Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

94 страницы

Купить Авиационные правила Часть ОЛС — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит требования к летной годности для выдачи Сертификата типа и изменений к Сертификату типа для одно- и двухместных самолетов с одним поршневым двигателем (воспламенение от запальной свечи или от сжатия), с максимальной сертифицированной массой не более 750 кг и скоростью сваливания в посадочной конфигурации не более 83 км/ч (СА). Эти Нормы действительны только для самолетов, выполняющих дневные полеты в условиях ПВП.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Раздел А - Общие положения

Раздел В - Полет

     Общие положения

     Летные характеристики

     Пилотажные характеристики

     Управляемость и маневренность

     Балансировка

     Устойчивость

     Режимы сваливания

     Режим штопора

     Характеристики управляемости на земле и воде

     Различные летные требования

Раздел С - Прочность

     Общие положения

     Полетные нагрузки

     Нагрузки на поверхности и систему управления

     Поверхности горизонтального оперения

     Поверхности вертикального оперения

     Дополнительные условия для поверхностей хвостового оперения

     Элероны, закрылки и специальные устройства

     Наземные нагрузки

     Нагрузки на воде

     Случаи аварийной посадки

     Оценка усталостной прочности

Раздел D - Проектирование и конструкция

     Крылья

     Поверхности управления

     Системы управления

     Шасси

     Корпуса и поплавки

     Размещение людей и груза

     Пожарная защита

     Разное

Раздел Е - Силовая установка

     Общие положения

     Топливная система

     Компоненты топливной системы

     Масляная система

     Система охлаждения

     Жидкостное охлаждение

     Система подачи воздуха в двигатель

     Выхлопная система

     Органы управления и агрегаты силовой установки

     Пожарная защита силовой установки

Раздел F - Оборудование

     Общие положения

     Установка приборов

     Электрические системы и оборудование

     Светотехническое оборудование

     Спасательное оборудование

     Различное оборудование

Раздел G - Эксплуатационные ограничения и информация

     Обозначения и трафареты

     Руководство по летной эксплуатации самолета и одобренные инструкции

Приложение А - упрощенные методы расчета нагрузок для очень легких самолетов традиционных схем

Приложение В - Нагрузки на поверхности управления

Приложение С - Основные случаи нагружения при посадке

Приложение F - Приемлемая процедура испытаний самозатухающих материалов для установления соответствия требованиям ОЛС.853(с)

Приложение Н - Образец руководства по летной эксплуатации

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

УтвержденАвиарегистр МАК
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть ОЛС

НОРМЫ ЛЕТНОЙ годности ОЧЕНЬ ЛЕГКИХ САМОЛЕТОВ

2006

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ

к Части ОЛС «Нормы летной годности очень легких самолетов»,

2006 г.


п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу


п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр.1


ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание является Частью ОЛС Авиационных правил «Нормы летной годности очень легких самолетов» (АП-ОЛС).

Настоящие Авиационные правила Часть ОЛС Авиационных правил «Нормы летной годности очень легких самолетов» утверждены Постановлением 25-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 12 мая 2006 года.

Перечень введенных изменений приведен в Листах учета изменений. Индексация изменения содержит: номер поправки, индекс И, номер изменения данного параграфа и через тире - номер параграфа. Также указывается, к какому пункту параграфа относится изменение и характер изменения (введен, изъят, изменен).

Структурно издание АП-ОЛС состоит из разделов А, В, С, D, Е, F, G и Приложений А, В, С, F, Н.

Разделы А, В, С, D, Е, F, G и Приложения А, В, С, F, Н по содержанию и нумерации параграфов гармонизированы с соответствующими параграфами Норм летной годности Европы CS VLA.

В настоящем издании, при введении дополнительных по отношению к CS VLA параграфов, в их обозначение после цифровой группы дополнительно вводится заглавная буква латинского алфавита (А, В, С...), а дополнительные пункты в параграфах обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (а*, Ь*, с*...).

9

РАЗДЕЛ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОЛС.1. Назначение

(a)    Настоящие Нормы содержат требования к летной годности для выдачи Сертификата типа и изменений к Сертификату типа для одно-и двухместных самолетов с одним поршневым двигателем (воспламенение от запальной свечи или от сжатия), с максимальной сертифицированной массой не более 750 кг и скоростью сваливания в посадочной конфигурации не более 83 км/ч (CAS). Эти Нормы действительны только для самолетов, выполняющих дневные полеты в условиях ПВП.

(b)    Каждое лицо, подающее в установленном порядке заявку на получение такого сертификата типа или изменения к указанному

сертификату, должно доказать соответствие применимым требованиям настоящих Норм.

ОЛС.З. Категории самолетов

Настоящие Нормы предназначены только для самолетов неакробатического применения. Неакробатическое применение включает в себя:

(1)    Все маневры, присущие нормальному

полету;

(2)    Режимы сваливания (кроме «колокола»);

и

(3)    Плоские «восьмерки», боевые развороты и крутые развороты с углом крена не более 60°.

11



РАЗДЕЛ В - ПОЛЕТ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОЛС.21. Доказательство соответствия

(a)    Соответствие всем требованиям данного раздела должно быть обеспечено при всех установленных комбинациях веса самолета и центровки в пределах вариантов загрузки, для которых запрашивается Сертификат типа.

Соответствие этому требованию должно быть продемонстрировано:

(1)    Посредством испытаний на самолете того типа, на который запрошен Сертификат, или посредством расчетов, основанных на результатах испытаний и не уступающих им по точности; и

(2)    Посредством анализа всех возможных комбинаций веса и центровки, если по результатам исследованных комбинаций не может быть сделан обоснованный вывод о соответствии.

Параметр

Вес

Критические параметры, зависящие от веса Центровка

(b)    В процессе летных испытаний разрешаются следующие величины допустимых отклонений параметров. Однако для отдельных испытаний могут быть разрешены большие допуски.

Допуск

+5%, -10%

+5%, -1%

±7% от полного диапазона

(c)    Определение данных и характеристик в соответствии с требованиями данного раздела не должно требовать от пилота исключительного летного мастерства, психологической нагрузки или особо благоприятных условий.

(d)    Должны быть рассмотрены значительные изменения летно-технических характеристик, возникшие вследствие воздействия на самолет дождя или налипания насекомых.

ОЛС.23. Ограничения по распределению нагрузки

Должны быть установлены диапазоны весов и центровок, в пределах которых возможна безопасная эксплуатация самолета, включая диапазон поперечных центровок, если допустимые варианты загрузки могут существенно влиять на поперечную центровку.

ОЛС.25. Весовые ограничения

(а) Максимальный вес. Максимальный вес - это наибольший вес, при котором доказыва

ется соответствие всем применимым требованиям настоящих Норм.

Максимальный вес должен устанавливаться таким образом, чтобы он:

(1) Не превышал:

(1)    наибольшего веса, выбранного Заявителем;

(п) максимального расчетного веса, т.е. наибольшего веса, при котором доказывается соответствие всем применимым требованиям настоящих Норм к нагружению конструкции; или

(iii) наибольшего веса, при котором доказывается соответствие всем применимым требованиям настоящих Норм к летным характеристикам.

(2)    При предположении, что вес каждого человека на борту равен не менее 86 кг, не менее веса:

(i)    при всех занятых креслах, полностью заправленных маслобаках и с количеством топлива, достаточным для полета при работе двигателя на режиме максимальной продолжительной мощности не менее 1 ч; или

(ii)    с одним пилотом, при полной заправке масла и топлива.

(Ь) Минимальный вес. Минимальный вес (наименьший вес, при котором доказывается соответствие всем применимым требованиям настоящих Норм) должен устанавливаться таким образом, чтобы он был не более суммы:

(1)    Веса пустого самолета, определяемого в соответствии с ОЛС.29.

(2)    Веса пилота, равного 55 кг; и

(3)    Веса топлива, необходимого на 0,5 ч полета при работе двигателя на режиме максимальной продолжительной мощности.

ОЛС.29. Вес пустого самолета

и соответствующая центровка

(а) Вес пустого самолета и соответствующая центровка должны определяться путем взвешивания самолета вместе с:

(1)    Закрепленным балластом.

(2)    Невырабатываемым остатком топлива, определяемым в соответствии с ОЛС.959; и

(3)    Полным весом рабочих жидкостей, включая:

(i)    масло;

(ii)    гидравлическую жидкость, и

(iii)    другие жидкости, необходимые для нормального функционирования систем самолета.

13



Авиационные правила

(Ь) Состояние самолета при определении его пустого веса должно быть однозначно установлено и легко воспроизводимо.

ОЛС.ЗЗ. Пределы частоты вращения и шага воздушного винта

(a)    Должны быть установлены такие предельные значения частоты вращения и шага воздушного винта, которые обеспечивают безопасность полета в условиях нормальной эксплуатации.

(b)    Воздушный винт с неизменяемым в полете шагом должен отвечать следующим требованиям:

(1)    При взлете и на начальном участке набора высоты со скоростью Vy воздушный винт должен ограничивать частоту вращения ротора двигателя при полностью открытом дросселе величиной, не превышающей максимально допустимую частоту вращения на взлете; и

(2)    В процессе планирования на скорости Уш с закрытым дросселем или при неработающем двигателе (при условии, что это не оказывает неблагоприятного влияния на двигатель) воздушный винт не должен вызывать раскрутку двигателя более чем до 110% частоты вращения максимального продолжительного режима.

(c)    Воздушный винт изменяемого в полете шага без регулятора постоянной частоты вращения должен быть спроектирован таким образом, чтобы:

(1)    При наименьшем возможном шаге соблюдалось соответствие пункту (b)(1) настоящего параграфа; и

(2)    При наибольшем возможном шаге соблюдалось соответствие пункту (b)(2) настоящего параграфа.

(d)    Воздушные винты изменяемого в полете шага с регулятором постоянной частоты вращения должны иметь:

(1)    При работающем регуляторе: находящиеся в регуляторе средства для ограничения максимальной частоты вращения двигателя величиной, равной максимально допустимой взлетной частоте вращения; и

(2)    При неработающем регуляторе: средство для ограничения максимальной частоты вращения двигателя величиной 103% от максимально допустимой взлетной частоты вращения при следующих условиях: шаг лопастей воздушного винта - минимально возможный; самолет неподвижен; ветер отсутствует; дроссель полностью открыт.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОЛС.45. Общие положения

Если нет других указаний, соответствие требованиям настоящего раздела Норм к летным характеристикам должно удовлетворяться в условиях спокойного воздуха, стандартной атмосферы и на уровне моря.

ОЛС.49. Скорость сваливания

(a)    Скорость Vso является земной индикаторной скоростью сваливания, если таковая достижима, или минимальной скоростью установившегося полета, выраженной в км/ч (CAS), при которой самолет управляем при следующих условиях:

(1)    Условия работы двигателя установлены в соответствии с пунктом (с) настоящего параграфа.

(2)    Воздушный винт во взлетном положении.

(3)    Шасси выпущено.

(4)    Закрылки в посадочном положении.

(5)    Створки капота закрыты.

(6)    Центровка наиболее неблагоприятная в допустимом диапазоне; и

(7)    Максимальный вес.

(b)    Скорость Vso не должна превышать 83 км/ч (CAS).

(c)    Скорость VS1 является земной индикаторной скоростью сваливания, если таковая достижима, или минимальной скоростью установившегося полета, выраженной в км/ч (CAS), при которой самолет управляем при следующих условиях:

(1)    Двигатель на режиме малого газа, дроссель закрыт.

(2)    Воздушный винт во взлетном положении.

(3)    Конфигурация самолета такая же, как при испытаниях, в которых используется Vsi; и

(4)    Максимальный вес.

(d)    Скорости Vso и VSi должны определяться летными испытаниями по методике, указанной в ОЛС.201.

ОЛС.51. Взлет

(a)    Должна быть определена дистанция, потребная для взлета с сухой ровной твердой поверхности и набора высоты 15 м для пролета над препятствиями. Эта дистанция не должна превышать 500 м.

(b)    Дистанция взлета должна определяться при привычных методах пилотирования в следующих условиях:

14



(1)    Двигатель работает в пределах установленных эксплуатационных ограничений.

(2)    Створки капота находятся в нормальном взлетном положении.

(c)    При достижении высоты 15 м над уровнем поверхности взлета самолет должен иметь скорость не менее чем 1,3 VS1.

(d)    Началом измерения взлетной дистанции должна быть точка, в которой самолет имеет нулевую путевую скорость, за исключением гидросамолетов и самолетов-амфибий. Для них за начало измерений может быть принята точка, в которой будет достигнута путевая скорость не более 5,6 км/ч.

ОЛС.65. Набор высоты

Установившаяся вертикальная скорость набора высоты самолета должна быть не менее 2 м/с в следующих условиях:

(a)    Режим работы двигателя не превышает взлетный.

(b)    Шасси убрано.

(c)    Закрылки во взлетном положении.

(d)    Створки капота в положении, используемом при испытаниях системы охлаждения двигателя.

ОЛС.75. Посадка

Посадочная дистанция - расстояние по горизонтали от точки на высоте 15 м над посадочной поверхностью до полной остановки (или до путевой скорости 5,6 км/ч при посадке на воду гидросамолетов и самолетов-амфибий) - должна определяться в следующих условиях:

(a)    Установившееся планирование при заходе на посадку должно выдерживаться до высоты 15 м с индикаторной скоростью не менее чем 1,3 Vsi.

(b)    Посадка должна выполняться без превышения допустимых вертикальных перегрузок или стремления к подпрыгиванию, «козле-нию», капотированию и неуправляемому развороту на земле и воде.

(c)    Должно быть продемонстрировано, что безопасный переход к условиям ухода на второй круг, указанным в ОЛС.77, может быть выполнен при исходных условиях, существующих на высоте 15 м.

ОЛС.77. Уход на второй круг

Для ухода на второй круг должна быть обеспечена возможность выдерживать:

(а) Установившийся угол набора высоты на уровне моря не менее 1/30; или

(Ь) Горизонтальный полет на высоте 1000 м со скоростью, при которой продемонстрирована безопасность перехода к уходу на второй круг при следующих условиях:

(1)    Режим работы двигателя взлетный.

(2)    Шасси выпущено.

(3)    Закрылки в посадочном положении, однако, если закрылки можно безопасно убрать не более чем за 2 с без потери высоты и без резких изменений угла атаки или без использования исключительного летного мастерства, то они могут находиться в убранном положении.

ПИЛОТАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОЛС.141. Общие положения

Самолет должен удовлетворять требованиям ОЛС. 143-0 ЛС.251 на высотах полета, ожидаемых в обычных условиях эксплуатации.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ

ОЛС.143. Общие положения

(a)    Самолет должен безопасно управляться и выполнять маневры при:

(1)    Взлете.

(2)    Наборе высоты.

(3)    Горизонтальном полете.

(4)    Снижении; и

(5)    Посадке (на повышенной тяге и с убранным газом) с выпущенными и убранными закрылками.

(b)    Должна быть обеспечена возможность плавного перехода от одного режима полета к другому (включая развороты и скольжения) безопасности превышения предельной эксплуатационной перегрузки на всех возможных режимах эксплуатации.

(c)    Если существуют предельные условия вследствие больших усилий на рычагах управления самолетом, то в летных испытаниях должны быть получены количественные величины этих усилий, которые не должны превышать значений, указанных в таблице.

Величина усилий, прикладываемых к

Условия

рычагам управления, кгс

приложения усилий на рычагах управления

по

тан

гажу

по

крену

ПО

курсу

Управление закрылками, триммерами, шасси т.п.

(а) Кратковремен-

ные усилия:

—    ручка управления

—    штурвал (уси-

20

10

лия,прикладыва-емые к ободу)

25

20

— педаль руля на-

40

правления

— другие органы

-

-

-

20

управления

(Ь) Продолжительные усилия

2

1,5

10

20

15



Авиационные правила

ОЛС.145. Продольное управление

(a)    Должна быть обеспечена возможность на любой скорости ниже 1,3 Vsi опустить нос самолета настолько, чтобы нарастание воздушной скорости создавало быстрый разгон до скорости 1,3 VS1.

(1) Это должно быть продемонстрированопри всех возможных конфигурациях самолета, при максимальной продолжительной мощности, при мощности режима - малый газ и при условии балансировки самолета на скорости 1,3 VSi.

(b)    Должна быть обеспечена возможность на всех допустимых режимах полета изменять конфигурацию самолета (положение шасси, закрылков и т.д .) без превышения усилий на органах управления, указанных в ОЛС. 143(c).

(c)    Должна быть обеспечена возможность создания положительного угла тангажа на скорости VDf при всех разрешенных центровках и режимах работы двигателя.

(d)    Должна быть обеспечена возможность выдерживания установившегося прямолинейного полета и перехода к набору высоты, снижению и развороту без превышения усилий на органах управления, указанных в ОЛС. 143(c).

(e)    Должна быть обеспечена возможность выдерживания приблизительно горизонтального полета при быстрой уборке закрылков из любого положения в установившемся полете со скоростью 1,1 VSi. При необходимости возможно увеличение режима работы двигателя, но не более максимального продолжительного.

(f)    При любой установке триммеров в соответствии с требованиями ОЛС. 161(b)(1) должна быть обеспечена возможность выполнения взлета, набора высоты, снижения и посадки при всех возможных конфигурациях самолета без каких-либо неблагоприятных последствий и с приемлемыми усилиями на органах управления.

ОЛСЛ53. Управление при посадке

Должна быть обеспечена возможность при планировании в посадочной конфигурации безопасного выполнения посадки при следующих условиях:

(a)    Скорость планирования на 9 км/ч ниже скорости, установленной в соответствии с ОЛС.75, на сбалансированном самолете или в состоянии, как можно более близком к сбалансированному .

(b)    На протяжении всего маневра положение триммеров не изменяется, а мощность при выравнивании не увеличивается; и

(с) Двигатель выключен.

ОЛСЛ55. Усилия управления рулем высоты при маневрах

Усилия на рычаге управления рулем высоты при разворотах или выходе из маневров должны возрастать при увеличении перегрузки. Должно быть продемонстрировано путем измерений, проводимых в полете, что усилия на рычаге управления при крейсерской конфигурации не менее 7 кг при достижении максимальной положительной перегрузки.

ОЛСЛ57. Угловая скорость крена

(a)    Взлет. Должна быть обеспечена возможность, используя наиболее благоприятную комбинацию рычагов управления, из установившегося разворота с креном 30° изменять крен на 60° для изменения направления разворота на противоположное за время не более 5 с от момента начала изменения направления при следующих условиях:

(1)    Закрылки во взлетном положении.

(2)    Шасси убрано.

(3)    Режим двигателя взлетный.

(4)    Самолет сбалансирован на скорости

1.2    Vsi или в положении, наиболее близком к сбалансированному в прямолинейном полете.

(b)    Заход на посадку. Должна быть обеспечена возможность, используя наиболее благоприятную комбинацию рычагов управления, из установившегося разворота с креном 30° изменять крен на 60° для изменения направления разворота на противоположное за время не более 4 с от момента начала изменения направления при следующих условиях:

(1)    Закрылки выпущены.

(2)    Шасси выпущено.

(3)    Двигатель работает на режиме малого газа и на режиме, соответствующем горизонтальному полету; и

(4)    Самолет сбалансирован на скорости

1.3    Vsi.

БАЛАНСИРОВКА ОЛС.161. Балансировка

(а) Поперечная и путевая балансировка.

Должна обеспечиваться поперечная и путевая балансировка самолета в горизонтальном полете на меньшей из скоростей - 0,9 VH или Vc - при освобождении соответствующих рычагов управления (Vh - максимальная скорость горизонтального полета при работе двигателя на режиме максимальной продолжительной мощности).

16



(Ь) Продольная балансировка.

(1)    Должна обеспечиваться продольная балансировка в горизонтальном полете на любой скорости от 1,4 Vsi до меньшей из скоростей: 0,9 VH или Vc.

(2)    Должна обеспечиваться продольная балансировка при:

(i) наборе высоты на режиме максимальной продолжительной мощности в полете на скорости VY с убранными шасси и закрылками;

(и) заходе на посадку со скоростью планирования 1,3 VS1, работе двигателя на режиме малого газа, с выпущенным шасси и закрылками в посадочном положении.

УСТОЙЧИВОСТЬ

ОЛС.171. Общие положения

Самолет должен обладать продольной, путевой и поперечной устойчивостью в соответствии с требованиями ОЛС.173-ОЛС.181. Кроме того, должно быть показано, что по ощущению пилота самолет обладает соответствующей устойчивостью и управляемостью (статической устойчивостью) в любых условиях, обычно встречающихся в эксплуатации, если летные испытания выявят необходимость подтверждения этого требования для безопасной эксплуатации.

ОЛС. 173. Статическая продольная устойчивость

В условиях, описанных в ОЛС. 175, и при указанной там балансировке самолета характеристики усилий на рычаге управления рулем высоты и трения в системе управления должны быть следующими:

(a)    Для достижения и выдерживания скоростей менее балансировочной скорости должны требоваться тянущие усилия, а для достижения и выдерживания скоростей более указанной балансировочной скорости должны требоваться толкающие усилия. Это должно быть продемонстрировано на любой скорости, которая может быть получена, за исключением скоростей, на которых требуется приложить к рычагу управления усилия, превышающие 18 кге, и скоростей более максимальной допустимой скорости или менее минимальной скорости установившегося полета без сваливания.

(b)    При плавном снятии усилия с рычага управления на любой скорости в пределах диапазона, указанного в пункте (а) настоящего параграфа, скорость должна возвращаться к исходной балансировочной скорости с отклонением от последней в пределах ±10%.

(с) Усилие на рычаге управления должно изменяться по скорости таким образом, чтобы любое существенное изменение скорости приводило к отчетливо ощущаемому пилотом усилию на рычаге управления.

ОЛС.175. Демонстрация статической продольной устойчивости

Статическая продольная устойчивость должна быть продемонстрирована в следующих условиях:

(a)    Набор высоты. Кривая зависимости усилий на органах управления от скорости должна иметь наклон, соответствующий устойчивости в диапазоне ±15% от балансировочной скорости при следующих условиях:

(1)    Закрылки в положении, соответствующем режиму набора высоты.

(2)    Шасси убрано.

(3)    Двигатель работает на режиме не менее 75% максимальной продолжительной мощности; и

(4)    Самолет сбалансирован на скорости Vy, но не требуется, чтобы скорость была менее

1,4 VS1 или менее скорости, на которой демонстрировалось соответствие требованию ОЛС.1041 по охлаждению силовой установки.

(b)    Крейсерский полет. Кривая зависимости усилий на рычаге управления от скорости должна иметь наклон, соответствующий устойчивости, в диапазоне ±15% от балансировочной скорости, но не превышая диапазон от

1.3    Vsi до VNi; для следующих условий:

(1)    Закрылки убраны.

(2)    Шасси убрано.

(3)    75% максимальной продолжительной мощности.

(4)    Самолет сбалансирован для горизонтального полета.

(c)    Заход на посадку и посадка. Кривая зависимости усилий на рычаге управления от скорости должна иметь наклон, соответствующий устойчивости на скоростях от 1,1 Vsi до Vfe или до 1,8 Vsi, если нет скорости Vfe, при следующих условиях:

(1)    Закрылки в посадочном положении.

(2)    Шасси выпущено.

(3)    Двигатель работает на режиме малого газа.

(4)    Самолет сбалансирован на скорости

1.3    Vsi.

17



Авиационные правила

ОЛС.177. Статическая путевая

и поперечная устойчивость

(а) Самолеты с тремя органами управления.

Для самолетов с тремя органами управления предъявляются следующие требования к устойчивости:

(1)    Статическая путевая устойчивость, проявляющаяся как тенденция к выходу из скольжения без крена при освобождении руля направления, должна быть обеспечена при любом положении шасси и закрылков, соответствующих конфигурациям для взлета, набора высоты, крейсерского полета, захода на посадку. Она должна быть показана на всех режимах двигателя вплоть до максимальной продолжительной мощности и на скоростях от 1,2 VSi вплоть до максимальной допустимой скорости для каждой конфигурации самолета. Угол скольжения при этих испытаниях должен соответствовать типу самолета. На больших углах скольжения, вплоть до таких, при которых используется полное отклонение руля направления, и на скоростях от 1,2 Vsi до Va не должно возникать обратных усилий на педалях.

(2)    Статическая поперечная устойчивость, проявляющаяся как тенденция к поднятию опущенного крыла при скольжении, должна быть обеспечена при всех положениях шасси и закрылков. Она должна быть показана при мощности двигателя вплоть до режима 75% максимальной продолжительной мощности на скоростях от 1,2 Vsi вплоть до максимально допустимой скорости для каждой исследуемой конфигурации. Должно быть продемонстрировано отсутствие статической поперечной неустойчивости на скорости 1,2 Vsi. При этих испытаниях угол скольжения должен соответствовать типу самолета, но ни в коем случае не быть менее получаемого в прямолинейном полете с креном 10°.

(3)    В прямолинейном полете с установившимся скольжением на скорости 1,2 VSi при любых положениях шасси и закрылков, для любой мощности двигателя вплоть до 50% максимальной продолжительной и при перемещении рычагов управления элеронами и рулем направления не менее чем на 50% от их максимального значения, усилия на них должны неуклонно возрастать (но не обязательно в постоянной пропорции) по мере увеличения угла скольжения. При больших углах скольжения, вплоть до угла, при котором используется пол

ное отклонение руля направления или элеронов не должен возникать реверс усилий на педалях. При выдерживании постоянного курса скольжение должно сопровождаться достаточным креном. Быстрый ввод в максимальное скольжение и вывод из него не должны приводить к характеристикам неуправляемого полета.

(Ь) Самолеты с двумя органами управления (или с упрощенным управлением). Для самолетов с двумя органами управления предъявляются следующие требования к устойчивости:

(1)    Путевая устойчивость самолета должна быть подтверждена демонстрацией того, что в каждой конфигурации может быть выполнено быстрое изменение крена от начального угла 45° в одном направлении до угла 45° в противоположном направлении без проявления опасных свойств при изменении угла скольжения.

(2)    Поперечная устойчивость должна быть подтверждена демонстрацией того, что при освобожденных на 2 мин рычагах управления самолет не выходит на опасные угловые положения или скорости полета. Это должно выполняться в относительно спокойном воздухе и при условии, что самолет сбалансирован для прямолинейного горизонтального полета на меньшей из двух скоростей - 0,9 VH или Vc - при убранных закрылках и шасси и при задней центровке.

ОЛС.181. Динамическая устойчивость

(a)    Любое короткопериодическое колебание, за исключением связанных боковых колебаний, возникающее в диапазоне скоростей между скоростью сваливания и максимальной допустимой скоростью, соответствующих предусмотренной конфигурации самолета, должно быть сильно демпфированным при условии, что основные рычаги управления:

(1)    Освобождены; и

(2)    Находятся в фиксированном положении.

(b)    Любые связанные боковые колебания («голландский шаг»), возникающие в диапазоне скоростей между скоростью сваливания и максимальной допустимой скоростью, соответствующих предусмотренной конфигурации самолета, должны демпфироваться до 1/10 амплитуды за 7 колебаний при условии, что основные рычаги управления:

(1)    Освобождены; и

(2)    Находятся в фиксированном положении.

18



РЕЖИМЫ СВАЛИВАНИЯ

ОЛС.201. Сваливание в полете без крена

(a)    На самолете с независимыми органами поперечного и путевого управления должна быть обеспечена возможность управления креном посредством прямого воздействия поперечного управления и рысканием посредством прямого воздействия путевого управления вплоть до начала сваливания.

(b)    На самолете с взаимосвязанными органами поперечного и путевого управления (две системы управления) и на самолете, имеющем лишь один из этих органов управления, должна быть обеспечена возможность управления креном посредством прямого воздействия поперечного управления, без создания чрезмерного рыскания, вплоть до начала сваливания.

(c)    Характеристики сваливания самолета в полете без крена должны быть продемонстрированы в испытаниях следующим образом:

Скорость самолета должна уменьшаться путем отклонения рычага управления рулем высоты до скорости, несколько превышающей скорость сваливания. Затем посредством отклонения рычага управления рулем высоты на себя так, чтобы интенсивность падения скорости не превышала 1,8 км/ч в секунду, необходимо уменьшить скорость самолета вплоть до возникновения сваливания, проявляющегося как неуправляемое движение самолета вниз по тангажу, или до полного отклонения рычага управления рулем высоты до упора. После сваливания самолета допускается обычное использование рычага управления рулем высоты для вывода из сваливания.

(d)    Для измерения потери высоты при сваливании должна использоваться следующая методика, кроме случаев, когда она оказывается неприменимой из-за особых свойств конкретного типа самолета:

(1)    Потеря высоты при сваливании (с неубранным или с убранным газом) есть изменение высоты (наблюдаемое по высокоточному высотомеру испытательной аппаратуры) от высоты, на которой самолет начинает движение по тангажу, до высоты перехода в горизонтальный полет.

(2)    Если для вывода самолета из сваливания требуется изменение режима работы двигателя, то мощность должна быть такой, какая была бы использована в нормальных эксплуатационных процедурах, выбранных Заявителем для этого

маневра. Однако мощность, используемая для восстановления горизонтального полета, не должна устанавливаться прежде, чем будет восстановлено управление полетом.

(e)    Во время вывода из сваливания должна быть обеспечена возможность предотвращения крена или рыскания с углом более 15° путем обычного действия рычагами управления.

(f)    Соответствие требованиям настоящего параграфа должно быть продемонстрировано при следующих условиях:

(1)    Закрылки - убраны, отклонены полностью вниз и в промежуточных положениях, если таковые предусмотрены.

(2)    Шасси - убрано и выпущено.

(3)    Створки капота - в соответствии с конфигурацией.

(4)    Двигатель - малый газ и 75% максимальной продолжительной мощности или тяги.

(5)    Балансировка - на скорости 1,5 VSi или на минимальной балансировочной скорости, в зависимости от того, что больше.

(6)    Воздушный винт - в положении, соответствующем максимальной частоте вращения при положении РУД - малый газ.

ОЛС.203. Сваливание в криволинейном

полете и динамическое сваливание

Характеристики сваливания в криволинейном полете и динамического сваливания должны быть продемонстрированы в испытаниях следующим образом:

(a)    Необходимо создать и выдерживать координированный вираж с креном 30°. Затем следует снижать скорость равномерно, постоянно уменьшая радиус виража при помощи управления рулем высоты вплоть до возникновения сваливания или до полного отклонения руля высоты до упора. Интенсивность падения скорости должна быть постоянной и:

(1)    При сваливании в криволинейном полете не должна превышать 1,8 км/ч в секунду; и

(2)    При динамическом сваливании составлять 6-9 км/ч в секунду с установившимся ростом нормальной перегрузки.

(b)    Когда режим сваливания полностью разовьется или когда руль высоты отклонится до упора, должна быть обеспечена возможность восстановления управляемого прямолинейного полета без:

(1)    Чрезмерной потери высоты.

(2)    Чрезмерного кабрирования.

19



Авиационные правила

(3)    Неуправляемой тенденции к штопору.

(4)    Превышения угла крена 60° в любом направлении, развившегося от первоначально установленного угла крена 30°; и

(5)    Превышения максимальной допустимой скорости и максимальной допустимой перегрузки.

(с) Соответствие требованиям настоящего параграфа должно быть продемонстрировано при следующих условиях:

(1)    Закрылки - убраны и отклонены полностью вниз для сваливания в криволинейном полете и динамического сваливания, а также в промежуточных положениях, если таковые предусмотрены.

(2)    Шасси - убрано и выпущено.

(3)    Створки капота - в соответствии с конфигурацией.

(4)    Режим двигателя - 75% максимальной продолжительной мощности.

(5)    Балансировка - на скорости 1,5 VSi или на минимальной балансировочной скорости, в зависимости от того, что больше.

ОЛС.207. Предупреждение о приближении сваливания

(a)    В прямолинейном и криволинейном полете с любым нормальным положением закрылков и шасси должно быть обеспечено отчетливое предупреждение о приближении сваливания.

(b)    Предупреждение о приближении сваливания может обеспечиваться либо благодаря присущим самолету аэродинамическим свойствам, либо с помощью устройства, которое будет давать ясно различимое указание в предполагаемых условиях полета. Однако наличие только одного визуального устройства в кабине, требующего постоянного внимания экипажа, неприемлемо.

(c)    Предупреждение о приближении сваливания должно начинаться на скорости, превышающей скорость сваливания не менее чем на 9 км/ч, но не более 18,5 км/ч, и продолжаться до возникновения сваливания.

РЕЖИМ ШТОПОРА

ОЛС.221. Режим штопора

(а) Самолет должен выходить из штопора за один виток или за 3 с (в зависимости от того, что произойдет раньше); при этом не допускается более одного дополнительного витка для вывода при обычно применяемых стандартных действиях рычагами управления.

Кроме того:

(1)    Как при убранных, так и при выпущенных закрылках не должны превышаться соответствующие предельная воздушная скорость и максимальная положительная маневренная перегрузка.

(2)    В процессе штопора или при выводе изнего не должно быть чрезмерных усилий, стремящихся отклонить рычаг управления тан-гажом на пилота.

(3)    При любых действиях рычагами управления не должен возникать штопор, выход из которого не обеспечен.

В конфигурации с выпущенными закрылками закрылки можно убирать в процессе вывода.

(Ь) Самолеты, «не входящие в штопор». Если требуется характеризовать самолет как «не входящий в штопор», то эта особенность должна быть продемонстрирована при следующих условиях:

(1)    Вес самолета на 5% выше наибольшего заявленного веса.

(2)    Центровка не менее чем на 3% больше заявленной предельно задней центровки.

(3)    Располагаемое отклонение руля высоты вверх на 4° больше предельного заявленного отклонения руля высоты; и

(4)    Располагаемое отклонение руля направления в обе стороны на 7° больше предельного заявленного отклонения руля направления.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ НА ЗЕМЛЕ И ВОДЕ

ОЛС.231. Продольная устойчивость и управляемость

(a)    При эксплуатации на суше самолеты не должны иметь неконтролируемой тенденции к «козлению» и капотированию на взлете и посадке во всем диапазоне ожидаемых условий эксплуатации. Тормоза колес должны работать плавно и не должны вызывать какой-либо чрезмерной тенденции к капотированию.

(b)    Гидросамолеты и самолеты-амфибии не должны иметь опасных и неконтролируемых характеристик килевой качки при любой эксплуатационной скорости на воде.

ОЛС.233. Путевая устойчивость и управляемость

(а) Не должно быть неуправляемой тенденции к развороту на суше или на воде при скорости бокового ветра вплоть до 5 м/с под углом 90° на любой скорости движения, ожидаемой при эксплуатации самолета.

20



п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу


п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 2


(b)    Сухопутные самолеты должны иметь удовлетворительную управляемость при выполнении посадок с убранным газом и при нормальной посадочной скорости без необходимости применения особых навыков пилотирования или привлечения повышенного внимания, а также без использования тормозов и мощности двигателя для выдерживания прямолинейной траектории пробега.

(c)    Самолет должен иметь достаточную путевую управляемость при рулении, как на суше так и на воде.

ОЛС.235. Условия руления

Амортизирующий механизм не должен повреждать конструкцию самолета при рулении, взлете и посадке по самой неровной поверхности, которая может встретиться в условиях нормальной эксплуатации на аэродромах, допущенных к эксплуатации.

ОЛС.239. Брызгообразование

Брызги не должны опасно ухудшать обзор пилотов или повреждать воздушный винт или другие части гидросамолета или самолета амфибии в процессе руления, взлета и посадки.

РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ОЛС.251. Вибрация и бафтинг

Не должно возникать настолько сильной вибрации и бафтинга, в результате которых может произойти повреждение конструкции, и ни одна из частей самолета не должна подвергаться чрезмерной вибрации при всех соответствующих скоростях полета, вплоть до минимального значения VD, определенного в соответствии с ОЛС.335. Кроме того, во всех нормальных условиях полета не должно быть бафтинга, настолько сильного, чтобы он препятствовал удовлетворительному управлению самолетом, вызывал чрезмерную усталость пилота или приводил к повреждению конструкции. В пределах этих ограничений допускается бафтинг, который предупреждает о приближении сваливания.

21



СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................................................9

РАЗДЕЛ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ    11

ОЛС. 1. Назначение..................................................................................................................................11

ОЛС.З. Категории самолетов..................................................................................................................11

РАЗДЕЛ В - ПОЛЕТ...................................................................................................................................13

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...............................................................................................................................13

ОЛС.21. Доказательство соответствия...................................................................................................13

ОЛС.23. Ограничения по распределению нагрузки.............................................................................13

ОЛС.25. Весовые ограничения...............................................................................................................13

ОЛС.29. Вес пустого самолета и соответствующая центровка...........................................................13

ОЛС.ЗЗ. Пределы частоты вращения и шага воздушного винта.........................................................14

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ..................................................................................................................14

ОЛС.45. Общие положения.....................................................................................................................14

ОЛС.49. Скорость сваливания................................................................................................................14

ОЛС.51. Взлет...........................................................................................................................................14

ОЛС.65. Набор высоты............................................................................................................................15

ОЛС.75. Посадка......................................................................................................................................15

ОЛС.77. Уход на второй круг.................................................................................................................15

ПИЛОТАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ......................................................................................................15

ОЛС.141. Общие положения...................................................................................................................15

УПРАВЛЯЕМОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ..............................................................................................15

ОЛС. 143. Общие положения...................................................................................................................15

ОЛС. 145. Продольное управление.........................................................................................................16

ОЛС. 153. Управление при посадке........................................................................................................16

ОЛС. 155. Усилия управления рулем высоты при маневрах................................................................16

ОЛС. 157. Угловая скорость крена..........................................................................................................16

БАЛАНСИРОВКА........................................................................................................................................16

ОЛС. 161. Балансировка...........................................................................................................................16

УСТОЙЧИВОСТЬ.........................................................................................................................................17

ОЛС.171. Общие положения...................................................................................................................17

ОЛС. 173. Статическая продольная устойчивость.................................................................................17

ОЛС. 175. Демонстрация статической продольной устойчивости.......................................................17

ОЛС. 177. Статическая путевая и поперечная устойчивость...............................................................18

ОЛС. 181. Динамическая устойчивость..................................................................................................18

РЕЖИМЫ СВАЛИВАНИЯ..........................................................................................................................19

ОЛС.201. Сваливание в полете без крена..............................................................................................19

ОЛС.203. Сваливание в криволинейном полете и динамическое сваливание...................................19

ОЛС.207. Предупреждение о приближении сваливания......................................................................20

РЕЖИМ ШТОПОРА.....................................................................................................................................20

ОЛС.221. Режим штопора.......................................................................................................................20

ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ НА ЗЕМЛЕ И ВОДЕ...........................................................20

ОЛС.231. Продольная устойчивость и управляемость.........................................................................20

ОЛС.233. Путевая устойчивость и управляемость...............................................................................20

ОЛС.235. Условия руления.....................................................................................................................21

ОЛС.239. Брызгообразование.................................................................................................................21

1

Авиационные правила

РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ....................................................................................................21

ОЛС.251. Вибрация и бафтинг...............................................................................................................21

РАЗДЕЛ С - ПРОЧНОСТЬ    23

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...............................................................................................................................23

ОЛС.301. Нагрузки..................................................................................................................................23

ОЛС.303. Коэффициент безопасности...................................................................................................23

ОЛС.305. Прочность и деформация.......................................................................................................23

ОЛС.307. Доказательства прочности.....................................................................................................23

ПОЛЕТНЫЕ НАГРУЗКИ............................................................................................................................23

ОЛС.321. Общие положения..................................................................................................................23

ОЛС.331. Условия симметричного полета............................................................................................23

ОЛС.ЗЗЗ. Границы допустимых скоростей и перегрузок....................................................................24

ОЛС.335. Расчетные воздушные скорости............................................................................................24

ОЛС.337. Эксплуатационные маневренные перегрузки......................................................................25

ОЛС.341. Перегрузки при полете в неспокойном воздухе..................................................................25

ОЛС.345. Устройства для увеличения подъемной силы.....................................................................25

ОЛС.347. Условия несимметричного полета........................................................................................26

ОЛС.349. Случай крена...........................................................................................................................26

ОЛС.351. Случай скольжения................................................................................................................26

ОЛС.361. Крутящий момент двигателя.................................................................................................26

ОЛС.363. Боковая нагрузка на подвеску двигателя.............................................................................26

ОЛС.369. Особые условия нагружения для задних частей несущих поверхностей.........................26

ОЛС.373. Устройства для управления скоростью полета...................................................................27

НАГРУЗКИ НА ПОВЕРХНОСТИ И СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ..........................................................27

ОЛС.391. Нагрузки на поверхности управления..................................................................................27

ОЛС.395. Нагрузки на системы управления.........................................................................................27

ОЛС.397. Эксплуатационные усилия и моменты управления............................................................27

ОЛС.399. Двойное управление...............................................................................................................28

ОЛС.405. Вспомогательная система управления.................................................................................28

ОЛС.407. Влияние нагрузки от триммеров...........................................................................................28

ОЛС.409. Триммеры................................................................................................................................28

ОЛС.415. Случаи порыва ветра на земле..............................................................................................28

ПОВЕРХНОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ............................................................................29

ОЛС.421. Балансировочные нагрузки...................................................................................................29

ОЛС.423. Маневренные нагрузки..........................................................................................................29

ОЛС.425. Нагрузки от воздушных порывов.........................................................................................30

ОЛС.427. Несимметричные нагрузки....................................................................................................30

ПОВЕРХНОСТИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ.................................................................................31

ОЛС.441. Маневренные нагрузки..........................................................................................................31

ОЛС.443. Нагрузки от воздушных порывов.........................................................................................31

ОЛС.445. Разнесенные вертикальные поверхности.............................................................................31

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ

ХВОСТОВОГО ОПЕРЕНИЯ.......................................................................................................................32

ОЛС.447. Совместное нагружение хвостового оперения....................................................................32

ОЛС.449. Дополнительные нагрузки, прикладываемые

к V-образным поверхностям хвостового оперения............................................................32

ЭЛЕРОНЫ, ЗАКРЫЛКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА...............................................................32

ОЛС.455. Элероны...................................................................................................................................32

2

ОЛС.457. Закрылки..................................................................................................................................^

'J'J

ОЛС.459. Специальные устройства........................................................................................................

НАЗЕМНЫЕ НАГРУЗКИ.............................................................................................................................33

ОЛС.471. Общие положения...................................................................................................................33

ОЛС.473. Условия нагружения на земле и основные предположения...............................................33

ОЛС.477. Схемы шасси...........................................................................................................................33

ОЛС.479. Условия горизонтальной посадки.........................................................................................33

ОЛС.481. Условия посадки с опущенным хвостом..............................................................................33

ОЛС.483. Условия посадки на одно колесо...........................................................................................

ОЛС.485. Условия действия боковой нагрузки.....................................................................................33

ОЛС.493. Условия качения с торможением..........................................................................................34

ОЛС.497. Дополнительные условия нагружения для хвостовых колес.............................................34

ОЛС.499. Дополнительные условия нагружения для носовых колес.................................................34

ОЛС.505. Дополнительные требования для самолетов с лыжным шасси..........................................34

НАГРУЗКИ НА ВОДЕ..................................................................................................................................34

ОЛС.521. Случаи нагрузок на воде........................................................................................................34

СЛУЧАИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ..........................................................................................................35

ОЛС .561. Общие положения...................................................................................................................33

ОТТЕНКА УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ................................................................................................35

ОЛС.572. Части конструкции, являющиеся критическими с точки зрения безопасности...............35

РАЗДЕЛ D - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ    37

ОЛС.601. Общие положения...................................................................................................................37

ОЛС.603. Материалы и качество изготовления....................................................................................37

ОЛС.605. Технологические процессы производства............................................................................37

ОЛС.607. Самоконтрящиеся гайки.........................................................................................................37

ОЛС.609. Защита элементов конструкции............................................................................................37

0ЛС.611. Обеспечение доступа..............................................................................................................37

ОЛС.613. Прочностные характеристики материалов и их расчетные значения................................37

ОЛС.615. Расчетные характеристики.....................................................................................................37

ОЛС.619. Специальные коэффициенты безопасности.........................................................................38

ОЛС.621. Коэффициенты безопасности для отливок...........................................................................38

ОЛС.623. Коэффициенты безопасности для опор................................................................................38

ОЛС.625. Коэффициенты безопасности для стыковых узлов (фитингов).........................................38

ОЛС.627. Усталостная прочность..........................................................................................................39

ОЛС.629. Флаттер....................................................................................................................................39

КРЫЛЬЯ.........................................................................................................................................................39

ОЛС.641. Доказательство прочности.....................................................................................................39

ПОВЕРХНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ...............................................................................................................39

ОЛС.651. Доказательство прочности.....................................................................................................39

ОЛС.655. Установка.................................................................................................................................39

ОЛС.657. Узлы подвески.........................................................................................................................40

ОЛС.659. Весовая компенсация..............................................................................................................40

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.........................................................................................................................40

ОЛС.671. Общие положения...................................................................................................................40

ОЛС.673. Основные системы управления полетом..............................................................................40

ОЛС.675. Упоры.......................................................................................................................................40

ОЛС.677. Системы балансировки...........................................................................................................40

ОЛС.679. Стопоры системы управления...............................................................................................40

3

Авиационные правила

ОЛС.681. Статические испытания на расчетную нагрузку.................................................................40

ОЛС.683. Испытания на функционирование........................................................................................41

ОЛС.685. Элементы системы управления.............................................................................................41

ОЛС.687. Пружинные устройства..........................................................................................................41

ОЛС.689. Тросовые системы..................................................................................................................41

ОЛС.693. Соединения.............................................................................................................................41

ОЛС.697. Система управления закрылками..........................................................................................42

ОЛС.699. Указатель положения закрылков..........................................................................................42

ОЛС.701. Взаимосвязь между закрылками...........................................................................................42

ШАССИ.........................................................................................................................................................42

ОЛС.723. Испытания амортизации........................................................................................................42

ОЛС.725. Испытания на сброс при эксплуатационных условиях.......................................................42

ОЛС.726. Динамические испытания на наземные нагрузки...............................................................43

ОЛС.727. Испытания на сброс при поглощении максимальной энергии..........................................43

ОЛС.729. Система выпуска и уборки шасси.........................................................................................43

ОЛС.731. Колеса......................................................................................................................................44

ОЛС.733. Шины.......................................................................................................................................44

ОЛС.735. Тормоза....................................................................................................................................45

ОЛС.737. Лыжи........................................................................................................................................45

КОРПУСА И ПОПЛАВКИ..........................................................................................................................45

ОЛС.751. Плавучесть основных поплавков..........................................................................................45

ОЛС.753. Конструкция основного поплавка........................................................................................45

ОЛС.757. Вспомогательные поплавки...................................................................................................45

РАЗМЕЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ И ГРУЗА............................................................................................................45

ОЛС.771. Кабина пилота.........................................................................................................................45

ОЛС. 773. Обзор из кабины пилота........................................................................................................45

ОЛС. 775. Лобовые стекла и окна...........................................................................................................46

ОЛС.777. Органы управления в кабине.................................................................................................46

ОЛС.779. Перемещение и действие органов управления в кабине....................................................46

ОЛС.781. Форма рукояток рычагов управления в кабине...................................................................47

ОЛС.783. Двери.......................................................................................................................................48

ОЛС.785. Кресла, ремни безопасности и привязные ремни................................................................48

ОЛС.787. Багажно-грузовой отсек.........................................................................................................48

ОЛС.807. Аварийные выходы................................................................................................................49

ОЛС.831. Вентиляция..............................................................................................................................49

ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА...............................................................................................................................49

ОЛС.853. Внутренняя отделка отсеков.................................................................................................49

ОЛС.857. Электрическая металлизация ...............................................................................................49

ОЛС.863. Защита от пожара систем с воспламеняющимися жидкостями.........................................49

ОЛС.865. Противопожарная защита элементов управления полетом

и других частей конструкции самолета...............................................................................49

РАЗНОЕ.........................................................................................................................................................49

ОЛС.871. Средства нивелировки...........................................................................................................49

РАЗДЕЛ Е - СИЛОВАЯ УСТАНОВКА    51

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...............................................................................................................................51

ОЛС.901. Силовая установка..................................................................................................................51

ОЛС.903. Двигатель................................................................................................................................51

ОЛС.905. Воздушный винт.....................................................................................................................51

ОЛС.907. Вибрация воздушного винта.................................................................................................51

4

ОЛС.909. Нагнетатель наддува...............................................................................................................51

ОЛС.925. Клиренс воздушного винта....................................................................................................51

ОЛС.943. Отрицательная перегрузка.....................................................................................................52

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА...........................................................................................................................52

ОЛС.951. Общие положения...................................................................................................................52

ОЛС.955. Подача топлива в двигатель...................................................................................................52

ОЛС.957. Перетекание топлива в объединенных баках.......................................................................53

ОЛС.959. Невырабатываемый остаток топлива в баках......................................................................53

ОЛС.961. Работа топливной системы в условиях высоких температур.............................................53

ОЛС.963. Топливные баки: общие положения......................................................................................53

ОЛС.965. Испытания топливных баков.................................................................................................53

ОЛС.967. Установка топливных баков..................................................................................................53

ОЛС.969. Расширительное пространство топливного бака.................................................................54

ОЛС.971. Отстойник топливного бака...................................................................................................54

ОЛС.973. Заправочная горловина топливного бака.............................................................................54

ОЛС.975. Дренаж топливных баков и карбюраторов...........................................................................54

ОЛС.977. Топливный фильтр..................................................................................................................55

КОМПОНЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ.............................................................................................55

ОЛС.991. Топливные насосы..................................................................................................................55

ОЛС.993. Трубопроводы и арматура топливной системы...................................................................55

ОЛС.995. Топливные краны и органы управления...............................................................................55

ОЛС.999. Сливные устройства топливной системы.............................................................................56

МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ............................................................................................................................56

ОЛСТОН. Общие положения.................................................................................................................56

ОЛС .1013. Масляный бак........................................................................................................................56

ОЛС. 1015. Испытания масляного бака..................................................................................................56

ОЛСТОН. Трубопроводы масляной системы и арматура...................................................................56

ОЛС. 1019. Масляные фильтры...............................................................................................................57

ОЛС. 1021. Сливные устройства масляной системы.............................................................................57

ОЛС. 1023. Масляные теплообменники.................................................................................................57

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ........................................................................................................................57

ОЛС.1041. Общие положения................................................................................................................57

ОЛС. 1047. Методика испытаний охлаждения для самолетов

с поршневыми двигателями................................................................................................57

ЖИДКОСТНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ...............................................................................................................58

ОЛС.1061. Установка...............................................................................................................................58

ОЛС. 1063. Испытания баков для охлаждающей жидкости.................................................................58

СИСТЕМА ПОДАЧИ ВОЗДУХА В ДВИГАТЕЛЬ....................................................................................58

ОЛС.1091. Система подачи воздуха.......................................................................................................58

ОЛС. 1093. Защита от обледенения системы подачи воздуха..............................................................59

ОЛС. 1101. Конструкция подогревателя воздуха, поступающего в карбюратор...............................59

ОЛС. 1103. Каналы системы подачи воздуха.........................................................................................59

ОЛС. 1105. Защитные сетки системы подачи воздуха..........................................................................59

ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА..........................................................................................................................59

ОЛС. 1121. Общие положения.................................................................................................................59

ОЛС. 1123. Система выхлопа...................................................................................................................60

ОЛС. 1125. Теплообменники на выхлопных газах................................................................................60

5

Авиационные правила

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И АГРЕГАТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ....................................................60

ОЛС Л141. Общие положения................................................................................................................60

ОЛС. 1143. Органы управления двигателем..........................................................................................60

ОЛС.1145. Выключатели зажигания......................................................................................................60

ОЛС. 1147. Органы регулирования состава смеси................................................................................60

ОЛС. 1163. Агрегаты силовой установки...............................................................................................61

ОЛС. 1165. Система зажигания двигателя.............................................................................................61

ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ.................................................................................61

ОЛС. 1182. Зоны двигательного отсека за противопожарными перегородками................................61

ОЛС. 1183. Трубопроводы, арматура и компоненты............................................................................61

ОЛС. 1191. Противопожарные перегородки..........................................................................................61

ОЛС. 1193. Капот и мотогондола...........................................................................................................62

РАЗДЕЛ F - ОБОРУДОВАНИЕ    63

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...............................................................................................................................63

ОЛС. 1301. Назначение и установка.......................................................................................................63

ОЛС. 1303. Пилотажные и навигационные приборы............................................................................63

ОЛС. 1305. Приборы силовой установки...............................................................................................63

ОЛС. 1307. Вспомогательное оборудование.........................................................................................63

ОЛС. 1309. Оборудование, системы и установки.................................................................................63

УСТАНОВКА ПРИБОРОВ..........................................................................................................................63

ОЛС. 1321. Расположение и видимость приборов................................................................................63

ОЛС. 1322. Аварийные, предупреждающие и уведомляющие индикаторы.......................................63

ОЛС. 1323. Система измерения воздушной скорости...........................................................................63

ОЛС. 1325. Система статического давления..........................................................................................64

ОЛС. 1327. Магнитный указатель курса................................................................................................64

ОЛС. 1331. Приборы, использующие питание......................................................................................64

ОЛС. 1337. Приборы силовой установки...............................................................................................64

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ............................................................................65

ОЛС. 1351. Общие положения................................................................................................................65

ОЛС. 1353. Конструкция и установка аккумуляторной батареи ........................................................66

ОЛС. 1357. Устройства защиты электросети.........................................................................................66

ОЛС. 1361. Устройство быстрого отключения источников энергии..................................................67

ОЛС. 1365. Электрические провода и оборудование............................................................................67

ОЛС. 1367. Выключатели........................................................................................................................67

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.............................................................................................67

ОЛС. 1384. Внешние световые приборы................................................................................................67

СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.......................................................................................................67

ОЛС. 1411. Общие положения................................................................................................................67

РАЗЛИЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ...............................................................................................................67

ОЛС. 1431. Электронное оборудование.................................................................................................67

ОЛС. 1436. Гидравлические тормозные системы с ручным управлением.........................................67

РАЗДЕЛ G - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ    69

ОЛС. 1501. Общие положения................................................................................................................69

ОЛС. 1505. Ограничения скорости.........................................................................................................69

ОЛС. 1507. Маневренная скорость.........................................................................................................69

ОЛС. 1511. Скорость полета с отклоненными закрылками.................................................................69

ОЛС. 1519. Вес и центр тяжести.............................................................................................................69

ОЛС. 1521. Ограничения по силовой установке...................................................................................69

б

ОЛС. 1525. Условия эксплуатации................................................

ОЛС. 1529. Руководство по технической эксплуатации.............

ОБОЗНАЧЕНИЯ И ТРАФАРЕТЫ....................................................

ОЛС. 1541. Общие положения.......................................................

ОЛС. 1543. Обозначения на приборах. Общие положения.........

ОЛС. 1545. Указатель воздушной скорости.................................

ОЛС. 1547. Магнитный указатель курса.......................................

ОЛС. 1549. Приборы силовой установки ....................................

ОЛС. 1551. Масломер.....................................................................

ОЛС. 1555. Обозначения органов управления.............................

ОЛС. 1557. Различные обозначения и надписи............................

ОЛС. 1559. Трафарет эксплуатационных ограничений..............

ОЛС. 1561. Аварийно-спасательное оборудование.....................

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

И ОДОБРЕННЫЕ ИНСТРУКЦИИ.....................................................

ОЛС. 1581. Общие положения.......................................................

ОЛС. 1583. Эксплуатационные ограничения...............................

ОЛС. 1585. Эксплуатационные данные и процедуры.................

ОЛС. 1587. Информация о характеристиках................................

ОЛС. 1589. Информация о загрузке..............................................


70

70

70

70

70

70

71 71 71 71

71

72 72


72

72

72

73

73

74


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А - УПРОЩЕННЫЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАГРУЗОК ДЛЯ ОЧЕНЬ ЛЕГКИХ САМОЛЕТОВ

ТРАДИЦИОННЫХ СХЕМ...............................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ В - НАГРУЗКИ НА ПОВЕРХНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.....................................


ПРИЛОЖЕНИЕ С - ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ НАГРУЖЕНИЯ

ПРИ ПОСАДКЕ........................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ F - ПРИЕМЛЕМАЯ ПРОЦЕДУРА ИСПЫТАНИЙ САМОЗАТУХАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ОЛС.853(е)................................

ПРИЛОЖЕНИЕ И - ОБРАЗЕЦ РУКОВОДСТВА ПО ЛЕТНОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ..................................................


75

83

89


91

93


7