ГОСТ 28160-89
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ,
ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ
НАСОСЫ ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ
МЕТОД РАСЧЕТА
ПОДАЧИ
|
Москва
Стандартинформ
2007
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Дизели судовые, тепловозные и
промышленные
НАСОСЫ
ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ
Метод расчета подачи
Marine, locomotive and industrial diesel
engines.
Cooling systems pumps.
Pumping calculation method
|
ГОСТ
28160-89
|
Дата введения 01.01.91
Настоящий
стандарт распространяется на насосы систем охлаждения судовых, тепловозных и
промышленных дизелей (далее - двигателей) и устанавливает метод расчета подачи
насосов.
Настоящий
стандарт не распространяется на насосы систем охлаждения двигателей,
используемых для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин,
самолетов и мотоциклов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчет необходимой подачи насоса проводят при
проектировании жидкостной системы охлаждения (далее - первый контур системы
охлаждения) двигателя.
1.2. Допускается использовать другие методы расчета подачи
насосов.
2. РАСЧЕТ ПОДАЧИ
НАСОСА ПЕРВОГО КОНТУРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
2.1. Необходимую подачу насоса первого контура системы
охлаждения (Gcool)
в килограммах в час вычисляют по формуле
где Kg - коэффициент запаса подачи насоса (рекомендуется принимать
равным 1,2 - 1,5);
aQ - доля тепла, отводимого в охлаждающую
жидкость, от общего количества тепла, получаемого при сгорании топлива в двигателе;
Ре - номинальная мощность двигателя, кВ;
bf - удельный расход
топлива, г/(Квт×ч);
Qn - низшая
теплотворная способность топлива, кДж/кг (принимается равной 42000 кДж/кг);
Tcool - разность температур охлаждающей жидкости
на выходе из двигателя и входе (принимается равной 5 - 15 К, рекомендуется
принимать 10 К);
Qcool - удельная теплоемкость охлаждающей
жидкости, кДж/(кг×К).
2.2. Расчет значений доли тепла aQ, отводимого в охлаждающую жидкость проводят:
для изготовленных
двигателей - по экспериментальным данным;
для вновь
проектируемых - по формуле
(2)
где aQ0 - доля тепла, отводимого в охлаждающую
жидкость первого контура условного двигателя, имеющего чугунные втулки и крышки
цилиндров, с частотой вращения 100 мин-1 при среднем эффективном
давлении 0,49 МПа без охлаждения наддувочного воздуха, выпускных коллекторов и
турбокомпрессоров охлаждающей жидкостью первого контура - определяется по черт.
1 в зависимости от отношения
поверхности рабочего цилиндра к его объему:
Черт. 1
где D - диаметр цилиндра;
S - ход поршня,
Kpme - коэффициент,
учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от форсирования
двигателя по среднему эффективному давлению рme - определяют по черт. 2.
Черт. 2
Кп - коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую
жидкость в зависимости от частоты вращения двигателя - определяют по черт. 3.
Черт. 3
- алгебраическая
сумма поправочных коэффициентов, учитывающих особенности исполнения дизеля и
его системы охлаждения, в том числе:
- доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость двигателя, имеющего
тонкостенные стальные втулки и алюминиевые крышки цилиндров, - принимается
равной 0,03;
- доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
наддувочного воздуха жидкостью первого контура, - принимается в зависимости от
степени наддува равной 0,03 - 0,07;
- доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
выпускных коллекторов жидкостью первого контура, - принимается равной 0,02;
- доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
охладителя масла жидкостью первого контура, - принимается 0,03 - 0,05;
теплоотдача в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении поршней
маслом этой жидкостью увеличивает долю тепла до 0,05 - 0,08;
- доля тепла,
учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость первого контура при
охлаждении масла охлаждающей жидкостью второго контура, - принимается равной
0,04 - 0,06;
- доля тепла,
учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
жидкости первого контура и двигателя вентилятором, - принимается равной 0,04.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого,
энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по
стандартам от 20.06.89 № 1760 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ
6414-88 «Дизели промышленные, судовые и железнодорожного транспорта. Насосы для
систем охлаждения. Метод расчета подачи» введен в действие непосредственно в
качестве государственного стандарта с 01.01.91
3. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО
3046-1 в части исходной теплотворной способности топлива
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94
Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Расчет подачи насоса первого контура системы
охлаждения. 1
Информационные данные. 3
|