Купить ВСН 50-86/Госгражданстрой — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов (спальных корпусов) при общеобразовательных школах.
Нормы не распространяются на проектирование зданий общеобразовательных оздоровительных санаторно-лесных, специализированных школ и школ-интернатов для углубленной подготовки детей в области науки и искусства и других областях, а также специальных для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.
Отменен приказом Госкомархитектуры номер 259 от 29.12.89 с 01.01.90 (информация опубликована в БСТ 3-90 стр. 25-26).
1 Общие указания
2 Требования к земельным участкам
3 Объемно-планировочные и конструктивные решения
4 Водоснабжение и канализация
5 Отопление и вентиляция
6 Электротехнические устройства
Приложение 1 Состав и площади зон земельных участков общеобразовательных школ
Приложение 2 Состав и площади зон земельных участков школ-интернатов
Приложение 3 Удельные покащатели нормируемой, общей площадей и строительного объема на одного учащегося в школах и школах-интернатах
Дата введения | 01.07.1987 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.01.1990 |
Актуализация | 01.01.2021 |
03.10.1986 | Принят | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | |
---|---|---|---|
17.11.1986 | Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | 374 |
28.01.1987 | Принят | Минпрос СССР | 268-9/20 |
Разработан | ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя | ||
Издан | Прейскурантиздат | 1988 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТБПЬНЫЕ НОРМЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГОСГРАЖДАНСТРОЙ
ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ
Q,tZ, м ей ей геол ог J Се/&> леарэмг
У
/I/ isy or £2 c Q4. №. 90 - 6~cT S-3D
С ■ JUT-JLG,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР
МОСКВА 1988
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ВСН 50-86
ГОСГРАЖДАНСТРОЙ
ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ
государственный комитет
ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР
ПРЕЙСКУРАНТИЗДАТ
Москва — 1988
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
3.1. Состав и площади помещений зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах определяются по расчету исходя из вместимости, организационно-педагогической структуры"5 и учебного плана школ. Удельные показатели нормируемой, общей площади и строительного объема на одного учащегося в школах и школах-интернатах принимать по обязательному прил 3.
В составе помещений следует предусматривать’
а) для начальных школ — классные комнаты, комнаты отдыха (спальные-игровые), для трудового обучения, универсальные для продленного дня, столовую (буфет), административно хозяйственные, рекреационные, санитарные узлы, вестибюль с гардеробной;
б) для неполных средних и средних школ и школ интернатов —
классные комнаты, кабинеты и лаборатории (с лаборантскими), для трудового обучения и профессиональной ориентации, учебно-спортивные, актовый зал — лекционную аудиторию, библиотеку, помещения общественных организаций, для кружковой работы, столовую, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания, рекреационные, санитарные узлы, вестибюль с гардеробной; кроме того, предусматриваются:
для школ — спальные-игровые, универсальные- для организации продленного дня; для школ-интернатов — спальные, бытовые;
в) для интернатов при школах — спальные, бытовые помеще-ния, медицинского обслуживания, вестибюль с гардеробной.
3.2. Количество классов, учебных кабинетов, лабораторий и учебно-спортивных залов следует определять, исходя из количества часов занятий в школах и школах-интернатах в одну смену
и загрузки учебных помещений (как правило не менее 75% учебного времени).
3.3. Помещения в зданиях школ и школ-интернатов следует подразделять на две основные группы: учебные и общешкольные.
группы учебных помещений следует включать: классные помещения для I IV классов, учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для V—XI классов, помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации; в группу общешколь-ных помещений следует включать все остальные помещения.
1 Соотношение из I—IV или I—IX,
3.4. одания школ и школ-интернатов должны проектироваться с учетом следующих требований к объемно-планировочной струк-
количества параллелей классов; параллель классов состоит или 1 XI классов по одному для каждого возраста.
10
а) учебные помещения должны группироваться в учебные секции по возрастному и предметному признакам:
для I классов школ в учебных секциях следует предусматривать не более трех классных помещений, комнаты отдыха (спаль-ные-игровые), санитарные узлы;
в учебных секциях для И —IV классов предусматриваются не более шести классных помещений, мастерская для трудового обучения, универсальное помещение для продленного дня, соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы; санитарные узлы допускается предусматривать вне секции в группе помещений для учащихся II —IV классов;
в учебные секции для V—XI классов должны входить учебные кабинеты, лаборатории и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;
допускается санитарные узлы для V—XI классов размещать вне учебных секций, в двухэтажных зданиях санитарные узлы можно размещать на одном из этажей сосредоточенно;
б) учебные секции I, II — IV классов должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп;
в) при количестве параллелей четыре и более следует проектировать сблокированные здания, состоящие из автономных учебных блоков-школ и блока общешкольных помещений; каждый автономный учебный блок-школа не должен быть более чем на три параллели учащихся I —XI классов,
г) в школах-интернатах и интернатах при школах должны предусматриваться секции спальных помещений в составе спален ддя классов каждой возрастной группы, санитарных узлов, а также комнат для чистки одежды и обуви;
д) в школах-интернатах спальные помещения должны быть размещены в блоках, отделенных от других помещений противопожарными стенами;
е) спальные комнаты в школах-интернатах и интернатах при школах, санитарные узлы (умывальные, уборные, душевые), раздевальные при душевых, а также при спортивных залах должны проектироваться раздельно для мальчиков и девочек.
3.5. Здания школ и школ-интернатов должны проектироваться: в крупных и крупнейших городах — высотой не более четырех этажей, в остальных городах и сельской местности — не более трех этажей. На четвертом этаже не допускается размещение классных помещений для I классов, а остальных учебных помещений допускается не более 25%.
11
2'
Высоту этажей сельских школ вместимостью до 40 учащихся допускается принимать по нормам проектирования жилых зданий.
Учебные помещения
3.6» Удельные показатели площадей классных помещений, учебных кабинетов и лабораторий следует принимать по табл. 4.
I и блица 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ме напал1н я е м о с т и? °2 "у ч а шкся j! И 3 paC4eTa для половины класса учащихся (кро- ся лnfinnZUtnl”™,™"0! расчетной наполняемости классов до 24 и менее учащих-приниматься площадыо^бмГ М°ГУТ “ пРедУсматРиваться, а при лабораториях |
12
3.7. Проходы и расстояния между оборудованием в основных учебных помещениях должны приниматься в см:
между рядами двухместных столов не менее 60; между рядами одноместных столов не менее 50; между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 701;
между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, не менее 701; между передними столами и демонстрационным столом не
менее 80;
о г передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов не менее 170—200. В лабораториях расстояние принимается не менее 255 (при наличии демонстрационного стола);
от передней стены с классной доской до передних двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке — не менее 225;
от задних столов до задней стены (перегородки) не менее 65; если задняя стена является наружной — не менее 100 см2;
от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) —не менее 802;
между столом преподавателя и передней стеной (перегородкой) — не менее 65;
от демонстрационного стола до классной доски не менее 100; между столами в ряду — не менее 50;
между столом преподавателя и передними столами учащихся не менее 50;
наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в учебном помещении 1000;
высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для I классов —70—80; II—IV классов—75—80; V—XI классов —80—90.
3.8. Допустимые уровни шума в помещениях школ и школ-интернатов следует принимать в соответствии со СТ СЭВ 2834—80.
Примечание. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается: в I классах' и_лабораториях — не менее 35°; в классах и кабинетах —не менее 30°.
3.9. На группу учебных кабинетов одноименных или родственных предметов, при кабинете информатики и электронно-вычислительной техники, а также при каждой лаборатории следует предусматривать по одной лаборантской. При наличии одной лаоо-ратории на несколько предметов лаборантские предусматриваются по каждому предмету.
Помещения для трудового обучения и профессиональной
ориентации
ЗЛО. Удельные показатели площади помещений для трудового обучения и профессиональной ориентации следует принимать по табл. 5.
I а б л и ц а б | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
шГйвд” НаП0ЛНЯеМ0СТЫ0 А0 12 у™™**) рассчитываются на половину |
°бучения и профессиональной ориентации учащихся венные магтепеки.^ ° нительно Должны предусматриваться учебно-производст-цехи поомыт^ени^у „:жшкольные учебно-производственные комбинаты, учебные цехи промышленных и сельскохозяйственных предприятий
14
3.11. Размеры и площади подсобных помещений при мастерских принимаются по табл. 6.
3.12. Из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.
Учебно-спортивные залы и помещения
3.13. Размеры и число учебно-спортивных залов следует принимать по табл. 7. При соответствующем обосновании допускается увеличивать число учебно-спортивных залов.
З.И. При учебно-спортивных залах должны предусматриваться снарядные по 16 м2, а при зале площадью 540 м*—32 м2.
Должны предусматриваться по два помещения раздевальных, душевых и уборных на класс учащихся, занимающихся в зале.
ЗЛ5. Учебно-спортивные залы следует размещать не выше второго этажа. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через классные и спальные секции не допускается. Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.
Актовый зал, библиотека и помещения для кружковой работы
3.10. Площадь в актовом зале — лекционной аудитории следует принимать 0,6 м2 на одно зрительское место.
Допускается увеличивать площадь в актовом зале — лекционной аудитории до 1 м2 на одно зрительское место.
Количество мест в актовом зале — лекционной аудитории должно приниматься: в школах — не менее 20%, в школах-интернатах — не менее 50% учащихся.
В неполных средних школах и в школах с наполняемостью класса менее 24 учащихся актовый зал — лекционную аудиторию допускается совмещать с учебно-спортивным залом.
Высоту актовых залов — лекционных аудиторий (от пола до низа выступающих конструкций) следует принимать по технологическим требованиям.
Класс пения и музыки —клубная комната предусматривается площадью 50 м2.
Коридоры и рекреационные помещения, находящиеся вблизи актового зала — лекционной аудитории, следует проектировать с учетом использования их в качестве кулуаров (фойе).
3.17. При актовом зале — лекционной аудитории следует предусматривать эстраду, инвентарную, киноаппаратную и технический центр в соответствии с табл. 8.
15
Таблица б | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
о
Таблица 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания: 1. Единовременная пропускная способность залов площадью 162 и 288 м'—один класс учащихся, 540 м2— два класса учащихся.
2 Высота залов площадью 162 м2—5,4 м, 288 и 540 —6 м до низа выступающих частей конструкций покрытия
(перекрытия).
3. Размеры залов могут быть приняты в пределах заданных суммарных площадей по местным условиям с учетом требуемой недельной загрузки в соответствии с учебным планом 3
3.18. Библиотека должна состоять из помещений читального зала, книгохранилища и хранения и ремонта учебников. Площади помещений библиотеки и комнат общественных организаций следует принимать по табл. 9.
3.19. Удельные показатели площадей помещений для кружковой работы и для организации продленного дня следует принимать по табл 10
3.20. Удельные показатели площадей рекреационных помещений, комнат для отдыха и приготовления уроков, гостиных следует принимать по табл. 11.
3.21. Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении помещений кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 2,8 м, ширина рекреационных помещении, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при их двухстороннем расположении) и классам — не менее 4 м
3.22. Площади комнат отдыха (спален-игровы.ч) для 1 классов в школах и игровых в школах-интернатах должны приниматься из расчета 2 м" на одного учащегося, площади спальных комнат в школах-интернатах и в интернатах при школах должны приниматься из расчета 4 ,\г на одно спальное место
3.23. Спальные комнаты должны проектироваться вместимостью 4 — 6 мест для учащихся 1 — IV классов и 2 -4 места для учащихся V—XI классов
Помещения обслуживающего назначения
3.24 Площадь и вместимость обеденных залов следует принимать по табл. 12.
3.25. Площадь кухни с подсобными помещениями столовой следует принимать по табл. [3.
3.26. Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу.
18
Таблица 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
УДК 727.1.011.(083.74)
Общеобразовательные школы-и школы-интернаты. Нормы проектирования.
ВСН 50-86 Госграждаистрой
-/Госгражданстрой. — М.: Прейскурантиздат, 1988
48 с.
Разработаны ЦНИИЭП учебных, зданий Госгражданс гроя (д р архит. В. И. Степанов — руководитель темы, кандидаты apxm II Б Дворкина, Н. С. Придонова, архит. А. С. Акулинина, инж В. С Вольман), НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР (д-р мед. наук М А Шарова)
В н ех е н ы ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя
Подготовлены к утверждению Управлением по строительству общественных зданий и сооружений Госгражданстроя (архиюкторы И) А Шаронов, В. И Подольский, Л. А. Шалов), Управлением по научным ииледованиям и нормированию Госгражданстроя (канд. техн. наук И М Архаров, инж Г С Фомичева).
Вводятся впервые.
Согласованы Минпросом СССР письмом от 28 января 1987 i № 268-9/20, Госстроем СССР письмом от 3 октября 1986 г
в 3202000000-418 091(02)-88
Инструкт.-нормат., II вып.,—25—87
© Прейскурантиздат,
1988
to
Таблица 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
о
Г осударственный комитет по гражданскому |
Ведомственные строительные нормы |
ВСН 50-86 Госгражданстрой |
строительству и архитектуре |
Общеобразовательные | |
при Госстрое СССР |
школы и | |
(Госгражданстрой) |
школы-интернаты. Нормы проектирования |
Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов (спальных корпусов) при общеобразовательных школах.
Нормы не распространяются на проектирование зданий общеобразовательных оздоровительных санаторно-лесных, специализированных школ и школ-интернатов для углубленной подготовки детей в области науки и искусства и других областях, а также специальных для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.
При проектировании зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов) должны соблюдаться требования, предусмотренные СНиП 2.08.02—85.
| ||||||||||||
Издание официальное |
3
I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Здания общеобразовательных школ следует проектировать для учащихся I—IV классов (начальные), для учащихся I— IX классов (неполные средние), для учащихся I—XI классов (средние); здания шкоЛ'Интернатов — для учащихся I — IX классов (неполные средние), I—XI классов (средние)
Здания интернатов (спальных корпусов) следует проектировать для учащихся, проживающих за пределами пешеходнотранспортной доступности до здания школы.
Вместимость зданий школ и школ-интернатов рассчитывается с учетом срока обучения и местных условий (демографических особенностей, межселенных связей и др.) по СНиП 11-60-75* *.
Примечания: 1. Площади основных учебных помещении iледует принимать исходя из расчетной наполняемости: I классов--30 учащихся, II IX клас-сов «40 учащихся, X—XI (XII) классов -36 учащихся
2. Для сельских населенных пунктов в соответствии е демопмфическими особенностями допускается проектирование школ с. уметанной наполняемостью
3. В национальных средних школах могут предусматриваться XII классы
1.2. ^ Нд группу школ должны предусматриваться учебный тир, крытый бассейн для обучения плаванию и проведения секционной работы, в IV климатическом районе учебный бассейн для обучения -ванию допускается проектировать открытым с подогревом
1.3. Учебный тир должен проектироваться исходя из загрузки о часов в неделю учебными занятиями; в зависимости от местных
условии допускается предусматривать тир в каждой сельской
средней школе с наполняемостью классов не ниже нормативной расчетной. г
У*бный бассейн следует проектировать исходя из загрузки oU часов в неделю занятиями учебным плаванием; ванну следует принимать длиной не более 25 м.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
2.1. Размещение и размеры земельных участков школ и школ-интернатов следует принимать в соответствии со СНиП И-60-75**.
1.1 На земельных уастках школ и школ-интернатов должны предусматриваться следующие основные зоны: физкультурноспортивная, начальной военной подготовки, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная.
4
Площади основных зон земельных участков школ должны приниматься по табл 1, а школ-интернатов — по табл. 2.
Состав и площади зон участков школ принимать по обязательному прил. 1; состав и площади зон участков школ-интернатов — по обязательному прил. 2.
2.3. Зону физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки не допускается размещать со стороны окон классных помещений зданий школ и школ-интернатов. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон других помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м — не менее 15 м, а площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий - на расстоянии не менее 10 м.
2.4. Хозяйственная зона должна размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и вблизи учебноопытной зоны В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Состав и площади хозяйственных помещений и сараев для школ и школ-интернатов определяются заданием на проектирование.
2.5. Метеорологическая и географическая площадка должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 2,5 его высоты
2.6. Площадь озеленения участка школы и школы-интерната должна составлять не менее 40% общей площади участка.
Примечания 1 Площадь озеленения земельного участка школы и школы-ингерната, проектируемых для IVA климатического подрайона, должна быть не менее 50% общей площади участка
2 В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений учебно-опытной, физкультурно-спортивной зон и зоны отдыха, а также 1азонов, защитных полос и изгородей из кустарников вокруг участка
3 При примыкании земельного участка школы непосредственно к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопаркам, садам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 10%.
2.7. На земельных участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям школ и школ-интернатов и интернатов при школах, а также возможность объезда вокруг зданий. Подъезды к зданиям должны иметь твердое покрытие.
2.8. Территория земельных участков школ и школ-интернатов должна иметь ограждение по всему периметру, в том числе:
а) земельные участки внутри микрорайонов — в виде изгороди из зеленых насаждений высотой не менее 1,2 м;
б) земельные участки, примыкающие к улицам и проездам, — в виде ограды высотой не менее 1,2 м.
2.9. Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях школ и школ-интернатов и интернатов при школах принимать по табл. 3.
5
сг>
Таблица 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания: 1. Для сблокированных школ на 2+3, 2X3 и 3X3 параллели классов зоны учебно-опытную и отдыха следует принимать раздельно для каждого учебного блока, а остальные зоны — едиными.
2, При строительстве зданий школ с уменьшенной наполняемостью классов, площади основных зон участков определяются заданием на проектирование.
3. При сокращении по местным условиям общей площади земельных участков школ должны сохраняться без изменений состав и площади физкультурно-спортивных площадок и площадок для подвижных игр, в I климатическом районе (за исключением IB климатического подрайона) — только площадок для подвижных игр.
При строительстве школы на три параллели классов в сельском населенном пункте площадь учебно-опытной зоны указана над чертой, а при строительстве школы на две параллели классов в городской местности — под чертой
Таблица 2 | ||||||||||||||||||
|
Примечание См примечание 3 табл 1
7
00
Таблица 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2 Зак 332
5
Спальные помещения в школах-интернатах и интернатах при школах и спальные-игровые в школах
от 50 до 310
yj
Примечания: 1. Для ограничения перегрева помещений и устранения прямой инсоляции рабочих мест следует предусматривать солнцезащиту при ориентации окон, обращенных на азимуты 90—160° и 200—275° для районов 60—45° с ш и на азимуты 75—285° для районов южнее 45° с ш , а также на азимуты 55—65э для IA и Щ климатических подрайонов с большой продолжительностью солнечного освещения
2. Оптимальная ориентация помещения горячего цеха кухни — на север
СГ>
1
ф В зданиях из кирпича и местных материалов допускается 50 см.
2
Ври устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов размер принимается не менее' 120 см.
13
3
При уменьшенной расчетной наполняемости классов до 24 и менее учащихся допускается принимать 9X18 м