государственный
стандарт союза сср
ДИЗЕЛИ И ГАЗОВЫЕ
ДВИГАТЕЛИ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБЪЕМУ АВТОМАТИЗАЦИИ
ГОСТ 14228-80
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ
Москва
РАЗРАБОТАН Министерством тяжелого и транспортного
машиностроения
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.И. Балакин, канд. техн. наук; М.И. Левин, докт. техн.
наук; Г.А. Попов; А.Г. Плоткин, канд. техн. наук
ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортного
машиностроения
Зам. министра Л.В. Попов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28
ноября 1980 г. № 5590
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИЗЕЛИ И ГАЗОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
Классификация по объему автоматизации
Automatizired diesel engines and gas engines.
Classification according to scope of automatization
|
ГОСТ
14228-80
Взамен
ГОСТ 14228-69
|
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 ноября
1980 г. № 5590 срок действия установлен
с 01.01.1982 г.
до 01.01.1992
г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт
распространяется на автоматизированные судовые, тепловозные и промышленные
дизели, газовые двигатели, газомотокомпрессоры, агрегаты на базе дизелей и
газовых двигателей (далее - двигатели) и устанавливает их классификацию в
зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций и
времени необслуживаемой работы.
2. Двигатели (см. справочное приложение)
в зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций
и времени необслуживаемой работы должны классифицироваться по степеням
автоматизации, указанным в таблице.
Степень автоматизации
|
Характеристика степени
автоматизации
|
Время необслуживаемой
работы двигателя, ч
|
1
|
Автоматическое регулирование основных параметров;
местное и (или) дистанционное управление; индикация, сигнализация и защита
|
4; 8; 12
|
2
|
Операции первой степени; дистанционное
автоматизированное и (или) автоматическое управление, в том числе при
совместной работе двигателей
|
24; 36; 50
|
3
|
Операции второй степени; дистанционное
автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными
агрегатами и (или) операциями обслуживания двигателя
|
150; 250
|
4
|
Операции второй или третьей степени; централизованное
управление и (или) централизованный автоматический контроль;
автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование
|
250; 375
|
Примечание.
Дальнейшее увеличение значений времени необслуживаемой работы двигателей допускается
устанавливать с интервалом 4 ч для первой степени и 25 ч для остальных степеней.
Для 4-й
степени допускается устанавливать значения времени необслуживаемой работы 2 и
3-й степеней.
3. На двигателях, отвечающих первой степени
автоматизации, должен выполняться следующий минимум операций:
автоматическое регулирование
частоты вращения;
автоматическое регулирование
температуры в системах охлаждения и (или) смазки;
автоматическое регулирование
напряжения (для дизель-генераторов);
местное и (или) дистанционное
управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями, а
также частотой вращения (нагружением) и реверсированием;
автоматический подзаряд
аккумуляторных батарей, обеспечивающих пуск и (или) питание средств
автоматизации (при электростартерном пуске);
автоматическая
аварийно-предупредительная сигнализация и защита;
индикация значений
контролируемых параметров на местном (дизельном) щитке и (или) на дистанционном
пульте.
4. На
двигателях, отвечающих 2-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в
п. 3, должно обеспечиваться
выполнение следующих операций:
дистанционное
автоматизированное и (или) автоматическое управление пуском, остановом,
предпусковыми и послеостановочными операциями;
дистанционное
автоматизированное и (или) автоматическое управление частотой вращения
(нагружением) и реверсированием при его наличии;
автоматический прием
нагрузки при автономной работе или выдача сигнала о готовности к приему
нагрузки (для дизель-генераторов);
автоматизация совместной
работы двигателей, в том числе автоматический прием нагрузки в ходе
синхронизации при параллельной работе дизель-генераторов между собой или с
внешней сетью;
автоматическое поддержание
двигателя в готовности к быстрому приему нагрузки;
автоматическое регулирование
вязкости тяжелого топлива и автоматизированное управление переходом с одного
вида топлива на другой;
автоматизированный
экстренный пуск и (или) останов; исполнительная сигнализация.
5. На
двигателях, отвечающих 3-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в
п. 4, должно обеспечиваться
выполнение следующих операций:
автоматическое пополнение
расходных емкостей: топлива, масла, охлаждающей жидкости и сжатого воздуха;
автоматизированное и (или)
автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) отдельными
операциями обслуживания двигателя.
6. На
двигателях, отвечающих 4-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в
пп. 4 или 5, должно обеспечиваться
выполнение одной или нескольких дополнительных операций;
централизованное управление
двигателем с помощью управляющих машин;
централизованный автоматический
контроль;
автоматизированное и (или)
автоматическое техническое диагностирование состояния двигателя в целом или его
отдельных частей.
7. Конкретный перечень
операций и средств автоматизации, а также значение времени необслуживаемой
работы по каждой степени (пп. 3 - 6) должен устанавливаться в стандартах и технических
условиях на отдельный тип двигателя.
Алгоритмы выполнения
операций должны устанавливаться в техническом описании и инструкции по
эксплуатации двигателя.
8. Технические требования к
отдельным операциям и средствам автоматизации двигателей должны соответствовать
Правилам Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР в части автоматизации судовых
двигателей, а также следующим стандартам:
ГОСТ 10511-72 -
автоматическое регулирование частоты вращения дизелей;
ГОСТ 11928-66 -
аварийно-предупредительная сигнализация и защита дизелей и газовых двигателей;
ГОСТ 18174-72 - автоматизированное управление режимами
главных судовых дизелей;
ГОСТ
10032-80 - автоматизация дизель-генераторов;
ГОСТ
11102-75 - приборы и устройства дизельной автоматики;
ГОСТ 22464-77 - терморегуляторы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАНДАРТЕ
Термин
|
Пояснение
|
1. Автоматизированный двигатель
|
Двигатель, оборудованный средствами
автоматизации, обеспечивающими выполнение операций, предусмотренных одной из
степеней настоящего стандарта
|
2. Время необслуживаемой работы двигателя
|
Время (календарное) между обслуживаниями или
наблюдениями, требующими присутствия у эксплуатирующегося двигателя
обслуживающего персонала.
Примечание.
Для 1 и 2-й степеней автоматизации, указанное в стандарте время
необслуживаемой работы двигателя, может обеспечиваться при
неавтоматизированном пополнении расходных емкостей
|
3. Местное управление двигателем
|
Управление отдельными операциями или
режимами работы двигателя, при котором исполнение задаваемых команд
осуществляется путем воздействия оператора непосредственно на местные
(штатные) управляющие органы двигателя
|
4. Дистанционное управление двигателем
|
Управление отдельными операциями или
режимами работы двигателя, при котором исполнение задаваемых команд
осуществляется путем воздействия оператора на отдельные органы управления, расположенные
на некотором расстоянии от двигателя
|
5. Дистанционное автоматизированное
управление двигателем
|
Управление с автоматическим выполнением
функционально связанных операций и режимов работы двигателя по заданному
алгоритму, осуществляемое путем одноразового воздействия оператора на
задающие органы управления, расположенные на некотором расстоянии от
двигателя
|
6. Автоматическое управление двигателем
|
Управление с автоматическим выполнением
функционально связанных операций или режимов работы двигателя по заданному
алгоритму, осуществляемое по сигналам от внешних систем автоматики без
участия оператора
|
7. Централизованное управление двигателем
|
Управление двигателем, осуществляемое оператором
или автоматизированными системами управления из единого центра управления
|
8. Централизованный автоматический контроль
|
Контроль состояния и режимов работы
двигателя, осуществляемый автоматическими средствами контроля и измерения из
единого центра управления
|
9. Индикация значений контролируемых
параметров двигателя
|
Отображение информации о значениях
контролируемых параметров двигателя посредством контрольно-измерительных
приборов
|
10. Техническое диагностирование
|
По ГОСТ 20911-75
|
11. Автоматизированное (автоматическое)
техническое диагностирование двигателя
|
Процесс определения технического состояния
двигателя с определенной точностью посредством автоматических устройств с
учетом (без участия) оператора
|
12. Автоматизированный экстренный пуск или
останов двигателя
|
Пуск или останов двигателя, осуществляемый
по командам оператора, путем дистанционного управления исполнительными
органами и параллельной отработкой операций, предусмотренных алгоритмом
управления.
Примечание.
При экстренном останове не обеспечивается готовность очередного рабочего или
экстренного пуска
|
13. Состояние готовности к быстрому приему
нагрузки
|
Состояние двигателя, при котором
обеспечивается прием нагрузки за минимальное время, установленное в
стандартах или технических условиях, для дизель-генераторов по ГОСТ
10032-80
|