Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

389.00 ₽

Купить ВСН 3-71/Госгражданстрой — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых лыжных баз: для массового катания на лыжах; для лыжных гонок и гонок со стрельбой (биатлон); для горнолыжного спорта (слалома, слалома-гиганта, скоростного спуска и спуска на скорость); для прыжков на лыжах с трамплина; комплексного назначения.

 Скачать PDF

Отменены приказом Госгражданстроя № 155 от 18.07.79 г.

Оглавление

1 Общие положения

2 Размещение лыжных баз и требования к земельным участкам

3 Объемно-планировочные решения зданий и сооружений

4 Естественное освещение

5 Противопожарные требования

6 Санитарно-технические устройства

7 Искусственное освещение и электротехнические устройства

Приложение 1. Определение параметров трамплинов, размещения судейских вышек и дополнительных стартовых площадок

Приложение 2. Рабочая площадь зданий лыжных баз на одного единовременно занимающегося

Приложение 3. Примеры составов помещений, входящих в рабочую площадь зданий лыжных баз

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ комитет ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР ,

УКАЗАНИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛЫЖНЬЦ БАЗ (ТРАСС, ТРАМПЛИНОВ И ЗДАНИИ)

ВСН 3-71

ГОСГРАЖДАНСТРОЙ

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР 4 августа 1971 е.

Москва —1972

УДК 725.89.011.796.92 (083.96)

Указания по проектированию лыжных баз (трасс, трамплинов и зданий) разработаны ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.

Редакторы — арх. Д. В. Кулаков (Госгражданстрой), инж X. Я. Исаев и инж. И. С. Швейцер (ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений)

__3-2-4

План I кв. 1972 г., ЛГе 12

Стр.


СОДЕРЖАНИЕ

1.    Общие положения ............... 1

2.    Размещение лыжных баз и требования к земельным участкам .    .    3

3.    Объемно-планировочные решения зданий и сооружений ....    4

Трассы для лыжных гонок, гонок со стрельбой (биатлон) и для

массового катания по равнинной местности....... \

Трассы для горнолыжного спорта и склоны для массового катания

с гор .    .     6

Трамплины     9

Вспомогательные помещения     14

Подъемные устройства     33

Места для зрителей..............34

Устройства для информации ...........34

4.    Естественное освещение     36

5.    Противопожарные требования............37

6.    Санитарно-технические устройства ..........37

Отопление и вентиляция.............37

7. Искусственное освещение и электротехнические устройства ...    40

Приложение L Определение параметров трамплинов, размещения судейских вышек и дополнительных стартовых площадок •    45

Приложение 2. Рабочая площадь зданий лыжных баз на одного единовременно занимающегося ..........46

Приложение 3. Примеры составов помещений, входящих в рабочую площадь зданий лыжных баз ..........48

Водоснабжение и канализация     38

Госгражданстрой Указания по проектированию лыжных баз (трасс, трамплинов и зданий)

Стройиздат Москва, К-31, Кузнецкий мост, д. 9

Редактор издательства В. В. Петрова Технический редактор Г. В. Копылова Корректоры А. М. Введенская, Л. П. Бирюкова

Сдано в набор 4/V 1972 г.    Подписано    в    печать    3Q/VI    1972 г.

Бумага 84ХЮ8Уз2—0,75    бум. л. 2,52 уел. печ. л. (уч.-изд. л. 3,50)

Тираж 17 000 экз. Изд. № XII—3733.    Зак. № 886. Цена 18 коп.

Типография № 32    прома.    Москва.    Цветной    бульвар.    26.

чивается горизонтальной площадкой (с переходом в контруклон), следует предусматривать длиной не менее 200 м и шириной не менее 100 м.

При наличии контруклона длину площадок для остановки допускается сокращать в зависимости от величины контруклона.

Примечание. При размещении трасс слалома, слалома-гиганта и скоростного спуска следует, по возможности, предусматривать общий для этих трасс финиш.

3.14.    Площадка для остановки должна иметь ограждение по бокам и в конце (в стороне, противоположной финишу). В ограждении следует предусматривать проемы (для возможности продолжения движения лыжника) шириной 8—12 м. Два проема должны размещаться в конце (по ходу движения) и по одному проему — с боковых сторон. Конструкцию ограждения следует предусматривать в соответствии с рекомендациями п.3.6.

3.15.    На финише трасс, постоянно действующих для соревнований, следует предусматривать устройство павильона с застекленными проемами, обращенными в три стороны:

к склону, на котором расположена трасса; к финишному створу;

к площадке остановки.

Павильон следует размещать на продолжении створа финиша в пределах огражденного участка на расстоянии 15—20 м от ближайшей к нему финишной стойки.

При расположении финиша всех трасс на одном общем участке павильон следует предусматривать общим.

3.16.    Здание лыжной базы следует размещать на расстоянии не более 200 м от подъемных устройств.

3.17.    Проектирование горнолыжных трасс должно осуществляться на основе технико-экономических обоснований выбранных вариантов трасс, утвержденных соответствующим комитетом по физической культуре и спорту.

Трамплины

3.18. Трамплины для прыжков на лыжах подразделяются на:

9

2-886

а)    учебные — с расчетной длиной прыжка до 20 м\

б)    спортивные:

малые — с расчетной длиной прыжка от 20 до 50 м; средние »    »    »    »    »    50    » 70

большие »    »    »    »    »    70    »    90    »;

для полетов на лыжах—с расчетной длиной прыжка свыше 90 м, но не более 120 м.

Примечания:    1.    Проектирование    трамплинов с расчетной

длиной прыжка более 90 м (для полетов) допускается только по специальному указанию Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. 2. Проектирование спортивных трамплинов допускается при наличии исходных данных (план и профиль трамплина, привязка к местности, схематическое конструктивное решение эстакады), утвержденных Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР при расчетной длине прыжка 50 м и более местными комитетами по физической культуре и спорту при расчетной длине прыжка менее 50 м.

3.19.    Спортивные трамплины следует, как правило, размещать в одном комплексе с учебными. Кроме того, при больших спортивных трамплинах рекомендуется предусматривать средние и малые, а при средних — малые трамплины; при этом разница в расчетной длине прыжка трамплинов, входящих в комплекс, должна быть не менее 15 м.

Количество трамплинов в составе комплекса и их расчетная длина определяются в зависимости от местных условий.

3.20.    Продольный профиль трамплина и его размеры в плане, исходя из заданной расчетной длины прыжка, следует принимать в соответствии с рис. 1, руководствуясь методикой, приведенной в приложении 1.

3.21.    Склон горы, выбираемый для трамплина, должен иметь профиль, максимально близкий к профилю намечаемого к строительству трамплина, быть защищенным от бокового ветра и снежных заносов и иметь ориентацию на С (оптимально), СВ или В. Сооружение трамплинов на склонах, обращенных на Ю, ЮЗ и 3, не допускается.

3.22.    По конструкции трамплины подразделяют на: естественные — профиль которых создается путем

планировки естественного склона горы;

искусственные — с использованием естественного склона горы в комбинации с искусственными конструкциями (эстакадами).

ю

Эстакады должны иметь необходимые прочность и жесткость конструкции независимо от применяемых материалов (железобетон, металл, дерево и др.).

Проектирование трамплинов, все части которых полностью расположены на эстакадах, как правило, не допускается.

3.23.    Трамплины по обеим сторонам стола отрыва и вогнутой части дорожки разгона должны иметь стационарные борта-шаблоны для обеспечения снегового покрова на требуемой отметке. Верх бортов-шаблонов должен соответствовать расчетному профилю трамплина.

Вдоль горы приземления, по обеим ее сторонам, следует, как правило, предусматривать устройство вертикальных отметок профиля (например, на столбиках).

На горе приземления должно предусматриваться устройство щ тов, обозначающих местоположение проектной точки приземления Р (голубого цвета) и критической точки К (красного цвета).

3.24.    Трамплины с одной стороны горы приземления и горы разгона должны иметь лестницы, огражденные перилами. Площадки для отдыха должны устраиваться не более чем через каждые 8 м (по высоте).

Ширина лестницы должна быть не менее 0,9 м.

3.25.    Полотно горы разгона, размещенной на эстакаде, с обеих сторон должно иметь барьер высотой от 1,1 м у стартовой площадки до 0,4 м у стола отрыва. В местах параллельного расположения лестниц с горой разгона барьер должен быть глухим.

Гора разгона (при размещении ее на земляном склоне) и гора приземления (с обеих сторон), а также площадка остановки (по ее внешнему периметру) должны иметь ограждение высотой 0,5 м\ в местах, где гора приземления размещена на эстакаде, высота ограждения принимается 1,1 м.

3.26.    Стартовые площадки средних и больших спортивных трамплинов должны иметь ветрозащитные устройства, а в отдельных случаях — и навес.

11

3.27.    Полотно горы разгона и горы приземления трамплинов при размещении их непосредственно на естественном склоне должно быть одерновано, а при размещении на эстакадах через каждые 0,3 м на горе приземления и 0,5 м на горе разгона должны быть поперечные бруски сечением 3X3 см.

2*

Рис. 1. Схема трамплина

ОБОЗНАЧЕНИЯ

Р — проектная точка; К — критическая точка в начале вогнутой части горы приземления; В — точка в конце выпуклой части горы приземления, Л1 ~ расстояние от Р до К (наклонная прямая вставка на горе приземления); Mi — расстояние от Р до В (наклонная прямая вставка на горе приземления); L —* расстояние от края стола отрыва до Р (расчетная длина прыжка); Li«—расстояние от края стола до К; И — вертикальная проекция L (глубина падения при расчетной длине прыжка); N — горизонтальная проекция L; HfN — отношение величины вертикальной проекции L к величине ее горизонтальной проекции; -угол наклона стола отрыва; 6°—угол наклона горы приземления в проектной точке Р (наклон прямой вставки Б —X); d° — угол наклона прямого участка горы разгона; —радиус вогнутой части горы разгона (сопряжение прямого участка горы разгона со столом отрыва); Нч — радиус вогнутой части горы приземления (сопряжение прямой вставки горы приземления с площадкой остановки); Къ — радиус выпуклой части горы приземления (сопряжение прямой вставки горы приземления с основанием стола отрыва); Г —длина стола отрыва (прямой наклонной плоскости); V — участок горы разгона, на котором скорость не увеличивается; Е — участок горы разгона, на котором скорость возрастает; F — общая длина полотна горы разгона (Е+£/+Г); D — расстояние от края стола отрыва до нижнего края кабин судейской вышки (горизонтальная проекция); Q — расстояние от продольной оси горы приземления до передней части фронта судейских кабин. d — глубина падения от горизонтальной линии через край стола отрыва до уровня пола дальней (нижней) кабины судейской вышки; h — высота горы разгона от края стола отрыва до основной (верхней) стартовой площадки;

12

hi — высота стола отрыва; I — длина горизонтальной площадки остановки, h — длина основной стартовой площадки; 12 — длина дополнительной стартовой площадки; 13 — длина начального участка горы разгона, в пределах которой могут размещаться дополнительные стартовые площадки; у° — угол разворота фронта судейских кабин по отношению к продольной оси трамплина; 5t — ширина дорожки разгона в начале прямого наклонного участка; S2 — ширина стола отрыва (по его краю); S3 —ширина горы приземления под столом отрыва; 5^ — ширина горы приземления в месте расположения точки К.


НОРМАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТРАМПЛИНОВ ДЛЯ ПРЫЖКОВ

НА ЛЫЖАХ

Для трамплинов с расчетной длиной прыжка 50 м и более


I


30


35


40


! * D

1 ол

! Й « I о ь ! <и I (Я П

,23


L в м


«•


9-12

8—10

Е в м

h в м

Е

в м

h

в м

Е в м

h ! в м

и

в

Т

в м

1

1

1

Началы рость в в м/сек

0.56^0,54!

1 1

0,52

1

0,5

j

62

29

52

29

44

29

8,8

4,6

21

1

! 53

71

33

58

32

49

32

9,7

4,8

22

65,3

63

60,8

58.5

80

37

65

36

54

36

10,6

5,1

23

71,5

69

66,5

; 64

89

41

72 40

60

40

11,4 5,3

24

77,7

75

72.2

, 69,5

99

45

80

| 44

67

44

12,5 5.5

25

84

81

! 78

' 75 1

111

50

90

49

74

48

14

5,7

26

90,2

87

[ 83,7

| 80,5

124

55

100

54

81

53

15

5.9

27

96,3

93; 89,5

86

137

61

i 110

59

88

58

16

6,2

28

103

j

| 99

95.2

91,5

150

67 120

65

95

' 64

17

6,4

29

109

105Ю1

97 !

163

74 130

, 71

103

70

18

|6,6

30

! 116

111

106,7,102,5

176| 81

140

1

I77

j

111

' 76

1

|19

6,8

1

j 31

j 123

1

П7|112,5 108


0,48


51

56.2

61.5

66.7

172

77.2

82.5

87.7

19 3


J 35-37 } 36-38 } 37-39 } 38-40

| 39-42


Для трамплинов с расчетной длиной прыжка менее 50 м

30

35

40

с

Начальная скорость вылета UQ 1 в м/сек

L в м

а*

Е в м

и

в м\

Г

в ж

1

8-

10

7-

-9

6-8

0,5

о „ 1

•г*

QO 1

0,46

0,44

0,42|

00

со

о

о

HIN/S'

/6°

26

23

21

U. 5*3,3

15

20

19,5

! ™

18,5

18

17,5

17

30—34

32

28

25

5,1,3.5

16

25,5

| 24,8

; 24

23.3 22,5

21,8

21

30—35

39

32

28 |5,8.3,7

17

31

I 30

29

28

127

126

25

33—36

46

37

32

6,5 4

18

36,5

, 35,3

34

32,8 31 ,5,30,3

29

33—36

52

43

37

17.2

4.2

19

42

40,5

1 39

37,5;36

134,5

33

34—37

59

49

42

8

1

4,8

20

47,5

j 45,8, 44

42,3 40,5 38.8 1 1

37

34-37


13


Вспомогательная таблица для расчета уклонов (на 1 м длины по горизонтали)

Угол уклона в град.

Вертикальное падение в м

Угол 1 уклона ] в град.

Вертикальное падение в м

Угол уклона в град.

Вертикальное падение в м

3

0,0524

10

0,1763

37

0,7536

4

0,0699

11

0,1944

38

0,7813

5

0,0875

12

0,2126

39

0,8098

6

0,1051

33

0,6494

40

0,8391

7

0,1228

34

0,6745

41

0,8693

8

0,1405

35

0,7002

42

0,9004

9

0,1584

36

0,7265

3.28.    Дополнительные стартовые площадки должны устраиваться на всех спортивных трамплинах.

3.29.    Судейские вышки (с изолированными от других помещений и друг от друга кабинами) следует предусматривать у каждого трамплина, предназначаемого для соревнований. У трамплинов, предназначаемых только для учебно-тренировочных занятий, вместо судейских вышек следует предусматривать площадку (помост) для тренерско-преподавательского состава.

3.30.    Кабину для судьи-информатора (диктора) следует предусматривать у каждого спортивного трамплина, предназначаемого для соревнований.

Кабина судьи-информатора должна размещаться в месте, обеспечивающем обзор всех фаз прыжка и оценок судей, на противоположной от судейской вышки стороне трамплина.

3.31.    Здание лыжной базы должно располагаться не далее 100 м от спортивных трамплинов и, как правило, не далее 300 м от наиболее удаленного трамплина в комплексе.

Вспомогательные помещения

3.32.    Вспомогательные помещения подразделяются на обслуживающие, административные и подсобные (хозяйственные и технические). Состав и площади их следует принимать согласно табл. 1—3.

3.33.    Высоту этажей зданий лыжных баз следует принимать 3,3 м от пола до пола, спортивных залов — 5 м до низа выступающих конструкций, спальных помещений — 2,7—2,8 м от пола до пола.

Допускается принимать высоту (в чистоте, от пола

14

Таблица 1

Состав и площади помещений лыжных баз для массового катания и учебно-тренировочных занятий и соревнований


Для учебно-тренировочных занятий и соревнований


Для массового катания


Помещения


по лыжным гонкам и горным видам (дополнительно к массовому катанию)


по прыжкам на лыжах с трамплина


Площадь в м2 на одно место и расчетное количество мест (расчетное количество санитарных приборов)


Обсл уживающие помещения 1. Вестибюль


2. Вестибюль-грелка:

а) места для отдыха и переодевания


б) кабины для переодевания


3. Гардеробная верхней одежды (площадь за барьером)


—    —    0,15    на одно ме

сто, но не менее 15 м3- Количество мест — на 100% расчетной пропускной способности базы в смену 1.12 на одно место, но не менее    —

25 м*

Количество мест в % расчетной пропускной спосо бности базы в смену:

15% при пропускной способности 250 чел. и менее 12% при пропускной способности 500 чел.

9% при пропускной способности 750 чел.

8% при пропускной способности 1000 чел.

7% при пропускной способности 1250 чел.

6% при пропускной способности 1500 чел.

5% при пропускной способности 2000 чел. и более При промежуточных значениях расчетной пропускной способности количество мест определяется по интерполяции

0,75 на одну i    —

кабину |    —

Количество ка-, бин из расчета од-| на кабина на каж-| дые 250 чел. рас-! четной пропускной' способности базы в смену, но не менее двух кабин Размер кабины 1 Х0.75 м

0,07 на одно место, но не менее 10 ж8 Количество мест в % расчетной пропускной способности базы в смену:

100% при односменной,, работе базы в день;

100% на базах для катания по равнинной местности;


15


Помещения


4. Места для хранения сумок, рюкзаков, чемоданов (размещаются, как правило, за барьером гардеробной верхней одежды)


5. Раздевальни (мужские и женские): а) места для переодевания:

при количестве мест в одном помещении: менее 30

30-50

белее 50


б)    места/ для хранения одежды в помещении раздевальни (при двухъярусных закрытых шкафах шириной 0,6 м и глубиной 0,3 м) — см. также л. 8

в)    места для ножных ванн (моек для ног)


6. Душевые для занимающихся


Продолжение табл. 1


Для учебно-тренировочных занятий и соревнований

Для массового катания

по лыжным гонкам и горным видам (дополнительно к массовому катанию)

по прыжкам на лыжах с трамплина

Площадь в м* на одно место и расчетное количество мест (расчетное количество санитарных приборов)

200% на базах для катания с гор

200% при двух и более сменах в

В зависимости от местных условий допускается отклонение от указанного количества мест на Л 20%

день

0,03 на одно место

Количество мест в % расчетной пропускной способность базы в смену:

2 5% на базах для катания по равнинной местности;

50% на базах

для катания с гор

Только мужские


1,3 на одно место, но не менее 20 м2 каждая 1,2 на одно место, но не менее 20 мг каждая 1 на одно место, но не менее 20 мкаждая

Соотношение мужчин н женщин следует принимать 1:1, если иное соотношение не вызывается местными демографическими особенностями 0,09 на одно место Количество мест в % расчетной пропускной способности базы в смену:

100% при односменной работе базы в день;

200% при двух и более сменах в день

0,85 (1 Х0,85 м) на одну ванну Количество мест из расчета одна ванна на 20 мест для переодевания в раздевальне

Из расчета одна сетка на 10 мест для переодевания в раздевальне


Помещения


7. Уборные для занимающихся: женские


мужские


8. Гардеробная домашней одежды с обслуживанием (при двухъярусных открытых шкафах шириной 0,6 м и глубиной 0,3 м). Предусматривается вместо п. 56


Для массового катания


Для учебно-тренировочных занятий и соревнований


по лыжным гонкам и горным видам (дополнительно к массовому катанию)


по прыжкам на лыжах с трамплина


Площадь в м* на одно место и расчетное количество мест (расчетное количество санитарных приборов)


Из расчета один унитаз на 75 женщин, но не менее двух унитазов

Из расчета один унитаз и два писсуара на 150 мужчин, но не менее двух унитазов и двух писсуаров. Количество человек в % расчетной пропускной способности базы в смену:

100% при пропускной способности 250 чел. и менее 90% при пропускной способности от 251 до 750 чел.

75% при пропускной способности от 751 до 1250 чел.

60% при пропускной способности от 1251 до 1500 чел.

50% при пропускной способности свыше 1500 чел. Количественное соотношение мужчин и женщин следует принимать 1:1, если иное соотношение не вызывается местными демографическими особенностями


Из расчета один    ~

унитаз на 30 мест для переодевания в женской раздевальне

Из расчета один унитаз и один писсуар на 50 мест для переодевания в мужской раздевальне


0,26 на одно место

Количество мест в % расчетной пропускной способности базы в смену: 100% при односменной работе базы в день;


17


Продолжение табл. 1

Для учебно-тренировочных занятий и соревнований

Помещения

Для массового катания

по лыжным гонкам и горным видам (дополнительно к массовому катанию)

по прыжкам на лыжах с трамплина

Площадь в мг на одно место и расчетное количество мест (расчетное количество санитарных приборов)

9.    Помещения для отдыха занимающихся (кулуары, световые разрывы коридоров)

10.    Блок массажной и бани сухого жара1 2:

помещение массаж-ной

баня сухого жара помещение для переодевания душевая

11. Комнаты инструкторского и тренер-ско- преподавательского состава (мужские и женские)

12. Бытовые помещения для рабочих (мужские и женские)

13.    Душевые при комнатах для инструкторского и тренерско-преподавательского состава

14.    Душевые при бытовых помещениях для рабочих

15.    Учебный класс— методический кабинет

ВСН 3-71


Ведомственные строительные нормы


Госграждан-

строй


Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР


Указания, по проектированию лыжных баз (трасс, трамплинов и зданий)


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие указания распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых лыжных баз:

для массового катания на лыжах; для лыжных гонок и гонок со стрельбой (биатлон); для горнолыжного спорта (слалома, слалома-гиганта, скоростного спуска и спуска на скорость); для прыжков на лыжах с трамплина; комплексного назначения.

Примечание. При проектировании лыжных баз следует руководствоваться также требованиями соответствующих глав СНиП и других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

1.2.    Лыжная база состоит из: основных сооружений (лыжных, горнолыжных трасс или трамплинов для прыжков на лыжах), здания (группы зданий) со вспомогательными помещениями для обслуживания занимающихся, хранения и ремонта лыжного инвентаря.

1.3.    По характеру использования лыжные базы подразделяются:

для учебно-тренировочных занятий и соревнований; для многодневных учебно-тренировочных сборов; для массового катания на лыжах.

Внесены ЦНИИЭП

Утверждены Государственным комите

Срок

зрелищных зданий

том по гражданскому

введения —

и спортивных сооруже

строительству и архитек

1 января

ний

туре при Госстрое СССР

1972 г.

4 августа 1971 г.

1

Помещения


16. Буфеты


17. Кассы (кассовые кабины), устраиваемые при платном обслуживании


18. Уборные (с умывальниками в шлюзе) для» зрителей (женские и мужские)


19. Кабинет врача — медсестры


20. Лыжехранилшце


Продолжение табл. /


Для учебно-тренировочных занятий и соревнований

Для массового катания

по лыжным гонкам и горным видам (дополнительно к массовому катанию)

по прыжкам на лыжах с трамплина

Площадь в м2 иа одно место и расчетное количество мест (расчетное количество санитарных приборов)

По табл. 4

По табл. 4


Количество поса- Количество посадочных мест— 1 на дочных мест при! 8 чел. расчетной пропускной способ-расчетной пропу-! ности базы в смену. При наличии ста -скной способности ционарных зрительных мест буфеты базы в смену:    !    для зрителей предусматриваются при-

500 и менее — возными 1 на 20 чел.

700—1000 -1 на 30 чел.

1500 и более—

1 на 40 чел. (при промежуточных значениях пропускной способности — по интерполяции)

1,7 на одну кабину Количество кабин:


одна кабина (одно окно) на 1500 чел., пользующихся платным прокатом, но не менее одной кабины


одна кабина (одно окно) на 1500 мест на трибунах для зрителей, но не менее одной кабины


10

При расчетной пропускной способности базы более 1000 чел. в смену следует дополнительно предусматривать помещение для оказания первой медицинской помощи площадью 8 м2

0,13 на одну пару беговых лыж при 100 и более парах в одном помещении;

0,16 на одну пару беговых лыж при 50 и менее парах в одном помещении;

0,14 на одну пару слаломных лыж при 100 и более парах в одном помещении;

0,17 на одну пару слаломных лыж при 50 и менее парах в одном помещении


По количеству мест для зрителей, из расчета:

1 унитаз на 100 женщин;

I унитаз и 5 писсуаров на 500 мужчин

Количественное соотношение женщин и мужчин следует принимать 3:7, если иное соотношение не вызывается местными демографическими особенностями.

Количество умывальников в шлюзе — из расчета I умывальник на 750 чел. (но не менее одного умывальника)


10


0,16 на 1 пару

прыжковых лыж при 100 и более парах в одном помещении;

0,18 на одну пару прыжковых лыж при 50 и менее парах в одном помещении


19


Примечания: I. Лыжные базы для учебно-тренировочных занятий и соревнований по лыжным гонкам и горнолыжному спорту следует проектировать, как правило, и для массового катания.

2. Проектирование лыжных баз для многодневных учебно-тренировочных сборов допускается только с разрешения комитетов по физической культуре и спорту при Советах Министров союзных республик,

1.4. Назначение и тип лыжной базы, а также количество мест на трибунах для зрителей устанавливаются в зависимости от местных природных условий, численности обслуживаемого населения и градостроительного значения сооружения.

Примечание. Назначение и характер использования лыжных баз, входящих в составы других видов общественных зданий и сооружений (высшие и средние специальные учебные заведения, учреждения отдыха и т. п.), определяются согласно требованиям глав СНиП по проектированию этих зданий и сооружений.

1.5. Расчетная пропускная способность определяется:

а)    на базах для лыжных гонок и массового катания по равнинной местности — по заданному количеству единовременно занимающихся (катающихся);

б)    на базах для горнолыжного спорта и массового катания с гор — по сумме единовременной пропускной способности трасс в смену, исходя из расчета:

30 чел. в смену для скоростного спуска (одна трасса на одном участке склона);

60 чел. в смену для слалома (две трассы на одном участке склона);

60 чел. в смену для слалома-гиганта (две трассы на одном участке склона);

100 м3 подготовленного склона на 1 чел. в смену для массового катания с гор;

в)    на базах для прыжков на лыжах с трамплина — по сумме единовременной пропускной способности трамплинов в смену, исходя из расчета:

20 чел. в смену rfa трамплин с расчетной длиной прыжка до 30 jk;

30 чел. в смену на трамплин с расчетной длиной прыжка 50 м;

40 чел. в смену на трамплин с расчетной длиной прыжка 70 м и более.

При промежуточных значениях расчетной длины прыжка — по интерполяции;

г)    на базах для многодневных учебно-тренировочных

сборов (независимо от назначения по виду лыжного спорта) — по заданному количеству мест в спальных комнатах.

1.6.    Здания лыжных баз в летний и переходные периоды года следует предусматривать для использования в качестве вспомогательных помещений велосипедных, гребных, спортивно-оздоровительных и тому подобных баз в зависимости от местных условий.

Примечание. Трансформацию помещений здания лыжной базы следует предусматривать с помощью простейших сборно-разборных элементов и перегородок, тип которых должен приниматься в зависимости от степени огнестойкости здания и исключать необходимость реконструкции.

1.7.    Здания лыжных баз для многодневных учебнотренировочных сборов и несущие конструкции трамплинов с расчетной длиной прыжка 40 л и более следует проектировать не ниже III класса. Здания остальных лыжных баз и трамплинов допускается принимать. IV класса.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЛЫЖНЫХ БАЗ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1.    Лыжные базы следует размещать в зонах кратковременного отдыха и в парковых массивах населенного пункта при обеспечении удобных подъездов, подходов от станций пригородного или внутригородского-транспорта к зданию базы.

Примечание. Лыжные базы для многодневных учебно-тренировочных сборов могут размещаться за пределами- зон кратковременного отдыха и парковых массивов.

2.2.    Выбор земельного участка для лыжной базы следует производить в зависимости от назначения базы по виду лыжного спорта и характера использования; при этом следует учитывать:

возможность использования источников водоснабжения и электроснабжения, а также отвода канализационных вод и устройства очистных сооружений;

размещение здания лыжной базы по возможности вблизи водоемов (рек, озер* прудов), шоссе и в лесных массивах для использования в летнее время для других видов спорта и отдыха;

использование рельефа местности и необходимость сохранения природного ландшафта.

з

Выбор участка для лыжных баз (трасс, трамплинов и зданий) должен производиться с участием представителей местных комитетов по физической культуре и спорту, а для лыжных баз для многодневных учебнотренировочных сборов — по согласованию с комитетами по физической культуре и спорту при Советах Министров союзных республик.

При выборе участка следует исходить из условия, что все спортивные трассы (горнолыжные, для лыжных гонок, для биатлона) не должны пересекаться друг с другом, а также с трассами для массового катания и туристическими.

2.3. Площади земельных участков для зданий лыжных баз (без трасс и трамплинов) следует принимать 0,3—0,5 га, а площадь стоянок автомобилей — исходя из нормы 25 м2 на одно место; количество мест — одно на 30—40 единовременно занимающихся (катающихся).

з. объемно-планировочные решения

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИИ

3.1.    Архитектурно-композиционное решение зданий и сооружений лыжных баз должно соответствовать их назначению и местоположению, а также способствовать органической связи здания и сооружения с окружающим ландшафтом.

Трассы для лыжных гонок, гонок со стрельбой (биатлон)

и для массового катания по равнинной местности

3.2.    Трассы должны прокладываться по живописной и разнообразной местности. Прокладка трасс через шоссейные дороги с большим движением, железнодорожные пути, а также по плохо замерзающим рекам, озерам, болотам и участкам с густым кустарником не допускается.

3.3.    Прокладка трасс для лыжных гонок должна обеспечивать возможность прохождения по ним различных дистанций протяженностью от 3 до 50 км в соответствии с действующими правилами соревнований; при этом на каждой дистанции прохождение одного и того же участка трассы более трех раз, как правило, не допускается.

4

Трассы для лыжных гонок и гонок со стрельбой (биатлон) должны прокладываться по пересеченной местности, чтобы не менее 50% трассы состояло из подъемов и спусков протяженностью не менее 20 м каждый и со средней крутизной не менее 3°.

Трассы для массового катания допускается прокладывать по любой доступной для катания местности.

3.4.    Ширина трасс на спусках должна быть на прямолинейных участках не менее 3 м, на участках с поворотами (на виражах) — не менее 5 м. Ширину трасс для соревнований республиканского масштаба и выше следует принимать с учетом размеров трассопрокладывающих механизмов, но не менее 3 м на прямолинейных участках.

3.5.    Старт и финиш на каждой дистанции соревнований (гонок, эстафет, биатлона) должны располагаться не ближе 10 м и не далее 100 м друг от друга, а место финиша должно размещаться так, чтобы приближающийся к нему лыжник был виден не менее чем за 50 м и чтобы последние 50 м дистанции не являлись спуском.

При размещении старта эстафет следует исходить из того, что место старта первого этапа представляет собой в плане сектор круга с радиусом 150—2^0 м, где дуга сектора служит линией старта, длина которой принимается из расчета 2 м на одного стартующего.

Все старты и финиши должны, как правило, размещаться на одном открытом участке, отстоящем от здания лыжной базы не далее 300 м.

3.6.    Площадка старта и финиша должна иметь стационарное или съемное ограждение в пределах 100— 250 м до длине (вдоль направления движения) и 30— 60 м по ширине. В ограждении следует предусматривать проемы для лыжней, ведущих от линии старта к линии финиша, а также боковые проемы для входа и выхода за пределы огороженной площади. Съемное ограждение может быть выполнено с помощью канатов (шнуров), укрепленных на столбах (стойках), высотой не менее 0,6 м или иным подобным способом.

3.7.    Трассы для биатлона должны обеспечивать прохождение дистанций длиной 20, 15 и 10 км в индивидуальных гонках, а в эстафетах — этапы длиной 7,5 и 5 км.

Для ведения стрельб следует устраивать открытый тир с огневой зоной длиной 150 м, размещаемый так, чтобы отрезок дистанции гонки от старта до тира был

5

бы не менее 4 км, а от тира до финиша — не менее 2 км.

Ширину каждой огневой позиции в тире (на одного стреляющего) следует принимать не менее 2,5 м, а глубину— не менее 2,8 м. Передняя (обращенная к мишеням) часть огневой позиции на глубину 0,8—1 м должна иметь ровное твердое покрытие, превышающее отметку окружающей поверхности на 0,15—0,2 м. Задняя часть поверхности огневой позиции должна опускаться под углом 7° к горизонту. При размещении мишеней на одинаковой вертикальной отметке с огневыми позициями передняя часть последних должна быть горизонтальной, а в иных случаях должна располагаться под углом в направлении мишеней, который не должен превышать 6°. Количество огневых позиций определяется по заданию на проектирование.

Мишенные щиты должны размещаться так, чтобы расстояние между ними было не менее 1,5 м. В тирах, предназначаемых для соревнований республиканского масштаба и выше, размещение линии мишеней следует предусматривать в блиндаже.

Устройство блиндажа, а также общее обеспечение безопасности стрельб должно отвечать требованиям Правил по пулевой стрельбе.

3.8. На финише трасс, постоянно действующих для соревнований, следует предусматривать устройство павильона для судей, который должен размещаться на продолжении створа финиша, в пределах огороженной площади, на расстоянии 2—5 м от ближайшей лыжни.

Застекленные проемы павильона должны быть обращены в сторону финиширующих лыжников, начинаться на высоте 0,85 м от пола помещения и иметь не менее 4,5 м в длину (по стороне, обращенной к финишному створу).

Трассы для горнолыжного спорта и склоны для массового катания с гор

3.9. Участки, предназначаемые для горнолыжных

трасс и массового катания с гор, должны выбираться, как правило, на северных или северо-восточных склонах, быть лавинобезопасными, а также без пней, камней, ям и других препятствий, представляющих опасность для

горнолыжников. При наличии отдельных опасных мест следует предусматривать специальные противооползневые и противолавинные мероприятия (защитные и отбойные стенки, направляющие контрфорсы и т. п.). Препятствия (деревья, валуны и др.), расположенные по границам участка, должны ограждаться наклонными стенками (сетками) для создания приподнятых виражей, снежными валами и т. п.

Для спуска на скорость склон должен быть безлесным и гладким на протяжении не менее 1 км.

ЗЛО. Рельеф трасс для скоростного спуска должен позволять горнолыжнику непрерывно спускаться от старта до финиша. На трассе не должно быть препятствий, расположенных по внешним границам поворотов, чрезмерно крутых поворотов и резких спадов, заставляющих горнолыжника пролетать большие расстояния по воздуху.

Для слалома и слалома-гиганта рельеф трасс должен быть разнообразным (с буграми, спадами, контруклонами), при этом на трассах слалома, предназначаемых для проведения соревнований всесоюзного масштаба, 25% длины трассы должны иметь крутизну не менее 30°.

Для спуска на скорость трасса на протяжении не менее 500 м. начиная от старта должна иметь равномерный уклон крутизной 40—45°.

Уклон участков склона, предназначаемых для массового катания с гор, не должен, как правило, превышать 25°.

Перепады высот и протяженность трасс для слалома, слалома-гиганта и скоростного спуска должны отвечать требованиям действующей Единой всесоюзной спортивной классификации СССР.

Для массового катания с гор длина участков склонов и перепад высоты не лимитируются.

3.11. Ширина участка склона для спуска на скорость в зоне старта и разгона (длиной до 400 м) и на контрольном отрезке (длиной 100 м) должна быть не менее 50 м; для остальных спортивных трасс и для массового катания с гор — не менее 30 м; по внешнему периметру поворотов на выпуклых участках (под уклон), на лесистых участках и участках с другими препятствиями ширину следует увеличивать в пределах, обеспечивающих безопасность горнолыжника.

7

Участки склона для трасс слалома, а также для трасс слалома-гиганта должны иметь ширину, обеспечивающую возможность постановки двух трасс для каждого из них.

По согласованию с соответствующими комитетами по физической культуре и спорту допускается, в зависимости от местных условий, уменьшение ширины участков склонов для трасс слалома, слалома-гиганта и скоростного спуска.

3.12,    На стартах спортивных трасс должны устраиваться ровные, горизонтальные стартовые площадки размером не менее 3X4 м. Площадки должны иметь ограждение (стационарное или временное), а в слаломе-гиганте и скоростном спуске, кроме того, в зависимости от местных климатических условий, иметь ветрозащитные устройства.

На базах, предназначаемых для проведения соревнований республиканского масштаба и выше, в районе стартовых площадок слалома-гиганта и скоростного спуска следует, а у стартовых площадок слалома рекомендуется предусматривать павильон для укрытия и обогрева горнолыжников при подготовке к старту, обогрева судей и размещения дежурного персонала медицинской и горноспасательной служб.

Примечания. 1. Устройство павильона допускается на базах, предназначаемых для учебно-тренировочных занятий и соревнований меньшего масштаба. 2. Допускается предусматривать вдоль трасс слалома-гиганта и скоростного спуска дополнительные помещения (хижины) для размещения дежурного персонала медицинской и спасательной служб и хранения необходимого инвентаря. Необходимость этих помещений, их количество и размещение по трассе определяются местными климатическими условиями, характером рельефа склона и расположением трассы на нем.

3.13.    Площадки для финишей спортивных трасс и площадки для остановки за финишами следует предусматривать ровными, свободными от каких-либо препятствий и имеющими:

не менее 50 ж в длину и в ширину — для слалома и слалома-гиганта;

не менее 150 м в длину и 120 м в ширину — для скоростного спуска.

Для спуска на скорость, где финиш располагается непосредственно на склоне, зону остановки, которая начинается также непосредственно на склоне, а затем окан-

1

200% при двух и более сменах в день

1,5 на одно место, но не менее 10 м%

Количество мест — на 10% расчетной пропускной способности базы в смену

—    12 при одном столе. При двух и более столах в одном помещении — по 6 м* на каждый стол сверх одного

—    1 на одно место, но не менее 10 м3

—    1,5 — на один стол в массажной и на два места в бане, но не менее 5 м3

—    1 сетка на два стола в массажной и на пять мест в бане, но не менее 1 сетки

2,5 на 1 место, но не менее 9 м3 каждая Количество мест:

2

место на | I место на каждые 25 чел. рас-каждые 250 чел.] четной пропускной способности ба-расчетной про- зы в смену пускной способности базы в смену    I

Соотношение мужчин и женщин следует принимать 1:1, если иное соотношение не вызывается местными демографическими особенностями. Допускается проектировать общими для мужчин и женщин с кабинами для переодевания площадью 0,75 м2 каждая. Количество кабин— 1 на пять мест.

1,5 на одно место, но не менее 6 м* каждая. Количество мест — по штатному расписанию. Соотношение мужчин и женщин следует принимать 1:1, если иное соотношение не вызывается местными демографическими особенностями.

Допускается проектировать общими для мужчин и женщин с кабинами для переодевания площадью 0,7 5 мкаждая. Количество кабин — 1 на пять мест По одной сетке в каждом помещении.При общем числе единовременно работающих менее 5 чел. не предусматриваются.

По одной сетке в каждом помещении. При общем числе единовременно работающих менее 10 чел. не предусматриваются

-    30

Предусматривается при расчетной пропускной способности базы в смену не менее 100 чел.

Во время соревнований используется как судейская

3