Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

258.00 ₽

Купить ВНТП 34-84 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при разработке разделов автоматизации и управления в проектах строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения и поддержания мощностей угольных и стланцевых шахт, разрезов, обогатительных фабрик.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Автоматизация и управление на шахтах

3. Автоматизация и управление на разрезах

4. Автоматизация и управление на обогатительных фабриках

 
Дата введения01.07.1984
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

22.07.1983ПринятГосстрой СССРАД-3982-20/3
05.04.1984УтвержденМинуглепром СССР
РазработанГосударственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт по автоматизации угольной промышленности Гипроуглеавтоматизация
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

Нормы технологического проектирования угольных и сланцевых шахт, разрезов и оф

Раздел

Автоматизация и управление технологическими процессами

КПП 34-84 Мгауглепром СССР

Москва. 1984 г

Министерство угольной промышленности СССР

НОШ ШНШОШЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ ШАХТ, РАЗРЕЗСЬ И ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАЫМК

Раздел

АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

BH1TI 34-84 Минуглепрсм СССР

Утверждены Министерствод угольной промышленности СССР протоколом от 0b.04.84

Согласованы с Госстроем СССР письмом от 22.07.83 Л АЛ-3982-20/3

.Москва - 1984

10,

(в .г;чае наличия у весоизмерительных устройств выходных сигналов управления) или дистанционное (ь случае отсутствия таких устройств) отключение (или переключение) потока угля, подаваемого в вагон, по показаниям вебов с автоматической регистрацией массы.

При производительности погрузки свыше 1000 т/ч при объемном и весовом доз;:; овании следует предусматривать автоматическую загрузку всего состава по программе, выбираемой оператора*. в зависимости от типов вагонов,поданных под погрузку.

2.14. Комп;.."'с механизмов отбора из потока и разделки проб (. лабораторных; для определения качественных показателей отгружаемого угля должен иметь автоматическое управление по задан ей программе, блокированное с работой конвейера, подающего уголь в Еагоны.

Отбор проб из вагонов необходимо предусматривать автоматизированными комплексами.

2.1.5. Поротный комплекс должен иметь автоматизированнее и дистанционное ynpai ленив.

При автоматизирован.1:ом управлении лебедками рельсовых террикоников и подвесных канатных дорог цикл движения грузового сосуда к месту разгрузки и загрузки должен выполняться в автоматическом режиме при подаче операторсы первоначального импульса на каждый цикл.

При дистанционном управлении механизмами загрузки породы в вагонетки на пульте оператора предусматривать сигнализацию о наличии породы в приемном бункере.

2.16.    Автоматизацию управления подъемными установками (скиповыми и клетевыми) предусматривать в соответствии с •Общесоюзными нордами технологического проектирования шахтных подъемных установок".

2.17.    Главные и вспомогательные вентиляторные установки

должны иметь автоматизированное управление, осуществляемое из пункта диспетчера шахты, или.при состветствуюшем обосновании, с пульта машиниста из иаозала вентилятоэно;. установки (например, для крупных вентиляторсь ъПЛ-47,    со    слож

ным злектсопривоцсм).

Ьентиляторы местного проветривания (ЬМП) в шахте должны иметь дистанционное управление из пункта диспетчера с контролем за состоянием проветривания подготовительных выработок.

Для проветривания особо опасных по газу выработок - в соответствии с "Руководством по устройству и эксплуатации оборудования вентиляторных установок с резервированием ЬМП для проветривания подготовительных выработок угольных шахт”.

2.18.    Компрессорные станции должны иметь автоматизированное управление с пульта оператора в машинном зале с автоматическим регулированием производительности компрессора.

Необходимо контролировать: производительность компрессора; давление масла системы смазки; давление воздуха (на выходе из компрессора, на выходе из воздухоохладителя); давление и проток охлаждающей воды; температуру подшипников, воды на выходе из воздухоохладителей.

должна предусматриваться предупредительная и аварийная сигнализация оператору об отключении компрессора и сигнализация в пункт диспетчера шахты о снижении давления воздуха ниже заданного на выходе компрессорной.

2.19.    Автоматизацию управления холодильными установками для кондиционирования воздуха в шахте необходимо предусматривать в соответствии с "Временными техническими требованиями на проектирование автоматики и КИП шахтных подземных холодильных станций ” и "Временными техническими требованиями на проектирование автоматики и КИП шахтных поверхностных холодильных станций с фреоновыми турбокомпрессорными машинами",а также с "Руководством по применению установок кондиционирования воздуха в глубоких шахтах".

2.20.    Насосные установки хозяйственного водоснабжения и канализационные насосные установки должны иметь автоматическое управление от датчиков уровня воды в резервуарах с сигнализацией диспетчеру шахты об аварийном уровне воды иди (при отсутствии резервуаров) автоматизированное управление из пункта диспетчера шахты.

12

Насосные установки противопожарного водоснабжения долины иметь автоматизированное управление из пункта диспетчера шахты или из другого помещения, где имеется постоянный дежурный персонал (для установок, находящихся на большом расстоянии от центрального диспетчерского пункта шахты), и с помощью кнопок, установленных у пожарных гидрантов.

2.21.    Ьакуум-насосные установки должны иметь дистанционное управление с пульта оператора с сигнализацией диспетчеру шахты об аварийном состоянии установки.

2.22.    Котельные установки должны иметь дистанционное управление из пункта оператора с автоматизацией отдельных процессов в соответствии с решениями типовых проектов ГПИ "Сан-техпроект".

Креме того, предусматривать сигнализацию в пункт диспетчера о снижении давления пара (температуры воды) ниже заданных параметров на выходе из котельной.

2.23.    Бойлерные установки должны работать в автоматическом режиме:

система наполнения - в зависимости от заданного уровня в бойлере;

подача теплоносителя - в зависимости от заданной температуры воды за бойлером.

2.24.    Калориферные установки должны иметь автоматическое управление с применением аппаратуры для автоматического поддержания температуры воздуха в стволе в заданных пределах с сигнализацией на пункт диспетчера шахты об аварийном состоянии установки.

2.25.    Противопожарные ляды должны иметь дистанционное управление из пункта диспетчера с сигнализацией их положения.

2.26.    Ламповые должны иметь автоматическую зарядку головных аккумуляторных светильников, автоматизированный контроль светового потока светильников при выходе рабочих из ламповой

в шахту.

13,

2.27. Установки автоматического пожаротушения следует проектировать в соответствии с "Инструкцией по проектированию пожарной защиты зданий и сооружений поверхности шахт, разрезов и обогатительных фабрик".

2.28 Управление объектами электроснабжения проектировать в соответствии с требованиями "Инструкции по проектированию электроустановок угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик".

2.29 СОДУ должна выполняться в объеме, предусмотренном в "Рекомендациях к выполнению проекта системы оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) шахтой" (Рипроуглеавтсматизация).

2.30.    АСУ TD с ОДУ должна выполняться в объеме, предусмотренном в "Рекомендациях к выполнению проекта автоматизированной системы управления технологическими процессами с оперативно-диспетчерским управлением шахты " (Гипроуглеавтсмати-зация).

2.31.    Для передачи информации различного назначения (диспетчерская и общешахтная связь, аварийное оповещение, контроль работы механизмов, газовая защита и др.) следует проектировать комплексные сети.

3. АъТаШИЗАШ И УПРАВЛЕНИЕ НА РАЗРЕЗАХ

3.1. Необходимо предусматривать применение наиболее прогрессивных видов оборудования со встроенной аппаратурой автоматизации, контроля и учета работы.

ь.2. Автоматизацию управления установками и механизмами (комплексом погрузки угля в железнодорожные вагоны, конвейерными линиями, водоотливными установками и другим оборудованием) следует выполнять согласно требованиям, изложенным в п.2 нестоящи НТО.

14

3.3.    Ня железнодорожном транспорте, включая забойные н отвальные пути,предусматривать централизованное управление стрелочными переводами и сигналами с контролем местонахождения локомотива (состава) по его условному номеру.

3.4.    Управление объектами электроснабжения проектировать в соответствии с требованиями "Инструкции по проектированию электроустановок угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик".

3.5.    При проектировании СОДУ предусматривать передачу информации на пункты оператора и диспетчера: об основных технологических параметрах и их отклонениях от нормы; количественных и качественных показателях горной массы и готовой продукции; работе и простоях основного оборудования; значениях параметров и расходах энергоносителей.

3.6.    В ооставе АСУ ТП, в зависимости от организационной структуры разреза и технологических схем производственных процессов, предусматривать системы (подсистемы) управления:

экскаваторно-автомобильными комплексами (АСУ автотранспортом);

экскаваторно-железнодорожными комплексами на добыче (АСУ железнодорожным транспортом на добыче);

экокавяторно-желеэнодорожными комплексами на вскрыше (АСУ железнодорожным транспортом на вскрыше);

бестранспортными горнши работами (АСУ бестранспортной вскрышей);

буро-взрывными работами (АСУ буро-взрывными работами);

отгрузкой угля потребителям (АСУ отгрузкой угля).

Состав АСУ ТП (набор подсистемы) для каждого предприятия согласовывается с институтом *1Ъпроуглеавтсматизация1

15.

4. АЕТСЫАТМЗАШ И УПРАВЛЕНИЕ НА СЪСГАГИТБЛЬНЫХ ФАЬШАХ

4.1.    При подаче горной массы на обогатительные фабрики следует предусматривать:

автоматизированное управление механизмами углеприема операторов вагоноопрокидывателя с автоматическо:: регистрацией веса горной массы (при подаче ж/д транспортом);

дистанционное управление механизмами с автоматической регистрацией веса поступающего угля (при подаче конвейерным транспортом);

автоматический контроль уровня горло;, массы в приемных (аккумулирующих) бункерах и их загрузи в автоматическом или дистанционном режимах;

автоматизированный отбор проб из вагонов или с ленты конвейера.

4.2.    При автоматизации установки для обогащения в минеральной суспензии предусматривать:

автоматизированное управление механизмами; автоматизацию процессов приготовления суспензий; автоматический контроль уровней суспензии в сборниках регулирование потоков суспензии на регенерацию; автоматическое регулирование плотности и,при технологической необходимости.вязкости или содержания шлама в рабочей суспензии;

автоматический контроль зольности концентрата только при наличии АСУ ТП.

4.3.    При автоматизации процесса отсадки предусматривать: дистанционное управление механизмами отсадочного комплекса;

автоматический контроль и регулирование разрыхленаости отсадочной постели, разгрузки тяжелых фракций, режима разделения.

4.4. При автоматизации процеооа флотации предусматривать дистанционное управление механизмами; автоматический запуск флотомавин;

"Нормы технологического проектирования шахт, разрезов и обогатительных фабрик", раздел "Автоматизация и управление технологическими процессами” разработаны Государственным проектно-конструкторским и научно-исследовательским институтом по автоматизации угольное прсмышлеаности"Гипроугдеавтоматизация"

С вводом в действие настоящих корм утрачивает силу равдел 40.00 "Автоматизация и управление производством" "Основных направлений и норм технологического проектирования угольных шахт, раз ре 8 ов ж обогатительных фабрик," утвержденных 18 апреля 1973 г.

Редакторы: или. Кудрявцев Я.И. (Гилроу где автоматизация) или. Шейнберг С.Д. (Цеатрогидрошахт)

Министерство

Нормы технологического

ВНТП 34-84

угольной промышленности СССР

проектирования угольных и сланцевых шахт,разрезов и обогатительных фабрик.

Раздол”Автсмагазация и управление технологическими процессами"

Минуглепрсм СССР

(Минуглепосм СССР)

Взамен раздела 40.00 "Автоматизация и управление производством" СН и пТП изд.1973г.

I. ОБЩЕ ПОД (КЕНИЯ

1.1.    Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке разделов автоматизации и управления в проектах строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения и поддержания мощностей угольных и сланцевых шахт, разрезов, обогатительных фабрик. Нормы не распространяются на гидрошахты. При разработке разделов проекта по автоматизации и управлению должны соблюдаться государственные стандарты, правила безопасности и технической эксплуатации, санитарные и противопожарные нормы, СНиП и другие нормативные документы, обязательные при проектировании предприятий угольной ( сланцовой)промышленности.

1.2.    Б проектах следует предусматривать: автоматизацию управления установками (технологическими,

энергетическими, санитарно-техническими, транспортными, противопожарными) и отдельными механизмами;

систему оперативно-диспетчерского управления (СОДУ); автоматизированную систему управления технологическими процессами с оперативно-диспетчерским управлением (АСУ ТП с ОДУ);

производственный персонал, обслуживающий отдельную установку (агрегат) или группу установок (агрегатов);

оператора, непосредственно управляющего отдельными технологическими (производственными) процессами;

Срок введения в действие I июля (984 г.


Внесены

Всесоюзным научно-исследовательским и проектным институтом "Центрогипрошахт"

Утверждены Минуглепрем см СССР протоколом от 05.04.84


4

диспетчера (горного, транспортного, электроснабжения и т.п.), координирующего производственные процессы контролируемых объектов и размещаемого на шахтах, как правило, в центральном диспетчерском пункте (ЩЩ). Целесообразность организации дополнительного ДП на площадках блочных стволов шахт определяется проектом;

главного диспетчера предприятия (начальника смены), координирующего работу всех производственных участков и служб.

АСУ ТО с ОДУ следует проектировать при сроке окупаемости до трех лет, при этом для принятия решения об использовании в проектах АСУ ТО с ОДУ или СОДУ в каждсы конкретном случае необходимо учитывать сроки поэтапного ввода производственной мощности. При большем сроке окупаемости следует предусматривать СОДУ.

1.3.    Автоматизация управления установками и отдельными механизмами должна обеспечивать: облегчение условий труда, безопасность ведения работ, сокращение численности обслуживающего персонала, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции.

В зависимости от технологической необходимости и технических возможностей должны предусматриваться следующие режимы управления:

местный (непосредственно у агрегатов и механизмов); дистанционный (из пунктов оператора или диспетчера);

автоматизированный, осуществляемый человеком с помощью локальных систем автоматического управления;

автоматический,.без участия человека.

Во всех случаях обязательно предусматривать местный режим управления (для аварийного отключения и пуско-наладочных работ).

1.4.    СОДО предназначена для сбора, передачи, обработки и представления производственной информации операторам и диспетчерам предприятия для оперативного ведения технологических процессов.

5

СОЛУ должна обеспечивать: контроль количества и качества сырья, промежуточной и готовой продукции, производственной деятельности основных технологических участков предприятия, условий безопасного ведения работ; координацию работы основ-ных и вспомогательных производственных объектов и служб; руководство ликвидацией аварий в начальный период; организацию оперативных мероприятий по сокращению количества и продолжительности простоев оборудования и производственных участков; представление руководству предприятия информации о работе производственных участков,

1,Ь, /СУ ТП с ОДУ предназначена для оптимального управления технологическими процессами с использованием средств вычислительной техники, АСУ ТП с QJU должна обеспечивать: сбор, передачу, обработку производственной информации и управление технологическими процессами, расчет технико-экономических показателей деятельности отдельных участков, представление этой информации руководству и передачу ее на верхний уровень управления.

Управляющие воздействия в АСУ ТО с ОДУ формируются в

виде:

рекомендаций оперативно-производственному персоналу по ведению технологических процессов;

автоматического изменения уставок (заданий) регуляторам локальной автоматики;

непосредственного управления объектами регулирования (отдельной механизмами и установками, комплексами оборудования, основными и вспомогательными технологическими и производственными процессами). При создании АСУ ТП с ОДУ допускается выделение пусковых комплексов по вводу подсистем. Пусковой комплекс может быть расширен за счет ввода новых подсистем, разработанных институтом Гипроуглеавтоматизация.

1.6. В проектах АСУ ТП с ОДУ наряду с подсистемами, согласно п.2,3,4 настоящих НТО, предусматривать подсистемы (по мере разработки институтом "Пшроуглеавтсматизация"), выполняющие санкции контроля и учета потребления энергоресурсов, материалов, качества угля, ремонта оборудования, технико-экономических показателей.

5,

1.7. При разработке проектов автоматизации управления,

СОДУ и АСУ ТП с ОДУ следует применять типовые решения, а также технические средства, выпускаемые серийно, с указанием конкретного типа принимаемой аппаратуры.

1.6. Помещения для размещения технических средств и служб автоматизации предусматривать, как правило, в непосредственной близости от объектов управления.

Помещения для размещения технических средств и служб СОДУ и АСУ ТП предусматривать в АЕК.

Состав и площади помещений предусматривать в соответствии с требованиями заводов-изготовителей оборудования, руководящими техническими материалами: "Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Задание генпроектировщику на проектирование в смежных частях проекта объектов автоматизации" (Минприбор) ; "Инструкция по проектированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин" (Госстрой СССР); "Указания по проектированию административно-бытовых зданий и помещений предприятий угольной промышленности" (Мшуглепром СССР).

1.9. Электропитание машзалов ЭВМ следует предусматривать с учетом требований заводов-изготовителей оборудования.

2. АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НА ШАХТАХ

2.1. По очистным и подготовительным забоям следует ориентироваться на комплексную механизацию и автоматизацию, предусматривая применение наиболее прогрессивных видов оборудования со встроенной аппаратурой автоматизации, обеспечивающей автоматизированное управление угледобывающими и проходческими комбайнами, струговыми установка*** л гидрофицированными крепями .

7,

2.2.    Для стационарных и полустационарных конвейерных линий в шахте следует предусматривать централизованное автоматизированное управление с погрузочного пункта или пункта диспетчера шахты и местное автоматизированное управление отдельным конвейером в соответствии с "Требованиями к автоматизации шахтных конвейеров и конвейерных линий" (Пшроуглеавтсматизация, 1981 г.).

2.3.    На подземных погрузочных пунктах стационарных (срок службы свыше двух лет) и полустационарных (срок службы от трех месяцев до двух лет) предусматривать автоматизированные комплексы, обеспечивающие автоматическую работу следующих основных технологических операций: перемещение составов вагонеток

в процессе загрузки, перекрытие межвагонеточного пространства при загрузке вагонеток с конвейера и из аккумулирующей емкости, пылеподавление и пылеулавливание в зависимости от подачи угля на погрузку.

Если в связи с горно-геологическими условиями нельзя применять автоматизированные комплексы механизмов, следует использовать наборы отдельных механизмов, объединяемых общей системой дистанционного управления,

Б системе автоматизации переносных погрузочных пунктов предусматривать дистанционное управление каждым механизмом с обеспечением соответствующих блокировок.

2.4,    На подземном рельсовом транспорте следует применять: для шахт со сложной схемой путевого развития (при наличии пересекающихся и враждебных маршрутов) - систему автоматической блокировки стрелок и сигналов;

для шахт с несложной схемой путевого развития - систему управления стрелками и сигналами с электровозов.

В зависимости от организации движения могут применяться как неприводыые (пружинные), так и приводные стрелки. Положение стрелок должно автоматически отображаться сигнальными огнями светофора.

2.5,    На разгрузочных пунктах необходимо предусматривать автоматизированный режим управления комплексом механизмов разгрузки состава вагонеток, при котором с пульта оператора пода-

8

ется первоначальный импульс на запуск комплекса. Разгрузка состава должна производиться автоматически с блокировками между механизмами, обеспечивающими необходимую последовательность и безопасность ведения работ.

2.6.    Для обмена и откатки вагонеток в околоствольнсм дворе и на верхней приемной площадке должны применяться комплексы механизмов с автоматизированным управлением, при этом весь процесс обмена вагонеток в клети должен осуществляться в автоматическом режиме после подачи команды оператором с пульта управления.

При обмене вагонеток с набором отдельных механизмов следует предусматривать дистанционное управление механизмами в автоматическом режиме с соблюдением необходимых блокировок, обеспечивающих выполнение операций в определенной последовательности и безопасности ведения работ. К автоматически выполняемым операциям должны относиться: процесс выставления и возвращения в исходное положение посадочных устройств; открывания стволовых дверей после посадки клети; открывания и закрывания стопоров в клети.

2.7.    Управление вентиляционными дверями с электрическим приводом должно осуществляться в автоматическом режиме от воздействия проходящих транспортных средств и в дистанционном режиме машинистом в выработках с неинтенсивным движением составов с сигнализацией о положении дверей машинисту локомотива.

В вентиляционных шлюзах предусматривать контроль закорачивания воздушной струи с выдачей сигнала диспетчеру шахты.

2.8.    На шахтных монорельсовых дорогах следует предусматривать дистанционное управление из первой платформы по ходу движения. На моноканатных дорогах - дистанционное автоматизированное управление с посяппимму площадок и промежуточных постов.

Ори автоматизированием управлении моноканатными дорогами отключение должно быть автоматическим после схода последнего пассажира и должна быть предусмотрена возможность аварийного отключения из любой точки трассы дороги.

9,

2.9.    На канатных концевых откатках следует предусматривать автоматизированный режим управления подъемной машиной, при этом команды управления подаются с пульта, а схема автоматически отрабатывает заданную циклограмму.

2.10.    Главные водоотливные установки должны иметь автоматическое управление от датчиков уровня воды в водосборнике. При автоматическом режиме управления должна предусматриваться возможность дистанционного включения и отключения подготовленной к работе установки от диспетчера шахты или из камеры водоотлива.

Участковые и зумпфовые водоотливные установки должны иметь автоматическое управление от датчиков уровня воды в водосборниках с сигнализацией диспетчеру шахты об аварийном уровне и неисправности насосных агрегатов.

2.11.    Система автоматического телеконтроля содержания метана в шахте должна проектироваться в соответствии с "Руководств см по оборудованию и эксплуатации системы автоматического телеконтроля содержания метана в угольных шахтах(АКМГ. Аппаратура контроля и сигнализации о содержании метана должна размещаться в ЦДЛ.

2.12.    Автоматизацию поточно-транспортных систем (ПТС) технологического комплекса поверхности проектировать в соответствии с "руководящими указаниями по проектированию схем управления механизмами поточно-транспортных систем" (ЯУ Тяж-прсмэлектропроекте).Объем информации о работе ПТС, передаваемой в ЩШ, определяется проектом.

2.13.    Комплеко погрузки угля в железнодорожные вагоны должен иметь автоматизированное управление с пульта оператора.

При погрувке по объему необходимо предусматривать автоматическое объемное дозирование количества погружаемого^в вагон угля с последующим взвешиванием и автоматической регистрацией массы.

При погрузке по массе следует предусматривать автоматическое распределение угля по объему кузова и автоматическое