Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

349.00 ₽

Купить ВСН 34/1-72 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит основные требования к организации строительства, общие для производства всех видов работ при возведении морских и речных портовых сооружений.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Проектно-сметная документация

3. Организация строительства

4. Механизация строительных работ

5. Организация труда

6. Управление строительством

7. Организация контроля качества работ и сдача в эксплуатацию

Приложение 1. Максимальная балльность волнения и ветра, при которой разрешается производство отдельных видов работ

Приложение 2. Перечень основных нормативных документов, подлежащих учету при организации строительства морских и речных портовых сооружений

Приложение 3. Экономическая оценка проектов производства работ (по СН 47-67)

Приложение 4. Пример составления и расчета сетевого графика

Приложение 5. Форма журнала работ по строительству объекта и инструкция по его ведению

Приложение 6. Перечень основной исполнительной производственной документации по видам работ и сооружений (гидротехническая часть)

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР


МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ МИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО    И    СПЕЦИАЛЬНЫХ    СТРОИТЕЛЬНЫХ

ХОЗЯЙСТВА СССР    РАБОТ    СССР

ТЕХНИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСН 34/1-72

МИНТРАНССТРОЙ

Москва 1972

МИНИСТЕРСТВО СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР


МИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР

ТЕХНИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСН 34/1-72

Минтрансстрой

Утверждены:

Министерством транспортного строительства 7 апреля 1972 г.. Министерством морского флота 7 июля 1972 г.. Министерством рыбного хозяйства СССР 18 апреля 1972 г.. Министерством судостроительной промышленности 11 мая 1972 г.# Министерством речного флота РСФСР 26 мая J972 гМинистерством монтажных и специальных строительных работ СССР 30 апреля 1972 г.

ОРГТРАНССТРОЙ

Москва 1972

2.9.    Сметы должны составляться с учетом расчетов подрядчика с заказчиком за законченные строительством объекты или этапы работ в соответствии с утвержденными 26/IX 1969 г. Госстроем СССР «Временными указаниями о порядке определения этапов работ в проектах на строительство объектов», «Временными типовыми схемами этапов работ по объектам строительства морского транспорта» и «Временными типовыми схемами этапов работ по объектам строительства речного транспорта», утвержденными соответственна Министерствами морского флота (1970 г.) и речного флота РСФСР (1971 г.).

2.10.    Сметы на строительство до утверждения предварительно согласовываются с генеральным подрядчиком или строительным министерством и принимаются ими до начала строительства. Рассмотрение и согласование подрядными организациями смет к техническому (техно-рабочему) проекту производится в течение не более 30 дней, а по особо крупным и сложным сооружениям—не более 45 дней. Проектная организация должна участвовать в рассмотрении и согласовании подрядчиком сметы и представлять необходимые материалы, подтверждающие объем и стоимость работ. После приемки подрядными организациями смет стоимость строительства объектов в составе технического (техно-рабочего) проекта является окончательной.

2.11.    При строительстве портовых гидротехнических сооружений в исключительных случаях, когда объемы, характер и методы выполнения работ уточняются в процессе строительства, расчеты с подрядчиком могут производиться за фактически выполненные объемы работ по единичным расценкам и ценникам на монтаж оборудования.

Если в процессе работ возникает потребность в дополнительных единичных расценках, они составляются проектной организацией и утверждаются в установленном порядке после согласования с подрядной организацией.

При увеличении стоимости этих работ против определенной по объектным сметам разница оплачивается заказчиком за счет резерва на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводной смете.

2.12.    Сметы в двух экземплярах передаются подрядчику в составе технического или техно-рабочего проекта, а при наличии субподрядных организаций—еще по одному экземпляру для каждой организации.

2.13.    Экономия, достигнутая против сметы по строительно-монтажным работам (включая резерв на непредвиденные работы), выполняемым подрядными организациями, после окон-

10

чания строительства и принятия готового объекта заказчиком остается у подрядчика.

Если подрядчик после получения рабочих чертежей осуществляет мероприятия, удешевляющие строительство (изменение метода производства работ, а также замена с согласия заказчика материалов, изменение конструкции и других технических решений) без снижения прочности и эксплуатационных качеств сооружения, то вся полученная экономия также остается у подрядчика и засчитывается в выполнение плана.

2.14.    Строительные организации на основе решений, принятых в проекте организации строительства, рабочих чертежей и смет составляют на каждое сооружение в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства» и проектов производства работ СН 47-67 проект производства работ (ППР), который должен содержать:

— календарный план строительства или сетевой график с распределением затрат рабочей силы и основных строительных механизмов;

—    график поступления на объект строительных конструкций, материалов и оборудования с указанием поставщиков и приложением комплектовочных ведомостей;

—    уточненный строительный генеральный план объекта с расположением причалов, постоянных и временных транспортных путей, сетей электроснабжения, крановых путей и зон их действия, площадок укрупненной сборки, складов и других временных сооружений и прочих устройств, необходимых для строительства;

—    рабочие чертежи различных устройств и приспособлений (при отсутствии инвентарных), кроме указанных в п. 2.5;

—    решения по технике безопасности в соответствии с требованиями СНиП Ш-А.11-70 и ведомственных правил техники безопасности и производственной санитарии;

—    пояснительную записку с обоснованием принятых решений и технико-экономическими показателями.

При строительстве небольших и технически простых объектов объем ППР может быть сокращен, но при всех условиях составляется календарный план (график), стройгенплан и пояснительная записка.

2.15.    На объекты, строящиеся по типовым проектам, производится привязка типовых ППР.

И

2.16.    Затраты, связанные с разработкой ППР или привязкой типовых ППР к местным условиям строительства, произ-

2*

водятся строительной организацией за счет ее накладных расходов.

Примечание. Проектные организации должны разрабатывать проекты производства строительных и монтажных работ при наличии заказов строительно-монтажных организаций (на основе договоров). Разработка проектов производства работ проектными организациями осуществляется, как правило, на строительных площадках.

2.17.    Разработка ППР на новые типы и сложные сооружения, указанные в п. 2.5, выполняется проектной организацией за счет средств на проектные работы.

2.18.    ППР на объекты, предусматривающие выполнение работ в действующих портах, заводах и цехах, должны быть согласованы с руководителем действующего предприятия, а на судоходных внутренних водных путях—с управлениями речных пароходств.

2.19.    Для экономической оценки вариантов ППР в них должны быть приведены следующие показатели:

—    себестоимость строительно-монтажных работ и стоимость основных и оборотных фондов строительных организаций (основные показатели);

—    сокращение сроков строительства против нормативных, количество ручного и машинного труда.

Экономическая оценка ППР производится в соответствии с приложением 3.

2.20.    ППР утверждаются главным инженером строительной организации (треста), а в части специальных работ—главными инженерами соответствующих субподрядных организаций по согласованию с генеральной подрядной организацией. При хозяйственном способе производства работ ППР утверждается главным инженером предприятия или начальником отдела капитального строительства.

2.21.    Проект производства работ должен быть утвержден и передан на строительство не позднее чем за один месяц до начала работ на объекте. В ходе строительства при наличии изменений в условиях работ или обеспечения ресурсами силами строительных организаций в ППР вносятся коррективы, обеспечивающие выполнение плана, соблюдение сметной стоимости объекта и выполнение установленных показателей.

Строительство объектов без наличия утвержденных проектов производства работ запрещается.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

3.1. Строительство объекта должно возглавляться специально назначенным руководителем работ.

12

Руководитель работ и Технический персонал в соответствии с утвержденными положениями об их правах и обязанностях несут ответственность за правильную организацию строительства, своевременное выполнение и качество работ, соблюдение сметной стоимости работ, выполнение правил техники безопасности и охраны труда.

3.2.    Организационно-техническую подготовку к строительству гидротехнических сооружений надлежит осуществлять в соответствии с требованиями главы СНиП Ш-А.6-62* «Организационно-техническая подготовка к строительству. Основные положения».

До начала подготовительного периода по стройке в целом должны быть осуществлены следующие организационные мероприятия:

а)    утвержден в установленном порядке технический (техно-рабочий) проект со сметой и выданы рабочие чертежи;

б)    решены вопросы снабжения строительства массовыми материалами (песок, щебень, камень, цемент, лесоматериалы, металл) и железобетонными конструкциями. Уточнены поставщики и транспортные схемы подачи материалов и конструкций на строительство;

в)    определены строительные, монтажные и специализированные организации для осуществления запланированного строительства и решены вопросы по созданию или наращиванию их производственных мощностей, а также по размещению и культурно-бытовому обслуживанию строительных кадров;

г)    произведен заказчиком в натуре отвод и освобождение территории для строительства в соответствии с «Основами земельного законодательства Союза СССР и союзных республик», «Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик» и предусмотрены мероприятия по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель;

д)    оформлено финансирование и при выполнении работ подрядным способом заключен договор на строительство с подрядной организацией;

е)    при получении энергии от энергосбыта—получены заказчиком разрешение и технические условия энергоснабжающей организации на подключение строительства к энергосистеме;

ж)    получены разрешения заказчиком на подключение к водопроводной сети, канализации, газопроводу, железнодорожным путям и т. п.

3.3.    До начала основных работ на строительстве должны выполняться следующие подготовительные работы:

13

а)    создание заказчиком опорной геодезической сети (высотные реперы, главные оси сооружений, опорная строительная сетка, красные линии);

б)    закрепление в натуре границ строительной площадки и обвехование акватории, установление межевых знаков, которые также осуществляются заказчиком своими средствами за свой счет;

в)    освоение строительной площадки—расчистка территории строительства, снос неиспользуемых в процессе работ строений и другие работы;

г)    создание складского хозяйства, мастерских и подсобных производств, обслуживающих строительное производство. Складское хозяйство должно осуществляться в соответствии с требованиями главы СНиП III-A.5-62 «Организация материально-технического хозяйства. Основные положения»;

д)    устройство или монтаж временных жилых и производственных сооружений, а также возведение полностью или частично тех постоянных объектов порта, которые предусмотрены к использованию для нужд строительства (например, энергосеть, водопровод, дороги, жилье и т. д.);

е)    инженерная подготовка строительной площадки—первоочередные работы по планировке территории, обеспечивающей организацию временных стоков поверхностных вод, перенос существующих подземных и надземных сетей, устройство постоянных или временных подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог, постройка причалов и в отдельных случаях судоходных трасс, устройство временных или постоянных источников и сетей водоснабжения и энергоснабжения, устройство телефонной и радиосвязи;

ж)    организация и постройка полигона по изготовлению железобетонных и бетонных конструкций (парка массивов).

Объем подготовительных работ и последовательность их выполнения определяются из условия бесперебойного производства основных работ и предусматриваются в проекте организации строительства.

3.4. Размеры складских помещений и площадей должны обеспечивать хранение необходимого количества переходящего запаса материалов и изделий, установленного нормативами.

При поставке материалов и изделий водным транспортом и определении переходящего запаса должны учитываться сезонность поставок, а также возможные перебои по метеорологическим причинам (штормы, ледостав и т. п.).

14

3.5.    Складские помещения следует организовывать преимущественно в виде центральных баз материально-технического снабжения в узлах сосредоточенного строительства. Базы должны быть оснащены механизмами и устройствами для правильного складирования, хранения и комплектного отпуска материалов.

3.6.    При размещении складов надлежит соблюдать следующие условия:

а)    сооружать склады на площадках, не подлежащих застройке в течение периода их эксплуатации и не затопляемых паводковыми водами;

б)    склады сборных конструкций и изделий располагать в зоне действия монтажных кранов или соответствующего подъемно-транспортного оборудования.

3.7.    Снабжение отдельных объектов, удаленных от баз строительных организаций и выполняемых прорабскими (мастерскими) участками, должно производиться с центральных баз.

3.8.    На строительстве должна проводиться строгая экономия строительных материалов и изделий, для чего необходимо соблюдение следующих условий:

а)    расход материалов должен производиться в соответствии с требованиями «Технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов» ТП 101-70;

б)    материалы должны отпускаться на производство в соответствии с устанавливаемыми для выдачи лимитными картами. Склад имеет право выдать для производства работ материал лишь в количестве, не превышающем указанного в лимите;

в)    все материалы должны храниться в рассортированном по размерам и маркам виде;

г)    склады щебня, гравия и песка должны иметь, как правило, твердое покрытие, предотвращающее загрязнение инертных при выгрузке и погрузке;

д)    при выгрузке, транспортировке и погрузке цемента должны быть приняты меры против его распыления.

3.9.    Проектом организации строительства должно предусматриваться снабжение камнем, щебнем, гравием и песком, как правило, с предприятий нерудных материалов. Организация собственных временных карьерных хозяйств стройки может производиться только в исключительных случаях при надлежащих технико-экономических обоснованиях на основе проектов, выполняемых, как правило, специализированными проектными организациями.

3.10.    Эксплуатация карьеров, учет, хранение и использова-

15

ние по назначению взрывчатых веществ и средств взрывания допускаются при условии соблюдения требований Госгортехнадзора СССР.

При разработке карьеров должны выполняться соответствующие правила техники безопасности и производственной санитарии.

4. МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

4.1.    Строительство портовых гидротехнических сооружений должно выполняться с комплексной механизацией трудоемких процессов в соответствии с требованиями главы СНиП Ш-А.4-62 «Комплексная механизация и автоматизация в строительстве. Основные положения».

4.2.    При производстве основных работ рекомендуется применять следующие комплекты машин и механизмов, обеспечивающие непрерывную механизацию всего рабочего процесса:

а)    землечерпательные снаряды, самоходные плавучие землесосы и землесосы с грунтоотвозными шаландами и плавучими пульповодами—при разработке подводных котлованов и намыве территорий;

б)    саморазгружающиеся шаланды, контейнеры для камня, плавучие краны для разгрузки контейнеров, а также подводные механические планировщики и плавучие виброударные уплотнители—при отсыпке, равнении и уплотнении каменных постелей;

в)    плавучие копры и плавучие и гусеничные краны в комплекте с направляющими кондукторами и вибропогружателями с самозакрепляющимися наголовниками—при погружении свай, шпунтов и свай-оболочек.

При погружении железобетонных свай-оболочек и шпунтин таврового сечения в плотные грунты следует предусматривать подмыв. При погружении в скальные грунты следует использовать плавучие установки для бурения скважин в скале под водой и станки ударного бурения;

г)    плавучие краны, оборудованные установками подводного телевидения,—при установке массивов, оболочек больших диаметров, элементов уголковых стенок и т. п.;

д)    плавучие краны повышенной мореходности, береговые краны, самоходные баржи с откидной носовой частью—при строительстве морских берегозащитных сооружений. Для наброски тетраподов должны применяться стропы с автоматической отстроповкой.

4.3.    Все механизмы должны применяться в комплексе со специальными обустройствами, ускоряющими процесс работы и сокращающими простой механизмов (промерно-разбивочные 16

рамы, прижимные тележки при погружении прямоугольного шпунта, инвентарные подмости и подъемные траверсы и т. п.).

4.4.    Для транспортных работ на воде должны применяться надлежаще оборудованные баржи и понтоны. Обычные транспортные суда могут применяться после проверки их расчетом на прочность и остойчивость под рабочими нагрузками.

4.5.    При производстве работ на реках и при недостатке плавучих кранов необходимой грузоподъемности можно применять береговые краны, установленные на плашкоуты из понтонов.

4.6.    При определении продолжительности работы плавучих средств на открытых акваториях следует учитывать число дней, при которых возможно производство работ в море, а также время, необходимое для ухода в укрытие при получении штормового предупреждения, возвращения на объект и прекращения шторма.

Коэффициент увеличения времени М против норм ЕНиР определяется по формуле

где /б—число рабочих дней на берегу в месяц;

—число рабочих дней на море в месяц для данной работы в период ее производства; tn—число рабочих дней в месяц, затрачиваемое на уход в убежище при получении штормового предупреждения и последующее возвращение.

Время tu определяется по данным гидрометеорологических наблюдений (форма ТГМ-1М), a ta—с учетом расстояния от объекта до убежища и скорости движения плавсредств.

4.7.    Все работы по изготовлению железобетонных и бетонных элементов на полигонах, в парках массивов, пропарочных камерах, стендах натяжения арматуры должны быть полностью механизированы, а бетонные заводы—автоматизированы.

4.8.    Для обеспечения правильной эксплуатации машин (береговых) при строительных трестах должны создаваться Управления механизации. Обслуживание строительных организаций машинами производится на условиях аренды.

4.9.    Плавучие средства следует сосредоточивать в бассейновых управлениях технического флота с передачей их строительными организациями на условиях аренды или выполнения отдельных видов работ по подряду или субподряду.

4.10.    Эксплуатация морских и речных самоходных и неса-

3 з. 1047    17

моходных судов технического флота и установленных на этих судах подъемно-транспортных механизмов, котельного и компрессорного оборудования должна выполняться с соблюдением требований соответственно Морского Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР.

4.11.    Для обеспечения исправного состояния всех машин и механизмов должны систематически осуществляться предусмотренные СНиП Ш-А.4-62 следующие мероприятия:

а)    принудительное выполнение всех видов технического обслуживания и текущих ремонтов;

б)    выполнение средних и капитальных ремонтов в соответствии с фактическим состоянием машин;

в)    контрольные технические осмотры парка строительных машин не менее двух раз в год;

г)    внедрение прогрессивных методов ремонта (в том числе агрегатно-узлового).

Тресты и Управления механизации должны располагать производственной базой, обеспечивающей выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, снабжению машин горючими, смазочными и другими эксплуатационными и ремонтными материалами, а также по монтажу, демонтажу и хранению машин.

Производственная база должна включать: ремонтные мастерские, профилакторий для технического обслуживания мобильных машин на пневмоколесном ходу, передвижные мастерские для выполнения текущих ремонтов и технического обслуживания машин на местах их работы, открытые и закрытые места стоянки машин, склад горючих и смазочных материалов (автозаправщики, трейлеры, автотягачи и др.).

4.12.    Строительные участки и плавстройотряды, значительно удаленные от Управлений механизации, должны иметь необходимую ремонтную базу и производить текущий ремонт и техническое обслуживание машин, как правило, своими средствами.

4.13.    Ремонт судов технического флота (за исключением текущего) должен производиться в установленные сроки на специально оборудованных судоремонтных заводах.

Б. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

5.1. Организация труда рабочих при строительстве портовых гидротехнических сооружений должна проводиться с учетом требований СНиП Ш-А.7-62. «Организация труда. Общие положения» и предусматривать:

18

а)    составление технологических карт на все основные виды работ;

б)    повышение квалификации рабочих путем систематического обучения их высокопроизводительным методам труда;

в)    рациональный подбор звеньев и бригад по количественному, профессиональному и квалификационному составу, использование рабочих по специальности;

г)    создание комплексных бригад с оплатой за конечную продукцию;

д)    оснащение рабочих высококачественным механизированным и ручным инструментом, приспособлениями и инвентарем, соответствующим требованиям НОТ и находящимся в исправном состоянии;

е)    изучение до начала работы техническим персоналом и рабочими проекта производства работ, необходимых чертежей и технологических карт.

5.2. В стройуправлениях, плавстройотрядах должно быть организовано инструментальное хозяйство, обеспечивающее содержание в исправном состоянии инструментов и их своевременный ремонт.

6. УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ

6.1.    Для обеспечения своевременного ввода объектов в эксплуатацию на строительстве должно осуществляться оперативное планирование, выполняемое в соответствии с требованиями глав СНиП Ш-А.6-62* «Организационно-техническая подготовка к строительству. Основные положения», Ш-А.8-62 «Оперативное планирование и диспетчеризация. Основные положения и правила», «Указаниями по разработке сетевых графиков и применению их в строительстве» (СН 391-68) Госстроя СССР, «Указаниями по составлению и применению сетевых графиков в транспортном строительстве», утвержденными Техническим управлением Министерства транспортного строительства 19 апреля 1967 г., а также требованиями настоящей главы.

6.2.    Строительство морских и речных портовых сооружений должно выполняться на основе системы сетевого планирования и управления (СПУ), развитие которых позволит в дальнейшем перейти к автоматизированным системам управления (АСУ).

6.3.    По системе СПУ при строительстве транспортных гидротехнических сооружений должны разрабатываться:

1)    укрупненные комплексные сетевые графики организации строительства;

2)    пообъектные сетевые графики производства работ.

19

Степень укрупнения комплексного сетевого графика (объект, секция, конструктивный элемент) определяется сложностью и масштабом сооружаемого гидротехнического комплекса.

6.4.    Комплексные укрупненные сетевые графики организации. строительства являются составной частью проекта организации строительства, разрабатываются проектной организацией в соответствии с заданием на проектирование, согласовываются с заказчиком и генеральной подрядной строительной организацией и передаются последней в составе проектно-сметной документации в установленном порядке.

6.5.    Комплексный укрупненный сетевой график, являясь графической моделью строительного процесса, должен отражать основные этапы строительства и их продолжительность, сроки поставки технологического оборудования, сроки освоения проектной мощности.

6.6.    В развитие комплексного укрупненного графика генеральной подрядной строительной организацией на отдельные объекты разрабатываются сетевые пообъектные графики производства работ. Эти графики служат основанием для оперативного планирования, осуществляемого генподрядной и субподрядными строительными организациями. На их основе разрабатываются квартальные и месячные планы, выдаются задания производственным подразделениям.

6.7.    Сетевые графики для типовых проектов сооружений, имеющих типовую схему производства работ, разрабатываются проектными организациями—составителями типовых проектов.

6.8.    Помимо пообъектных сетевых графиков производства работ подрядным строительным организациям (трестам, управлениям) рекомендуется составлять укрупненные многоцелевые сетевые системы на весь годовой объем работ, причем эти системы должны включать не только объекты, начинающиеся и заканчивающиеся строительством в планируемом году, но и завершающие работы по переходящим объектам и задель-ные—по новым.

Будучи построенными и рассчитанными в соответствии со сметами отдельных объектов, многоцелевые системы также могут служить основой для распределения капитальных вложений, расстановки рабочей силы и материально-технического снабжения треста (управления) в течение года.

6.9.    Для управления строительством на основе сетевого планирования в тресте (управлении) в пределах штатного расписания создается оперативная группа в составе двух-трех че-

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая глава «Технических указаний по производству и приемке работ при возведении морских и речных портовых сооружений» содержит основные требования к организации строительства, общие для производства всех видов работ при возведении морских и речных портовых сооружений.

Глава выпускается взамен I главы «Технических условий производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений» (ВСН 34/1-60), которая с введением настоящей главы «Основные положения организации строительства» теряет силу, а все ведомственные указания и инструкции, относящиеся к строительству портовых гидротехнических сооружений, должны быть приведены в соответствие с требованиями данной главы.

Необходимость замены вызвана изданием последних правительственных постановлений по вопросам строительства, введением новых Строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов Госстроя СССР, а также ведомственных нормативных документов.

Настоящая глава разработана на основе и в развитие СНиП Ш-И.1-62 «Гидротехнические сооружения, морские и речные транспортные. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию» инж. Г. Н. Николаевым, канд. техн. наук К. Д. Ладыченко и инж. Н. Г. Сорокиной.

Редактирование главы выполнено междуведомственной комиссией в составе представителей Министерства транспортного строительства, Министерства морского флота. Министерства рыбного хозяйства СССР, Министерства судостроительной промышленности, Министерства речного флота РСФСР и Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР: К. А. Наджарян (председатель), Л. Н. Галлер, О. Н. Корец, Н. К- Костров, В. М. Куранов, П. Ф. Кучерявенко, К. Д- Ладыченко, И. М. Медовиков, А. И. Мережков, А. Н. Михальчук, М. Д. Офштейн, А. И. Певзнер, В. Ф. Скоро-щинский, В. А. Терпугов и П. А. Яковлев.

Зам. директора института Г. Xас хани х

Руководитель отделения транспортных

гидротехнических сооружений К. Ладыченко

г

Министерство транспортного строительства Министерство морского флота

Министерство рыбного хозяйства СССР Министерство судостроительной промышленности Министерство речного флота РСФСР Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР

Ведомственные строительные нормы

Технические указания по производству и приемке работ при возведении морских и речных портовых сооружений Глава I. Основные положения организации строительства

ВСН 34/1-72 Минтрансстрой

Взамен главы 1 «Основные положения организации строительства» «Технических условий производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений» ВСН 34/1-60


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие «Технические указания» обязательны для всех организаций, проектирующих, выполняющих и принимающих работы по строительству портовых гидротехнических сооружений, речных берегоукрепительных и морских берегозащитных сооружений, а также по строительству слипов и эллингов, земляных гидромеханизированных, дноуглубительных, намывных и подводно-технических работ, ограждению котлованов и водоотливу.

1.2.    Строительство портовых гидротехнических сооружений должно выполняться индустриальными методами в соответствии с требованиями главы СНиП Ш-А.2-62 «Индустриализация строительства. Основные положения». Строительство морских и речных причальных сооружений должно осуществляться, как правило, с применением утвержденных типовых проектов и преимущественным использованием унифицированных железобетонных конструкций.

Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства и Глав-морречетроем Минтранс-строя

Срок введения в действие—

1 января 1973 г.

Утверждены Министерством транспортного строительства, Министерством морского флота, Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством речного флота РСФСР, Министерством судостроительной промышленности, Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

1.3.    Строительство портовых гидротехнических сооружений должно выполняться специализированными строительно-монтажными организациями.

Для работ по монтажу оборудования, устройству различных коммуникаций, укладки железнодорожных путей для электромонтажных работ, телефонизации и т. п. должны привлекаться на условиях субподряда специализированные организации.

1.4.    Строительство портовых сооружений рекомендуется осуществлять поточным методом, по возможности совмещая отдельные виды работ. При составлении графика строительства надлежит учитывать фактическое число рабочих дней в году при работе как на защищенной акватории, так и у открытых берегов, продолжительность ледостава, приливов и отливов в море и паводков на реках. Интенсивность волнения и сила ветра, при которых допускается производство отдельных видов работ, приведены в приложении 1.

1.5.    Предельные нормативные сроки строительства портовых сооружений и связанное с ними распределение капитальных вложений по годам определяются главой СНиП Ш-А.3-66* «Нормы продолжительности строительства предприятий, очередей, пусковых комплексов, цехов, производств, установок, зданий и сооружений», а также общими положениями к этой главе, утвержденными Постановлением Госстроя СССР № 53 от 30 апреля 1970 г. Предельные нормативные сроки строительства морских портов определяются установленным в проекте сроком.

1.6.    При производстве работ должны выполняться требования по технике безопасности, предусмотренные следующими документами: проектом производства работ, главой СНиП Ш-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве», ведомственными правилами техники безопасности и производственной санитарии, действующей инструкцией о мерах пожарной безопасности при производстве строительных работ.

1.7.    Руководство строительства должно обеспечивать регулярное и своевременное получение по своему району от ближайшей гидрометеорологической станции гидрометеорологических сведений, прогнозов и штормовых предупреждений.

1.8.    Инженерная подготовка территории строительства (намыв грунта, планировка площадки, дренажи дороги, подземные коммуникации, электросети и т. п.) должна выполняться в первую очередь.

Для временных сооружений и зданий на строительной площадке должно предусматриваться преимущественное приме-

5

яение инвентарных передвижных или сборно-разборных конструкций.

Постройка жилого фонда должна опережать основные работы в целях использования его для работников строительства. Предусмотренные проектом постоянные объекты (склады, мастерские, дороги, инженерные коммуникации и т. п.) следует по возможности использовать для нужд строительства.

1.9.    Транспорт материалов и конструкций должен обеспечивать по возможности бесперегрузочную доставку их к складам на стройплощадку и к зоне действия подъемно-транспортного оборудования.

1.10.    Железобетонные элементы должны изготовляться на имеющихся заводах и полигонах железобетонных конструкций.

Изготовление конструкций на месте строительства допускается только для нетранспортабельных элементов (массивы, уголковые контрфорсные стенки и т. п.), или когда условия транспортировки затруднены и вызывают чрезмерные затраты.

1.11.    На зимний период надлежит планировать работы, производство которых обусловлено необходимостью и экономической целесообразностью, учитывая при этом требование наиболее рационального использования в течение года строительных механизмов, кадров строителей и материально-технической базы.

1.12.    Производство работ в зимний период с помощью плавучих средств (установка массивов, погружение свай, отсыпка постелей, призм и др.) разрешается только на акваториях, не имеющих сплошного ледяного покрова.

1.13.    При производстве работ в зимних условиях должна быть обеспечена возможность маневрирования судов и прохода их к месту укрытия в период шторма.

1.14.    В зимнее время необходимо непрерывно поддерживать в незамерзающем состоянии полынью (майну) вокруг судов, осуществляя это путем их перемещения при помощи лебедок, применения гидравлической или пневматической циркуляционных установок, околки льда и др.

Работы в зимний период следует производить круглосуточно за исключением перерывов, вызываемых штормами и туманами.

1.15.    Строительная организация обязана вести работы в строгом соответствии с рабочими чертежами, полученными от заказчика, требованиями СНиП и других нормативных документов (см. приложение 2), включая настоящие «Технические указания».

Изменения в рабочих чертежах допускаются только с раз-

решения выпустившей их проектной организации и фиксируются строительной организацией в исполнительных чертежах, которые по окончании строительства объекта передаются заказчику.

1.16.    Права и обязанности строительных организаций в области производственно-хозяйственной деятельности предусмотрены «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии» и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 389 от 28/V 1969 г. «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства».

1.17.    Взаимоотношения строительной организации с заказчиком определяются «Правилами о договорах подряда на капитальное строительство», утвержденными Постановлением Совета Министров СССР № 973 от 24/XII 1969 г.

2. ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

2.1.    Проектирование портовых гидротехнических сооружений может осуществляться в две стадии—технический проект и рабочие чертежи или в одну стадию—техно-рабочий проект (технический проект, совмещенный с рабочими чертежами).

Технические проекты должны составляться, как правило, на новые или реконструируемые порты, судостроительные заводы, крупные доки, а техно-рабочие проекты—на отдельные причалы, пирсы, молы и др., сооружаемые по типовым или повторно применяемым проектам.

Технический проект передается подрядчику в двух экземплярах, а техно-рабочий—в трех экземплярах.

2.2.    Проект организации строительства разрабатывается проектной организацией в виде раздела технического проекта на весь период строительства для всего объема работ, предусмотренного в проекте, и согласовывается со строительной организацией.

В проекте организации строительства должны быть приведены:

—    основные методы строительства;

—    объемы и сроки выполнения отдельных видов работ (график, как правило, сетевой);

—    потребность в рабочей силе, основных машинах и материалах;

—    потребность в жилых и производственных временных зданиях и сооружениях с выделением объемов работ по стро-

7

ительству временных полигонов для изготовления железобетонных, бетонных и других конструкций;

—    места получения и транспортная схема доставки материалов на строительство.

2.3.    Проект организации строительства при выполнении работ на открытой акватории должен предусматривать:

—    необходимое количество дежурных буксиров соответствующей мощности, обеспечивающих быстрый отвод строительных плавучих средств в укрытие в случае шторма;

—    при строительстве морских берегозащитных сооружений и отсутствии портов или естественных укрытий для плавсредств—строительство специальных, надлежаще оборудованных портов-убежищ, которые должны быть сооружены до начала основных работ.

2.4.    Рабочие чертежи разрабатываются после утверждения технического проекта. На рабочих чертежах основных несущих конструкций должны быть приведены расчетные схемы, нагрузки и усилия, принятые при проектировании. В отдельных случаях с разрешения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик рабочие чертежи и сметы на подготовительные работы могут разрабатываться до утверждении технического проекта.

2.5.    При возведении новых типовых сооружений и сложных крупных сооружений—причалов из оболочек большого диаметра, массивов-гигантов, глубоководных причалов, молов и волноломов, сухих доков, паромных переправ и т. п., требующих сложных вспомогательных устройств (опалубка, специальные плавучие средства, монтажные обустройства, перемычки, глубинный водоотлив и т. п.),—должны разрабатываться рабочие чертежи этих устройств.

Рабочие чертежи должны также разрабатываться на сложные временные сооружения—подъездные пути, канализацию, электро-, тепло- и водоснабжение; порты-убежища, строительные причалы, полигоны по изготовлению сборных железобетонных элементов, парков массивов и других крупных и сложных временных сооружений. Эти рабочие чертежи выполняются проектной организацией за счет сметы на проектные работы.

2.6.    Рабочие чертежи выдаются подрядчику с надписью заказчика «к производству работ» на объем работ строительства года до 1 сентября предшествующего года в трех экземплярах, а при наличии субподрядных организаций—еще в двух экземплярах для каждой организации. Спецификации для заказов оборудования, кабельных и других изделий передаются подрядчику до 1 апреля предшествующего года.

8

2.7.    Стоимость строительства определяется по сметам на отдельные объекты, виды работ и затрат, которые объединяются в сводную смету. Смета на строительство, согласованная с подрядными организациями до утверждения и принятая ими до начала строительства, является основным и неизменяемым документом на весь период строительства, на основе которого осуществляется планирование капитальных вложений, финансирование строительства и расчеты между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.

В состав сметной документации входят:

—    сводная смета к техническому (техно-рабочему) проекту;

—    сметы на здания и сооружения (объектные сметы);

—    сметы на отдельные виды работ;

—    сметы на приобретение и монтаж оборудования;

—    сметные расчеты на дополнительные виды затрат;

—    каталог единичных расценок на работы, отсутствующие в сборниках Единых районных единичных расценок (ЕРЕР);

—    калькуляции стоимости материалов и изделий франкоприобъектный склад, калькуляция транспортных расходов и каталог Единичных расценок, разрабатываемых в тех случаях, когда привязка ЕРЕР делается только для проектируемого сооружения;

—    сметы на проектно-изыскательские работы;

—    сметные расчеты на научно-исследовательские и экспериментальные работы.

Для определения сметной стоимости проектируемых объектов водного транспорта, входящих в состав строящихся или реконструируемых предприятий других отраслей народного хозяйства, составляется объектная сводная смета, затраты по главам 1—9 которой заносятся одной строкой в главу 5 сводной сметы всего предприятия.

9

2.8.    В сводной смете предусматривается резерв на непредвиденные работы и затраты в процентах от стоимости строительства: при составлении технического проекта—5%, техно-рабочего проекта—3%. Указанный резерв может расходоваться только на строительство зданий и сооружений, которые предусмотрены утвержденным техническим (техно-рабочим) проектом. Часть резерва на непредвиденные работы и затраты, относящаяся к строительно-монтажным работам, не включенная в объектные сметы, может расходоваться с разрешения дирекции строящегося предприятия по согласованию с подрядными организациями.

2 з. 1047