Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

101 страница

Купить Авиационные правила Часть 27 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит требования к летной годности, выполнение которых необходимо для выдачи сертификатов типа и дополнений к этим сертификатам для винтокрылых аппаратов нормальной категории с максимальным весом 2720 кг и менее.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Раздел А - Общие положения

Раздел В - Полет

     Общие положения

     Летные данные

     Полетные характеристики

     Характеристики управляемости на земле и на воде

     Разные летные требования

Раздел С - Требования к прочности

     Общие положения

     Нагрузки в полете

     Нагрузки на поверхности и системы управления

     Нагрузки на земле

     Нагрузки на воде

     Требования к основным элементам конструкции

     Условия аварийной посадки

     Оценка усталостной прочности конструкции

Раздел D - проектирование и конструкция

     Общие положения

     Винты

     Системы управления

     Шасси

     Поплавки и корпуса винтокрылых аппаратов - амфибий

     Размещение людей и груза

     Пожарная защита

     Средства крепления внешнего груза

     Разное

Раздел Е - Силовая установка

     Общие положения

     Система привода винтов

     Топливная система

     Агрегаты и элементы топливной системы

     Масляная система

     Система охлаждения

     Система подвода воздуха

     Выхлопная система

     Органы управления и агрегаты силовой установки

     Пожарная защита силовой установки

Раздел F - Оборудование

     Общие положения

     Приборы: установка

     Электрические системы и оборудование

     Освещение

     Оборудование, обеспечивающее безопасность

     Оборудование различного назначения

Раздел G - Эксплуатационные ограничения информации

     Эксплуатационные ограничения

     Маркировка и таблички

     Руководство по летной эксплуатации винтокрылого аппарата (РЛЭ)

Приложение А - Инструкция по поддержанию летной годности

Приложение В - Критерии летной годности вертолета для полета по приборам

Приложение С - Критерии для категории А

Временное приложение Д27.1 - Общие эксплуатационные правила

Временное приложение Д27.2 - Дополнительные технические требования к винтокрылым аппаратам с отдельными видами оборудования

Использованные требования, их значения

Принятые сокращения и условные обозначения

 
Дата введения06.12.2013
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

ИзданАО Авиаиздат2000 г.
УтвержденАвиарегистр МАК
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 27

НОРМЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВИНТОКРЫЛЫХ АППАРАТОВ НОРМАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ

2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .................................................................... 9

РАЗДЕЛ А-ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ................................................ И

27.1    Применимость.......................................................... 11

27.2    Специальные требования, имеющие обратную силу ......................... 11

РАЗДЕЛ В - ПОЛЕТ .............................................................. 12

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................ 12

27.21    Доказательство соответствия ............................................. 12

27.25    Ограничения по весу .................................................... 12

27.27    Ограничения по положению центра тяжести................................ 12

27.29 Вес пустого винтокрылого аппарата и соответствующее положение

центра тяжести ......................................................... 12

27.31    Съемный балласт ....................................................... 13

27.33    Ограничения по частоте вращения и шагу несущих винтов ................... 13

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ................................................................ 13

27.45    Общие положения ...................................................... 13

27.51    Взлет.................................................................. 14

27.65    Набор высоты при всех работающих двигателях............................. 14

27.67    Набор высоты при одном неработающем двигателе.......................... 14

27.71    Режим планирования вертолета........................................... 14

27.73    Летные данные при минимальной эксплуатационной скорости ............... 14

27.75    Посадка ............................................................... 15

27.79    Зона опасных сочетаний высоты и скорости «Н—V» ......................... 15

ПОЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.................................................. 15

27.141    Общие положения ...................................................... 15

27.143    Управляемость и маневренность.......................................... 16

27.151    Органы управления винтокрылым аппаратом............................... 16

27.161    Балансировка усилий на органах управления (триммирование) ............... 16

27.171    Устойчивость. Общие положения ......................................... 16

27.173    Продольная статическая устойчивость..................................... 16

27.175    Демонстрация продольной статической устойчивости ....................... 17

27.177    Путевая статическая устойчивость......................................... 17

ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ НА ЗЕМЛЕ И НА ВОДЕ..................... 17

27.231    Общие положения ...................................................... 17

27.235    Руление................................................................ 17

27.239    Характеристики брызгообразования....................................... 17

27.241    Земной резонанс........................................................ 17

РАЗНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.................................................. 17

27.251    Вибрация .............................................................. 17

РАЗДЕЛ С - ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЧНОСТИ.......................................... 18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................ 18

27.301    Нагрузки............................................................... 18

27.303    Коэффициент безопасности.............................................. 18

27.305    Прочность и деформация ................................................ 18

27.307    Доказательство прочности конструкции.................................... 18

27.309    Конструктивные ограничения ............................................ 18

НАГРУЗКИ В ПОЛЕТЕ ............................................................ 18

27.321    Общие положения ...................................................... 18

27.337    Эксплуатационная перегрузка при маневре................................. 18

27.339    Результирующие эксплуатационные нагрузки при маневре................... 19

1

РАЗДЕЛ В - ПОЛЕТ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27.21. Доказательство соответствия

Каждое требование данного раздела должно быть проверено при каждом целесообразном сочетании веса и положения центра тяжести в пределах условий загрузки, для которых запрашивается сертификат. Это должно быть показано:

(a)    Посредством испытаний винтокрылого аппарата типа, на который запрашивается сертификат, или путем расчетов, основанных на результатах испытаний и равных им по точности; а также

(b)    Посредством систематического исследования каждого требуемого сочетания веса и положения центра тяжести, если невозможно сделать обоснованный вывод о соответствии по данным ранее исследованных сочетаний.

27.25. Ограничения по весу

(a)    Максимальный вес. Максимальный вес (наибольший вес, для которого показывается соответствие требованиям, оговоренным в данной Части) должен устанавливаться таким образом, чтобы он:

(1) Не превышал:

(1)    наибольшего веса, выбранного заявителем;

(ii) максимального расчетного веса (наибольшего веса, при котором показывается соответствие условиям нагружения конструкции, оговоренным в данной Части); или

(ш) наибольшего веса, при котором показывается соответствие всем применимым требованиям к полету, приведенным в данной Части.

(2)    Был не менее суммы:

(i)    веса пустого винтокрылого аппарата, определяемого в соответствии с параграфом 27.29;

(ii)    веса топлива, необходимого для выполнения предполагаемой операции с максимальной платной нагрузкой;

(ш) веса полного запаса масла; и

(iv) веса находящихся на борту людей, при предположении, что вес каждого из них равен 77 кг или меньшей величине, для которой запрашивается сертификат.

(b)    Минимальный вес. Минимальный вес (наименьший вес, для которого показывается соответствие требованиям данной Части) должен устанавливаться так,чтобы:

(1) Его величина была не более суммы:

(1)    веса пустого винтокрылого аппарата, определяемого в соответствии с параграфом 27.29; и

(ii) веса требуемого минимального состава экипажа, считая вес каждого члена экипажа равным 77 кг или меньшей величине — по выбору заявителя или согласно инструкции по загрузке.

(2)    Не менее, чем:

(i)    минимальный вес, выбранный заявителем;

(ii)    минимальный расчетный вес (наименьший вес, для которого показывается соответствие условиям нагружения конструкции, оговоренным в данной Части); или

(ш) наименьший вес, при котором показывается соответствие всем применимым требованиям к полету, приведенным в данной Части.

(с) Общий вес со сбрасываемым внешним грузом. Общий вес винтокрылого аппарата со сбрасываемым внешним грузом, превышающий максимальный вес, определенный согласно п. (а) данного параграфа, может быть установлен в случае запроса о подтверждении пригодности конструктивных элементов для эксплуатации винтокрылого аппарата с внешним грузом согласно соответствующим авиационным эксплуатационным правилам и руководствам, а также удовлетворении следующим условиям:

(1)    Часть общего веса сверх величины максимального веса, определенного согласно п. (а) данного параграфа, приходится только на вес сбрасываемого внешнего груза или на его часть.

(2)    Показывается соответствие элементов конструкции винтокрылого аппарата требованиям, предъявляемым в данной Части к конструкции при увеличенных нагрузках и напряжениях, обусловленных увеличением веса сверх величины, установленной согласно п. (а) данного параграфа.

(3)    Эксплуатация винтокрылого аппарата с общим весом, превышающим максимальный сертифицируемый вес, определенный согласно п. (а) данного параграфа, ограничена соответствующими требованиями, предъявляемыми к эксплуатации винтокрылого аппарата с внешним грузом, изложенными в соответствующих авиационных эксплуатационных правилах и руководствах.

27.27. Ограничения по положению центра тяжести

Предельные задние и передние, а также поперечные положения центра тяжести, если они являются критическими, необходимо установить для каждого значения веса, определенного согласно параграфу 27.25. Эти предельные положения центра тяжести не могут выходить за:

(a)    Пределы, указанные заявителем.

(b)    Пределы диапазона положений центра тяжести, подтвержденные в испытаниях; или

(c)    Пределы диапазона положений центра тяжести, в котором показано соответствие требованиям, предъявляемым к полету.

27.29. Вес пустого винтокрылого аппарата и соответствующее положение центра тяжести

(а) Вес пустого винтокрылого аппарата и соответствующее положение центра тяжести должны определяться по материалам взвешивания винтокрылого аппарата при отсутствии экипажа и платной нагрузки, но при наличии:

(1)    Постоянного балласта.

(2)    Невырабатываемого остатка топлива.

(3)    Полной заправки рабочими жидкостями, включая:

(i)    масло;

(ii)    жидкость в гидравлических системах;

(ш) другие жидкости, необходимые для обеспечения нормальной работы систем винтокрылого аппарата, за исключением воды, предназначенной для впрыска в двигатели.

12



(Ь) Комплектация винтокрылого аппарата при определении веса пустого аппарата должна быть такой, которая хорошо определяется и может быть легко повторена, особенно в отношении величин веса топлива, масла, охлаждающей жидкости и устанавливаемого оборудования.

27.31. Съемный балласт

При демонстрации соответствия требованиям, предъявляемым к полету в этом разделе, может использоваться съемный балласт.

27.33. Ограничения по частоте вращения и шагу несущих винтов

(a)    Ограничения по частоте вращения несущих винтов. Диапазон частот вращения несущих винтов должен устанавливаться таким, чтобы:

(1)    При подаче мощности имелся необходимый запас для изменения частоты вращения несущих винтов при выполнении любого необходимого маневра с учетом используемого типа регулятора или синхронизатора.

(2)    При отсутствии мощности обеспечивалась возможность выполнения любого необходимого маневра на режиме авторотации, включая посадку, во всех диапазонах изменения скорости полета и веса, на которые запрашивается сертификат.

(b)    Нормальные ограничения большого шага несущих винтов (при подаче мощности). Для винтокрылых летательных аппаратов, за исключением вертолетов, которые согласно п. (е) данного параграфа должны иметь сигнализацию о приближении величины частоты вращения несущих винтов к минимально допустимому значению, требуется показать, что частота вращения несущих винтов не будет ниже минимально допустимого значения ни при каком продолжительном режиме полета с двигателями, работающими в пределах установленных максимальных ограничений. Это должно обеспечиваться путем:

(1)    Соответствующей установки упора большого шага несущих винтов.

(2)    Выбора собственных характеристик винтокрылого аппарата в пределах, которые не допускают возможности появления опасно малых частот вращения несущих винтов; или посредством.

(3)    Применения соответствующих средств сигнализации, предупреждающих пилота о возникновении опасных частот вращения несущих винтов.

(c)    Нормальные ограничения малого шага несущих винтов. При отсутствии мощности необходимо продемонстрировать, что:

(1)    Нормальное ограничение малого шага несущих винтов обеспечивает необходимую частоту вращения при выполнении режима авторотации при наиболее критических сочетаниях веса и воздушной скорости; и

(2)    Возможно предотвратить повышение частоты вращения несущих винтов, не прибегая к действиям, требующим исключительно высокого летного мастерства.

(d)    Аварийный большой шаг несущих винтов. Если в соответствии с п. (b)(1) данного параграфа установлен упор большого шага несущих винтов и если при этом исключена возможность случай

ного выхода за пределы этого упора, то может быть предусмотрен аварийный большой шаг.

(е) Сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к минимальному значению, устанавливаемая на вертолетах. На однодвигательном, а также многодвигательном вертолете, не имеющем одобренного устройства, автоматически увеличивающего при отказе одного двигателя мощность работающих двигателей, должна быть предусмотрена сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к минимальному значению, отвечающая следующим требованиям:

(1)    Сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к значению, при котором может быть нарушена безопасность полета, должна обеспечиваться пилоту на всех режимах полета, включая полет с работающими и неработающими двигателями.

(2)    Сигнализация может обеспечиваться как посредством использования специфических аэродинамических характеристик вертолета, так и посредством сигнального устройства.

(3)    Сигнализация должна быть ясной и четкой при всех условиях и должна быть ясно отличимой от любой другой сигнализации. Визуальное устройство, которое требует внимания экипажа, неприемлемо.

(4)    Если используется сигнальное устройство, то оно должно автоматически отключиться и возвращаться в исходное состояние при условии, что низкая частота вращения устранена. Если в устройстве предусмотрена звуковая сигнализация, то оно должно быть оборудовано средством, позволяющим пилоту вручную отключить звуковую сигнализацию до устранения низкой частоты вращения.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ

27.45. Обпще положения

(a)    Если не указано другого, требования к летным данным этого раздела должны удовлетворяться в спокойном воздухе и в условиях стандартной атмосферы.

(b)    Летные данные должны соответствовать располагаемой мощности двигателя(ей) при конкретных внешних атмосферных условиях, на конкретном режиме полета и при относительной влажности воздуха, указанной в п. (d) или (е) данного параграфа соответственно.

(c)    Располагаемая мощность должна соответствовать мощности двигателя, не превышающей одобренную мощность, за вычетом:

(1)    Потерь, связанных с установкой двигателя;

и

(2)    Мощности, поглощаемой вспомогательными устройствами и средствами в соответствии с конкретными внешними атмосферными условиями и конкретным режимом полета.

(d)    Для винтокрылых аппаратов с поршневыми двигателями летно—технические характеристики, зависящие от мощности двигателя, должны устанавливаться исходя из 80%—ной относительной влажности воздуха при стандартной атмосфере.

13



(e)    Для винтокрылых аппаратов с газотурбинными двигателями летно—технические характеристики, зависящие от мощности двигателя, должны устанавливаться исходя из относительной влажности воздуха:

(1)    80 % при температуре, соответствующей стандартной атмосфере, или более низкой; и

(2)    34 % при температуре, на 28 °С выше температуры стандартной атмосферы.

Относительная влажность между этими двумя значениями температуры должна изменяться линейно.

(f)    На винтокрылых аппаратах с газотурбинными двигателями должны быть предусмотрены средства, позволяющие пилоту определять до начала взлета способность каждого двигателя развивать мощность, необходимую для обеспечения соответствующих летно—технических характеристик винтокрылого аппарата, оговоренных в настоящем разделе.

27.51. Взлет

(a)    Выполнение взлета с использованием взлетной мощности и взлетной частоты вращения несущего винта при предельном неблагоприятном положении центра тяжести:

(1)    Не должно требовать исключительно высокого мастерства пилотирования или исключительно благоприятных условий.

(2)    Взлет должен выполняться таким образом, чтобы в случае отказа двигателя в любой точке траектории полета была возможна безопасная посадка.

(b)    Изложенные в п. (а) данного параграфа требования должны выполняться при изменении:

(1)    Барометрической высоты — в пределах значений от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максимальной возможной для данного винтокрылого аппарата или 2100 м, в зависимости от того, какое значение высоты меньше; и

(2)    Веса — в диапазоне от максимального веса (на уровне моря) до меньшего значения веса, указанного заявителем для каждого значения высоты, оговоренного в п. (b)(1) данного параграфа.

27.65. Набор высоты при всех работающих

двигателях

(а) Для винтокрылых аппаратов, за исключением вертолетов:

(1) Установившаяся скороподъемность при V(скорость, наивыгоднейшая для набора высоты) должна определяться при:

(1)    максимальной продолжительной мощности каждого двигателя;

(ii)    убранном шасси;

(iii)    значениях веса, высоты и температуры, на которые запрашивается сертификат; и

(2)    Градиент наклона траектории в наборе высоты при скороподъемности, определяемой согласно п. (a)(1) данного параграфа, должен быть:

(i) по меньшей мере 1:10, если горизонтальная дистанция, требуемая для взлета и набора высоты с последующим преодолением препятствий высотой 15 м, устанавливается для каждого значения веса, высоты и температуры в пределах диа

пазона, на который запрашивается сертификат; или

(ii) по меньшей мере 1:6 для стандартных условий на уровне моря.

(Ь) Каждый вертолет должен соответствовать следующим требованиям:

(1) VY должна определяться при:

(1)    стандартных условиях на уровне моря;

(ii)    максимальном весе; и

(iii)    максимальной продолжительной мощности на каждом двигателе.

(2)    Установившаяся скороподъемность должна определяться:

(i)    при скорости набора высоты, указанной заявителем равной или меньшей VNE (непревышае-мая скорость);

(ii)    в пределах диапазона высот от уровня моря до максимального значения, на которое запрашивается сертификат;

(iii)    при значениях веса и температур, соответствующих диапазону высот, оговоренному в п. (b)(2)(ii) данного параграфа, на который запрашивается сертификат; и

(iv)    при максимальной продолжительной мощности на каждом двигателе.

27.67. Набор высоты при одном неработающем двигателе

Для многодвигательных вертолетов установившаяся скороподъемность (или вертикальная скорость снижения) при VY (или при скорости, соответствующей минимальной вертикальной скорости снижения) должна определяться при:

(a)    Максимальном весе.

(b)    Неработающем критическом двигателе и работе остальных двигателей на режиме:

(1)    Максимальной продолжительной мощности и 30—минутной мощности при одном неработающем двигателе (ОДН) (для вертолетов, для которых запрашивается сертификат с использованием 30—минутной мощности); или

(2)    Продолжительной мощности при ОДН (для вертолетов, для которых запрашивается сертификат с использованием продолжительной мощности при одном неработающем двигателе).

27.71. Режим планирования вертолета

Для однодвигательных вертолетов, а также для многодвигательных вертолетов, не удовлетворяющих требованиям независимости двигателя, предъявляемым в Приложении С данной Части к вертолетам категории А, скорость полета, соответствующая минимальной вертикальной скорости снижения, и скорость полета, соответствующая наивыгоднейшему углу планирования, должны определяться на режиме авторотации при:

(a)    Максимальном весе; и

(b)    Частоте (частотах) вращения несущего винта, выбранной заявителем.

27.73. Летные данные при минимальной эксплуатационной скорости

(а) Для вертолетов:

(1) Потолок висения должен определяться в пределах диапазонов весов, высот и температур, для которых запрашивается сертификат, при:

(i)    взлетной мощности;

(ii)    выпущенном шасси; и

14



(iii) выполнении вертолетом режима висения в зоне влияния земли на высоте, оговоренной в методике выполнения нормального взлета; и

(2) Потолок висения, определяемый согласно и. (a)(1) данного параграфа, должен быть:

(i)    для вертолетов с поршневыми двигателями — по меньшей мере 1200 м в условиях стандартной атмосферы при максимальном весе; или

(ii)    для вертолетов с газотурбинными двигателями — 765 м барометрической высоты при температуре на 22 °С выше стандартной для этой высоты и при максимальном весе.

(Ь) Для винтокрылых аппаратов, за исключением вертолетов, установившаяся скороподъемность при минимальной эксплуатационной скорости должна определяться в пределах диапазонов весов, высот и температур, на которые запрашивается сертификат, при:

(1)    Взлетной мощности; и

(2)    Выпущенном шасси.

27.75. Посадка

(a)    Винтокрылый аппарат должен быть способен выполнять посадку без чрезмерного вертикального ускорения, тенденций к подпрыгиванию, капотированию, неуправляемому развороту на земле и на воде, «козлению». Выполнение захода на посадку и посадка не должны требовать исключительно высокого мастерства пилотирования или исключительно благоприятных условий при:

(1)    Скоростях захода на посадку и планирования, соответствующих типу винтокрылого аппарата и выбранных заявителем.

(2)    Заходе на посадку и посадке, выполняемых с:

(i)    неработающим двигателем — для однодвигательного винтокрылого аппарата; и

(ii)    для многодвигательного винтокрылого аппарата — с одним неработающим двигателем и с каждым оставшимся работающим двигателем в установленных пределах эксплуатационных ограничений.

(3)    Выполнении захода на посадку и посадке с режима установившегося самовращения (авторотации).

(b)    Многодвигательный винтокрылый аппарат должен быть способен выполнять безопасную посадку в нормальных эксплуатационных условиях при полной потере мощности.

27.79. Зона опасных сочетаний высоты и скорости «Н — V»

(а) Если имеется какое-либо сочетание высоты и скорости полета вперед (включая режим висения), при которых безопасная посадка в случаях потери мощности, указанных в п. (Ь) данного параграфа, не может быть выполнена, то необходимо установить зону ограничений по высоте и скорости при изменении:

(1) Барометрической высоты — в пределах значений от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максималь-ной возможной для данного винтокрылого аппарата или 2100 м, в зависимости от того, какое значение высоты меньше; и

(2) Веса — в диапазоне от максимального веса (на уровне моря) до меньшего значения веса, указанного заявителем для каждого значения высоты, оговоренного в п. (a)(1) данного параграфа. Для вертолетов нет необходимости превышать наибольшее значение веса на высотах выше уровня моря, при котором возможно выполнение висения вне зоны влияния земли при всех значениях высоты.

(Ь) К случаям потери мощности относятся:

(1)    Для однодвигательных вертолетов — полная потеря мощности.

(2)    Для многодвигательных вертолетов — отказ одного двигателя (если независимость двигателя обеспечивает продолжительную работу остальных двигателей) и работа остальных двигателей с максимальной мощностью, на которую запрашивается сертификат; и

(3)    Для винтокрылых аппаратов другого типа — условия, соответствующие рассматриваемому типу.

ПОЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

27.141. Общие положения

Винтокрылый аппарат должен:

(a)    Удовлетворять требованиям по летным характеристикам этого раздела, если иное специально не оговорено в соответствующем параграфе:

(1)    При ожидаемых в эксплуатации значениях высоты и температуры.

(2)    При любых критических условиях загрузки в пределах диапазонов весов и положений центра тяжести, на которые запрашивается сертификат.

(3)    При любых значениях скорости, мощности и частоты вращения несущих винтов, для которых запрашивается сертификат и которые имеют место в случае подачи мощности на несущие винты; и

(4)    При любых значениях скорости и частоты вращения несущих винтов, для которых запрашивается сертификат на винтокрылый аппарат в случае отсутствия подачи мощности на винты и которые достижимы при управлении в соответствии с принятыми инструкциями и допусками.

(b)    Обеспечивать выполнение любого требуемого режима полета и плавного перехода с одного режима полета на другой, не требуя исключительно высокого мастерства пилотирования, особого внимания или усилий, и не создавать опасности превышения ограничения по перегрузке на любом эксплуатационном режиме, возможном для данного типа, включая:

(1)    Внезапный отказ одного двигателя — для многодвигательных винтокрылых аппаратов, отвечающих требованиям независимости двигателей винтокрылых аппаратов категории А, предъявляемым в Приложении С данной Части.

(2)    Внезапную полную потерю мощности — для других винтокрылых аппаратов.

(3)    Внезапный отказ в системе управления, связанный с оговоренным в 27.695 (а); и

(c)    Обладать дополнительными характеристиками, необходимыми для осуществления полетов в ночное время или по приборам, если требуется

15



сертификат на выполнение полетов такого рода. Требования к выполнению вертолетом полетов по приборам содержатся в Приложении В данной Части.

27.143. Управляемость и маневренность

(a)    Винтокрылый аппарат должен быть безопасно управляемым и маневренным:

(1)    На установившихся режимах полета; и

(2)    При выполнении любого маневра, соответствующего данному типу, включая:

(i)    взлет;

(ii)    набор высоты;

(ш) горизонтальный полет;

(iv)    разворот;

(v)    планирование; и

(vi)    посадку (с работающими и неработающими двигателями); и

(vii)    переход к полету с использованием мощности при неудачном заходе на посадку на режиме авторотации.

(b)    Запас циклического управления должен обеспечить удовлетворительное управление по крену и тангажу на скорости VNE при:

(1)    Критическом весе.

(2)    Критическом положении центра тяжести.

(3)    Критической частоте вращения несущих винтов;и

(4)    Неработающих двигателях (за исключением вертолетов, демонстрирующих соответствие п. (е) данного параграфа) и работающих двигателях.

(c)    Должно быть установлено ограничение по скорости ветра не менее 9 м/с, при которой винтокрылый аппарат может эксплуатироваться без потери управляемости при работе на земле или вблизи земли при выполнении любого маневра, соответствующего данному типу (таких, как, например, взлеты при боковом ветре, полеты вбок и назад), при:

(1)    Критическом весе.

(2)    Критическом положении центра тяжести.

(3)    Критической частоте вращения несущих винтов;и

(4)    Барометрической высоте в пределах значений от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максимальной возможной для данного винтокрылого аппарата или 2100 м, в зависимости от того, какое значение высоты меньше.

(d)    Винтокрылый аппарат после:

(1)    Отказа одного двигателя, в случае многодвигательного винтокрылого аппарата, который удовлетворяет требованиям независимости двигателя винтокрылого аппарата категории А, предъявляемым в Приложении С данной Части; или

(2)    Полной потери мощности, в случае винтокрылого аппарата другого типа,

должен быть управляемым во всем диапазоне скоростей и высот, для которых запрашивается сертификат, когда такая потеря мощности происходит при максимально продолжительной мощности и критическом весе. Задержка по времени корректирующего действия для любого режима после потери мощности не может быть меньше, чем:

(i)    1 с или время нормальной реакции пилота (в зависимости от того, какая величина больше) — для крейсерского полета; и

(ii)    время нормальной реакции пилота — для другого режима

(е) Для вертолетов, на которых VNE (при неработающих двигателях) устанавливается согласно 27.1505(c), должно быть продемонстрировано соответствие нижеследующим требованиям при критическом весе, критическом положении центра тяжести и критической частоте вращения несущих винтов:

(1)    Должно обеспечиваться безопасное уменьшение скорости вертолета до скорости VNE (при неработающих двигателях), не требующее исключительного мастерства пилотирования, после отказа последнего работающего двигателя при максимальной скорости горизонтального полета VNE с одним работающим двигателем.

(2)    При скорости 1,1 VNE (при неработающих двигателях) запас циклического управления должен обеспечивать удовлетворительное управление по крену и тангажу при неработающих двигателях.

27.151. Органы управления винтокрылым аппаратом

(a)    При работе органами продольного, поперечного и путевого управлений и управления общим шагом не должна иметь место чрезмерная сила страгивания, чрезмерное трение или чрезмерная предварительная нагрузка.

(b)    Усилия и люфты в системе управления не должны препятствовать плавному, четкому реагированию винтокрылого аппарата на управляющий импульс.

27.161. Балансировка усилий на органах управления (триммирование)

Триммерное управление:

(a)    Должно снимать воспринимаемые пилотом постоянные силы в продольном, поперечном, путевом управлениях и в управлении общим шагом до нуля в горизонтальном полете во всем диапазоне скоростей; и

(b)    Не должно вносить никаких нежелательных разрывов в градиентах усилий в управлении.

27.171. Устойчивость. Общие положения

Пилотирование винтокрылого аппарата при выполнении какого-либо нормального маневра в течение времени, ожидаемого при эксплуатации, не должно приводить к чрезмерному утомлению или напряжению пилота. Для демонстрации этого свойства необходимо выполнить по меньшей мере три взлета и посадки.

27.173. Продольная статическая устойчивость

(a)    Продольное управление должно быть спроектировано таким образом, чтобы перемещение органа управления назад требовалось для достижения скорости меньше балансировочной, а перемещение органа управления вперед — для достижения скорости, больше балансировочной.

(b)    При постоянном положении рычагов управления мощностью двигателя и общим шагом в процессе выполнения маневров, оговоренных в 27.175(a)—(с), кривая зависимости положения

16



ручки управления от скорости должна иметь положительный наклон во всем диапазоне высот, на который запрашивается сертификат.

(с) При выполнении маневра, оговоренного в 27.175(d), кривая зависимости положения ручки управления от скорости может иметь отрицательный наклон в пределах установленного диапазона скоростей, если обратное перемещение ручки управления не превышает 10 % от величины полного перемещения.

27.175. Демонстрация продольной статической устойчивости

(a)    Набор высоты. Продольную статическую устойчивость необходимо продемонстрировать в режиме набора высоты на скоростях от 0,85 VY до 1,2 VY при:

(1)    Критическом весе.

(2)    Критическом положении центра тяжести.

(3)    Максимальной продолжительной мощности двигателя.

(4)    Убранном шасси; и

(5)    Балансировке винтокрылого аппарата на скорости VY.

(b)    Крейсерский полет. Продольную статическую устойчивость необходимо продемонстрировать в режиме крейсерского полета на скоростях от 0,7 YH или 0,7 VNE (в зависимости от того, какая из них меньше) до 1,1 VH или 1,1 VNE (в зависимости от того, какая из них меньше) при:

(1)    Критическом весе.

(2)    Критическом положении центра тяжести.

(3)    Мощности, необходимой для горизонтального полета при скорости 0,9 VH или 0,9 VNE (в зависимости от того, какое значение меньше).

(4)    Убранном шасси; и

(5)    Балансировке винтокрылого аппарата при скорости 0,9 VH или 0,9 VNE (в зависимости то того, какая величина меньше).

(c)    Авторотация. На режиме авторотации продольная статическая устойчивость должна быть продемонстрирована в диапазоне скоростей полета от 0,5 величины, соответствующей минимальной скорости снижения, до Уж или до 1,1 VNE (при неработающих двигателях), если VNE (при неработающих двигателях) устанавливается согласно 27.1505(c), атакже при:

(1)    Критическом весе.

(2)    Критическом положении центра тяжести.

(3)    Неработающих двигателях.

(4)    Положениях шасси:

(i)    убранном; и

(ii)    выпущенном.

(5)    Балансировке винтокрылого аппарата на соответствующих скоростях, которые необходимы для демонстрации устойчивости в пределах предписанного диапазона скоростей.

(d)    Висение. Для вертолетов направление перемещения и положение органа продольного циклического управления должны отвечать требованиям параграфа 27.173 в диапазоне скоростей от максимальной одобренной величины скорости полета назад до величины скорости полета вперед, равной 35 км/ч при:

(1)    Критическом весе.

(2)    Критическом положении центра тяжести.

(3)    Мощности, потребной для поддержания приблизительно постоянной высоты в зоне влияния земли.

(4)    Выпущенном шасси; и

(5)    Винтокрылом аппарате, сбалансированном для висения.

27.177. Путевая статическая устойчивость

При постоянном положении рычагов управления мощностью двигателей и общего шага несущего винта в условиях балансировки, оговоренных в 27.175 (а) и (Ь), должна иметь место путевая статическая устойчивость. При увеличении отклонений органа путевого управления возрастание угла скольжения относительно балансировочного положения вплоть до +10° должно иметь непрерывный характер. Должны быть предусмотрены средства для предупреждения пилота о приближении к предельным значениям угла скольжения в процессе управления.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ НА ЗЕМЛЕ И НА ВОДЕ
27.231. Общие положения

Винтокрылый аппарат должен обладать удовлетворительными характеристиками управляемости на земле и на воде, причем тенденции к неуправляемости должны отсутствовать в любых условиях, ожидаемых в эксплуатации.

27.235. Руление

Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован так, чтобы он выдерживал нагрузки, которые будут возникать при рулении по наиболее неровной поверхности в ожидаемых условиях нормальной эксплуатации.

27.239. Характеристики брызгообразования

Если запрашивается сертификат для эксплуатации винтокрылого аппарата на воде, то воздействие брызгообразования при рулении, взлете и посадке не должно затемнять обзор из кабины пилота и создавать угрозу повреждения несущих и других винтов, а также прочих частей винтокрылого аппарата.

27.241. Земной резонанс

Винтокрылый аппарат не должен иметь опасной тенденции к колебаниям на земле при вращении несущего винта.

РАЗНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
27.251. Вибрация

На всех частях винтокрылого аппарата на каждом режиме при соответствующих скорости и мощности должна отсутствовать чрезмерная вибрация.

17



РАЗДЕЛ С - ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЧНОСТИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27.301. Нагрузки

(a)    Требования к прочности установлены в терминах эксплуатационных нагрузок (максимальных нагрузок, ожидаемых в эксплуатации) и расчетных нагрузок (эксплуатационных нагрузок, умноженных на заданные коэффициенты безопасности). Если не оговорено иначе, то задаваемые нагрузки и являются эксплуатационными нагрузками.

(b)    Если не оговорено иначе, то задаваемые нагрузки в воздухе, на земле и на воде должны уравновешиваться силами инерции, при этом учитывается масса каждой части винтокрылого аппарата. Нагрузки должны быть распределены так, чтобы это с достаточной точностью или с запасом представляло реальные условия.

(c)    Необходимо принять во внимание перераспределение нагрузок в случае, когда деформации под их воздействием значительно изменяют распределение внешних и внутренних нагрузок.

27.303. Коэффициент безопасности

Если не оговорено иначе, то необходимо использовать коэффициент безопасности, равный 1,5. Этот коэффициент применяется к внешним и инерционным нагрузкам, если его применение к напряжениям не является более надежным.

27.305. Прочность и деформация

(a)    Конструкция должна быть способна выдерживать эксплуатационные нагрузки без возникновения опасной или остаточной деформации. При любых нагрузках, вплоть до эксплуатационных значений, деформация не должна влиять на безопасность эксплуатации.

(b)    Конструкция должна быть способна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения. Это должно быть показано посредством:

(1)    Приложения к конструкции расчетных нагрузок по меньшей мере в течение 3 с при статических испытаниях; или

(2)    Динамических испытаний, воспроизводящих фактическое воздействие нагрузки.

27.307. Доказательство прочности конструкции

(a)    Соответствие требованиям данного раздела к прочности и деформации должно быть показано для каждого критического условия нагружения, с которым конструкция может встретиться в эксплуатации. Расчет конструкции на прочность (статическую или усталостную) можно использовать, если только она соответствует таким конструкциям, для которых, как показал опыт, этот метод является достоверным. В других случаях должны быть проведены обосновывающие испытания.

(b)    Доказательство соответствия требованиям данного раздела к прочности должно включать:

(1)    Динамические и ресурсные испытания винтов, их приводов и управления.

(2)    Испытания системы управления, включая поверхности управления, на расчетную нагрузку.

(3)    Испытания системы управления на функционирование.

(4)    Летные испытания по измерению нагрузок.

(5)    Испытания шасси на сброс; и

(6)    Любые дополнительные испытания, необходимые при наличии новых или необычных особенностей конструкции.

27.309. Конструктивные ограничения

Для того чтобы показать соответствие конструкции требованиям данного раздела, должны быть установлены следующие величины и ограничения:

(a)    Максимальный расчетный вес.

(b)    Диапазоны частот вращения несущего винта при работающих и неработающих двигателях.

(c)    Максимальные поступательные скорости для каждой частоты вращения несущего винта в пределах диапазонов, установленных согласно п. (Ь) данного параграфа.

(d)    Максимальные скорости полета назад и вбок.

(e)    Предельные центровки, соответствующие ограничениям, установленным согласно пп. (Ь),

(с) и (d) данного параграфа.

(f)    Передаточные числа между каждой силовой установкой и каждым связанным с ней вращающимся элементом.

(g)    Положительные и отрицательные эксплуатационные перегрузки при маневре.

(б) Максимальная угловая скорость разворота.

НАГРУЗКИ В ПОЛЕТЕ
27.321. Общие положения

(a)    Полетная перегрузка должна рассматриваться действующей перпендикулярно к продольной оси винтокрылого аппарата и равной по величине, но противоположной по направлению, инерционной перегрузке в центре тяжести.

(b)    Соответствие требованиям данного раздела к нагрузкам в полете должно быть показано при:

(1)    Каждом значении веса от минимального расчетного до максимального расчетного веса; и

(2)    Любом практически осуществимом распределении полезной нагрузки в пределах эксплуатационных ограничений, содержащихся в Руководстве по летной эксплуатации винтокрылого аппарата.

27.337. Эксплуатационная перегрузка при маневре

Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован так, чтобы:

(a)    Эксплуатационная перегрузка при маневре находилась в диапазоне от положительного значения плюс 3,5 до отрицательного значения минус 1,0; или

(b)    Любая меньшая эксплуатационная перегрузка при маневре была не менее плюс 2,0 и не более чем минус 0,5, если:

(1) Показывается аналитически и посредством летных испытаний, что возможность превышения этих значений является крайне маловероятной; и

18



(2) Выбранные величины соответствуют всем значениям веса в пределах диапазона весов от максимального расчетного до минимального расчетного.

27.339. Результирующие эксплуатационные нагрузки при маневре

При использовании эксплуатационной перегрузки при маневре предполагается, что нагрузки действуют в центре втулки каждого несущего винта и на каждую вспомогательную несущую поверхность, в направлениях и при распределениях нагрузки между несущими винтами и вспомогательными несущими поверхностями таким образом, чтобы представить каждый критический режим маневрирования, включая полеты с работающими и неработающими двигателями при максимальной расчетной характеристике режима работы несущего винта. Характеристика режима работы несущего винта представляет собой отношение составляющей скорости полета винтокрылого аппарата в плоскости диска несущего винта к окружной скорости лопастей несущего винта и выражается следующим образом:

V cos ос

где

V — воздушная скорость винтокрылого аппарата вдоль траектории полета (м/с);

ос— угол между осью вращения винта и линией, перпендикулярной траектории полета, лежащими в плоскости симметрии винтокрылого аппарата (рад., положителен, когда ось вращения отклонена назад относительно этого перпендикуляра);

со— угловая частота вращения винта (рад./с);

R — радиус несущего винта (м).

27.341. Нагрузки от воздушных порывов

Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован таким образом, чтобы он выдерживал при каждой критической воздушной скорости, включая висение, нагрузки, возникающие вследствие вертикальных и горизонтальных воздушных порывов со скоростью 9,1 м/с:

(б) Дополнительно следует рассмотреть нагружение винтокрылого аппарата при воздействии вертикальных и горизонтальных порывов со

скоростями W = 9,1 ^тах (м/с) при значениях, Р

лежащих в диапазоне от 0,5    до ртах.

27.351. Условия скольжения

(a)    Каждый винтокрылый аппарат должен быть спроектирован на нагрузки, возникающие в результате маневров, заданных пп. (Ь) и (с) данного параграфа, при:

(1)    Несбалансированных относительно центра тяжести аэродинамических моментах, действующих на винтокрылый аппарат, при обоснованном или надежном учете инерционных сил, возникающих на основных массах; и

(2)    Максимальной частоте вращения несущего винта.

(b)    Чтобы создать нагрузку, соответствующую требованиям и. (а) данного параграфа, в устано

вившемся прямолинейном полете при нулевом скольжении и скоростях полета вперед от нуля до 0,6 VNE необходимо:

(1)    Педали (рычаги) путевого управления резко переместить до максимального положения, ограничиваемого упорами или эксплуатационным усилием пилота, определенным в 27.397(a).

(2)    Достичь результирующего угла скольжения или угла 90°, в зависимости от того, какой из них меньше; и

(3)    Резко вернуть педали в нейтральное положение.

(с) Чтобы создать нагрузку, соответствующую требованиям п. (а) данного параграфа, в установившемся прямолинейном полете при нулевом скольжении и скоростях полета вперед от 0,6 VNE до VNE или VH, в зависимости от того, какое значение меньше, необходимо:

(1)    Резко переместить педали в кабине пилота до предельного положения, ограничиваемого упорами или эксплуатационным усилием пилота, определенным в 27.397(a).

(2)    При скорости VNE или VH, в зависимости от того, какая из них меньше, получить результирующий угол скольжения или угол 15°, в зависимости от того, какой из них меньше.

(3)    Изменить углы скольжения, указанные в пп. (b)(2) и (c)(2) данного параграфа пропорционально скорости; и

(4)    Резко вернуть педали в нейтральное положение.

27.361. Крутящий момент двигателя

(a)    Для газотурбинных двигателей эксплуатационное значение крутящего момента двигателя должно быть не менее наибольшего значения:

(1)    Средней величины крутящего момента при максимальной продолжительной мощности, умноженной на 1,25.

(2)    Крутящего момента, удовлетворяющего требованиям, изложенным в параграфе 27.923.

(3)    Крутящего момента, удовлетворяющего требованиям, изложенным в параграфе 27.927; или

(4)    Крутящего момента, вызванного внезапной остановкой двигателя, обусловленной неисправностью или конструктивным отказом (например, заклиниванием компрессора).

(b)    Для поршневых двигателей эксплуатационное значение крутящего момента должно быть не менее средней величины крутящего момента при максимальной продолжительной мощности, умноженной на:

(1)    1,33 — для двигателей с пятью или более цилиндрами.

(2)    2, 3 и 4 — для двигателей с четырьмя, тремя и двумя цилиндрами соответственно.

НАГРУЗКИ НА ПОВЕРХНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
27.391. Обшце положения

Каждый рулевой винт, каждая неподвижная или подвижная стабилизирующая поверхность или поверхность управления и каждая система, осуществляющая любое управление полетом,

19



должны удовлетворять требованиям параграфов 27.395,27.397, 27.399, 27.411 и 27.427.

27.395. Система управления

(a)    Часть любой системы управления, от рычагов управления пилота до упоров, должна быть спроектирована таким образом, чтобы она выдерживала усилия, не менее, чем прикладываемые пилотом к рычагам управления:

(1)    Усилия, оговоренные в параграфе 27.397; или

(2)    Если система не допускает приложения эксплуатационных усилий пилота, то максимальные допускаемые системой усилия, прикладываемые пилотом к рычагам управления, но не менее 60 % усилий, оговоренных в параграфе 27.397.

(b)    Каждая основная система управления, включая конструктивные элементы ее крепления, должна быть спроектирована следующим образом:

(1)    Система должна выдерживать нагрузки, возникающие в результате приложения пилотом эксплуатационных усилий, предусмотренных в параграфе 27.397.

(2)    Независимо от требований п. (b)(3) данного параграфа, если используется необратимое или обратимое бустерное управление, система управления должна также выдерживать нагрузки, создаваемые мощностью каждого устройства системы управления при нормальном рабочем давлении, в том числе при любом единичном отказе бустера или привода системы.

(3)    Если конструкция системы или нагрузки при нормальной эксплуатации таковы, что часть системы не может передать эксплуатационные усилия пилота, заданные в параграфе 27.397, то эта часть системы должна быть спроектирована так, чтобы выдержать максимальные нагрузки, которые могут возникнуть при нормальной эксплуатации. Минимальные, принимаемые при проектировании нагрузки должны в любом случае обеспечивать прочность системы при эксплуатации, включая такие нагрузки, как усталостные, при заедании, от порывов ветра, инерционные и нагрузки, возникающие при трении. При отсутствии обосновывающего анализа в качестве приемлемых минимальных нагрузок при проектировании можно принять величины нагрузок, не менее заданных эксплуатационных усилий пилота; и

(4)    Если нагрузки при эксплуатации превышаются при возникновении заедания, порывов ветра, инерционности системы управления или от трения, то система должна выдерживать эксплуатационные усилия, прилагаемые пилотом в соответствии с параграфом 27.397, без остаточных деформаций.

(б) Для общих устройств и деталей систем управления, общих кронштейнов и мест их крепления должно быть рассмотрено одновременное сочетание нагружения каждых двух систем управления (например, продольного и поперечного, продольного и общего шага). При этом величину нагрузки на каждую систему следует принимать по 75 % от указанных выше при изолированном нагружении.

(г) Для многовинтовых винтокрылых аппаратов система управления каждым винтом должна быть способна выдержать нагрузки, составляющие не менее 75 % от указанных выше.

27.397. Эксплуатационные усилия и крутяпще моменты от пилота

(a)    Кроме величин, предусмотренных в п. (Ь) данного параграфа, эксплуатационными усилиями, прикладываемыми пилотом к органам управления, являются следующие:

(1)    Для ножных органов управления — 60 кгс на одну педаль и на обе педали одновременно.

(2)    Для ручки управления — 45 кгс вперед и назад и 30 кгс — вбок.

(б) Для рычага управления общим шагом — 45 кгс вверх и вниз.

(b)    Для органов управления щитками, триммерами, стабилизатором, тормозом несущего винта и управления шасси используются следующие эксплуатационные усилия:

(1)    Для управляющих штурвальчиков и рычагов управления U+0*4R) 23 (кгс), где R — радиус

(см), но не менее 23 кгс и не более 45 кгс для органов ручного управления и не более 60 кгс для органов ножного управления, при приложении усилия в любом направлении в пределах углов 20° в плоскости перемещения органов управления.

(2)    Для вращаемых органов управления — 15R (кгс).

27.399. Система двойного управления

Каждая основная система двойного управления полетом должна выдерживать нагрузки, возникающие вследствие приложения пилотами усилий, составляющих не менее 75 % от установленных в параграфе 27.395:

(a)    В противоположных направлениях; и

(b)    В одном направлении.

27.411. Высота над землей: предохранительное устройство для хвостового винта

(a)    Во время выполнения нормальной посадки должна быть исключена возможность контакта хвостового винта с поверхностью посадочной площадки.

(b)    Если требуется продемонстрировать соответствие предохранительного устройства для хвостового винта и. (а) данного параграфа, то:

(1)    Для такого устройства должны быть установлены соответствующие нагрузки при проектировании; и

(2)    Предохранительное устройство и несущая его конструкция должны быть спроектированы так, чтобы они выдерживали эти нагрузки.

27.427. Несимметричные нагрузки

(a)    Горизонтальное хвостовое оперение и конструктивные элементы его крепления должны быть рассчитаны на несимметричные нагрузки, возникающие при скольжении и при влиянии спутной струи несущего винта в сочетании с предполагаемыми условиями полета.

(b)    Для удовлетворения расчетным критериям, приведенным в и. (а) данного параграфа, при отсутствии более надежных данных, необходимо

20



обеспечить соответствие следующим двум требованиям:

(1)    100 %—ная максимальная нагрузка при условиях симметричного полета должна воздействовать на поверхность с одной стороны относительно плоскости симметрии при нулевой нагрузке на другой стороне.

(2)    По 50 % максимальной нагрузки при условиях симметричного полета должны воздействовать на поверхность с каждой стороны относительно плоскости симметрии в противоположных направлениях.

(с) При схемах оперения, когда горизонтальное хвостовое оперение крепится на вертикальном хвостовом оперении, вертикальное хвостовое оперение и конструктивные элементы крепления должны быть рассчитаны на сочетание нагрузок, действующих на вертикальную и горизонтальную поверхности и возникающих при каждом из заданных условий полета, рассматриваемых в отдельности. Условия полета должны выбираться таким образом, чтобы максимальные нагрузки при проектировании воздействовали на каждую поверхность. При отсутствии более точных данных должны быть приняты варианты распределения несимметричных нагрузок на горизонтальное хвостовое оперение, описанные в этом параграфе.

НАГРУЗКИ НА ЗЕМЛЕ
27.471. Общие положения

(a)    Нагрузки и равновесие. Для эксплуатационных нагрузок, действующих на земле:

(1)    Эксплуатационными нагрузками, действующими на земле в посадочных условиях, в данной Части должны считаться внешние нагрузки, которые имели бы место в конструкции винтокрылого аппарата, если бы он рассматривался как абсолютно жесткое тело; и

(2)    На каждом нормируемом условии посадки внешние нагрузки должны быть уравновешены поступательными и вращательными инерционными нагрузками, выбранными обоснованно или с запасом.

(b)    Критические положения центра тяжести.

Критические положения центра тяжести в пределах диапазона, для которого запрашивается сертификат, должны выбираться так, чтобы получались максимальные расчетные нагрузки в каждом элементе шасси.

27.473. Условия нагружения на земле и допущения

(a)    Для заданных условий посадки используемый максимальный расчетный вес должен быть не менее максимального веса. Предполагается, что во время посадочного удара подъемная сила несущего винта приложена в центре тяжести. Эта подъемная сила не может превышать 2/3 максимального расчетного веса.

(b)    Если не оговорено особо, для каждого посадочного режима винтокрылый аппарат должен быть спроектирован так, чтобы эксплуатационная перегрузка была не менее эксплуатационной инерционной перегрузки, устанавливаемой согласно параграфу 27.725.

27.475. Пневматики и амортизаторы

Если не оговорено особо для каждого заданного условия посадки, то предполагается, что пневматики должны находиться в стояночном положении, а амортизаторы — в их наиболее критическом положении.

27.477. Схема расположения шасси

Параграфы 27.235, 27.479 — 27.485 и 27.493 относятся к шасси с двумя опорами, расположенными позади центра тяжести и одной или более опорами, расположенными впереди центра тяжести.

27.479. Условия горизонтальной посадки

(a)    Пространственные положения. Согласно каждому из условий нагружения, оговоренных в п. (Ь) данного параграфа, винтокрылый аппарат в условиях горизонтальной посадки должен иметь следующие пространственные положения:

(1)    Положение, при котором все колеса касаются земли одновременно.

(2)    Положение, при котором задние колеса касаются земли несколько раньше передних.

(b)    Условия нагружения. Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован для следующих условий нагружения при посадке:

(1)    Для вертикальных нагрузок, прилагаемых согласно параграфу 27.471.

(2)    Для нагрузок, возникающих вследствие сочетания нагрузок, приложенных согласно п. (b)(1) данного параграфа, и нагрузок от лобовых сил на каждое колесо, составляющих не менее 25 % от вертикальной нагрузки на это колесо.

(3)    Если спереди имеются две опоры, то нагрузки, прилагаемые к ним согласно пп. (b) (1) и (2) данного параграфа, распределяются в отношении 40:60.

(c)    Продольные моменты. Предполагается, что продольные моменты должны восприниматься:

(1)    В случае положения, соответствующего п. (a)(1) данного параграфа, — передним шасси; и

(2)    В случае положения, соответствующего п. (a)(2) данного параграфа, — моментом сил инерции.

27.481. Условия посадки с опущенной хвостовой частью

(a)    Предполагается, что положение винтокрылого аппарата с максимальным положительным углом тангажа обеспечивает зазор между землей и каждой частью винтокрылого аппарата.

(b)    Предполагается, что при таком положении нагрузки действуют перпендикулярно поверхности земли.

27.483. Условия посадки на одно колесо

При условии посадки на одно колесо предполагается, что винтокрылый аппарат находится в горизонтальном положении и касается земли одним задним колесом. В этом положении:

(a)    Вертикальная нагрузка на это колесо определяется согласно 27.479(b)(1); и

(b)    Неуравновешенные внешние нагрузки должны уравновешиваться инерцией винтокрылого аппарата.

21



27.341    Нагрузки от воздушных порывов.......................................... 19

27.351    Условия скольжения .................................................... 19

27.361    Крутящий момент двигателя.............................................. 19

НАГРУЗКИ НА ПОВЕРХНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ........................ 19

27.391    Общие положения ...................................................... 19

27.395    Система управления..................................................... 20

27.397    Эксплуатационные усилия и крутящие моменты от пилота................... 20

27.399    Система двойного управления............................................ 20

27.411    Высота над землей: предохранительное устройство для хвостового винта.......    20

27.427    Несимметричные нагрузки............................................... 20

НАГРУЗКИ НА ЗЕМЛЕ ............................................................ 21

27.471    Общие положения ...................................................... 21

27.473    Условия нагружения на земле и допущения................................. 21

27.475    Пневматики и амортизаторы ............................................. 21

27.477    Схемы расположения шасси.............................................. 21

27.479    Условия горизонтальной посадки ......................................... 21

27.481    Условия посадки с опущенной хвостовой частью............................ 21

27.483    Условия посадки на одно колесо .......................................... 21

27.485    Условия посадки при боковом сносе....................................... 22

27.493    Условия пробега с торможением .......................................... 22

27.497    Условия нагружения на земле — шасси с хвостовыми колесами ............... 22

27.501    Условия нагружения на земле — полозковое шасси.......................... 23

27.505    Условия посадки на лыжи................................................ 24

НАГРУЗКИ НА ВОДЕ.............................................................. 24

27.521    Условия посадки на поплавки ............................................ 24

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ КОНСТРУКЦИИ....................... 24

27.547    Конструкция несущего винта............................................. 24

27.549    Конструкция фюзеляжа, шасси и пилона винта............................. 25

УСЛОВИЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ................................................ 25

27.561    Общие положения ...................................................... 25

27.562    Динамические условия аварийной посадки................................. 25

27.563    Обеспечение прочности конструкции при вынужденной посадке на воду.......    26

ОЦЕНКА УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ КОНСТРУКЦИИ........................... 27

27.571    Оценка усталостной прочности конструкции............................... 27

РАЗДЕЛ D - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ................................. 28

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................ 28

27.601    Конструкция........................................................... 28

27.603    Материалы............................................................. 28

27.605    Технологические процессы............................................... 28

27.607    Детали крепления....................................................... 28

27.609    Защита конструкции .................................................... 28

27.610    Молниезащита ......................................................... 28

27.610Б    Обеспечение электрического контакта с поверхностью....................... 28

27.611    Обеспечение осмотра.................................................... 28

27.613    Характеристики прочности материала и их расчетные значения............... 28

27.619    Дополнительные коэффициенты безопасности ............................. 29

27.621    Дополнительные коэффициенты безопасности для отливок .................. 29

27.623    Дополнительные коэффициенты безопасности на смятие .................... 30

27.625    Дополнительные коэффициенты безопасности для соединений............... 30

27.629    Флаттер и дивергенция .................................................. 30

ВИНТЫ .......................................................................... 30

27.653    Выравнивание давления и дренирование лопастей винта..................... 30

27.659    Балансировка по массе .................................................. 30

2
27.485. Условия посадки при боковом сносе

(a)    Предполагается, что винтокрылый аппарат находится в положении горизонтальной посадки, при этом:

(1)    Боковые нагрузки действуют одновременно с реакциями земли, равными 1/2 величины максимальных реакций земли, получаемых в условиях горизонтальной посадки соответственно 27.479(b)(1); и

(2)    Нагрузки, получаемые согласно и. (a)(1) данного параграфа, приложены:

(i) в точке касания земли; или

(И) при полностью само ориентирующемся шасси — к середине оси колеса.

(b)    Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован таким образом, чтобы при контакте с землей он выдерживал:

(1)    При касании земли только задними колесами — боковые нагрузки, действующие внутрь на одной стороне и составляющие 0,8 от величины вертикальной реакции, и боковые нагрузки, действующие наружу на другой стороне и составляющие 0,6 от величины вертикальной реакции, в сочетании с вертикальными нагрузками, оговоренными в и. (а) данного параграфа; и

(2)    При касании земли всеми колесами одновременно:

(i)    для задних колес — боковые нагрузки, заданные в и. (b)(1) данного параграфа; и

(ii)    для колес передней опоры — боковую нагрузку, составляющую 0,8 от величины вертикальной реакции, в сочетании с вертикальной нагрузкой, определяемой в п. (а) данного параграфа.

27.493. Условия пробега с торможением

При пробеге с торможением при амортизаторах, находящихся в стояночном положении:

(a)    Эксплуатационная вертикальная нагрузка должна быть основана на перегрузке не меньшей, чем:

(1)    1,33 — для положения, оговоренного в 27.479(a)(1); и

(2)    1,0 — для положения, оговоренного в 27.479(a)(2); и

(b)    Конструкция должна быть спроектирована таким образом, чтобы она выдерживала в точке касания земли каждым заторможенным колесом лобовую нагрузку, равную по величине по крайней мере меньшему из значений:

(1)    Вертикальной нагрузке, умноженной на коэффициент трения, равный 0,8; и

(2)    Максимальной величине, определяемой по эксплуатационному тормозному моменту.

27.497. Условия нагружения на земле — шасси с хвостовыми колесами

(a)    Общие положения. Винтокрылый аппарат с шасси, имеющим две опоры впереди и одну позади центра тяжести, должен быть спроектирован для условий нагружения, предусмотренных в данном параграфе.

(b)    Посадка в горизонтальном положении с касанием земли только передними колесами. В этом положении:

(1) Вертикальные нагрузки должны быть приложены согласно параграфам 27.471 — 27.475.

(2)    Вертикальная нагрузка на каждую ось должна сочетаться с лобовой нагрузкой, действующей на эту ось и составляющей не менее 25 % от вертикальной нагрузки; и

(3)    Предполагается, что неуравновешенным продольным моментам должны противодействовать моменты сил инерции.

(c)    Посадка в горизонтальном положении с касанием земли всеми колесами одновременно. При таком положении винтокрылый аппарат должен удовлетворять условиям нагружения при посадке, предусмотренным в и. (Ь) данного параграфа.

(d)    Максимальный положительный угол тангажа, с касанием земли только задним колесом. Для такого условия угол тангажа должен быть равен максимальному положительному углу кабрирования, ожидаемому при обычной эксплуатации, включая посадки на режиме авторотации. В этом положении:

(1)    Должны быть определены и приложены соответствующие нагрузки на земле, предусмотренные в пп. (b)(1) и (2) данного параграфа, с использованием обоснованного метода расчета плеча пары сил между реакцией земли, действующей на заднее колесо, и центром тяжести винтокрылого аппарата; или

(2)    Должно быть показано, что вероятность посадки с первоначальным касанием земли задним колесом является крайне маловероятной.

(e)    Посадка в горизонтальном положении с касанием земли только одним передним колесом. Для такого положения винтокрылый аппарат должен быть спроектирован из расчета нагрузок на земле, оговоренных в пп. (b)(1) и (3) данного параграфа.

(f)    Боковые нагрузки при посадке в горизонтальном положении. Для положений, оговоренных в пп. (Ь) и (с) данного параграфа, принимаются следующие условия:

(1) Боковые нагрузки должны действовать на каждое колесо в сочетании с вертикальной реакцией, составляющей 1/2 величины максимальных вертикальных реакций земли, действующих на данное колесо согласно пп. (Ь) и (с) данного параграфа. При таком условии боковая нагрузка должна быть равна:

(1)    для передних колес — 0,8 вертикальной реакции на стороне, где боковая нагрузка действует внутрь, и 0,6 вертикальной реакции на стороне, где боковая нагрузка действует наружу; и

(ii) для заднего колеса — 0,8 вертикальной реакции.

(2)    Нагрузки, оговоренные в п. (f)(1) данного параграфа, должны быть приложены:

(i)    в точке касания земли колесом, плоскость которого направлена по полету для не полностью самоориентирующегося шасси с замком, управлением или демпфером шимми, удерживающим плоскость колеса в направлении по полету; или

(ii)    в середине оси (для полностью самоориентирующегося шасси без замка, управления или демпфера шимми).

(g)    Пробег с торможением при посадке в горизонтальном положении. Для положений, оговоренных в пп. (Ь) и (с) данного параграфа, и при стояночном обжатии амортизационных стоек винтокрылый аппарат должен быть спроектиро-

22



27.661    Зазор между лопастями винта и частями конструкции    ....................... 30

27.663    Средства предотвращения земного резонанса............................... 30

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ......................................................... 30

27.671    Общие положения ...................................................... 30

27.672    Системы улучшения устойчивости, автоматические и    бустерные системы ...... 31

27.673    Основные органы управления полетом..................................... 31

27.674    Взаимосвязанные системы управления..................................... 31

27.675    Упоры................................................................. 31

27.679    Стопорные устройства системы управления ................................ 31

27.681    Статические испытания при расчетных нагрузках........................... 31

27.683    Испытания на функционирование ........................................ 31

27.685    Детали системы управления.............................................. 31

27.687    Пружинные устройства.................................................. 32

27.691    Механизм перевода несущего винта на режим авторотации................... 32

27.695    Системы управления с силовыми приводами и бустерами .................... 32

ШАССИ.......................................................................... 32

27.723    Испытания на сброс для определения работоемкости шасси.................. 32

27.725    Испытания на сброс при эксплуатационной нагрузке........................ 32

27.727 Испытания на сброс для определения располагаемой

работоемкости шасси.................................................... 33

27.729    Механизм уборки шасси ................................................. 33

27.731    Колеса................................................................. 33

27.733    Пневматики............................................................ 34

27.735    Тормоза ............................................................... 34

27.737    Лыжи.................................................................. 34

ПОПЛАВКИ И КОРПУСА ВИНТОКРЫЛЫХ АППАРАТОВ-АМФИБИЙ............... 34

27.751    ЕЕгавучесть основного поплавка........................................... 34

27.753    Конструкция основного поплавка......................................... 34

27.755    ЕЫавучесть корпусов амфибий............................................ 34

РАЗМЕЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ И ЕРУЗА.................................................. 34

27.771    Кабина экипажа ........................................................ 34

27.773    Обзор из кабины экипажа................................................ 34

27.775    Лобовые и боковые стекла................................................ 35

27.777    Органы управления в кабине экипажа ..................................... 35

27.779    Перемещение и воздействие органов управления в кабине экипажа............ 35

27.783    Двери.................................................................. 35

27.785 Кресла, спальные места, поясные привязные ремни

и привязные системы.................................................... 35

27.785Б    Аптечка для оказания первой помощи ..................................... 36

27.787    Ерузовые и багажные отсеки.............................................. 36

27.801    Аварийное приводнение ................................................. 36

27.807    Аварийные выходы...................................................... 37

27.831    Вентиляция ............................................................ 37

27.833    Обогреватели........................................................... 37

ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА............................................................. 37

27.853    Интерьеры кабин ....................................................... 37

27.855    Ерузовые и багажные отсеки.............................................. 37

27.859    Системы обогрева....................................................... 38

27.861    Пожарная защита конструкции, деталей управления и других частей........... 39

27.863    Пожарная защита зон с воспламеняющимися жидкостями ................... 39

СРЕДСТВА КРЕПЛЕНИЯ ВНЕШНЕЕО ЕРУЗА....................................... 39

27.865    Средства крепления внешнего груза....................................... 39

РАЗНОЕ.......................................................................... 40

27.871    Реперные точки......................................................... 40

27.873    Средства крепления балласта............................................. 40

3

РАЗДЕЛ Е - СИЛОВАЯ УСТАНОВКА................................................ 41

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................ 41

27.901    Установка.............................................................. 41

27.903    Двигатели.............................................................. 41

27.907    Вибрация двигателя ..................................................... 41

СИСТЕМА ПРИВОДА ВИНТОВ.................................................... 41

27.917    Конструкция........................................................... 41

27.921    Тормоз винта........................................................... 42

27.923    Испытания системы привода винта и механизмов управления ................ 42

27.927    Дополнительные испытания.............................................. 43

27.931    Критическая частота вращения валов трансмиссии.......................... 44

27.935    Соединения валов трансмиссии........................................... 44

27.939    Рабочие характеристики двигателя ........................................ 44

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.......................................................... 44

27.951    Общие положения ...................................................... 44

27.952    Стойкость к разрушению топливной системы............................... 44

27.953    Независимость подачи топлива в двигатели................................. 45

27.954    Защита топливной системы от ударов молнии .............................. 46

27.955    Подача топлива......................................................... 46

27.959    Невырабатываемый остаток топлива в баках................................ 46

27.961    Эксплуатация топливной системы при высокой температуре.................. 46

27.963    Топливные баки. Общие положения....................................... 47

27.965    Испытания топливных баков ............................................. 47

27.967    Установка топливного бака............................................... 48

27.969    Расширительное пространство топливного бака............................. 48

27.971    Отстойник топливного бака.............................................. 48

27.973    Заправочная горловина топливного бака................................... 48

27.975    Дренажи (вентиляция) топливного бака.................................... 49

27.977    Заборник топлива из бака................................................ 49

АГРЕЕАТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ................................ 49

27.991    Топливные насосы...................................................... 49

27.993    Трубопроводы и арматура топливной системы.............................. 49

27.995    Топливные краны....................................................... 49

27.997    Топливные фильтры..................................................... 49

27.999    Сливные устройства топливной системы................................... 49

МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ........................................................... 50

27.1011    Двигатели. Общие положения ............................................ 50

27.1013    Масляные баки......................................................... 50

27.1015    Испытания масляных баков .............................................. 50

27.1017    Трубопроводы и арматура масляной системы............................... 50

27.1019    Масляные фильтры ..................................................... 50

27.1021    Сливные устройства масляной системы.................................... 51

27.1027    Трансмиссия и редукторы. Общие положения .............................. 51

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ........................................................ 51

27.1041    Общие положения ...................................................... 51

27.1043    Испытания системы охлаждения.......................................... 51

27.1045    Методика испытаний системы охлаждения................................. 52

СИСТЕМА ПОДВОДА ВОЗДУХА ................................................... 52

27.1091    Подвод воздуха......................................................... 52

27.1093    Защита системы подвода воздуха от обледенения............................ 52

ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА.......................................................... 53

27.1121    Общие положения ...................................................... 53

27.1123    Выхлопные трубы....................................................... 53

4

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И АГРЕГАТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ..................... 53

27.1141    Органы управления силовой установки. Общие положения................... 53

27.1143 Органы управления двигателя ............................................ 54

27.1145 Выключатели зажигания................................................. 54

27.1147    Органы управления составом топливной смеси ............................. 54

27.1151    Органы управления тормозом несущего винта .............................. 54

27.1163 Агрегаты силовой установки.............................................. 54

ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ..................................... 54

27.1183    Трубопроводы, соединения и компоненты ................................. 54

27.1185    Воспламеняющиеся жидкости............................................ 55

27.1187    Вентиляция ............................................................ 55

27.1189    Перекрывные средства................................................... 55

27.1191    Пожарная перегородка................................................... 55

27.1193    Капот и обшивка мотогондолы ........................................... 55

27.1194    Другие поверхности..................................................... 56

27.1195    Системы обнаружения пожара............................................ 56

РАЗДЕЛ F - ОБОРУДОВАНИЕ ..................................................... 57

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................ 57

27.1301    Назначение и установка.................................................. 57

27.1301Б Эксплуатация винтокрылого аппарата после выхолаживания................. 57

27.1303    Пилотажные и навигационные приборы ................................... 57

27.1305    Приборы контроля силовой установки..................................... 57

27.1307    Разное оборудование .................................................... 58

27.1309    Оборудование, системы и установки....................................... 58

ПРИБОРЫ: УСТАНОВКА.......................................................... 58

27.1321    Расположение и видимость............................................... 58

27.1322    Аварийные, предупреждающие и уведомляющие светосигнализаторы.......... 58

27.1323    Система индикации приборной скорости .................................. 58

27.1325    Системы статического давления .......................................... 59

27.1327    Магнитный компас...................................................... 59

27.1329    Система автопилота..................................................... 59

27.1335    Система командного пилотажного прибора................................. 59

27.1337    Установка приборов контроля силовой установки........................... 59

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ................................. 60

27.1351    Общие положения ...................................................... 60

27.1353    Конструкция и установка аккумуляторной батареи.......................... 61

27.1357    Защита электрических цепей ............................................. 61

27.1361    Устройство быстрого отключения источников энергии....................... 61

27.1365    Электрические провода.................................................. 62

27.1367    Выключатели........................................................... 62

ОСВЕЩЕНИЕ .................................................................... 62

27.1381    Лампы освещения приборов.............................................. 62

27.1383    Посадочные фары....................................................... 62

27.1385    Установка системы аэронавигационных огней.............................. 62

27.1387 Двугранные углы распространения светового потока

аэронавигационных огней................................................ 62

27.1389    Распределение светового потока и сила света аэронавигационных огней ....... 63

27.1391 Минимальные величины силы света в горизонтальной плоскости

передних и хвостового аэронавигационных огней ........................... 63

27.1393 Минимальные величины силы света в любой вертикальной плоскости

передних и хвостового аэронавигационных огней ........................... 63

27.1395 Максимально допустимые величины силы света в перекрывающихся

световых потоках передних и хвостового аэронавигационных огней ........... 63

27.1397    Требования, предъявляемые к цвету огней.................................. 63

27.1399    Стояночный огонь...................................................... 64

27.1401    Система огней для предотвращения столкновения........................... 64

5

ОБОРУДОВАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ БЕЗОПАСНОСТЬ.......................... 64

27.1411    Общие положения ...................................................... 64

27.1413    Поясные привязные ремни............................................... 65

27.1415    Оборудование, используемое при аварийной посадке на воду................. 65

27.1419    Защита от обледенения .................................................. 65

ОБОРУДОВАНИЕ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ .................................... 65

27.1435    Гидравлические системы................................................. 65

27.1457    Бортовые диктофоны.................................................... 65

27.1459    Бортовые самописцы.................................................... 66

27.1461    Оборудование, содержащее роторы с большой кинетической энергией......... 67

РАЗДЕЛ G - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ.............. 68

27.1501    Общие положения ...................................................... 68

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ .......................................... 68

27.1503    Ограничения по скорости полета. Общие положения ........................ 68

27.1505    Непревышаемая скорость полета.......................................... 68

27.1509    Частота вращения несущего винта......................................... 68

27.1519    Вес и пол ожение центра тяжести.......................................... 68

27.1521    Ограничения, связанные с работой силовой установки....................... 68

27.1523    Минимальное число членов летного экипажа............................... 70

27.1525    Виды эксплуатации ..................................................... 70

27.1527    Максимальная эксплуатационная высота .................................. 70

27.1529    Инструкции по поддержанию летной годности.............................. 70

МАРКИРОВКА И ТАБЛИЧКИ...................................................... 70

27.1541    Общие положения ...................................................... 70

27.1543    Маркировка приборов. Общие положения ................................. 70

27.1545    Указатель скорости полета ............................................... 71

27.1547    Магнитный компас...................................................... 71

27.1549    Приборы контроля силовой установки..................................... 71

27.1551    Индикатор количества масла ............................................. 71

27.1553    Индикатор количества топлива ........................................... 71

27.1555    Маркировка органов управления.......................................... 71

27.1557    Прочие маркировки и таблички........................................... 72

27.1559    Табличка с указанием ограничений........................................ 72

27.1561    Спасательное оборудование .............................................. 72

27.1565    Хвостовой винт......................................................... 72

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИНТОКРЫЛОГО

АППАРАТА (РЛЭ)................................................................. 72

27.1581    Общие положения ...................................................... 72

27.1583    Эксплуатационные ограничения.......................................... 72

27.1585    Правила эксплуатации................................................... 73

27.1587    Сведения о летных данных............................................... 73

27.1589    Информация о загрузке.................................................. 73

ПРИЛОЖЕНИЕ А - ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ........ 74

А. 1    Общие положения ...................................................... 74

А. 2    Вид и тип оформления................................................... 74

А.З    Содержание............................................................ 74

A. 4    Раздел «Ограничения летной годности».................................... 75

ПРИЛОЖЕНИЕ В - КРИТЕРИИ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВЕРТОЛЕТА

ДЛЯ ПОЛЕТА ПО ПРИБОРАМ...................................................... 76

B. 1    Общие положения ...................................................... 76

В.2    Определения ........................................................... 76

В.З    Балансировка усилий на органах управления (триммирование) ............... 76

В.4    Продольная статическая устойчивость..................................... 76

В.5    Боковая статическая устойчивость ........................................ 77

6

B.6    Динамическая устойчивость.............................................. 77

В.7    Система улучшения устойчивости (СУУ)................................... 77

В.8    Оборудование, системы и установки....................................... 77

B. 9    Руководство по летной эксплуатации винтокрылого аппарата................. 78

ПРИЛОЖЕНИЕ С-КРИТЕРИИ ДЛЯ КАТЕГОРИИ А ................................. 79

C. 1    Общие положения ...................................................... 79

С.2    Дополнительные требования ............................................. 79

ВРЕМЕННОЕ    ДОПОЛНЕНИЕ Д27Л — ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА......    84

Д27.1.1    Применимость.......................................................... 84

Д27.1.2    Обеспечение кислородом ................................................ 84

Д27.1.3    Бортовые диктофоны.................................................... 84

Д27.1.4    Бортовые самописцы.................................................... 84

Д27.1.5 Требования к летным данным: сухопутные летательные аппараты,

эксплуатируемые над водой .............................................. 84

Д27.1.6 Спасательное оборудование винтокрылого аппарата,

эксплуатируемого над водой.............................................. 84

ВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ Д27.2. - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВИНТОКРЫЛЫМ АППАРАТАМ С ОТДЕЛЬНЫМИ

ВИДАМИ ОБОРУДОВАНИЯ........................................................ 85

Д27.2.1    Применимость.......................................................... 85

Д27.2.2    Общие требования ...................................................... 85

Д27.2.3    Пилотажно—навигационное оборудование ................................. 85

Д27.2.4 Радиотехническое оборудование навигации, посадки и управления

воздушным движением (РТО НП и УВД)................................... 86

Д27.2.5    Радиосвязное оборудование.............................................. 93

Д27.2.6    Электротехническое оборудование........................................ 95

Д27.2.7    Светотехническое оборудование .......................................... 95

Д27.2.8    Компоновка кабины экипажа............................................. 95

Д27.2.9    Оборудование внутрикабинной сигнализации .............................. 96

Д27.2.10    Системы приборов с электронными дисплеями ............................. 98

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕРМИНЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЯ .................................. 99

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ........................ 101

7

ВВЕДЕНИЕ

Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории являются Частью 27 Авиационных правил (АП—27) и распространяются на гражданские винтокрылые аппараты всех типов и назначений в пределах, ограниченных параграфом 27.1. «Применимость».

Структурно АП—27 состоят из разделов А, В, С, D, Е, F, G, Приложений А, В и С, Временных дополнений Д27.1 и Д27.2.

Разделы А, В, С, D, Е, F, G, Приложение А и В по содержанию и нумерации параграфов гармонизированы с соответствующими параграфами Норм летной годности США FAR—27 с поправками, включая поправку 27—34. Приложение С гармонизировано по содержанию с Приложением С FAR—27, но имеет отличающуюся структуру в виде:

—    параграфа С.2(а), содержащего ссылки на требования Части АП—29 издания 1995 г.;

—    параграфа С.2(Ь), содержащего требования, не вошедшие в АП—29 издания 1995 г., или принятые с корректировкой. Нумерация требований, вошедших в С.2(Ь), совпадает с порядковой частью нумерации аналогичных требований FAR—29, включая поправку 29—41.

Временные дополнения Д27.1 и Д27.2 имеют самостоятельную нумерацию, при этом:

—    Д27.1 содержит отдельные эксплуатационные правила, гармонизированные по содержанию с соответствующими требованиями FAR—91 и FAR—135;

—    Д27.2 содержит, в основном, требования, заимствованные из Дополнения F АП—29 издания 1995 г., с сохранением принятой в нем нумерации применимых к винтокрылым аппаратам нормальной категории требований. Дополнительно включен раздел Д27.2.10. «Системы приборов с электронными дисплеями».

Требования АП—27, не имеющие аналогов с FAR—27, введены либо в виде параграфов, номера которых после цифровой группы снабжены дополнительным символом — заглавной буквой русского алфавита, не совпадающей по написанию с латинскими буквами (Б, Г, Д, Ж), либо, внутри параграфа, — в виде пунктов, обозначенных строчными буквами русского алфавита, не совпадающими по написанию с латинскими буквами (б, г, ж).

В тексте, там, где это требуется, содержатся ссылки на параграфы, Приложения из других Частей Авиационных правил.

9

РАЗДIII А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

27.1. Применимость

(a)    Настоящая Часть содержит требования к летной годности, выполнение которых необходимо для выдачи сертификатов типа и дополнений к этим сертификатам для винтокрылых аппаратов нормальной категории с максимальным весом 2720 кг и менее.

(b)    Любое юридическое лицо, которое обращается в соответствии с Частью 21 за сертификатом или дополнением к нему, должно показать

соответствие применимым требованиям данной Части.

(с) Многодвигательный винтокрылый аппарат может быть сертифицирован по категории А при условии удовлетворения требованиям Приложения С данной Части.

27.2. Специальные требования, имеющие обратную силу

[Зарезервировано].

11