Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

69 страниц

449.00 ₽

Купить ВСН 34/VIII-60 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования документа распространяются на работы по изготовлению сборных конструкций и деталей из обычного железобетона, применяемых при строительстве морских и речных портовых гидротехнических сооружений (причальных, оградительных, сухоподъемных, берегоукрепительных и выправительных).

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Производство и приемка арматурных работ

3. Производство и приемка опалубочных работ

4. Производство и приемка работ по формовке изделий

5. Уход за изделиями

6. Приемка и испытание готовых изделий

Приложение 1. ГОСТ 4797-56

Приложение 2. Форма журнала бетонных работ

Приложение 3. Форма паспорта изделия

Приложение 4. Акт приемки элементов сборных железобетонных (бетонных) конструкций

 
Дата введения01.01.1962
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

27.07.1961УтвержденМинистерство морского флота СССР166
27.07.1961УтвержденМинистерство транспортного строительства СССР204
27.07.1961УтвержденМинистерство речного флота РСФСР119
ИзданОргтрансстрой1962 г.
ПринятВСНХ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО    МИНИСТЕРСТВО    МИНИСТЕРСТВО

ТРАНСПОРТНОГО    МОРСКОГО    РЕЧНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА    ФЛОТА    СССР    ФЛОТА    РСФСР

СССР

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ


Глава ИЗГОТОВЛЕНИЕ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

МИНТРАНССТРОЙ СССР

МОСКВА 1962

МИНИСТЕРСТВО

ТРАНСПОРТНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА

СССР

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР


ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава VIII ИЗГОТОВЛЕНИЕ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

BCH-34/VIII - 60

Минтрансстрой СССР

Утверждены Министерством транспортного строительства СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР, Приказ М 204\166\119 от 27 июля 1961 г. Согласованы с ВСНХ

ОРГТРАНССТР ОЙ

Москва 1962

тросваркой методом оплавления, а когда это невозможно— с помощью дуговой сварки ванным способом, а также внахлестку или с накладками. Стыки стержней должны располагаться вразбежку. Прочность стыка должна быть не менее прочности целого стержня.

Примечания. 1. Стыковая сварка арматуры методом сопротивления не допускается.

2.    Допускается стыковая сварка стержней разных диаметров при условии, что соотношение площадей поперечного сечения их не более двух для стержней диаметром до 36 мм, а для стержней диаметром больше 36 мм—не более полутора.

3.    Стыки стержней из стали марок Ст. 5 и 25Г2С следует сваривать способом оплавления с предварительным подогревом.

4.    Контактную стыковую электросварку стержней диаметром менее 10 мм допускается применять только в заводских условиях при наличии специального оборудования. В полигонных условиях эти стержни допускается стыковать внахлестку без сварки или со сваркой электродуговыми точками.

27. Сварка стыков арматурной стали должна производиться в соответствии с «Указаниями по технологии электросварки арматуры железобетонных конструкций»^ёпмхп^мсэс)>

при соблюдении следующей технологии производства стыкования арматуры:

а)    концы стержйей, стыкуемых контактной сваркой методом оплавления должны быть срезаны нормально к оси стержня и тщательно очищены на обдирочно-шлифовальном станке, резка электрической дугой не допускается;

б)    стержни, имеющие поперечные трещины, слоистость и пленки, а также со срезом торцов с отклонением от прямого угла более 15° или сплющенные при механической рубке поверхности концов стержней на глубину более 5 мм к сварке ванным или электрошлаковым способом не допускаются;

в)    стержни для сварки в стык должны быть собраны соосно, без искривления и смещения осей. Отклонения сваренных стержней от прямолинейности в любом направлении допускаются не более 10 мм при стержнях диаметром до 12 жж и не свыше 15 мм—при стержнях большего диаметра.

Пр имечания, 1. Для тонкостенных плит-оболочек, цилиндрических оболочек, призматических, трубчатых и шпунтовых свай вышеуказанные допуски сокращаются соответственно до 6 и 10 мм.

2.    Допуски в размерах и отклонениях от прямолинейности стержней арматуры диаметром более 40 мм должны устанавливаться проектной организацией в технических условиях, прилагаемых к проекту.

3.    Для рулонных сеток требования настоящего пункта распространяются только на поперечные стержни.

10

28.    Процесс охлаждения стыков следует проводить медленно (особенно в зимних условиях). Упрочнение сваренных арматурных стержней может производиться только после охлаждения стыков.

29.    При отсутствии оборудования для контактной сварки допускается сварка стыков стержней арматуры плавлением. Замена контактной сварки сваркой плавлением должна быть утверждена техническим руководителем строящегося объекта.

30.    При сварке стыков горячекатаных стержней арматуры периодического и круглого профиля способом плавления рекомендуется применять:

при диаметре стержней до 22 мм—дуговую сварку точками или швами;

при диаметре стержней от 20 мм и выше—дуговую ванную и электрошлаковую сварку на медных формах.

Стержни арматуры больших диаметров рекомендуется сваривать электрошлаковой или многоэлектродной сваркой.

Примечание. Одноэлектродная ванная и ванношовная сварка, ввиду меньшей прочности стыка, может быть применена, если нет возможности организовать электрошлаковую или многоэлектродную сварку.

31.    Марки электродов для дуговой сварки арматуры должны быть указаны в проекте. Применение электродов с меловой обмазкой для сварки рабочей арматуры запрещается.

32.    Качество всех видов сварных стыков арматуры необходимо проверять путем испытания стыков на растяжение до разрыва. От каждой партии однотипных стыков, имеющих одинаковый диаметр стержня, одинаковый профиль и марку стали, должен быть испытан 1%, но не менее трех стыков.

Предел текучести каждого образца должен быть не ниже браковочного минимума предела текучести при растяжении стали данной марки.

Предел прочности образцов не должен быть ниже браковочного минимума предела прочности для данной марки стали. В противном случае контрольное испытание необходимо повторить на удвоенном количестве образцов от каждой партии, и, если предел прочности при растяжении более двух образцов окажется ниже браковочного минимума предела прочности при растяжении стали данной марки, вся партия бракуется.

11

33.    Для проверки качества стыков арматуры, выполнен-

3 э. 6805

ных контактной стыковой электросваркой, контрольные образцы должны быть испытаны на разрыв и загиб.

При испытании на растяжение стыки не должны разрушаться при нагрузках:

а)    для горячекатаных сталей—менее нагрузки, соответствующей браковочному минимуму предела прочности стали на разрыв, равному:

для стали    марки    25Г2С......... 6000 кг]смг

.    „    „    Ст. 5 .......... 5000

,    .    .    Ст. 3 .......... 3800    .

Ст. 0 .......... 3200    .

б)    для холодносплющенной стали—менее нагрузки, соответствующей напряжению 4200 кг/см2, определенному делением разрушающего усилия на площадь поперечного сечения стержня до сплющивания.

При испытании на загиб в холодном состоянии на 90° вокруг оправки, равной 3d для горячекатаных сталей периодического профиля и 2d—для круглого профиля (где d— диаметр свариваемых стержней), стыки не должны разрушаться по месту сварки. Появление трещин в стыке также не допускается.

34. Для проверки качества стыков стержней арматуры, выполненных сваркой плавлением, контрольные образцы должны быть испытаны на разрыв.

При стыковании стержней дуговой сваркой швы необходимо варить, начиная от середины стыка к концам накладок. Выполненные соединения не должны иметь подрезов, трещин и больших наплывов металла.

Стыковые соединения, выполненные с применением дуговой электросварки, при испытании на растяжение не должны разрушаться под нагрузкой ниже браковочного минимума предела прочности основной стали свариваемых стержней при следующих способах сварки:

а)    с заваркой торцов свариваемых стержней—при диаметре их до 32 мм включительно;

б)    фланговыми швами с накладками из круглой и сортовой стали или элементами сортового проката—при диаметре свариваемых стержней до 50 мм включительно;

в)    электродуговыми точками с круглыми накладками или внахлестку, а также с элементами сортового проката—при диаметре свариваемых стержней до 22 мм включительно.

Стыки стержней диаметром свыше 32 мм, выполненные дуговой ванной, ванношовной и электрошлаковой сваркой,

12

а также стыки стержней диаметром 55—80 мм, выполненные шовной дуговой сваркой, не должны разрушаться при нагрузках, ниже соответствующих напряжениям в стержнях;

для    стали    марки 25Г2С........ 5000    кг/смг

.    „    .    Ст. 5 .......... 4200    „

.    .    .    Ст. 3 .......... 3600    „

.    .    .    Ст. 0 .......... 2900    .

35.    При выполнении сварных соединений дуговой электросваркой должны соблюдаться проектные размеры всех элементов сварного соединения.

Пористость сварных швов и наличие в них трещин не допускаются. Отклонения от требуемых положений должны соответствовать указаниям ТУ 73-56.

36.    Дуговая сварка стыков (внахлестку и с накладками) стержней горячекатаной стали гладкого и периодического профиля должна производиться не менее чем двумя фланговыми швами.

Конструкцию и размеры стыковых соединений, выполняемых дуговой сваркой швами, с применением накладок и подкладок либо внахлестку, а также технологический режим сварки необходимо принимать в соответствии с пп. 99—105, 107, 108 и 110 «Указаний по технологии электросварки арматуры железобетонных конструкций»

(    ВСН-38-57    \

V МСПМХП-МОЭС J •

37.    Конструкцию и размеры стыковых соединений, выполняемых дуговой сваркой, одноэлектродной, многоэлектродной, ванношовной, многоэлектродной в медной форме, а также технологический режим сварки следует принимать в соответствии с пп. 112—166 «Указаний по технологии электросварки арматуры железобетонных конструкций» (мсШх'п^мсэс']-

38.    Пересекающиеся стержни арматуры следует сваривать преимущественно на контактных точечных машинах. При этом качество сварки должно соответствовать требованиям «Технических условий на сварную арматуру для железобетонных конструкций» (ТУ 73-56/МСПМХП), а технология сварки должна соответствовать требованиям пп. 19—63 мспмхп-мсэс-

13

При отсутствии необходимого сварочного оборудования или при его Недостаточной мощности допускается дуговая электросварка пересекающихся стержней с соблюдением требований пп. 191—200 «Указаний по технологии электросварки арматуры железобетонных конструкций» (мсНмхщмсэс) •

3*

39.    Сетки и каркасы с крестообразными пересечениями стержней должны быть сварены во всех предусмотренных проектом точках пересечения стержней. Если такие указания в проекте отсутствуют, то должны быть сварены все узлы.

В сетках с рабочей арматурой из горячекатаных сталей периодического профиля марок Ст. 5 и 25Г2С должны быть сварены все узлы в двух рядах по периметру изделия; остальные пересечения можно сваривать через одно в шахматном порядке или через один ряд в направлении рабочих стержней.

40.    Для соединения стержней с сортовым прокатом при изготовлении закладных деталей для сборных железобетонных элементов рекомендуется применять сварку под флюсом, электродуговыми точками или швом в соответствии с пп. 167—168 и пп. 179—190 «Указаний по технологии сварки арматуры железобетонных конструкций» мс’пмхимсэс )'

41.    В сварных каркасах и сетках, подвергнутых механическому упрочнению (волочению, сплющиванию, калибровке), не допускается снижение прочности стержней за счет их отжига в процессе сварки. Это проверяется испытанием на растяжение образцов стержней, имеющих по своей длине сварные соединения со стержнями другого направления.

42.    Приемку сварных каркасов и сварных сеток производят на месте их изготовления в соответствии с требованиями пп. 18—38 «Технологических условий на сварную арматуру для железобетонных конструкций» (ТУ 73-56/МСПМХП).

43.    Стержни продольной арматуры железобетонных свай и шпунта должны соединяться стыковой сваркой (см. пп. 26-27) с размещением стыков вразбежку. Расстояние между стыками смежных стержней должно составлять не менее 30 диаметров стержня.

44.    Для крупноблочных элементов сложной конфигурации при соответствующем обосновании и небольшом количестве элементов допускается применение вязаных каркасов арматуры.

При этом суммарная площадь поперечного сечения арматуры в растянутой зоне элемента, стыкуемой в одном сечении внахлестку без сварки, не должна превышать 25% общей площади сечения арматуры.

Расстояния между стыками, расположенными в разных сечениях, должны быть не менее длины нахлестки или полу-накладки.

14

45.    Укладка сварных сеток должна производиться со стыкованием их между собой одним из следующих способов:

а)    дуговой сваркой рабочих стержней с накладками или внахлестку либо ванным способом (см. пп. 29—30);

б)    при помощи стальной полосы с приваркой к ней каждого рабочего стержня (см. п. 40);

в)    внахлестку без приварки.

46.    При укладке и закреплении каркасов и сеток в опалубке и формах должна быть обеспечена их несмещаемость в процессе бетонирования.

47.    Величина зазоров между арматурой и опалубкой должна соответствовать толщине защитного слоя бетона.

48.    Монтаж закладных частей сборных железобетонных элементов должен быть произведен, как правило, без штра-бов, перед укладкой бетона. Закладные части могут быть закреплены непосредственной заделкой в бетон или путем приварки к арматуре или специальным анкером (в соответствии с п. 40) с временным закреплением во время сварки в кондукторах, фиксирующих проектное расположение закладных частей.

Закладные части второстепенного значения в элементах надводной зоны сооружения допускается заделывать в штра-бы, оставляемые при бетонировании, применив для этого бетон того же состава, что и для сборного элемента.

49.    Проверка соответствия качества арматуры и арматурных каркасов рабочим чертежам и техническим условиям производится в процессе промежуточных приемок с составлением актов на скрытые работы.

Приемка должна заключаться в проверке: марки стали {по паспорту), числа и диаметров стержней, их формы, размеров и взаимного расположения, а также общих размеров и формы каркаса (сетки) в целом и его размещения в форме изделия; чистоты поверхности арматуры, качества стыков и сварных узлов (отсутствие пережогов стержней и пропущенных сварных узлов в каркасах и сетках).

50.    Приемка арматурных каркасов для сборных элементов основных несущих конструкций производится поштучно, а для вспомогательных, не ответственных элементов конструкций,—выборочно (партиями). Если при приемке партии, хотя бы в одном из арматурных каркасов, число стержней или диаметры арматуры не будут соответствовать проекту, приемка всех каркасов данной партии производится поштучно.

Качество сварки должно проверяться в соответствии с «Указаниями по технологии электросварки арматуры желе-

15

зобетонных конструкций» (мспмх'^мсэс') и требованиями

пп. 32—35 настоящих ТУ.

Рекомендуется контролировать качество сварки рентгеноскопическими, ультразвуковыми и другими физическими методами без разрушения образца.

51. Отклонения в размерах заготовленных стержней и каркасов, а также в расположении установленной арматуры от проектных не должны превышать величин, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Допускаемые отклонения при заготовке и установке арматуры

Наименование отклонения

Величина отклонения (допуск)

Отклонение от суммарной площади сечения (при замене стержней, предусмотренных проектом, стерж-

±Ъ%

ними другого диаметра)..............

-2%

Отклонения в расстояниях между отдельно установленными рабочими стержнями:

а) для плит ...................

±20 мм

б) для балок ..................

±10 мм

в) для свай шпунта...............

± 5 мм

Отклонения в расстояниях между рядами арматуры при армировании в 2 ряда по высоте.......

± 5 мм

Отклонения в расстояниях между хомутами:

а) для балок ..................

±30 мм

б) для свай шпунта...............

±10 мм

Отклонения в размерах сварных сеток и плоских каркасов по всем размерам............

5 мм

Отклонения в размерах ячеек сеток и в расстояниях между хомутами (поперечными стержнями) каркасов .......................

10 мм

Отклонения от плоскости сеток и плоских каркасов при длине элементов: а) до 2 л....................

10 мм

б) более 2 м..................

15 мм

Отклонения в габаритных размерах стержней рабочей арматуры по длине на всю длину.......

5 мм

Отклонения в положении мест отгибов........

30 мм

52. Собранный арматурный каркас со сборочного верстака-кондуктора перемещают в форму краном со специальной траверсой, к которой каркас стропится в нескольких точках.

§ 3. ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКА ОПАЛУБОЧНЫХ РАБОТ

53.    Железобетонные конструкции и детали следует формовать:

а)    крупногабаритные элементы большого веса—в неподвижных разборных формах и матрицах на бетонных площадках;

б)    прочие элементы—в передвижных формах.

54.    Опалубку и формы допускается изготовлять из металла, бетона, железобетона, асбоцемента, пиломатериалов, водостойкой фанеры и пластмасс.

Передвижные формы, как правило, должны изготовляться металлическими, а неподвижные формы—из бетона, железобетона или металла; бортовые части неподвижных форм и матриц могут изготовляться из металла или дерева.

Изготовление форм доляйш вестись в соответствии с утвержденным проектом организации работ.

Примечания. 1. При применении металлической опалубки для изготовления элементов, к которым предъявляются повышенные требования в отношении морозостойкости, между опалубкой и бетоном рекомендуется помещать водопоглощающие прокладки.

2. Для формования нетиповых изделий, а также изготовления небольшого количества серийных элементов допускается применение деревянных форм.

55.    Железобетонные облицовочные плиты в качестве опалубки следует использовать согласно проекту, который должен предусматривать надежное скрепление этих плит с основной конструкцией и сцепление их поверхности с бетоном.

56.    Специальные требования к изготовлению железобетонной опалубки-облицовки должны быть указаны в ее проекте.

57.    Формы и опалубка, применяемые для изготовления сборных конструкций и деталей, должны удовлетворять следующим требованиям:

а)    соответствовать по внутренним размерам величине изготовляемых элементов в пределах минусовых допусков; отклонения внутренних размеров поперечных сечений форм от проектных не должны превышать +5 мм и —0 мм;

б)    обладать устойчивостью, неизменяемостью, жесткостью и прочностью с тем, чтобы возможные искривления поверхностей изделий не превышали допусков, принятых настоящими ТУ, а прогибы поддонов и бортов форм после заполнения их бетонной смесью в момент транспортировки или при размещении на стендах и в камерах твердения не долж-

ны превышать половины величины допускаемых искривлений для соответствующих плоскостей изделий;

в)    иметь гладкие внутренние поверхности и плотные швы и сопряжения элементов, исключающие возможность вытекания раствора, а также не иметь уступов. Наибольшие местные неровности на поверхности форм при проверке 2-метровой рейкой не должны превышать 3 мм;

г)    иметь конструкцию, позволяющую организовать централизованное, массовое изготовление железобетонных изделий, а также многократную оборачиваемость;

д)    монтироваться по возможности из стандартных взаимозаменяемых элементов, устанавливаемых с помощью простейшего подъемного оборудования;

е)    позволять укладывать арматуру и бетон в удобных и безопасных условиях;

ж)    допускать разборку без повреждений бетона.

58.    Величины прогибов изгибаемых элементов опалубки, возникающих от вертикального или бокового давления бетона (без учета дополнительной динамической нагрузки), не должны превышать допуски, принятые для готовых железобетонных изделий.

59.    Конструкция опалубки должна быть полностью согласована с принятыми способами подачи и укладки арматуры и бетона. В необходимых местах должны быть предусмотрены закладные щитки и доски, а также специальные окна для очистки форм от мусора перед бетонированием. Применение закладных досок и щитков для лицевых поверхностей не рекомендуется.

60.    Опалубка, предназначенная для элементов, бетонируемых жесткими бетонными смесями, должна иметь конструкцию повышенной прочности и жесткости, пригодную для интенсивной вибрации при помощи наружных вибраторов, закрепленных на опалубке, и вибрационных столов. Во избежание подсоса воздуха при вибрировании на вибростолах формы должны быть тщательно герметизированы.

61.    Опалубка, удаляемая без разборки немедленно после окончания бетонирования элемента, должна иметь конусность с уклоном 0,8—1,5%, облегчающую ее удаление.

62.    Работы по устройству опалубки, установке каркасов, сеток и отдельных стержней арматуры должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы установленная опалубка не создавала затруднений при сборке арматуры.

63.    Форма скользящей опалубки для свободного ее передвижения по мере бетонирования должна иметь конусность.

18

Уширение формы должно составлять 0,5—0,8% от длины секции опалубки.

64.    Форма вибровкладыша (съемной внутренней опалубки) должна иметь конусность с уклоном 1,5%.

65.    Металлические сборно-разборные формы опалубки и бетонные матрицы рекомендуется применять при большом числе однотипных элементов; применение их должно быть оправдано экономическим расчетом.

При наличии бетонных или железобетонных стендов изделия формуют в опалубке, состоящей из металлической бортовой оснастки и поддона, роль которого выполняет верхняя поверхность стенда или уложенный на нее и закрепленный металлический лист.

66.    Щиты металлической опалубки и инвентарные металлические крепления должны быть защищены от коррозии. Внутренние поверхности опалубки должны покрываться смазкой, облегчающей распалубку изделий. Наружные поверхности опалубки должны покрываться лакокрасочным покрытием.

67.    Элементы разборно-переставной опалубки должны быть замаркированы с нанесением марок несмываемой краской.

68.    Для деревянной опалубки должны применяться пиломатериалы из древесины хвойных (сосны, ели, лиственницы, кедра) и лиственных пород не ниже третьего сорта, удовлетворяющих требованиям СНиПа.

69.    Влажность пиломатериалов конструкций, требующих тщательного сплачивания элементов (разборно-переставная опалубка, опалубка видимых необлицованных поверхностей), не должна превышать 25%.

Влажность древесины, идущей на изготовление прочих видов опалубки, не ограничивается.

70.    Обрезной и полуобрезной пиломатериал для элементов деревянной опалубки разрешается применять при условии, что будет исключено вытекание цементного молока и при бетонировании получена конструкция требуемой формы и с чистыми поверхностями,

71.    Ширина досок опалубки, непосредственно прилегающих к бетону, рекомендуется не более 15 см. Толщина досок назначается по расчету, но должна быть не менее 19 мм.

19

72.    Повышение оборачиваемости деревянной опалубки достигается тщательным изготовлением ее из сухой древесины с покрытием водонепроницаемыми составами (бакелитовый лак и т. д.).

4 э. 6805

Для этих же целей может применяться толстая фанера (6=10 — 20 мм), склеенная водоустойчивыми синтетическими фенольными смолами или облагороженная пропиткой пластмассой. Подобная опалубка должна обеспечивать 100-кратную оборачиваемость в условиях влажностной пропарки при низких давлениях.

73.    Для деревянной бортовой опалубки рекомендуется применять безгвоздевые соединения щитов в замок или окованные сталью пакеты из сухих строганых досок, сплоченных дубовыми Нагелями, дающие возможность увеличить срок службы опалубки.

74.    Деревянные опалубочные щиты, хомуты, рамы и прочие детали опалубки должны изготовляться при помощи кондукторов, шаблонов и других приспособлений, обеспечивающих точность их размеров и формы.

75.    Поверхность деревянных щитов опалубки, соприкасающаяся с лицевыми поверхностями бетона, должна быть ровной, для чего доски перед сборкой щитов должны быть либо отсортированы по толщине, либо приведены к одинаковой толщине путем острожки на рейсмусовом станке.

76.    Для создания большей плотности и предохранения углов бетонных элементов от повреждения при распалубке в углах форм должны быть пришиты треугольные рейки (фаски) с размером сторон 25 мм, если проектом не предусмотрено притупление угла больших размеров. Случайные щели в опалубке должны быть плотно заделаны.

77.    При бетонировании ребристых плит, пустотелых и фасонных конструкций, коробчатых балок и других деталей в дополнение к бортовым щитам устанавливают специальные вкладыши. Если вкладыш при снятии опалубки извлечь невозможно, материал его должен быть долговечным и не влиять вредно на прочность и долговечность бетона (из железобетонных тонкостенных плит и коробов, асбоцементных плит и стальных коробов, покрытых антикоррозийной изоляцией).

78.    Для обеспечения толщины тонких стенок железобетонных конструкций рекомендуется применение бетонных распорок.

79.    Стенки форм для предупреждения их сцепления с бетоном и увеличения срока службы должны смазываться перед установкой в форму арматуры. Для смазки должны применяться материалы, не разрушающие материала формы и поверхностной структуры бетона изделий.

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

С введением настоящих «Технических условий» утрачивают силу действующие в утверждающих и согласовывающих данный документ министерствах и ведомствах правила и указания по изготовлению сборных железобетонных конструкций.

Ведомственные производственные инструкции должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящих «Технических условий».

В тексте приведены ГОСТы, действующие в момент составления «Технических условий». Это следует иметь в виду, так как ГОСТы могут быть изменены, и поправки, вызываемые этими изменениями, необходимо учитывать при пользовании «Техническими условиями».*

Настоящая глава «Технических условий» составлена инж. А. Г. Волчаниновым и канд. техн. наук И. Я. Филипповой.

Окончательная переработка текста выполнена редакционной комиссией, образованной из представителей Министерства морского флота СССР, Министерства транспортного строительства СССР, Министерства речного флота РСФСР и ВСНХ в составе В. М. Розенберга (председатель комиссии), Л. Н. Галлера, Е. В. Зимарева, Б. П. Константинова, К. Д. Ладыченко, И. М. Медовикова, В. А. Терпугова и Е. Я. Щавелева.

* Эти изменения публикуются в «Бюллетене строительной техники» и «Информационном указателе стандартов»

2 з. 6805

§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.    Настоящие «Технические условия» (ТУ) распространяются на работы по изготовлению сборных конструкций и деталей из обычного железобетона, применяемых при строительстве морских и речных портовых гидротехнических сооружений (причальных, оградительных, судоподъемных, берегоукрепительных и выправительных).

Примечание. Технические условия не распространяются:

1)    на изготовление сборных конструкций и деталей для плавучих доков, плавучих дебаркадеров и других судов из железобетона;

2)    на изготовление сборных конструкций и деталей из бетона, приготовляемого с применением новых видов вяжущих и добавок, не прошедших необходимого цикла экспериментальных испытаний;

3)    на изготовление сборных конструкций и деталей для портовых сооружений, к которым предъявляются особо повышенные требования па морозостойкости.

2.    Сборные конструкции могут изготовляться на заводах, полигонах и отдельных производственных площадках при строящихся объектах. Выбор способа изготовления должен обосновываться экономической целесообразностью, устанавливаемой в зависимости от конкретных условий строитель-ства.

BCH-34/VII1-60 Минтрансстрой СССР


Ведомственные строительные нормы


Министерство транспортного строительства СССР Министерство морского флота СССР Министерство речного флота РСФСР

Взамен „Указаний но изготовлению и установке анкерных плит*, „Указаний по изготовлению лицевых плит надстройки*, приведенных в „Основных технических правилах и указаниях по портовому гидротехническому строительству", утвержденных Главморречстроем Министерства транспортного строительства в 1958 г.


Технические условия производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений. Глава VIII. Изготовление сборных железобетонных конструкций


Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства и Главморречстроем Минтрансстроя СССР

Введены в действие с 1 января 1962 г.

Утверждены Министерством транспортного строительства СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством речного флота РСФСР.

Приказ № 204/166/119 от 27 июля 1961 г.

Согласованы с ВСНХ

Массовое изготовление элементов сборных конструкций рекомендуется производить заводским способом. Крупноблочные элементы большого веса как плоские, так и пространственные целесообразно изготовлять на полигонах (в парках) вблизи от места возведения сооружения.

Изготовление элементов сборных железобетонных конструкций должно, как правило, производиться поточным способом при максимальной механизации всех процессов.

3.    Для размещения полигона рекомендуется выбирать ровную, незатопляемую площадку непосредственно у береговой линии, в зоне действия плавучего крана. Береговая территория не должна быть подвержена оползням и просадкам. Территория полигона должна быть спланирована с устройством водоотвода. В необходимых случаях предусматривают дренажные устройства.

Площадка полигона должна иметь удобные подходы со стороны суши для прокладки рельсовых и автомобильных дорог. Водоем должен иметь достаточные глубины для подхода плавучих средств.

Примечания. 1. При отсутствии береговой площадки допускается располагать полигон на любой удобной территории, которую возможно связать с берегом железной или автомобильной дорогой. При этом вес изготовляемых на полигоне деталей будет ограничен грузоподъемностью сухопутных транспортных средств. Склад (парк) хранения готовых изделий в этом случае может быть на берегу и при полигоне. В последнем случае готовые детали должны перегружаться на плавучие средства «с колес».

2.    При строительстве в действующих портах полигоны и склады (парки) хранения целесообразно размещать на свободных портовых сооружениях и территориях.

3.    Указанные в п. 2 сооружения, используемые для хранения и погрузки сборных элементов на плавучие средства, должны быть проверены расчетом на прочность и устойчивость (береговые откосы—только на устойчивость).

4.    Сборные железобетонные конструкции и детали должны изготавливаться, как правило, по типовым рабочим чертежам.

5.    Конструкции и детали должны выпускаться заводами и полигонами с наибольшей степенью готовности, устраняющей или сводящей к минимуму необходимость их дальнейшей отделки на месте монтажа (с внешней отделкой лицевых поверхностей, ребер, кромок, углов и отверстий).

5

6.    Наблюдение за выполнением требований настоящих ТУ осуществляется техническим персоналом предприятия, лабораторией строительных материалов и отделом технического контроля (ОТК).

2*

§ 2* ПРОИЗВОДСТВО и приемка арматурных работ

7.    Армирование сборных железобетонных конструкций и деталей должно соответствовать рабочим чертежам и удовлетворять требованиям технических условий на соответствующие изделия. Виды и марки сталей, применяемые для армирования, а также диаметры стержней арматуры указываются в проекте изделий.

Примечания. 1. В исключительных случаях, при отсутствии соответствующей стали, допускается замена вида, диаметра или марки стали арматуры, указанных в проекте. Замена должна производиться в соответствии с указаниями действующих норм и технических условий проектирования бетонных и железобетонных конструкций и должна быть утверждена техническим руководителем строящегося объекта.

2.    Расчетная несущая способность фматуры (фоиЬведение расчетной площади стержней на расчетное сопротивление) должна быть не менее принятой в проекте.

3.    В растянутой зоне элемента запрещается ставить арматуру из гладких стержней совместно с арматурой периодического профиля, а также ставить совместно арматуру разных марок.

4.    Конструирование вновь устанавливаемой арматуры должно выполняться согласно указаниям технических условий на проектирование транспортных гидротехнических сооружений.

5.    При необходимости изменения количества рядов или мест отгибов рабочей арматуры замена может производиться только по согласованию с проектной организацией.

8.    Для изготовления железобетонных изделий должна применяться арматурная сталь, имеющая заводской сертификат с указанием марки стали и номера ГОСТа, отвечающая требованиям действующих норм и технических усло^ вий на проектирование железобетонных конструкций. Приемка готовых стержней, отбор проб и методы испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТа 380—50.

Примечания. 1. Горячекатаная арматурная сталь неизвестной марки может быть допущена [к использованию лишь при условии испытания ее перед употреблением в дело на растяжение, изгиб и свариваемость в соответствии с действующими техническими условиями на производство и приемку строительных и монтажных работ, утвержденных Госстроем СССР.

2.    Холоднотянутая проволока неизвестной марки может быть допущена к использованию только после испытания ее на растяжение и загиб) в холодном состоянии в соответствии с действующими техническими условиями на производство и приемку строительных и монтажных работ, утвержденных Госстроем СССР.

3.    Применение арматурной стали с пределом текучести или пределом прочности ниже браковочного минимума стали марки, предусмотренной проектом, допускается при условии пересчета потребного количества арматуры в соответствии с указаниями в примечании к п. 7 настоящей главы.

4. Применение арматурной стали, фактический предел текучести которой ниже браковочного минимума предела текучести стали марки Ст. О, не допускается.

9.    Арматура должна иметь чистую поверхность. Масло, краска, грязь, окалина и ржавчина должны быть удалены.

Пр имечание. Применение для очистки арматуры кислот не допускается. Следует применять пескоструйные аппараты, круглые проволочные щетки, насаженные на ось электромотора, обычные ручные проволочные щетки и т. д.

10.    Сталь в кругах (бухтах) и изогнутые стержни перед употреблением в дело должны быть выправлены. Местная кривизна стержня 'не должна превышать 6 мм на 1 пог. м.

Общая кривизна стержня не должна превышать произведения допускаемой местной кривизны на длину стержня в метрах.

11.    Разматывание, правку, чистку и резку легкой арматуры (диаметром до 14 мм) рекомендуется производить на станках-автоматах.

В случае необходимости легкая арматурная сталь размечается и выпрямляется при помощи самотаски с разрезкой выпрямленной арматуры на прутья нужной длины ручным или приводным прессом.

Тяжелая арматура (диаметром более 14 мм) при больших объемах работ должна правиться на приводных валковых станках.

При малом количестве тяжелой арматуры ее можно править вручную на верстаке, оборудованное плитой с упорами. Качество правки проверяется на выверенной плоскости, причем местные отклонения от прямой не должны превышать 5 мм.

12.    Поверхность выправленных на автоматических станках стержней не должна иметь поперечных царапин, уменьшающих диаметр стержня более чем на 5%.

Арматурные стержни размечают мелом при помощи проверенных Палатой мер и весов стальных метров и рулеток с точностью +0,2 см. Разметка партий однотипных стержней ведется по заранее изготовленным шаблонам.

13.    Гнутье арматуры рекомендуется выполнять на приводных станках. При малых объемах работ для гнутья легкой арматуры (диаметром до 20-5-25 мм) допускается использование ручных станков.

14.    Изготовление спиралей для круглых свай и шпунта производится на намоточном станке.

15.    Резка стали диаметром до 40 мм выполняется на

приводных станках. Арматурная сталь диаметром до 20 мм при небольшом объеме работ может разрезаться на ручных станках.

16.    Согласно ТП 101-54 применение арматурной стали периодического профиля не по прямому назначению запрещается. Отбор, разметка и резка стержней должны производиться с соблюдением требований экономии металла.

Примечание. Применение стали периодического профиля для подъемных петель запрещается.

17.    В случае отсутствия сертификата для испытания арматурной стали На строительстве от каждой партии арматуры весом до 20 т должно быть отобрано:

3 образца для испытания на загиб в холодном состоянии;

3 образца для испытания на растяжение до разрыва;

3 образца для технологической пробы при дуговой сварке.

18.    Арматурная сталь должна храниться в штабелях на прокладках в закрытых помещениях или под навесами, или в стеллажах, рассортированной по маркам, партиям и диаметрам; на бухтах и пачках стержней должны сохраняться заводские бирки. Прутки должны укладываться таким образом, чтобы в сторону подхода к штабелю находился торец с заводским несмываемым знаком марки стали.

19.    В целях механизации работ по установке в формы арматуры ее следует заготовлять в виде каркасов и сеток,, свариваемых контактной точечной сваркой. Пространственные каркасы рекомендуется образовывать из плоских элементов путем гнутья или сваркой плоских элементов.

Примечание. Для изгибаемых элементов сборных конструкций, работающих под воздействием знакопеременных пульсирующих нагрузок, контактная точечная сварка пересекающихся стержней арматуры заменяется связыванием проволокой.

20.    Каркас должен собираться полностью на арматурном верстаке-кондукторе. К каркасу привязывают бетонные подкладки, фиксирующие толщину защитного слоя. Марка бетона в подкладках должна соответствовать марке бетона в конструкции. Применение подкладок из арматурного железа или отдельных щебенок запрещается.

Подкладки укладываются вразбежку, чтобы не пересекать ими защитный слой по всему поперечному сечению.

Каркас должен быть достаточно жестким и неизменяемым. Мощность грузоподъемных и транспортных средств строительства должна соответствовать размерам и весу арматурного каркаса.

21.    Все операции по заготовке арматуры, арматуриых сеток и каркасов должны быть механизированы. Разметка и сборка элементов каркасов должна вестись в специальных шаблонах-кондукторах, соответствующих заданному в проекте расположению стержней. Во всех случаях требуется плотное соединение стержней между собой. Хомуты должны плотно охватывать огибаемые ими стержни.

22.    Общие размеры сварных каркасов и сварных сеток, а также расстояния между стержнями должны соответствовать рабочим чертежам. Отклонения от общих размеров допускаются не более +10 мм, а при размере изделия в данном направлении менее 600 мм—не более +5 мм. Отклонения от проектных расстояний между стержнями допускаются не более +5 мм.

23.    Проектное расстояние между смежными рядами арматуры в элементах должно обеспечиваться путем постановки прокладок из обрезков круглой стали или специальных фасонных металлических прокладок. Торцы прокладок не должны заходить в толщу защитного слоя.

Правильное положение верхней арматуры в плитах должно быть обеспечено установкой на нижнюю арматуру подставок («лягушек») из круглой стали.

24.    Арматурные каркасы, блоки и сетки при их погрузке, перевозке и монтаже должны стропиться в соответствии с указаниями проекта производства работ.

При установке необходимо следить за тем, чтобы арматура заняла в опалубке проектное положение.

До освобождения крюка монтажного крана каркас должен оставаться надежно1 закрепленным.

Способы подачи и установки отдельных длинных стержней должны исключать возможность появления остаточных деформаций в этих стержнях.

При установке арматурных каркасов вместе с опалубкой закрепление последней должно быть произведено так, чтобы исключалась остаточная деформация стержней арматуры.

25.    Установленная арматура должна быть предохранена от повреждений и смещений в процессе производства работ; при этом должен быть установлен тщательный надзор за неизменяемостью положения арматуры.

Хождение по установленной арматуре не допускается. Для прохода над установленной арматурой должны быть установлены дощатые ходы, опирающиеся на опалубку.

26.    Горячекатаные стержни периодического и круглого профиля следует стыковать, как правило, контактной элек-

9