Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

319.00 ₽

Купить ВСН 2-140-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положения инструкции должны соблюдаться при расследовании отказов, которые могут иметь место в процессе предпусковых испытаний линейной части строящихся магистральных нефте, газо- и продуктопроводов.

 Скачать PDF

Взамен Р 227-76

Оглавление

1 Общие положения

2 Изучение и анализ технической документации и осмотр места отказа

3 Анализ характера отказа и определение очага разрушения

4 Метрологическое обеспечение работ по техническому расследованию отказов

5 Техника безопасности

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

-ВНИИСТ-

69 ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ ОТКАЗОВ ПРИ ИСПЫТАНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВСН 2-140-82

москва 1983

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральный трубопроводов

-ВНИИСТ-

В ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ ОТКАЗОВ ПРИ ИСПЫТАНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВСН 2-140-82

москва 1983

разновидность)# V -образный излом встречается е начальной стадии распространения вязного разрушения, а также при разрушениях металла труб с весьма мелкой структурой, например для термически упрочненных труб или труб из стали, прокатанной по регулируемому режиму температур и обжатий.

3.5.    Квазихрупкий излом (см.рис.1,д) образуется при комбинированном (смешанном) характере разрушения, когда в центральной части толщины стенки имеется участок излома хрупкого типа, ориентированного нормально к поверхности листа (трубы), а остальные части стенки разрушаются вязко (срезом). Излом следует считать квазихрупким, если суммарная толщина губ среза превышает 20% номинальной толщины стенки трубы, в противном случае излом необходимо считать хрупким.

При квазихрупком изломе наблюдается относительное сужение поперечного сечения, но оно не превышает 15%.

Квазихрупкий излом следует отличать от вязких изломов второй и третьей разновидностей (см.рис.1,в,г) по структуре центральной полоски излома.

Необходимо учитывать, что квазихрупкий излом может встречаться только на стадии распространения трещин.

3.6.    Условно вязкий (волокнистый') излом (см.РисЛ.е)образу-ется без сужения металла по толщине листа и характерен для очагов разрушений в сварных соединениях и в местах механических повреждений трубопроводов.

3.7.    Общий характер разрушения трубопровода можно определить и по траектории движения трещины.

Хрупкая трещина, как правило, распространяется по волновой (синусоидальной) траектории. Осью синусоиды при этом является образующая трубопровода»

Не считая стадии торможения, вязкое разрушение распространяется вдоль образующей трубопровода с незначительными отклонениями от прямолинейного движения. Кроме того, кромки разрыва при вязком разрушении трубопровода образуют гофры вследствие их пластического удлинения в процессе разрушения.

В акте технического расследования отказа трубопровода отмечается, по какой траектории распространялось разрушение.

3.8.    Особое внимание комиссия должна уделить установлению очага разрушения (места начала разрушения), поскольку чаще все-

го очаг разрушения позволяет определить причину отказа трубопровода.

3.9.    Очаг разрушения представляет собой участок с изломом, перпендикулярный поверхности металла. Независимо от общего характера разрушения (хрупкого или вязкого) излом в месте очага разрушения является хрупким (кристаллическим), как показано на рис«1,а, или условно вязким - волокнистым (см.рио.1,е).

3.10.    При хрупком разрушении расположение очага может быть определено по характерному для хрупкого излома шевронному узору ("елочке"). Острые углы шевронного увора всегда направлены в сторону,противоположную направлению движения трещины. Схожде -няе двух противоположно направленных шевронных узоров опреде -ляет начало распространения (очаг) разрушения (рис.2).




Macro* с мнхгенмичесяин \ихю/*У1{окяраа/)(/и/еноя).

Рис.2. Схождение шевронного узора ("елочки”) к очагу разрушения

Макрорельеф поверхности трещины хрупкого и квазихрупкого излома различается в очаге и на участке распространения разрушения. Поверхность в очаге разрушения - гладкая, плоская или ступенчатая и кристаллическая, а на участке распространения она имеет характерный шевронный узор ("елочку11), являющийся приз -наком малой пластической деформации.

З.П. При вязком изломе очаговый участок разрушения перпендикулярен поверхности металла и имеет волокнистый макрорельеф.

3.12. Наиболее вероятный очаг вязкого разрушения при наличии нескольких участков с изломами, перпендикулярными поверх-

II

ности металла, характеризуется следующими дополнительными признаками:

начало разрушения находится, как правило, в месте максимального раскрытия кромок (при гидравлических испытаниях труб о -проводов) или на самом развернутом участке трубы (при пневматических испытаниях);

начало разрушения может примыкать к сварному соединению или к механическому повреждению металла трубы (задир, риска) и другим поверхностным дефектам;

очаг разрушения совпадает, как правило, с эпицентром образовавшегося при разрушении трубопровода котлована.

Примечание. Вязкий (пластический) излом иногда также имеет шевронный узор* Однако узор этот выражен слабо и принимать его во внимание при определении очага вязкого разрушения не рекомендуется*

3.13.    Возможны разрушения трубопроводов, не однородные по характеру излома. Хрупкие участки могут чередоваться с квази -хрупкими и вязкими* Последовательность расположения участков с различными типами изломов, их размеры и расстояния от очага разрушения должны быть указаны в акте и на схеме разрушения.

3.14.    В затруднительных ситуациях определения очага разрушения, когда линии разрушения имеют сложные очертания или разрушение сопровождалось образованием кусков труб и их разбросом, вычерчивают развертку разрушенного участка трубопровода. Для этого обмеряют отдельные кусни трубопровода и определяют поря -док их стыковки между собой.

3.15.    Определение направления и последовательности распространения разрушения с использованием развертки разрушенного участка проводят согласно законам механики разрушения и прави -лам ветвления трещин. Практическое применение -этих закономерностей иллюстрирует схема, приведенная на рис.З, где номера тре -тин соответствуют очередности их образования: каждая последующая трещина примыкает своим началом н предыдущей* Угол примыкания составляет примерно 90°*

3.16.    При хрупких разрушениях с минимальными губами среза могут наблюдаться несколько очагов разрушения со сходящимся шевронным узором. Подобные разрушения протекают с образованием множества нусков и осколков труб. В этом случае комиссии следует описать в акте все обнаруженные очаги и найти первичный очаг разрушения.

12

Ори нахождении первичного очага хрупкого разрушения следует руководствоваться следующими соображениями:

Рис.З. Последовательность образования трещин:

1,2,3-с©ответствуют очередности образования трещин

наиболее вероятный пер -вичвый очаг разрушения находится на участке разрыва, направление которого параллельно образующей трубопровода. В каждом вероятном очаге разрушения замеряют длину куока металла в направлении, перпен -дикулярном линии разрыва. Наиболее вероятный первичный очаг разрушения находится на куске металла, длина которого, измеренная указанным образом, равна периметру поперечного сечения трубы;

дополнительные очаги, образовавшиеся вследствие раопрос -транения упругих волн в металле при разрушении, находятся, как правило, в местах концентрации напряжений, в сварных соедине -ниях, в ремонтных подварках и т.п.

3.17. Очаг разрушения тщательно обмеряют, зокиэируют и описывают. В акте указывают его длину и положение по длине разрушенного участка и по периметру поперечного сечения трубопровода (указывается по чаоовой стрелке угол между верхней образующей трубопровода и образующей, проходящей через место очага разрушения, если смотреть на сечение трубопровода в направлении запроектированного движения продукта).

Указывается место расположения очага отказа по конструк -тивному признаку:

в основном металле трубы; в заводском сварном шве;

в зоне термического влияния заводского сварного шва; в кольцевом монтажном (поворотном или потолочном) сварном

шве.

При расположении очага разрушения в сварном соединении

13

дополнительно указывается, где прошло разрушение: по наплавлен-воку металлу шва или по линии сплавления шва с основный ыетал-

ЛОЫо

При нахождении очага разрушения в кольцевой стыке в акте расследования указываются результаты заключений по контролю качества этого сварного соединения.

3.18* При обнаружении в зоне очага механических повреждений поверхности металла, дефектов сварки или металлургических дефектов их следует тщательно обмерить и подробно описать в акте независимо от того, являются ли они допустимыми или нет.

3.19. Все дефекты стенки трубопроводов по их происхоеде -нию можно разделить на три группы.

А. Дефекты металлургического происхождения (трещины,расслоения, закаты, плены, рванины и др.), возникающие в процессе прокатки стального листа.

Б. Механические повреждения (царапины, задиры, забоины, вмятины), возникающие при изготовлении труб на заводе в процессе транспортировки труб и при производстве сварочно-монтажных и строительных работ.

Б, Дефекты сварных соединений (трещины, поры, шлаковые включения, непровары, подрезы, смещения кромок и др.), возникающие при изготовлении труб и в процессе производства сварочно-монтажных работ.

Классификация дефектов и их описание приведены в прил.2. Додустшые размеры дефектов даны в лрил.З.

3#20. Остановка разрушения магистрального трубопровода может происходить по одному ив четырех типов (рис.4):

остановка без изменения направления трещины (см.рис Л,а) -наиболее характерна для гидравлических испытаний и пневматических испытаний при невысоком давлении, когда скорость распространения трещины незначительна по сравнению со скоростью декомпрессии испытательной среды;

остановка винтовым торможением трещины (см.рис.4,б); остановка раздвоением трещины (см.рис.4,в); остановка в результате опережающего разрыва шоперечного сварного стыка на пути движущейся трещины (см.рис.4,г) характерна для трубопроводов из прямолинейных труб.

Остановки разрушений, приведенные на рис.4,б,в,г, характер-

a



Рис,4. Типы остановок вязких раарушений трубопроводов:

а-остановка без изменения направления трещины; б-вивтовое торможение трещины; в-раэдвоение трещины; г-опережаадкй разрыв поперечного стыка на пути движущейся трещины

15

ны для пневматических испытаний газопроводов при высоком уровне давления, когда разрушения распространяются с высокой скоростью.

Остановки раврушений, представленные на рио.4,б,в, чаще всего встречаются в трубопроводах из спиральношовных труб, однако они могут наблюдаться и при разрушении трубопроводов из прямошовных труб.

3*21. При остановке разрушения в результате опережающего разрыва поперечного стыка на пути движущейся трещины(см.рно.4,г этот стык не следует считать очагом разрушения (даже ори наличии в нем дефектов).

3.22.    Если учаоток хрупкого разрушения превышает длину одной трубы, то независимо от причин разрушения образцы металла из этой трубы направляются на исследование (во ВНИТИ и ВНИИСТ) с целью установления соответствия трубы требованиям технических условий.

3.23.    К акту технического расследования отказа трубопро -вода прилагается схема разрушенного участка трубопровода с указанием очага разрушения и расположения разбросанных осколков трубопровода.

3.24.    При необходимости отбора карт металла для проведения лабораторных исследований комиссия определяет места вырезки карт металла и их размеры. Все карты маркируются несмываемой краской. По результатам отбора карт металла составляют акт отбора проб, который подписывается не менее чем тремя членами комиссии по техническому расследованию отказа. Отобранные карты металла направляют для исследования вместе с актом отбора проб.

Размеры вырезаемых карт металла зависят от коннретных требований, определяемых комиссией. При этом следует учитывать, что для проведения комплекса исследований механических свойств металла минимальные размеры карты должны быть не менее 400х 300 мм (размер 400 - вдоль оси трубопровода).

3.25.    Если металл труб в месте отказа был подвержен термическому воздействию горящего газа ^при отказах с возгоранием испытательной среды), отбор карт металла, подвергшегося воздействию огня, для проведения лабораторных исследований механических свойств не проводится.

4. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ ОТКАЗОВ

4.1.    Приборное обеспечение работ по техническому расследованию отказов при испытании магистральных трубопроводов осуществляется территориальными инспекциями по качеству строительства*

4*2* Рекомендуемый перечень приборов для проведения измерений в процессе расследования отказов магистральных трубопроводов приведен в прил*4*

5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

5.1.    При техническом расследовании отказов при испытании магистральных трубопроводов все члены комиссии должны строго соблюдать требования техники безопасности и производственной санитарии, изложенные в следующих нормативных документах:

СНиП Ш-4-80 "Техника безопасности в строительстве". М.у Стройивдат, 1980;

"Правилах техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов". М., Недра, 1982.

5.2.    При проведении технического расследования отказов на участках трубопроводов, расположенных в особых условиях (г горах, на болотах, в пустынях и т.п.), необходимо руководствоваться инструкциями по технике безопасности, предназначенными для специфических условии.

5.5. Если техническое расследование отказа требует использования транспортных и грузоподъемных средств, то члены комиссии должны пройти инструктаж в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов".

М., Недра, 1976.

5.4.    При расследовании отказа газопровода в случае, если испытываемой средой служил природный газ, должна быть выпол -йена проверка на содержание газа в месте отказа. Расследова -ние без противогазов разрешается при содержании газа в воздухе не более I%•

5.5.    Если в месте отказа есть котлован, его стенки долж-

17

ны иметь откосы с углами наклона, обеспечивающими безопасное проведение работ по расследованию отказа.

5.6. При выревке из трубопровода катушек или карт металла для исследований необходимо обеспечить надежное закрепление остающихся частей трубопровода*

5.7. Ответственность за своевременное и правильное выполнение всеми членами комиссии требований техники безопасности возлагается на председателя комиссии и лицо, ответственное за производство работ по ликвидации отказа.

5.8. При техническом расследовании отказа на трубопроводе, расположенном параллельно действующему, следует выполнять дополнительные требования безопасности, изложенные в "Рекомендациях по технике безопасности при прокладке трубопроводов параллельно действующему". М., ВНИИСТ, 1972.

18

УДК 621.643.001.4(083.96)

Инструкция разработана на основании проведенных ВНИИСТом теоретических и экспериментальных исследований! в также опыта технического расследования отказов магистральных трубопроводов в процессе их испытаний и регламентирует единую методику технического расследования отказов при испытании магистральных трубопроводов на прочность и герметичность. Основное внимание уделено анализу информации о характере разрушения и определению очага разрушения при отназе трубопровода* Инструкцию разработали: кандидаты техя#нвун В.В.Рождественский, В.П.Черний, А.С.Болотов. О.И.Мол-

Йаванов, В.Ф.Чабурким, Б.к.Мирошниченко. O.R.Винклер, .Л.Альоов (В1ШИСТ);канд.техн.наук В.в.Постников (Глав-тюиентрубопроводстроп);инженеры Б.Д.Лебедь, 0.А.Годунова (Государственная инспекция по качеству строительства Ииннефтегазстроя).

Отзывы и замечания по Инструкции направлять по адресу: Москва, ЮЬиЗЬ, Окружной проезд, 19, оНМСТ, отдел прочности и надежности (ОНИ).

(о) Всесоюзный научно-исследовательский институт ^ по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ) 1983

Ведомственные строительные нормы

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой про-ЦЫЩДОЙЙРСУИ -

ВСН 2-140-82

Миннефтегаз-

строй

Взамен Р 227-76

Инструкция по техническому расследованию отказов при испытании магистральных трубопроводов

I. ОБЩИЕ ВОЛОШИН

I.I. Положения настоящей Инструкции должны соблюдаться при расследовании отказов, которые могут иметь место в процессе предпусковых испытаний линейной части строящихся магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов.

1.2* Порядок расследования отказов при испытании магистральных трубопроводов соответствует "Положению о порядке расследования причин аварий (обрушений) зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов", утвержденному Росстроем СССР в 1974 г,; "Инструкции о порядке расследования аварий, повреждений и разрушений при эксплуатации и строительстве газовых объектов, подконтрольных Государственной газовой инспекции Министерства газовой промышленности", утвержденной Мингазпромом в 1977 г., а таюке циркулярным распоряжением Миннефтегазстроя.

1.3. Отказом при испытании магистрального трубопровода считается нарушение герметичности испытываемого участка трубопровода, вызванное разрушением труб, сварных соединений, запор -ной арматуры, фитингов и других элементов трубопроводов.

1.4.    Техническое расследование отказа включает в себя определение причин отказа, материальных потерь в результате отказа, подготовку предложений и рекомендаций по ликвидации последствий отказа и предупреждению аналогичных отказов.

1.5.    Причинами отказов при испытании линейной части трубопроводов могут быть:

заводской брак труб и оборудования;

дефекты труб и оборудования, возникшие из-за нарушения правил их транспортировки и хранения;

Внесена

Утверждена МиннеФтсгазстросм

Срок введения

ВНИИСТом

24 декабря 1981 г.

1 октября 1983 г.

3

брак строительно-монтажных работ; нарушение проекта в процессе сооружения трубопровода; нарушение норы и правил испытания объектов; ошибки проектирования;

несовершенство методов расчета и проектировакия.

1.6.    Техническое расследование отказов осуществляет комиссия (при необходимости - межведомственная), назначаемая согласно порядку, установленному соответствующими циркулярными распоряжениями Миннефтегазстроя.

1.7.    Основными этапами работы комиссии являются : изучение и анализ технической документации, опрос свиде -

телей и должностных лиц;

осмотр в натуре места отказа и установление необходимого объема обмеров, вспомогательных эскизных материалов и фотоснимков отказавшего объекта или его отдельных узлов;

определение мест отбора проб и количества образцов мате -риалов или элементов конструкций для необходимых исследований и испытаний;

установление необходимости организации технической экспертизы по вопросам, связанным с выяснением причин отказа, а также проверочных расчетов элементов или конструкций с указанием организаций или лиц, которым поручается выполнение техничес -кой экспертизы и проверочных расчетов;

анализ информации о характере разрушения и определение очага разрушения, а также установление причины отказа и основных причин, способствующих развитию отказа;

установление размера материальных потерь, причиненных отказом;

подготовка предложений и рекомендаций по ликвидации последствий отказа;

подготовка рекомендаций по предупреждению аналогичных отказов в будущем.

1.8.    В тех случаях, когда для установления причины отказа трубопровода требуется выполнить лабораторные исследова -ния металла, взятого из предполагаемого очага разрушения, необходимо отобранные карты металла направить для исследования в НИИ или лаборатории, определяемые комиссией.

Если в числе предполагаемых причин отказа фигурирует низ-

вое качество труб, то согласно особым условиям поставки черных металлов, утвержденным постановлением Госснаба СССР и Госарбитража СССР от 31 июля 1973 г* за № 42/71, исследование поручается одному ив институтов Минчермета СССР либо проводится совместно с научно-исследовательскими организациями ааинтересо -ванных ведомств.

1.9. Комиссия имеет право организовывать рабочие подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов по расследованию отказа и привлекать к работе в комиссии экспертов и пред -ставителей местных организаций, учреждений.

I.IOo Организация и оплата проведения экспертизы, лабораторных исследований и других работ, связанных о расследованием отказа, а также техническое оформление материалов раоследова -ния обеспечиваются строительно-монтажной организацией, прово -дящей строительство и испытания объекта, на котором произошел отняв.

I.II. Результаты технического расследования отказа линейной части трубопровода оформляются актом по форме, приведенной в дрил.1.

2. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ОСМОТР МЕСТА ОТКАЗА

2.1.    Источником информации об отказавшем объекте является проектная и исполнительная техническая документация по разру -шейному участку трубопровода, в том числе:

проект участка трубопровода в месте отказа;

исполнительная съемка;

журнал сварочных работ;

журнал изоляционных работ;

акты производства и приемки работ;

сертификаты на трубы и детали, паспорта на оборудование; журнал испытаний; график подъема давления.

2.2.    Изучение и анализ технической (проектной и исполни -тельной) документации имеет целью установление:

состояния испытываемого объекта перед отказом и в момент отказа;    с

качества проектных решений и качества выполнения строи -тельно-монтажных работ и соответствия их проектным решениям и требованиям нормативных документов;

качества примененных материалов, изделий и конструкций и соответствия их требованиям проекта, стандартов и технических условий;

действующих в момент отказа нагрузок, температурных и других воздействий;

правильности выполнения норм и правил испытания.

2.3.    Комиссией опрашиваются должностные лица и свидетели для выяснения обстоятельств отказа.

2.4.    При ознакомлении с технической документацией выяс -няют следующие данные:

протяженность испытываемого участка и его категорию; профиль участка;

глубину заложения трубопровода (при подземной прокладке); конструкцию трубопровода (при надземной или наземной прокладке);

характеристики труб, из которых сооружен участок (сорт труб, диаметр, толщина стенки, марка стали, эавод-изготовитоль) и соответствие их проекту;

схему раскладки труб на участке по журналу сварочных работ;

даты сварки, квалификации и фамилии сварщиков, клейма, механический испытания на допускные стыки;

метод и процент контроля сварных соединений, даты, номера и результаты заключении по качеству кольцевых стыков, находя -щпхеи в зоне разрушения, фамилии радиографов.

?. .ij. Составляют план и профиль отказавшего испытываемого участка с указанием расположения запорной арматуры и ее поло -женин в момент отказа; мест подключения наполнителыш-опрессо-вочных агрегатов или компрессоров; мест установки манометров и места отказа, а также (при гидравлическом испытании) давления в момент отказа в верхней и нижней точках профиля участка и в месте отказа.

2.6. Рассматривают условия испытания, а именно: испытательную среду;

климатические и погодные условия в месте отказа, в том

числе температуру наружного воздуха, температуру окружающей трубопровод среды (оценочно);

график изменения давления от начала испытаний до момента отказа и графин последующего падения давления (при записи давления самописцем);

температуру металла труб в момент отказа (оценочно).

2.7.    Определяются все организации, принимавшие участие в сооружении участка.

2.8.    При осмотре места отказа составляют схему разрушен -ной части участка трубопровода с привязкой к пикетам и с ука -аанием следующих данных:

расположения и размеров разрушения; размеров разбросанных кусков труб с привязкой их к оси трубопровода;

размеров котлована (при наличии выброоа грунта); воны теплового воздействия (в случае возгорания при отказе).

Примечание. Привязка продольных разрушений к поперечному сечению трубопровода определяется углом, отсчитываемым от верхней образующей трубопровода по часовой стрелке, если смотреть на сечение трубопровода в направлении запроектированного движения продукта.

3. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ОТКАЗА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЧАГА РАЗРУШЕНИЯ

3.1.    Комиссией по техническому расследованию непосредст -венно на месте отказа устанавливается характер отказа и очаг разрушения.

3.2.    При осмотре места отказа трубопровода определяется и фиксируется в акте общий характер разрушения (хрупкий, кваэи-хрупкий, вязкий, условно вязкий) по виду излома кромок разрыва.

3.3.    Хрупкий ивлом представляет собой шероховатую плос -кость скола, перпендикулярную поверхности металла (рисЛ,а).Отличительной особенностью хрупкого излома является отсутствие макропластических деформаций. Условно принято считать, что относительное сужение сечения при хрупком разрушении не превышает 1,5-2,0^. Поверхность излома имеет явно выраженную кристаллическую структуру. Кристалличность в изломе является основным признаком хрупкого разрушения.

Рис.1. Типы (профили) изломов, встречающиеся при разрушениях

магистральных трубопроводов:

а - хрупкий излом: б - вязкий излом (первая разновидность); в - вязкий излом (вторая разновидность); г - вязкий излом (третья разновидность); д - квазихрупкий излом; е - условно вязкий излом; I - губы среза; 2-кристалличность в изломе сколом; 3 -незначительная утяжка; ^-значительная утяжка; 5-плоскость среза; б-полоска волокнистого излома; 7-волокнистость (шиферность,

слоистость)

8

Хрупкие изломы при разрушении труб реальных трубопрово -дов имеют, как правило, незначительные губы среза, прилегающие к поверхности металла* Размер губ среза фактически определяет степень хрупкости излома. Излом следует считать хрупким, если суммарная толщина губ среза не превышает 20% номинальной толщины стенки трубы.

Хрупкое разрушение образуется в результате нормального отрыва (разрыва) под действием растягивающих напряжений* Плоскость разрушения в этом случае перпендикулярна направлению растягивающих напряжений*

3.4-. Вязкий (пластический) излом образуется в результате сдвига (среза)* При вязком изломе относительное сужение сечения превышает 15%. Профиль излома может иметь форму, указанную на рис.1, б,в,г*

Поверхность вязкого разрушения матовая и имеет характерное волокнистое строение, указывающее на широкое развитие пластической деформации в процессе разрушения. В местах, непосредственно прилегающих к вязким изломам, имеет место сужение (местное утонение) стенки трубы (см.рис.1,6,в,г).

Вязкие изломы при разрушении труб могут быть трех разновидностей.

Первая разновидность (см.рис.1,6) - чисто сдвиговый пластический излом.Плоскость среза (сдвига)проходит через всю толщину стенки и образует с поверхностями металла угол, приблизительно равный 4-5°. Эта разновидность вязкого излома характерна также для стадии остановки разрушения.

Вторая разновидность (см.рис.I,в) - вязкий 2-образный мелом. Профиль излома представляет собой две параллельные плоскости среза, составляющие с поверхностями металла угол около 4-5°. Плоскости среза разделены в середине толщины излома центральной полоской волокнистого излома, перпендикулярной к поверхности металла. Нередко в центральную полоску вкраплены кристаллы хрупкого излома. Эта разновидность излома наиболее характерна для стадии распространения вязких разрушений в магистральных трубопроводах.

Третья разновидность (см.рис.I,г) - вязкий V-образный излом. Этому виду ивлома присущи те же характерные особенности, которые свойственны вязкому 2 -образному излому (вторая

9