МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC) |
|
ГОСТ |
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
18855— |
СТАНДАРТ |
2013 |
|
(ISO 281:2007) |
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс
(ISO 281:2007, MOD)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2014
ГОСТ 18855-2013
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инжиниринговый центр ЕПК» (ООО «ИЦ ЕПК»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 «Подшипники качения»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 сентября 2013 г. № 59-П)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИС0 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166)004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ISO 281:2007 Rolling bearings — Dynamic load ratings and rating life (Подшипники качения. Динамическая фузоподъемность и номинальный ресурс) путем внесения дополнительных положений. Дополнительные положения приведены в 5.1.2.1 и 5.2.2.1 и заключены в рамки из тонких линий. Разъяснение причин их внесения приведено в примечании к тексту. Дополнительные значения показателей внесены в таблицу 3 и выделены полужирным курсивом. Дополнительные значения показателей даны для углов контакта, которые наиболее широко применяются в конструкциях радиально-упорных шариковых подшипников, которые производят страны СНГ. Сравнение структуры международного стандарта со структурой настоящего стандарта приведено в приложении Д. Разъяснение причин изменения структуры приведено в примечаниях в приложении Д
Международный стандарт разработан подкомитетом ISO/ТС 4/SC 8 «Грузоподъемность и ресурс» технического комитета по стандартизации ISO/TC 4 «Подшипники качения» Международной организации по стандартизации (ISO).
Перевод с английского языка (еп).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого разработан настоящий межгосударственный стандарт, и международных документов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
Ссылки на международные стандарты, которые приняты в качестве межгосударственных стандартов. заменены в разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылками на соответствующие модифицированные межгосударственные стандарты.
Ссылки на международные стандарты, которые не приняты в качестве межгосударственных стандартов, заменены в разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылками на соответствующие межгосударственные стандарты.
Информация о замене ссылок с разъяснением причин их внесения приведена в приложении Г.
ГОСТ 18855-2013
Степень соответствия — модифицированная (МОО)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. № 1382-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 18855-94
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе « Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
©Стандартинформ, 2014
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ 18855-2013
Содержание
1 Область применения.....................................................................................................................................1
2 Нормативные ссылки....................................................................................................................................1
3 Термины и определения...............................................................................................................................2
4 Обозначения..................................................................................................................................................3
5 Радиальные и радиально-упорные шариковые подшипники....................................................................4
5.1 Динамическая радиальная грузоподъемность....................................................................................4
5.2 Динамическая эквивалентная радиальная нагрузка...........................................................................7
5.3 Номинальный ресурс...........................................................................................................................10
6 Упорные и упорно-радиальные шариковые подшипники........................................................................10
6.1 Динамическая осевая грузоподъемность...........................................................................................10
6.2 Динамическая эквивалентная осевая нагрузка.................................................................................12
6.3 Номинальный ресурс...........................................................................................................................13
7 Радиальные и радиально-упорные роликовые подшипники...................................................................14
7.1 Динамическая радиальная грузоподъемность..................................................................................14
7.2 Динамическая эквивалентная радиальная нагрузка.........................................................................15
7.2.2 Динамическая эквивалентная радиальная нагрузка комбинаций подшипников.........................16
7.3 Номинальный ресурс...........................................................................................................................16
8 Упорные и упорно-радиальные роликовые подшипники.........................................................................17
8.1 Динамическая осевая грузоподъемность...........................................................................................17
8.2 Динамическая эквивалентная осевая нагрузка.................................................................................19
8.3 Номинальный ресурс...........................................................................................................................20
9 Модифицированный ресурс.......................................................................................................................20
9.1 Общие положения................................................................................................................................20
9 2 Коэффициент модификации ресурса по вероятности безотказной работы...................................21
9.3 Системный коэффициент модификации............................................................................................21
Приложение А (справочное) Подробный метод оценки коэффициента загрязнения..............................32
Приложение Б (справочное) Расчет предела усталостной нагрузки.........................................................41
Приложение В (справочное) Резкое изменение при расчете динамической грузоподъемности...........45
Приложение Г (справочное) Замена ссылок на международные стандарты...........................................48
Приложение Д (справочное) Сравнение структуры международного стандарта со структурой
межгосударственного стандарта........................................................................................48
IV
ГОСТ 18855-2013
Введение
Часто бывает нерационально обосновывать пригодность подшипника для конкретных условий применения путем испытания достаточного количества подшипников при данных условиях. В этом случае ресурс, как он определен в 3.1, является первейшим показателем соответствия условиям применения. Поэтому расчет времени безотказной работы рассматривается как подходящая и целесообразная замена испытаний. Целью настоящего стандарта является создание необходимой основы для расчета ресурса.
С момента последнего опубликования стандарта были приобретены дополнительные знания о влиянии на ресурс подшипника загрязнений, условий смазки, внутренних напряжений при монтаже, напряжений от термообработки и т.д. В настоящем стандарте представпен практический метод учета влияния на ресурс подшипника условий смазки и загрязнения смазочного материала.
Расчеты в соответствии с данным стандартом не дают удовлетворительных результатов для подшипников, работающих в таких усповиях применения и/или с такой внутренней конструкцией, которые вызывают значительное уменьшение зоны контакта между телами качения и дорожками качения Так, например, результаты модифицированного расчета неприменимы к шариковым подшипникам с пазом для ввода шариков, который значительно вступает в зону контакта шарик/дорожка качения. когда в условиях применения на подшипник действует осевая нагрузка. В этих случаях следует проконсультироваться у изготовителей подшипников.
Коэффициенты модификации ресурса по вероятности безотказной работы я, были незначительно изменены и распространены до 99.95 % вероятности безотказной работы.
В настоящем стандарте вместо ссыпки на ISO/TR 8646 используется ссылка на ISO/TR 1281-1, который заменяет указанный документ.
V
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс Rolling bearings. Dynamic load rating and rating life
Дата введения — 2015—07—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы расчета динамической грузоподъемности подшипников качения в диапазоне размеров, приведенных в соответствующих стандартах на типы и размеры. изготовленных из современной, обычно применяемой закаленной подшипниковой стали хорошего качества, в условиях хорошо налаженного производства и имеющих обычную конструкцию и формы контактных поверхностей качения.
Настоящий документ также устанавливает методы расчета номинального ресурса, соответствующего 90 % вероятности безотказной работы при применении широко используемого материала хорошего качества при хорошем качестве изготовления в нормальных условиях эксплуатации. Кроме того, настоящий документ устанавливает методы расчета модифицированного ресурса с учетом различных значений вероятности безотказной работы, условий смазки, загрязненности смазочного материала и предела усталостной нагрузки подшипника.
Влияние износа, коррозии и электроэрозии на ресурс подшипника в данном стандарте не рассматривается.
Настоящий документ не применим к конструкциям, тела качения в которых воздействуют непосредственно на поверхности вала или корпуса, если эти поверхности не эквивалентны во всех отношениях дорожкам качения колец подшипника, которые они заменяют.
Двухрядные радиальные и радиально-упорные подшипники и двойные упорные и упорнорадиальные подшипники рассматривают в данном стандарте как симметричные.
Дополнительные ограничения в отношении отдельных типов подшипников включены в соответствующие разделы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 24955-81 Подшипники качения. Термины и определения
ГОСТ 18854-2013 Подшипники качения. Статическая грузоподъемность
ISO 15241:2012 Подшипники качения. Обозначение величин
ISO/TR 1281-1:2008 Подшипники качения. Пояснительная записка к ISO 281 Часть 1. Базовая динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс
* Действует до введения ГОСТ, разработанного на основе ISO 15241. Перевод стандарта имеется в ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
•* Перевод документа имеется в ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Издание официальное
ГОСТ 18855-2013
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24955. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ресурс (life): Число оборотов конкретного подшипника качения, которое одно из колец подшипника совершает относительно другого кольца до появления первых признаков усталости материала одного из колец или одного из тел качения.
Примечание - Ресурс может быть выражен количеством часов работы при постоянной частоте вращения
3.2 вероятность безотказной работы (reliability): Процентная доля группы предположительно идентичных подшипников качения, работающих в одинаковых условиях, которые, как ожидается, достигнут или превысят определенный ресурс.
Примечание - Вероятность безотказной работы отдельного подшипника качения — это вероятность того, что он достигнет или превысит определенный ресурс
3.3 расчетный ресурс (rating life): Ожидаемое значение ресурса, основанное на динамической радиальной грузоподъемности или динамической осевой грузоподъемности.
3.4 номинальный ресурс (basic rating life): Расчетный ресурс, соответствующий 90 % вероятности безотказной работы для подшипников, изготовленных из широко используемого материала хорошего качества, при хорошем качестве изготовления и работающих в нормальных условиях эксплуатации.
3.5 модифицированный ресурс (modified rating life): Расчетный ресурс, модифицированный в соответствии с 90 %-ной или другой вероятностью безотказной работы, пределом усталостной нагрузки подшипника, особыми свойствами подшипника, загрязнением смазочного материала или другими специфическими условиями эксплуатации
Примечание - Термин «модифицированный ресурс» является новым в этом документе и заменяет термин «скорректированный расчетный ресурс»
3 6 динамическая радиальная грузоподъемность (basic dynamic radial load rating): Постоянная неподвижная радиальная нагрузка, которую подшипник качения теоретически может выдерживать в течение номинального ресурса в один миллион оборотов
Примечание - Для радиально-упорного однорядного подшипника радиальная грузоподъемность относится к радиальной составляющей нагрузки, которая вызывает чисто радиальное смещение колец подшипников относительно друг друга
3.7 динамическая осевая грузоподъемность (basic dynamic axial load rating): Постоянная центральная осевая нагрузка, которую подшипник качения теоретически может выдерживать 8 течение номинального ресурса в один миллион оборотов.
3.8 динамическая эквивалентная радиальная нагрузка (dynamic equivalent radial load): Постоянная неподвижная радиальная нагрузка, под воздействием которой подшипник качения будет иметь такой же ресурс, как и в условиях действительного нагружения.
3.9 динамическая эквивалентная осевая нагрузка (dynamic equivalent axial load): Постоянная центральная осевая нагрузка, под воздействием которой подшипник качения будет иметь такой же ресурс, как и в условиях действительного нагружения.
3.10 предел усталостной нагрузки (fatigue load limit): Нагрузка подшипника, при которой в наиболее нагруженном контакте дорожки качения будет достигнут предел усталостного напряжения
3.11 диаметр ролика (roller diameter): Теоретический диаметр в радиальной плоскости, проходящей через середину симметричного ролика.
Примечание 1 -Для конического ролика соответствующий диаметр равен среднему значению диаметров воображаемых кромок большого (сферического) и малого (плоского) торца ролика
Примечание 2- Для асимметричного выпуклого ролика соответствующий диаметр равен диаметру в точке контакта между роликом и безбортиковой дорожкой качения при нулевой нагрузке
3.12 эффективная длина ролика (effective roller length): Максимальная теоретическая длина контакта ролика с той дорожкой качения, где этот контакт короче.
Примечание - За длину контакта обычно принимают либо расстояние между воображаемыми кромками ролика, за вычетом номинальных фасок ролика, либо ширину дорожки качения за вычетом галтелей, в зависимости от того, что меньше
2
ГОСТ 18855-2013
3.13 номинальный угол контакта (nominal contact angle): Угол между плоскостью, перпендикулярной оси подшипника, (радиальной плоскостью) и номинальной линией действия результирующей сил. передаваемых кольцом подшипника на тело качения.
Примечание - Для подшипников с ассиметричными роликами номинальный угол контакта определяется контактом с безбортиковой дорожкой качения
3.14 диаметр центровой окружности шариков (pitch diameter of ball set): Диаметр окружности, проходящей через центры шариков одного ряда подшипника.
3.15 диаметр центровой окружности роликов (pitch diameter of roller set): Диаметр окружности, проходящей через середины роликов одного ряда подшипника.
Примечание - Серединой ролика считается проекция середины образующей (цилиндрической или конической) поверхности ролика на ось ролика
3.16 нормальные условия эксплуатации (conventional operating conditions): Условия, которые можно считать преобладающими для подшипников, которые должным образом установлены и защищены от загрязнения, надлежащим образом смазаны, обычным способом нагружены, не подвергаются резкому изменению температур и скорости вращения.
3.17 относительная вязкость (viscosity ratio): Отношение фактической кинематической вязкости масла при рабочей температуре к номинальной кинематической вязкости, требуемой для надлежащей смазки.
3.18 параметр смазочной пленки (film parameter): Отношение толщины смазочной пленки к совместной среднеквадратичной. СКЗ. шероховатости поверхностей, применяемое для оценки влияния условий смазки на ресурс подшипника.
3.19 пьезокоэффициент вязкости (pressure-viscosity coefficient): Параметр, характеризующий впияние давления масла на вязкость масла в контакте тела качения.
3.20 индекс вязкости (viscosity index): Показатель, характеризующий степень влияния температуры на вязкость смазочных масел.
3.21 опорный торец (back face): Торец кольца подшипника, предназначенный для восприятия осевой нагрузки.
3.22 неопорный торец (front face): Торец кольца подшипника, не предназначенный для восприятия осевой нагрузки.
3.23 сдвоенный подшипник (paired mounting): Два подшипника, установленных рядом на одном валу так. что они работают как единый узел.
3.24 комплект подшипников (stack mounting): Три или более подшипника, установленных рядом на одном валу так. что они работают как единый узел.
3.25 комплектный подшипник (matched rolling bearing): Подшипник качения, входящий в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников.
3.26 компоновка по схеме тандем (схема Т) (tandem arrangement): Сдвоенный подшипник или комплект подшипников, смонтированный опорным торцом наружного (свободного) кольца комплектного подшипника к неопорному торцу наружного (свободного) кольца соседнего комплектного подшипника.
Примечание - Для упорного и упорно-радиального подшипника указанные торцы касаются не непосредственно, а через специально подобранное дистанционное кольцо
3.27 компоновка по схеме О (схема О) (back-to-back arrangement): Сдвоенный подшипник, смонтированный опорными торцами наружных колец комплектных подшипников друг к другу.
3.28 компоновка по схеме X (схема X) (face-to-face arrangement): Сдвоенный подшипник, смонтированный неопорными торцами наружных колец комплектных подшипников друг к другу.
Примечание - Термины 3 21-3.28. приведенные в ИСО 5593. используются в настоящем стандарте
4 Обозначения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения: a,so - системный коэффициент модификации ресурса;
а, - коэффициент модификации ресурса по вероятности безотказной работы;
ГОСТ 18855-2013
bm - оценочный коэффициент для современной, обычно применяемой, закаленной подшипниковой стали хорошего качества, в условиях хорошо налаженного производства, величина которого меняется в зависимости от типа и конструкции подшипника;
Сэ - динамическая осевая грузоподъемность в ньютонах:
С, -динамическая радиальная грузоподъемность в ньютонах;
Си - предел усталостной нагрузки в ньютонах:
Соа - статическая осевая грузоподъемность' в ньютонах;
Со - статическая радиальная грузоподъемность' в ньютонах;
D - наружный диаметр подшипника в миллиметрах;
- диаметр центровой окружности шариков или роликов в миллиметрах;
D1 - номинальный диаметр шарика в миллиметрах;
О1, - диаметр ролика, применяемый при расчете грузоподъемности в миллиметрах;
d - диаметр отверстия подшипника в миллиметрах;
е - предельное значение отношения FJF,, определяющее значения коэффициентов X и У; вс - коэффициент загрязнения;
Fa - осевая нагрузка подшипника (осевая составляющая фактической нагрузки подшипника) в ньютонах;
F, - радиальная нагрузка подшипника (радиальная составляющая фактической нагрузки подшипника) в ньютонах:
fe - коэффициент, зависящий от геометрии деталей подшипника, точности изготовления различных деталей и материала;
f0 - коэффициент для расчета статической грузоподъемности ;
/ - число рядов тел качения;
Lnm - модифицированный ресурс в миллионах оборотов;
Lwe эффективная длина ролика, применяемая для расчета грузоподъемности, в миллиметрах;
Lio - номинальный ресурс в миллионах оборотов; п - частота вращения в минутах в минус первой степени; п - подстрочный индекс вероятности отказа в процентах;
Р - динамическая эквивалентная нагрузка в ньютонах;
Р3 - динамическая эквивалентная осевая нагрузка в ньютонах:
Р. -динамическая эквивалентная радиальная нагрузка в ньютонах;
S - вероятность безотказной работы в процентах;
X - коэффициент динамической радиальной нагрузки:
У - коэффициент динамической осевой нагрузки;
Z - число тел качения в однорядном подшипнике; число тел качения в одном ряду многорядного подшипника с одинаковым числом тел качения в каждом ряду; а - номинальный угол контакта в градусах; к - относительная вязкость »/щ;
Л - параметр смазочной пленки;
v - фактическая кинематическая вязкость при рабочей температуре в квадратных миллиметрах в секунду;
г, - номинальная кинематическая вязкость, необходимая для достижения надлежащих условий смазки, в квадратных миллиметрах в секунду;
а - (действительное) напряжение, применяемое в критерии усталости, в ньютонах на квадратный миллиметр;
- предел усталостного напряжения материала дорожки качения в ньютонах на квадратный миллиметр.
5 Радиальные и радиально-упорные шариковые подшипники
5.1 Динамическая радиальная грузоподъемность
5.1.1 Динамическая радиальная грузоподъемность отдельных подшипников
Динамическую радиальную грузоподъемность радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников вычисляют по формулам
для Dw S 25.4 мм
C, = 3,647b^fc (/ cosa)0*7 22/3Di4
для Dw > 25.4 мм.
Значения b„ и fc приведены в таблицах 1 и 2. соответственно.
Таблица 1 — Значения Ьт для радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников |
Тип подшипника |
Л* |
Радиальный или радиально-упорный шариковый подшипник (без паза для ввода шариков), вкла-дышный подшипник и шариковый сферический подшипник |
1.3 |
Подшипник с пазом для ввода шариков |
1.1 |
|
Значения этих коэффициентов применимы к подшипникам с радиусом поперечного сечения желоба дорожки качения не более 0.52 А* на внутренних кольцах радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников и не более 0.53 Dw на наружных кольцах радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников и на внутренних кольцах шариковых сферических подшипников.
Таблица 2 — Значения коэффициента fc для радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников |
Dw СО$аа) |
Коэффициент fc |
Радиальный шариковый однорядный подшипник и радиаль-но-упорный шариковый однорядный или двухрядки подшипник |
Радиальный шариковый двухрядный подшипник |
Радиальный шариковый сферический однорядный и/v двухрядный подшипмк |
Радиальный шариковый однорядный разъемный подшипник (магнетный подшиптк) |
0.01 |
29.1 |
27.5 |
9.9 |
9.4 |
0,02 |
35,8 |
33,9 |
12.4 |
11.7 |
0,03 |
40.3 |
38,2 |
14.3 |
13.4 |
0,04 |
43,8 |
41.5 |
15.9 |
14,9 |
0,05 |
46,7 |
44,2 |
17.3 |
16,2 |
0,06 |
49.1 |
46.5 |
18.6 |
17,4 |
0,07 |
51.1 |
48,4 |
19.9 |
18,5 |
0,08 |
52.8 |
50.0 |
21.1 |
19,5 |
0,09 |
54.3 |
51.4 |
22.3 |
20,6 |
0,10 |
55.5 |
52.6 |
23.4 |
21.5 |
0.11 |
56.6 |
53,6 |
24.5 |
22.5 |
0.12 |
57.5 |
54.5 |
25.6 |
23,4 |
0.13 |
58.2 |
55.2 |
26.6 |
24,4 |
0.14 |
58.8 |
55.7 |
27.7 |
25,3 |
0,15 |
59.3 |
56.1 |
28.7 |
26,2 |
|
5
1
Определение, метод расчета и значения Со», Сс, и см в ГОСТ 18854
4