Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

6 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Изменено заглавие (прежнее "Локомотивы на газовом топливе. Требования взрывобезопасности. Gas fuel locomotives. Explosion safety requirements"); Изменены ссылочные НД

 
Дата введения01.05.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021
ОпубликованИУС 4-2018
Дополняет:ГОСТ 31845-2012

Организации:

12.12.2017УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации104-П
16.02.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии80-ст
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ К МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ

45 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА МКС 45.060

Изменение № 1 ГОСТ 31845-2012 Локомотивы на газовом топливе. Требования взрывобезопас-ности

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 104-П от 12.12.2017)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 13972

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: BY, KG, RU, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации1

Титульный лист, первая страница. Наименование стандарта изложить в новой редакции: «Локомотивы, работающие на природном газе. Требования взрывобезопасности».

Первая страница. Наименование стандарта на английском языке изложить в новой редакции: «Natural gas fueled locomotives. Explosion safety requirements».

Раздел 1 изложить в новой редакции:

«Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, использующие в качестве топлива природный газ (далее — локомотивы), и устанавливает требования к их системам и составным частям по обеспечению взрывобезопасности путем предотвращения взрывов смеси природного газа с воздухом и разрушения сосудов под давлением, а также уменьшения и локализации последствий таких взрывов».

Раздел 2. Ссылки на ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ 12.2.020-76, ГОСТ 12997-84, ГОСТ 31187-2011, ГОСТ 31428-2011 и их наименования исключить;

заменить ссылки: ГОСТ 2.051-2006 на ГОСТ 2.051-2013;

ГОСТ 2.501-88 на ГОСТ 2.501-2013;

ГОСТ 2.503-90 на ГОСТ 2.503-2013;

ГОСТ 30852.11-2012 (МЭК 60079-12—78) на ГОСТ 30852.11-2002 (МЭК 60079-12:1978);

«ГОСТ 12.4.026-76 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности» на «ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»;

«ГОСТ 9544-2005 Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов» на «ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов»; для ГОСТ 356-80 в наименовании заменить слово: «условные» на «номинальные»; дополнить ссылками:

«ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 14254-2015 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 24856-2014 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 30247.0-94 (ИСО 834—75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 30852.0-2002 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности».

Раздел 3 дополнить ссылкой: ГОСТ 24856;

статьи 3.1—3.4, 3.6—3.9, 3.11,3.12, 3.14, 3.16 исключить;

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 31845—2012)

раздел 3 дополнить статьями 3.17—3.22:

«3.17 природный газ: Газообразная смесь, состоящая из метана и более тяжелых углеводородов, азота, диоксида углерода, водяных паров, серосодержащих соединений, инертных газов.

Примечания

1    Метан является основным компонентом природного газа.

2    Природный газ обычно содержит также следовые количества других компонентов.

3.18    сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ, сжиженный после переработки с целью хранения,транспортирования и использования.

3.19    баллон: Герметичная емкость, имеющая одно или два резьбовых отверстия для установки запорной арматуры, предназначенная для транспортирования, хранения и использования компримированного газа.

3.20    криогенное оборудование: Оборудование, связанное с достижением или практическим использованием температуры рабочей среды ниже минус 100 °С.

3.21    взрывобезопасность: Состояние локомотива, при котором с регламентированной вероятностью исключена возможность взрыва или в случае его возникновения предотвращено воздействие на людей опасных и вредных факторов, вызываемых взрывом, и обеспечена сохранность материальных ценностей.

3.22

трубопроводная арматура (арматура), (ТПА): Техническое устройство, устанавливаемое на трубопроводах, оборудовании и емкостях, предназначенное для управления потоком рабочей среды путем изменения проходного сечения.

Примечания

1    Под управлением понимается перекрытие, открытие, регулирование, распределение, смешивание, разделение.

2    Во множественном числе термин не применяется.

[ГОСТ 24856-2014, статья 2.1 ]

Пункт 4.1.1. Исключить слова: «в техническом задании (ТЗ) и обеспечены реализацией принятой разработчиком и согласованной с заказчиком программой обеспечения взрывобезопасности, которая должна содержать концепцию взрывобезопасности и доказательство взрывобезопасности».

Пункты 4.1.2—4.1.4 исключить.

Пункт 4.1.6 изложить в редакции:

«4.1.6 Для взрывозащищенного электрооборудования, выполненного по ГОСТ 30852.0, и для невзрывоопасного электрооборудования, сопрягающегося с искробезопасными электрическими цепями, техническая документация должна соответствовать требованиям ГОСТ 30852.10».

Пункты 4.1.7, 4.1.8 и сноски*, **, *** к ним исключить.

Пункты 4.1.9, 4.1.10 исключить.

Пункты 4.1.11,4.1.12 изложить в новой редакции:

«4.1.11 Комплекс примененных на локомотиве конструктивных решений и защитных мер должен способствовать тому, чтобы вероятность взрыва на этом локомотиве, рассчитанная по ГОСТ 12.1.004, не превышала значения, установленного ГОСТ 12.1.010.

4.1.12 Порядок, периодичность, объем и методы технического освидетельствования (контроля) сосудов, работающих под давлением, должны быть определены изготовителем. При отсутствии данных сведений они должны соответствовать требованиям нормативных документов государств, принявших настоящий стандарт».

Сноску *4 к пункту 4.1.12 исключить.

Подраздел 4.1 дополнить пунктом 4.1.13:

«4.1.13 Испытание смонтированной системы подачи газа на герметичность относительно внешней среды до первого заполнения природным газом выполняют с использованием инертных газов.

Допускается проводить данное испытание с использованием осушенного сжатого воздуха с последующей продувкой газообразным азотом.

Испытание системы подачи газа на герметичность с применением природного газа проводят на рабочих давлениях».

Пункт 4.2.1 исключить.

60

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 31845—2012)

Пункт 4.2.2 после слова «утечек» дополнить словом: «природного»;

исключить слова: «преимущественным», «утвержденных в установленном порядке».

Пункт 4.2.3 исключить.

Пункт 4.2.4 и сноску* к нему исключить.

Пункт 4.2.5 изложить в новой редакции:

«4.2.5 Применяемые на локомотивах сосуды, трубопроводы, соединительные детали и их металлические уплотнения должны быть изготовлены из нержавеющих сталей аустенитного класса, не склонных к межкристаллитной и точечной коррозии.

Материалы компонентов уплотнительных устройств трубопроводов СПГ должны выдерживать термоциклические воздействия в диапазоне температур от минус 162 °С до плюс 120 °С».

Сноску ** к пункту 4.2.5 исключить.

Пункт 4.2.6 изложить в новой редакции:

«4.2.6 Баллоны для хранения компримированного газа должны удовлетворять правилам и техническим регламентам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*, по конструктивному исполнению соответствовать ГОСТ 949, ГОСТ 9731, ГОСТ 12247. На локомотиве допускается применять баллоны, изготовленные из черных металлов, легированной стали или из композитных материалов».

Сноску *** к пункту 4.2.6 изложить в новой редакции:

«-

* На территории государств Таможенного союза действует технический регламент Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией [1]».

Пункты 4.2.7, 4.2.8 изложить в новой редакции:

«4.2.7 Элементы конструкции и узлы крепления и установки газового и криогенного оборудования должны быть выполнены таким образом, чтобы показатели их прочности соответствовали требованиям нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.

4.2.8 Герметичность затворов ТПА, применяемой в системе подачи газа, должна соответствовать классу А по ГОСТ 9544.

Пробное давление при испытании ТПА и деталей трубопроводов после их изготовления должно соответствовать ГОСТ 356».

Пункт 4.2.10. Заменить слова: «штуцеры, пробки и т.п.» на «соединительные элементы (штуцеры, разъемы)».

Пункт 4.2.11 исключить.

Пункты 4.2.12, 4.2.13 изложить в новой редакции:

«4.2.12 Блок газовых баллонов или криогенная емкость для СПГ должны иметь на выходном патрубке запорную или запорно-регулирующую ТПА, обеспечивающую визуальный контроль положения ее запирающего элемента.

4.2.13 Помещения локомотива, в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси, должны быть оборудованы аварийной вентиляцией, обеспечивающей вентилирование в соответствии с 4.3.2, 4.3.4.

Вид штатной вентиляции определяют в зависимости от потребности в воздухообмене оборудования, размещенного в помещениях (отсеках) локомотива».

Пункты 4.2.14—4.2.16 исключить.

Пункт 4.2.17. Заменить слова: «Для вентиляции взрывоопасных зон установки оборудования необходимо применять вентиляторы» на «Вентиляторы, размещенные в помещениях (отсеках) локомотива, в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси, должны быть».

Пункт 4.2.18 исключить.

Пункт 4.2.20. Первый абзац изложить в новой редакции:

«4.2.20 Помещения локомотива должны быть разделены противопожарными перегородками с пределами огнестойкости не менее E30/I30 по ГОСТ 30247.0»;

второй абзац после слов «разделительные перегородки» дополнить словами: «, а также кабельные проходки в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов».

Пункты 4.2.21,4.2.22 изложить в новой редакции:

«4.2.21 Применяемые на локомотиве провода и кабели по исполнению в части пожарной опасности должны быть не распространяющими горение при групповой прокладке, исполнения нг(А) в со-

61

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 31845—2012)

ответствии с ГОСТ 31565 или национальными стандартами, действующими на территории государств, принявших настоящий стандарт.

Высоковольтные провода цепей с напряжением свыше 1000 В должны быть проложены отдельно от низковольтных.

4.2.22 Электрооборудование локомотива, размещенное в помещениях (отсеках), в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси, должно быть взрывозащищенного исполнения категории повышенной надежности против взрыва группы II с видом взрывозащиты «защита вида е» или (и) «искробезопасная электрическая цепь» температурного класса до 450 °С (2ЕхШТ1,2Ехе11Т1,2ЕхеШТ1 по ГОСТ 30852.0)».

Пункт 4.2.23 исключить.

Пункт 4.2.24. Исключить слова: «предельные»; «по ГОСТ 356»; «на участке системы газоподачи».

Пункт 4.2.25. Заменить слова: «запорной арматуры» на «ТПА»;

исключить слова: «в соответствии с НД, утвержденным в установленном порядке».

Пункт 4.2.26 исключить.

Пункт 4.2.27 изложить в новой редакции:

«4.2.27 Локомотив должен быть оборудован безопасными дренажными устройствами для сброса компримированного природного газа или паров СПГ в атмосферу. Безопасное дренажное устройство должно обеспечивать рассеивание сбрасываемых газов и паров, исключающее образование взрывоопасных концентраций над крышей локомотива. Отвод газа к безопасному дренажному устройству должен осуществляться по специальным отводящим трубопроводам от предохранительных клапанов, дренажных устройств и дегазационных устройств».

Пункт 4.2.28 исключить.

Пункт 4.2.29 изложить в новой редакции:

«4.2.29 На щитах и дверях, ограничивающих доступ в помещения и отсеки капота (кузова) локомотива, в которых размещено газовое оборудование, должен быть нанесен знак W01 «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества» по ГОСТ 12.4.026 или национальным стандартам, действующим на территории государств, принявших настоящий стандарт».

Пункты 4.2.30, 4.2.31 исключить.

Подраздел 4.3. Заголовок изложить в новой редакции:

«4.3 Требования к оборудованию для контроля концентрации природного газа, сигнализации и блокировок».

Пункты 4.3.1—4.3.4 изложить в новой редакции:

«4.3.1 Локомотив должен иметь оборудование для непрерывного автоматического контроля концентрации природного газа в помещениях (отсеках), в которых возможно образование взрывоопасной концентрации природного газа в случае аварийной ситуации, формирующее сигналы о концентрации природного газа для системы управления локомотива. Указанные помещения (отсеки) должны быть оборудованы датчиками концентрации природного газа.

4.3.2    Помещения (отсеки) локомотива, в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси в случае аварийной ситуации, должны быть оборудованы аварийной приточной вентиляцией с кратностью воздухообмена не менее 5,0 объемов в час.

4.3.3    Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности измерительного тракта оборудования для контроля концентрации природного газа должны быть не более ± 5 % от значения НКПР.

4.3.4    Система управления локомотива должна обеспечивать:

а)    при концентрации природного газа более 20 % от значения НКПР хотя бы в одном из мест установки датчиков концентрации природного газа:

-    выдачу предупреждения для локомотивной бригады;

-    включение аварийной вентиляции;

б)    при концентрации природного газа более 40 % от значения НКПР хотя бы в одном из мест установки датчиков концентрации природного газа:

-    снятие нагрузки стягового генератора;

-    автоматическое прекращение подачи газа в двигатель.

Время задержки данных воздействий должно быть не более 1,0 с считая от момента возникновения концентраций природного газа, превышающих 20 % от значения НКПР для воздействий, указанных в перечислении а), и 40 % от значения НКПР для воздействий, указанных в перечислении б)».

Пункт 4.3.5 исключить.

62

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 31845—2012)

Пункт 4.3.6. Заменить слова: «Датчики системы контроля концентрации газа» на «Датчики концентрации природного газа»;

«контрольных приборов» на «приборов контроля концентрации природного газа».

Пункты 4.3.7, 4.3.8 исключить.

Пункт 4.3.9. Заменить слово: «системы» на «оборудования для».

Пункты 4.3.10, 4.3.11 исключить.

Пункт 4.3.12. Заменить слова: «системы» на «оборудования для»;

после слова «концентрации» дополнить словом: «природного».

Пункт 4.3.13. Первый абзац изложить в новой редакции:

«4.3.13 Оборудование для контроля концентрации природного газа подвергают периодической поверке в соответствии с эксплуатационными документами».

Пункт 4.4.2. Исключить слова: «при приеме на работу, затем»;

после слова «документации» дополнить словами: «на локомотив или его оборудование».

Пункт 4.4.3 исключить.

Пункт 4.4.4 изложить в новой редакции:

«4.4.4 Эксплуатирующий персонал должен выполнять работы, установленные в руководствах по эксплуатации и специальных эксплуатационных инструкциях на локомотив и его оборудование, разработанных в соответствии с ГОСТ 2.610».

Пункт 4.4.5 исключить.

Пункт 4.5.1 изложить в новой редакции:

«4.5.1 Взрывобезопасность при аварийных ситуациях (столкновение подвижного состава, сход с рельсов, опрокидывание) должна быть обеспечена выполнением требований по прочности узлов крепления и установки газового и криогенного оборудования (см. 4.2.7)».

Пункт 4.5.3 исключить.

Раздел 4 дополнить подразделами 4.6 и 4.7:

«4.6 Требования к системам (установкам) пожарной сигнализации и пожаротушения

4.6.1    Магистральные локомотивы должны быть оборудованы согласно нормативным документам государств, принявших настоящий стандарт, сертифицированными автоматическими системами (установками) пожарной сигнализации (АПС) и системами (установками) пожаротушения (ПТ). При этом должны быть обеспечены сигнализация о возгораниях и тушение очагов пожара в следующих зонах:

-    помещениях (отсеках) с силовыми установками, в т. ч. вспомогательными;

-    высоковольтных камерах и электрических шкафах;

-    кабине машиниста (функция тушения должна быть только в кабине секции локомотива, оснащенной блоком газовых баллонов или криогенной емкостью для СПГ).

4.6.2    Маневровые локомотивы должны быть оборудованы согласно нормативным документам государств, принявших настоящий стандарт, АПС и ПТ, обеспечивающими сигнализацию о возгораниях и тушение очагов пожара в следующих зонах:

-    помещениях (отсеках) с силовой установкой;

-    высоковольтных камерах и электрических шкафах.

4.6.3    АПС локомотивов должны обеспечивать отображение на пульте машиниста и (или) размещенном в кабине машиниста приемно-контрольном приборе или информационном табло визуальной информации с указанием места возникновения возгорания, а также дублирование данной информации звуковым сигналом.

4.6.4    АПС локомотивов должны отображать информацию о неисправности при возникновении неисправностей в виде короткого замыкания, обрыва в линиях связи, а также неисправностей пожарных извещателей (ПИ).

4.6.5    ПТ локомотивов должны обеспечивать при боковом ветре скоростью 5 м/с тушение пожаров:

-    твердых горючих веществ и материалов;

-    горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов;

-    горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.

4.6.6    Выбор типа ПТ, способа тушения и огнетушащего вещества осуществляют с учетом требований нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.

4.6.7    Приборы и ПИ, применяемые в составе АПС и ПТ, по устойчивости к механическим внешним воздействующим факторам должны соответствовать группе М25 по ГОСТ 30631.

63

(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 31845—2012)

4.6.8    Приборы и ПИ, применяемые в составе АПС и ПТ, должны быть устойчивы к воздействию электростатических разрядов для степени жесткости 3 согласно требованиям нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.

4.6.9    Климатическое исполнение приборов и ПИ, применяемых в составе АПС и ПТ, должно соответствовать климатическому исполнению электрооборудования конкретного локомотива по ГОСТ 15150 с учетом категорий размещения в местах установки конкретных приборов и ПИ.

4.6.10    Степень защиты от внешних твердых предметов и пыли и проникновения воды приборов, применяемых в составе АПС и ПТ, должна быть не ниже IP44 по ГОСТ 14254, пульта дистанционного пуска — IP54 по ГОСТ 14254.

4.7 Требования к оснащению огнетушителями

4.7.1    Соответствие сертифицированных огнетушителей, применяемых на локомотивах, требованиям пожарной безопасности должно быть подтверждено в порядке, установленном нормативными документами, действующими на территории государств, принявших настоящий стандарт.

4.7.2    Огнетушители, предназначенные для оснащения локомотивов, по стойкости к транспортной тряске должны отвечать требованиям нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.

4.7.3    Конструкцией локомотива должны быть предусмотрены места для хранения огнетушителей, предотвращающие их выпадение при движении локомотива, столкновениях или ударах в автосцепные устройства.

4.7.4    Необходимые типы, объемы огнетушителей, а также их количество определяют для конкретного локомотива на основании соответствия тактико-технических характеристик применяемых огнетушителей параметрам вероятных очагов пожара на данном локомотиве. При этом руководствуются нормативными документами, действующими на территории государств, принявших настоящий стандарт».

Раздел 5 исключить.

Приложение А исключить.

Стандарт дополнить элементом «Библиография»:

«Библиография

[1] ТР ТС 032/2013 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением». Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 года № 41».

Библиографические данные. Код МКС изложить в новой редакции: «45.060.10».

Ключевые слова изложить в новой редакции: «локомотивы, природный газ, пожарная безопасность, взрывобезопасность, сжиженный природный газ, компримированный природный газ, система подачи газа, концентрация, вентиляция, защита, система управления».

(ИУС №4 2018 г.)

64

1

Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2018—05—01.

59