ГОСТ 28837-90 (ИСО 4209-1-88)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШИНЫ И ОБОДЬЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ (метрическая серия)
Часть 1 ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Ихтание официальное
1
I
ИНК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШИНЫ И ОБОДЬЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ (метрическая серия)
Часть I
Шины пневматические (ИСО 4209-1—88)
Truck and has tyres and rims (metric series).
Part I. Pneumatic tyres
MKC 83.160.10 ОКГ1 25 2110
Дата введения QL0L92
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение
Настоящий стандарт распространяется на маркировку, размеры и номинальные нагрузки для шин метрической серии, предназначенных в основном для грузовых автомобилей и автобусов.
Стандарт распространяется на шины диагонально-опоясанной, диагональной, радиальной конструкций для грузовых автомобилей и автобусов, установленных на ободья с углом наклона посадочной полки 5° и ободья с углом наклона посадочной полки 15' (глубокие ободья).
Допускается применять стандарт дтя шин н ободьев различных типов и конструкций. В этом случае следует пользоваться табл. 2 и 3 настоящего стандарта, в которые введены соответствующие коэффициенты А', (отношение ширины обола к ширине профиля шины), К2, А; и CR и коды конструкций.
1.2. Основные определения
Термины и определения — по ГОСТ 22374.
2. МАРКИРОВКА И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШИН
2.1. Маркировка шин
Маркировка наносится на боковину шины и содержит следующие сведения, располагаемые непосредственно вблизи друг от друга:
- размер и конструкцию (п. 2.1.1);
- характеристики условий эксатуатации (п. 2.1.2).
2.1.1. Размеры и конструкция
Характеристики должны быть нанесены следующим образом:
Номинальная ширина / Номинальное отно- Индекс конструк- Номинальным диапрофиля / шенис высоты про- ции шины метр обода
' филя к ширине
2.1.1.1. Номинальная ширина профиля
Номинальную ширину профиля указывают в миллиметрах. Для шин, установленных на ободья с углом наклона посадочной полки 5 * и 15 ’ (глубокие ободья), номинальная ширина профиля шины должна заканчиваться на цифру 5.
2.1.1.2. Номинальное отношение высоты профиля к ширине
Номинальное отношение должно быть выражено в процентах и быть кратным 5.
И панне официальное Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1991 © И ПК Издательство стандартов, 2005
ГОСТ 28837-90 С. 2
2.1.1.3. Индекс конструкции шины
Индекс конструкции шины должен быть следующим:
В — диагонально-опоясанной;
D — диагональной;
R — радиальной.
Для новых конструкций шин устанавливают другие индексы.
2.1.1.4. Номинальный диаметр обода
Номинальный диаметр обода должен указываться кодом для ободов с углом наклона полки 5’ и 15* в соответствии с табл. I.
Если использование существующих шин на ободьях новой конструкции или новых конструкций шин на существующих ободьях несовместимы, то для новых н перспективных конструкций обода номинальный диаметр должен быть указан в миллиметрах.
2.1.2. Эксплуатационные характеристики
Эксплуатационные характеристики указывают следующим образом:
Индекс нагрузки одинарной / Индекс нагрузки сдвоенной Индекс скорости шины / шины
2.1.2.1. Индекс нагрузки
Индекс нагрузки — условное обозначение максимальной нагрузки, которую может выдержать одинарная и сдвоенная шина при скорости, обозначенной индексом скоросги в определенных условиях эксплуатации (табл. 5).
2.1.2.2. Индекс скорости
Индекс скорости — категория скорости, при которой шина может выдержать максимальную нагрузку, обозначенную индексом нагрузки при определенных условиях эксплуатации (табл. 6).
2.1.3. Дополнительные эксплуатационные характеристики
2.1.3.1. На бескамерных шинах должна быть маркировка «ТиЬе1еяч«.
2.1.3.2. Стрелка, указывающая направление вращения, в случае направленного рисунка протектора.
2.1.3.3. Если шины имеют спешкгтьный протектор (табл. 2). то на них должен быть нанесен знак ЕТ.
2.1.4. Пример Шина, имеющая:
а) размеры и конструкцию:
- номинальная ширина профиля — 275 мм;
- номинальное отношение H/S — 70 %;
- радиальную конструкцию;
- код номинального диаметра обода — 22.5;
б) эксплуатационные характеристики:
- нагрузка на одинарную шину — 2500 кг;
- нагрузка на сдвоенную шину — 2300 кг;
- максимальная скорость — 130 км/ч;
с) дополнительные эксплуатационные характеристики:
- бесклмерная;
- специальный рисунок протектора;
- должна содержать следующую маркировку:
2.2. Размеры шины
2.2.1. Расчет размеров новой шины Коэффициенты А'| и К2 выбирают по табл. 2.
2.2.1.1. Теоретическая ширина обода Rth
Теоретическая ширима обода R„, раина произведению номинальной ширины профиля шины Rn на коэффициент К\.
Rth ~ KiSs-
2.2.1.2. Измеряемая ширина обода R„
Измеряемая ширина обода R„ — это ширина существующего обода, близкая к теоретической ширине обода R&.
Значения ширины обода с углом наклона полки 5* и 15* приведены в табл. I.
2.2.1.3. Ширина профиля шины новой конструкции S
Ширина профиля шины новой конструкции 5равна номинальной ширине профиля шины Ss, переставленной с теоретического обода шириной R,h на измерительный обод с шириной R„:
S= SN+ K,(Rm-Rfh).
Полученное значение округляют до целого числа.
Коэффициент А\ выбирают по табл. 2.
2.2.1.4. Высота профиля шины новой конструкции //
Высота профиля шины новой конструкции Н равна произведению номинальной ширины профиля Ss на номинальное отношение H/S (H/S — указано в процентах)
Полученное значение округляют до целого числа.
2.2.1.5. Наружный диаметр шины новой конструкции Д,
Наружный диаметр шины новой конструкции Д, равен сумме номинального диаметра обода D, на удвоенную высоту профиля шины новой конструкции Н
Д, = п, + 2Н.
Значения Д. для шин с условным обозначением номинального диаметра обода приведены в табл. I.
2.2.1.6. Значения
В приложениях 1 и 2 приведены:
- размеры ширины измерительных ободьев для метрической серин шин грузовых автомобилей и автобусов:
- ширина и высота профиля шины, при этом для шин данной серии с номинальной шириной профиля более 205 рекомендуемая величина приращения должна быть более 10.
2.2.2. Расчет максимальных габаритных эксплуатационных размеров шин
Эти расчеты предназначены для подбор;! изготовителем транспортных средств габаритных размеров шин.
2.2.2.1. Максимальная ширина профиля шины в эксплуатации 1Гмакс
Максимальная ширина профиля шины в эксплуатации равна произведению ширины
профиля шины новой конструкции S на соответствующий коэффициент а (см. табл. 2):
В'*** ш$а.
Сюда входят защитные ребра, маркировочные надписи, украшения, допуски изготовителей и увеличения размеров шин в процессе эксплуатации.
2.2.2.2. Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации Д,
Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации Д,^ равен сумме номинального диаметра обода D, и удвоенного произведения высоты профиля шины новой конструкции // на соответствующий коэффициент Ь (см. табл. I)
D0 = Dr + 2 Hb.
ГОСТ 28837-90 С. 4
Сюда входят производственные допуски, различные типы рисунков протектора и увеличение размеров шины в процессе эксплуатации.
2.2.3. Минимальное расстояние между сдвоенными шинами MDS
2.2.3.1. Минимальное расстояние между сдвоенными шинами — произведение ширины профиля новой шины S на соответствующий коэффициент Ку (табл. 2а)
MDS = S Ку.
Эта величина относится к нагрузке на сдвоенную шину, индекс которой указан в эксплуатационных характеристиках шины при внутреннем давлении, соответствующем нормальным условиям эксплуатации.
2.2.3.2. При каждом изменении кода обода на 0,25 ширина профиля шины новой конструкции S изменяется на 2,5 мм. В соответствии с этим должно устаиаашваться минимальное расстояние между сдвоенными шинами.
Таблица I
Колы номинальною диамс1ра и ширины обода
а) Код номинального диаметра обода
б) Код ширины обода |
Угол наклона полки обода 5‘ |
Угол наклона пачки обода 15' |
Номинальный диаметр /)„ мм |
Угол наклона пачки обода 5' |
Угол наклона пачки обода 15" |
И тмеияемах ширина обода Rm. мм |
10 |
— |
254 |
3,50 |
_ |
88.9 |
12 |
— |
305 |
4.00 |
— |
101.6 |
13 |
— |
330 |
4.50 |
— |
114.3 |
14 |
— |
356 |
5,00 |
— |
127.0 |
— |
14,5 |
368 |
— |
5.25 |
133.5 |
15 |
— |
38! |
5.50 |
— |
139,7 |
16 |
— |
406 |
6.00 |
6.00 |
152.5 |
17 |
— |
432 |
6.50 |
— |
165.1 |
— |
17.5 |
445 |
— |
6.75 |
171.5 |
18 |
— |
457 |
7.00 |
— |
177.8 |
— |
19.5 |
495 |
7.50 |
7.50 |
190.5 |
20 |
— |
508 |
— |
8.25 |
209.5 |
— |
20.5 |
521 |
8.50 |
— |
215.9 |
22 |
— |
559 |
9.00 |
9.00 |
228.5 |
— |
22,5 |
572 |
9.50 |
— |
241.3 |
24 |
— |
610 |
— |
9.75 |
247.5 |
— |
24.5 |
622 |
10.00 |
— |
254.0 |
|
|
|
10.50 |
10.50 |
266.5 |
|
|
|
11.25 |
— |
285.8 |
|
|
|
— |
11.75 |
298.5 |
|
|
|
— |
12.25 |
311,0 |
|
|
|
13.00 |
13.00 |
330.0 |
|
|
|
14.00 |
14.00 |
355.5 |
|
|
|
15.00 |
15.00 |
381.0 |
|
|
|
— |
16.00 |
406.5 |
|
|
|
— |
18.00 |
457.0 |
|
коэффициенты для расчета размеров шин
Таблица 2
а) Коэффициенты AS, Ь. а |
Конструкция |
Код конструкции шины |
Коэффициенты |
*2 |
Ь |
а |
Диагонально-опоясанная |
в |
0.4 |
1.07 |
1.08 |
Диагональная |
D |
0.4 |
1.07 |
1.08 |
Радиальная |
R |
0.4 |
1.04 |
1.05 |
|
Примечание. Для шин со специальным рисунком протектора (п. 2.1.3.3). Диагонально-опоясанная Ь т I .09.
Диагональная b = 1.09.
Радиальная Ь = 1.06.
б) Коэффициенты Л'|. Л'з
Код
конструкции
шины |
Тип обода |
Номинальное отношение И/5 |
Обод/профиль
А, |
Минимальное расстояние между сдвоенными* шинами А) |
В. D. R |
Угол наклона полки 5* |
От 100 до 65" |
0.70 |
1.15 |
|
Угол наклона палки 15' |
От 90 до 65" |
0.75 |
1.125 |
* Для новых конструкций шин могут быть установлены другие факторы.
•• Дтя H/S ниже 65 будут созданы другие приложения
2.2.4. Допустимая ширина обода
Допустимую ширину обода в миллиметрах определяют для каждой отдельной ширины профиля произведением номинальной ширины профиля 5> на коэффициент С1 2 указанный в табл. 3:
- минимальная ширина обода ■ C1n,jn- 51.
- максимальная ширина обода = C^max- S,
Таблица 3
Коэффициенты для расчета ширины обода (рутовых и автобусных шин в соотношении с номинальным о (ношением II/S |
Тип обода* |
Номинальное отношение H/S |
Номинальная ширина профили 5у, мм |
Коэффициенты для расчета рекомендуемой ширины обода** Сд |
|
min |
max |
Угол наклона полки обода 5* |
100 5 ///55 70 |
Все |
0.65 |
0.80 |
Угал наклона полки обода
15* |
90 5 /7/55 75 |
5 215 |
0.65 |
0,80 |
*225 |
0.675 |
0.80 |
|
70 5 H/S 5 65 |
Вес |
0.675 |
0.85 |
|
ГОСТ 28837-90 С. 62.4. Метол измерения ршмсрон шин
Перед измерением шину следует установить на измеряемый обод, накачать до рекомендуемого давления и оставить в покое на 24 ч при комнатной температуре, после чего давление в шине регулируют до рекомендуемого значения.
3. НОМИНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ НА ШИНУ3.1. Грузоподъемкость шины
Индексы нагрузки приведены в табл. 5.
3.2. Индекс скорости
Индексы скорости приведены в табл. 6.
3.3. Грузоподъемность шины при различных скоростях
Когда шина устанавливается на автомобиль, максимальная скорость которого отличается от максимальной скорости шины, допускаются варианты изменения нагрузки, определяемой индексом нагрузки, в соответствии с табл. 4.
Таблица 4
Допускаемые нагрузки на шину при различных скоростях
а) Шины (одинарные) с индексом нагрузки б) Шины (одинарные) с индексом нагрузки
S 121. индексы скорости L, М и N г 122, индексы скорости от У до А/
Скорость, км/ч |
Нагрузка, % |
Статика |
210 |
10 |
175 |
15 |
160 |
30 |
135 |
50 |
120 |
70 |
112.5 |
85 |
108.5 |
100 |
105 |
120 |
100 |
140* |
90* |
* Применяется для шин с индексом скорости L. |
Скорость, км/ч |
Нагрузка. % |
Статика |
|
10 |
— |
15 |
— |
30 |
125 |
50 |
112 |
65 |
108.6 |
80 |
104 |
100 |
100 |
120* |
88* |
|
Примечания:
1. Для регулирования нагрузки давление шины можно увеличить свыше 125 % по согласованию с потребителем.
2. При скорости 70 км/ч и выше подразумевается максимальная скорость автомобиля (максимальная скорость при полной нагрузке). При скорости 65 км/ч и ниже подразумевается рабочая скорость автомобиля.
3. Нагрузку можно регулировать только на ровной поверхности дорога.
4. Прочность обода/колсса для определенных условий эксплуатации должна быть согласована с изготовителями ободьев и колес.
Для улучшения эксплуатационных свойств в данных условиях необходимо, чтобы давление в шине было выше основного давления.
и |
TLCC, кг |
и |
TLCC, кг |
и |
TLCC, кг |
и |
TLCC, кг |
и |
TLCC, кг |
|
0 |
45 |
37 |
128 |
73 |
365 |
109 |
1030 |
146 |
3000 |
|
1 |
46.2 |
38 |
132 |
74 |
375 |
ПО |
1060 |
147 |
3075 |
|
2 |
47.5 |
39 |
136 |
75 |
387 |
111 |
1090 |
148 |
3150 |
|
3 |
48.7 |
40 |
140 |
76 |
400 |
112 |
1120 |
149 |
3250 |
|
4 |
50 |
41 |
145 |
77 |
412 |
113 |
1150 |
150 |
3350 |
|
5 |
51.5 |
42 |
150 |
78 |
425 |
114 |
1180 |
151 |
3450 |
|
6 |
53 |
43 |
155 |
79 |
437 |
115 |
1216 |
152 |
3550 |
|
7 |
54,5 |
44 |
160 |
80 |
450 |
116 |
1250 |
153 |
3650 |
|
8 |
56 |
45 |
165 |
81 |
462 |
117 |
1285 |
154 |
3750 |
|
9 |
58 |
46 |
170 |
82 |
475 |
118 |
1320 |
155 |
3875 |
|
10 |
60 |
47 |
175 |
83 |
487 |
119 |
1360 |
156 |
4000 |
|
11 |
61.5 |
48 |
180 |
84 |
500 |
120 |
1400 |
157 |
4125 |
|
12 |
63 |
49 |
185 |
85 |
515 |
121 |
1450 |
158 |
4250 |
|
13 |
65 |
|
|
86 |
530 |
122 |
1500 |
159 |
4375 |
|
14 |
67 |
50 |
190 |
87 |
545 |
123 |
1550 |
160 |
4500 |
|
15 |
69 |
51 |
195 |
88 |
560 |
124 |
1600 |
161 |
4625 |
|
16 |
71 |
52 |
2000 |
89 |
588 |
125 |
1650 |
162 |
4750 |
|
17 |
73 |
53 |
206 |
|
|
126 |
1700 |
163 |
4875 |
|
18 |
75 |
54 |
212 |
90 |
600 |
127 |
1750 |
164 |
5000 |
|
19 |
77.5 |
55 |
218 |
91 |
615 |
128 |
1800 |
165 |
5150 |
|
20 |
80 |
56 |
224 |
92 |
630 |
129 |
1850 |
166 |
5300 |
|
21 |
82,5 |
57 |
230 |
93 |
650 |
130 |
1900 |
167 |
5450 |
|
22 |
85 |
58 |
236 |
94 |
670 |
131 |
1950 |
168 |
5600 |
|
23 |
87.5 |
59 |
243 |
95 |
690 |
132 |
2000 |
169 |
5800 |
|
24 |
90 |
60 |
250 |
% |
710 |
133 |
2060 |
170 |
6000 |
|
25 |
92.5 |
61 |
257 |
97 |
730 |
134 |
2120 |
171 |
6150 |
|
26 |
95 |
62 |
265 |
98 |
750 |
135 |
2180 |
172 |
6300 |
|
27 |
97.5 |
63 |
272 |
99 |
775 |
136 |
2240 |
173 |
6500 |
|
28 |
100 |
64 |
280 |
100 |
800 |
137 |
2300 |
174 |
6700 |
|
29 |
103 |
65 |
290 |
101 |
825 |
138 |
2360 |
175 |
6900 |
|
30 |
106 |
66 |
300 |
102 |
850 |
139 |
2430 |
176 |
7100 |
|
31 |
109 |
67 |
307 |
103 |
875 |
140 |
2500 |
177 |
7300 |
|
32 |
112 |
68 |
315 |
104 |
900 |
141 |
2575 |
178 |
7500 |
|
33 |
115 |
69 |
325 |
105 |
925 |
142 |
2650 |
179 |
7750 |
|
34 |
118 |
70 |
335 |
106 |
950 |
143 |
2752 |
180 |
8000 |
|
35 |
121 |
71 |
345 |
107 |
975 |
144 |
2800 |
181 |
8250 |
|
36 |
125 |
72 |
355 |
108 |
1000 |
145 |
2900 |
182 |
8500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
183 |
8750 |
|
Таблица 5 |
|
и |
77.CC. кг |
и |
TLCC. кт |
и |
TLCC, кт |
и |
TLCC. кт |
|
184 |
9000 |
|
|
240 |
45000 |
260 |
80000 |
|
185 |
9250 |
221 |
25750 |
241 |
46250 |
261 |
82500 |
|
186 |
9500 |
222 |
26500 |
242 |
47500 |
262 |
85000 |
|
187 |
9750 |
223 |
27250 |
243 |
48750 |
263 |
87500 |
|
188 |
10000 |
224 |
28000 |
244 |
50000 |
264 |
90000 |
|
189 |
10300 |
225 |
29000 |
245 |
51500 |
265 |
92500 |
|
190 |
10600 |
226 |
30000 |
246 |
53000 |
266 |
95000 |
|
191 |
10900 |
227 |
30750 |
247 |
54500 |
267 |
97500 |
|
192 |
11200 |
228 |
31500 |
248 |
56000 |
268 |
100000 |
|
193 |
11500 |
229 |
32500 |
249 |
58000 |
269 |
103000 |
|
194 |
11800 |
230 |
33500 |
250 |
60000 |
270 |
106000 |
|
195 |
12150 |
231 |
34500 |
251 |
61500 |
271 |
109000 |
|
196 |
12500 |
232 |
35500 |
252 |
63000 |
272 |
112000 |
|
197 |
12850 |
233 |
36500 |
253 |
65000 |
273 |
115000 |
|
198 |
13200 |
234 |
37500 |
254 |
67000 |
274 |
118000 |
|
199 |
13600 |
235 |
38750 |
255 |
69000 |
275 |
121000 |
|
200 |
14000 |
236 |
40000 |
256 |
71000 |
276 |
125000 |
|
201 |
14500 |
237 |
41250 |
257 |
73000 |
277 |
128500 |
|
202 |
15000 |
238 |
42500 |
258 |
75000 |
278 |
132000 |
|
203 |
15500 |
239 |
43750 |
259 |
77500 |
279 |
136000 |
|
204 |
16000 |
|
|
|
|
|
|
|
205 |
16500 |
|
|
|
|
|
|
|
206 |
17000 |
|
|
|
|
|
|
|
207 |
17500 |
|
|
|
|
|
|
|
208 |
18000 |
|
|
|
|
|
|
|
209 |
18500 |
|
|
|
|
|
|
|
210 |
19000 |
|
|
|
|
|
|
|
211 |
19500 |
|
|
|
|
|
|
|
212 |
20000 |
|
|
|
|
|
|
|
213 |
20600 |
|
|
|
|
|
|
|
214 |
21200 |
|
|
|
|
|
|
|
215 |
21800 |
|
|
|
|
|
|
|
216 |
22400 |
|
|
|
|
|
|
|
217 |
23000 |
|
|
|
|
|
|
|
218 |
23600 |
|
|
|
|
|
|
|
219 |
24300 |
|
|
|
|
|
|
|
220 |
25000 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6
Соотношение ме*цу индексом скорости н категорией скорости |
Индекс скорости |
Категория скорости, км/ч |
В |
50 |
С |
60 |
D |
65 |
Е |
70 |
F |
80 |
G |
90 |
J |
100 |
К |
110 |
L |
120 |
М |
130 |
N |
140 |
|
1
Другие типы обода могут быть определены на основе соглашения между изготовителями шин. колее, ободов и автомобилей.
2
Коэффициенты, указанные в таблице, относятся к номинальной ширине профиля шины.
2.3. Таблицы основных размеров шин
В приложении 3 приведены примеры основных размеров шин. Цифры, приведенные в графе «обод1, являются условными обозначениями для измерительного обода шириной Rm (см. табл. I).