Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

Купить ГОСТ 34471.6-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на поршневые двигатели внутреннего сгорания и устанавливает стандартные формы отчетных данных по результатам измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, используемых в транспортных, передвижных и стационарных установках, в т.ч. судовых, тепловозных и промышленных двигателей, в стендовых условиях и на месте их эксплуатации.

Стандарт не распространяется на автомобильные двигатели, предназначенные для использования в транспортных средствах для шоссейных дорог.

Для двигателей, используемых в составе оборудования, к которому предъявляются специальные требования (такие, как, например, отраслевые правила охраны труда и техники безопасности, правила работы для АЭС), могут быть предусмотрены дополнительные условия испытаний и специальные методы оценки результатов испытаний.

 Скачать PDF

Содержит требования ISO 8178-6:2000

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

     4.1 Общие обозначения

     4.2 Обозначения и сокращения химических веществ

     4.3 Сокращения

5 Отчет о результатах испытаний

     5.1 Общие положения

     5.2 Общая информация

     5.3 Информация о двигателе

     5.4 Атмосферные условия и параметры двигателя, фиксируемые при испытаниях

     5.5 Газообразные выбросы

     5.6 Выбросы частиц

     5.7 Измерения дымности

     5.8 Информация об испытательном стенде

     5.9 Характеристики топлива

Приложение А (рекомендуемое) Таблицы отчета об испытаниях по измерению выбросов вредных веществ отработавших газов

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Библиография

 
Дата введения01.04.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.09.2018УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации112-П
09.10.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии943-ст
РазработанООО ЦНИДИ
ИзданСтандартинформ2019 г.

Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement. Part 6. Report of measuring results and test

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

34471.6-

2018

(ISO 8178-6:2000)

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Измерение выброса продуктов сгорания

Часть 6

Отчет о результатах измерения и испытания

(ISO 8178-6:2000, MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2019

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Центральный научно-исследовательский дизельный институт» (ООО «ЦНИДИ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 сентября 2018 г. № 112-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166)004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. № 943-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34471.6-2018 (ISO 8178-6:2000) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2020 г.

5    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 8178-6:2000 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 6. Отчет о результатах измерения и испытания» («Reciprocating internal combustion engines — Exhaust emission measurement — Part 6: Report of measuring results and test». MOD) путем: внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту; изменения отдельных фраз. слов, значений показателей, которые выделены в тексте курсивом; включения дополнительных положений, фраз. слов, ссылок, показателей, которые выделены полужирным курсивом.

Международный стандарт ISO 8178-6:2000 разработан Техническим комитетом ISO/TC 70 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые», подкомитетом SC 8 «Измерение выбросов вредных веществ с отработавшими газами» Международной организации по стандартизации (ISO).

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам. использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Приложение А (рекомендуемое)

Таблицы отчета об испытаниях по измерению выбросов вредных веществ отработавших газов

Таблица А1 — Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Общие сведения

Двигатель

Изготовитель

Тип(модель)

Семейство

Номинальная мощность

Заводской номер

Применение3

Заказчик

Место установки

Результаты испытаний на содержание вредных выбросов

Вредные выбросы

Результаты расчета

Предельно допустимое значонио

Единица

измерения

NOx

г/кВт чь

НС

г/кВт чь

СО

г/кВт чь

РТ

г/кВт чь

Результаты измерений дымности на установившихся режимах

Измеренное значение

м“

Предельно допустимое значение

м-1*

Результаты измерений дымности на переходных рожимах а

Цикл дымности

Пиковое значение (Sp)*1

М“

При перегрузке (SL)d

м“

Установившийся режим на максимальной мощности (Sc)'1

м“

Данные об испытаниях

дата /время

место испытаний / стенд

номер испытаний:

испытательный цикл

Организация, проводящая испытания

Дата отчета

Место испытаний

Ответственный за испытания

Подпись

ПРИМЕЧАНИЕ

3 Если применимо или известно.

ь Единицы измерения, отличные от г/кВт-ч. должны быть указаны с Единицы измерения, отличные от м-1, должны быть указаны

d Значения должны быть указаны в соответствии с требованиями применяемого цикла дымности

Таблица А 2 — Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Информация о двигателе, проходящем испытания

Изготовитель

Тип (модель) двигателя

Обозначение семейства

Заводской номер

Номинальная частота вращения

об/мин

Номинальная (полная) мощность

кВт

Промежуточная частота вращения

об/мин

Максимальный крутящий момент при промежуточной частоте вращения

Нм

Минимальная частота вращения холостого хода

об/мин

Максимальная частота вращения холостого хода8

об/мин

Угол опережения подачи топлива (впрыска)

в до ВМТ (до верхней мертвой точки)

Управление углом впрыска/воспламенения

Нет Да

Диаметр цилиндра

мм

Ход поршня

мм

Рабочий объем цилиндра

см3

Число цилиндров и их конфигурация

Вспомогательное оборудование (см ГОСТ ISO 8178-1. приложение В)

Разрежение на впуске

кПа

Противодавление на выпуске

кПа

Температура после промежуточного воздухоохладителя 8

К

Температура охлаждающей жидкости

К

Температура топлива

К

Смазочное масло

8 Если применимо

Таблица АЗ — Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Информация о семействе двигателей

Примечание — Если применимо, см стандарт[2]. пункт5.

Изготовитель

Обозначение семейства

Рабочий цикл

Охлаждающая жидкость

Рабочий обьем цилиндра

см3

Число цилиндров и их конфигурация

Способ подачи воздуха

Вид топлива

Тип камеры сгорания

Конфигурация клапанов и оком Размер и количество Головка цилиндра Блок цилиндра Картер

Тип системы толливоподачи

Разные конструктивные особенности

- рециркуляция отработавших газов

Нет Да

- впрыск воды/эмульсии

Нет Да

- подача дополнительного воздуха

Нет Да

- система охлаждения воздушного заряда

Нет Да

- очистка отработавших газов

Нет Да (тип: )

- газодизельный двигатель

Нет Да

- тип зажигания

Таблица А4 — Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Информация о группе двигателей

Примечание — Если применимо, см стандарт[3].

Изготовитель

Обозначение группы

Диаметр цилиндра

мм

Ход поршня

мм

Способ наддува

Система охлаждения воздушного заряда

Максимальная объявленная мощность в одном цилиндре при максимальной объявленной частоте вращения

кВт

Диапазон изменения угла опережения впрыска топлива

* до ВМТ (до верхней мертвой точки)

Диапазон изменения цикловой подачи топлива

мг/цикл

Таблица А.5 — Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Параметры окружающей среды и параметры двигателя

Двигатель_ Место    испытаний_

Номинальная частота вращения_об/мин    Номер    испытания_

Промежуточная частота вращения_об/мин    Испытательный    цикл_

Режим испытания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

КС) * VV

Время начала каждого режима

Параметры окружающей среды

Барометрическое давление. кПа

хххххххх

Температура воздуха на впуске. К

хххххххх

Влажность воздуха на впуске, г/кг

хххххххх

Атмосферный фактор

хххххххх

Параметры двигателя

Частота вращения, об/мин

хххххххх

Затраты мощности на привод вспомогательного оборудования6, кВт

ххххххх

Показания динамометра, кВт

ххххххх

Мощность6. кВт

ххххххх

Удельный расход топлива r/кВт ч

ххххххх

Расход топлива6

ххххххх

Расход воздуха6

ххххххх

Расход отработавших газов6

ххххххх

Температура отработавших газов, К

ххххххх

Температура топлива, К

ххххххх

Температура охлаждающей жидкости, К

ххххххх

Температура воздуха после воздухоохладителя, К

ххххххх

Температура смазочного масла, К

ххххххх

Разрежение на впуске. кПа

ххххххх

Противодавление на выпуске, кЛа

ххххххх

а Если применимо

6 Если применимо, расчетная величина должна быть использована согласно ГОСТ ISO 8178-1, подраздел 5.3.

с Другие (немеханические) виды мощности (электрическая, тепловая, общая), которые должны быть указаны в некорректированном виде

6 Единицы, которые должны быть указаны

Таблица А6 — Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Газообразные выбросы

Двигатель_Неразбавленные_Разбавленные_Место испытаний_

Номинальная частота вращения_об/мин    Номер    испытания    _

Промежуточная частота вращения_ об/мин    Испытательный    цикл_

Режим испытания

а

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вь

Время начала каждого режима

Концентрация NOx. ppm

Концентрация НС (Cl), ppm

Концентрация СО. ppm

Концентрация С02. %с

Концентрация 02. %с

Весовой коэффициент Wf

Коэффициент поправки на влажность для NOx. Kh

ххххх

Коэффициент, зависящий от вида топли-М. С

ххххх

Коэффициент поправки на сухие/влаж-ные состояния. Kwb

ххххх

Коэффициент разбавления, №

ххххх

Массовый выброс NOxd, г/Ч

Массовый выброс NOxe. г/ч

Массовый выброс НС. г/ч

Массовый выброс СО*, г/ч

Массовый выброс С02°. г/Ч

а Указать для влажного или сухого состояния. ь Если применимо. В = фон

с Единицы измерения, отличные от процентов, должны быть указаны d С поправкой на влажность (ATh) и для влажного состояния (ATW).

0 С поправкой для влажного состояния (Kw).

Двигатель_Разбавление    частичнопоточное/полнопоточное_Место испытаний_

Номинальная частота вращения_ об/мин    Номер испытания _

Промежуточная частота вращения_ об/мин    Испытательный цикл_

Режим испытания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Iе

Время начала каждого режима

Длительность пробоотбора, с

хххххх

Весовой коэффициент И/,ь

хххххх

Расход через смесительный канал'-d

ь

Расход пробы отработавших газов, г/с

Расход разбавляющего воздуха3-*1

ь

Коэффициент разбавления3

хххххх

Температура разбавляющего воздуха. К

хххххх

Температура отработавших газов в зоне пробоотборника, К

хххххх

Температура в смесительном канале, К

хххххх

Температура пробы у поверхности фильтра, К

хххххх

Скорость потока через фильтр, см/с

хххххх

Перепад давления на фильтре. кЛа

ь

Масса частиц Ь°, мг

ь

Масса пробы, прошедшей через фильтр, г

ь

Концентрация частиц*1

ь

Коэффициент поправки на влажность для частиц

ь

Массовый выброс частиц, г/ч

Массовый выброс частиц1. г/ч

3 Если применимо

ь Заполняется при использовании метода одного фильтра.

с или WAV* d Указать единицы измерения

3 Обвести, если вводится поправка на фоновое значение 1 С поправкой на влажность

Двигатель_

Номинальная частота вращения _ Промежуточная частота вращения Частота вращения холостого хода


Место испытаний

об/мин

об/мин

об/мин Номер испытания


Режим испытаний

1 | 2 | 3 | 4а | 5а | Разность | Среднее

Параметры окружающей среды Барометрическое давление, кПа

Температура воздуха на впуске. К

Влажность воздуха на впуске, г/кг

Коэффициент поправки на атмосферные условия при определении дымности

Атмосферный фактор

Тест на свободный выбег*’

Время работы на холостом ходу, с

Время разгона на холостом ходу, с

Пиковое значение дымности Spc

С поправкой S_d'с

Испытание при переменной нагрузке*1 Время работы на холостом ходу, с

Время разгона, с

Нелинейность характеристики разгона, об/мин

Время стабилизации при номинальной частоте вращения, с

Время работы при перегрузке, с

Время возвращения к режиму холостого хода, с

Пиковое значение дымности Spe-с

С поправкой Spd-с

Значение дымности при перегрузке S^c

С поправкой SLd-с

Шаг нагружения двигателя*

Значение дымности на установившемся режиме при максимальной мощности S?c

С поправкой Ssd-с

Пиковое значение дымности Spc

С поправкой Spd-с

Испытание под нагрузкой 9 Время разгона под нагрузкой, с

Пиковое значение дымности Spc

С поправкой Spd-с


8    Если необходимо для валидации

ь Промышленное оборудование и внедорожные транспортные средства с дизельным приводом (назначение С1 по ГОСТ ISO 8178-4). с Указать единицы измерения

d С поправкой, при необходимости, на плотность окружающего воздуха (см. ГОСТ ISO 8178-9, пункт 10 3 2) ® S^ Spg, Spg в режимах 1.2 и 3 соответственно

f Двигатели внедорожных транспортных средств, работающие при постоянной частоте вращения (назначения D2. G1 и G2 по ГОСТ ISO 8178-4)

9    Главные судовые и тепловозные двигатели (назначения El, Е2, ЕЗ, Е5 и F по ГОСТ ISO 8178-4)


Двигатель_ Место испытаний_

Режим испытаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Время начала режима

Час люта вращения, об/мин

Крутящий момент, %

Расход отработавших газов, кг/ч

Дымность отработавших газова

а Указать единицы измерения

Двигатель_ Место    испытаний_

Выпускная труба

Диаметр

Длина

Длина изолированной части

мм

м

м

Анализатор:

Изготовитель

Модель

Диапазон

измерения

Дата

калибровки

Погрешность®

Анализатор NOxb

ppm

%

Анализатор НСЬ

ppm

%

Анализатор СОь

ppm

%

Анализатор С02ь

%

%

Анализатор 02ь

%

%

Параметр:

Прибор

Погрешность с

Частота вращения

%

Крутящий момент

Нм

%

Расход топлива*1

%

Расход воздуха*1

%

Расход отработавших газов*1

%

Расход пробы (CVS)*1

%

Пропановая проба

хххххххх

ххххххх

ххххххх

%

Расход разбавляющего воздуха*1

%

Расход пробы частиц*1

%

Дымность*1

%

Тип

Частично

поточная/

полнопоточная

Схема

Рабочая

температура

EOPL

е

е

К

мм

Система разбавления

Частично

поточная/

полнопоточная

Диаметр

канала

Длина участка смешения

Тип

мм

мм

Да/нет

Канал вторичного разбавления

Диаметр

Длительность

пребывания

Расстояние от смесительного канала до держателя фильтра

мм

с

мм

Передаточная трубка

Длина

Диаметр

мм

мм

Передаточная трубка пробы частиц

мм

мм

Фильтр частиц

Изготовитель

Тип

Диаметр

Диаметр

пятна

мм

мм

Весовая

камера

Температура

Относительная влажность

Абсолютная

влажность

К

%

г/кг

® Предельно допустимая нелинейность — см ГОСТ ISO 8178-1, пункт 8,5.6 ь См ГОСТ ISO 8178-1, подраздел 7 4

с Погрешность измеренная — см ГОСТ ISO 8178-1, таблицы 2 и 3. а Указать единицы измерения

0 Тип тип фильтра или нефелометра, схема включения — проходной или выходной фильтр

Таблица А. 10 — Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Параметры испытательного оборудования (температуры и давления)

Двигатель_ Место    испытаний_

Дата испытаний _

Параметр

Производитель

Модель

Диапазон

измерения

дата

калибровки

Погрешность0

Температура:

Охлаждающей жидкости

К

К

Смазочного масла

К

К

Отработавших газов

К

К

Воздуха на впуске

к

К

Воздуха после воздухоохладителя

к

К

Топлива

к

К

Разбавляющего воздуха

к

К

В смесительном канале

к

К

Держателя фильтра

к

К

В передаточной трубке

к

К

В передаточной трубке пробы частиц

к

К

Разбавленных отработавших газов

к

к

В весовой камере

к

к

Давление:

Отработавших газов

кПа

%

В воздушном ресивере

кПа

%

Барометрическое

кПа

%

Наддуваь

кПа

%

Перепад давления (DPT)b

кПа

%

Разбавленных отработавших газов

кПа

%

На фильтре частиц

кПа

%

Паров в воздухе на впуске

кПа

%

Паров в разбавляющем воздухе

кПа

%

Влажность:

Воздуха на впуске

%

%

Разбавляющего воздуха

%

%

В весовой камере

%

%

г/кг

г/кг

а Погрешность измеренная — см ГОСТ ISO 8178-1, таблицы 2 и 3. ь Если применимо.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств пубпикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

© ISO. 2000 — Все права сохраняются © Стандартинформ. оформление. 2019

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Таблица А 11 —Отчет о результатах измерения выбросов вредных веществ отработавших газов Характеристики топлива

Двигатель_ Место    испытаний_

Дата испытаний _

Номер испытаний_

Тип топлива бензин_дизельное_тяжелое топливо_

CNG_LPG_RME_метанол_другое_

Характеристика

Единица измерения

Метод 3

Резуль

тат

Характеристика

Единица

измерения

Метод 3

Резуль

тат

Удельная плотность

кг/л

(12]

Содержание серы

% масс

[27]

Температура помутнения

(8]

Содержание свинца

г/л

[15]

Температура застывания

°С

(9]

Содержание воды

% масс

[13]

Температура вспышки

#С

(6)

Зольность

% масс

[21]

CFPP

•с

(29)

Коксовый остаток

% масс

[23]

Вязкость

мм2

(10)

Осадок

% масс

[14]

PRv

кПа

(7]

Содержание фактических смол

мг/мл

[22]

Фракционный состав

(11)

XXX

Стойкость к окислению

мин.

[24]

IBP

°С

Коррозия меди

(5]

10 vol-%

°С

Оксигенаты

%об

50 vol-%

•с

Алюминий/кремний

мг/кг

[28]

90 vol-%

°с

Ванадий

мг/кг

[26]

FBP

•с

Элементный состав

XXX

Остаток

%об

Углерод

% масс

при 70 °C

%об

Водород

% масс

при 100 °C

%об

Азот

% масс

при 180 °C

%об.

Кислород

% масс

при 250 °C

%об

LHV

МДж/кг

при 350 °C

%об.

Метан

% мол

Цетановое число

(20)

___

Этан

% мол.

Цетановый индекс

(17]

Пропан

% мол

CCAI

(25)

Бутан

% мол.

RON

(19)

Пентан

% мол

MON

(18)

Гексан

% мол

Чувствительность

(19)

(18)

Этилен

% мол

Углеводороды

(16)

Пропилен

% мол

Олефины

%об

Метанол

% масс

Ароматики

%об

Кислотное число

мг/г

И)

Парафины

%об

Глицерины

% масс

Бензол

%об

(30)

Общий глицерин

% масс

а Указать метод, если он отличается от приведенного в настоящей таблице

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Обозначения и сокращения............................................................2

4.1    Общие обозначения...............................................................2

4.2    Обозначения и сокращения химических веществ.......................................3

4.3    Сокращения......................................................................3

5 Отчет о результатах испытаний.........................................................3

5.1    Общие положения................................................................3

5.2    Общая информация...............................................................3

5.3    Информация о двигателе...........................................................3

5.4    Атмосферные условия и параметры двигателя, фиксируемые при испытаниях..............4

5.5    Газообразные выбросы............................................................4

5.6    Выбросы частиц..................................................................4

5.7    Измерения дымности..............................................................4

5.8    Информация об испытательном стенде...............................................5

5.9    Характеристики топлива...........................................................5

Приложение А (рекомендуемое) Таблицы отчета об испытаниях по измерению выбросов вредных

веществ отработавших газов...............................................6

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных

стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных

в примененном международном стандарте..................................17

Библиография........................................................................18

Введение

Результаты определения вредных вбросов должны быть представлены в четком и понятном виде и должны включать всю информацию, относящуюся к процессу получения результатов испытаний. Оценку точности или погрешностей оборудования для испытаний двигателя следует проводить в лабораторных условиях. Следует вести журнал регистрации оборудования, используемого для испытаний, параметров окружающей среды, параметров двигателя и характеристик применяемого топлива. Рекомендации по составу данных, подлежащих регистрации, не зависят от типа применяемого топлива.

Структура отчета, рекомендуемая в настоящем стандарте, адресована персоналу, проводящему измерения выбросов с использованием ГОСТ ISO 8178-1, ГОСТ ISO 8178-2, ГОСТ ISO 8178-9 или ГОСТ ISO 8178-10. Вместе с тем она не должна ни заменять, ни противоречить существующим формам отчетных данных, являющихся обязательными согласно требованиям тех или иных надзорных органов.

Согласно ГОСТ ISO 8178-1 и ГОСТ ISO 8178-2 результаты измерений вредных выбросов должны быть выражены в граммах на киловатт-час (предпочтительно) или граммах на кубический метр. Следует заметить, что согласно требованиям некоторых надзорных органов эти результаты должны быть выражены в специальных единицах, что следует согласовать до начала испытаний.

Настоящий стандарт содержит следующие технические отклонения по отношению к международному стандарту ISO 8178-6:2000:

1    Исключена информация, относящаяся к измерениям (расчетам) содержания диоксида серы, в связи с тем. что технические нормативы для отработавших газов двигателей по данному показателю не установлены и в расчетах баланса выбросов вредных веществ этот показатель не используется. Кроме того, достоверность и эффективность измерений диоксида серы в отработавших газах двигателей в должной мере не подтверждены практикой (см. ГОСТ ISO 8178-1. подпункт 7.5.3.8).

2    Введена дополнительно информация об испытаниях по измерению дымности отработавших газов двигателей на установившихся режимах в соответствии стребованиями ГОСТ 24028 и ГОСТ 30574. в связи с чем стандарт дополнен соответствующими ссылками и текстом, а в приложение А включена таблица А.8.1. Кроме того, для оценки результатов испытаний в таблицу А.1 включена информация о предельно допустимых значениях выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов.

3    Исключены фразы о факультативном включении показателей дымности при проведении испытательного цикла на содержание частиц (см. ISO 8178-6:2000. пункт 5.6 и таблицу А.7 приложения А), т. к, для регистрации показателей дымности предусмотрены две таблицы —А 8 и А.8.1.

4    Исключена фраза (см. ISO 8178-6:2000. пункт 5.8) о необходимости приведения в отчете калибровочных кривых, результатов проверки преобразователей, коэффициентов углеродного отклика и кислородной интерференции в связи с тем. что современные газоанализаторы в большинстве случаев снабжены автокалибровкой, встроенной пробоподготовкой и технологическими датчиками температуры и давления, показания которых не всегда выводятся на монитор, откуда их можно было бы считать и указать в отчете.

5    В связи с тем. что стандартные формы отчетности, определяемые в настоящем стандарте, в некоторых случаях не являются обязательными для тех или иных конкретных двигателей и видов испытаний (см. примечание к разделу 1), а также в связи с тем. что структура отчета по результатам измерений является рекомендуемой (см. 5.1). статус приложения А изменен с «обязательного» на «рекомендуемое».

ГОСТ 34471.6-2018 (ISO 8178-6:2000)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Измерение выброса продуктов сгорания Часть 6

Отчет о результатах измерения и испытания

Reciprocating internal combustion engines Exhaust emission measurement Part 6 Report of measuring results

and test

Дата введения — 2020—04—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на поршневые двигатели внутреннего сгорания и устанавливает стандартные формы отчетных данных по результатам измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, используемых в транспортных, передвижных и стационарных установках, в т. ч. судовых, тепловозных и промышленных двигателей, в стендовых условиях и на месте их эксплуатации.

Настоящий стандарт не распространяется на автомобильные двигатели, предназначенные для использования в транспортных средствах для шоссейных дорог.

Для двигателей, используемых в составе оборудования, к которому предъявляются специальные требования (такие, как. например, отраслевые правила охраны труда и техники безопасности, правила работы для АЭС), могут быть предусмотрены дополнительные условия испытаний и специальные методы оценки результатов испытаний.

Примечание — Поскольку стандартные формы отчетности, определяемые в настоящем стандарте, должны быть применимы к любым типам двигателей внутреннего сгорания, в некоторых случаях некоторые требования не являются обязательными для тех или иных конкретных двигателей и/или видов испытаний, в особенности когда речь идет об испытаниях в условиях эксплуатации С другой стороны, в зависимости от целей испытаний иногда могут быть предъявлены те или иные дополнительные требования Исключение или добавление отдельных требований следует проводить по согласованию между заинтересованными сторонами

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ISO 8178-1-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах

ГОСТ ISO 8178-2-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 2. Измерение выбросов газов и частиц в условиях эксплуатации

ГОСТ ISO 8178-3-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 3. Определение и методы измерения дымности отработавших газов на установившихся режимах

ГОСТ ISO 8178-4-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах

Издание официальное

ГОСТ ISO 8178-9-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 9. Испытательные циклы и методы стендовых измерений дымности отработавших газов на переходных режимах

ГОСТ ISO 8178-10-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 10. Испытательные циклы и методы измерений дымности отработавших газов в условиях эксплуатации на переходных режимах

ГОСТ 24028-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения

ГОСТ 30574-98 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (wwweasc by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 8178-1. ГОСТ ISO 8178-2, ГОСТ ISO 8178-3, ГОСТ ISO 8178-4, ГОСТ ISO 8178-9, ГОСТ ISO 8178-10 и стандартам (1}—{3].

4    Обозначения и сокращения

4.1 Общие обозначения

Таблица 1—Общие обозначения

Обозначение

Наименование показателя

Единица измерения

D

Коэффициент разбавления

1

F*

Коэффициент пересчета расхода отработавших газов с сухого на влажное состояние (зависит от вида топлива)

1

PRv

Давление паров по Рейду

кПа

Я'т*

Эквивалентный массовый расход разбавленных отработавших газов по влажному состоянию

кг/ч

Ятйх

Массовый расход разбавленных отработавших газов по влажному состоянию

кг/ч

$1

Дымность при перегрузке

м-1

Sp

Пиковое значение дымности

м-1

SS

Дымность на установившемся режиме на максимальной мощности

м-1

Эквивалентный объемный расход разбавленных отработавших газов по влажному состоянию

м3

9v<t*

Объемный расход разбавленных отработавших газов по влажному состоянию

м3

Wf

Весовой коэффициент

1

И*.

Эффективный весовой коэффициент

1

4.2    Обозначения и сокращения химических веществ

СО — оксид углерода;

С02 — диоксид углерода;

НС — углеводороды;

NOx — оксиды азота;

02 — кислород;

РТ — частицы.

4.3    Сокращения

CCAI — расчетный индекс углеродной ароматичности;

CFPP — предельная температура фильтруемости;

CFV — расходомер Вентури с критическим истечением;

CNG — сжатый природный газ;

CVS — проба постоянного объема;

DPT — датчик перепада давления;

EGA — анализатор отработавших газов;

EOPL — реальная фотометрическая база;

FBP — температура конца кипения;

IBP — температура начала кипения;

LHV — низшая теплотворная способность;

LPG — сжиженный нефтяной газ;

MON — моторное октановое число;

PDP — объемный насос;

RME — метиловый эфир из рапсового масла;

RON — октановое число по исследовательскому методу.

5 Отчет о результатах испытаний

5.1    Общие положения

Рекомендуемая структура отчета по результатам испытаний состоит из двенадцати таблиц, приведенных в приложении А и содержащих всю необходимую информацию о проведенных испытаниях.

Отчет по результатам испытаний — это единый документ, предназначенный для представления представителям надзорных организаций, заказчика и предприятия — изготовителя двигателя. Он включает в себя результаты измерений, окончательные результаты расчетов, а также информацию об испытуемом двигателе, оборудовании испытательного стенда и использовавшемся при испытаниях топливе. Форма отчета применима ко всем видам испытательных циклов и типам топлив.

5.2    Общая информация

Таблица А.1 (приложение А) содержит информацию о двигателе, включая его обозначение, заводской номер, назначение, испытательный цикл и другие данные об испытаниях.

Результаты измерений выбросов вредных веществ в отработавших газах могут быть приведены для пяти различных испытательных циклов в зависимости от назначения двигателя. Содержание газообразных выбросов и частиц в отработавших газах приводится в граммах на киловатт-час. Могут быть использованы и другие единицы, если это предусмотрено условиями, указанными в разделе 1.

Результаты определения дымности следует указывать для испытательного цикла дымности, установленного для данного назначения двигателя. Результаты определения дымности следует приводить в м-1 или в условных единицах в зависимости от применяемого метода измерения Исключения допускаются если, только регулирующие органы предписывают использование иных единиц измерения.

5.3    Информация о двигателе

В таблице А.2 приводятся основные сведения об испытуемом двигателе. Объем такой информации должен быть достаточным для выбора двигателя, имеющего аналогичные показатели вредных выбросов, с целью проведения контрольных испытаний. По требованию надзорных органов или заказчика в таблицу А.2 может быть включена дополнительная информация. В таблицах А.З и

А.4 содержится информация, характеризующая соответственно семейство и группу двигателей. Состав этой информации определяется стандартом [2] для семейства двигателей и стандартом [3] — для группы двигателей. Если концепцию семейства или группы двигателей не используют для двигателя, проходящего испытания, таблицу А.З или А.4 (приложение А) соответственно в отчет не включают.

5.4    Атмосферные условия и параметры двигателя, фиксируемые при испытаниях

В верхней части таблицы А.5 указывают параметры окружающей среды, а в нижней ее части — параметры двигателя, подлежащие регистрации согласно ГОСТ ISO 8178-1. В большинстве случаев при расчетах результатов испытаний используют механическую мощность на выходном валу. Если используют другие виды мощности, например электрическую, тепловую или общую мощность, это должно быть указано в таблице А.5. Расходы топлива, воздуха и отработавших газов указывают в виде объемных или массовых расходов, при этом следует указывать используемые единицы измерения. Измеренные значения параметров следует указывать для каждого режима испытания (общим числом до 11). а средневзвешенные за цикл значения должны быть рассчитаны для указанной мощности и записаны в графе «£(С) х И/Ге». где (С) означает рассматриваемый параметр. Испытательный цикл выбирают в соответствии с ГОСТ ISO 8178-4 и ГОСТ 30574

5.5    Газообразные выбросы

В верхней части таблицы А 6 последовательно для каждого режима испытаний фиксируют измеренные значения концентраций газообразных выбросов вредных веществ в неразбавленных или разбавленных отработавших газах. Число режимов испытаний должно соответствовать выбранному испытательному циклу в соответствии с ГОСТ ISO 8178-4. Метод измерения (по влажному или сухому состоянию) должен быть указан во второй графе. При использовании разбавления в графе В должны быть указаны значения фоновой концентрации (средневзвешенные). Далее в таблице А.6 содержатся некоторые поправочные или расчетные коэффициенты, значения которых должны быть указаны там, где эти коэффициенты применимы. Завершают таблицу А.6 точечные и средневзвешенные за цикл (£(С) * И/,е) значения массовых выбросов с поправкой на влажность (только для NOx) и для влажных состояний, где (С) означает рассматриваемый компонент. Значения массовых выбросов служат основой для расчетов с использованием других единиц измерения, таких как. например, граммы на киловатт-час или граммы на кубический метр.

5.6    Выбросы частиц

В трех верхних блоках таблицы А.7 приводятся измеренные значения параметров, необходимые для расчетов содержания частиц на каждом режиме испытаний. При использовании метода одного фильтра соответствующие значения следует вносить в графу «X» (сумма). Испытательный цикл следует выбирать в соответствии с ГОСТ ISO 8178-4. В подзаголовке таблицы А.7 должно быть указано. какую систему разбавления используют — частичнопоточную или полнопоточную. В зависимости от типа используемой системы должен быть указан расход через смесительный канал, а именно эквивалентный расход разбавленных отработавших газов по влажному состоянию или q^dx) или расход разбавленных отработавших газов по влажному состоянию (Яток или Qva*) Отдельные параметры (например, коэффициент разбавления) требуются не для всех систем Масса частиц соответствует сумме масс на обоих фильтрах, в том числе в случае их раздельного взвешивания. Если выполняют коррекцию массы частиц на величину фона, букву ‘Ь" обводят кружком. Массовый расход следует отмечать как некорректированный или корректированный (с поправкой на влажность) для каждого режима измерения и для усредненного по циклу значения (У(С) * Wfe), где (С) означает рассматриваемый компонент.

5.7    Измерения дымности

Результаты измерений дымности на переходных режимах приводятся в таблице А.8. Испытательный цикл следует выбирать в соответствии с ГОСТ ISO 8178-9 или ГОСТ ISO 8178-10.

Параметры окружающей среды должны быть указаны для каждого режима измерения, чтобы можно было определить необходимость корректировки значений дымности. При необходимости следует ввести поправку на плотность окружающего воздуха, но при этом некоррелированные значения дымности также должны быть включены в отчет. Во всех случаях, когда это необходимо, согласно таблице А 8 в отчет должны быть включены средние значения и значения максимальных расхождений между от-

дельными повторяющимися измерениями дымности. Поскольку для двигателей различного назначения используют разные испытательные циклы дымности, значения дымности должны быть приведены в соответствующих строках таблицы. При испытаниях двигателя на переходных режимах под нагрузкой (вид назначения С1) значения дымности SP3. SP6 и SP9 должны быть указаны в графах 1, 2 и 3 соответственно.

Результаты измерений дымности на установившихся режимах в соответствии с ГОСТ 24028 должны быть указаны в таблице А.8.1. Испытательный цикл следует выбирать в соответствии с ГОСТ 30574 в зависимости от назначения двигателя.

5.8    Информация об испытательном стенде

В таблицах А.9 и А. 10 приводится информация об измерительном оборудовании испытательного стенда. Хотя не вся эта информация является обязательной согласно ГОСТ ISO 8178-1 и ГОСТ ISO 8178-2, указание характеристик использованного измерительного оборудования бывает полезным при проведении контрольных испытаний и при сравнении результатов, получаемых разными лабораториями. В отчете должны быть указаны диапазоны измерения всех приборов, а также их погрешности измерения, в качестве которых принимаются максимальные значения. Параметры датчиков перепада давлений, температуры и влажности должны быть приведены в таблице А.10. Для разбавления газов можно применять различные системы и устройства, такие как. например, объемный насос (PDP), расходомер Вентури с критическим истечением (CFV), изокинетическая система, устройство «двойной Вентури» или анализатор отработавших газов (EGA). При указании условий в весовой камере могут быть использованы их средние значения или диапазон изменения условий в испытательном цикле.

5.9    Характеристики топлива

В таблице А.11 должны быть приведены характеристики топлива, перечисленные в стандарте [1]. Должен быть указан тип топлива, а также значения характеристик топлива, требуемые для данного топлива согласно паспорту продукции Для удобства пользования данной таблицей свойства различных топлив с однородными характеристиками (например, определяющими качество сгорания (цетановое число для дизельного топлива, октановое число по исследовательскому методу для бензина)] объединены в блоки.