Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

74 страницы

578.00 ₽

Купить ГОСТ 33997-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, эксплуатируемые на автомобильных дорогах (далее - КТС).

Действие стандарта не распространяется на КТС:

1) максимальная скорость которых, предусмотренная их конструкцией, не более 25 км/ч;

2) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;

3) внедорожные КТС.

Безопасность КТС, в конструкцию которых, при эксплуатации внесены изменения, влияющие на безопасность дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке Государствами - членами ЕАСС.

Стандарт устанавливает:

- требования к безопасности КТС в эксплуатации;

- методы проверки безопасности КТС в эксплуатации.

Стандарт предназначен для применения в технологических процессах:

- технического осмотра;

- контроля безопасности КТС в эксплуатации, выполняемого в установленном порядке, специально уполномоченными органами;

- технического обслуживания, ремонта, проверки и регулировки КТС на эксплуатирующих и автосервисных предприятиях;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт КТС.

Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

 Скачать PDF

Переиздание. Июнь 2018 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Обозначения и сокращения

4 Требования к безопасности КТС в эксплуатации

     4.1 Требования к тормозным системам

     4.2 Требования к рулевому управлению

     4.3 Требования к устройствам освещения и световой сигнализации

     4.4 Требования к обеспечению обзорности

     4.5 Требования к шинами и колесам

     4.6 Требования к сцепным устройствам

     4.7 Требования к удерживающим системам пассивной безопасности

     4.8 Требования к задним и боковым защитным устройствам

     4.9 Требования к двигателю и его системам

     4.10 Требования к прочим элементам конструкции

     4.11 Требования к комплектности транспортных средств

     4.12 Требования к обеспечению возможности идентификации транспортных средств

     4.13 Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3

     4.14 Дополнительные требования к специальным транспортным средствам оперативных служб

     4.15 Дополнительные требования к специализированным транспортным средствам

     4.16 Дополнительные требования к специальным транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог

     4.17 Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска

     4.18 Дополнительные требования к автоэвакуаторам

     4.19 Дополнительные требования к транспортным средствам с грузоподъемными устройствами

     4.20 Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов

     4.21 Дополнительные требования к транспортным средствам - цистернам

     4.22 Дополнительные требования к транспортным средствам - цистернам для перевозки и заправки нефтепродуктов

     4.23 Дополнительные требования к транспортным средствам - цистернам для перевозки и заправки сжиженных углеводородных газов

     4.24 Дополнительные требования к транспортным средствам - фургонам

     4.25 Дополнительные требования к транспортным средствам - фургонам, оборудованным местами для перевозки людей

     4.26 Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов

     4.27 Дополнительные требования к троллейбусам

5 Методы проверки безопасности транспортных средств в эксплуатации

     5.1 Методы проверки тормозных систем

     5.1.1 Применимость методов проверки тормозных систем

     5.1.2 Условия проведения проверки тормозных систем

     5.1.3 Режимы функционирования КТС при проведении проверки тормозных систем

     5.1.4 Алгоритм проверки рабочей и запасной тормозных систем

     5.1.5 Выполнение проверки стояночной тормозной системы

     5.1.6 Выполнение проверки вспомогательной тормозной системы

     5.1.7 Проверка узлов и деталей тормозных систем

     5.2 Методы проверки рулевого управления

     5.3 Методы проверки внешних световых приборов

     5.3.1 Проверка наличия, комплектности и работоспособности внешних световых приборов

     5.3.2 Проверка фар ближнего, противотуманного и дальнего света

     5.3.3 Проверка указателей поворота и аварийной сигнализации

     5.4 Методы проверки обзорности

     5.5 Методы проверки шин и колес

     5.6 Методы проверки сцепных устройств

     5.7 Методы проверки средств пассивной безопасности

     5.8 Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием

     5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением от сжатия

     5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов КТС

     5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции

     5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства

     5.13 Методы дополнительной проверки транспортных средств категорий М2 и М3

     5.14 Методы дополнительной проверки специальных транспортных средств

     5.15 Методы дополнительной проверки специализированных транспортных средств

     5.16 Методы дополнительной проверки транспортных средств для перевозки опасных грузов

     5.17 Методы дополнительной проверки транспортных средств — цистерн для перевозки и заправки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов

     5.18 Методы дополнительной проверки троллейбусов

Приложение А (обязательное) Методика расчета показателей эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении

Приложение Б (обязательное) Методика пересчета нормативов тормозного пути КТС в зависимости от начальной скорости торможения

Приложение В (обязательное) Методика автоматической оценки начальной скорости торможения, тормозного пути, установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы при проверке в дорожных условиях инерционным методом

Приложение Г (обязательное) Метрологические и технические характеристики газоанализаторов, тахометров и измерителей температуры

Приложение Д (справочное) Пересчет значений коэффициентов k и N (для дымомера с эффективной базой L, равной 0,43 м)

Приложение Е (справочное) Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения

Приложение Ж (обязательное) Приборы, используемые для измерения уровня шума

Приложение К (обязательное) Схемы установки микрофона для измерения уровня шума КТС

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

33997-

2016

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

КОЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 10-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Малым инновационным предприятием «Международная автомобильно-дорожная экспертиза и консалтинг» (ООО «МИП «МАДИЭКСПЕРТИЗА»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 278 «Безопасность дорожного движения»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. № 93-П).

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166)004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июля 2017 г. № 708-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33997-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Стандартинформ. 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

- 95 % максимально возможной при неподвижном КТС частоты вращения коленчатого вала двигателя, который не развивает указанных значений частоты вращения коленчатого вала.

2.88    шумомер: Прибор для проверки шума, снабженный микрофоном, устройством обработки сигналов и устройством отображения, соответствующий установленным требованиям.

2.89    экологический класс: Классификационный код, характеризующий КТС в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ, наличия и возможностей бортовой системы диагностирования.

2.90    элемент системы выпуска: Один из компонентов системы выпуска (выпускной коллектор, выпускной трубопровод и патрубки, выпускная труба, собственно система снижения шума).

2.91    эксплуатация: Стадия жизненного цикла КТС. на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.

2.92    эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения, определяемая по приложению 5 к (2] и указываемая на дымомере.

2.93    эффективность торможения: Свойство, характеризующее способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению в продольном направлении КТС.

3    Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АБС — антиблокировочная тормозная система.

КТС — колесное транспортное средство;

СИД — светоизлучающий диод ;

СУГ — сжиженный углеводородный газ;

СНГ — сжиженный нефтяной газ;

КПГ — компримированный природный газ;

СПГ — сжиженный природный газ,

СО — оксид углерода;

СН — углеводороды CnHm;

С02 — диоксид углерода;

02 — кислород;

Птт — минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя;

!1пов — повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя;

/.— коэффициент избытка воздуха;

дБА —децибел акустический.

4    Требования к безопасности КТС в эксплуатации

4.1    Требования к тормозным системам

4.1.1    Действие рабочей и запасной тормозных систем при торможении должно быть адекватным воздействию на орган управления тормозной системы.

4.1.2    Рабочую тормозную систему проверяют по параметрам эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении. Запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы проверяют только по эффективности торможения, оцениваемой наибольшими величинами тормозных сил. Применение оценочных параметров тормозных систем на роликовых стендах и в дорожных условиях согласно таблицам 4.1 и 4.2.

4.1.3    Рабочая тормозная система КТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 4.3 либо в дорожных условиях согласно таблице 4 4 Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч. Масса КТС при проверках не должна превышать технически допустимой максимальной массы.

4.1.4    При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей КТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20 % и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25 %.

6

ГОСТ 33997-2016

Таблица 41 — Использование показателей эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении при проверках на роликовых стендах

Наименование показателя

Тормозная система

рабочая

запас

ная

стоя

ночная

без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда

с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

Удельная тормозная сила *

Относительная разность тормозных сил колес оси

+

Автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам или блокирование колес оси на роликах **

* Для тягача и прицепа или полуприцепа показатель рассчитывают раздельно •* Используют только вместо показателя удельной тормозной силы

Примечание — Знак «♦» означает, что показатель следует использовать, знак «—» — показатель не следует использовать

4.1.5. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч КТС категорий М2. М3. N2. N3. 03. 04 не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м. а КТС категорий М1. N1,01 — шириной 2,6 м.

4.1.6 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие показателей эффективности торможения КТС на стенде нормативам таблицы 4.3 либо в дорожных условиях — таблице 4.4 при начальной скорости торможения 40 км/ч.

Таблица 4.2 — Использование показателей эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении при проверках в дорожных условиях

Наименование показателя

Тормозная система

рабочая

запас

ная

стоя

ночная

вспомо

гатель

ная

с АБС

без АБС

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

Тормозной путь

+

+

Установившееся замедление

♦ *

♦ •

+

♦ **

Время срабатывания тормозной системы *

+

Коридор движения

Прямолинейность траектории при торможении

Уклон поверхности, на которой КТС удерживается неподвижно

7

Окончание таблицы 4 2

* Используются совместно только вместо показателя «тормозной путь»

** Разрешается только для КТС. в эксплуатационной документации которых изготовитель допускает применение стояночной тормозной системы при движении КТС

Примечание — Знак «♦» означает, что показатель следует использовать, знак «—» — показатель не следует использовать


4.1.7    Рабочая тормозная система прицепов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.

4.1.8    Стояночная тормозная система должна обеспечивать:

а) для КТС технически допустимой максимальной массы:

-    или значение удельной тормозной силы не менее 0.16:

-    или удержание КТС неподвижным на уклоне (16 ± 1) %;

Таблица 4 3 — Нормативы эффективности торможения КТС при проверках на роликовых стендах

Категория КТС

Усилие на органе управления Р„. Н. не более

Удельная тормозная сила уг не менее для тормозной системы

рабочей

запасной

М1

490 или 980 *

0,50

М2. М3

686 или 980 * (589) ~

0.50

0.25

N1

686 или 980 *

0.45

N2, N3

686 или 980 * (589) м

0.45

0.22

01. 02 (прицепы с инерционным тормозом)

490

0.50

02. 03. 04 (прицепы, исключая оборудованные инерционным тормозом)

686

0.45

02. 03. 04 (прицепы с центральной осью и полуприцепы. исключая оборудованные инерционным тормозом)

686

0.41

L1

350 (200м)

0.42

L2

350 (200м)

0.40

L3

350 (200м)

0.50

L4

350 (200м)

0.46

0,25

L5. L7

500 (400м)

0.44

0,25

L6

500 (400м)

0.40

0,25

L. задний колесный тормоз

0.25

* Для осей КТС. в тормозном приводе которых установлен регулятор тормозных сил м Для ручного органа управления тормозной системы

б)    для частично загруженных КТС. масса которых определена, если не проводилась проверка КТС технически допустимой максимальной массы:

- значение удельной тормозной силы не менее расчетной, равной меньшему из двух значений: 0.15 отношения технически допустимой максимальной массы к фактической массе КТС при проверке, или 0.6 отношения части фактической массы КТС при проверке, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к фактической массе КТС при проверке:

в)    для КТС в снаряженном состоянии в том случае, если не проводилась проверка КТС технически допустимой максимальной массы:

8

Таблица 44 — Нормативы эффективности торможения КТС при проверках в дорожных условиях

Категория КТС

Усилив Рн на органе управления, Н, не более

Тормозной путь Sr м. не более

Установившееся замедление м/с2, не менее

Время срабатывания тормозной системы icp. с. не более

рабочей

тормозной

системы

запасной

тормозной

системы

рабочей

тормозной

системы

запасной

тормозной

системы

М1

490

16.6

4.9

0.6

М1 *

490

19.8

3.9

0.6

М2. М3

686 (589 **)

18.6

30.6

4.9

2.4

0.8

N1

686(589“)

16.6

4.9

0.6

N2. N3

686(589**)

20.0

34.0

4.4

2.2

0.8

L1 •**

350

21 8

14

200

26,9

2.7

L2 ***

350

26.9

21

200

26.9

2.7

L3 ***

350

25 0

4,4

_

_

200

36.2

2.9

L4 —

350

29 4

15

_

200

29.4

3.6

L4 ***

500

_

41.2

_

2.5

400

L5. L6, L7

500(400 -)

22.6

41.2

5.0

2.5

* Для КТС с прицепом без тормозной системы

** Для КТС с ручным органом управления запасной тормозной системы

*** Для КТС категорий LI — L4 в числителе — усилие на ножном органе управления, тормозной путь и установившееся замедление при торможении передним тормозом, в знаменателе — усилие на ручном органе управления, тормозной путь и установившееся замедление при торможении задним тормозом

-    или значение удельной тормозной силы не менее расчетной, равной меньшему из двух значений: 0.15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе КТС при проверке, или 0.6 отношения массы КТС в снаряженном состоянии, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к массе КТС в снаряженном состоянии;

-    или неподвижное состояние на поверхности с уклоном (23 ± 1) % для КТС категорий М и (31 ± 1) % для категорий N1 — N3;

-    или установившееся замедление не менее 2.2 м/с2 при торможении в дорожных условиях с начальной скоростью 20 км/ч КТС категорий М2 и М3, оборудованных стояночной тормозной системой с приводом на пружинные камеры, раздельным с приводом запасной тормозной системы, у которых не менее 0.37 массы КТС в снаряженном состоянии приходится на ось(и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой, или не менее 2.9 м/с2—для КТС категорий N. у которого не менее 0.49 массы КТС в снаряженном состоянии приходится на ось(и). оборудованную(ые) стояночной тормозной системой с указанным приводом.

4.1.9    Стопорный механизм (или функция фиксации) органа управления стояночной тормозной системой должен быть работоспособен.

4.1.10    Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системой для приведения ее в действие, не должно превышать:

а)    в случае ручного органа управления:

-    392 Н — для КТС категории М1;

-    589 Н — для КТС остальных категорий;

б)    в случае ножного органа управления:

-    490 Н — для КТС категории М1;

-    688 Н — для КТС остальных категорий.

9

4.1.11    Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при торможениях в дорожных условиях с начальной скоростью от 25 до 35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0.5 м/с2 для КТС технически допустимой максимальной массы и 0.8 м/с2 — для КТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя (кроме КТС категорий L). Для КТС категорий L технически допустимой максимальной массы и в снаряженном состоянии с учетом массы водителя при торможениях в дорожных условиях с начальной скоростью от 36 до 44 км/ч установившееся замедление должно быть не менее 2.5 м/с2.

4.1.12    Не допускаются:

а)    утечки сжатого воздуха из тормозных камер;

б)    нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе и подтекания тормозной жидкости;

в)    коррозия трубопроводов или деталей тормозного привода, грозящая потерей герметичности или разрушением;

г)    перегибы, видимые перетирания и другие механические повреждения тормозных трубопроводов;

д)    трещины или остаточная деформация деталей тормозного привода;

е)    набухание под давлением, наличие трещин и видимых мест перетирания тормозных шлангов;

ж)    нарушение целостности и демонтаж регулятора тормозных сил. предусмотренного эксплуатационной документацией КТС.

4.1.13    Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пнев-могидравлического тормозного привода должны быть работоспособны.

4.1.14    Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес КТС.

4.1.15    Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).

4.1.16    Требования к АБС (при наличии):

4.1.16.1    Видимые повреждения, ненадежное крепление и отсоединение элементов АБС не допускаются.

4.1.16.2    АБС должна быть комплектна и работоспособна: световой индикатор мониторинга рабочего состояния АБС должен находиться в рабочем состоянии, включаться после включения зажигания и отключаться не позже, чем при достижении КТС скорости 10 км/ч.

4.1.17    На КТС с пневматическим тормозным приводом глушители шума истечения сжатого воздуха из тормозного привода должны быть герметичны, закреплены и работоспособны.

4.2    Требования к рулевому управлению

4.2.1    Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота.

4.2.2    Неработоспособность усилителя рулевого управления, предусмотренного изготовителем в эксплуатационной документации КТС. не допускается. Запрещен демонтаж усилителя рулевого управления, предусмотренного изготовителем в эксплуатационной документации КТС.

4.2.3    Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе при отсутствии управляющих воздействий водителя не допускается.

4.2.4    Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации КТС. а при отсутствии указанных данных — следующих предельных значений:

-    КТС категорий М1 и N1. а также КТС категорий L6 и L7 с автомобильной компоновкой — 10*;

-    КТС категорий М2 и М3 — 20е;

-    КТС категорий N2 и N3 — 25°.

4.2.5    Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем КТС. Не предусмотренные эксплуатационной документацией изготовителя

ГОСТ 33997-2016

КТС перемещения и люфты в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускаются. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

4.2.6    Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации. трещинами и другими дефектами не допускается.

4.2.7    Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления не допускается.

4.3 Требования к устройствам освещения и световой сигнализации

4.3.1    Количество, расположение, назначение, режим работы и цвет огней внешних устройств освещения и световой сигнализации на КТС должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации КТС, при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения.

4.3.2    Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации для заводской комплектации КТС либо, в случае внесения изменений в конструкцию КТС. указанному в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных конструкцией КТС.

4.3.3    Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, замена, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов и класса установленных в них источников света допускается только в соответствии с процедурами оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию КТС в эксплуатации. принятыми государствами — членами Таможенного союза. При этом в качестве дополнительно устанавливаемых на КТС факультативных световых приборов допускается применять только приборы, указанные в таблице 4.5.

Таблица 45 — Требования к дополнительным факультативным световым приборам

Наименование внешних световых приборов

Количество приборов на транспортном средстве

Цвет излучения

Дополнительные требования

Фара-прожектор или прожектор-искатель

1

Белый

Допускается наличие, если они предусмотрены конструкцией КТС

Фары дальнего света

2

Белый

Разрешены для категории N3 При наличии четырех фар дальнего света дополнительные две фары могут использоваться только 8 дневное время для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов

Фонари заднего хода

2

Белый

Разрешены на КТС длиной более 6 м, кроме КТС категории М1 Должны располагаться симметрично оси КТС

Задние габаритные огни

2

Красный

Разрешены для категорий М2, М3. N2. N3. 03 и 04 Устанавливаются симметрично оси КТС. как можно ближе к габаритной ширине КТС и выше обязательных габаритных огней не менее чем на 600 мм

Сигналы торможения

1 центральный, когда его установка не является обязательной. 2 боковых при отсутствии центрального

Красный

Должны быть направлены непосредственно назад Должны располагаться не менее чем на 600 мм выше обязательных сигналов торможения

Сигналы аварийного торможения

Автожелтый или красный

Должна быть обеспечена частота мигания(4±1)Гц

ГОСТ 33997-2016

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Термины и определения...............................................................1

3    Обозначения и сокращения............................................................6

4    Требования к безопасности КТО в эксплуатации...........................................6

4.1    Требования к тормозным системам..................................................6

4.2    Требования к рулевому управлению.................................................10

4.3    Требования к устройствам освещения и световой сигнализации..........................11

4.4    Требования к обеспечению обзорности..............................................16

4.5    Требования к шинам и колесам.....................................................18

4.6    Требования к сцепным устройствам.................................................23

4.7    Требования к удерживающим системам пассивной безопасности.........................24

4.8    Требования к задним и боковым защитным устройствам................................24

4.9    Требования к двигателю и его системам.............................................24

4.10    Требования к прочим элементам конструкции........................................26

4.11    Требования к комплектности транспортных средств...................................27

4.12    Требования к обеспечению возможности идентификации транспортных средств...........28

4.13    Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3..............28

4.14    Дополнительные требования к специальным транспортным средствам оперативных служб. .29

4.15    Дополнительные требования к специализированным транспортным средствам............29

4.16    Дополнительные требования к специальным транспортным средствам для коммунального

хозяйства и содержания дорог.........................................................30

4.17    Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки грузов

с использованием прицепа-роспуска....................................................30

4.18    Дополнительные требования к автоэвакуаторам......................................30

4.19    Дополнительные требования к транспортным средствам с грузоподъемными устройствами .30

4.20    Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов.....31

4.21    Дополнительные требования к транспортным средствам — цистернам...................33

4.22    Дополнительные требования к транспортным средствам — цистернам для перевозки

и заправки нефтепродуктов...........................................................33

4.23    Дополнительные требования к транспортным средствам — цистернам для перевозки

и заправки сжиженных углеводородных газов............................................33

4.24    Дополнительные требования к транспортным средствам — фургонам...................34

4.25    Дополнительные требования к транспортным средствам — фургонам, оборудованным

местами для перевозки людей.........................................................34

4.26    Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов .34

4.27    Дополнительные требования к троллейбусам........................................34

5    Методы проверки безопасности транспортных средств в эксплуатации.......................35

5.1 Методы проверки тормозных систем................................................35

5.1.1    Применимость методов проверки тормозных систем..............................35

5.1.2    Условия проведения проверки тормозных систем.................................36

5.1.3 Режимы функционирования КТС при проведении проверки тормозных систем.........37

5.1.4 Алгоритм проверки рабочей и запасной тормозных систем.........................37

5.1.5    Выполнение проверки стояночной тормозной системы............................39

5.1.6    Выполнение проверки вспомогательной тормозной системы.......................40

5.1.7    Проверка узлов и деталей тормозных систем....................................40

ГОСТ 33997-2016

5.2    Методы проверки рулевого управления.............................................41

5.3    Методы проверки внешних световых приборов........................................42

5.3.1    Проверка наличия, комплектности и работоспособности внешних световых приборов . .42

5.3.2    Проверка фар ближнего, противотуманного и дальнего света.......................42

5.3.3    Проверка указателей поворота и аварийной сигнализации.........................43

5.4    Методы проверки    обзорности......................................................43

5.5    Методы проверки    шин и колес.....................................................44

5.6    Методы проверки сцепных устройств...............................................44

5.7    Методы проверки    средств пассивной безопасности....................................44

5.8    Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием............................44

5.9    Методы проверки двигателей с воспламенением от сжатия..............................47

5.10    Проверка шума выпуска отработавших газов КТС................................... 48

5.11    Методы проверки прочих элементов конструкции.....................................50

5.12    Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного

средства...........................................................................51

5.13    Методы дополнительной проверки транспортных средств категорий М2 и М3..............51

5.14    Методы дополнительной проверки специальных транспортных средств..................51

5.15    Методы дополнительной проверки специализированных транспортных средств...........51

5.16    Методы дополнительной проверки транспортных средств для перевозки опасных грузов.... 52

5.17    Методы дополнительной проверки транспортных средств — цистерн для перевозки

и заправки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.............................53

5.18    Методы дополнительной проверки троллейбусов.....................................54

Приложение А (обязательное) Методика расчета показателей эффективности торможения

и устойчивости КТС при торможении........................................55

Приложение Б (обязательное) Методика пересчета нормативов тормозного пути КТС в зависимости

от начальной скорости торможения.........................................56

Приложение В (обязательное) Методика автоматической оценки начальной скорости торможения.

тормозного пути, установившегося замедления и времени срабатывания тормозной

системы при проверке в дорожных условиях инерционным методом..............57

Приложение Г (обязательное) Метрологические и технические характеристики газоанализаторов.

тахометров и измерителей температуры.....................................59

Приложение Д (справочное) Пересчет значений коэффициентов к и N (для дымомера

с эффективной базой L, равной 0.43 м)......................................61

Приложение Е (справочное) Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (л)

и дымности (к) от времени (0 за единичный цикл свободного ускорения...........62

Приложение Ж (обязательное) Приборы, используемые для измерения уровня шума.............63

Приложение К (обязательное) Схемы установки микрофона для измерения уровня шума КТС.....64

Библиография........................................................................66

IV

ГОСТ 33997-2016

Введение

Настоящий стандарт разработан в соответствии с программой по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований к безопасности колесных транспортных средств, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения таких требований.

Проверка соблюдения требований к безопасности колесных транспортных средств при эксплуатации проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве — члене ЕАСС, в формах технического осмотра, контроля при приемке и выпуске транспортных средств из ремонта и технического обслуживания или при выпуске их на линию, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения.

Порядок проведения проверки выполнения требований к безопасности КТС в эксплуатации, в том числе при техническом осмотре и государственном контропе (надзоре) за безопасностью дорожного движения, определяется национальным законодательством государств — членов ЕАСС.

К находящимся в эксплуатации КТС не применяются требования по наличию подлежащих проверке компонентов, которые не были предусмотрены изготовителем на КТС при их выпуске в обращение.

V

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Motor vehicles and their trailers Safety requirements for roadworthiness and methods of inspection

Дата введения — 2018—02—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на колесные транспортные средства категорий L. М, N и О. эксплуатируемые на автомобильных дорогах (далее — КТС).

Действие настоящего стандарта не распространяется на КТС:

1)    максимальная скорость которых, предусмотренная их конструкцией, не более 25 км/ч;

2)    предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;

3)    внедорожные КТС.

Безопасность КТС. в конструкцию которых при эксплуатации внесены изменения, влияющие на безопасность дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утверхаденным в установленном порядке государствами — членами ЕАСС.

Государства — члены ЕАСС могут принять решение о нераспространении на своей территории положений стандарта на КТС. поставляемые по государственному оборонному заказу.

Стандарт устанавливает:

-    требования к безопасности КТС в эксплуатации;

-    методы проверки безопасности КТС в эксплуатации.

Стандарт предназначен для применения в технологических процессах:

-    технического осмотра;

-    контроля безопасности КТС в эксплуатации, выполняемого в установленном порядке специально уполномоченными органами;

-    технического обслуживания, ремонта, проверки и регулировки КТС на эксплуатирующих и автосервисных предприятиях;

-    на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт КТС.

Классификация КТС по категориям приведена в (1J.

Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

2    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    автоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода.

2.2    антиблокировочная тормозная система (АБС): Тормозная система КТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес в направлении их вращения.

2.3    безопасность КТС: Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния КТС. обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Издание официальное

2 4 блокирование колеса: Прекращение качения колеса при его перемещении по опорной поверхности или на роликах стенда при продолжении их вращения.

2.5    внесение изменений в конструкцию КТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией КТС составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска КТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

2.6    внешние световые приборы: Устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации.

2.7    внешний шум КТС: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами КТС при их функционировании и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические колебания) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.

2.8    вредные вещества: Содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека, — оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды алифатические предельные, формальдегид и дисперсные частицы.

2.9    время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента, в который замедление КТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах принимает максимальное значение или происходит блокировка колеса КТС на роликах стенда.

2.10    вспомогательная тормозная система: Износостойкая (бесконтактная) тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства.

2.11    встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию КТС устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя и накопление данных о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

2.12    двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение инициируется электрической искрой.

2.13    диагностический индикатор: Световой индикатор на панели приборов КТС. информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

2.14    двухтопливное КТС: КТС. предназначенное для эксплуатации как на бензине, так и на сжиженном нефтяном газе, компримированном природном газе или сжиженном природном газе.

2.15    дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1: Выброс загрязняющих веществ с видимыми отработавшими газами двигателей с воспламенением от сжатия, характеризующийся максимальным значением коэффициента поглощения света (см. приложение Д). измеренным в режиме свободного ускорения

2.16    дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов к поглощения и ослабления N света, выполненный в соответствии с требованиями приложения 5 к [2].

2.17    запасная (аварийная) тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости КТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

2.18    изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление КТС (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

2.19    источник света: Один или более элементов для генерирования электромагнитного излучения в оптической области спектра пибо крайний элемент световода, которые могут использоваться в сборе с одной или более прозрачными оболочками и цоколем для механического крепежа и электрического подсоединения.

2.20    класс источника света: Характеристика физического принципа излучения света: лампа накаливания (класс 0): лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс Н), газоразрядная лампа (класс D). светоизлучающий диод (класс LED).

2.21    колесные транспортные средства (КТС): Транспортные средства категорий L. М. N и О, снабженные колесным движителем, предназначенные дпя эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси.

2.22    колесное КТС, находящееся в эксплуатации: КТС. прошедшее государственную регистрацию в установленном порядке.

2.23    комплектное КТС: КТС. пригодное дпя эксплуатации в соответствии с его назначением.

2.24    компоненты КТС: Составные части конструкции КТС, поставпяемые на сборочное производство КТС и (или) в качестве сменных (запасных) частей для КТС. находящихся в эксплуатации.

2

ГОСТ 33997-2016

2.25    контурная (световозвращающая) маркировка: Серия светоотражающих полос, предназначенная для нанесения таким образом, чтобы они указывали очертания КТС сбоку и сзади.

2.26    корректор света фар: Устройство для регулирования вручную с места водителя или в автоматическом режиме угла наклона светового пучка фары ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки КТС. и (или) профиля дороги, и (или) условий видимости.

2.27    коэффициент избытка воздуха ().): Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам измерений состава отработавших газов.

2 28 коэффициент поглощения света к, м"1: Значение дымности, измеренное по основной шкале дымомера с диапазоном от 0 до ».

2.29    коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале с диапазоном от 0 до 100 %.

2.30    масса КТС в снаряженном состоянии: Установленная изготовителем в эксплуатационной документации масса комплектного КТС с водителем без нагрузки и с наличием не менее 90 % штатного запаса топлива.

2.31    минимальная частота вращения nmin, мин"1: Частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода при отсутствии воздействия на орган управления подачей топлива, установленная изготовителем КТС.

2.32    нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному движению КТС при отсутствии возмущающих воздействий.

2.33    обзорность: Свойство конструкции КТС. характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления КТС.

2.34    оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива прибора и точку пересечения осей V и Н на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар.

2.35    оптический центр (центр отсчета): Обозначение на рассеивателе фары точки пересечения его наружной поверхности с осью отсчета светового прибора.

2.36    органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста, без использования средств измерений.

2.37    ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости КТС и опорной поверхности.

2.38    передаточное число рулевого управления: Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес.

2.39    повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя л^^ мин-1: Частота вращения коленчатого вала бензиновых и газовых двигателей в режиме холостого хода, установленная в пределах 2500...2800 мин-1.

2.40    подтекание: Появление жидкости на поверхности и в соединениях деталей герметичных систем КТС. воспринимаемое на ощупь.

2.41    подушка безопасности: Мешок из эластичного материала, наполняемый газом при срабатывании пиротехнического газогенератора.

2.42    порог проскальзывания колеса на роликовых стендах: Значение несоответствия окружной скорости колеса КТС окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда, при котором стенд в автоматическом режиме фиксирует тормозную силу и затем отключает привод блока роликов.

2.43    прибор для проверки тормозных систем в дорожных условиях: Устанавливаемое на КТС средство измерения усилия воздействия на орган управления тормозной системы, замедления КТС при торможении от момента включения тормозной системы до остановки КТС и расчета по полученным результатам начальной скорости торможения, тормозного пути, установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы при контролируемом усилии на органе управления.

2 44 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы КТС в измерительную камеру дымомера. изготовленное в соответствии с приложением к [2].

2 45 проверка безопасности КТС в эксплуатации: Технологическая процедура оценки соответствия безопасности КТС установленным требованиям, предъявляемым при эксплуатации, выпол-

3

няемая установленными методами измерений, технического диагностирования и органолептическими методами

2 46 продольная центральная (средняя) плоскость КТС: Плоскость, перпендикулярная плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи КТС.

2 47 прозрачная часть переднего и боковых окон: Часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание не менее 70 %.

2 48 проскальзывание колеса на роликовых стендах: Несоответствие окружной скорости колеса КТС окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.

2 49 работоспособность: Состояние, при котором КТС или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.50    рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

2.51    рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки КТС.

2.52    разрешенная максимальная масса: Ограничение максимальной массы КТС, установленное нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей КТС.

2.53    рассеиватель: Наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность.

2.54    режим работы внешних световых приборов: Совокупность характеристик функционирования внешних световых приборов КТС. отражающих алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения, его прерывистость или непрерывность.

2.55    режим функционирования КТС при проверке: Совокупность показателей функционирования проверяемого компонента КТС. единообразно поддерживаемых при выполнении проверки технического состояния этого компонента для обеспечения сопоставимости получаемых оценок.

2 56 результат определения дымности в режиме свободного ускорения: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений дымности Х„, отработавших газов дизеля.

2.57    рулевой привод: Система тяг и рычагов, осуществляющая связь управляемых колес КТС с рулевым механизмом.

2.58    свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя КТС от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении органа управления подачей топлива из исходного положения до упора за 0.5... 1,0 с.

2.59    система выпуска или глушитель: Комплект элементов, снижающих шум двигателя и выпуска его отработавших газов.

2.60    система нейтрализации отработавших газов: Совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя.

2.61    система омывания: Система, состоящая из устройства для хранения жидкости и подачи ее на наружную поверхность стекла, а также органов управления для ее приведения в действие и остановки устройства.

2.62    система очистки: Система, состоящая из устройства для очистки наружной поверхности стекла, а также дополнительных приспособлений и органов управления для приведения в действие и остановки устройства.

2.63    стенд для проверки тормозов: Роликовый стенд силового или инерционного типа для определения эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении на роликах, где тормозные силы колес создаются в контакте с роликами за счет подвода энергии от привода стенда, а для инерционных стендов — еще и от инерции дополнительных вращающихся элементов стенда.

2.64    стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания КТС неподвижным.

2.65    световой модуль: Светоизлучающая часть устройства освещения и световой сигнализации КТС, состоящая из оптических, механических и электрических элементов, предназначенная для формирования или усиления светового пучка от источника света.

2.66    суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению КТС.

ГОСТ 33997-2016

2.67    технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса КТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

2.68    техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров КТС, определяющая возможность его применения по назначению.

2.69    торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению КТС.

2.70    тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колесо КТС. вызывающая замедление колеса и (или) КТС.

2.71    тормозная система: Совокупность частей КТС. предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

2.72    тормозной привод: Совокупность частей тормозных систем, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

2.73    тормозной путь: Расстояние, пройденное КТС от начала до конца торможения.

2.74    транспортное средство: Устройство на колесном ходу категорий L. М, N. О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

2.75    угол регулировки светового пучка фар ближнего света или противотуманных фар КТС: Угол менаду наклонной плоскостью, содержащей плоскую верхнюю (левую) границу светового пучка фары ближнего света или противотуманной фары, и горизонтальной плоскостью, проходящей через оптический центр фары.

2.76    удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах КТС к произведению массы КТС в момент измерения тормозных сил на ускорение свободного падения.

2.77    управляемые колеса: Колеса, приводимые в действие рулевым управлением КТС.

2.78    уровень шума, дБА: Характеристика внешнего шума выпускной системы двигателя, измеренного по установленной методике на расстоянии (0.5 ± 0.05) м от среза выпускной трубы двигателя КТС.

2.79    условия выполнения проверки безопасности КТС в эксплуатации: Характеристики среды. места размещения и положения КТС при проверке (в производственном помещении, на рабочем посту, осмотровой канаве, эстакаде или подъемнике, в коридоре движения и др.). обязательности использования технологического оборудования, средств измерений и технического диагностирования.

2.80    установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения от момента окончания периода нарастания замедления до начала его спада в конце торможения.

2.81    устойчивость транспортного средства при торможении: Способность КТС двигаться при торможениях в пределах установленного коридора движения.

2.82    фары типов DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света.

2.83    фары типов HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками света класса Н дальнего HR-света и ближнего НС-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света.

2.84    фары типов R, С, CR: Фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего С-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света.

2.85    фары типов В и типа F3: Фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару.

2.86    холодный тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, составляет менее 100 °С.

2.87    целевая частота вращения коленчатого вала двигателя лц, мин-1: Частота вращения коленчатого вала двигателя, равная:

-    75 % от частоты вращения, соответствующей максимальной мощности, для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, не выше 5000 мин-1;

-    3750 мин-1 для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности. 5000 мин-1 и выше, но менее 7500 мин-1;

-    50 % частоты вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности. 7500 мин-1 и выше:

5