Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 20759-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на дизели тепловозов, эксплуатируемых на железных дорогах.

 Скачать PDF

Ограничение срока действия снято: Протокол № 5-94 МГС от 17.05.94 (ИУС 11-94)

Оглавление

1 Общие положения

2 Определение элементов износа в дизельном масле

     2.1 Отбор проб

     2.2 Аппаратура, материал и реактивы

     2.3 Приготовление типовых образцов

     2.4 Построение калибровочных графиков

     2.5 Подготовка аппаратуры

     2.6 Подготовка проб масла

     2.7 Проведение анализа

     2.8 Обработка результатов

3 Правила технического диагностирования дизелей по результатам спектрального анализа

4 Правила прогнозирования остаточного ресурса дизеля по результатам спектрального анализа масла

Приложение 1 (рекомендуемое) Формы журналов учета и регистрации результатов анализа и проверки работы фотометрической установки МФС-3; МФС-5; МФС-7

Приложение 2 (рекомендуемое) Оксиды (окислы) металлов (чистые для анализов) для приготовления образцов

Приложение 3 (рекомендуемое) Требования к лабораторному помещению и комплектованию его вспомогательным оборудованием

Приложение 4 (рекомендуемое) Содержание элементов в образцах для дизелей тепловозов

Приложение 5 (справочное) Расчет оксидов (окислов) для образцов

Приложение 6 (рекомендуемое) Ориентировочные предельные значения концентрации продуктов износа и загрязнителей различных типов дизелей (в г/т масла) и пояснение причин роста концентрации оксидов

Приложение 7 (рекомендуемое) Методика определения пористости дисковых электродов

Приложение 8 (справочное) Пример вычисления диагностического коэффициента М и установление диагноза

Приложение 9 (справочное) Пример расчета остаточного ресурса дизеля Д100 по результатам спектрального анализа масла

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДИЗЕЛИ ТЕПЛОВОЗОВ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА МЕТОДОМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА МАСЛА

60 коп. БЗ 6—90/477

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОСТ 20759-90

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ Москва

УДК 621.436.001:006.354    Группа    Д59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дизели тепловозов ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА МЕТОДОМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА МАСЛА Общие требования

Diesel locomotive engines. Technical diagnostics and forecast of service life by means of oil spectral analysis General requirements

□КП 31 2000

Срок действия с 01.07.91 до 01.07.96

Настоящий стандарт распре страняется на дизели тепловозов, эксплуатируемых на железных дорогах.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Метод спектрального анализа дизельного масла основывается на определении в нем концентрации элементов износа трущихся деталей дизеля, а также концентрации внешних загрязнителей масла с помощью фотоэлектрических стилометров МФС или установок, аналогичных им.

1.2.    Основными задачами технического диагностирования и прогнозирования остаточного ресурса дизелей методом спектрального анализа масла являются соответственно: выявление дефектов в трущихся деталях дигеля, смазываемых маслом, на ранней стадии их развития, а также причины износа этих деталей дизеля и определение допустимых межремонтных пробегов тепловозов.

Примечание К трущимся деталям дизеля, смазываемых маслом, относятся. втулки цилиндров, порши и поршневые кольца, коленчатые и кулачковые валы, их подшипники и детали других агрегатов, характеризующие техническое состояние дизеля; к внешним загрязнителям масла относятся песок и вода

ГОСТ 20759—90

Издание официальное


Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1991


2—2368


Форма 5

Журнал записи результатов анализа образцов и контрольных масел

Образец №

Дата |

Температура

Время

KapeTi а

Ток

Канал | Элемент Концентра

Показания по прибору

| |

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

i

В журнал записываются результаты следующих анализов

1    Свежее масло

2    Контрольное масло

3    Образец № 11 \ Образец № 12

5 Образец № 13 и т п

По т,гшсь

ГОСТ 20759-90 С. 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое

ОКСИДЫ (ОКИСЛЫ) МЕТАЛЛОВ (ЧИСТЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗОВ) ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЗЦОВ

1 Железо триоксид ТУ 6—09—5346—88 2. Оксид меди ГОСТ 16539

3    Оксид свинца ТУ 6—С 9—£332—88

4    Оксид олова ТУ б—СЭ—1ЕСЗ—87

5    Оксид хрома ТУ 6—С9—4272—84

5 Оксид алюминия ТУ 6—09—426—75 7. Оксид кремния ГОСТ 94 2 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемое

ТРЕБОВАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОМУ ПОМЕЩЕНИЮ И КОМПЛЕКТОВАНИЮ ЕГО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Для фотоэлектрической установки (МФС-7 и аналогичных ей) требуется помещение площадью не менее 20 м2.

Температура в помещении должна быть от 18 до 2 5°С. Нестабильность установленной температуры не должна превышать ±3°С. Относительная влажность воздуха в помещении при указанных температурах не должна превышать 80% без конденсации влаги В воздухе помещения не должно быть паров кислот и щелочей.

Вибрации в помещении, где расположена установка, не должны превышать норм допускаемых для приборов повышенной чувствительности (амплитуда скорости гармонических колебаний основания не должна превышать 0,315—1,0 мм/с для частот от 1 до 100 Гц). Здание лаборатории должно быть удалено не менее чем на 50 м от железнодорожных путей, молотов (при весе падающих частей до 5 т), поршневых компрессоров и других машин с интенсивными динамическими нагрузками.

Рядом с помещением, где располагается установка, должно быть подсобное помещение плэщадью не менее 15м2 для размещения вспомогательного оборудования

В помещении должна быть предусмотрена возможность временного затемнения

Электропитание установки должно быть независимым от других потребителей

В помещение на распределительный электрощит должны быть подведены следующие напряжения:

для питания устрой:тва ЭРУ—18—1, ЭРУ—43 и генератора дуги—однофазное напряжение (22 3 ±22) В частотой 50 Гц с выводом на розетку; потребляемая мощность — 0,5 кВ-А;

С 12 ГОСТ 20759-90

для питания источника ИВС—28 — однофазное напряжение от сети (22{]± ±22) В, 50 Гц, потребляемая мощность —4 кВ-А.

Заземление должно осуществляться посредством отдельного контура полным сопротивлением не более 2 Ом. Общий контур заземления может быть использован только в случае, если к нему не подключены потребители, создающие повышенный уровень радиопомех.

В помещении, где размещена установка, должна быть предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с объемным расходом не менее 50 м3/ч для удаления продуктов сгорания из штатива и разрядной камеры вспомогательного промежутка в источнике ИВС-28.

Приточная вентиляция должна быть снабжена фильтром тонкой очистки, препятствующим попаданию пыли в лабораторное помещение. В лаборатории спектрального анализа рекомендуется иметь следующее вспомогательное оборудование:

машину У1024 для перемешивания проб и эталонов перед анализом масел;

установку ультразвуковую УЗУ-1,5—) или другого типа для приготовления эталонов;

весы лабораторные ВЛР-2С0Г и ВЛ—2ЮГ для приготовления эталонов;

весы технические ТГ-1 — 1;

прибор для проверки пористости угольных электродов;

ступки агатовые или яшмовые с пестиками диаметром 60 мм в количестве 3 шт.;

шкаф вытяжной Ш-НЖ для промывки посуды и ванночек;

шкаф сушильный;

станок для заточки угольных стержневых электродов типа КП-35 или Другого;

емкость для сбора остатков масла после анализа

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рекомендуемое

содержание элементов в образцах для дизелей тепловозов

Таблица 1

Оксид

элемента

Содержание элементов (г/т) в образцах

1J

12

13

14

15

1

1 16

17

Железо

3

ь

10

£0

50

100

9 DO

Медь

300

3

5

10

30

50

100

Свинец

100

зсэ

3

5

10

30

50

Олово

3

10

1

3

5

100

30

Хром

30

3

10

1

Э

5

10

Алюминий

10

30

50

100

300

3

5

Кремний

5

10

30

50

6

10

3

ГОСТ 20769-99 С. lfr

ПРИЛОЖЕНИЕ Ь Справочное

РАСЧЕТ ОКСИДОВ (ОКИСЛОВ) ДЛЯ ОБРАЗЦОВ

1. Расчет оксидов для образцов с концентрацией элементов износа более 3 г/т.

Необходимое количество оксидов (А*) рассчитывают в соответствий с химической формулой оксида и заданной концентрацией элемента в образце по соотношению

у    (/УэА?+А?0А0)    КэСмэ

~ МИэ ’    1000    *    w

где iVa — число атомов элемента в молекуле оксида;

А9 — атомная масса элемента;

N о — число атомов кислорода в молекуле оксида;

А о— атомная масса кислорода;

К*—заданная концентрация элемента в образце, г/т;

См»— масса образца, г.

Пример 1. Требуется рассчитать необходимое количество оксида железа для приготовления образца № 13 массой 4СЗ г и с концентрацией железа 10 г/т. Имеется оксид Fea03.

(2-55,85+3» 16)    10-400

Fe.o, ~    2-55,85    *    1000    ~5>7 МГв

63,54+16 Си0 63,54


50-400

1000


—25 мг.


Пример 2. Требуется рассчитать необходимое количество оксида меде для приготовления образца № 16 массой 403 г и с концентрацией меди 50 г/т. Имеется оксид СиО.

Пример 3. Требуется рассчитать необходимое количество оксида олова для приготовления образца № 15 массой 4СО г и с концентрацией олова 3 г/т. Имеется оксид SnOj.

(118,69+2-16)    3*400 , г

Asn0“ 118,69    *    W15    ^

2. Расчет оксидов для образцов с концентрацией элементов 3 г/т.

Пример. Требуется составить образец № 11 массой 400 г.

Рассчитызаем навески оксидов.

Fe*03— 1,7 мг — 3 г/т Fe СиО—0,5 мг—1 г/т Си (СиО —300 мг — 150 г/т Си)

РЬО — 43,2 мг—130 г/т РЬ Sn02— 1,5 мг —3 г/т Sn СгдОз — 17,5 мг — 30 г/т Сг АЬОз —7,6 мг—10 г/т А1 Si02 — 4 3 мг — 5 r/т Si

Как видно нз полученного расчета масса навесок оксидов железа, олова в особенно меди должна быть настолько мала, что при отсутствии лабораторных

С 14 ГОСТ 20759-90

весов ее дозировка сопряжена с большими погрешностями. Для повышения точности содержания элементов в образце необходимо предварительно приготовит ъ исходные (базовые) образцы с повышенной концентрацией указанных элементов.

Рассчитаем по формуле 1 навески оксидов для исходных (базовых) образцов (Кб.э), налример, для концентрации элементов 1 0 г/т..

Nb Cl —Fe^Qa — 5,/ мг — Ш г/т Fe

№ С 2 — СиО — 5.0 мг — К) г/т Си

№ 04 — SnOs — 5,0 мг — 10 г/т Srt

Для получения требуемой концентрации элементов в составляемом образце № 11 массой 400 г необходимо составить смесь из частей исходных образцов и чистого маСла.

-О,,.


(9>


к


б.э


Определение составляющих произведено по формуле

где Хэ — требуемая масса оксида в составляемом образце;

Кб.э— масса оксида в базовом образце;

С?б э— масса базового образца.

Для составления базового образца Ns 11 берем навеску базового образца № 01

.    1,7-400    tfn

5,7

Прибавляем к ней навеску базового образца № 02

=40

0,5*400

5,0

AG


Прибавляем к ней навеску базового образца № С 4

5,0

Масса чистого масла для доведения массы образца jNb 1 I до 400 г определится как

4QQ-(AG«1+AGu+AG^)i г, е.

Д Ом=400—(119+40—120)= 121 г.

Добавляем навески оксидов других элементов (свинца, хрома, алюминия и кремния) согласно расчету (см. пример 1).

Аналогично составляют и другие образцы Nb 12, 13, 14, 15, 16, 17. Для этого необходимо иметь базовые образцы № П, 02, 03, С4, С5, 06 и 07 соответственно числу элементов, входящих в состав образцов в малых количествах.

ГОСТ 20759-90 С. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Рекомендуемое

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДУКТОВ ИЗНОСА И ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДИЗЕЛЕЙ (В Г/Т МАСЛА)И ПОЯСНЕНИЕ ПРИЧИН РОСТА КОНЦЕНТРАЦИИ ОКСИДОВ

Таблица 2

Оксид

элемента

Тип дизеля и серия тепловоза

2Д100; 1 ОД 100; ТЭЗ, 2ТЭ10

11Д45

14Д40

5Д49

Д50

6 310Д

ТЭП60

М62 j

2ТЗП6

ТЭМ2,

ТЭМ1

ЧМ92,

ЧМЭЗ

Железо

5 VI00

50/1 с э

5 VICO

65/100

1 00/200

КЗ 0/200

Медь

25/70

35/70

50/1 СО

50/100

4 0/60

2 3 МО

Свинец

25/100

15/25

25/1 СО

15/20

4С/1ГЭ

4 0/100

Алюми зий

2.0/30

2 3/2 0

15/10

20/30

25/50

25/50

Олово

5/10

5/10

5/10

5/10

5/10

5/10

Хром

10/15

10/15

5/10

10/15

Кремний

10/20

10/20

10/20

10/20

10/20

10^20

Примечание В числителе — концентрации, соответствующие первому предельному значению Ки в знаменателе — второму Кг-

Логический алгоритм оценки состсявия дизеля основывается на сравнении концентрации с ее пороговыми значениями. Весь диапазон концентрации элементов разделяется на три поддиапазона граничными значениями Ki и Кг-

При содержании элемента K<Ki состояние дизеля оценивается как нормальное

При содержании элемента К>Кь но Л’^Кг состояние дизеля оценивается как неудовлетворительное; при содержании элемента КЖг — как аварийное. Рост концентрации:

меди в масле — от износа и увеличения зазоров во втулках верхних головок шатунов, подшипника турбокомпрессоров ТК-В4 (дизель КЩ100), от недостаточного маслоснабжения или пониженной вязкости масла разжиженного несгоревшим топливом, от износа бронзовых вставок компрессионных колец поршней (одновременно будет расти содержание железа в масле);

железа — от износа поршневых колец, цилиндровых гильз, зубчатых колес редукторов, приводов, насосов и др. по причине попадания абразивной пыли в дизель с вэздухом, загрязненного и разжиженного масла;

кремния (абразивная пыль) — от неудовлетворительной работы воздушных фильтров, загрязненного масла;

олова — от износа полуды поршней (идет интенсивный процесс приработки пары трущихся деталей, причины те же);

хрома—от износа хромированных компрессионных колец поршней; натрия — при попадании воды в масло из охлаждающей системы дизеля (типа ДЮО, М750 и др.);

свинца — от износа баббитового слоя подшипников из-за разрывов и разрушения сплошности масляной пленки между шейками и подшипниками, залитыми свинцовым баббитом вследствие разжижения масла топливом, попадания воды в мае по из охлаждающей системы дизеля и загрязненного воздухоснабжения; алюминия — от износа роторов воздухонагнетателей

С. 1§ ГОСТ 20759-90

Неудовлетворительная работа фильтров грубой и тонкой очистки масла и* воздуха существенно влияет на все трущиеся детали дизелей, вызывая интенсивный износ.

Для дизелей тепловозного парка принято, что регулярный контроль за ил состоянием через каждые 10—12 сут позволяет обнаружить практически все случаи аварийного износа. В практике встречаются случаи, когда повышенный износ детали до браковочных размеров продолжается в среднем 15—20 сут.

В этом случае концентрация (например, железа Fe) при повышенном износе только одного поршневого кольца двигателя Д1С) (с учетом износа и цилиндровой втулки) возрастает примерно в 2 раза по сравнению с концентрацией Fe при нормальном износе всех деталей двигателя. Повышенный износ только одного вкладыша подшипника за этот же период способен поднять концентрацию свинца примерно в 1,5—^ раза.

На основании опыта эксплуатации дизелей в Приложении 6 приводятся ориентировочные предельные значения концентрации в масле продуктов износа.

Ориентировочные значения концентрации элементов износа в масле, приведенные в Приложении 6, могут отличаться от принятых величин на разных регионах и дорогах страны т. к. учитываются эксплуатационные и климатические условия, а также качество технического обслуживания, включая своевременную замечу масла.

ГОСТ 20759-10 С. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Рекомендуемое

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРИСТОСТИ ДИСКОВЫХ ЭЛЕКТРОДОВ

1    Оборудование

Установка для измерения пористости дисковых электродов;

Секундомер

2    Проведение измерений

2.1. Пористость дисковых электродов измеряют по схеме, показанной на эскизе

1 — электрод, 2—устройство для установки электрода; 3 и 5 соединительные трубки; устройство для измерений; 6 — груша для подкачкн воздуха в прибор; 7—отверстие с пробкой для связи с атмосферой

2 2. Измерение производится следующим образом

дисковый электрод 1 устанавливают в гнездо устройства 2 для установки электрода; грушей 6 создают давление в сосуде с водой; при этом отверстие 7 должно быть закрыто; уровень жидкости в трубке сосуда с водой устанавливают несколько выше отметки //, расположенной на высоте 100 мм от отметки — О; дисковый электрод зажимают в устройстве.

Открывая отверстие 7, измеряют секундомером время падения уровня жидкости в капиллярной трубке от отметки Н до отметки h (расстояние между отметками равно 20 мм).

Электроды разделяют на две группы:    с пористостью до 60 с и с порис

тостью более б) с.

Для электродов каждой группы пористости строят тарировочные графики.

С. 18 ГОСТ 20759-90

ПРИЛОЖЕНИЕ & Справочное

ПРИМЕР ВЫЧИСЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОЭФФИЦИЕНТА М И УСТАНОВЛЕНИЕ ДИАГНОЗА

В приведенном примере условно взята часть диагностической матрицы для диагностирования одного узла по четырем параметрам Реальная матрица может содержать неограниченное количество контролируемых неисправностей и диагностических параметров Ограничение принято для сокращения объема текста. Порядок и сущность вычислений не изменяются при увеличении объема матри^ цы Соответственно уменьшены макеты входной и выходной информации

1 Фрагмент диагностической матрицы для одного узла (/=1) по четырем параметрам (/*4).

Таблица Ъ

Диагностический параметр <i)

Значение параметра К

Контрол] НОСТИ 0) уз

Состоял

коленчат*

1 (Норма)**

чруемые не> ла или дета

ие (1) вкла; ого вала по

2 (Отказ)**

1справ-1ли дизеля

ibiuiefr

износу

1

2

3

4

5

1 Пробег от построй

1

КР ТР-2*

44

2

ки или капитального ре

2

1ТР 2— 1ТР-3

129

1

монта тепловоза, период

3

1ТР-3—2ТР 2

751

22

работы

4

2 ГР-2—2ТР 3

И 05

24

5

2ТР-3— ЗТР 2

470

15

6

ЗТР~2-КР

I

1

2 Пробег тепловоза

1

С-1

363

5

от последнего ремонта

2

2—4

450

9

(с переборкой дизеля)

3

5-7

450

11

ТР-2 или ТР-3, число

4

8—1C

451

13

ТО-3

5

11—13

394

15

6

И—16

230

7

7

17-19

91

3

8

20—22

54

1

9

22

11

1

3 Концентрация свин

1

0-5

€58

3

ца в масле, г/т

2

5—10

1425

26

3

10—20

348

14

4

20—43

61

10

5

40—80

7

9

6

">80

1

3

4 Изменение концент

1

<—40

I

1

рации свинца за пробег

2

—40-20

5

2

от предыдущего отбора

3

—20—10

с2

1

пробы г/т

4

-10 -0

1505

14

ГОСТ 20759-90 С. 19

Продолжение табл. 3

Контролируемые неисправности (/)>

узла или детали дизеля

Диагностический

Значение

Состояние (1) вкладышей

параметру

параметра К

коленчато

го вала по

износу

1( Норма)**

2(Отказ)**

1

2

б

4

5

5. 0-10

870

34

6. 10—2€

50

5

7. 20—43

32

5

8. >4)

5

3

* КР — капитальный ремонт тепловоза; ТР-3 — текущей ремонт тепловоза 3; ТР-2—текущий ремонт тепловоза 2; ТО 3—техническое обслуживание.

** Цифры в графах 3 и 4 указывают количество случаев в состоянии нормы или отказа для соответствующей детали или узла.

2. Поступившая информация

Таблица 4

Номер сообщения по порядку поступления информации

Номер

тепло

воза

Секция

тепло

воза

Период работы тепловоза (см. табл. 3, графа 2)

Пробег тепловоза от последнего ремонта (числа проведенных ТО-3)

Концент

рация

свинца,

г/т

Изменение концентрации свинца, г/т

1

1123

А

1

Ю

7

0

2

1123

Б

1

13

50

30

3

1176

Б

3

4

7

0

4

1176

Б

э

4

50

-10

5

1112

А

2

20

25

10

6

1112

Б

2

26

25

23

3. Диагностический коэффициент М вычисляют по формуле (3),

тп    тп

где S «{■ и 2 а/9 вычисляют для любого L А = 1 k ft = 1 Примем тогда из матрицы для /=1 получим

тп

S 4' =44+129+751+1106+470+1=2500, л=1 *

m

2 ah' =2+1+22+24+15+1=65.

*=1

Величины о+ и а!1 согласно матрице для тепловоза 1123-А (сообщение

1к    Чг

№ 1, табл 4), соответствующие /= 1, равны:

ц}{ — *11; njf = 2;

а”= 451; «и-13;

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗНОСА В ДИЗЕЛЬНОМ МАСЛЕ

2.1.    Отборпроб

2.1.1.    Пробы масла необходимо отбирать перед поста bob'-ой тепловозов на техническое обслуживание и ремонты с периодичностью, установленной на предприятии.

2.1.2.    Проба масла производится при прогретом до рабочих параметров (масла, воды) работающем дизеле. Для этого предварительно необходимо слить не менее 0,5 л масла из трубопроводов и только после этого отобрать пробу в количестве 0,5 л.

2.1.3.    На каждую емкость с пробой масла на этикетку наносят маркировку, содержащую:

серию тепловоза, его номер секции;

вид ремонта или технического обслуживания;

марку масла;

дату отбора пробы;

пробег от последней смены масла.

2.2. А п п а р а ту р а, материалы и реактивы

а)    фотоэлектрическая установка МФО или установка, заменяющая ее, в комплекте с генератором дуги переменного тока, штативом, полихроматором и электронно-регистрирующим устройством;

б)    машина для перемешивания проб масел (У1024);

в)    весы лабораторные типа ВЛР-20г ГОСТ 24104;

г)    весы лабораторные типа ВЛР-200Г ГОСТ 24104;

д)    весы технические ТГ-1—1;

е)    ступки агатовые или яшмовые для растирания оксидов при приготовлении образцов;

ж)    ультразвуковая установка УЗУ-1, 6—0;

з)    секундомер;

и)    электроды фасонные (черт. 1);

&zSr 073,2+0,7

2

02.5tO,W 7

к)    электроды диоковые (черт. 2);

Сфера R3±0,t    +-1

20...25

Черт 1    Черт.    2

л)    оксиды металлов химически чистые или чистые для анализа;

м)    спирт этиловый ректификованный по ГОСТ 5962 или ио ГОСТ 18300;

С. 20 ГОСТ 20709-90

4!” <425; а32= 26;
аЦ=1505; aj| = 14.

Данные подставляем в формулу (3).

м ,    2500    44-65    451-65    1425-65    1505-65

1_ 65    ' 2-2500    ' 13-2500    ‘ 26-2500    * 14-2500    _

=38,5-0,572-0,9-1,423-2,79=78,8.

Соответственно вычисляют значения М для Других дизелей из сообщений М 2—6.

ч

2500

44*65

451*65

7-65

32*65

65

2-2500

13-2500

9-2500

5*2500 “

=38,5-0,572-0,9-0,02-0,166=0,066;

3

2500

751*65

450*65

1425-65

1505*65

65

22*2500

9-2500

26-2500

14*2500 “

=38,5-0,89-1,30-1,42-2,79=176,0;

А

2500

751-65

450*65

7*65

32*65

L

65

22*2500

9-2500

9-2500

1*2500

=38,5-0,89-1,30-0,90-0,83=33,2;

Г ч

2500

129*65

54*65

61*65

г870*65

'1 “

65

1*2500

1-2500

10-2500

34-2500

=38,5-3,35-1,40-0,158.0,665=18,9;

,6—

2500

129 69

54*65

61-65

50*65

65    ’    1*2500    ‘    1*2500    *    10*2500    *    5*2500

—38,5*3,35*1,40*0,158*0,26=7,41.

4.    Установление диапазона сводится к сопоставлению полученных значений с пороговым значением Cj, равным, например, 10 для /=1 (значения порогов устанавливаются опытным путем с учетом факторов состояния тепловозов; от постройки или после кап. ремонта, от ТР-2, ТР-3 и количество уже проведен* ных ТО-3, пробег от начала ремонта, условия эксплуатации: сменный или прикрепленный; климатические условия).

По результатам сопоставления получаем выходную информацию о состоянии вкладышей коленчатого вала по износу и решение о необходимости выполнения работ (устранение причин, вызвавших интенсивный износ, смена непригодных масел и вкладышей дизеля и др.)

5.    Выходная информация

При получении сообщения с диагнозом I (норма) на дизеле работы, связанные с установлением значения износа вкладышей коленчатого вала (изменение зазоров), не производятся

При получении сообщения с диагнозом 2 (отказ) на дизеле проводятся работы регламентированные правилами деповэкого текущего ремонта тепловозов, т. е. в дангоч случае изменяют ве»ичины зазоров подшипников коленчатого ва-

ГОСТ 207S9—90 С. 3

н)    бумага масштабно-координатная;

о)    журналы для регистрации проб и записи результатов анализа.

Рекомендуемые формы журналов приведены в приложении 1.

Набор оксидов определяется характерными элементами, определяющими износ деталей дизеля.

Рекомендуемый перечень оксидов приведен в приложении 2.

Требования к помещению для лаборатории спектрального анализа масла и комплектование оборудованием помещения приведены в приложении 3.

2.3. П р и г ото в л ени е типовых образцов

2.3.1.    Образцы масла для спектрального анализа необходимо приготовить из свежих масел тех же марок, которые употреблялись в исследуемых дизелях тепловозов при их эксплуатации.

2.3.2.    Перед приготовлением образцов масло должно быть проверено на соответствие показателям качества, установленным в стандарте или технических условиях.

2.3.3.    Контролируемые элементы (металлы) следует вводить в образцы масла в виде оксидов, растертых в ступке.

2.3.4.    Для анализа масел необходимо приготовить не менее четырех образцов с содержанием каждого элемента от 3 до 300 г/т. Рекомендуемые значения типичных концентраций элементов в образцах приведены в приложении 4.

2.3.5.    Допускается для приготсвления образце в с малыми концентрациями элементов (до 3 г/т) при отсутствии соответствующих лабораторных весов пользоваться смесями образцов с повышенным содержанием элементов.

Пример расчета оксидов для образцов приведен в приложении 5.

2.3.6.    После введения навесок оксидов в чистое масло приготовленную смесь следует перемешать. Для лучшего перемешивания рекомендуется применять ультразвуковые установки.

2.3.7.    Образцы перед каждым анализом необходимо перемешивать механической мешалкой не менее 4 ч.

2.4. П о стр о е н и е калибровочных графиков

2.4.1.    Каждый образец необходимо подвергать анализу на установке МФС не менее 10 раз.

2.4.2.    После анализа каждого образца должны быть подсчитаны: среднее значение показаний (отсчетов пср) по измерительному прибору установки МФС по формуле

»ср=—(1) т t=1

где т — число анализов;

— величина показания (отсчета) при t-м анализе;

относительное среднее квадратическое отклонение среднего значения показания (показатель точности) по формуле

1

ПСр

т

2 (nt—лср) im 1_

т(т—\)


(2)


“ср-


2.4.3.    Если среднее квадратическое отклонение измеренной величины для концентрации 10 г/т и более составляет менее 5%, ТО' строят калибровочные графики.

Если погрешность больше 5%, число анализов необходимо увеличить.

2.4.4.    Графики следует строить в логарифмических координатах: по оси абсцисс откладывают значения концентрации элементов; а по оси ординат — средние значения показаний (отсчетов с измерительных приборов установки МФС).

2.4.5.    Одновременно с анализом образцов необходимо проводить анализ контрольных масел и подсчитывать средние значения показаний по всем каналам измерения установки при десятикратных определениях.

Примечание В качестве контрольных масел используют свежие дизельные масла, на которых приготовлялись образцы, и масла, бывшие в употреблении на дизеле

2.4    6. После построения калибровочных графиков следует записать режим, при котором выполняется анализ образцов.

2.5.    П од гото в к а аппаратуры

2.5    1. Фотометрическая установка после включения и прогрева должна быть проверена на воспроизводимость.

Перед проверкой установки необходимо убедиться в том, что параметры, определяющие режим анализа, соответствуют выбранным величинам данной установки.

2 5 2. Установку проверяют анализом проб контрольных и свежих масел.

Если средние значения показаний по измерительному прибору при троекратных определениях отклоняются не больше, чем на 15% от средних значений контрольных определений, то проверку заканчивают. При больших отклонениях следует проверить чистоту стержневых и дисковых электродов и пористость дисковых электродов.

Методика определения пористости дисковых электродов приведена в приложении 7.

Затем проверяют положение входной цели установки (рекомендуется 1 раз в декаду), фотометрическую и электрическую во про-изводимость согласно техническому описанию установки (МФС) и заново подвергают анализу образцы и контрольные масла.

2.6.    Подготовка проб масла

ГОСТ 20759-90 С. 5

2.6.1.    Непосредственно перед анализом проба должна быть перемешана механической мешалкой в течение 30 мин.

2.6.2.    В зимний период при низких температурах воздуха пробы, доставленные в лабораторию, перед перемешиванием должны быть подогреты до температуры воздуха помещения, в котором проводят анализ.

2.7.    Проведение анализа

2.7.1.    В штатив устанавливают дисковый электрод до упора яа оси привода, верхний электрод устанавливают в цанговом зажиме. При установке верхнего электрода с помощью шаблона должен быть установлен заданный межэлектродный промежуток.

2.7.2.    Подготовленную для анализа пробу масла заливают в ванночку, которую устанавливают на столике штатива.

2.7.3.    Во время анализа на МФС-3 необходимо контролировать величины параметра, которые должны соответствовать паспортным данным установки:

напряжение питания генератора дуги;

ток дуги генератора;

ток трансформатора;

разрежение в штативе.

2.7.4.    После окончания анализа производится опрос по каналам измерения и результаты записывают в журнал (см. Приложение 1, форма 2).

2.8.    Обработка результатов

2.8.1.    Анализ каждой пробы масла должен проводиться два раза.

2.8.2.    Расхождение между результатами двух параллельных определений отсчета (величины измерения) не должно превышать 15%.

2.8.3.    При получении расхождений более чем на 15% производят третье определение, за результат принимают среднее арифметическое значение двух определений в пределах допустимых отклонений.

Если значение результата третьего определения находится в пределах допустимых расхождений каждого из двух предыдущих определений, то за результат анализа принимают среднее арифметическое значение результатов трех определений.

2.8.4.    Концентрацию элементов определяют по средним величинам полученных отсчетов (измерений) с помощью тарировоч-ных графиков.

Концентрацию элементов в масле указывают в граммах на тонну масла (г/т) с округлением до целых чисел.

3. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА

3.1. Объектами диагностирования являются узлы (или детали) дизеля, омываемые маслом.

3—2368


3.2.    Диагностирование узлов (или деталей) должно производиться на основании измерения концентрации продуктов износа в масле и анализа изменений ее за пробег тепловоза между отборами проб масла.

3.3.    Концентрацию элементов износа в масле следует определять согласно разд. 2.

3.4.    Для анализа значений концентрации характерных элементов износа в масле используется вероятностный вычислительный алгоритм, основанный на сопоставлении данных анализа с фактическим состоянием узлов и деталей дизеля Для этого необходимо вычислить диагностический коэффициент (М) по формуле


М


/= 1


{k


V а ’

— ‘к

k—\    *


а[' • s «;•

• п —

а, ■ s <v

* *=i    **


(3)


где а—число случаев, когда /-й узел (или деталь) дизеля находится в состоянии нормы (1) при нахождении i-ro параметра в k-м диапазоне значений; а[~ —то же, когда /-й узел находится в состоянии отказа (2); / — контролируемая неисправность узла (или детали) дизеля;

I — диагностический параметр; п— число диагностических параметров; k — значение диагностического параметра; m — число диапазонов значений t-го параметра.

Примечание Допускается применение логических алгоритмов с обязательный установлением браковочных норм вероятностными методами (см приложение 6)

3.5. Вычисленное значение диагностического коэффициента должно сравниваться с порогом С3 для каждого диагностируемого узла (или детали) дизеля.

Примечание Порог С3 для каждого диагностируемого узла (или детали) устанавливают по результатам сопоставления данных анализа и фактического состояния узла (или детали), полученных в период накопления данных

Если диагностический коэффициент /-го узла (М0) будет равен или больше значения порога (С,), то контролируемый }зел (или деталь) находится в состоянии нормы.

Если Мд то контролируемый узел находится в состоянии отказа и необходима разборка и освидетельствование.

Пример вычисления диагностического коэффициента М и установления диагноза узла (или детали) дизеля приведены в приложении 8



4. ПРАВИЛА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ДИЗЕЛЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА МАСЛА

4.1.    Объектами прогнозирования являются узлы (или детали) дизеля, смазываемые маслом.

4.2.    Прогнозирование остаточного ресурса дизеля (его узлов и деталей) должно производиться по средним значениям концентрации элементов износа за выполненный пробег от ремонта дизеля с переборкой.

4.3.    Концентрацию элементов износа в масле следует определять согласно разд. 2.

4.4.    Среднюю концентрацию (КСр) на момент прогнозирования вычисляют по формуле


2/С


К


г*-1


ср


N


(4)


где Кг — концентрация элемента в масле при г-м отборе пробы; N — ч исло отборов пробы от последнего ремонта тепловоза с переборкой дизеля.

4.5. Значение остаточного ресурса (10ст) определяют как разность полного ресурса по износу узла (или детали) дизеля и фактически выполненного пробега и вычисляют по формуле


а


йср Ксру


-L,


(5)


где Gaon— допустимый износ, г;

аср— коэффициент массообмена, характеризующий условия работы дизеля и вычисляемый как среднее арифметическое значение по прогнозируемым элементам износа для парка тепловозов одной серии, т/тыс. км;

KcpN— средняя концентрация на момент прогнозирования, г/т;

L — пробег на момент прогнозирования, тыс. км.

4.6. Допускается вычислять остаточный ресурс по условной величине полного ресурса (бДОп.усл) по формуле

_    G,    юд

“Д01. уел а >    1°/


тогда    (7)

Аср

Пример расчета остаточного ресурса дизеля по результатам спектрального анализа масла приведен в приложении 9.


С. 8 ГОСТ 20758-90

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемое

ФОРМЫ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА И ПРОВЕРКИ РАБОТЫ ФОТОМЕТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ МФС-3; МФС-5; МФС-7

Форма 1

Журнал регистрации проб масла, поступивших на анализ 1*я страница

с

*

Дата

отбора

пробы

Дата

ремонта

дизеля

Номер

тепло

воза

Секция

Пробег от смены масла

Пробег от последнего ремонта

Вид ремонта или ТО-3

Марка

масла

1

2

3

4

5

в

7

а

&

2-я страница

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ, г/т

10

11

у--а.-12

13

14

15

16

17

_1S

19

20

Форма 2

Рабочий журнал при сжигании проб масла

Дата _ Проба    №     График    №

Канал

Элементы

ПОКАЗАНИЯ ПО ПРИБОРУ

Концентрация в г/т

Примеча

ние

1

2

3

4

сред

нее

1

2

......

3

9

10

1

ГОСТ 20753-90 С. 9

Форма 3

Журнал записи проб масла по тепловозам

Тепловоз

Секция _Марка    масла

1-я страница

п/п

Дата отбора проб

Вид ремонта, ТО-3

Дата

ремонта

Пробег от последнего ремонта

Пробег от смены масла

1

2

3

4

5

6

2-я страница

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ, г/т

7

а

э

10

11

12

13

14

15

Форма 4

Журнал проверки установки и чистоты электродов

Экспозиция _Положение каретки _Шкала    _

КАНАЛЫ

1

2

3

4

5

6

г

7

8

9

10

В журнал записываются результаты следующих проверок:

1. Темнсвой ток

Z Электрическая воспроизводимость для 0,1 В; 1 В; 10 В 3 Фотоэлектрическая воспроизводимость

4.    Выводка линий

5.    Чистота электродов.