Купить ГОСТ 34020-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает общие требования к допустимым отклонениям от номинальных размеров при проектировании, изготовлении, установке и эксплуатации рельсовых путей и ходовых колес грузоподъемных кранов и их тележек для повышения уровня безопасности при работе и исключения увеличения нагрузок на механизмы передвижения. Значения отклонений, приведенные в настоящем стандарте, являются максимально допустимыми. Стандарт не учитывает величины упругих деформаций, возникающих при передвижении кранов и их тележек по рельсовым путям. В некоторых случаях специальные требования для различных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть установлены в соответствующих стандартах. Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1. Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования кранов. Стандарт применим ко всем новым кранам и крановым рельсовым путям, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования, требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с настоящим стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями настоящего стандарта должен определять изготовитель (проектировщик), а при его отсутствии - эксперт, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Обозначения
5 Классификация допусков
6 Допуски
7 Конструктивный допуск
8 Эксплуатационный допуск
9 Особенности выбора допусков для стреловых кранов
9.1 Классификация допусков
9.2 Допуски для стреловых кранов
Дата введения | 01.01.2018 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2018 |
Актуализация | 01.01.2021 |
22.11.2016 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 93-П |
---|---|---|---|
17.03.2017 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 154-ст |
Разработан | АО РАТТЕ | ||
Издан | Стандартинформ | 2017 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
(ISO 12488-1:2012, NEQ)
(ISO 12488-4:2004, NEQ)
ГОСТ
34020—
2016
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2017 |
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. № 93-П)
За принятие проголосовали: | |||||||||||||||||||||||||||
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. № 154-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34020-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
5 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения международных стандартов: ISO 12488-1:2012 «Краны. Допуски для колес и рельсовых путей рабочего хода крана и передвижения тележки. Часть 1. Общие положения» («Cranes — Tolerances for wheels and travel and traversing tracks — Part 1: General», NEQ) и ISO 12488-4:2004 «Краны. Допуски для колес и рельсовых путей рабочего хода крана и передвижения тележки. Часть 4. Стреловые краны («Cranes — Tolerances forwheels and travel and traversing tracks — Part 4: Jib cranes», NEQ)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2017
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
-ч|
Обо
зна
чение
Описание
Допуск на смещение вертикальной оси рельса относительно вертикальной оси стенки подкрановой стальной балки
Графическое представление отклонения
Класс допусков
1
Класс допусков
2
Класс допусков
3
Еди-
Класс допусков ница
4 изме
рения
fmin — минимальная толщина стенки подкрановой стальной балки
lmin Trim |
Примечание — Размер S указан в метрах.
Таблица 4 — Конструктивные допуски для грузовых тележек
Параметр допуска
±0.5 t
Допуск
мм
Обо
зна
чение
Описание
Графическое представление отклонения
Класс допусков
1
Класс допусков
2
Класс допусков
3
Класс допусков 4
Единица
измере
ния
А
Ь
Допуск на колею грузовой тележки, измеренный по оси рельсов рельсового пути или по центру поверхности катания тележечных колес
Допуск на прямолинейность рельса в горизонтальной плоскости на определенном участке (например, длиной 2 м)
Расположение рельса в плане ь 2000 |
±5 для всех пролетов
S< 16
±8 для всех пролетов
S< 16
± 12,5 для всех пролетов S<16
мм
2
4
мм
Описание
Класс допусков
1
Для колеи
Класс допусков
2
Для колеи
Класс допусков
3
Для колеи
Для колеи
Е
Допуск на превышение одного рельса над другим, измеренное в любой плоскости перпендикулярной к направлению рельсового пути тележки
+ | ||
41 1 |
' J |
L, |
S < 2 ± 3,2.
Для колеи S > 2 ±1,6S, но не более
±6,3.
Е< Е
max
S < 2 ±4,2.
Для колеи S > 2 ±2S, но не более ±8
S < 2 ± 5.
Для колеи S > 2 ±2S, но не более ±10
Е< Е
— *- max
S < 2 ±6,3.
Для колеи S > 2 ±3,2 S, но не более ±12,5
Е< Е
мм
F
Допуск на отклонение от общей вертикальной плоскости упоров или буферов тележки
Расположение упоров в плане |
to.es,
но не более ±8
±S, но не более ±10
±1.25S, но не более ±12,5
±1,6S, но не более ±16
мм
Допуск на отклонение вертикальной оси поперечного сечения рельса относительно вертикали на всей длине рельсового пути тележки (наклон рельса)
4
6
9
12
0/00
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 — Конструктивные допуски для ходовых колес кранов |
|
со
Параметр допуска
Допуск
Обо
зна
чение
Описание
Графическое представление отклонения
Класс допусков
1
Класс допусков
2
Класс допусков
3
Класс допусков
4
Единица
измере
ния
Ле
Допуск на величину базы крана
+ ф |
Для е < 3 ± 3,2. Для е > 3 ±е
Для е < 3 ± 4. Для е > 3 ±1,25е
Для е < 3 ± 5. Для е > 3 ±1,6е
Для е < 3 ±6,3. Для е > 3 ±2е
мм
±5
±6,3
±8
±10
ДА/
Л F
Допуск на взаимное смещение осей колес крана или его ходовых тележек, двигающихся по противоположным рельсам, вдоль оси рельса
Допуск на отклонение продольной оси ходовых колес крана от продольной оси рельса
для
независимого
привода.
± 2
для зависимого привода при S < 20.
±[2+0,2(S—20)] для зависимого привода при S > 20
± 0,32 а. ± 0,4 е
для
независимого
привода.
±2,5 для зависимого привода при S < 20.
±[2,5+0,2(S—20)] для зависимого привода при S > 20
± 0,4 а. ± 0,5е
для
независимого
привода.
± 3,2 для зависимого привода при S < 20.
±[3,2+0,2(S-20)] для зависимого привода при S > 20
± 0,5а. ± 0,63е
для
независимого
привода.
± 4
для зависимого привода при
S < 20.
±[4+0,2(S-20)] для зависимого привода при S > 20
± 0,63а. ± 0,8е
мм
мм
Описание
Класс допусков
1
Класс допусков
2
Класс допусков
3
Д/?г
Допуск на отклонение точки (линии) касания дорожки катания колеса подкранового рельса от общей плоскости дорожек катания всех колес.
Ahr — это расстояние между точками контакта колеса и рельса, величина е определяется для точки, находящейся в плоскости опорных точек трех колес, находящихся в контакте с рельсом.
Ahr может приниматься для крана с м ета л л о ко н стру кц и е й моста определенной жесткости и грузовой тележкой с грузом, установленной посередине пролета так, чтобы давление на приводные колеса не изменялось больше, чем на ±5 %.
В случае если такой расчет не проводился, значения Ahr принимают по настоящей таблице.
Для статически определимых металлоконструкций кранов может быть использовано значение
Ahr= 0,4S
Не более 2 для S < 10.
±[2+0,1(S-10)] для S > 10
Не более 2,5 для S < 10.
±[2,5+0,1(S-10)] для S > 10
Не более 3,2 для S < 10.
±[3,2+0,1(S-10)] для S > 10
Не более 4 для S < 10.
±[4+0,1 (S-10)] для S > 10
мм
^ Продолжение таблицы 5
|
со
Описание
Допуск на отклонение положения оси отверстия под установку колеса в вертикальной плоскости.
Допуск назначается для ненагружен-ного кранового моста (без тележки) так, чтобы под номинальной нагрузкой (тележка с номинальным грузом, установленная в середине пролета) ось заняла примерно горизонтальное положение вследствие упругой деформации моста
Допуск на отклонение положения оси колеса в вертикальной плоскости.
Допуск назначается для ненагружен-ного кранового моста (без тележки) так, чтобы под номинальной нагрузкой (тележка с номинальным грузом, установленная в середине пролета) ось заняла примерно горизонтальное положение вследствие упругой деформации моста
+Tj |
Класс допусков 2
Класс допусков 3
Класс допусков 4
+ 1,9 -0,4
-0,5
0/00
+2
-0,5
-0,6
0/00
Параметр допуска
Допуск
Обо
зна
чение
Описание
Графическое представление отклонения
Класс допусков 1
Класс допусков 2
Класс допусков 3
Класс допусков 4
Единица
измере
ния
¥i Ж
CN иг
F
Допуск на отклонение от общей вертикальной плоскости упоров или буферов крана
ц.
±0,8 S, но не более ±8
±S,
но не более ±10
±1,25 S, но не более ±12,5
±1,6 S, но не более ±16
мм
Допуск на параллельность вертикальных осей боковых направляющих горизонтальных роликов в направлении, перпендикулярном к оси рельса
±0,5
±0,63
±0,8
±1
0/00
Pf
Допуск на параллельность вертикальных осей боковых направляющих горизонтальных роликов в направлении вдоль оси рельса
±0,3
±0,4
±0,5
±0,63
0/00
Ah
Допуск на расстояние между верхней плоскостью рельса и f нижним краем боковых направляющих горизонтальных роликов
+0
-1
+0
-1,6
+0
-2,5
+0
-4
мм
Примечание — Размеры D, Db D2, а, е и S указаны в метрах.
ел
Таблица 6 — Конструктивные допуски для ходовых колес грузовых тележек
Параметр допуска
Допуск
Обо
зна
чение
Описание
Графическое представление отклонения
Класс допусков 1
Класс допусков 2
Класс допусков 3
Класс допусков 4
Единица
измере
ния
А
А
Ле
AN
A F
Допуск на колею тележки, измеренный по центру дорожки катания ходового колеса для колес с ребордами
Допуск на колею тележки, измеренный по центру дорожки катания ходового колеса для безребордных колес с боковыми направляющими роликами с одной стороны
Допуск на величину базы тележки
Допуск на взаимное смещение осей колес тележки или ее ходовых тележек, двигающихся по противоположным рельсам, вдоль оси рельса
Допуск на отклонение продольной оси ходовых колес тележки от продольной оси рельса
S±A
Tfqr
TF|Т
Для колеи S < 2 ± 1.
Для колеи S> 2 ±[1+0,1(S-2)]
Для колеи S < 2 ±2.
Для колеи S >2 ±[2+0,1(S-2)]
Для колеи S < 2 ±2,5.
Для колеи S>2
±[2,5+0,1(S-2)]
Для колеи S < 2 ±3,2.
Для колеи S>2 ±[3,2+0,1(S-2)]
мм
♦
♦
4г
ф-
фф-з
•н
ф
$±А
чь
Для колеи S < 2 ±1,6.
Для колеи
S> 2
±[1,6+0,1(S-2)]
Для колеи S < 2 ±3,2.
Для колеи S> 2 ±[3,2+0,1(S-2)]
Для колеи S < 2 ± 4.
Для колеи S >2 ±[4+0,1(S-2)]
Для колеи S < 2 ±5.
Для колеи S >2 ±[5+0,1(S-2)]
мм
, е±Де ,
Для е < 3 ±3,2. Для е > 3 е
Для е < 3 ± 4. Для е > 3 1,25 е
Для е < 3 ±5. Для е > 3 1,6 е
Для е < 3 ±6,3. Для е > 3 2е
мм
Для
независимого
привода
±5.
Для зависимого привода
±2
Для
независимого
привода
±6,3.
Для зависимого привода ±2,5
Для
независимого
привода
±8.
Для зависимого привода ±3,2
Для независимого привода ± 10.
Для зависимого привода ±4
мм
± 0,32а; ± 0,4е
± 0,4а; ± 0,5е
± 0,5а; ± 0,63е
± 0,63а; ±0,8е
мм
Описание
Класс допусков
1
Класс допусков
2
Класс допусков
3
Д/?г
Допуск на отклонение точки (линии) касания дорожки катания колеса подтел еженного рельса от общей плоскости дорожек катания всех колес
Не более 1,6 для S < 2 .
±[1,6+0,1(S-2)] для S > 2
Не более 2 для S < 2 .
±[2+0,1(S-2)] для S > 2
Не более 2,5 для S < 2.
±[(2,5+0,1(S-2)] для S > 2 м
Не более 3,2 для S < 2.
±[(3,2+0,1(S-2)] для S > 2
мм
ДО
Допуск на диаметр колес тележки
о
<
Допуски на диаметр ходового колеса принимаются по Л9 в соответствии с
Допуски на диаметр ходового колеса принимаются по Л9 в соответствии с
Допуски на диаметр ходового колеса принимаются по /79 в соответствии с
Допуски на диаметр ходового колеса принимаются по /79 в соответствии с
мм
Ф к
Допуск на отклонение положения оси отверстия под установку колеса в горизонтальной плоскости
±0,3
±0,4
±0,5
±0,63
0/00
Допуск на отклонение положения оси колеса в горизонтальной плоскости
±0,4
±0,5
±0,63
0/00
Допуск на отклонение положения оси отверстия под установку колеса в вертикальной плоскости
+Ч |
+ 1,9 +2,4
-0,4 -0,5
0/00
Содержание
1 Область применения............................................................................................................................... 1
2 Нормативные ссылки.............................................................................................................................. 1
3 Термины и определения......................................................................................................................... 2
4 Обозначения............................................................................................................................................ 2
5 Классификация допусков ....................................................................................................................... 3
6 Допуски .................................................................................................................................................... 4
7 Конструктивный допуск .......................................................................................................................... 4
8 Эксплуатационный допуск ..................................................................................................................... 4
9 Особенности выбора допусков для стреловых кранов ....................................................................... 4
9.1 Классификация допусков............................................................................................................... 4
9.2 Допуски для стреловых кранов ..................................................................................................... 4
III
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 7 — Конструктивные допуски для сварных и разъемных стыковых соединений рельсовых путей крана и грузовой тележки |
Параметр допуска
Допуск
Обозна
чение
Описание
Графическое представление отклонения
Класс допусков |
Класс допусков |
Класс допусков |
Класс допусков |
Единица |
1 |
2 |
3 |
4 |
измерения |
HF
Допуск на взаимное вертикальное смещение торцов рельсов в сварном соединении
Hf= подлежит удалению шлифовкой Вид в плане
0 - при выполнении сварки на предприятии-изготовителе;
1 макс - при выполнении сварки на месте установки крана
мм
Hs
Допуск на взаимное горизонтальное смещение торцов рельсов
1 макс при условии обеспечения плавности перехода шлифованием с уклоном 1:50
мм
Введение
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к допустимым отклонениям от номинальных размеров при проектировании, установке и контроле при эксплуатации рельсовых путей и связанных с ними колес для передвижения грузоподъемных кранов и их тележек по классификации стандарта ГОСТ 33709.1-2015 с учетом нормативных положений, содержащихся в международных стандартах ISO 12488-1:2012 «Cranes — Tolerances for wheels and travel and traversing tracks — Part 1: General» («Краны. Допуски для колес и рельсовых путей рабочего хода крана и передвижения тележки. Часть 1. Общие положения») и ISO 12488-4:2004 «Cranes — Tolerances for wheels and travel and traversing tracks — Part 4: Jib cranes» («Краны. Допуски для колес и рельсовых путей рабочего хода крана и передвижения тележки. Часть 4. Стреловые краны»).
Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
IV
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек
Cranes. Tolerances for wheels, travel and traversing tracks
Дата введения — 2018—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к допустимым отклонениям от номинальных размеров при проектировании, изготовлении, установке и эксплуатации рельсовых путей и ходовых колес грузоподъемных кранов и их тележек для повышения уровня безопасности при работе и исключения увеличения нагрузок на механизмы передвижения.
Значения отклонений, приведенные в настоящем стандарте, являются максимально допустимыми.
Настоящий стандарт не учитывает величины упругих деформаций, возникающих при передвижении кранов и их тележек по рельсовым путям.
В некоторых случаях специальные требования для различных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть установлены в соответствующих стандартах.
Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1.
Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования кранов.
Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам и крановым рельсовым путям, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Настоящий стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования, требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с настоящим стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями настоящего стандарта должен определять изготовитель (проектировщик), а при его отсутствии — эксперт, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 25346-2013 (ISO 286-1:2010) Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски, отклонения и посадки
ГОСТ 32579.1-2013 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 34017-2016 Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен
Издание официальное
(изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется
в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, ГОСТ 25346, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 допуск: Разность между номинальным и действительным размерами, значение которой указывается в проектной документации, на которую допускается изменение (отклонение, несовпадение) размера, фактически полученного после монтажа, ремонта или реконструкции рельсовых путей или крана, от номинального размера.
Примечание — Величина допуска может быть выражена либо значением разности между фактическим и номинальным размерами, либо в процентах от номинального размера.
3.2 конструктивный допуск: Допуск размера до начала эксплуатации.
Примечание — Определение применяется к новым, отремонтированным или реконструированным (модернизированным) кранам и рельсовым путям.
3.3 эксплуатационный допуск: Допуск размера в процессе эксплуатации рельсовых путей или крана.
4.1 Обозначения, принятые в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Принятые обозначения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Обозначение |
Определение |
AD |
Допуск на диаметр колес крана или грузовой тележки механизма передвижения |
Ае |
Допуск на величину базы крана или тележки |
AF |
Допуск на отклонение продольной оси колес от продольной оси рельса |
Ahr |
Допуск на отклонение точки (линии) касания дорожки катания колеса подкранового рельса от общей плоскости дорожек катания всех колес |
AN |
Допуск на взаимное смещение осей колес или ходовых тележек, двигающихся по противоположным рельсам, вдоль оси рельса |
% |
Допуск на параллельность вертикальных осей боковых направляющих горизонтальных роликов в направлении, перпендикулярном к оси рельса |
Р F |
Допуск на параллельность вертикальных осей боковых направляющих горизонтальных роликов в направлении вдоль оси рельса |
Ф к |
Допуск на отклонение положения оси отверстия под установку колеса в горизонтальной плоскости |
Фг |
Допуск на отклонение положения оси колеса в горизонтальной плоскости |
Ч |
Допуск на отклонение положения оси отверстия под установку колеса в вертикальной плоскости |
Ч |
Допуск на отклонение положения оси колеса в вертикальной плоскости |
bs |
Допуск прямолинейности рельса в плане на участке длиной 1 м от сварного стыка рельса (в одну сторону) |
Допуск прямолинейности рельса по высоте на участке общей длиной 2 м (по 1 м по обе стороны от сварного стыка рельса) |
4.2 При использовании обозначений из таблицы 1 для обозначения эксплуатационных допусков (например, в руководствах по эксплуатации) к ним следует добавлять нижний индекс «w» (например, Aw Sw и т.д.). При необходимости, следует добавлять дополнительный нижний индекс, например:
Алл —эксплуатационный допуск на колею рельсового пути крана;
Ал/2 — эксплуатационный допуск на колею рельсового пути тележки;
Але — эксплуатационный допуск на пролет крана;
Ал,4 — эксплуатационный допуск на колею тележки.
5.1 Основным критерием определения класса допуска является суммарный путь L, проходимый краном за срок службы. При определении класса допуска следует также принимать во внимание чувствительность системы «кран — путь». Класс допусков следует определять по таблице 2.
Таблица 2 — Классы допусков | ||||||||||||
| ||||||||||||
Примечание — В настоящем стандарте чувствительность системы характеризуется величиной дополнительной реакции, которую вызывают отклонения пути в месте контакта колеса с рельсом. Более чувствительными являются системы, имеющие большую статическую неопределимость и большую жесткость. Для высокочувствительных систем следует выбирать более высокий класс допуска, чем рекомендованный в таблице 2. |
6.1 Допуски на рельсовые пути и ходовые колеса должны соответствовать данным, приведенным в таблицах 3—8.
6.2 Величины допусков, приведенные в настоящем стандарте, заданы для средней температуры окружающей среды 20 °С. В случаях, когда средняя температура окружающей среды отличается, допуски должны быть скорректированы.
6.3 Допуски Ahr для кранов и грузовых тележек, приведенные в таблицах 3 и 4, относятся к относительно жестким конструкциям (например, для кранов с коробчатыми металлоконструкциями). Для менее жестких кранов (например, металлоконструкции которых изготовлены из открытых профилей — уголков, швеллеров и т.п.) допуски могут быть уменьшены на один —два класса.
7.1 Контроль допусков следует выполнять для кранов и путей в полностью смонтированном, исправном состоянии без нагрузки. Соответствующие допуски приведены в таблицах 3—6.
7.2 В случаях, когда техническая документация требует различать допуски, следует использовать нижний индекс, например:
А1 — конструктивный допуск на величину пролета крана;
А2 — конструктивный допуск на величину колеи этого крана.
7.3 Конструктивные допуски на стыковые соединения рельсов приведены в таблице 7.
8.1 Эксплуатационные допуски на отклонения рельсовых путей кранов приведены в таблицах 7—10.
8.2 Контроль эксплуатационных допусков выполняют при ненагруженном кране (следует исключить влияние просадки рельса под нагрузкой в случае применения упругих прокладок под рельс).
Примечания
1 Выявленные отклонения номинальных размеров на большие значения, чем приведены в таблице 7, могут быть как следствием ошибок при проектировании рельсовых путей или механизмов передвижения, так и следствием возникших дополнительных нагрузок, приводящих к повышенному износу рельсовых путей, колес, направляющих роликов, а также возможным повреждениям несущих подкрановых конструкций. В таких случаях требуется установить причину с привлечением соответствующих специалистов, а затем ее устранить.
2 При оценке отклонений планового положения рельсового пути следует вместо проектной величины пролета S использовать фактически измеренную колею, установленного на пути крана 5ф. В случае установки на одном пути нескольких кранов эта величина осредняется.
3 При отсутствии участков, препятствующих плавному и свободному передвижению крана (кранов), а также ускоренного износа реборд ходовых колес или головок рельса допускается не проводить измерение отклонений рельсового пути от прямолинейности в горизонтальной плоскости.
9.1 Классификация допусков
9.1.1 Для стреловых кранов с жесткой металлоконструкцией ходового устройства (портала) допуски принимаются по 2-му классу.
9.1.2 Для остальных стреловых кранов допуски должны приниматься по 3-му классу.
Примечание — Применение других классов допусков возможно по согласованию между заказчиком и изготовителем крана.
9.2 Допуски для стреловых кранов
Для стреловых кранов, имеющих на одной опоре от 2 до 16 колес в ряд, установленных на тележках, балансирах и т.п., применяют допуски, приведенные в таблицах 5 и 6, при этом:
- допуск А распространяется на каждую пару противолежащих колес;
- допуск Ле распространяется на базу кранов, грузовых тележек, ходовых тележек и балансиров;
- допуск Ahr относится к середине поверхности катания колеса в точке контакта с рельсом и учитывает накопленные погрешности положения колес, ходовых тележек и балансиров;
- допуски срк, фр хк, хг относятся ко всем колесам и учитывают накопленные погрешности положения и балансиров в соединениях между собой и с ходовой частью.
4
Таблица 3 — Конструктивные допуски для рельсовых путей кранов
Параметр допуска
Допуск
Обо
зна
чение
Описание
Графическое представление отклонения
Класс допусков 1
Класс допусков 2
Класс допусков 3
Класс допусков 4
Еди
ница
изме
рения
Допуск размера колеи (пролета), измеренной по осям рельсов в любой точке рельсового пути
Для пролетов S < 16 ±3.
Для пролетов S > 16 ±[3+0,25(S-16)], но не более ±10
Для пролетов S < 16 ±5.
Для пролетов S > 16 ±[5+0,25(S-16)], но не более ±15
Для пролетов S < 16 ±8.
Для пролетов S > 16 ±[8+0,25(S-16)], но не более ±20
Для пролетов S < 16 ±12,5.
Для пролетов S > 16 ±[12,5+0,25(S-16)], но не более ±25
мм
Допуск на прямолинейность рельса в горизонтальной плоскости в любой точке рельсового пути
±5
±10
±20
±40
мм
Допуск на прямолинейность рельса в горизонтальной плоскости на длине 2 м в любой точке рельсового пути
Расположение рельса в плане Й /2000, |
мм
Допуск на прямолинейность рельса в вертикальной плоскости в любой точке рельсового пути
Допуск на прямолинейность рельса в вертикальной плоскости на длине 2000 мм
Допуск на превышение одного рельса над другим, измеренное в любой плоскости, перпендикулярной к направлению рельсового пути
Расположение рельса по высоте с >2000 |
±5
±10
±20
±40
мм
мм
UJ
Ж
±0,5S, но не более ±5
±S,
но не более ±10
±2S, но не более ±20
±4S, но не более ±40
мм
Обо
зна
чение
Описание
Графическое представление отклонения
Класс допусков 1
Класс допусков 2
Класс допусков 3
Класс допусков 4
Еди
ница
изме
рения
F
Допуск на отклонение от общей вертикальной плоскости упоров или буферов
Расположение упоров в плане |
±0,8S, но не более
±8
±S, но не более
±10
±1,25s, но не более ±12,5
±1,6S, но не более ±16
мм
G
Допуск на отклонение вертикальной оси поперечного сечения рельса от вертикали на всей длине рельсового пути
4
6
9
12
0/00
АЛ
Допуск на отклонение точки (линии) касания дорожки катания колеса подкранового рельса от общей плоскости дорожек катания всех колес
0,5S
или
0,5©, но не более 5.
Для расчета выбирается меньший размер (S или е)
S
или
е,
но не более 10.
Для расчета выбирается меньший размер (S или е)
1.6S
или 1,66, но не более 15.
Для расчета выбирается меньший размер (S или е)
2S
или
2е,
но не более 20.
Для расчета выбирается меньший размер (S или е)
мм