Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

517.00 ₽

Купить ГОСТ 33885-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предназначен для применения при проведении испытаний по санитарно-гигиеническим и экологическим показателям вновь разрабатываемых (модернизируемых), изготавливаемых пассажирских вагонов локомотивной тяги, выпускаемых в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм со скоростями движения до 200 км/ч включительно, а также вагонов габарита «РИЦ» следующих со сменой колеи 1435 мм/1520 мм и двухэтажных вагонов. Стандарт также включает метод испытаний по определению эргономических показателей, несоответствие которых нормативным требованиям может быть причиной травматизма и нарушения здоровья пассажиров и обслуживающего персонала. Стандарт предназначен для оценки пассажирских вагонов локомотивной тяги при проведении испытаний с целью подтверждения безопасных условий проезда пассажиров, обслуживающего персонала и безопасности окружающей среды.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать вместо ГОСТ Р 56393-2015 (ИУС 5-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования

5 Метод испытания по определению эргономических показателей

6 Метод испытания по определению параметров микроклимата

7 Метод испытания по определению точности поддержания температуры воздуха

8 Метод испытания по определению подпора воздуха

9 Метод испытания по определению количества наружного воздуха, подаваемого в вагон

10 Метод испытания по определению уровней искусственной освещенности

11 Метод испытания по определению содержания вредных химических веществ в воздушной среде помещений вагона

12 Метод испытания по определению уровней электрического и магнитного полей промышленной частоты (50 Гц) в помещениях вагона

13 Метод гигиенической оценки системы водоснабжения

14 Метод испытания по определению напряженности электростатических полей в помещениях вагона

15 Метод испытания по определению уровней инфразвука

16 Метод испытания по определению внутреннего шума

17 Метод испытания по определению внешнего шума

18 Метод испытания по определению общей вибрации

19 Требования техники безопасности и охраны окружающей среды

Приложение А (рекомендуемое) Рекомендуемая форма протокола испытаний

Приложение Б (обязательное) Места и точки измерений параметров микроклимата

Приложение В (обязательное) Способ расчета результирующей температуры

Библиография

 
Дата введения01.09.2017
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

25.10.2016УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации92-П
01.12.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1910-ст
РазработанФГУП ВНИИНМАШ
РазработанФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора
ИзданСтандартинформ2017 г.

Passenger cars on locomotive traction. Test methods of sanitary-hygienic and ecological issues

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ

Методы испытаний по санитарно-гигиеническим и экологическим показателям

Издание официальное

ГОСТ

33885-

2016

Москва

Стандартинформ

2017


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФГУП «ВНИИЖГ» Роспотребнадзора)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. № 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2016 г. № 1910-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33885-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5    Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 56393-2015

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии


Рисунок4 — Расположение окна в пассажирском вагоне


Рисунок 5 — Поперечное сечение вагона открытого типа


8



Рисунок 6 — Поперечное сечение купейного вагона


Рисунок 7 — Поперечное сечение вагона с креслами для сидения


Рисунок 8 — Шаг установки кресел при многорядной посадке


9




Рисунок 9 — Расстояние между сиденьями при расположении кресел друг против друга


Рисунок 11 — Продольное сечение вагона-ресторана


10




Рисунок 13 — Унитаз


Рисунок 14 — Верхняя часть унитаза


11




Рисунок 16 — Тамбур


Рисунок 17 — Ступеньки при входе в вагон


12


ГОСТ 33885-2016

со

X

см

СП

Рисунок 18 — Продольное сечение двери

Рисунок 19 — Обеденный стол

5.4.3    Ширину туалетного помещения измеряют в горизонтальной плоскости между противоположными стенками в поперечном сечении, без учета выступающих и заглубленных поверхностей.

5.4.4    Длину туалетного помещения измеряют в горизонтальной плоскости между противоположными стенками в продольном сечении, без учета выступающих и заглубленных поверхностей.

5.4.5    Ширину и длину служебного купе измеряют так же, как купе пассажирского (рисунок 2), с последующим расчетом площади помещения, вычисленной как произведение ширины и длины.

5.4.6    Длину и ширину спальной полки измеряют по нижней части основания полки от края до края.

6 Метод испытания по определению параметров микроклимата

6.1    Определяемые параметры

6.1.1    Для определения параметров микроклимата в холодный и теплый периоды года проводят прямые измерения три раза, через два часа с последующим вычислением среднеарифметических значений:

-    температуры воздуха, fc, °С;

-    относительной влажности воздуха, ф, %;

-    скорости движения воздуха, V, м/с;

-    температуры ограждающих поверхностей, forp, °С.

13

6.1.2    При оценке параметров микроклимата необходимо учитывать следующие расчетные показатели:

-    среднее арифметическое значение температуры воздуха для каждого помещения, fCcp °С;

-    средняя температура ограждающих поверхностей, forp, °С;

-    результирующая температура, РТ, °РТ;

-    алгебраическая разность между средней радиационной температурой (температурой ограждающих поверхностей) и температурой воздуха, М, °С.

6.1.3    Для определения средней радиационной температуры вычисляют площади ограждающих поверхностей, м2, указанных в приложении Б (таблицы Б.2—Б.7).

6.2 Метод испытаний

6.2.1    Места и точки измерений температуры, влажности и скорости движения воздуха, температуры ограждающих поверхностей в спальных вагонах, в вагонах с креслами для сидений и в вагоне-ресторане должны соответствовать приложению Б. Дополнительные измерения проводятся в точках, указанных на рисунках Б. 1 и Б.2.

6.2.2    Параллельно измеряют температуру наружного воздуха у датчика наружной температуры системы управления микроклиматом вагона или на наружной заборной решетке приточного воздуха.

6.3 Средства измерений

6.3.1    При выполнении измерений температуры воздуха и ограждающих поверхностей применяют термометры.

Погрешность измерений термометра не должна превышать ±0,2 °С при измерении температуры воздуха и +0,5 °С при измерении температуры ограждающих поверхностей.

Допускается использовать другие измерительные приборы, обеспечивающие необходимую точность измерений, в том числе инфракрасные лазерные пирометры по ГОСТ 28243.

6.3.2    При выполнении измерений относительной влажности применяют гигрометры с предельным отклонением не более 5,0 % по ГОСТ 30494.

6.3.3    При выполнении измерений скорости движения воздуха применяют анемометры с погрешностью не более 0,05 м/с.

6.3.4    При выполнении измерений линейных размеров применяют следующие средства измерений, имеющие предел допускаемой погрешности измерения размеров ±1 мм:

-    линейка металлическая по ГОСТ 427;

-    рулетка металлическая с ценой деления 1 мм по ГОСТ 7502.

6.4    Порядок подготовки к испытаниям

6.4.1    Заданные значения температуры воздуха при работе климатической системы (системы кондиционирования воздуха) должны составлять:

-    для теплого периода года 24 °С;

-    для холодного периода года 22 °С.

6.4.2    В вагонах с индивидуальным регулированием температуры воздуха в купе, регуляторы температуры в каждом купе переключают на уровни средних значений.

6.5    Условия проведения испытаний

6.5.1    Измерения проводят при движении вагона с эксплуатационной скоростью или в климатической камере.

6.5.2    Измерения проводят при температуре наружного воздуха минус 10 °С и ниже и при температуре наружного воздуха плюс 28 °С и выше, при относительной влажности воздуха не выше 80 % и атмосферном давлении, кПа от 84,0 до 106,7.

6.5.3    Жалюзи (шторы) на всех окнах должны быть открыты.

6.5.4    Измерения проводят при работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в автоматическом режиме.

6.5.5    В теплый период года во время испытаний в стационарных условиях для оценки работы кондиционера должна дополнительно учитываться нагрузка от отсутствующих пассажиров из расчета 0,1 кВт на одного человека, с учетом населенности вагона.

6.5.6    При проведении испытаний в климатической камере необходимо обеспечить имитацию влияния солнечной радиации на вагон. Для имитации солнечной радиации следует установить в вагоне дополнительные источники тепла, из расчета 0,8 кВт/м2 площади остекления служебных и пассажирских помещений вагона со стороны, подвергаемой инсоляции.

ГОСТ 33885-2016

6.5.7 При расчетах мощности имитационных источников тепла следует также учитывать коэффициент теплопропускания солнцезащитных устройств, установленных в вагоне и коэффициент поглощения солнечной радиации стеклом.

6.6 Правила обработки и вычислений результатов испытаний

6.6.1    Среднюю температуру fc, °С и скорость движения воздуха V, м/с в служебных и пассажирских помещениях вагона определяют как среднюю арифметическую величину измеренных значений на уровнях 0,1 м; 1,2 м; 1,7 м от пола, а в туалетных кабинах каксреднюю арифметическую величину измеренных значений на уровнях 0,1 и 1,2 м.

6.6.2    Среднюю температуру ограждающих поверхностей, forp определяют по формуле

,    _    4ю&|    ■    F| I tUQBy F2 I ... ^П0В„ + F? о/^.    (1)

'-Р    F1+F,t...+F„     '    С'

где fn0B — температура каждой из ограждающих поверхностей, °С;

F1, F2,... Fn — площади ограждающих поверхностей, м2.

6.6.3    Алгебраическую разницу между средней температурой ограждающих поверхностей и средней температурой воздуха в помещении At, °С определяют для каждого помещения по формуле

Af = forp-fc,    (2)

где /с — средняя температура воздуха в помещении;

/огр — средняя температура ограждающих поверхностей.

6.6.4    Перепад температур воздуха по вертикали определяют как разность значений температур воздуха, измеренных на высоте 0,1 м и 1,7 м для спальных вагонов или 0,1 ми 1,2 м для вагонов с креслами для сидения.

6.6.5    Перепад температур воздуха по горизонтали (длине) вагона определяют как разность средних температур воздуха в крайних точках вагона (первое — последнее пассажирское купе, начало — конец коридора).

6.6.6    Расчет интегрального показателя результирующей температуры, РТ, °РТ, проводят в соответствии с приложением В.

7 Метод испытания по определению точности поддержания температуры

воздуха

7.1    Предметом измерений является температура воздуха во внутренних помещениях вагона.

7.2    Метод испытания

7.2.1    Температуру воздуха измеряют после выхода системы терморегулирования на установленный режим в течение 3 ч с равными интервалами 5 мин на высоте 1,2 м от пола в центре следующих помещений вагона:

-    купе отдыха проводников;

-    купе служебное;

-    пассажирские купе в купейном вагоне и вагоне открытого типа (первое, среднее, последнее);

-    в специальных вагонах пассажирского типа (специальных вагонах) в середине помещений, предназначенных для нахождения в них обслуживающего персонала или иных категорий работающих.

В салоне измерения температуры воздуха проводят в начале, середине и конце.

7.2.2    Испытания проводят при заданныхзначенияхтемпературы воздуха по 6.4.1, а также отличающихся от исходных на плюс 2 °С и на минус 2 °С как для теплого, так и для холодного периодов года.

7.3    Средства измерений по — 6.3.1 и 6.3.4.

7.4    Порядок подготовки к испытаниям — по 6.4.

7.5    Условия проведения испытаний — по 6.5.

7.6    Правила обработки и вычислений результатов испытаний

7.6.1    Точность поддержания температуры воздуха в помещении оценивают на основе измеренных значений температуры воздуха в помещениях на высоте 1,2 м от пола по 7.2.1.

7.6.2    Точность поддержания значения температуры воздуха в помещении определяют:

а) как точность поддержания средней температуры воздуха (диапазон колебаний температуры воздуха в помещении относительно среднего по времени значения) в каждой точке измерения по формулам (3), (4), а для помещения в целом — по формулам (5) и (6):

15

^maxj ^ср/> *3’

(3)

(4)

^2j = fmin/' “ fcpу> °С>

(5)

(6)

где fcp — среднее по времени значение температуры воздуха в j-й точке за период измерения (3 ч);

л# = 1 Vf    _ г1200 °r-

^1 Zj cp max / rcp > n i=1

Af = !vf    - Г1200 °r-

^2 Zj'cpmin/ ‘cp >

"/=1

где fgp00 — среднее значение температуры воздуха в помещении на высоте 1,2 м за период измерения (Зч);

п — количество измерений температуры воздуха по времени, б) как точность поддержания заданного значения температуры воздуха в помещении по формуле

А/ = f1200 _ t    °с■    (7)

задан ‘ср ‘задан’ '■’>    '    '

где /задан — заданное значение температуры воздуха для автоматического поддержания в помещении при работе систем обеспечения микроклимата по 7.2.2.

7.6.3 Точность поддержания значения температуры воздуха для каждой точки измерения и для всего помещения необходимо сравнивать с нормативными значениями для соответствующего периода года.

8 Метод испытания по определению подпора воздуха

8.1    Определение подпора воздуха осуществляют методом прямого измерения избыточного давления.

8.2    Средства измерений

8.2.1    При выполнении измерений применяют манометр дифференциальный поГОСТ 18140. Предел основной допускаемой абсолютной погрешности измерений не должен превышать 2 Па.

8.2.2    Разрешается использовать средства измерения избыточного давления, обеспечивающие класс точности измерений не ниже 1,0 по ГОСТ 2405.

8.2.3    Для измерения скорости движения наружного воздуха используют анемометры по 6.3.3.

8.3    Условия проведения испытаний

8.3.1    Испытания проводят внутри вагона в стационарных условиях.

8.3.2    Скорость движения наружного воздуха не должна превышать 5 м/с.

8.4    Метод испытаний

8.4.1    Средства измерений размещают в помещении вагона.

8.4.2    Место размещения приборов в помещениях вагона произвольное на горизонтальной поверхности.

8.4.3    На внешнюю сторону кузова вагона выводят приемник воздушного давления, который присоединяют к дифференциальному манометру трубопроводом. Трубопровод выводят через любое конструкционное отверстие кузова вагона (без нарушения герметичности), без перегибов, изломов и повреждений. Приемник должен быть защищен экраном от воздействия осадков и тканевым чехлом от влияния потоков ветра площадью 0,01 —0,02 м2. Обеспечить неподвижное положение прибора и трубок в период измерений.

8.4.4    В вагонах купейных, открытого типа, с креслами для сидения и специальных вагонах пассажирского типа (специальных вагонах) измерения подпора воздуха проводят в пассажирских помещениях. Двери, отделяющие пассажирские помещения от иных помещений вагона, должны быть закрыты. Двери всех пассажирских купе должны быть открыты. В вагонах-ресторанах измерения проводят в обеденном зале и на кухне. Двери (окна) между обеденным залом и кухней должны быть при этом открыты. В багажных и почтовых вагонах измерения проводят в служебных помещениях и помещениях для отдыха. Все двери между этими помещениями должны быть открыты. Переходные двери в иные помещения вагона должны быть закрыты.

ГОСТ 33885-2016

8.4.5    Измерения начинают не ранее, чем через 15 мин после выхода системы вентиляции вагона на штатный режим.

8.4.6    В каждой точке дискретно проводят серию измерений. Общее время измерений должно составлять 5 мин.

8.5 Правила обработки результатов испытаний

8.5.1    Условия и результаты испытаний регистрируют в журнале испытаний.

8.5.2    Значения подпора воздуха определяют как среднеарифметическое значение полученных при измерениях результатов в каждой точке измерения.

9 Метод испытания по определению количества наружного воздуха, подаваемого в вагон

9.1    Метод испытания

9.1.1    Проведение измерений осуществляют в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 12.3.018.

9.1.2    При отсутствии прямолинейных участков воздуховода для подачи наружного воздуха в вагон следует использовать накладной раструб на воздухозаборные решетки, обеспечивающий расположение мерного сечения в месте, делящем выбранный для измерения участок в отношении 3:1 в направлении движения воздуха. Раструб должен полностью накрывать воздухозаборную решетку, плотно соприкасаться с поверхностью кузова вагона для исключения утечек воздуха и погрешности измерений.

9.2    Средства измерений

9.2.1    Для измерений скорости движения воздуха, подаваемого в вагон, используют анемометры по ГОСТ 6376 и термоанемометры. Погрешность измерений не должна превышать 5 %.

9.2.2    Допускается использовать другие средства измерений, обеспечивающие проведение измерений объема подаваемого воздуха. Они должны иметь чувствительность и размеры, достаточные для усреднения скорости движения воздуха по всему диапазону вариаций (5—3000 м3/ч).

9.2.3    Измерения температур наружного воздуха проводят термометрами по ГОСТ 112 и ГОСТ 9871 или термоэлектрическими преобразователями (в комплекте с термопарами с номинальными статистическими характеристиками по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт1)), имеющими диапазон измерений от минус 40 °Сдо плюс 60 °С.

Погрешность измерений термометра не должна превышать ±0,2 °С.

9.2.4    При выполнении измерений относительной влажности воздуха применяют гигрометры с предельным отклонением не более 5,0 % по ГОСТ 30494.

9.2.5    Для измерения линейных размеров элементов воздуховодов применяют рулетку металлическую с ценой деления 1 мм по ГОСТ 7502.

9.3 Условия проведения испытаний

9.3.1    Испытания проводят в стационарных условиях. Вагон размещают в производственном помещении или в климатической камере. Допускается проведение испытаний на открытой территории при скорости ветра менее 1 м/с.

9.3.2    Питание системы вентиляции вагона должно осуществляться от внешнего источника энергоснабжения. Система вентиляции и кондиционирования воздуха вагона должна работать в автоматическом режиме.

9.3.3    Перед началом и по окончании испытаний измеряют температуру и относительную влажность наружного воздуха.

9.3.4    Испытания проводят при:

-    температуре окружающей среды от 10 °С до 40 °С;

-    относительной влажности окружающего воздуха 10 % — 85 %.

9.4    Проведение испытаний

9.4.1 Испытания проводят с точностью:

-    скоростей движения воздуха, м/с — до одного десятичного знака;

-    линейных размеров воздуховодов, м — до третьего десятичного знака.

^ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.585-2001 «Государственная система обеспечения единства измерений. Термопары. Номинальные статические характеристики преобразования».

17

ГОСТ 33885-2016

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки...................................................1

3    Термины и определения.................................................2

4    Общие требования....................................................5

5    Метод испытания по определению эргономических показателей.......................5

6    Метод испытания по определению параметров микроклимата........................13

7    Метод испытания по определению точности поддержания температуры воздуха............15

8    Метод испытания по определению подпора воздуха..............................16

9    Метод испытания по определению количества наружного воздуха, подаваемого в вагон.......17

10 Метод испытания по определению уровней искусственной освещенности................18

11    Метод испытания по определению содержания вредных химических веществ в воздушной среде

помещений вагона..................................................20

12    Метод испытания по определению уровней электрического и магнитного полей промышленной

частоты (50 Гц) в помещениях вагона.......................................22

13    Метод гигиенической оценки системы водоснабжения............................24

14    Метод испытания по определению напряженности электростатических полей в помещениях

вагона..........................................................25

15 Метод испытания по определению уровней инфразвука...........................26

16    Метод испытания по определению внутреннего шума............................28

17    Метод испытания по определению внешнего шума..............................30

18 Метод испытания по определению общей вибрации.............................30

19    Требования техники безопасности и охраны окружающей среды.....................31

Приложение А (рекомендуемое) Рекомендуемая форма протокола испытаний...............33

Приложение Б (обязательное) Места и точки измерений параметров микроклимата...........34

Приложение В (обязательное) Способ расчета результирующей температуры...............40

Библиография........................................................41

9.4.2    При выполнении испытаний выполняют измерения скоростей движения воздуха от каждой воздухозаборной решетки три раза по 30 с при каждом измерении.

9.4.3    При использовании средств измерений по 9.2.2 измерения выполняют в соответствии с инструкцией к ним.

9.5 Обработка результатов испытаний

9.5.1    Условия и результаты испытаний регистрируют в журнале испытаний.

9.5.2    Среднюю скорость движения воздуха определяют по ГОСТ 12.3.018 (пункт5.7).

9.5.3    Количество наружного воздуха, подаваемого в вагон через одну воздухозаборную решетку, V), м3/ч, определяют по ГОСТ 12.3.018 (пункт 5.8).

9.5.4    Общее количество наружного воздуха, VQ, м3/ч, подаваемого в вагон через все воздухозаборные решетки (объемный расход), определяют как сум му значений, вычисленных по 9.5.3.

9.5.5    Определение количества наружного воздуха, приходящегося на одного человека в час, рассчитывают отношением общего количества наружного воздуха, подаваемого в вагон через все воздухозаборные решетки, к количеству мест, указанных в конструкторской документации на вагон.

10 Метод испытания по определению уровней искусственной освещенности

10.1    Метод испытания

Измерение уровней искусственной освещенности осуществляют методом прямого однократного измерения в точках, указанных в таблице 2.

10.2    Средства измерений

Общие требования — в соответствии с разделом 4.

При выполнении испытаний применяют люксметры, требования к которым приведены в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

10.3    Перед проведением испытаний проверяют состояние светильников (загрязнение, укомплектованность отражателями, решетками, рассеивателями), определяют число негорящих ламп и проводят их замену.

10.4    Условия проведения испытаний

10.4.1    Измерения освещенности при рабочем и аварийном освещениях в вагоне, проводят в темное время суток, когда отношение естественной освещенности к искусственной составляет не более 0,1. Шторы на окнах во всех помещениях вагона должны быть закрыты.

10.4.2    При работе с люксметром необходимо соблюдать следующие требования:

-    приемная пластина фотоэлемента должна размещаться в точках измерения в горизонтальной или вертикальной плоскости;

-    на фотоэлемент не должны падать тени от оператора, проводящего измерения.

10.4.3    Испытания в помещениях вагона проводят при температуре воздуха от 10 °С до 40 °С в точках, указанных в таблице 2.

Табл и ца 2 — Контрольные точки для измерений искусственной освещенности в вагонах при рабочем и аварийном освещении

Вагоны

Точки измерений

1.1 Пассажирские вагоны

на горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола и расстоянии 0,6 м от спинки дивана на поверхности столика

на горизонтальной плоскости от светильника местного освещения, на высоте 0,5 м от поверхности дивана и на расстоянии 0,6 м от светильника

измерение проводят в одной точке, на расстоянии 0,5 м от окна измерение проводят в одной точке, в центре стола

измерение проводят в одной точке

^ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54944-2012 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности» (подраздел 4.1).

ГОСТ 33885-2016

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ Методы испытаний по санитарно-гигиеническим и экологическим показателям

Passangercars on lokomotive traction. Test methods of sanitary-hygienic and ecological issues

Дата введения —2017—09—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт предназначен для применения при проведении испытаний по санитарно-гигиеническим и экологическим показателям вновь разрабатываемых (модернизируемых), изготавливаемых пассажирских вагонов локомотивной тяги, выпускаемых в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм со скоростями движения до 200 км/ч включительно, а также вагонов габарита «РИЦ» следующих со сменой колеи 1435 мм/1520 мм и двухэтажных вагонов (далее — вагонов).

1.2    Настоящий стандарт также включает метод испытаний по определению эргономических показателей, несоответствие которых нормативным требованиям может быть причиной травматизма и нарушения здоровья пассажиров и обслуживающего персонала.

1.3    Настоящий стандарт предназначен для оценки пассажирских вагонов локомотивной тяги при проведении испытаний с целью подтверждения безопасных условий проезда пассажиров, обслуживающего персонала и безопасности окружающей среды.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.091-2012 Безопасность электрического оборудования для измерения, управления и лабораторного применения. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.018-79 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

Издание официальное

ГОСТ 112-78 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия ГОСТ 166-89 (ИСО 3599—76) Штангенциркули. Технические условия ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапо-ромеры. Общие технические условия

ГОСТ 6376-74 Анемометры ручные со счетным механизмом. Технические условия ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 9871-75 Термометры стеклянные ртутные электроконтактные и терморегуляторы. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Испытания для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования ГОСТ 18140-84 Манометры дифференциальные ГСП. Общие технические условия ГОСТ 26918-86 Шум. Методы измерения шума железнодорожного подвижного состава ГОСТ 28243-96 Пирометры. Общие технические требования

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях ГОСТ 31248-2004 Вибрация. Измерение и анализ общей вибрации, воздействующей на пассажиров и бригаду рельсового транспортного средства ГОСТ 31862-2012 Вода питьевая. Отбор проб

ГОСТ 31952-2012 Устройства водоочистные. Общие требования к эффективности и методы ее определения

ГОСТ 32203-2013 (ISO 3095:2005) Железнодорожный подвижной состав. Акустика. Измерение внешнего шума

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    вагоны пассажирские: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

3.2    вагон багажный: Вагон, оборудованный багажным отсеком; в зависимости от назначения, вагон может быть оборудован: служебным отделением, купе для отдыха обслуживающего персонала, туалетным помещением с душем.

3.3    вагон купейного исполнения первого класса с креслами (местами) для сидения: Вагон, оборудованный двухместными и четырехместными купе повышенной комфортности, служебным отделением, купе для отдыха проводника (при необходимости), двумя туалетными помещениями общего пользования.

3.4    вагон купейного исполнения второго класса с креслами (местами) для сидения: Вагон, оборудованный трех-, шестиместными купе, служебным отделением, купе для отдыха проводника (при необходимости), двумя туалетными помещениями общего пользования.

3.5    вагон открытого типа третьего класса: Вагон, оборудованный спальными местами, расположенными в открытых пассажирских отсеках, служебным отделением, купе для отдыха проводника, двумя туалетными помещениями общего пользования. В каждом отсеке устанавливают три спальных дивана и три спальных полки.

3.6    вагон повышенной комфортности: Вагон, оборудованный: одно-, двухместными купе, душевым модулем, туалетной кабиной, залом-гостиной с буфетной стойкой, системой трансляции аудио- и видеопрограмм. Остальные помещения такие же, как в купейном вагоне класса «люкс».

ГОСТ 33885-2016

3.7    вагон почтовый: Вагон, предназначенный для перевозки почтовых отправлений и оборудованный помещениями для перевозки почты и посылок, помещением для сортировки почтовой корреспонденции, служебным отделением, купе для отдыха обслуживающего персонала, туалетным помещением сдушем.

3.8    вагон салонного исполнения первого или второго классов с креслами (местами) для сидения: Вагон, оборудованный одним или несколькими пассажирскими салонами с креслами (местами) для сидения соответствующего класса и проходом, служебным отделением, купе для отдыха проводника (при необходимости), двумя туалетными помещениями общего пользования.

3.9    вагон с кафе-буфетом: Вагон, оборудованный служебным отделением, купе для отдыха проводника (при необходимости), пассажирскими купе со специальными местами или салоном с местами для сидения, раковиной для мытья рук пассажиров, туалетным помещением для обслуживающего персонала вагона, буфетной стойкой, залом для приема пищи (при необходимости), холодным шкафом, кухонным отделением с оборудованием для быстрого разогрева полуфабрикатов и быстрозамороженных кулинарных изделий высокой степени готовности, моечной столовой посуды, оборудованной одногнездной моечной раковиной, кладовой для хранения продуктов, мусоросборником для пищевых отходов с крышкой и полиэтиленовыми пакетами, может быть оборудован местами для сидения около буфетной стойки.

3.10    вагон странсформируемым купе: Вагон, оборудованный пассажирскими купе, которые при необходимости (изменении пассажиропотока) силами поездной бригады могут быть трансформированы в двух или четырехместные спальные купе или в шестиместные купе с местами для сидения. Остальные помещения как в купейном вагоне второго класса.

3.11    вагон туристический: Вагон, предназначенныйдля перевозки туристов, организации досуга туристов в туристических поездках и оборудованный местами для отдыха пассажиров, служебным отделением, купе для отдыха проводника, туалетным помещением сдушем.

3.12    вагон-клуб: Вагон, предназначенныйдля демонстрации кинофильмов и показа театрализованных представлений и оборудованный зрительным залом со сценой, теле- и киноэкраном и соответствующими воспроизводящими видеосистемами, помещением для библиотеки и артистической уборной, служебными помещениями, купе для отдыха проводников и обслуживающего персонала, туалетной кабиной, душевым модулем, установкой энергоснабжения, двумя тамбурами.

3.13    вагон-магазин: Вагон, предназначенный для организации торгового обслуживания населенных пунктов при отсутствии в населенных пунктах стационарных торговых точек и оборудованный торговым залом, помещением для хранения нескоропортящихся продуктов и промышленных товаров, холодильными шкафами, служебным отделением, купе для отдыха проводника, туалетным помещением, душевой установкой.

3.14    вагон-передвижная камера хранения: Вагон, предназначенныйдля перевозки багажа пассажиров в составах пассажирских поездов и оборудованный служебным отделением, купе для отдыха проводника, багажным отсеком и помещением с камерами хранения, туалетным помещением с душем.

3.15    вагон-поликлиника: Вагон, предназначенный для проведения медицинских профилактических осмотров и диагностики заболеваний и оборудованный купе — врачебными кабинетами, помещениями для отбора лабораторных анализов, кабинетами рентгеновской и ультразвуковой диагностики, служебным отделением, купе для отдыха проводника и обслуживающего персонала, туалетным помещением сдушем.

3.16    вагон-ресторан: Вагон, предназначенныйдля организации питания пассажиров в пути следования и оборудованный: одним или несколькими обеденными залами со столами и креслами (диванами), барной стойкой с посадочными местами около стойки, кухней, отсеком или помещением для мытья столовой посуды, холодильными шкафами, кладовой для хранения продуктов, раковиной для мытья рук пассажиров, туалетным помещением сдушем для персонала вагона-ресторана.

3.17    вагон-салон: Вагон, предназначенный для обеспечения комфортных условий проезда и выполнения служебных обязанностей в полевых условиях и оборудованных служебным отделением, купе для отдыха проводника, бытовыми и рабочими помещениями, салоном, душем, туалетными помещениями.

3.18    вагон-электростанция: Вагон, предназначенный для электроснабжения пассажирских вагонов с централизованной системой энергоснабжения и оборудованный машинным отделением с дизель-генераторами или преобразователями, служебным отделением, мастерской.

3.19    вагон-храм: Вагон, предназначенный для проведения религиозных служб и обрядов, должен быть оборудован необходимыми помещениями для проведения религиозных служб и обрядов, служебным отделением, купе для отдыха проводника (при необходимости), туалетным помещением с душем.

3

3.20    вредное вещество: Вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызывать отравления, заболевания или отклонения в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений, обнаруживаемые современными методами.

3.21    гигиенический норматив: Установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующее тот или иной фактор среды обитания человека с позиций его гигиенической безопасности и (или) безвредности для человека.

3.22    искусственная освещенность: Освещение, выполненное искусственными источниками света.

3.23    испытания санитарно-гигиенические: Испытания по установлению соответствия (несоответствия) характеристик пассажирских вагонов, или отдельных его систем требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организациями, аккредитованными в установленном порядке.

3.24    купе пассажирское: Часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, ограниченная по ширине поперечными перегородками, по длине: с одной стороны боковиной вагона и с другой стороны продольной перегородкой с дверью.

3.25    купе служебное: Часть пассажирского вагона, предназначенная для работников поездной бригады и обслуживающего персонала, ограниченная по ширине поперечными перегородками, по длине: с одной стороны боковиной вагона и с другой стороны продольной перегородкой с дверью, в которой расположены органы управления оборудованием вагона или группы вагонов и не допускается нахождение пассажиров.

3.26    купейный вагон класса «люкс»: Вагон, оборудованный одноместными купе с одним спальным диваном, туалетным помещением для индивидуального пользования, умывальником и душевой, служебным отделением, купе для отдыха проводника, туалетом общего пользования.

3.27    купейный вагон первого класса: Вагон, оборудованный двухместными купе, служебным отделением, купе для отдыха проводника и не менее чем двумя туалетными помещениями общего пользования.

3.28    купейный вагон второго класса: Вагон, оборудованный четырехместными купе с четырьмя спальными местами (двумя диванами и двумя спальными полками), служебным отделением, купе для отдыха проводника (при необходимости), двумя туалетными помещениями общего пользования.

3.29    купейный вагон второго класса — штабной: Вагон, оборудованный:

-    купе с радиооборудованием;

-    купе для проезда инвалида, использующего кресло-коляску, и сопровождающего его лица (при необходимости);

-    бытовым помещением с душем для проводников (поездной бригады);

-    пассажирскими купе;

-    служебным отделением;

-    купе для отдыха проводника (при необходимости);

-    двумя туалетами общего пользования, один из которых доступен для инвалидов, использующих кресло-коляску (при необходимости);

-    тамбурами.

3.30    метод испытания: Правила применения определенных принципов и средств испытаний.

3.31    освещенность: Отношение светового потока, падающего на элемент поверхности, содержащий данную точку, к площади этого элемента.

3.32    параметры микроклимата: Комплекс физических факторов, оказывающих влияние на теплообмен организма человека с окружающей средой и его тепловое состояние, включающий температуру, влажность, скорость движения воздуха и тепловое излучение.

3.33    перепад температур по вертикали: Величина изменения температуры воздуха по вертикали.

3.34    перепад температур по горизонтали: Величина изменения температуры воздуха по горизонтали.

3.35    подпор воздуха: Избыточное давление, поддерживаемое в вагоне относительно внешней среды при работе системы вентиляции вагона.

3.36    полка спальная: Место для сидения или лежания пассажиров и поездного персонала, ограниченное подлине и ширине краями спальной полки.

3.37    результирующая температура: Интегральный показатель, в который входят: температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, средняя радиационная температура.

4

ГОСТ 33885-2016

3.38    салон: Помещение вагона без перегородок или с единичными перегородками.

3.39    сечение поперечное: Сечение, плоскость которого перпендикулярна продольной оси вагона или длинной стороне объекта измерения.

3.40    сечение продольное: Сечение, плоскость которого параллельна длинной стороне объекта измерения.

3.41    специальные вагоны пассажирскоготипа (специальные вагоны): Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам (вагон с кафе-буфетом, вагон-ресторан, багажный вагон, почтовый вагон, вагон-электростанция, вагон повышенной комфортности, вагон-салон, туристический вагон, вагон-гараж, вагон — передвижная камера хранения, вагон с трансформируемыми купе) и вагоны, предназначенные для организации обслуживания населения (вагон-магазин, вагон-клуб, вагон-поликлиника, вагон-храм и другие).

3.42    средняя радиационная температура: Алгебраическая разность между температурой воздуха в помещении и средней температурой ограждающих поверхностей.

3.43    теплый период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10 °С.

3.44    химическое загрязнение воздушной среды: Изменение химического состава воздушной среды помещений пассажирских вагонов в процессе деструкции полимерсодержащих конструкционных и отделочных материалов, вызывающее опасность для здоровья пассажиров и поездных бригад.

3.45    холодный период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха +10 °С и ниже.

4    Общие требования

4.1    Все работы по подготовке и проведению испытаний проводят под непосредственным руководством и контролем руководителя испытаний.

4.2    Все окна и двери должны быть закрыты.

4.3    Не допускается проведение испытаний при неблагоприятных атмосферных условиях (дождь, град, ураган, ливень, метель, снегопад, гроза).

4.4    Все средства измерения, используемые при проведении испытаний, должны быть утверждены и иметь действующие свидетельства о поверке.

4.5    Для регистрации времени измерений используют секундомер (часы-секундомер, хронограф), обеспечивающие измерение времени в течение не менее 24 ч с погрешностью ±1 с.

4.6    Результаты испытаний оформляют протоколом. Рекомендуемая форма протокола испытаний представлена в приложении А.

4.7    В двухэтажных вагонах измерения показателей проводят на каждом этаже.

5    Метод испытания по определению эргономических показателей

5.1    Испытания проводят в вагоне при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.

Уровни освещенности на измеряемых поверхностях должны быть не менее 200 лк.

5.2    Средства измерений

При выполнении измерений применяют следующие средства измерений:

-    линейка металлическая по ГОСТ 427;

-    рулетка металлическая с ценой деления 1 мм по ГОСТ 7502;

-    штангенциркуль класса точности 1 поГОСТ 166;

-    дальномер лазерный.

5.3    Предел допускаемой погрешности измерения размеров:

+1 мм — линейкой, рулеткой;

+1,5 мм — дальномером лазерным.

5.4    Метод измерений

5.4.1    Измерения линейных размеров включают: измерения длины, ширины, высоты, глубины. Измерения проводят однократно.

5.4.2    Номенклатура показателей измерений линейных размеров и эргономических показателей пассажирских вагонов и элементов внутреннего оборудования указаны в таблице 1 по схемам, представленным на рисунках 1—19.

5

Таблица 1 — Эргономические показатели пассажирских вагонов и элементов внутреннего оборудования

В миллиметрах

Наименование показателя

Схема проведения измерений

Высота купе пассажирского

рисунок 1

Длина купе пассажирского

Ц,рисунок 2

Ширина купе пассажирского

В^ рисунок 2

Длина спальной полки

1_2, рисунок 3

Ширина спальной полки

В2, рисунок 3

Расстояние от пола до нижней спальной полки

Н2, рисунок 1

Расстояние по высоте между нижней и верхней спальными полками

Н3, рисунок 1

Расстояние по высоте между верхней спальной полкой и потолком

Н4, рисунок 1

Высота нижней кромки остекления окна от пола

Н5, рисунок 4

Высота верхней кромки остекления окна от пола

Н6, рисунок 4

Высота коридора (прохода)

Н7, рисунок 5, 6

Ширина коридора в купейном вагоне: - на высоте 1,2 м от пола

В3, рисунок 6

- по полу

В4, рисунок 6

Ширина прохода в вагоне открытого типа:

- между поручнями, на высоте 1,2 м от пола

В5, рисунок 5

- между боковыми стенками рундуков на высоте 0,15 м от пола

В6, рисунок 5

Ширина прохода в вагоне с креслами для сидения

В7, рисунок 7

Шаг установки кресел при многорядной посадке

1_3, рисунок 8

Расстояние между сиденьями при расположении кресел друг против друга

1_4, рисунок 9

Ширина прохода между рядами столов в обеденном зале вагона-ресторана

В8, рисунок 10

Расстояние в горизонтальной проекции между краем стола и передним краем сиденья в обеденном зале

1_5, рисунок 11

Высота бортиков, расположенных по периметру кухонной плиты

Hg -|, Hg 2) рис. 12

Высота унитаза над полом

Н9, рисунок 13

Длина унитаза

L6, рисунок 14

Ширина унитаза

В9, рисунок 14

Высота установки умывальника в туалете

Н10, рисунок 15

Длина тамбура

1_7, рисунок 16

Ширина тамбура

В10, рисунок 16

Глубина ступеньки на подножках

Н^, рисунок 17

Ширина ступеньки на подножках

В^, рисунок 17

Расстояние между ступеньками по вертикали

Н12, рисунок 17

Ширина дверного проема в свету

Н13, рисунок 18

Высота дверного проема в свету

В12, рисунок 18

Высота бортиков обеденного стола

Н14, рисунок 19


Рисунок 1 — Поперечное сечение купейного вагона


Рисунок 2 — Продольное сечение вагона. Купе пассажирское (вид в плане)



Рисунок 3 — Спальная полка


7