Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

145 страниц

793.00 ₽

Купить ВСН 34/X-78 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования документа распространяются на производство и приемку работ на строительстве морских и речных портовых сооружений с применением свай, свай-оболочек и шпунта.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Подготовительные работы

     Общие указания

     Разбивочные работы

     Приемка, подготовка, транспортирование и складирование свайных элементов

     Выбор оборудования для погружения свайных элементов

     Испытания пробных свайных элементов

3. Погружение свайных элементов

     Общие указания

     Забивка свайных элементов молотами

     Вибропогружение свайных элементов

     Особенности погружения свай-оболочек

     Погружение подмывом и подмывом в сочетании с вибрационным или ударным воздействием

4. Полые сваи и сваи-оболочки с уширенными камуфлетными пятами

5. Бурение грунтов в основании свай-оболочек

6. Выправка и другие работы после погружения свайных элементов

7. Приемка свайных работ и техническая документация

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

МИНИСТЕРСТВО СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР


ТЕХНИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава X

СВАЙНЫЕ РАБОТЫ

ВСН 34/Х-78

978

МИНТРАНССТРОЙ

МОСКВА

МИНИСТЕРСТВО

СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА


МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР


МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР


МИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР


ТЕХНИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Г лава X


СВАЙНЫЕ РАБОТЫ

Минтрансстрой

Утверждены

в 1977 г.

Министерством транспортного строительства. Министерств вом морского флота. Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством судостроительной промышленности. Министерством речного флота РСФСР, Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

ОРГТРАНССТРОЙ

Москва 1978

тов на каждом конце накладки дополнительно к болтам, установленным через 0,5 м и скрепляющим бревна в пакет.

Диаметр болтов не менее 16 мм.

2.13.    Верхние концы деревянных свай обрезают строго перпендикулярно к их оси; нижний конец сваи должен быть заострен в виде четырехгранной или трехгранной пирамиды с вершиной, лежащей на оси сваи. Заострение должно иметь длину 1,5 диаметра сваи, а само острие должно быть притуплено. При наличии в грунте твердых включений на острие сваи надевают башмак.

При забивке деревянных свай молотами одиночного действия или трубчатыми дизель-молотами необходимо укреплять голову сваи стальным кольцом (бугелем), предохраняющим голову деревянной сваи от размочаливания. Для штанговых дизель-молотов и молотов двойного действия применение бугеля не обязательно.

2.14.    Стальные трубчатые свайные элементы, поступающие в готовом виде или изготавливаемые из стандартных труб на строительстве, должны удовлетворять действующим стандартам на стальные трубы и сварные швы. Сваи не должны иметь вмятин и трещин. Наибольшая допускаемая кривизна сваи не должна превышать 1 :200 ее длины. Оформление нижнего конца (открытый или закрытый) устанавливается проектом.

Наконечник изготавливают 6—8-гранным, длиной, равной 1—1,5 диаметра трубы, из стали толщиной, равной толщине стенки трубы, и приваривают к последней по всему контуру. Для труб диаметром более 30 см с внутренней стороны наконечника ставятся ребра жесткости.

2.15.    Стыки стальных трубчатых свай выполняют в соответствии с проектом из условия обеспечения равнопрочности стыка основному сечению сваи. В случае отсутствия конструкции стыка в проекте рекомендуется стык впритык электросваркой с обработкой концов труб фаской под углом 45°.

Несовпадение окружностей торцов стыкуемых труб в плоскости стыка не должно превышать 2 мм для свай диаметром до 80 см и 3 мм для свай диаметром более 80 см. Местные неровности на торцевой поверхности труб не должны превышать 2 мм. Наклон верхней торцевой плоскости к оси свайного элемента не должен превышать 0,3%.

2.16.    Стальные шпунты должны отвечать требованиям ГОСТ и специальных технических условий на их изготовление.

Каждая партия стального шпунта, поступающая с заво-

10

да-изготовителя на строительство, должна сопровождаться заводской документацией согласно ГОСТ 7566-69*.

2.17.    Для проверки формы и прямолинейности замков рекомендуется протаскивание через замок обрезка шпунтины длиной не менее 2 м. Одновременно производится выправление небольших изгибов шпунта и вмятин замков. Вырезка дефектных мест замка разрешается на длине не более 50 см и не более одной на шпунтину. Замки шпунта смазываются.

2.18.    При использовании стального шпунта с замками пазового типа низ переднего по ходу (забивки) замка следует закрывать специальной стальной пробкой, которая затем выбивается последующей шпунтиной. Перед погружением стального шпунта вибропогружателями в нем вырезаются (по шаблону) отверстия, необходимые для крепления наголовника, если не предусмотрено применение специальных само-закрепляющихся наголовников.

2.19.    Для ускорения работ по погружению стального шпунта разрешается при достаточной мощности погружающего оборудования производить заблаговременную укрупни-тельную сборку шпунтин и пакеты на горизонтальных стеллажах, оборудованных катками или без них, или на вертикальных стендах. Шпунтины в пакетах закрепляются сваркой.

2.20.    Железобетонные свайные элементы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями проекта, ГОСТ 19804-74 и ГОСТ 17382-72, СНиП И-17-77, глав VIII и XIII ВСН-34.

Допустимые отклонения размеров железобетонных свайных элементов приведены в приложении 2.

2.21.    Каждая партия железобетонных свайных элементов должна иметь паспорт, в котором указываются:

а)    наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

б)    номер паспорта (номер партии);

в)    дата составления паспорта;

г)    марка свайного элемента;

д)    количество свайных элементов в партии;

е)    даты изготовления и приемки партии ОТК и номер браковщика ОТК;

ж)    отпускная прочность бетона свайного элемента;

з)    результаты испытаний на трещиностойкость;

и)    данные по морозостойкости, водонепроницаемости и другим требованиям, оговоренным в заказе;

к)    номер стандарта (ГОСТа).

Примечание. Паспорт должен быть подписан начальником ОТК или другим ответственным представителем предприятия-изготовителя.

11

2.22.    При приемке железобетонных свайных элементов следует проверить по паспорту их соответствие требованиям проекта.

Запрещается применять свайные элементы без паспорта и не отвечающие требованиям проекта.

2.23.    На торце или на боковой поверхности на расстоянии 0,5 м от торца свайного элемента должны быть нанесены предприятием-изготовителем несмываемой краской марка конструкции, дата изготовления и номер партии.

2.24.    Подъемные петли железобетонных призматических свай и шпунтин, а также места строповки круглых полых свай и свай-оболочек, отмеченные несмываемой краской, должны находиться на расстоянии 0,2 их длины от концов без учета длины острия.

Места строповки железобетонных призматических свай и шпунтин для подъема за одну точку на копер фиксируются металлическими штырями, заделанными в бетон при изготовлении, или несмываемой краской на круглых полых сваях и сваях-оболочках.

2.25.    Секции наращиваемых круглых полых свай и свай-оболочек должны предварительно пройти контрольное стыкование между собой и с наконечником для проверки соосности всех элементов, плотности стыковых поверхностей и совпадения фланцевых отверстий.

При стыковании секций между собой и с наконечником или ножом необходимо соблюдать следующие условия:

а)    отклонения размеров металлических стыковых фланцев и ножей должны находиться в пределах допусков, указанных в СНиП И-17-77;

б)    отклонение оси устанавливаемой секции от направления оси ранее установленной секции не должно превышать 2 мм на каждый метр длины секции;

в)    поверхности стыкуемых фланцев должны плотно прилегать друг к другу; местные неплотности (зазоры) не должны быть более 1,5 мм.

2.26.    Стыкование секций круглых полых свай и свай-оболочек диаметром до 2 м следует производить на горизонтальном стенде, оборудованном роликовыми опорами и механизмами для поворота секций вокруг оси. Сваи-оболочки диаметром 3 м целесообразно стыковать в вертикальном положении.

Секции, прошедшие контрольное стыкование, должны быть замаркированы и размечены масляной краской для правильного соединения их при погружении.

12

2.27. При наличии грузоподъемного, транспортного и погружающего оборудования, обеспечивающих доставку на место и погружение конструкций в укрупненном виде, целесообразно производить полное стыкование на стенде, руководствуясь при этом следующим:

а)    прочность соединения секций на болтовых и сварных фланцевых стыках должна быть не меньше прочности железобетонного поперечного сечения сваи или сваи-оболочки между стыками при работе на продольную силу и на изгиб;

б)    применение каких-либо податливых прокладок между фланцами запрещается;

в)    гайки фланцево-болтовых соединений секций после затяжки должны быть приварены к болтам во избежание их ослабления в процессе погружения. Вследствие затруднений с контролем равномерности натяжения болтов суммарную прочность болтов необходимо назначать на 20—30% выше расчетной;

г)    при наличии неплотностей или необходимости обеспечения водонепроницаемости соединения фланцы болтовых соединений следует обварить по периметру конструктивным швом;

д)    соединение секций сваркой необходимо производить нижним швом, с поворотом свай-оболочек вокруг оси. Сварку следует производить электросварочным полуавтоматом под флюсом или ручной дуговой сваркой электросварщиком высокой квалификации (не ниже 5 разряда). Сварка должна производиться по утвержденным техническим правилам для трубопроводов большого диаметра и высокого давления;

е)    при стыковании секций путем сварки выпусков стержней двусторонними накладками, с целью снижения реактивных неравномерных напряжений от сварки и обеспечения необходимой прочности стыков на воздействие динамической нагрузки при погружении рекомендуется следующая технология:

—    после выверки положения стыкуемых секций сварить четыре пары выпусков, расположенных во взаимно перпендикулярных диаметральных плоскостях;

—    скрепленные секции расклинить несколькими парами симметрично расположенных стальных клиньев;

—    продолжить сварочные работы, по возможности, двумя сварщиками, одновременно сваривая две пары диаметрально расположенных стержней;

—    после окончания стыкования всех стержней удалить клинья;

13

ж)    сварные стыки между секциями перед заделкой их бетоном должны быть приняты и оформлены актом на скрытые работы. К акту должны быть приложены документы об испытании сварных образцов на прочность, относительное удлинение и ударную вязкость, данные о фактических параметрах сварного шва;

з)    для омоноличивания, а также изоляции сварных стыков на выпусках рекомендуется применять бетон на быстро-твердеющем цементе марки по прочности не менее 500 с укладкой в опалубку и уплотнением виброиглой или торкретированием по предварительно установленной в месте стыка стальной сетке с ячейкой 10—15 мм из проволоки диаметром 1—3 мм. С целью ускорения твердения бетона целесообразно использовать паропрогрев или электронагрев с постоянным увлажнением. Для электронагрева могут быть применены сварочные агрегаты. Наложение на бетон противокоррозийной изоляции следует производить по достижении им прочности не менее 70% от проектной;

и)    стальные элементы фланцево-болтовых соединений и обечаек следует также защищать торкрет-бетоном или омо-ноличивать бетоном марки не ниже 400. При этом бетонную смесь или торкрет-бетон следует приготовлять с применением цементов и заполнителей, устойчивых против воздействия данной среды, и укладывать по предварительно установленной в месте стыка стальной сетке;

к)    к моменту погружения или подъемно-транспортных операций бетон омоноличивания должен иметь прочность не менее марки бетона конструкции.

2.28.    Противокоррозийное покрытие свайных элементов, если оно предусматривается проектом, рекомендуется наносить на заводе, и только в исключительных случаях, а также в зонах омоноличивания стыков—на строительной площадке с соблюдением указаний СНиП Ш-23-76.

2.29.    С целью контроля погружения свайных элементов производят их разметку по длине. Разметку выполняют несмываемой краской на видимой при погружении стороне свайного элемента.

На нижней части длины свайного элемента, которая в начале погружения будет находиться в воде, отметки наносят через метр, а выше: на сваях и шпунтинах—через полметра, а на сваях-оболочках—через 10 см. Отметки метров обозначаются цифрами.

2.30.    Все подъемно-транспортные операции со свайными элементами надлежит производить в соответствии с требова-

14

ниями проекта производства работ с соблюдением мер предосторожности против появления трещин, повреждения пазов, гребней, нарушения противокоррозийных покрытий и возникновения прочих дефектов.

2.31.    Отгрузку железобетонных свайных элементов с предприятия-изготовителя и подъемно-транспортные операции с железобетонными свайными элементами, изготовленными на строительстве, разрешается производить не ранее достижения бетоном проектной прочности.

2.32.    Погрузочно-разгрузочные работы необходимо осуществлять сухопутными или плавучими кранами с соответствующими грузоподъемностью и вылетом стрелы.

Подъем свайных элементов, находящихся в горизонтальном или вертикальном положении, должен во всех случаях производиться при .вертикальном положении грузоподъемного полиспаста.

Кантование свайных элементов, перемещение их волоком и сбрасывание с высоты не допускаются.

2.33.    Строповка свайных элементов при подъеме должна производиться в местах, предусмотренных проектом.

В случае необходимости, например, для укрупненных свайных конструкций, количество точек строповки и их расположение определяется по расчету на прочность и трещиностой-кость от нагрузки собственного веса с коэффициентом динамичности, равным 1,5, исходя из равенства максимальных напряжений в поперечных сечениях по длине свайной конструкции в точках и между точками строповки.

2.34.    Строповка железобетонных свайных элементов, изготовленных в соответствии с требованиями ГОСТ 19804-74, 17382—72, производится в двух точках за петли или петлевыми стропами с мягкими прокладками, обеспечивающими сохранность ребер, гребней, пазов и прочих выступающих конструктивных деталей.

Угол наклона стропов к горизонту должен быть не менее 60°.

2.35.    Подъем свайных элементов, у которых величина отношения расстояния между точками строповки к размеру поперечного сечения в плоскости стропов более 30, а также свайных- элементов, которые должны стропиться более чем в двух точках, необходимо производить с применением траверсы.

2.36.    Все операции, связанные с переводом железобетонных свайных элементов из горизонтального положения в вертикальное, должны производиться плавно, без рывков и уда-

15

ров, чтобы в них не могли возникнуть изгибающие моменты, превышающие допускаемые по трещинообразованию.

2.37.    Свайные элементы, выполненные в соответствии с ГОСТ 19804-74 и ГОСТ 17382-72, разрешается стропить при переводе в вертикальное положение за одну точку, расположенную на расстоянии 0,3 длины элемента от верхнего конца и обозначенную обычно штырем. Перевод свайного элемента в вертикальное положение со строповкой за верхнюю петлю, расположенную на расстоянии 0,2 длины элемента от верхнего конца, разрешается производить только при использовании второго крюка крана грузоподъемностью не менее 50% веса свайного элемента для строповки свайного элемента за точку, отстоящую на 0,2 длины элемента от его нижнего конца, или при условиях, обеспечивающих свободный свес нижнего конца свайного элемента с понтона или подмостей на всем этапе подъема свайного элемента за верхнюю точку для свободного поворота его вокруг опоры, расположенной на расстоянии 0,2 длины элемента от его нижнего конца.

При многоточечной строповке длинных свайных элементов перевод из горизонтального положения в вертикальное осуществляется с помощью специальных траверс.

2.38.    Для строповки свай-оболочек при подъеме их в вертикальном положении рекомендуется применять приспособления жесткой конструкции, прикрепляемые к фланцам или выпускам продольных стержней арматуры.

2.39.    Транспортирование свайных элементов на суше разрешается осуществлять на любых средствах, обеспечивающих безопасность движения на путях перевозки и сохранность перевозимых элементов. В пределах акватории свайные элементы следует транспортировать на палубных баржах или плашкоутах, имеющих достаточную плавучесть и остойчивость и проверенных расчетом на восприятие сосредоточенных усилий от веса свайных элементов.

2.40.    При наличии плавкранов грузоподъемностью, превышающей в 1,5 раза вес свайного элемента, допускается транспортировать свайный элемент на крюке крана в вертикальном положении.

2.41.    Стальные трубчатые сваи и железобетонные сваи-оболочки диаметром 1,6 м и более разрешается транспортировать на плаву в горизонтальном положении с водонепроницаемыми заглушками на торцах. Заглушки следует делать инвентарными с резиновыми уплотнениями.

16

2.42.    При перевозке и складировании железобетонные сваи, шпунт и сваи-оболочки диаметром до 2 м необходимо укладывать горизонтально на подкладки и прокладки, расположенные под подъемными петлями в одной вертикальной плоскости для всех рядов.

Прокладки должны иметь толщину на 2 см больше высоты петель и ширину не меньше 15 см. Подкладки и прокладки для круглых свай и свай-оболочек должны иметь выкружки того же радиуса.

Сваи-оболочки диаметром 3 м следует перевозить и хранить в вертикальном положении. На время перевозки на транспортных средствах их необходимо раскреплять оттяжками.

2.43.    Места складирования запаса свайных элементов необходимо выбирать возможно ближе к копрам или кранам. Элементы следует укладывать в штабеля с таким расчетом, чтобы не производить их перекантовки при строповке.

Количество рядов в штабелях по высоте должно быть не более:

—    4 рядов для призматических и полых круглых свай диаметром до 0,6 м и прямоугольного шпунта;

—    2 рядов для полых круглых свай диаметром 0,6—0,8 м, таврового шпунта и свай-оболочек диаметром 1,2 м;

—    1 ряда для свай-оболочек диаметром более 1,2 м.

Расположение штабелей должно быть удобным для подъезда кранов и транспортных средств и производства погрузочно-разгрузочных операций.

Выбор оборудования для погружения свайных элементов

17

2.45. Способ погружения свайных элементов и применяемое оборудование должны соответствовать указаниям проекта производства работ для данного сооружения. В случае отсутствия проекта производства работ выбор погружающего оборудования следует производить, руководствуясь принятым методом производства работ в проекте организации строительства (с берега, с подмостей или с воды), указаниями рабочих чертежей (размеры, вес и материал свайных элементов, отметки голов в погруженном состоянии и т. д.), местными техническими и природными условиями (наличие соответствующего оборудования, энергии, транспортных путей, глубина, скорость течения, расположение соседних сооружений и т. д.) и указаниями настоящего раздела.

2 з. 4635

Примечание. Наклонные сваи необходимо погружать, как правило, теми же видами свайного оборудования, какими производится забивка вертикальных свай. Направление хода наклонной сваи создается соответствующим наклоном копровой стрелы или специальными направляющими устройствами (каркасы, наклонные направляющие рамы и т. п.).

2.46.    В портовом строительстве применяются два основных способа погружения свайных элементов: забивка молотами и вибропогружение. В необходимых случаях (см. п. 2.56) указанные способы погружения сочетаются с другими дополнительными способами, а именно: лидерное бурение, подмыв, разработка грунта внутри полых свай и свай-оболочек и т. д.

2.47.    При правильном подборе энергии удара и веса ударной части молота забивной способ погружения применим к любым видам свайных элементов в любых грунтовых условиях, за исключением скальных, крупнообломочных грунтов и грунтов, имеющих включения валунов и других крупных крепких инородных тел.

(2.1)

2.48.    Выбор молота для забивки свайных элементов производится исходя из предусмотренной проектом расчетной несущей способности свайного элемента и его веса. Необходимая минимальная энергия удара молота Э определяется по формуле

Э= 1,75 а -Р.

где Э—энергия удара молота, кгс • м;

а—коэффициент, равный 25 кгс • м/тс;

Р—расчетная несущая способность свайного элемента по грунту, указанная в проекте, тс.

Принятый тип молота с расчетной энергией удара Эр должен удовлетворять условию

(2.2)

где к—коэффициент применимости молота, который должен быть не более величин к„, приведенных в табл. 2.1; Q„—полный вес молота, кгс;

q—вес сваи (включая вес наголовника и подбабка), кгс; Эр—расчетная энергия удара принятого молота, кгс • м. Расчетное значение энергии удара принимается: для подвесных паровоздушных молотов одиночного действия Эр —Q •#;

для паровоздушных молотов двойного действия—согласно паспортным данным;

18

для трубчатых дизель-молотов Э- =0,9 Q • Я; для штанговых дизель-молотов Эр=0,4 Q • Я, где Q—вес ударной части молота, кгс;

Н—фактическая высота падения ударной части молота, м. Для дизель-молотов допускается принимать высоту падения ударной части молота на стадии окончания забивки свайного элемента, равной: для трубчатых—2,8 м;

для штанговых при весе ударных частей 1250, 1800 и 2500 кгс—соответственно 1,7, 2 и 2,2 м.

Таблица 2.1

| Коэффициент кп при материале свай

Тип молота

дерево

сталь

железо

бетон

Молоты двойного действия и трубчатые дизель-молоты.....

5,0

5,5

6,0

Молоты одиночного действия и штанговые дизель-молоты . . .

3,5

4,0

5,0

Подвесные молоты.......

2,0

2,5

3,0

При забивке стального шпунта, свай из стальных труб с открытым нижним концом и из двутавровых балок, а также при погружении свайных элементов любого типа с подмывом указанные в табл. 2.1 значения коэффициентов увеличиваются в 1,5 раза.

При выборе молотов следует учитывать также их технические возможности по забивке наклонных свай (см. табл. 2.2), причем вычисленную с использованием формулы (2,1) энергию удара следует умножить на повышающий коэффициент К], приведенный в табл. 2.3.

Таблица 2.2

Молоты

4:1 1 : 1 1 :1 не ограничен

Предельный наклон забиваемых свайных элементов

19

Дизельные .... Подвесные . . . . Одиночного действия Двойного действия .

2*

УДК 627.33/.4:624.157(083.74)

Глава разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) Минтрансстроя.

Заместитель директора ЦНИИС Хасхачих Г. Д.

Исполнители:    Головачев    А.    С.,    Ладыченко    К. Д., Лу

га А. А., Школьников И. Е.

Глава рассмотрена Междуведомственной комиссией, образованной из представителей Минтрансстроя, Минморфлота, Минрыбхоза СССР, Минсудпрома, Минречфлота РСФСР и Минмонтажспецстроя СССР в составе: К. А. Наджаряна (председатель комиссии), Л. Н. Галлера (зам, председателя),

О. Н. Кореца, Н. К. Кострова,]В. М. Куранова], П. Ф. Кучерявенко, К* Д- Ладыченко, И. М. Медовикова. А, И. Михальчука, М. Д. Офштейна, А. И, Певзнера, В. Ф. Скорощинского, В. А. Терпугова и П. А. Яковлева.

Глава отредактирована и подготовлена к утверждению отделом новых конструкций и материалов Главного технического управления Минтрансстроя.

Технические эксперты Галлер Л. Н., Голыиух В. В.

Ответственный за выпуск И. Е. ШКОЛЬНИКОВ

© Центральный институт совершенствования технологии строительства, нормативных исследований и научно-технической информации в транспортном строительстве «Орггрансстрой», 1978

Коэффициент Kt

Наклон сван

5

4

3

2

М

1,15

1,25

1,4

1,7

При необходимости пробивки прослоек плотных грунтов следует применять молоты с энергией удара, большей, чем определяемая по формулам (2.1) и (2.2), или забивать свайные элементы с применением лидерных скважин.

2.49.    Выбранный молот следует проверить на минимально допустимый расчетный отказ свайного элемента, равный 0.2 см. Расчетный отказ свайного элемента (см. п. 3.9) при забивке выбранным молотом определяется по формуле (3.1).

Если при расчете по формуле (3.1) получается отказ ер <0,2 см, необходимо принять молот с большой энергией удара и повторить для него расчет.

2.50.    При одинаковой энергии удара для забивки железобетонных свайных элементов предпочтение следует отдавать молотам с большим весом ударной части и меньшей ударной скоростью, так как они создают более низкие напряжения в свайном элементе при забивке.

2.51.    Для погружения в песчаные грунты стального шпунта, пустотелых стальных труб с открытым концом, прокатных профилей в виде двутавровых балок и других стальных элементов с малой площадью поперечного сечения целесообразно применять вибромолоты, молоты двойного действия с повышенной частотой удаоов и вибропогружатели. Последние также следует применять для погружения свай-оболочек.

2.52.    Необходимый тип вибропогружателя или вибромолота выбирают на основе данных действующего «Типажа вибропогружателей и вибромолотов для нужд транспортного строительства» (Оргтрансстрой, М., 1965).


Тип вибропогружателя в зависимости от грунтовых условий и глубины погружения следует подбирать по отношению

где Ко—статический момент массы дебалансов, т*см;

QB—суммарная масса вибропогружателя, наголовника и свайного элемента, т.

20

Ведомственные

строительные

нормы

Технические указания по производству и приемке работ при возведении морских и речных портовых сооружений Глава X. Свайные '    работы

Министерство транспортного строительства Министерство морского флота Министерство рыбного хозяйства СССР Министерство судостроительной промышленности Министерство речного флота РСФСР Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР

ВСН 34/Х-78

Минтрансстрой

Взамен главы X «Свайные работы» «Технических условий производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений» ВСН-34/Х-60


1, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Указания настоящей главы распространяются на производство и приемку следующих видов работ на строительстве морских и речных портовых сооружений с применением свай, свай-оболочек и шпунта:

—    подготовительные работы;

—    погружение забивных свай, свай-оболочек и шпунта (забивкой, вибрированием, без подмыва и с подмывом);

—    бурение грунтов в основании полых свай и свай-оболочек;

—    устройство камуфлетно-уширенной пяты в полых сваях и сваях-оболочках;

—    выправка свай, срубка голов и другие сопутствующие работы.

Примечания. 1. В настоящих указаниях рассматриваются свайные работы с применением следующих видов свай, свай-оболочек и шпунта:

а) сваи деревянные цельные, срощенные и пакетные;

Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства и Главморречстроем Минтрансстроя

Срок введения в действие—

1 сентября 1978 г.

Утверждены Министерством транспортного строительства, Министерством морского флота, Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством судостроительной промышленности, Министерством речного флота РСФСР, Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

б)    сваи железобетонные с предварительно напряженной и ненапряженной продольной арматурой, призматические и цилиндрические, сплошные и полые диаметром до 80 см;

в)    сваи стальные двутавровые и трубчатые, с наконечником и без наконечника;

г)    железобетонные сваи-оболочки с предварительно напряженной и ненапряженной продольной арматурой;

д)    шпунт стальной и железобетонный с предварительно напряженной продольной арматурой, прямоугольного и таврового сечений.

2.    Сваями-оболочками называются железобетонные полые цилиндрические трубы диаметром от 81 до 300 см.

3.    Указания не распространяются на свайные работы в условиях вечномерзлых, просадочных и подверженных карсту грунтов.

4.    Для сокращения в дальнейшем частные термины «свая», «свая-оболочка» и «шпунт» объединяются общим понятием «свайный элемент».

1.2.    Работы по устройству свайных фундаментов должны выполняться в соответствии с рабочими чертежами и проектом производства работ. В состав проекта производства свайных работ наряду с материалами, указанными в «Инструкции по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ» СН 47-74 и требований, указанных в СНиП Ш-45-76 и ВСН 34/1-72, должны входить:

а)    планы и сечения конструкций свайных фундаментов;

б)    геологические разрезы по основным осям сооружения;

в)    сведения о гидрометеорологических условиях на акватории района строительства;

г)    сведения о существующих подземных, наземных, подводных и надводных сооружениях и коммуникациях, расположенных в районе строительной площадки;

д)    техническая характеристика принятого для производства работ (с учетом возможностей строительной организации) основного сваепогружающего, грузоподъемного, транспортного оборудования и направляющих устройств;

е)    указания и технологические схемы по выполнению подготовительных и основных работ;

ж)    указания по защите свайных конструкций в период строительства от волнений, паводков, ледоходов, навала судов;

з)    данные о необходимости погружения пробных свай, о проведении динамических и статических их испытаний;

и)    календарный график производства работ.

1.3.    Свайные работы в сложных гидрологических, метеорологических и геологических условиях (высокие приливы и паводки, тайфуны, цунами, тяжелый ледовый режим, ополз-

4

ни и т. д.), а также в условиях высокой интенсивности движения судов должны производиться в соответствии с индивидуальными проектами производства работ.

1.4.    При производстве свайных работ следует соблюдать действующие «Правила техники безопасности и производственной санитарии при производстве строительно-монтажных работ по постройке портовых гидротехнических сооружений», составленные в соответствии с указаниями СНиП III-A.11-70 «Техника безопасности в строительстве». В зимнее время должны выполняться требования «Указаний по технике безопасности для рабочих, выполняющих строительно-монтажные и транспортные работы на льду рек и других водоемов» (Оргтрансстрой, М., 1968).

1.5.    Применяемые при производстве свайных работ плавучие средства и береговые механизмы и оборудование должны эксплуатироваться с соблюдением требований Регистра и Госгортехнадзора. Судоходные участки акватории в местах производства работ должны быть оборудованы навигационными знаками.

1.6.    Производство свайных работ должно быть обеспечено:

—    гидрометеорологическими сводками, а также прогнозами и штормовыми предупреждениями ближайшей гидрометеорологической станции;

—    систематическими сведениями об уровнях воды.

1.7.    При производстве свайных работ необходимо вести журнал, в котором должны отмечаться основные данные о применяемом оборудовании, материале, форме, глубине заложения острия (ножа) каждого свайного элемента, а также о всех обстоятельствах и затруднениях, встретившихся в процессе работ.

Журнал должен заполняться непосредственно во время и на месте погружения. Заполнение журнала после выполнения работ запрещается.

К журналу прилагается план расположения свай, шпунта и свай-оболочек с указанием их номеров, расстояний между сваями (или сваями-оболочками), зазоров между шпунти-нами и отступлений от проектного положения в плане и профиле.

Для шпунтового ряда вычерчивается фасадный чертеж с указанием фактического положения каждой шпунтовой сваи.

Формы журналов и правила их заполнения приводятся в приложении 1. Все страницы журнала должны быть про-

5

нумерованы, прошнурованы и скреплены печатью строительной организации.

1.8. Всякие отступления от проекта при производстве свайных работ, в том числе превышение установленных допусков расположения свайных элементов в плане и профиле, неполучение расчетного отказа на проектной отметке, применение сваебойного оборудования и способов погружения, отличных от указанных в проекте производства работ и влияющих на несущую способность свайных элементов, подлежат обязательному согласованию с проектной организацией.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Общие указания

2.1. Основным работам по погружению свайных элементов должно предшествовать:

а)    выполнение работ подготовительного периода в соответствии с проектом организации строительства в целом и проектом производства работ для данного конкретного портового сооружения в объемах, обеспечивающих нормальное производство свайных работ с соблюдением требований глав СНиП III-1-76 и Ш-45-76 и главы 1 настоящих Технических указаний (ВСН 34/1-72);

б)    выполнение и принятие по акту работ, предшествующих свайным работам, в соответствии с проектом производства работ;

в)    проверка наличия технической документации в соответствии сп. 1.2 и ознакомление с рабочими чертежами свайного основания сооружения и проектом производства свайных работ;

г)    выбор способа погружения свайных элементов, сваепогружающего и вспомогательного оборудования и механизмов, разработка новых или привязка типовых технологических карт на основные виды свайных работ в случае отсутствия проекта производства работ при строительстве мелких объектов;

д)    детальная разбивка свайного основания;

е)    подводное обследование дна в районе погружения свайных элементов водолазами или с помощью установок подводного телевидения с целью удаления подводных препятствий или ограждения их сигнальными плавучими знаками;

ж)    подготовка сваепогружающего и вспомогательного

оборудования и обустройств для производства свайных работ;

з)    приемка и подготовка свайных элементов;

и)    проведение динамических и статических испытаний пробных свайных элементов в соответствии с указаниями проекта производства работ.

Разбивочные работы

2.2.    Разбивку и закрепление знаками в натуре свайного сооружения следует производить с соблюдением требований главы 2 настоящих Технических указаний (ВСН 34/11-73) и главы СНиП II1-45-76 в следующем порядке:

а)    установка постоянных реперов и мареографа (водомерного поста) с привязкой их к триангуляционной сети;

б)    прокладка и закрепление магистральной линии с привязкой к постоянным реперам;

в)    разбивка и закрепление основных линий сооружения;

г)    детальная разбивка свайного фундамента (т. е. продольных и поперечных рядов свайных элементов).

Примечания. 1. На продольных основных осях сооружения (пункт «в») должны быть показаны и закреплены на местности знаками точки начала и конца сооружения, его повороты в плане.

2. Работы в соответствии с пунктами «а», «б» и «в» выполняются заказчиком и передаются по акту строительной организации с предъявлением в натуре опорных знаков геодезической основы и основных разбивочных линий. К акту прилагаются схема знаков разбивки, данные о привязке к базисной линии и к знакам государственной триангуляции или другой сети, принятой за исходную.

2.3.    Опорные знаки должны быть незыблемы и по своей конструкции отвечать требованиям технических условий производства геодезических работ, а также требованиям правил безопасного судоходства в случае расположения знаков на акватории. Неизменность Положения опорных знаков должна регулярно проверяться заказчиком не реже одного раза в месяц. При наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в сохранении каким-либо знаком начального положения, проверка его должна производиться немедленно. Знаки, расположенные на акватории, должны проверяться также после шторма, паводка, подвижки льда, навала судна и других механических воздействий.

Результаты проверок должны оформляться актом.

2.4.    При детальной разбивке свайного основания или шпунтового ряда должны быть закреплены следующие линии:

7

а)    оси двух крайних продольных рядов свайных элементов (или ось шпунтовой стенки);

б)    оси первого и последнего поперечных рядов свайных элементов;

в)    оси нескольких промежуточных (через 20—30 м) поперечных рядов свайных элементов.

2.5.    Закрепление линий детальной разбивки на местности допускается выполнять знаками облегченной конструкции:

—    на суше и подмостях—деревянными столбами, вехами, штырями;

— на дне водоемов—шаблонами, рельсами, натянутой проволокой;

—    на акватории—береговыми створами из нескольких хорошо видимых знаков или посредством вех или буев с установкой на последних (в местах возможного судоходства) сигнальных навигационных знаков.

Примечание. Разбивочные линии свайных элементов на суше (обычно в виде натянутых проволок) следует смещать от своего проектного положения в плане так, чтобы не мешать погружению свайных элементов. Точное их положение определяется промерами от разбивочной линии.

2.6.    Положение промежуточных продольных и поперечных рядов свайных элементов между крайними или ранее разбитыми промежуточными рядами, а также положение отдельных свайных элементов в ряду устанавливается в процессе свайной бойки промерами от закрепленных осей или вспомогательных осей, закрепленных на ранее погруженных свайных элементах.

2.7.    Точность разбивки и высотной привязки основных линий сооружений устанавливается проектом в соответствии с видом сооружения.

2.8.    При использовании направляющих устройств в виде инвентарных перемещающихся кондукторов или неподвижных жестких направляющих для точного взаиморасположения свайных элементов в плане и профиле с соблюдением установленных допусков должна обеспечиваться правильная их установка в первоначальное рабочее положение и контроль их положений по мере передвижения.

2.9.    Знаки опорной геодезической сети, плановой и высотной разбивок должны быть сохранены в течение всего периода производства свайных работ и переданы приемочной комиссии по свайным работам со всеми документами по разбивкам в соответствии с перечнем, указанным в приложении 1а.

8

Приемка, подготовка, транспортирование и складирование свайных элементов

2.10.    Конструкция и изготовление свайных элементов, применяемых на строительстве морских и речных портовых сооружений, должны отвечать требованиям проекта, стандартов, СНиП и настоящих Технических указаний.

2.11.    Деревянные сваи должны изготовляться из лесоматериалов, удовлетворяющих требованиям главы П-17-77СНиП и действующего ГОСТа на лес гидротехнический.

Лес должен быть окоренный, без сучьев и наростов, как правило, зимней рубки. Свайные бревна должны быть правильной формы с допускаемым односторонним искривлением не более 1% от длины (но не более 12 см), разность диаметров комля и поперечного сечения бревна на расстоянии 1,0 м от комля не должна превышать 10 см, сбежистость допускается не более 1 см на 1 м длины бревна, причем первый метр от комля не учитывается. Лесоматериал перед изготовлением из него свай или шпунта должен быть освидетельствован комиссией с участием представителя заказчика.

Изготовление и приемка клееных свай и шпунта должны осуществляться согласно действующим инструкциям.

При изготовлении деревянных свай и шпунта (учитывая возможность размочаливания голов при забивке) их длина должна быть увеличена на 30—50 см против проектной.

Способы защиты древесины свай и шпунта от гниения и морских древоточцев предусматриваются проектом.

Стыки деревянных свай выполняются в соответствии с проектом. При отсутствии указаний проекта рекомендуются конструкции стыков для составных и пакетных свай, указанные в п. 2.12.

2.12.    Стыки составных свай осуществляют впритык со стальным штырем, входящим в заранее высверленное отверстие. Длину штыря принимают равной диаметру стыкуемых бревен, а его диаметр—20—30 мм. Стыкуемые бревна связывают не менее чем четырьмя стальными накладками с постановкой не менее двух болтов на каждом конце накладки. В необходимых случаях (при работе на горизонтальную нагрузку) вместо накладок следует применять металлические муфты. Длину накладок и муфты принимают равной четырем диаметрам стыкуемых элементов.

Стыки бревен в пакетных сваях располагают вразбежку на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга и перекрывают металлической накладкой с постановкой не менее двух бол-

9