Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

552 страницы

2923.00 ₽

Купить ВСН 09-81 МО РФ — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Технические правила контроля качества и приемки строительных работ на объектах Министерства обороны являются обязательными для всех организаций, осуществляющих строительство объектов Министерства обороны.

 Скачать PDF

Существует закрытый специальный перечень действующих документов МО РФ (М.: 26 ЦНИИ МО, 2008)". Там перечислены все действующие документы Минобороны. ВСН 09-81 там отсутствует, значит он не действует.

Оглавление

Общая часть

     1.1. Общие положения

     1.2. Взаимоотношения заказчика с подрядчиком

     1.3. Взаимоотношения заказчика с проектной организацией осуществляющей авторский надзор

     1.4. Права и обязанности инспекции технического надзора заказчика

     1.5. Обеспечение строительства проектно-сметной документацией

     1.6. Освидетельствование, приемка и оценка качества работ

     1.7. Финансирование строительства и расчеты за выполненные работы

     1.8. Приемка объектов в эксплуатацию

2. Требования к строительным материалам и изделиям. Правила их приемки, испытания и хранения

     2.1. Общие положения

     2.2. Минеральные вяжущие материалы

     2.3. Бетоны на минеральных вяжущих материалах

     2.4. Тяжелые бетоны

     2.5. Легкие бетоны

     2.6. Жаростойкие бетоны

     2.7. Строительные растворы

     2.8. Сборные бетонные и железобетонные изделия

     2.9. Стеновые материалы

     2.10. Металлы и металлические конструкции

     2.11. Органические вяжущие материалы

     2.12. Гидроизоляционные и кровельные материалы на основе органических вяжущих

     2.13. Герметизирующие материалы

     2.14. Асфальтовые бетоны

     2.15. Лакокрасочные материалы

3. Геодезические работы

     3.1. Общие положения

     3.2. Геодезическая разбивочная основа

     3.3. Разбивочные работы

     3.4. Геодезический контроль точности выполнения строительно-монтажных работ

     3.5. Инструментальные съемки для исполнительных чертежей

4. Подготовительные работы

     4.1. Общие положения

     4.2. Расчистка территории

     4.3. Временный водоотвод

     4.4. Строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений

5. Земляные работы

     5.1. Общие положения .

     5.2. Отрывка траншей и котлованов

     5.3. Возведение насыпей

     5.4. Обратная засыпка выемок

     5.5. Обсыпка сооружений грунтом

     5.6. Земляные работы в особых условиях

6. Буровые работы

     6.1. Общие положения

     6.2. Бурение скважин

     6.3. Бурение шпуров

7. Свайные работы

     7.1. Общие положения

     7.2. Погружение свай, свай-оболочек и шпунта

     7.3. Устройство набивных свай

     7.4. Устройство свайных ростверков

8. Каменные работы

     8.1. Общие положения

     8.2. Бутовая и бутобетонная кладки

     8.3. Кирпичная и мелкоблочная кладки

     8.4. Особенности каменных работ в зимних условиях

9. Бетонные и железобетонные работы

     9.1. Общие положения

     9.2. Опалубочные работы

     9.3. Арматурные работы

     9.4. Бетонные работы

     9.5. Особенности арматурных и бетонных работ в зимних условиях

     9.6. Особенности работ с применением специальных бетонов

10. Монтаж строительных конструкций

     10.1. Общие положения

     10.2. Транспортировка, складирование и укрупнительная сборка конструкций

     10.3. Монтаж строительных конструкций

     10.4. Заделка стыков и швов

11. Изготовление и монтаж деревянных изделий и конструкций .

     11.1. Общие положения

     11.2. Изготовление деревянных изделий и конструкций

     11.3. Монтаж деревянных изделий и конструкций

12. Герметизация сооружений

     12.1. Общие положения

     12.2. Герметизация стыков и швов между элементами конструкций

     12.3. Герметизация входов и вводов инженерных коммуникаций в сооружения

     12.4. Испытания сооружений на герметичность

13. Гидро- и пароизоляционные работы

     13.1. Общие положения

     13.2. Оклеечная гидроизоляция из материалов на битумной основе

     13.3. Гидроизоляция из синтетических полимерных рулонных и листовых материалов

     13.4. Окрасочная гидроизоляция

     13.5. Штукатурная гидроизоляция

     13.6 Металлическая гидроизоляция

     13.7. Пароизоляция

14. Теплоизоляционные работы

     14.1 Общие положения

     14.2. Засыпная теплоизоляция

     14.3. Рулонная теплоизоляция

     14.4. Монолитная теплоизоляция

     14.5. Сборная теплоизоляция

15. Устройство дренажа и водоотвода

     15.1. Общие положения

     15.2. Поверхностный водоотвод

     15.3. Дренаж наземных и котлованных сооружений

     15.4. Дренаж и водоотвод подземных н шахтных сооружений

16. Кровельные работы

     16.1. Общие положения

     16.2. Кровли из рулонных материалов

     16.3. Мастичные кровли

     16.4. Асбестоцементные кровли

     16.5. Устройство металлических деталей кровли

17. Отделочные работы

     17.1 Общие положения

     17.2. Штукатурные работы

     17.3. Облицовочные работы

     17.4. Малярные работы

     17.5. Обойные работы

     17.6. Стекольные работы

18. Работы по устройству полов

     18.1. Общие положения

     18.2. Подготовка н устройство оснований под полы

     18.3. Дощатые полы

     18.4. Паркетные полы

     18.5. Плиточные покрытия полов

     18.6. Покрытия полов из синтетических рулонных и плиточных материалов

     18.7. Монолитные покрытия полов

19. Проходка вертикальных выработок обычными способами

     19.1. Общие положения

     19.2. Возведение опорного воротника

     19.3. Проходка выработки и возведение крепи

20. Проходка вертикальных выработок специальными способами

     20.1. Общие положения

     20.2. Искусственное замораживание горных пород

     20.3. Погружение опускной крепи

     20.4. Тампонаж горных пород .

     20.5. Химическое закрепление горных пород

     20.6. Электрохимическое закрепление горных пород

21. Возведение обделки вертикальных выработок

     21.1. Общие положения

     21.2. Сборка и монтаж металлоконструкций

     21.3. Бетонирование монолитной обделки

     21.4. Монтаж сборной обделки

22. Защита от коррозии

     22.1. Общие положения

     22.2. Противокоррозионные покрытия

     22.3. Электрохимическая защита

23. Акустическая защита

     23.1. Общие положения

     23.2. Акустическая защита от средств поражения

     23.3. Акустическая защита от эксплуатационных шумов и вибраций

24. Защита от гниения и возгорания

     24.1. Общие положения

     24.2. Защита от гниения

     24.3. Защита от возгорания

25. Возведение земляного полотна и строительство грунтовых дорог

     25.1. Общие положения

     25.2. Разработка выемок

     25.3. Возведение насыпей

     25.4. Устройство морозозащитных изолирующих и дренирующих слоев

     25.5. Укрепление откосов

26. Строительство оснований и покрытий дорог из песчаных и каменных материалов

     26.1. Общие положения

     26.2. Песчаные. Гравийно-песчаные н цементно-песчаные основания и покрытия

     26.3. Щебеночные, гравийные и шлаковые основания и покрытия

27. Строительство оснований и покрытий дорог из грунтов, укрепляемых вяжущими материалами

     27.1. Общие положения

     27.2. Основания и покрытия из грунтов, укрепляемых неорганическими вяжущими материалами

     27.3. Основания и покрытия из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами

28. Строительство облегченных черных покрытий

     28.1. Общие положения

     28.2. Поверхностная обработка

     28.3. Метод пропитки

     28.4. Метод смещения на дороге

     28.5. Метод смещения в установке

29. Строительство асфальтобетонных покрытий

     29.1. Общие положения

     29.2. Приготовление асфальтобетонной смеси

     29.3. Транспортировка и укладка асфальтобетонной смеси

30. Строительство монолитных бетонных и железобетонных покрытий

     30.1. Общие положения

     30.2. Установка и разборка опалубки и копирных струн

     30.3. Установка арматуры и элементов стыковых соединений

     30.4. Бетонирование покрытий

     30.5. Устройство швов

     30.6. Уход за бетоном

31. Строительство сборных железобетонных покрытий

     31.1. Общие положения

     31.2. Приемка, транспортировка и хранение плит

     31.3. Монтаж плит

     31.4. Сварка стыковых соединений

     31.5. Герметизация швов

32. Строительство железнодорожных путей

     32.1. Общие положения

     32.2. Земляное полотно

     32.3. Железнодорожный путь

     32.4. Автоматика, телемеханика и связь

33. Возведение мостов и труб

     33.1. Общие положения

     33.2. Мосты с массивными опорами

     33.3. Мосты с рамными, свайными и свайно-рамными опорами

     33.4. Деревянные мосты

     33.5. Трубы

34. Гидротехнические работы

     34.1. Общие положения

     34.2. Подводнотехнические работы

     34.3. Дноуглубительные и намывные работы

     34.4. Возведение подводной части сооружений гравитационного типа

     34.5. Возведение подводной части сооружений на сваях и сваях-оболочках

     34.6. Возведение верхнего надводного строения

 
Дата введения29.03.1996
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

УтвержденМинистерство обороны СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ПРИЕМКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

ВСН-09 — 81 МИНОБОРОНЫ

Утверждены первым заместителем начальника строительства и расквартирования войск

Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР МОСКВА 1982

ВСН-09—81

осуществлено редакционной комиссией в еос-

Редактирование

' Минобороны

таве: X и б у х и н а В. П., полковника-инженера, профессора, доктора технических наук (председатель), Дюжикова Д. М., полковника-инженера, доцента, кандидата технических наук и Прозорова В. В., полковника-инженера, <до* цента, кандидата технических наук (зам. председателя).

*    ВСН-09—81    п

Общее руководство разработкой    осуществлено Домани-

ным Г. И., генерал-лейтенантом-инженером.

д    ВСН-09—81    д    _ „ _    в    д    - л

Авторами д^ино^орр— являются Ананьин Е. Н., Баранов В. А., Бобров В. К-, Б о р о м и н о в В. С., Бочков А. П„ В т ю р и н В. И., Д м и то й е-ва Г. К., Дюжиков Д, М., Еркович В. С., Заплатинский б. Иванов КХ А., Калашников В. А., Корешков Hi А., Кочетков КХ Кунгурцев А. К., Лавров М. Ф., Леонтьев А. В., Макаркин В. Матвеев А. Н., Михайлова Г. А., Недогибченко А. П., Пр~озо* ров В. В., Прямицкий С. Д., Пушкарь Н. И., Саенко В. X., Субет* то А. И., Тепляшин А. И., Тордуа С. В., Халтуринский В. А., Хибухин В. П., Чепелев В. В., Щапин КХ И.

вление авторского надзора виновная сторона несет имущественную ответственность в соответствии с Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ.

1.4. Права и обязанности инспекции технического надзора заказчика

t.4.1. Технический надзор заказчика за строительством устанавливается в целях систематического контроля и надзорг! за соответствием качества, объема и стоимости строительно-монтажных работ утвержденным проектам и сметам, за соблюдением строительных норм и правил при выполнении работ, за качеством применяемых материалов, деталей, конструкций и оборудования, их соответствием ГОСТ и ТУ, а также за выполнением работ и вводом объектов в эксплуатацию в строго установленные сроки и с высоким качеством. При выполнении своих обязанностей инспектора технического надзора не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

1.4.2.    Представитель заказчика, осуществляющий технический надзор за строительством, подчиняется только начальнику, по поручению которого он выполняет эту работу (начальнику отдела капитального строительства (ОКС), начальнику инспекции технического надзора) и в своей деятельности строго руководствуется постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, приказами и директивами Министра обороны СССР, заместителей Министра обороны СССР, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих (начальников) родами войск по вопросам технического надзора за строительством, а также требованиями проектов, ГОСТ, ТУ, СНиП, настоящих Технических правил и других нормативных документов.

1.4.3.    Указания и требования представителя инспекции технического надзора заказчика по вопросам качества применяемых материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, монтируемого оборудования и аппаратуры, а также качества строительно-мон-таж-ных работ являются для подрядной организации обязательными.

1.4.4.    Представитель инспекции технического надзора заказчика обязан:

1)    изучить и твердо знать руководящие документы по строительству, строго следить за соблюдением требований, предъявляемых к производству, контролю качества и приемке строительно-монтажных работ;

2)    тщательно изучить и учитывать в своей деятельности кон кретные условия строительства объекта, влияющие на успешность его возведения, знать технико-экономические показатели, предусмотренные титульными списками и договорами подряда: годовой объем работ; сроки начала и окончания строительных, монтажных, пусконаладочных работ, проведения испытаний и сдачи объектов в эксплуатацию; календарные планы выдачи технической доку-

ментации, поставки оборудования, кабельных изделий, нестандартного оборудования и мебели; сроки освобождения помещений для производства работ по реконструкции; особые условия, предусмотренные договором подряда; в совершенстве знать и проверять техническую документацию и внесенные в нее изменения на строящиеся здания и сооружения подконтрольных объектов, а также решения на строительство этих объектов. Знать об обеспеченности строительства подконтрольных объектов технической документацией, рабочей силой, материалами, транспортом, механизмами, оборудованием, мебелью и т. п.;

3)    способствовать своей деятельностью выполнению плана строительства объектов и вводу их в эксплуатацию в установленные сроки без снижения требовательности к качеству; принимать участие в разработке и рассмотрении титульных списков, добиваясь недопущения распыления капитальных вложений; принимать меры по сокращению незавершенного строительства и снижению его стоимости;

4)    следить за поступлением на строительство проектно-сметной документации и в случае задержки ее поступления немедленно принимать меры к обеспечению стройки недостающей документацией;

5)    контролировать качество проектно-сметной документации; при выявлении дефектов в ней немедленно докладывать своему руководству;

6)    при необходимости изменения проекта или замены материалов и конструкций докладывать соответствующие предложения своему руководству, а также представителям проектной организации;

7)    контролировать оформление отвода участка под строительство в натуре и передавать соответствующую документацию строительно-монтажной организации по акту;

8)    проверять разбивку и закрепление на участке основных осей зданий и сооружений и опорных геодезических знаков, а также участвовать в проверке и приемке детальной разбивки осей зданий и сооружений и вертикальных отметок оснований, фундаментов и перекрытий;

9)    осуществлять контроль за своевременным оформлением документации на снос и перенос строений, подземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций;

10)    знать потребность в оборудовании и материалах, поставка которых возложена на заказчика, и следить за своевременным поступлением их на строительство; при возникновении дефицита немедленно принимать меры к обеспечению недостающим оборудованием и материалами; участвовать в составлении рекламационных актов по качеству оборудования;

11)    постоянно проверять ход и качество строительно-монтажных работ, качество строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, наличие паспортов, результатов лабораторных ' анализов и испытаний, своевременно вскрывать дефекты

12

й нарушения в производстве работ, информируя о них руководство строительно-монтажной организации и свое руководство; вносить свои замечания в общий журнал работ (приложение 3) и контролировать устранение вскрытых недостатков; участвовать в работе комиссий по проверке качества строительно-монтажных работ; своевременно освидетельствовывать и оформлять скрытые и специальные работы; о результатах технического надзора за строительством производить записи в журналах операционного контроля качества или в журналах поэтапной приемки либо в маршрутных паспортах, с указанием оценки качества работ после завершения каждого конструктивного элемента в соответствии с инструкцией СН 378—77, фактических отступлений от проекта, дефектов и нарушений технических условий, их причин и лиц, по вине которых они произошли, конкретных требований об устранении выявленных отступлений, дефектов и нарушений и сроков их устранения;

12)    требовать от строительно-монтажной организаций своевременного и правильного ведения и оформления производственнотехнической документации, маршрутных паспортов и журналов поэтапной приемки скрытых работ и конструктивных элементов;

13)    изучать замечания представителей проектной организации, осуществляющей авторский надзор, и лиц, инспектирующих строительство, по вопросам качества строительно-монтажных работ; контролировать устранение указанных в замечаниях недостатков;

14)    производить приемку выполненных работ, т. е. проверять их состав, объем и качество, не допуская приемки некачественно выполненных работ и завышения объемов работ по сравнению с фактически выполненными объемами и с объемами, предусмотренными проектно-сметной документацией; подписывать акты приемки выполненных работ (приложения 4, 5, 6 и 7) и справки о стоимости выполненных работ (приложение 8); вести полный и точный учет выполненных и оплаченных работ по каждому объекту путем тщательного ведения накопительной ведомости (приложение 9);

15)    следить за тем, чтобы денежные средства по каждому объекту расходовались в пределах титульных ассигнований и утвержденных смет;

16)    требовать от строительно-монтажной организации соблюдения надлежащего режима хранения конструкций, оборудования и возведенных сооружений до их сдачи заказчику; осуществлять контроль за своевременной сдачей помещений под монтаж оборудования; добиваться через ОКС своевременного оформления разрешений на присоединение объектов к сетям водо-, электро-, тепло- и газоснабжения, к телефонным, телевизионным и радиосетям, на сброс сточных вод, а также согласования с соответствующими организациями вопросов, связанных с установкой, испытанием и регистрацией оборудования;

13

добиваться совместно с ОКС своевременной организация в проведения пусконаладочных работ и испытаний, возложенных на заказчика;

17)    подтверждать вызов строительно-монтажной организацией приемочной комиссии при полной технической готовности объекта к сдаче в эксплуатацию; проверять техническую документацию, подготавливаемую подрядчиком для рабочей комиссии по приемке объекта в эксплуатацию; подготавливать техническую документацию для предъявления государственной приемочной комиссии; участвовать в работе приемочных рабочих и государственных комиссий;

18)    рассматривать претензии строительно-монтажных организаций по вопросам обеспеченности стройки технической документацией и ее качества, а также по вопросам контроля качества и приемки работ; принимать по этим претензиям решения или докладывать соответствующие предложения своему руководству;

19)    принимать участие в сверке расчетов за выполненные работы с финансовой группой ОКС и подрядчиком по истечении каждого квартала, с составлением акта о результатах сверки;

20)    в период строительства устанавливать совместно с подрядчиком систематическое наблюдение за осадками ответственных сооружений, а также за осадками всех постоянных сооружений, возводимых на просадочных грунтах, и оформлять результаты наблюдения актами;

21)    при подготовке заканчиваемых строительством сооружений к сдаче проверять действительную готовность каждого вида работ, конструкций, оборудования и объекта в целом; проверять наличие надлежаще оформленной технической документации, предъявляемой подрядчиком при сдаче объекта; сверять наличие смонтированного и установленного оборудования, внесенного в перечни и описи к актам приемки, с фактическим наличием на вводимом объекте; подтверждать своевременность вызова подрядчиком рабочей комиссии, а также готовность сооружений под монтаж оборудования;

22)    передавать организации, принявшей объект в эксплуатацию, всю исполнительную документацию, составленную в процессе строительства.

При ведении строительства хозяйственным способом инспектор, назначенный ответственным за организацию работ, обязан руководствоваться Инструкцией Но организации капитального строительства и капитального ремонта, выполняемых хозяйственным способом, организовывать обучение методам работ и проводить инструктажи по мерам безопасности личного состава нештатных команд, вести учет и выдачу строительных материалов, выполнять строительные работы с высоким качеством в полном соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, вести пообъектный учет выполненных строительно-монтажных работ и затрат на строительство, составлять авансовые отчеты и отчеты о расходе ремонтно-строительных материалов.

14

1.4.5.    Представитель инспекции технического надзора заказчика имеет право:

1)    в любое время проверять ход и качество выполняемых работ, а также качество строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, полноту и качество ведения маршрутных паспортов и журналов поэтапной приемки скрытых элементов;

2)    приостанавливать производство строительно-монтажных работ, если они выполняются с грубым нарушением требований проекта, строительных норм и правил и настоящих Технических правил, а также в случае применения недоброкачественных материалов и изделий, производя соответствующую запись об этом в общем журнале работ;

3)    не принимать к оплате работы и конструкции, выполненные недоброкачественно, с отступлениями от проекта, СНиП, ТУ и других нормативных документов, до их переделки и устранения дефектов;

4)    не принимать к оплате скрытые и последующие за ними работы, а также ответственные конструкции, если на них не были оформлены соответствующие акты или записи в журналах операционного контроля качества, маршрутных паспортах либо журналах поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов до полной и тщательной проверки работ и конструкций контрольными вскрытиями (приложения 10, 11, 12, 13 и 14);

5)    возбуждать вопрос перед руководством строительно-монтажной организации, а в необходимых случаях перед своим руководством о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства по капитальному строительству, строительных норм и правил, технических условий, правил производства, контроля качества и приемки работ и других нормативно-технических документов;

6)    вносить предложения своему руководству, а также руководству строительной и проектной организаций о внедрении прогрессивных методов производства работ, новых конструкций и материалов, обеспечивающих повышение качества, снижение стоимости и сокращение сроков строительства;

7)    принимать участие (по приглашению подрядчика) в работе комиссий внутреннего контроля строительно-монтажной организации и- в работе комплексных комиссий на закрепленном за ним участке строительства, в осуществлении контроля качества строительно-монтажных работ, проводимого лицами, инспектирующими строительство, в работе рабочей и государственной приемочных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию.

1.4.6.    Представитель инспекции технического надзора заказчика несет персональную ответственность:

1) за принятие от строительно-монтажной организации по акту освидетельствования скрытых работ, акту промежуточной приемки ответственных конструкций, маршрутному паспорту, журналу

15

поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов или по актам приемки работ некачественно выполненных работ, с отступлениями от требований проекта, СНиП, ТУ и других нормативных документов;

2)    за оформление актов освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответс?венных конструкций, а также записей в маршрутных паспортах и журналах поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов на конструкции сооружений и виды работ, параметры и характеристика которых в натуре не соответствуют таковым в указанных документах;

3)    за предъявление к оплате строительно-монтажной организацией завышенных объемов и стоимости выполненных работ;

4)    за непринятие мер к устранению недостатков, выявленных в процессе строительства.

За недобросовестное выполнение своих служебных обязанностей личный состав инспекций технического надзора привлекается в установленном порядке к административной или уголовной ответственности.

1.5. Обеспечение строительства проектно-сметной документацией

1.5.1. Строительство объектов Министерства обороны может осуществляться только при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

В состав проектно-сметной документации входят следующие документы:

при одностадийном проектировании: рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости (для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов);

при двухстадийном проектировании: проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами (для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных).

Кроме указанных документов до начала строительства должны разрабатываться проект производства работ, а также журналы операционного контроля качества, или маршрутные паспорта, или журналы поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов и работ.

Финансирование и включение в план объектов и затрат, не обеспеченных утвержденной проектно-сметной документацией, не допускается1.

1.5.2.    Важное значение для сокращения срока и повышения качества строительства имеет тщательная разработка проектов организации строительства, проектов производства работ, журналов операционного контроля качества, маршрутных паспортов и журналов поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов и работ.

Проект организации строительства разрабатывается проектной организацией в составе проекта или рабочего проекта и додле-жит согласованию с заказчиком и генеральной подрядной организацией, а если она еще не определена, то с вышестоящей организацией.

Проекты производства работ разрабатываются генеральными и субподрядными строительно-монтажными организациями или проектными организациями по заказам строительно-монтажных организаций (за счет средств по смете накладных расходов), утверждаются главным инженером соответствующей строительнот монтажной организации и при необходимости согласовываются с заказчиком.

В отдельных- случаях по решению организации, утвердившей проект, при особой сложности сооружений или новизне применяемых конструкций и материалов проекты производства работ могут выполняться проектной организацией за счет средств на проектные работы.

В проектах производства работ должны быть разработаны схемы операционного контроля качества основных видов работ (раздел III приложения 14), или маршрутные паспорта, или журналы поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов и работ.

Маршрутные' паспорта разрабатываются проектной организацией на особо сложные объекты.

Журнал поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов и работ разрабатывается проектной организацией на объекты сметной стоимостью свыше 200 тыс. руб., на которые не требуется составлять маршрутные паспорта.

При наличии маршрутных паспортов, журналов операционного контроля качества, журналов поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов и работ акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки ответственных конструкций не составляются.

1.5.3.    Проектно-сметная документация должна передаваться подрядчику после проверки ее заказчиком. При этом на чертежах делаются отметки о принятии их к производству. К проверке качества проектной документации на особо сложные сооружения ОКС должны привлекать представителей соответствующих служб воинских частей, для которых возводятся сооружения.

Сметы до их утверждения должны предварительно согласовываться с подрядными организациями и приниматься ими до начала строительства. После приемки подрядчиком смет утвержден-

17

яая стоимость строительства является окончательной. Экономия, достигнутая против сметы по строительно-монтажным работам (включая редерв на непредвиденные работы и затраты), выполненным подрядной организацией, после сдачи готового объекта В эксплуатацию остается в распоряжении этой организации. Мероприятия подрядчика (изменение методов производства работ, замена с согласия заказчика материалов, изменение конструкций и других технических решений), удешевляющие строительство против сметы без снижения прочности и других эксплуатационных качеств сооружений, в тех случаях, когда они требуют изменения проектных решений, подлежат рассмотрению заказчиком не позднее двух месяцев со дня получения предложения подрядчика. Если по истечении двух месяцев не поступило возражений со стороны заказчика, предложения подрядчика считаются принятыми. Заказчик обязан сообщать ведущей проектной организации о всех предложениях подрядчика, связанных с изменением проектных решений.

1.5.4.    При проверке качества проектно-сметной документации необходимо обращать внимание на соблюдение следующих требований:

правильность принятых при разработке документации исходных данных;

соответствие документации требованиям инструкций по разработке проектов и смет;

соответствие принятых в проекте сроков строительства сооружений нормативным срокам продолжительности строительства и установленному командованием сроку строительства объекта;

применение прогрессивных способов производства работ и методов организации строительства;

повышение, сборности строительства и возможность выполнения работ индустриальными методами;

обеспечение минимального количества типоразмеров сборных железобетонных, деревянных и металлических конструкций, а также столярных изделий;

согласование принятых в проектах решений с заинтересованными организациями;

увязка планов сооружений с разрезами и фасадами; увязка между архитектурно-строительной, технологической, энергетической и санитарно-технической частями проекта по габаритам, отметкам и т. д.;

наличие технологических отверстий в перекрытиях, стенах, перегородках, их размеры, отметки и т. д.;

наличие на чертежах всех необходимых деталей или ссылок на альбомы типовых деталей; совпадение сумм размеров с общими размерами и отсутствие пропусков размеров в чертежах;

правильность выбора нормативных источников при составлении смет и правильность подсчета объемов работ.

1.5.5.    Проектная организация должна внести в проектно-сметную документацию исправления, связанные с допущенными ею

18

ошибками, обнаруженными после приемки документации, без дополнительной оплаты в сроки, согласованные с заказчиком. В зависимости от количества ошибок могут вноситься исправления в готовые чертежи и сметы либо составляться новые чертежи и сметы.

Проектным организациям запрещается в одностороннем порядке, без согласования с заказчиком, вносить изменения в проектносметную документацию, выданную строительной организации, а также выдавать ей измененную документацию, минуя заказчика.

1.5.6.    Проектно-сметная документация должна быть передана подрядной организации не позднее 1 июля предпланового года и должна включать в себя:

по вновь начинаемым стройкам:

утвержденный проект или рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости, а также комплект всех материалов, предусмотренных инструкциями и указаниями по разработке проектов и смет, в двух экземплярах;

сметы на здания и сооружения, виды работ и затрат, а также каталоги индивидуальных единичных расценок, ценники сметных цен на местные материалы и изделия, в трех экземплярах;

по вновь начинаемым и переходящим стройкам:

проект или рабочий проект на объект в целом или на этапы работ, но не менее чем на объем работ, подлежащих выполнению в планируемом году, и объектные сметы к ним, согласованные с подрядчиком и утвержденные заказчиком, в трех экземплярах.

В случае выполнения отдельных видов работ субподрядчиками каждой субподрядной организации должно быть передано дополнительно по два экземпляра чертежей на выполняемые ими работы и по одному экземпляру смет.

1.5.7.    Техническая документация конструкторских бюро и заводов — изготовителей оборудования должна быть передана подрядной, организации в следующие сроки:

чертежи на монтаж оборудования, спецификации, полученные от Завода-изготовителя, технические условия и заводские инструкции по монтажу, маркировочные схемы —за 2 месяца до начала работ по монтажу оборудования, в двух экземплярах;

технические паспорта оборудования, акты ОТК завода-изготовителя на контрольную сборку и заводские испытания оборудования— за месяц до начала работ по монтажу оборудования, в одном экземпляре.

1.5.8.    В случае изменения проектных решений заказчиком (или проектной организацией с согласия заказчика) он должен за 15 дней до начала работ выдать строительной организации измененные чертежи и перечень аннулированных чертежей. При этом срок обеспечения проектной документацией считается с момента выдачи измененных чертежей. В случае изменения проектных ре-

19

шений по предложению подрядной организации (с согласия за-казчика и проектной организации) сроки обеспечения проектно-сметной документацией не изменяются.

1.5.9.    При обнаружении дополнительных работ подрядчик сообщает об этом заказчику. При получении такого сообщения заказчик обязан в 15-дневный срок дать подрядчику соответствующее распоряжение о выполнении (или невыполнении) этих работ с указанием источника их финансирования.

Дополнительные затраты, возникающие в связи с изменением способов производства работ, заменой машин и механизмов и заменой по инициативе подрядчика материалов и конструкций, возмещаются за счет части резерва, предусмотренного в объектных сметах, которая поступает полностью в распоряжение строительно-монтажной организации.

С разрешения заказчика или вышестоящей организации за счет части резерва по сводной смете на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика, подлежат оплате дополнительные работы, вызванные:

изменениями объемно-планировочных решений;

увеличением расчетных нагрузок;

увеличением объемов работ в связи с заменой оборудования или внесением в проекты изменений, обеспечивающих повышение эффективности эксплуатации;

уточнением отдельных видов работ по чертежам проекта или устранением ранее допущенных ошибок в определении объемов или стоимости работ, если общая сумма дополнительных затрат по отдельному объекту превышает сумму объектного резерва, переданного подрядчику;

уточнением сметной стоимости объектов и видов работ, предусмотренных в проекте, по которым объемы работ не могут быть определены с достаточной точностью на стадии разработки этих проектов.

Акты на дополнительные работы составляются представителями заказчика, генерального подрядчика и проектной организации. На основании актов составляются сметы на дополнительные работы, утверждаемые заказчиком в установленном порядке.

1.5.10.    Резерв на непредвиденные работы и затраты не может расходоваться на строительство зданий и сооружений, необходимость в которых возникла в ходе осуществления данной стройки, если эти здания и сооружения не были предусмотрены сводной сметой.

1.6. Освидетельствование, приемка и оценка качества работ

1.6.1. Представитель инспекции технического надзора заказчика обязан производить своевременное освидетельствование и приемку скрытых работ, промежуточную приемку отдельных ответственных конструкций и видов работ, а также приемку выпол-

20

Ведомственные строительные нормы


ВСН-09—81


Минобороны


Министерство

обороны

(Минобороны)


Технические правила контроля качества и приемки строительных работ на объектах Министерства обороны


Взамен

ВСН-09—74


МО СССР


1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1.1. Общие положения


1.1.1. Настоящие Технические правила контроля качества и приемки строительных работ на объектах Министерства обороны


ВСН-09—81 Минобороны


являются обязательными для всех организаций, осу-


ществляющих строительство объектов Министерства обороны.

1.1.2.    дДорОНЫ разработаны на основании законов СССР,

постановлений и распоряжений правительства СССР, приказов и директив Министра обороны СССР и заместителей Министра обороны СССР, государственных общесоюзных стандартов, строительных норм и правил и других нормативных документов по вопросам капитального строительства, с учетом специфических условий строительства объектов Министерства обороны.

Требования к контролю качества и приемке работ по монтажу оборудования изложены в Технических правилах контроля качества и приемки монтажных работ на объектах Министерства обо-

/ RPH П7_Q1 \

роны (^'нобороны/’ К0Т0РЫМИ надлежит руководствоваться при контроле качества и приемке указанных работ.

1.1.3.    Контроль качества строительных работ предусматривает систематическое наблюдение за выполнением работ в целях выяснения и обеспечения соответствия выполняемых работ и применяемых материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций требованиям проекта, строительных норм и правил (СНиП), государственных общесоюзных стандартов (ГОСТ), технических условий (ТУ) и других действующих нормативных документов.

Контроль качества строительных материалов, полуфабрикатов, деталей, конструкций и выполненных работ осуществляется путем их сплошной или выборочной * проверки, вскрытия в необходимых случаях ранее выполненных скрытых работ и конструкций, а так-


* Объем выборки устанавливается проектом, СНиП, данными Техническими правилами, маршрутными паспортами, журналами поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов и другими нормативными документами.


3


ненных работ для их оплаты и оценки в строгом соответствии с требованиями Инструкции по оценке качества строительно-монтажных работ. К скрытым относятся работы, скрываемые последующими работами (возведение фундаментов, устройство гидроизоляции и др.). К отдельным ответственным конструкциям, подлежащим промежуточной приемке, относятся опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, подпорные стены, несущие металлические и железобетонные конструкции и т. п.

1.6.2.    Приемка и оценка качества выполненных работ производятся представителем инспекции технического надзора заказчика с участием представителя генерального подрядчика, а в необходимых случаях представителей субподрядных организаций (при приемке выполненных ими работ) и проектной организации, осуществляющей авторский надзор.

1.6.3.    Освидетельствование и приемка скрытых работ осуществляются непосредственно после их завершения до начала производства скрывающих их работ. Если последующие работы будут производиться после значительного перерыва или резкого изменения погоды (дождей, заморозков и т. п.), то приемка скрытых работ производится повторно. Повторная приемка производится также в случае повреждения освидетельствованных работ и конструкций после их восстановления или переделки.

1.6.4.    Освидетельствование и приемку скрытых работ представитель инспекции технического надзора заказчика осуществляет по вызову ответственного исполнителя работ. Вызов оформляется за сутки до дня сдачи работ. О результатах освидетельствования и приемки скрытых работ составляется акт (приложение 10).

Если в составе проекта производства работ имеется журнал операционного контроля качества (приложение 14), маршрутный паспорт (приложение 12) или журнал поэтапной приемки скрытых работ и промежуточной приемки конструктивных элементов и работ (приложение 13), то результаты освидетельствования и приемки скрытых работ отражаются в этих документах.

Если официально вызванный представитель инспекции технического надзора вовремя не прибыл, а задержка в освидетельствовании скрытых работ может привести к остановке последующих работ, руководитель генподрядной строительно-монтажной организации имеет право создать одностороннюю комиссию в составе представителя руководства организации и производителя работ и при ее положительном заключении разрешить производство последующих работ. При требовании заказчика вскрыть конструкции для проверки правильности составления одностороннего акта на скрытые работы вскрытие производится за счет средств заказчика.

1.6.5.    Отдельные ответственные конструкции и виды работ (опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, несущие металлические и сборные железобетонные конструкции и т. п.) по мере их готовности подлежат приемке и оценке качества представителями инспекции технического надзора заказчика и проект-

21

жi2 испытании ткшсдсимих конструкции иеразрушающими методами, пробными нагрузками и иными способами на прочность, устойчивость, осадку, звукоизоляцию, теплоизоляцию, гидроизоляцию, газоизоляцию, воздухообмен!, воздухопроницаемость, противокоррозионную защиту и па другие фпзико-мехапические и технические свойства в целях сопоставления с требованиями проекта и нормативных документов.

1.1.4.    Контроль качества строительных работ осуществляется: персоналом строительных организаций (инженерно-техническими работниками, непосредственно руководящими производством строительных работ, бригадирами и звеньевыми), а также комиссиями внутреннего контроля, назначаемыми руководителем строительной организации;

представителями заказчика (инспекцией технического надзора за капитальным строительством);

комплексными комиссиями в составе представителей заказчика и подрядных организаций;

представителями проектных организаций (в порядке авторского надзора);

представителями главных и центральных управлений заказчика и подрядчика, инспектирующими строительство;

представителями органов междуведомственного контроля и надзора (Государственного архитектурно-строительного контроля, Госгортехнадзора*, Госэнергонадзора*, Госсаннадзора*, Государственного пожарного надзора*;

Государственной экспертизой и инспекцией Министерства обороны.

1.1.5.    Контроль качества строительных работ осуществляется: персоналом строительных организаций и представителями заказчика — повседневно;

комплексными комиссиями в составе представителей заказчика и подрядчика — один раз в квартал;

представителями проектных организаций — в сроки, определенные договором на авторский надзор;

лицами, инспектирующими строительство, представителями органов междуведомственного контроля и надзора, Государственной экспертизой и инспекцией Министерства обороны — периодически.

1.1.6.    В соответствии со стандартом СЭВ 1052—78, введенным с 1 января 1980 г. в качестве государственного стандарта СССР, в настоящих Технических правилах используются единицы измерения физических величин системы СИ. Переход от единиц СИ к единицам, применявшимся до 1 января 1980 г., следует осуществлять с учетом следующих соотношений: 1 кгс = 9,8 Н^Ю Н; 1 кгс/м=10 Н/м; 1 кгс/см3 4 5 = 105 Па=100 кПа = 0,1 МПа; 1 мм

вод. ст.—10 Па; 1 мм рт. ст. = 133,3 Па; 1 кгс*м = 9,8 Дж«10 Дж; 1 ккал — 4,2 кДж; 0°С —273 К. Вместо ранее применявшегося тер-мина «объемная масса» применен термин «средняя плотность».

1.2. Взаимоотношения заказчика с подрядчиком

*1,2.1. Взаимоотношения заказчика с подрядчиком определяются Правилами о договорах на капитальное строительство, приказами и директивами Министра обороны СССР и заместителей Министра обороны СССР, а также настоящими Техническими правилами.

1.2.2.    Договор подряда на капитальное строительство заключается заказчиком со строительно-монтажной организацией — подрядчиком в двухмесячный срок после утверждения Государственного плана экономического и социального развития СССР.

Для составления подрядчиком проекта договора заказчик обязан в 15-дневный срок со дня утверждения государственного плана передать подрядчику:

1)    титульный список строек;

2)    акт об отводе земельного участка под строительство;

3)    внутрипостроечный титульный список на первый год строительства (приложение 1);

4)    график передачи в первом году строительства оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;

5)    акты освидетельствования прочности отдельных частей зданий и сооружений, подлежащих реконструкции в первом году строительства;

6)    проект и сводную смету в 3—5 экземплярах;

7)    каталоги индивидуальных единичных расценок, ценники сметных цен на местные материалы и изделия (франко-строительная площадка) в 3 экземплярах.

Для составления проектов дополнительных соглашений к генеральному договору на второй и последующие годы строительства заказчик передает подрядчику документы, перечисленные в пл. 3, 4 и 5.

1.2.3.    Изменения в объемы работ, предусмотренные договором подряда или дополнительным соглашением к нему, могут быть внесены до 15 февраля текущего года и только в случае корректировки годовых планов капитальных вложений и подрядных строительно-монтажных работ по объектам в связи с итогами выполнения плана предшествующего года.

1.2.4.    Подрядчик обязан по договору подряда на капитальное строительство:

1)    своими силами и средствами построить в предусмотренный планом срок объект в соответствии с утвержденной проектносметной документацией и обеспечить высокое качество строительно-монтажных работ;

2)    произвести индивидуальное опробование смонтированного им оборудования;

5

3)    своевременно устранить недоделки и дефекты, выявленные в процессе приемки строительно-монтажных работ;

4)    сдать заказчику законченный строительством объект и обеспечить ввод в действие в установленном порядке производственных мощностей;

5)    обеспечить строительство материалами, деталями и конструкциями, за исключением материалов, которые согласно Положению о порядке обеспечения строительства и капитального ремонта объектов Министерства обороны материалами, изделиями и оборудованием должны поставляться заказчиком;

6)    координировать работу всех субподрядчиков, участвующих в строительстве;

7)    составлять с участием субподрядчиков и утверждать по согласованию с ними графики производства работ/ обязательные для всех организаций, участвующих в строительстве;

8)    обеспечить сохранность оборудования, принятого в монтаж, до подписания акта рабочей приемочной комиссией о приемке его для комплексного опробования;

9)    произвести по требованию заказчика освобождение и разборку временных зданий и сооружений по миновании в них надобности;

10)    выполнять работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту временных и постоянных дорог и сооружений на этих дорогах, построенных за счет сметы на строительство и используемых для нужд строительства. Оплата работ по содержанию и текущему ремонту дорог производится за счет сметы на строительство, а по капитальному ремонту — за счет средств заказчика на капитальный ремонт;

11)    выполнять работы, предусмотренные в сметах на строительство и связанные с освобождением площадки строительства (снос и перенос строений, инженерных сетей и т. п.).

1.2.5. Заказчик обязан:

1)    предоставить подрядчику строительную площадку;

2)    передать подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию;

3)    обеспечить строительство материалами, поставка которых возложена на заказчика, и всеми видами оборудования и аппаратуры. Порядок и сроки передачи подрядчику материалов и оборудования определяются в особых условиях к договору подряда;

4)    при наличии возможности передать подрядчику на условиях аренды здания и сооружения, могущие быть использованными для нужд строительства, а также предоставить ему возможность пользоваться услугами своих подсобных производств в порядке, предусмотренном особыми условиями к договору подряда. За предоставляемые здания и сооружения с подрядчика взимается арендная плата по установленным нормам амортизационных отчислений;

6

5)    обеспечить наравне Со своими работниками Культурно-бытовое и медицинское обслуживание работников подрядной организации через свои клубы, медпункты, детские дошкольные и другие учреждения. Подрядчик оплачивает заказчику расходы, связанные с указанным обслуживанием;

6)    при наличии собственных объектов водо-, газо-, паро-, энергоснабжения и других вспомогательных устройств предоставить подрядчику возможность пользования ими с оплатой по государственным расценкам и тарифам, а при отсутствии таких объектов— передать за месяц до начала работ документы соответствующих организаций на право пользования водой, газом, паром и электроэнергией от существующих источников.

На стройках, расположенных вне населенных пунктов, а также в неосвоенных районах, сооружение объектов и устройств для обеспечения строительства водой, газом, паром и электроэнергией осуществляется подрядчиком за счет средств заказчика, предусмотренных в сметах на строительство;

7)    при наличии железнодорожных путей и подвижного состава предоставить подрядчику возможность пользования ими, а при наличии службы эксплуатации транспортного хозяйства — обеспечить перевозку грузов подрядчика по внутриобъектным железнодорожным путям. Оплата подрядчиком стоимости перевозки материалов производится по плановой себестоимости, но не выше цен, предусмотренных в ценниках сметных цен;

8)    передать подрядчику в согласованные с ним сроки документы о разрешении соответствующих органов на производство работ в зоне ЛЭП и линий связи, проезжей части городских дорог, эксплуатируемых участков железных и автомобильных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций, а также на вырубку леса, снос строений и сооружений, препятствующих строительству, и на производство работ по объектам жилищно-гражданского назначения;

9)    получить разрешение от соответствующих организаций на перенос ЛЭП, железнодорожных путей, инженерных сетей и тому подобных сооружений, препятствующих строительству;

10)    обеспечить переселение лиц, проживающих в зданиях, подлежащих сносу, переносу или реконструкции;

11)    создать геодезическую разбивочную основу для строительства и за 10 дней до начала строительно-монтажных работ передать подрядчику техническую документацию на нее.

Заказчик обязан перенести оси и отметки с рабочих чертежей в натуру и обеспечить закрепление на местности надежными реперами:

по гидротехническим сооружениям — осей зданий гидроэлектростанций, плотин, шлюзов, линий кордонов и причалов;

по сооружениям линейного типа — трассы сооружений с закреплением в натуре углов поворота и главных точек кривых, а также осей мостов, труб, дюкеров и других искусственных сооружений, центров опор, колодцев;

?

по промышленному строительству опорной строительной сетки, ориентированной по главнейшим сооружениям, состоящей из хвадратов или прямоугольников с длинами сторон порядка 100— 200 м;

по жилищно-гражданскому строительству — красных линий застройки;

12)    осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполненных работ проектам и сметам, а также за сроками возведения объектов;

13)    обеспечить бесперебойное финансирование строительства, своевременную приемку и оплату выполненных строительно-монтажных работ.

1.2.6.    Подрядчик вправе в период до полной отделки и сдачи заказчику возводимых зданий и сооружений временно и без оплаты использовать их для нужд строительства при условии сдачи этих зданий и сооружений заказчику в установленный срок и в полной исправности.

1.2.7.    В случае внесения заказчиком изменений в проектносметную документацию он обязан возместить подрядчику все затраты и убытки, связанные с этими изменениями.

1.2.6. В случае консервации или прекращения строительства Заказчик обязан принять от подрядчика законсервированные или прекращенные строительством объекты, имеющиеся материальные ценности, а также возместить убытки и расходы, понесенные подрядчиком в связи с консервацией или прекращением строительства.

1.2.9.    При нарушении условий договора подряда стороны несут имущественную ответственность в соответствии с Правилами о договорах подряда на капитальное строительство.

1.2.10.    Заключение договоров на шефмонтаж оборудования и вызов на строительство персонала для шефмонтажа являются обязанностью стороны, заключившей договор с поставщиком (изготовителем) оборудования.

Согласование с соответствующими организациями вопросов, связанных с установкой, опробованием, регистрацией крановых и подъемных сооружений, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением, а также вызов представителей этих организаций для освидетельствования и испытания оборудования и аппаратов являются обязанностью заказчика.

1.3. Взаимоотношения заказчика с проектной организацией, осуществляющей авторский надзор

1.3.1. Взаимоотношения заказчика с представителями проектных организаций, осуществляющих авторский надзор, определяются постановлением Совета Министров СССР от 19 января 1973 г. «Об авторском надзоре проектных организаций за строительством», Положением об авторском надзоре проектных орга-

8

низаций за строительством предприятий, зданий и сооружений, утвержденным Госстроем СССР 12 декабря 1973 г., Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, приказами и директивами Министра обороны СССР и заместителей Министра обороны СССР, а также настоящими Техническими правилами.

1.3.2.    Авторский надзор проектных организаций осуществляется на основании договора, заключенного заказчиком с проектной организацией — генеральным проектировщиком на весь период строительства объекта. К договору прилагаются план-график и смета затрат.

С согласия генерального проектировщика заказчик может заключить договор на осуществление авторского надзора со специализированными проектными организациями — разработчиками отдельных частей проекта.

При продолжительности строительства объекта более года к договору на осуществление авторского надзора -ежегодно, кроме первого года, заключается дополнительное соглашение. В нем уточняются перечни зданий и сооружений, по которым осуществляется авторский надзор, календарные сроки осуществления авторского надзора и размеры затрат по каждой проектной организации на планируемый год.

1.3.3.    Договор на осуществление авторского надзора и дополнительные соглашения к нему заключаются в двухмесячный срок после утверждения Государственного плана экономического и социального развития СССР на планируемый год. Проекты договоров и дополнительных соглашений составляются проектной организацией на основании перечня зданий и сооружений, по которым осуществляется авторский надзор, и данных о затратах на авторский надзор, определенных заказчиком совместно с проектной организацией в процессе составления внутрипостроечного титульного списка.

1.3.4.    Проектная организация, осуществляющая авторский надзор, обязана:

1)    проверять в процессе строительства соответствие выполненных работ проектным решениям и утвержденной сметной стоимости строительства, соблюдение технологии строительного производства, качество производства строительно-монтажных работ, обеспечение пожарной и взрывобезопасности помещений строящихся объектов;

2)    представлять предложения о снижении стоимости, улучшении качества и сокращении продолжительности строительства, вносить по согласованию с заказчиком уточнения и изменения в проектно-сметную документацию;

3)    вести журнал авторского надзора (приложение 2), в котором записывать о выявленных отступлениях от проектно-сметной документации и нарушениях требований СНиП, ТУ и других нормативных документов;

9

4)    участвовать совместно с представителями инспекции технического надзора заказчика в приемке отдельных ответственных Конструкций и основных видов скрытых работ, от качества которых зависит прочность и устойчивость возводимых зданий и сооружений. Перечень указанных работ устанавливается в договоре (дополнительном соглашении) на осуществление авторского надзора;

5)    запрещать применение конструкций, деталей, изделий, материалов и оборудования, не соответствующих ГОСТ, ТУ и проекту, а также требовать приостановления производства отдельных видов работ, выполняемых с нарушением проекта, ТУ и правил производства строительно-монтажных работ.

1.3.5.    Заказчик в процессе осуществления авторского надзора обязан:

1)    рассматривать совместно с подрядчиком предложения представителей проектной организации, осуществляющей авторский надзор, о снижении стоимости, улучшении качества, сокращении продолжительности строительства и совершенствовании технологии производства строительно-монтажных работ,

2)    осуществлять контроль за своевременным и качественным выполнением указаний представителей проектной организации, осуществляющей авторский надзор, об устранении выявленных дефектов и производить в журнале авторского надзора отметки о выполнении этих указаний;

3)    привлекать представителей авторского надзора к приемке отдельных ответственных конструкций и основных видов скрытых работ, от качества которых зависит прочность и устойчивость возводимых зданий и сооружений;

4)    принимать участие в авторском надзору за соответствием паспортов (сертификатов) на конструкции, детали, изделия, материалы и оборудование требованиям ГОСТ, ТУ и проекта;

5)    согласовывать предлагаемые представителями проектной организации, осуществляющей авторский надзор, уточнения и изменения проекта, а также замену материалов и оборудования при их технической целесообразности;

6)    предоставлять представителям проектной организации, осуществляющей авторский надзор, служебное помещение для оформления технической документации, обеспечивать их жильем с оплатой по существующим ставкам и доставлять на объект, если он находится на расстоянии рт их места жительства более 3 км;

7)    подтверждать выполнение задания после окончания работы по авторскому надзору, заверять справки о проведении авторского надзора или подписывать табеля о продолжительности пребывания на строительстве лиц, осуществляющих авторский надзор;

8)    производить в установленном порядке расчеты за осуществление авторского надзора.

1.3.6.    За невыполнение обязательств по договору на осущест-

1

При льготном финансировании состав необходимой проектно-сметной документации определяется соответствующими постановлениями правительства.

2

* На закрытых территориях объектов Министерства обороны указанные

3

функции осуществляют соответственно котлонадзор, энергонадзор, медицин

4

ская служба и пожарная инспекция Министерства обороны.

5