Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

349.00 ₽

Купить ВСН 50-86/Госгражданстрой — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов (спальных корпусов) при общеобразовательных школах.

Нормы не распространяются на проектирование зданий общеобразовательных оздоровительных санаторно-лесных, специализированных школ и школ-интернатов для углубленной подготовки детей в области науки и искусства и других областях, а также специальных для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

 Скачать PDF

Отменен приказом Госкомархитектуры номер 259 от 29.12.89 с 01.01.90 (информация опубликована в БСТ 3-90 стр. 25-26).

Оглавление

1 Общие указания

2 Требования к земельным участкам

3 Объемно-планировочные и конструктивные решения

4 Водоснабжение и канализация

5 Отопление и вентиляция

6 Электротехнические устройства

Приложение 1 Состав и площади зон земельных участков общеобразовательных школ

Приложение 2 Состав и площади зон земельных участков школ-интернатов

Приложение 3 Удельные покащатели нормируемой, общей площадей и строительного объема на одного учащегося в школах и школах-интернатах

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТБПЬНЫЕ НОРМЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ВСН 50-86

ГОСГРАЖДАНСТРОЙ

ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ

Q,tZ, м ей ей    геол ог J Се/&> леарэмг

У


/I/ isy or    £2    c    Q4.    №.    90    -    6~cT    S-3D

С ■ JUT-JLG,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР

МОСКВА 1988

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

школы

И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ВСН 50-86

ГОСГРАЖДАНСТРОЙ

ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ

государственный комитет

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР

ПРЕЙСКУРАНТИЗДАТ

Москва — 1988

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

3.1.    Состав и площади помещений зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах определяются по расчету исходя из вместимости, организационно-педагогической структуры"5 и учебного плана школ. Удельные показатели нормируемой, общей площади и строительного объема на одного учащегося в школах и школах-интернатах принимать по обязательному прил 3.

В составе помещений следует предусматривать’

а)    для начальных школ — классные комнаты, комнаты отдыха (спальные-игровые), для трудового обучения, универсальные для продленного дня, столовую (буфет), административно хозяйственные, рекреационные, санитарные узлы, вестибюль с гардеробной;

б)    для неполных средних и средних школ и школ интернатов —

классные комнаты, кабинеты и лаборатории (с лаборантскими), для трудового обучения и профессиональной ориентации, учебно-спортивные, актовый зал — лекционную аудиторию, библиотеку, помещения общественных организаций, для кружковой работы, столовую, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания, рекреационные, санитарные узлы, вестибюль с гардеробной; кроме того, предусматриваются:

для школ — спальные-игровые, универсальные- для организации продленного дня; для школ-интернатов — спальные, бытовые;

в)    для интернатов при школах — спальные, бытовые помеще-ния, медицинского обслуживания, вестибюль с гардеробной.

3.2.    Количество классов, учебных кабинетов, лабораторий и учебно-спортивных залов следует определять, исходя из количества часов занятий в школах и школах-интернатах в одну смену

и загрузки учебных помещений (как правило не менее 75% учебного времени).

3.3.    Помещения в зданиях школ и школ-интернатов следует подразделять на две основные группы: учебные и общешкольные.

группы учебных помещений следует включать: классные помещения для I IV классов, учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для V—XI классов, помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации; в группу общешколь-ных помещений следует включать все остальные помещения.

1 Соотношение из I—IV или I—IX,

3.4.    одания школ и школ-интернатов должны проектироваться с учетом следующих требований к объемно-планировочной струк-

количества параллелей классов; параллель классов состоит или 1 XI классов по одному для каждого возраста.

10

а)    учебные помещения должны группироваться в учебные секции по возрастному и предметному признакам:

для I классов школ в учебных секциях следует предусматривать не более трех классных помещений, комнаты отдыха (спаль-ные-игровые), санитарные узлы;

в учебных секциях для И —IV классов предусматриваются не более шести классных помещений, мастерская для трудового обучения, универсальное помещение для продленного дня, соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы; санитарные узлы допускается предусматривать вне секции в группе помещений для учащихся II —IV классов;

в учебные секции для V—XI классов должны входить учебные кабинеты, лаборатории и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;

допускается санитарные узлы для V—XI классов размещать вне учебных секций, в двухэтажных зданиях санитарные узлы можно размещать на одном из этажей сосредоточенно;

б)    учебные секции I, II — IV классов должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп;

в)    при количестве параллелей четыре и более следует проектировать сблокированные здания, состоящие из автономных учебных блоков-школ и блока общешкольных помещений; каждый автономный учебный блок-школа не должен быть более чем на три параллели учащихся I —XI классов,

г)    в школах-интернатах и интернатах при школах должны предусматриваться секции спальных помещений в составе спален ддя классов каждой возрастной группы, санитарных узлов, а также комнат для чистки одежды и обуви;

д)    в школах-интернатах спальные помещения должны быть размещены в блоках, отделенных от других помещений противопожарными стенами;

е)    спальные комнаты в школах-интернатах и интернатах при школах, санитарные узлы (умывальные, уборные, душевые), раздевальные при душевых, а также при спортивных залах должны проектироваться раздельно для мальчиков и девочек.

3.5. Здания школ и школ-интернатов должны проектироваться: в крупных и крупнейших городах — высотой не более четырех этажей, в остальных городах и сельской местности — не более трех этажей. На четвертом этаже не допускается размещение классных помещений для I классов, а остальных учебных помещений допускается не более 25%.

11

2'

Высоту этажей сельских школ вместимостью до 40 учащихся допускается принимать по нормам проектирования жилых зданий.

Учебные помещения

3.6» Удельные показатели площадей классных помещений, учебных кабинетов и лабораторий следует принимать по табл. 4.

I и блица 4

11а! от

1ДЬ, м

на одною учашетсн

№*

п.п.

Помещения

при норматив

ПОИ pd(

при уменьшенной

р<М-Ч< IIIOH и.шил

НЯемт 1 и и и* ' им ли

на одно момеще-

четной

напол

няемости

24

учи

UJLHM.H

12 уча ШИ\| я

ние

1

Классные помещения для I классов

2

2

2

Классные помещения для 11 — 1V классов

1,5

1,7

1.7

3

Учебные кабинеты родного языка, литературы, истории и обществоведения, географии, математики

1,5

1,7

К £« ,1 /

4

5

Учебные кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники*

Лаборантские при кабинетах

3,6

3,6

3,6

16N

6

Учебные кабинеты иностранных языков, а также русского языка и литературы в национальных школах

1,9

2,5

2,5

7

Лаборатории физики и астрономии, химии, биологии, кабинет черчения и изобразительных искусств

1,65

2

3

8

Лаборантские при лабораториях физики и астрономии, химии биологии

32!t

9

Уголок живой природы (IA, 1Б,

50

10

IF, ПА климатические подрайоны) Военный кабинет, инвентарная и комната хранения (чистки) оружия

2

2

3,3

ме напал1н я е м о с т и? °2 "у ч а шкся j! И 3 paC4eTa для половины класса учащихся (кро-

ся лnfinnZUtnl”™,™"0! расчетной наполняемости классов до 24 и менее учащих-приниматься площадыо^бмГ М°ГУТпРедУсматРиваться, а при лабораториях

12

3.7.    Проходы и расстояния между оборудованием в основных учебных помещениях должны приниматься в см:

между рядами двухместных столов не менее 60; между рядами одноместных столов не менее 50; между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 701;

между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, не менее 701; между передними столами и демонстрационным столом не

менее 80;

о г передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов не менее 170—200. В лабораториях расстояние принимается не менее 255 (при наличии демонстрационного стола);

от передней стены с классной доской до передних двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке — не менее 225;

от задних столов до задней стены (перегородки) не менее 65; если задняя стена является наружной — не менее 100 см2;

от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) —не менее 802;

между столом преподавателя и передней стеной (перегородкой) — не менее 65;

от демонстрационного стола до классной доски не менее 100; между столами в ряду — не менее 50;

между столом преподавателя и передними столами учащихся не менее 50;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в учебном помещении 1000;

высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для I классов —70—80; II—IV классов—75—80; V—XI классов —80—90.

3.8.    Допустимые уровни шума в помещениях школ и школ-интернатов следует принимать в соответствии со СТ СЭВ 2834—80.

Примечание. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается: в I классах' и_лабораториях — не менее 35°; в классах и кабинетах —не менее 30°.

3.9. На группу учебных кабинетов одноименных или родственных предметов, при кабинете информатики и электронно-вычислительной техники, а также при каждой лаборатории следует предусматривать по одной лаборантской. При наличии одной лаоо-ратории на несколько предметов лаборантские предусматриваются по каждому предмету.

Помещения для трудового обучения и профессиональной

ориентации

ЗЛО. Удельные показатели площади помещений для трудового обучения и профессиональной ориентации следует принимать по табл. 5.

I а б л и ц а б

ILioiiu/ii», м . на одного учашетея

№ п п.

Помещения

при норма гивнои расчетной наполни емости

при уменьшенной расчетной наполняемости до 24 и 12 учащихся

1-

2

Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся II -IV классов

Учебные мастерские для учащихся V—IX классов:

2

2

по обработке металла

4,5 4 5

по обработке древесины

3

комбинированная мастерская по обработке металла и древесины Мастерские обслуживающих видов труда для учащихся V—IX классов:

5,4

5

4

по обработке тканей по кулинарии ,

3,6 1 2,5 1 1,65

5,5

Кабинет по профессиональной ориентации учащихся и основам производства

2

5

Универсальная мастерская по техническим видам труда

4,5

шГйвд” НаП0ЛНЯеМ0СТЫ0 А0 12 у™™**) рассчитываются на половину

°бучения и профессиональной ориентации учащихся венные магтепеки.^ ° нительно Должны предусматриваться учебно-производст-цехи поомыт^ени^у „:жшкольные учебно-производственные комбинаты, учебные цехи промышленных и сельскохозяйственных предприятий

14

3.11.    Размеры и площади подсобных помещений при мастерских принимаются по табл. 6.

3.12.    Из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

Учебно-спортивные залы и помещения

3.13.    Размеры и число учебно-спортивных залов следует принимать по табл. 7. При соответствующем обосновании допускается увеличивать число учебно-спортивных залов.

З.И. При учебно-спортивных залах должны предусматриваться снарядные по 16 м2, а при зале площадью 540 м*—32 м2.

Должны предусматриваться по два помещения раздевальных, душевых и уборных на класс учащихся, занимающихся в зале.

ЗЛ5. Учебно-спортивные залы следует размещать не выше второго этажа. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через классные и спальные секции не допускается. Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.

Актовый зал, библиотека и помещения для кружковой работы

3.10. Площадь в актовом зале — лекционной аудитории следует принимать 0,6 м2 на одно зрительское место.

Допускается увеличивать площадь в актовом зале — лекционной аудитории до 1 м2 на одно зрительское место.

Количество мест в актовом зале — лекционной аудитории должно приниматься: в школах — не менее 20%, в школах-интернатах — не менее 50% учащихся.

В неполных средних школах и в школах с наполняемостью класса менее 24 учащихся актовый зал — лекционную аудиторию допускается совмещать с учебно-спортивным залом.

Высоту актовых залов — лекционных аудиторий (от пола до низа выступающих конструкций) следует принимать по технологическим требованиям.

Класс пения и музыки —клубная комната предусматривается площадью 50 м2.

Коридоры и рекреационные помещения, находящиеся вблизи актового зала — лекционной аудитории, следует проектировать с учетом использования их в качестве кулуаров (фойе).

3.17. При актовом зале — лекционной аудитории следует предусматривать эстраду, инвентарную, киноаппаратную и технический центр в соответствии с табл. 8.

15

Таблица б

Площадь,

м2, при количестве параллелей классов

в школах

в школах-интернатах

л.п.

Помещения

неполных

средних

г

средних

неполных

средних

средних

I

2

3

4

2 + 3

2X3

зхз

1

t

1

Инструментальная—комната мастера

16

16

16

24

32

32

32

32

16

16

2

Кладовая для хранения сырья и готовой продукции

12

12

16

16

16

16

16

16

16

16

3

Помещение для хранения инвентаря

6

6

8

12

16

20

24

36

8

8

для уборки помещений и работы на учебно-опытном^ участке

8+12

2X12

3X12

о

Таблица 7

Чисто залов

при количестве параллели классов

в школах

в школах-интернатах

Габариты учебно-спортивных

залов, м

неполных

средних

средних

неполных

средних

средних

1

1

2

3

4

2+3

2лЗ

3X3

1

1

9X18

1

12X24

1

1т

1

2

1

2

2

3

I

1

18X30

1

1

1

1

-

Примечания: 1. Единовременная пропускная способность залов площадью 162 и 288 м'—один класс учащихся, 540 м2— два класса учащихся.

2 Высота залов площадью 162 м2—5,4 м, 288 и 540    —6    м до низа выступающих частей конструкций покрытия

(перекрытия).

3. Размеры залов могут быть приняты в пределах заданных суммарных площадей по местным условиям с учетом требуемой недельной загрузки в соответствии с учебным планом 3

3.18.    Библиотека должна состоять из помещений читального зала, книгохранилища и хранения и ремонта учебников. Площади помещений библиотеки и комнат общественных организаций следует принимать по табл. 9.

3.19.    Удельные показатели площадей помещений для кружковой работы и для организации продленного дня следует принимать по табл 10

3.20.    Удельные показатели площадей рекреационных помещений, комнат для отдыха и приготовления уроков, гостиных следует принимать по табл. 11.

3.21.    Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении помещений кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 2,8 м, ширина рекреационных помещении, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при их двухстороннем расположении) и классам — не менее 4 м

3.22.    Площади комнат отдыха (спален-игровы.ч) для 1 классов в школах и игровых в школах-интернатах должны приниматься из расчета 2 м" на одного учащегося, площади спальных комнат в школах-интернатах и в интернатах при школах должны приниматься из расчета 4 ,\г на одно спальное место

3.23.    Спальные комнаты должны проектироваться вместимостью 4 — 6 мест для учащихся 1 — IV классов и 2 -4 места для учащихся V—XI классов

Помещения обслуживающего назначения

3.24 Площадь и вместимость обеденных залов следует принимать по табл. 12.

3.25. Площадь кухни с подсобными помещениями столовой следует принимать по табл. [3.

3.26. Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу.

18

Таблица 8

п.п

Помещения

Площадь

mj при количестве

параллелей классов

в школах

в школах-интернатах

неполных

средних

средних

неполных

средних

средних

i

1

2

В

4

2+3

2 \ В

3\Л

1

1

1

Эстрада

27

27

27

36

72

72

72

72

27

27

2

Инвентарная

6

8

12

12

12

12

12

12

8

8

3

Киноаппаратная

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

4

Технический центр

радиоузел, дикторская, комната для ремон-

6

6

8

10

10

15

20

25

6

6

та аппаратуры

фотолаборатория

12

12

16

16

16

16

16

12

12

УДК 727.1.011.(083.74)


Общеобразовательные школы-и школы-интернаты. Нормы проектирования.


ВСН 50-86 Госграждаистрой


-/Госгражданстрой. — М.: Прейскурантиздат, 1988


48 с.


Разработаны ЦНИИЭП учебных, зданий Госгражданс гроя (д р архит. В. И. Степанов — руководитель темы, кандидаты apxm II Б Дворкина, Н. С. Придонова, архит. А. С. Акулинина, инж В. С Вольман), НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР (д-р мед. наук М А Шарова)

В н ех е н ы ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя

Подготовлены к утверждению Управлением по строительству общественных зданий и сооружений Госгражданстроя (архиюкторы И) А Шаронов, В. И Подольский, Л. А. Шалов), Управлением по научным ииледованиям и нормированию Госгражданстроя (канд. техн. наук И М Архаров, инж Г С Фомичева).

Вводятся впервые.

Согласованы Минпросом СССР письмом от 28 января 1987 i № 268-9/20, Госстроем СССР письмом от 3 октября 1986 г


в 3202000000-418 091(02)-88


Инструкт.-нормат., II вып.,—25—87

© Прейскурантиздат,


1988


to

Таблица 9

Площадь, м2.

при количестве параллелей классов

Aps

в школах

в школах-интернатах

Помещения

п.п.

неполных

средних

средних

неполных

средних

средних

2

3

4

2 + 3

2X3

зхз

1

1

I

Библиотека

42

50

80

100

120

160

200

300

42

50

2

Комнаты общественных

22

32

52

66

76

52 + 66

2X66

3X66

22

32

организаций (пионерская, комитета ВЛКСМ,

6+16

16 + 8+8

32 + 8 + + 12

40+10 + + 16

46+12 + + 18

6+16

16 + 8 + 8

ученического самоуправления)

о

Г осударственный комитет по гражданскому

Ведомственные

строительные нормы

ВСН 50-86 Госгражданстрой

строительству и архитектуре

Общеобразовательные

при Госстрое СССР

школы и

(Госгражданстрой)

школы-интернаты. Нормы проектирования

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов (спальных корпусов) при общеобразовательных школах.

Нормы не распространяются на проектирование зданий общеобразовательных оздоровительных санаторно-лесных, специализированных школ и школ-интернатов для углубленной подготовки детей в области науки и искусства и других областях, а также специальных для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

При проектировании зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов) должны соблюдаться требования, предусмотренные СНиП 2.08.02—85.

Внесены

Утверждены

Срок |

цнииэп

Приказом

введения |

учебных зданий

Государственного комитета

в действие {

Г осгражданстроя

по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 17 ноября 1986 г. № 374

1 июля 1987 г. I

Издание официальное

3

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Здания общеобразовательных школ следует проектировать для учащихся I—IV классов (начальные), для учащихся I— IX классов (неполные средние), для учащихся I—XI классов (средние); здания шкоЛ'Интернатов — для учащихся I — IX классов (неполные средние), I—XI классов (средние)

Здания интернатов (спальных корпусов) следует проектировать для учащихся, проживающих за пределами пешеходнотранспортной доступности до здания школы.

Вместимость зданий школ и школ-интернатов рассчитывается с учетом срока обучения и местных условий (демографических особенностей, межселенных связей и др.) по СНиП 11-60-75* *.

Примечания: 1. Площади основных учебных помещении iледует принимать исходя из расчетной наполняемости: I классов--30 учащихся, II IX клас-сов «40 учащихся, X—XI (XII) классов -36 учащихся

2.    Для сельских населенных пунктов в соответствии е демопмфическими особенностями допускается проектирование школ с. уметанной наполняемостью

3.    В национальных средних школах могут предусматриваться XII классы

1.2. ^ Нд группу школ должны предусматриваться учебный тир, крытый бассейн для обучения плаванию и проведения секционной работы, в IV климатическом районе учебный бассейн для обучения -ванию допускается проектировать открытым с подогревом

1.3.    Учебный тир должен проектироваться исходя из загрузки о часов в неделю учебными занятиями; в зависимости от местных

условии допускается предусматривать тир в каждой сельской

средней школе с наполняемостью классов не ниже нормативной расчетной.    г

У*бный бассейн следует проектировать исходя из загрузки oU часов в неделю занятиями учебным плаванием; ванну следует принимать длиной не более 25 м.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Размещение и размеры земельных участков школ и школ-интернатов следует принимать в соответствии со СНиП И-60-75**.

1.1 На земельных уастках школ и школ-интернатов должны предусматриваться следующие основные зоны: физкультурноспортивная, начальной военной подготовки, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная.

4

Площади основных зон земельных участков школ должны приниматься по табл 1, а школ-интернатов — по табл. 2.

Состав и площади зон участков школ принимать по обязательному прил. 1; состав и площади зон участков школ-интернатов — по обязательному прил. 2.

2.3.    Зону физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки не допускается размещать со стороны окон классных помещений зданий школ и школ-интернатов. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон других помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м — не менее 15 м, а площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий - на расстоянии не менее 10 м.

2.4.    Хозяйственная зона должна размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и вблизи учебноопытной зоны В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Состав и площади хозяйственных помещений и сараев для школ и школ-интернатов определяются заданием на проектирование.

2.5.    Метеорологическая и географическая площадка должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 2,5 его высоты

2.6.    Площадь озеленения участка школы и школы-интерната должна составлять не менее 40% общей площади участка.

Примечания 1 Площадь озеленения земельного участка школы и школы-ингерната, проектируемых для IVA климатического подрайона, должна быть не менее 50% общей площади участка

2    В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений учебно-опытной, физкультурно-спортивной зон и зоны отдыха, а также 1азонов, защитных полос и изгородей из кустарников вокруг участка

3    При примыкании земельного участка школы непосредственно к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопаркам, садам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 10%.

2.7.    На земельных участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям школ и школ-интернатов и интернатов при школах, а также возможность объезда вокруг зданий. Подъезды к зданиям должны иметь твердое покрытие.

2.8.    Территория земельных участков школ и школ-интернатов должна иметь ограждение по всему периметру, в том числе:

а)    земельные участки внутри микрорайонов — в виде изгороди из зеленых насаждений высотой не менее 1,2 м;

б)    земельные участки, примыкающие к улицам и проездам, — в виде ограды высотой не менее 1,2 м.

2.9.    Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях школ и школ-интернатов и интернатов при школах принимать по табл. 3.

5

сг>

Таблица 1

Площадь, м2, при количестве параллелей классов

п.п.

Зоны

в начальных школах

в неполных средних школах

в

средних школах

1

2

3

4

2 + 3

2X3

зхз

I

Физкультурно-спортивная

850

5450

5610

6140

7760

7920

8800

10250

17990

2

Начальной военной подготовки

1000

1000

1000

1000

1000

1000

1000

3

Учебно-опытная

240

2250

5050

5050*

1440

1975

2510

1440+1975

2X1975

3X1975

4

Отдыха

400

400

625

1250

1875

2500

1250+1875

2X1875

3X1875

5

Хозяйственная

500

500 1

500

625

750

750

900

900

900

Примечания: 1. Для сблокированных школ на 2+3, 2X3 и 3X3 параллели классов зоны учебно-опытную и отдыха следует принимать раздельно для каждого учебного блока, а остальные зоны — едиными.

2,    При строительстве зданий школ с уменьшенной наполняемостью классов, площади основных зон участков определяются заданием на проектирование.

3.    При сокращении по местным условиям общей площади земельных участков школ должны сохраняться без изменений состав и площади физкультурно-спортивных площадок и площадок для подвижных игр, в I климатическом районе (за исключением IB климатического подрайона) — только площадок для подвижных игр.

При строительстве школы на три параллели классов в сельском населенном пункте площадь учебно-опытной зоны указана над чертой, а при строительстве школы на две параллели классов в городской местности — под чертой

Таблица 2

№ п п

Зоны

Площадь, м2, на одну параллель классов в неполных средних и средних школах-интернатах

1

Физкультурно-спортивная

5610

2

Начальной военной подготовки

1000

3

Учебно-оп ытная

5050

4

Отдыха

900

5

Хозяйственная

625

Примечание См примечание 3 табл 1

7

00

Таблица 3

Расчетные географические пояса северной широты

п.п.

Помещения

севернее 60°

60—45°

южнее 45°

оптимальная

допустимая

оптимальная

допустимая

оптимальная

допустимая

1

Классные

От 65 до

200°

Не более 25%, от 200 до

295°

От 65 до 200°

Не более 25%, от 200 до 295°

от 120 до

200°

от 300 до 120°, в том числе не более 50% от 340 до 25°

2

Кабинеты, лаборатории (кроме указанных в п. 3 и 4 настоящей таблицы)

От 65 до

200°

Не более 50%, от 45 до 65° и от 200 до 315°

От 65 до 200°

Не более 75%, от 200 до

65°

от 65 до

200°

от 300 до 55°, в том числе не более 75% от 340 до 25°

3

Кабинет черчения и изобразительных искусств, кабинет информатики и электронно-вычислительной техники

От 300 до 60°

От 60 до 120° и от 240 до 300°

От 300 до 60°

От 60 до 105° и от 255 до 300°

от 315 до

45°

от 45 до 120° и от 300 до 315°

4

Лаборатория биологии

От 165 до 185°

От 90 до 165 и от 185 до 270е

От 150 до 210

От 90 до 150' и от 210 до 270“

От 150 до 210°

От 90 до 150“ и от 210 до 225"

2 Зак 332


5


Спальные помещения в школах-интернатах и интернатах при школах и спальные-игровые в школах


от 50 до 310


yj


Примечания: 1. Для ограничения перегрева помещений и устранения прямой инсоляции рабочих мест следует предусматривать солнцезащиту при ориентации окон, обращенных на азимуты 90—160° и 200—275° для районов 60—45° с ш и на азимуты 75—285° для районов южнее 45° с ш , а также на азимуты 55—65э для IA и Щ климатических подрайонов с большой продолжительностью солнечного освещения

2. Оптимальная ориентация помещения горячего цеха кухни — на север


СГ>


1

ф В зданиях из кирпича и местных материалов допускается 50 см.

2

Ври устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов размер принимается не менее' 120 см.

13

3

При уменьшенной расчетной наполняемости классов до 24 и менее учащихся допускается принимать 9X18 м