Купить ГОСТ 23718-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации. Стандарт устанавливает допустимые уровни вибрации, действующие на пассажиров и членов экипажа в условиях установившегося горизонтального полета, и метод ее измерения на полу (ковре) и сиденьях кресел в салонах и кабинах экипажа, а также параметры вибрации, которые следует определять при государственных, эксплуатационных и контрольных испытаниях и могут быть пригодны для целей сертификации. Измеряемыми параметрами вибрации являются амплитуды виброускорения в диапазоне частот 1,4 - 180 Гц. Нормируемыми параметрами вибрации являются среднеквадратические значения амплитуд виброускорения или логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот. Устанавливаемые стандартом допустимые уровни вибрации являются технической характеристикой самолета и вертолета.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Допустимые уровни вибрации
4 Требования к отбору объект
5 Требования к средствам измерений
6 Требования к проведению измерений
7 Требования к методике обработки материалов измерения
8 Требования к оформлению результатов измерений
Приложение А (справочное) Порядок пересчета уровней виброускорения
Приложение Б (справочное) Таблица перевода уровней виброускорения
Приложение В (рекомендуемое) Система координатных осей для измерения вибрации
Приложение Г (рекомендуемое) Схемы измерений вибраций в салонах самолетов и вертолетов
Приложение Д (обязательное) Метод расчета верхнего предела среднего значения среднеквадратических значений виброускорения с доверительной вероятностью 0,95
Приложение Е (рекомендуемое) Протокол измерений параметров вибрации в салонах и кабинах экипажа самолета
Библиография
Дата введения | 01.01.2015 |
---|---|
Добавлен в базу | 12.02.2016 |
Актуализация | 01.01.2021 |
30.05.2014 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 67-П |
---|---|---|---|
09.07.2014 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 822-ст |
Разработан | ФГУП НИИСУ | ||
Издан | Стандартинформ | 2015 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
ГОСТ
23718—
2014
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения
вибрации
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2015
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ТК 323)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 мая 2014 г. 67-П)
За принятие стандарта проголосовали | ||||||||||||||||||
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. № 822-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23718-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 23718-93
Информация об изменениях к нестоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальнь/е стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ. 2015
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
6.7 При измерении вибрации на полу салонов и кабины экипажа диск устанавливают на полу, а ноги сидящего в кресле экспериментатора располагают на диске.
В случае невозможности расположить диск вблизи кресла допускается крепить его к полу. Требования к креплению - согласно МИ 1873 [2].
6.8 При измерении вибрации на сиденье экспериментатор сидит в кресле на диске.
6.9 При измерении вибрации на рабочем месте бортпроводников диск устанавливают на полу, при этом экспериментатор стоит на диске.
6.10 Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15 % максимального числа пассажирских мест в салоне.
6.11 Рекомендуемая масса экспериментатора при измерении вибрации - 70-80 кг.
6.12 Длительность регистрации измерительной информации в каждой точке измерений должна быть не менее 5 мин. В случае применения приборов, указанных в 5.3, значение времени усреднения должно быть:
- не менее 20 с для диапазона 1.6 - 10 Гц;
• 10 с для диапазона 12.5-40 Гц;
- 5 с для диапазона 50-160 Гц.
6.13 Измерения параметров вибрации, выполненные во всех точках (см. 6 4. 6.5). повторяют не менее четырех раз.
6.14 В начале и конце измерений по бортовым штатным приборам следует регистрировать:
- для самолета: приборную скорость в километрах в час. высоту полета в метрах, число Маха, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе);
- для вертолета: приборную скорость в километрах в час. высоту полета в метрах, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе).
6.15 До начала проведения измерений вибрации должен быть разработан план обеспечения безопасных условий труда при летных испытаниях и при необходимости согласован с ответственным за проведение летных испытаний руководителем или командиром самолета (вертолета). Необходимые рекомендации по обеспечению безопасных условий регламентируются действующими «Наставлением по технической эксплуатации авиационной техники в гражданской авиации» (3). «Руководством по проведению испытательных полетов в грахеданской авиации» (4) и руководствами по летной эксплуатации самолета (вертолета).
7.1 По записанной на регистраторе информации для кахадой точки измерения вычисляют значения среднеквадратические значения суммарного виброускорения в диапазоне частот 1.4-180 Гц и представляют в виде графика изменения этой величины по времени.
7.2 На графике изменения этой величины по времени выделяют участки установившегося горизонтального полета на крейсерском режиме, при котором изменение линейной перегрузки не превышает ±0.1. Длительность таких участков, по которым вычисляют среднеквадратические значения амплитуд виброускорения в третьоктавных полосах частот, должна быть не менее 50 с.
7.3 Вычисления среднеквадратических значений амплитуд виброускорения выполняют по каждому выделенному участку записи с шагом по времени, равным 1 с. с дальнейшим усреднением по длительности этого участка.
7.4 Полученные после усреднения значения являются параметрами вибрации в конкретной точке измерения в конкретном режиме полета. Для получения значений параметров вибрации, которые сравниваются с допустимыми значениями, измерения выполняют на тех же режимах не менее чем в четырех полетах. По результатам измерения в кахедом из этих полетов вычисляют средние значения из среднеквадратических значений амплитуд виброускорения и среднеквадратические отклонения результатов измерения в конкретном полете. Вычисления выполняют в соответствии с приложением Д.
8.1 В кахщой точке измерений по каждой из координатных осей (У. Z, X) результатом измерения является верхний предел среднего значения из среднеквадратических значений виброускорения с доверительной вероятностью 0.95 по всем измерениям, который вычисляют по приложению Д Соответствующий этому результату измерения уровень виброускорения округляют до целых значений.
8.2. Результаты измерений оформляют протоколом, форма которого приведена в приложении Е.
8.3. Для нормируемых полос частот, в которых максимальное значение виброускорения по всем выполненным в данной точке измерениям более чем в 2.5 раза (8 дБ) ниже допустимых значений, регламентируемых настоящим стандартом, допускается не вычислять результат измерений и не сопоставлять с допустимым значением В этом случае в соответствующей графе протокола ставят прочерк.
8.4. Полученные округленные значения уровней виброускорения в каждой точке измерения сравнивают с допустимыми уровнями для данной группы норм.
10
Приложение А (справочное)
А.1 Значения виброускорения или их уровни в третьоктавных полосах частот приводят к октавным путем энергетического суммирования по формулам:
- в абсолютных единицах:
- в децибелах:
/-1
где а, и L, - среднеквадратическое значение виброускорения, м с'2 и его логарифмический уровень в ьй третьоктавной полосе, входящей в данную октаву. дБ. соответственно.
11
Приложение Б (справочное)
Таблица Б.1- Таблица перевода уровней виброускорения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Связь мехаду значениями определяют формулой:
а
10
(Б. 1)
где а - среднеквадратическое значение виброускорения, мс'2;
L - уровень среднеквадратического значения виброускорения. дБ.
Если уровни виброускорения измерены в децибелах относительно другого исходного значения а0. то к полученному результату измерений следует прибавить
L = 20'9—f (В- 2)
12
Приложение В (рекомендуемое)
В.1 При определении параметров вибрации принимают следующие направления координатных
осей:
X- горизонтальная ось, направленная вдоль оси самолета или вертолета;
У- вертикальная ось;
Z - горизонтальная ось, направленная перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета,
В.2 Пример привязки координатных осей приведен на рисунке В.1.
Рисунок В.1 |
13
Приложение Г (рекомендуемое)
Г.1 Расположение точек измерений в салоне самолета местных воздушных линий показано на рисунке Г.1.
А\ | ||
— П о а о |
ошввв □ со ааа-о |
А1 В1 В1
А. Б. В- сечения; 1 - корневая нервюра; 2-задний лонжерон Рисунок Г.1
Г.2 Расположение точек измерений в салонах дальних, средних и ближних магистральных самолетов с турбовинтовыми, поршневыми, турбовинтовентиляторными двигателями приведено на рисунке Г.2.
А. Б, В. Г - сечения; 1 - плоскость вращения внутренних винтов; 2- корневая нервюра;
3 - задний лонжерон; 4 - задняя стенка пассажирской кабины Рисунок Г.2
Г.З Расположение точек измерений в салонах дальних, средних и ближних магистральных самолетов с реактивными двигателями представлено на рисунках Г.З и Г.4.
{
А. В. В. Г - сечения; 1 - передняя кромка крыла; 2- корневая нервюра; 3- задний лонжерон; 4 - задняя стенка пассажирской кабины |
А. Б. В. Г - сечения; 1 - передняя кромка крыла; 2- корневая нервюра; 3 - задний лонжерон; 4 - задняя стенка пассажирской кабины Рисунок Г.З
14
ГОСТ 23718-2014 С Т А Н Д А Р Т
М Е Ж Г ОСУДАРСТВЕННЫИ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации
Passenger and transport airplanes and helicopters Admissible levels of vibration in saloons and crew cabins and
methods of vibration measuring
Дата введения - 2015-01-01
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни вибрации, действующие на пассажиров и членов экипажа в условиях установившегося горизонтального полета, и метод ее измерения на полу (ковре) и сиденьях кресел в салонах и кабинах экипажа, а также параметры вибрации, которые следует определять при государственных, эксплуатационных и контрольных испытаниях и могут быть пригодны для целей сертификации.
Измеряемыми параметрами вибрации являются амплитуды виброускорения в диапазоне частот 1.4-180 Гц. Нормируемыми параметрами вибрации являются среднеквадратические значения амплитуд виброускорения или логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот.
Устанавливаемые стандартом допустимые уровни вибрации являются технической характеристикой самолета и вертолета.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0 002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты*, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
3.1 Настоящий стандарт устанавливает семь групп норм допустимых уровней вибрации:
I - в салонах дальних магистральных самолетов:
II - в салонах средних магистральных самолетов;
III - в салонах ближних магистральных самолетов:
IV - в салонах самолетов местных воздушных линий;
V - в кабинах экипажа самолетов:
VI - в салонах вертолетов:
VII - в кабинах экипажа вертолетов.
Издание официальное
Принадлежность самолета к дальним, средним, ближним магистральным или к самолетам местных воздушных линий определяют техническим заданием на разработку самолета.
3.2 Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот должны соответствовать указанным в таблицах 1-8, а также приведенные в приложении А порядок пересчета уровней виброускорения.
Таблица 1 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах дальних магистральных самолетов (I группа норм)__ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах средних магистральных самолетов (II группа норм) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах ближних магистральных самолетов (III группа норм)__ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Таблица 4 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах самолетов местных воздушных линий (IV группа норм)___ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 5 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в кабинах экипажа самолетов (V группа норм)_ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 6 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах вертолетов (VI группа норм) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5
Таблица 7 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в кабинах экипажа вертолетов (VII группа норм)__ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание - Для группы норм VI и VII в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрической частотой 8,0-31,5 Гц разрешается устанавливать допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в октавных полосах частот, которые должны соответствовать указанным в таблице 8 |
Таблица 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В группах норм I - IV допускается превышение указанных в таблицах средних квадратических значений виброускорения в 1,41 раза и их уровней на 3 дБ для 10 % точек измерений, предусмотренных 6.4.
Допускается превышение указанных в таблицах 6 и 7 среднеквадратических значений амплитуд виброускорений в 1,18 раза для отдельных скоростей полета. Указанное превышение допускается, если среднеарифметические значения результатов измерения, представленные в третьоктавных полосах частот для всех указанных в таблице 9 скоростях полета, не превышают допустимых 6
значений. Указанное превышение должно быть компенсировано соответствующим снижением уровней виброускорения на других скоростях полета в пределах установленного в 6.3 диапазона скоростей таким образом, чтобы среднеарифметическое значение результатов измерений виброускорения в абсолютных единицах (м с2) по всем указанным в 6.3 скоростям полета не превышало допустимого значения.
Логарифмический уровень среднеквадратического значения виброускорения взят относительно исходного значения виброускорения 10'J м с .
Измерения параметров вибрации выполняют на одном самолете или вертолете при государственных. эксплуатационных, сертификационных и контрольных испытаниях и распространяют на все самолеты и вертолеты, имеющие неизменную конструкцию планера, тип двигателей и их подвески, для вертолетов - дополнительно на несущий и рулевой винты, трансмиссию.
5.1 В комплект измерительной аппаратуры должны входить следующие элементы:
- трехкомпонентный вибропреобразователь;
- усилитель измерительного сигнала;
• преобразователь аналогового измерительного сигнала в цифровой код;
- цифровой регистратор для записи измерительного сигнала.
Допускается применение приборов с однокомпонентными вибропреобразователем, обеспечивающим непосредственное определение уровней вибрации в третьоктавных полосах частот в процессе эксперимента.
5.2 Средства измерений должны обеспечивать измерения текущих значений амплитуд виброускорения в диапазоне 1.4-180 Гцпо ГОСТ 17168.
Таблица перевода результатов пересчета в логарифмические уровни представлена в приложении Б.
5.3 Приборы для непосредственного определения уровней вибрации в третьоктавных полосах частот должны соответствовать РМГ 29 (1] в части требований к измерению среднеквадратических значений амплитуд виброускорения в третьоктавных полосах частот.
5.4 Температурные условия эксплуатации средств измерения - от минус 40 °С до плюс 50 °С, рабочая температура при измерении - от минус 10 ®С до плюс 40 °С.
5.5 Суммарная погрешность всех средств измерений, входящих в тракт, не должна превышать:
- 20 % - основная;
-10 % - дополнительная.
5.6 Средства измерений должны иметь действующее свидетельство о поверке, выданное компетентным органом.
6.1 Измерения проводят в кабинах экипажа и салонах самолетов и вертолетов, оборудованных для эксплуатации на авиационных линиях гражданской авиации.
6.2 Измерения вибрации проводят в диапазоне частот 1.4-180 Гц по трем взаимноперпендикулярным направлениям. Система координатных осей приведена в приложении В
6.3 На самолетах вибрацию измеряют поочередно в выбранных точках в полете от выхода на крейсерский режим и до начала снижения при заходе на посадку. Одновременно регистрируют следующие параметры режимов полета: высоту, приборную скорость полета и в числах Маха, линейную перегрузку в вертикальном и горизонтальном направлениях, угол атаки, углы скольжения, положения элементов механизации крыла. Синхронность записей параметров вибрации и параметров режимов полета должна быть не менее 0.1 с. В каждой выбранной точке измерения продолжаются не менее 5 мин.
Режимы полета, при которых выполняют измерения вибрации вертолета, приведены в таблице 9.
7
Таблица 9 | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Примечания 1 Значения максимальной, крейсерской скоростей полета, взлетной массы и центровки, параметры крейсерского режима устанавливают в соответствии с нормативным документом 2 Допускается в кабине экипажа вертолета уменьшать объем измерений выявлением одной или нескольких скоростей полета с максимальной вибрацией и в дальнейшем проводить измерения только на этих скоростях |
6.4 Параметры вибрации в салонах измеряют на сиденьях кресел и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора Измерения следует выполнять в рядах кресел, ближайших к сечениям, проведенным перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета в следующих местах:
а) для самолетов местных воздушных линий:
1) передний ряд кресел.
2) пересечение заднего лонжерона с корневой нервюрой.
3) задний ряд кресел.
б) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с турбовинтовыми, турбовинтовентиляторными. поршневыми двигателями:
1) плоскость вращения винтов,
2) пересечение заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой,
3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины.
4) задний ряд кресел.
в) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с реактивными двигателями:
1) передний ряд кресел.
2) пересечение передней кромки крыла с корневой нервюрой.
3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины.
4) задний ряд кресел.
г) для вертолетов (при числе рядов кресел до пяти):
1) передний ряд кресел.
2) задний ряд кресел.
д) для вертолетов (при числе рядов кресел свыше пяти):
1) передний ряд кресел,
2) средний ряд кресел (если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд. ближний к хвостовой части вертолета),
3) задний ряд кресел.
В перечисленных сечениях точки измерения располагают на пассажирских местах по певому и правому бортам, а также на местах, ближних к продольной оси самолета и вертолета. При симметричном размещении кресел в салонах измерения выполняют на ближайших к продольной оси кресел с правой стороны (по направлению полета). Расположение точек измерения приведено в приложении Г.
6.5 В кабине экипажа параметры вибрации определяют на сиденьях и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) вибрацию измеряют на полу в одной точке.
6.6 Для измерения вибрации используют резиновый диск диаметром 200-300 мм с встроенным трехкомпонентным вибропреобразователем. Допускается вместо резинового диска применять стальной диск диаметром 200-300 мм и толщиной 4 мм. на который крепят трехкомпонентный вибропреобразователь или три однокомпонентных вибропреобразователя.