. Виды подготовки соединений. Часть 1. Ручная дуговая сварка металлическим электродом, дуговая сварка металлическим электродом в среде защитного газа, газовая сварка, дуговая сварка вольфрамовым электродом в среде инертного газа и лучевая сварка сталей)

EN ISO 9692-2 Welding and allied processes — Joint preparation — Pari 2: Submerged arc welding of steels (ISO 9692-2:1998) (Сварка и смежные процессы. Подготовка соединений. Часть 2. Дуговая сварка сталей под флюсом)

EN ISO 9692-3 Welding and allied processes — Recommendation for joint preparation — Pari 3: Metal inert gas welding and tungsten inert gas welding of aluminium and its alloys (ISO 9692-3:2000) (Сварка и смежные процессы. Рекомендации по подготовке соединений. Часть 3. Дуговая сварка алюминия и его сплавов металлическим электродом в среде инертного газа и дуговая сварка вольфрамовым электродом в среде инертного газа)

EN ISO 1004 Welding - Arc-welded joints in aluminium and its alloys — Quality levels for imperfections (ISO 10042:2005) (Сварные соединения из алюминия и его сплавов, полученные дуговой сваркой. Уровни качества)

EN ISO 13919-1 Welding — Electrons and laser beam welded joints — Guidance on quality levels for imperfections — Part 1: Steel (ISO 13919-1:1996) (Сварка. Сварные соединения, выполненные электронно-лучевой сваркой. Руководство по определению уровней качества. Часть 1. Сталь)

EN ISO 13919-2 Welding — Electron and laser beam welded joints — Guidance on quality levels for imperfections — Part 2: Aluminium and its weldable alloys (ISO 13919-2:2001) (Сварка. Сварные соединения. выполненные электронно-лучевой и лазерной сваркой. Руководство по оценке уровней качества соединений. Часть 2. Алюминий и его сплавы)

EN ISO 14555 Welding — Arc stud welding of metallic materials (ISO 14555:2006) (Сварка. Дуговая приварка шпилек из металлических материалов)

EN ISO 15614-1 Specification and qualification of welding procedures for metallic materials — Welding procedure test — Part 1: Arc and gas welding of steels and arc welding of nickel and nickel alloys (ISO 15614-1:2004) (Технические требования и аттестация процедур сварки металлических материалов. Проверка

2

rOCTEN 15085-3—2015

процедуры сварки. Часть 1. Дуговая и газовая сварка сталей и дуговая сварка никеля и никелевых сплавов)

EN ISO 15614-12 Specification and qualification of welding procedures for metallic materials — welding procedure test —Part 12: Spot, seam and projection welding (ISO 15614-12:2004) (Технические требования и аттестация процедур сварки металлических материалов. Проверка процедур сварки. Часть 12. Точечная. шовная и рельефная сварка)

EN ISO 17653 Destructive tests on welds in metallic materials — Torsion test of resistance spot welds (ISO 17653:2003) (Разрушающий контроль сварных швов в металлических материалах. Испытание на изгиб сварных швов)

ISO 10447 Resistance welding — Peel and chisel testing of resistance spot, projection and seam welds (Сварка контактная сопротивлением. Испытание соединений точечной и рельефной сварки на отрыв)

CENISO/TR 15608 Welding — Guidelines for a metallic materials grouping system (ISO/TR 15608:2005) (Сварка. Рекомендации no системе группирования металлических материалов)

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины no EN 15085-1:2007.

4    Требования к проектированию

4.1    Общие положения

Указанные ниже требования к конструкции сварных соединений, которые являются неотъемлемой частью подвижного состава, за исключением специальных требований проекта или технических требований, должны соблюдаться.

4.2    Определение размеров сварного соединения

Расчетные нагрузки для собранной конструкции должны быть не более допустимых значений, указанных в технических требованиях ипи определенных производителем и принятых лицом, ответственным за приемку продукции.

Примеры расчетов эффективного поперечного сечения «р сварных швов представлены в приложениях В и С.

Расчет локальных зон должен проводиться для получения требуемого и достаточного поперечного сечения сварного шва. выдерживающего стандартные нагрузки.

4.3    Определение усталостной прочности сварного соединения

Сварные соединения необходимо проектировать в соответствии с нагрузкой и категориями безопасности.

Допустимые значения усталостной прочности, которые установлены стандартами, кодами, методиками. директивами или подтверждены диаграммами циклической нагрузки, вносятся в технические требования или устанавливаются производителем и должны быть признаны лицом, ответственным за приемку продукции ипи соответствующим национальным надзорным органом.

Контрольное значение должно быть внесено в технические требования или установлено производителем и согласовано с заказчиком. Как правило, это значение относится к определенному типу сварного соединения (стыковое, угловое и т. д ).

4.4    Категории нагрузки и коэффициенты нагрузки

Категория нагрузки определяется в соответствии с коэффициентом нагрузки по таблице 1. Коэффициент нагрузки — это отношение расчетной усталостной нагрузки к допустимой усталостной нагрузке для конкретного типа сварного соединения с учетом соответствующего коэффициента безопасности. Стандарт или источник, из которого берутся допустимые значения нагрузки, должен быть согласован между заказчиком и производителем и при необходимости с национальным надзорным органом. При этом необходимо учитывать требования, которые содержатся в европейских стандартах, регламентирующих изготовление железнодорожных транспортных средств, например EN 12663-1, EN 12663-2 и EN 13749. Кроме этого, возможно использование национальных стандартов.

В качестве альтернативы допустимые значения усталостной нагрузки могут быть получены в результате проведенных испытаний на усталостную прочность на образцах-имитаторах Статистическая оценка результатов на усталостную прочность должна быть проведена в соответствии со стандартом или руководством, согласованными с национальным надзорным органом. Также применяются требования европейских стандартов к конструкции железнодорожных транспортных средств, содержащиеся, например, в EN 12663-1, EN 12663-2. Кроме того, возможно использование национальных стандартов.

Таблица 1 — Категории нагрузки

Категория нагрузки

Коэффициент нагрузки S

Значение усталостной прочности по расчетам стандарта

Значение усталостной прочности, полученное по результатам испытаний на образцах-имитаторах

Вариант 1

Вариант 2*

Высокая

г 0.9

2 0.8

2 0.9

Средняя

0.75 s S < 0.9

0.5 S S < 0.8

0.75 S S < 0.9

Низкая

<0.75

<0.5

<0.75

а Соответствующие предельные значения необходимо согласовать с заказчиком или лицом, ответственным за приемку продукции

4.5    Категории безопасности

Категория безопасности определяется последствиями разрушения одного сварного соединения в отношении людей, оборудования и окружающей среды. Категории безопасности классифицируются следующим образом:

низкая: разрушение сварного соединения не приводит к прямому ухудшению работы конструкции. Вероятность нанесения вреда здоровью человека низкая;

средняя: разрушение сварного соединения приводит к ухудшению работы всей конструкции или может привести к последствию в виде нанесения вреда здоровью человека;

высокая: разрушение сварного соединения приводит к последствию в виде нанесения вреда здоровью человека и отказу работы всей конструкции.

Если предусмотрено договором, то определение категорий безопасности определяется конструктором для каждого сварного шва и согласовывается с заказчиком и/или национальным надзорным органом.

Для определения категорий безопасности также см. приложение G.

4.6    Классы эксплуатации сварного шва

Классы эксплуатации сварного шва определяются на этапе проектирования в зависимости от категории безопасности и категории нагрузки. Ответственный координатор сварки должен определить возможность выполнения сварных соединений.

Сварные соединения железнодорожных транспортных средств подразделяются на шесть классов эксплуатации сварного шва (см. таблицу 2).

Таблица 2 — Классы эксплуатации сварного шва

Категория нагрузки

Категория безопасности

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

СР Аа

СРВС

СРС2

Средняя

СРВ«>

СРС2

СРСЗ

Низкая

CPC1d

СРСЗ

CPD

rOCTEN 15085-3—2015

Окончание таблицы 2

а Класс эксплуатации сварного шва СР А является специальным классом эксплуатации сварного шва, который действителен только для сварных швов с полным проплавлением и полностью доступных для проверки во время изготовления и ремонта

ь Класс эксплуатации сварного шва СР В

СР В для требований категории безопасности «высокая», действителен только для сварных швов с полным проплавлением и полностью доступных для проверки во время изготовления и ремонта

с СР В для требований категории безопасности «средняя» также допустим для сварных швов без возможности объемных испытаний, в этом случае на чертеже должно содержаться специальное замечание «средняя категория безопасности/необходим расширенный контроль поверхности», контроль должен проводиться в соответствии с EN 15085-5 2007, таблица 1

d Класс эксплуатации сварного шва СР С1

СР С1 также допустим для сварных швов без возможности объемных испытаний В этом случае на чертежедолжно содержаться специальное замечание «необходим контроль качества поверхности», контроль должен производиться согласно EN 15085-5 2007, таблица 1


Соединения с классами эксплуатации сварного шва СР А. СР В и СР С1, которые подлежат контролю только в процессе изготовления, но не могут быть проконтролированы и отремонтированы во время технического обслуживания, должны быть отнесены к следующему более высокому классу контроля сварного шва согласно таблице 3, или категория нагрузки должна быть снижена.

Если невозможно выполнить требования класса эксплуатации сварного шва. то конструктор должен понизить категорию нагрузки или изменить конструкцию, см. приложения D и Е.

Дополнительная обработка сварного шва дает возможность повысить допустимую усталостную нагрузку, что может привести к снижению класса эксплуатации сварного шва.

Классы эксплуатации сварного шва и классы контроля сварного шва должны быть указаны на чертежах или в другой документации, например в спецификации.

4.7 Классы контроля сварного шва

Класс контроля сварного шва определяется для каждого сварного шва по предварительно установленному классу эксплуатации сварного шва. см. таблицу 3.

Классы контроля сварного шва показывают, какие минимальные контрольные мероприятия и испытания необходимо провести для каждого сварного шва.

Таблица 3 — Взаимосвязь между классом эксплуатации сварного шва и классом контроля сварного шва

Класс эксплуатации сварного шва

Класс контроля сварного шва (минимальные требования)

СРА

СТ 1

СРВ

СТ 2

СРС1

СТ 2

СРС2

СТЗ

СРСЗ

СТ 4

CPD

СТ 4

Относящиеся к этим классам контроля сварного шва испытания должны соответствовать минимальным. указанным в EN 15085-5.

4.8 Взаимосвязь между категориями нагрузки и безопасности, классом эксплуатации сварного шва, уровнем качества, классом контроля сварного шва и испытаниями

В таблице 4 показана взаимосвязь между категорией нагрузки, категорией безопасности, классом эксплуатации сварного шва. уровнем качества, классом контроля сварного шва и испытаниями согласно таблицам 1. 2. 3. 5 и 6. а также согласно EN 15085-5:2007, таблица 1.

5

Таблица 4 — Взаимосвязь между категориями нагрузки и безопасности, классом эксплуатации сварного шва, уровнем качества, классом контроля сварного шва и испытаниями

Категория

нагрузки

Категория

безопас

ности

Класс эксплуатации сварного шва

Уровень

качества

EN ISO 5817. EN ISO 10042

Класс

контроля

сварного

шва

Объем испытаний RT или UT

Контроль качества поверхности МТ или РТ

Визуальный контроль VT

Высокая

Высокая

СРА

См таблицу 5 или таблицу 6

СТ 1

100%

100%

100%

Высокая

Средняя

СРВ

В

СТ2

10%

10%

100%

Высокая

Низкая

СРС2

С

стз

Не требуется

Не требуется

100%

Средняя

Высокая

СРВ

В

СТ 2

10%

10%

100%

Средняя

Средняя

СРС2

С

стз

Не требуется

Не требуется

100%

Средняя

Низкая

СРСЗ

С

СТ 4

Не требуется

Не требуется

100%

Низкая

Высокая

СРС1

С

СТ 2

10%

10%

100%

Низкая

Средняя

СР СЗ

С

СТ 4

Не требуется

Не требуется

100%

Низкая

Низкая

CPD

D

СТ 4

Не требуется

Не требуется

100%

5 Уровни качества

5.1    Общие положения

Определение дефектов сварного шва должно соответствовать EN ISO 6520-1 и EN ISO 6520-2.

5.2    Уровни качества

Уровни качества сварного шва применяемых классов эксплуатации сварного шва перечислены в таблицах 5 и 6 в соответствии с EN ISO 5817 и EN ISO 10042.

5.2.1    Уровни качества для сварных швов при сварке плавлением (за исключением лучевой сварки)

5.2.1.1    Сталь

Уровни качества согласно EN ISO 5817 приведены в таблице 5.

Таблица 5 — Уровни качества для сталей в зависимости от класса эксплуатации сварного шва

Тип дефекта — согласно EN ISO 5817

Класс эксплуатации сварного шва

СРА

СРВ

СРС1/СР. С2СР СЗ

СРО

1,1 до 16. 1.13, 1.15. 1 18. 1.19. 1 22. 21.2 7. 2 8. 2 11 до 2 13

В

В

С

D

1.7. 1 8, 1 9. 1.11. 1.14. 1.17. 1.23. 2 2. 2.3 до 2 6. 2 9. 210, 3.1

Недопустим

В

С

D

1.10.1.16.1.20. 1.21,3.2

Неприменим

В

С

D

1.12е. 4.1,4.2

Эти дефекты не оцениваются

а Для СРА см также 7.3 15

6