Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

86 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе сформулированы основные положения формирования комплексов на базе концентрации объектов общественного назначения. Представлены методы оценки и прогнозирования составов и размещения концентраций с помощью модели пространственной организация города. Рассмотрены теоретические положения проектирования комплексов, объединяющих различные учреждения культурно-бытового обслуживания, в том числе с использованием функционально-планировочных элементов. Приведены методические примеры реализации основных положений проектирования комплексов на базе специализированных учреждений культуры и памятников архитектуры. Для архитекторов-проектировщиков и градостроителей, а также работников архитектурно-планировочных управлений городов.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Методические основы проектирования комплексов общественного обслуживания

2. Концентрация учреждений обслуживаний пространственной системе города

     Основные положения модели пространственной организации города

     Размещение и характеристики ядра

     Функциональная организация ядра

3. Структура комплексов обслуживания

     Функциональная и планировочная организация

     Организация территории

     Элементы комплексов и их архитектурно-пространственные связи

     Композиционные средства формирования и средовые характеристики

4. Формирование комплексов обслуживания в различных условиях

     Комплексы на основе специализированных объектов культуры

     Комплексы с использованием памятников архитектуры

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

ИзданСтройиздат1989 г.
УтвержденЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева

Recommended Practice for the Design of Public Service Complexes

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева Госкомархитектуры

Рекомендации

Рпо проектированию комплексов общественного обслуживания

Центральный научно-исследовательский н проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры спорта н управления им. Б.С. Мезенцева

(ЦНИИЭП им. Б.С Мезенцева) Госкомархнтектуры

Рекомендации

по проектированию комплексов общественного обслуживания

Москва Сгройиздат 1989

2.4. В процессе градостроительного проектирования рекомендуется проводить предпроектный анализ для выявления сложившейся пространственной системы города и определения путей интенсификации ее развития. Для этого предлагается использовать методику, включающую три основных этапа: картирование объектов на плане города; построение территориальных распределений объектов, выявление адаптированных узловых районов - единиц системы.

1 этап. Картирование на плане города объектов застройки, дифференцированной на три типа: обслуживание, места приложения труда, жилье.

При картировании учреждений обслуживания следует учитывать, что система обслуживания выполняет не только утилитарные функции - предоставление услуг населению, но и имеет особое средовое значение. Оно проявляется, прежде всего, в обозначении, поддержании и обновлении '’точки отсчета” градостроительной деятельности. Относительно этой точки, как правило, совпадающей с главным ядром центрального района, или расположенной рядом с ним, выстраивается иерархия ценностей городских территорий и осуществляется дифференциация населением (опознание, различение, ориентация) городских пространств. Объекты обслуживания формируют общественное пространство города, определяют его привлекательность для населения. Для подобного, культурологического описания объектов необходимы не технологические показатели вместимости, специфические для каждой из сетей обслуживания, а характеристики универсальные, общие для всей совокупности объектов обслуживания, поэтому в данной модели объекты описываются строительным объемом зданий и помещений, а также количеством учреждений разного вида.

Места приложения труда характеризуются двумя показателями: вся совокупность объектов картируется по признаку количества трудящихся, и, кроме того, места приложения труда непроизводственной сферы (администрация, управление, НИИ, вузы, техникумы и тщ.) фиксируются и по признаку величины строительного объема.

При картировании жилой функции следует учитывать все категории жилищного фонда (дома квартирного типа, общежития, дома гостиничного типа). Картирование рекомендуется осуществлять по признаку количества проживающего населения, охватывающему все указанные категории жилья.

Перечисленные объекты проставляются по адресам на плане города с указанием их величины по выбранному признаку.

II этап. Построение территориальных распределений, показывающих плотность размещения объектов на отдельных участках города. Плотность в данном случае является количественным показателем, с помощью которого отображается взаимная удаленность объектов. Для построения плотностного распределения используется сетка со стандартизированными ячейками (рис. 2), которые удовлетворяют трем основным требованиям:

1)    стандартности - площадь всех ячеек должна быть максимально приближена к одной величине, что обеспечивает статистическую достоверность выборки;

2)    структурности -» сетка ячеек должна отражать специфику сложившегося членения территории. Ее построение должно опираться на естественную логику становления городской структуры - кварталов, улиц, магистралей, железных дорог, межмагистральных территорий. Максимальное совмещение ячеек с членением территории, сложившимся в результате длительной совместной адаптации с размещением зданий и учреждений, - важнейшее условие соответствия форма-

10

Рис. 2. Схема распределения соотношения жилой и общественной функций 1 — изолинии рельефа соотношения; 2 - базовая ячейка 4 га; 3 — укрупненная ячейка 16 га; 4 - укрупненная ячейка 64 га

лизованных построений реальному объекту - городу;

3) равновероятности - величина ячеек должна обеспечивать одинаковость условий размещения в них рассматриваемых объектов. В каждом случае размер ячеек определяется спецификой совокупности - чем чаще встречаются какие-либо здания или учреждения по территории города, тем меньше должна быть учетная ячейка для подсчета их плотности. Другими словами, площадь ячейки должна быть приблизительно равной квадрату среднего расстояния между элементами в совокупности.

Сетка с наименьшей ячейкой применяется для построения распределения наиболее распространенного объекта - застройки (недиффереренцированной по видам использования). Такая сетка считается базовой. Её ячейки должны равняться

11

средней величине квартала - наиболее мелкой из городских форм землепользования. Сетки для построения распределения различных функций являются производными и строятся на основе базовой сетки. Ячейки производных сеток получаются путем укрупнения ячеек базовой сетки во столько раз, во сколько количество рассматриваемых объектов меньше, чем количество элементов застройки в целом. Распределение учреждений обслуживания, мест приложения труда и жилья следует описывать по сетке с ячейкой, превышающей в 4 раза площадь базовой и в сложившихся городах, как правило, равной 16 га. После построения сетки в каждой ячейке подсчитывается суммарный объем и количество учреждений обслуживания, отдельно мест приложения труда непроизводственной сферы, а также суммарное количество проживающего и работающего населения. Эта показатели, формирующие территориальное распределение, условно приписываются к геометрическим центрам ячеек и для наглядности картируются изолиниями.

Ш этап - районирование города с целью выделения сложившихся узловых районов - единиц неравномерно районированной модели. Выделение единиц начинается с анализа распределения индекса соотношения общественной застройки (сумма мест приложения труда непроизводственной сферы и объектов обслуживания, измеряемая строительным объемом зданий и помещений) и жилья (см. рис. 2). Индекс вычисляется для каждой ячейки по формулам:

Dc =


ni

ZCf 1-11

100%;

ni

2 Vj

i=1

где lYc-индекс соотношения общественной и жилой застройки в ячейке; Dj'-доля общественной застройки в i-й ячейке от всей общественной застройки города; Щ - доля населения, проживающего в i-й ячейке, от всего населения города; Vj - объем общественной застройки в i-й ячейке, тыс. м3; Cj - население, проживающее в i-й ячейке, тыс. чел.; п - количество учетных ячеек.

Следующая операция - определение единиц системы, а именно участков концентрации и дисперсии объектов обслуживания и жилья. Для этого необходимо выделение объектов, расположенных друг к другу более тесно, чем остальные. Концентрированное размещение объектов обслуживания указывает на наличие коммуникативно-общественной структуры.

Для определения количественной меры тесноты размещения объектов используются усовершенствованные методы тренд-анализа. Его основу составляет выделение из фактического распределения тренда (генерализованная, наиболее вероятная тенденция распределения, образованная под влиянием факторов систематически действующих по всей территории) и определение отклонений от него (случайная компонента явления, обусловленная локальным действием факторов, ограниченных или по территории,или во времени). Концентрации расположены на участках территории (ячейки), на которых отклонения от тренда в большую

12

Рис. 3. Схема выявления концентраций учреждений обслуживания на территории города

1 - изолинии рельефа плотности учреждений обслуживания

сторону превышают доверительные интервалы нормального распределения1. Отклонение > + 2а указывает на 95% вероятность неслучайного наличия концентрации, а отклонение > + О - 68% вероятность такого события. Ячейки с отклонениями в интервале от 0 до + О могут считаться только предрасположенными к концентрированному размещению объектов. Зона отрицательных отклонений от тренда соответствует дисперсному размещению объектов. Выявление концентраций осуществляется путем построения тренда способом скользящей средней и проведения дальнейших процедур (рис. 3).

Рис. 4. Схема поэтапного выделения единиц неравномерно-районированной системы города (адаптированных узловых районов)

1 — определение промежуточной границы - 50%-го соотношения общественной и жилой застройки; Б - выявление зон концентрации общественной застройки; В — выявление участков концентрации жилья; Г — совмещение промежуточной границы района с участками концентрации общественной и жилой застройки; Д - проведение границы адаптированного узлового района (ликвидация промежуточной границы) по ячейкам с нулевым значением или ’’впадинами” рельефа плотности проживающего населения

Заключительная часть районирования территории города - совмещение зоны превалирующего размещения общественных функций    (ячейкис IjC^50%)    и

концентраций объектов обслуживания (рис. 4). Самая большая концентрация

со значением отклонения > + 2О, внутри зоны превалирования общественных функций, обозначает место расположения главного ядра района. Ячейки с концентрацией от а до 2 а являются местами расположения дополнительных ядер, а ячейки с концентрацией от 0 до О - связевых элементов. В совокупности эти ячейки обрисовывают коммуникативно-общественную систему района, даже если часть из них внутри 50%-й изолинии соотношения не связана между собой (т.е. размещена дискретно).

Совмещение зоны превалирующего размещения общественных функций (lYc>50%) с концентрациями жилья (отклонения > <f) позволяют уточнил» структуру и границы района. В состав района включаются участки концентрации жилья, размещенные не только внутри зоны, но и примыкающие к ней с внешней стороны. После этого исходная граница 50%-го соотношения общественных и жилых функций может быть отброшена - она показала,какие из разрозненных концентраций объектов обслуживания формируют коммуникативно-общественную структуру и какие из концентраций жилья входят в данный узловой район. Далее проводятся границы узловых районов, с выявленными активными частями районов соотносится остальная территория города. Границу между районами можно провести с помощью двух характеристик - по отрицательным отклонениям от тренда в распределении жилья ( < О ) и по ячейкам с нулевым показателем содержания этой функции. Ошибка при проведении границы района при принятом способе районирования не имеет принципиального значения, поскольку периферия узлового района, как правило, характеризуется малыми значениями признаков и слабыми связями с главным ядром коммуникативно-общественной структуры района.

Размещение и характеристики ядра

2.5. Рекомендуемые характеристики для оценки и прогнозирования развития пространственной системы, ядер и комплексов распространяются на крупные и крупнейшие города с населением от 250 до 1500 тыс. жителей. В этом интервале выявление закономерности, уровень структурной зрелости единиц, параметры ядер и других элементов действуют монотонно.

Важнейшими показателями, которые необходимо устанавливать в ходе пред-проектного анализа, являются количество дистанций и единиц (районов) в городе. Наиболее тесно эти показатели связаны с размерами селитебной территории города (рис. 5). В селитебную территорию включаются участки предприятий и озеленения, расположенные в ее границах, а также жилые территории, на момент анализа не вошедшие в состав сформированных адаптированных районов.

При прогнозировании развития города следует учитывать, что новая единица или дистанция начинает формироваться только тогда, когда исчерпываются ресурсы расширения существующих районов. При этом территориальное развитие существующих единиц ограничено не только земельными ресурсами, но и длиной внутрирайонных связей, например между жильем и главным ядром района. Чем больше город и соответственно больше единиц, тем дольше потребность в развитии и размещении новых объектов застройки удовлетворяется за счет интенсификации и расширения сложившихся районов или же формирования новых районов в границах существующих шстанций. Поэтому указанная зависимость имеет нелинейный характер - в период роста города от 200 до 500 тыс. чел. появление

УДК 725.218.011


Рекомендованы к изданию НТС ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезенцева Госкомархитектуры.

Рекомендации по проектированию комплексов общественного обслуживания/ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. — М.: Стройнздат, 1989. - 88 с.

Сформулированы основные положения формирования комплексов на базе концентрации объектов общественного назначения. Представлены методы оценки и прогнозирования составов и размещения концентраций с помощью модели пространственной организации города.

Рассмотрены теоретические положения проектирования комплексов, объединяющих различные учреждения культурно-бытового обслуживания, в том числе с использованием функционально-планировочных элементов.

Приведены методические примеры реализации основных положений проектирования комплексов на базе специализированных учреждений культуры и памятников архитектуры.

Для архитекторов-лроектировщиков и градостроителей, а также работников архитектурно-планировочных управлений городов.


Редактор ТЛ. Самсонова


Р


3308000000 - 375 047(01) -89


Инструкт.-нормат., 2 вып. - 13-89


© Строй иэдат, 1989


Современный этап развития народного хозяйства страны характеризуется переходом на путь интенсивного развития, всемерной экономии ресурсов, рационального использования накопленного производственного и культурного потенциала. Это непосредственным образом касается проектирования и строительства комплексов обслуживания в области решения градостроительных, функционально-эксплуатационных и архитектурно-художественных задач.

В современном градостроительстве важнейшим условием развития и совершенствования системы обслуживания является формирование (проектирование, строительство, эксплуатация и управление) общественных комплексов путем нового строительства на свободных территориях, в условиях крупномасштабной реконструкции в центральных и других районах городов, с исторически сложившейся застройкой. Представляется, что решение задачи интенсивного использования новых и существующих зданий, территорий, организационных структур и других ресурсов социальной инфраструктуры будет эффективным в том случае, если оно будет опираться на реальные закономерности развития города, учитывать разнообразие мест размещения и ситуаций строительства, потребностей населения, тенденций в изменении общественной жизни.

Сегодня еще не преодолен разрыв между заложенным в проектах упрошенным представлением о комплексах общественного обслуживания и их реальным функционированием и строительством. Существующие нормативные документы и методические рекомендации относятся в основном к строительству на свободных территориях. Распространение этих рекомендаций на сложившийся город с его сложными социальными, экономическими и пространственными взаимосвязями оказалось невозможно. До недавних пор считалось, что комплексы любого уровня, кроме общегородского, объединяющие большое количество разнородных учреждений, помещений, технологий, привлекающие разные контингенты посетителей, -являются объектами строительства и могут тиражироваться типовым проектированием. Такими же, на сегодня уже ”Не работающими”принципами, являются ориентация на усреднение расчетных величин обслуживаемого населения, типизация составов комплексов с жесткой привязкой по уровням обслуживания, эонироваСние преимущественно по признаку эксплуатационно-технологической общности компонентов и тл. Разница между общественным центром и комплексом осознавалась всегда, однако, она не нашла четкого выражения в нормативной литературе, характеризующей центры и комплексы как объекты одной природы, различные только по количеству объединяемых учреждений. Существенной ограниченностью методической литературы также можно считать недостаточную разрабо-

3

танность вопросов развития и трансформации существующих типов зданий, от* сутствие специальных требований к общественным зданиям отдельных видов обслуживания в составе комплексов, в условиях их тесного пространственного и функционального взаимодействия.

Все это определяет необходимость разработки специальных рекомендаций, направленных на раскрытие сложности и неоднозначности процесса формирования комплексов обслуживания для различных условий строительства, и особенно в условиях интенсификации использования территории и развития структуры сложившегося города.

Рассмотрены вопросы организации городской среды и архитектурно-художественного построения комплексов обслуживания.

Разработаны ЦНИИЭП им. Б.С Мезенцева под научным руководством кандидатов архитектуры АЛ. Высоковского (введение, раэд. 2), АЛ. Гаврилиной (введение, разд. 3), кандидатами архитектуры ТЛ. Тукановой (п. 3.1), И.Т. Приваловым (п. 3.6 - 3.10), архитекторами В. Маевой (п. 3.4, 3.5), И.М. Коровиной (п.4.1 ),К.М. Савкиным (п.4.2).

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1.    В предлагаемых Вжомендациях проблема формирования комплексов рассматривается на градостроительном и типологическом уровнях. Для рассмотрения на градостроительном уровне вводится понятие концентрации как территориально сближенных объектов обслуживания. Связность учреждений в концентрациях проявляется через единство места на уровне городской структуры, подчинении их общим законам развития города. Объекты, формирующие концентрации, как правило, автономны, функционируют независимо друг от друга. Концентрации складываются инерционно, в течение длительного периода. Размещение, сроки строительства и типологические характеристики объектов не регулируются единым действующим на все время* планом. Процесс их формирования наиболее адекватно описывается вероятностными закономерностями.

1.2.    Понятие комплекса вводится на типологическом уровне, как результат объединения нескольких учреждений обслуживания в единое, внутреннее взаимосвязанное целое. Комплексы строятся на основе специальных проектов, в относительно сжатые сроки, с использованием не только традиционных, но и новых типов зданий и их модификаций. Формирование целевых комплексов обслуживания, по сравнению с развитием концентраций, имеет как позитивные, так н негативные качества. Это -- возможность достижения высокой интенсивности использования зданий и территорий, комплексности и комфортности обслуживания, резкого скачка в качестве обслуживания, возможность создания крупных архитектурных ансамблей и вместе с тем - необходимость крупных единовременных капиталовложений, известная стандартность состава, невозможность быстрых вмешательств в развитие городской структуры, сложность организационных связей при согласовании строительства (по срокам возведения, размещению, типам зданий).

Рассмотрение двух уровней проблемы формирования комплексов, отображающих последовательность этапов развития структуры города и размещения общественных зданий, необходимо для достижения максимального эффекта при взаимосвязанном использовании научных разработок в области градостроительства.

В связи с этим в Рекомендациях предлагается следующая стратегия проектирования комплексов: на градостроительном уровне с помощью структурных закономерностей определяются параметры и размещение концентрации (разд. 2). Далее с учетом этих параметров на типологическом уровне, в зависимости от конкретных условий, определяется состав и устанавливаются взаимосвязи объектов в комплексе (разд. 3). Кроме того, в рекомендациях, в качестве примера, содержатся методические предложения по формированию комплексов на базе специализированных объектов культуры и памятников архитектуры, объединяющие оба указанных подхода (разд. 4).

1.3.    Важной типологической пробле^бй формирования общественных комплексов, рассматриваемой в Рекомендациях, является необходимость их типизации (в условиях индустриального строительства) в сочетании с обеспечением разнообразия архитектуры, индивидуальности облика, привлекательности городской среды. Типовые комплексы, проектируемые в виде целостных зданий, не могут быть индивидуализированы, схематичны но архитектуре. Необходимо совер-

5

шенствование методики проектирования комплексов - переход от типизации на уровне здания в целом к унификации элементов. При этом важнейшим принципом сохранения целостности комплексов наряду с полифункционалъностыо, многоуровневостью, иерархической соподчиненностью и взаимодействием целого и частей является фиксация в них устойчивых типологических признаков (структура, масштаб, единая конструктивная система).

Разнообразие комплексов обеспечивает учет и использование особенностей конкретной ситуации, внешних и внутренних связей, окружения, ландшафта, организационных форм и тд., вплоть до местной строительной техники и материалов и тд. Принципиально важной позицией рекомендуемой методики проектирования является дифференциация элементов единой структуры комплексов на базовые (типизируемые, универсальные для различных условий строительства) и индивидуальные (изменяемые, конкретно решаемые в каждом объекте) и их разновременное проектирование.

2. КОНЦЕНТРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ГО ГОДА

Основные положения модели пространственной организации города

2.1. Проектирование городов, их общественных центров и комплексов должно производиться на основе нормативных положений документов.

Наряду с этим для формирования комплексов обслуживания необходимо проводить предпроектный анализ. Осуществлять его рекомендуется на основе модели пространственной организации города.

Модель основана на структурных закономерностях, отражающих связи между элементами города, выделенными по морфологическим признакам (застройка, объекты обслуживания, места приложения труда и т.д.). Эти закономерности отражают наиболее общие мотивы поведения человека в сообществе, действие множества различных организаций и профессиональных групп, влияние многочисленных факторов. Модель воспроизводит только универсальные, устойчивые связи между элементами города, не зависящие от специфики его конфигурации, климата, ландшафта, региональных, демографических и других особенностей. Величина показателей, использованных в модели, характеризует среднестатистические условия формирования города.

Модель, построенная на основе структурных законов, характеризует сбалансированное состояние пространственной организации города, - согласованность развития отдельных частей и элементов во времени и по территории.

Учет ситуации конкретного города должен производиться с использованием закономерностей другого типа — связывающих изменение морфологических характеристик с различными факторами, например, поведением отдельных групп населения, влиянием природных условий, особенностями восприятия архитектурных композиций. В настоящее время имеется довольно обширная литература по этому вопросу. Следует отметить, что именно с помощью этих закономерностей определяются индивидуальные отклонения от структурных параметров в пределах установленных в модели интервалов.

6

Модель служит для оценки существующего состояния и прогнозирования развития города "в первом приближении”, необходимом для выбора стратегии проектных или управленческих решений в распределении крупных масс застройки, очередности реконструктивных мероприятий, интенсификации и развитии элементов города. Если в конкретном городе складывается особая ситуация, принимаемые решения могут отклоняться от прогнозируемых модельных параметров. При этом необходимо соблюдать следующее условие - величина параметров не должна быть меньше минимального уровня, зафиксированного в модели.

2.2. Предлагаемая, неравномерно-районированная модель базируется на двух фундаментальных законах - неравномерности использования территории города и повышения интенсивности ее использования по мере роста города. Неравномерность города характеризуется изменением морфологических показателей в зависимости от удаленности от центра города. Удаленность измеряется в ранговой шкале, порядковым номером (дистанцией) присоединения каждого элемента к центру. Изменение морфологических показателей по мере роста города учитывается путем их дифференциации в зависимости от величины города (по количеству проживающего населения).

Модель предусматривает районирование города, которое производится в целях управления его функционированием и развитием. Зонирование осуществляется по наиболее устойчивым морфологическим признакам (см. п. 2.4). С их помощью на территории города выделяются повторяющиеся локальные неравномерности -концентрации объектов обслуживания, взаимосвязанные особым образом с жилой застройкой. Каждая такая связка, содержащая полный комплект исходных элементов, является территориальной единицей системы города (рис. 1).

Единицы системы являются адаптированными узловыми районами. Функциональная структура (распределение транспортных и пешеходных потоков) и морфологическая структура (соотношение концентрированно и дисперсно размещенных объектов) в этих районах согласованы между собой. Целостность и устойчивость единицы системы определяется степенью этого согласования (адаптированное™) .

Единицы неравномерно-районированной модели (адаптированные узловые районы) состоят из двух частей: коммуникативно-общественной системы и монофункциональных территорий.

Коммуникативно-общественная система строится по схеме древовидного графа, формируется концентрированным размещением объектов общественного назначения и характеризуется повышенной интенсивностью использования территории.

Главное ядро коммуникативно-общественной системы - участок наивысшей концентрации объектов обслуживания, плотности застройки, разнообразия предоставляемых услуг.

Дополнительные ядра коммуникативно-общественной системы - участки средней концентрации объектов обслуживания и плотности застройки, в составе которых размещен как минимум один из крупных уникальных объектов обслуживания, не дублирующийся в других ядрах и дополняющий аналогичные по назначению объекты главного ядра.

Свяэевые элементы коммуникативно-общественной системы - участки, прилегающие к улицам и магистралям (как правило, на глубину квартала) с интенсивным потоком пешеходов и общественного транспорта, которые характеризуются

Рис. I. Схема неравномерно-районированной модели города

1 — граница адаптированного узлового района; 2 - главное ядро; 3 - дополнительное ядро; 4 - связевые элементы

низкой концентрацией объектов обслуживания, средней интенсивностью использования территории, в том числе за счет жилой застройки-

Монофункциональные, в основном жилые территории, вне коммуникативнообщественной системы характеризуются дисперчным размещением объектов обслуживания и мест приложения труда. Граница этих территорий очерчивает район, население которого с наибольшей вероятностью тяготеет в процессе повседневных маятниковых перемещений к главному ядру данного района.

Развитость коммуникативно-общественной системы, количество и мощность ядер, интенсивность использования территории района определяются уровнем структурной зрелости единицы. Количественный показатель, наиболее полно и целостно характеризующий этот уровень, - суммарный объем общественной застройки района.

Уровни структурной зрелости и связанной с ней адаптированности районов закономерно растут по мере приближения к центру города, увеличения срока существования района и величины города. Центральный район (I дистанция) характеризуется наиболее высокими показателями этих уровней. Коммуникативно-общественная система центрального района имеет кольцевую конфигурацию и объединяет дополнительные ядра между собой и с главным ядром. Проживающие в центральной единице осуществляют 90-95% посещений учреждений обслуживания в этом же районе. Работают (или учатся) в центральной единице 60-65% из числа живущих в ней.

В единицах (районах) II дистанции уровень зрелости и адаптированно сти понижается. Коммуникативно-общественная система имеет древовидно-разомкнутую конфигурацию и только связывает главное ядро с дополнительными. Районы Ш и особенно 1У дистанции имеют, как правило, только одно направление развития коммуникативно-общественной системы. Проживающие в единицах П дистанции осуществляют 40-50% посещений учреждений обслуживания в своей единице, а проживающие в периферийных.районах - только 15-20%. Аналогичным образом характеризуется и распределение работающего населения.

Комплексы обслуживания рекомендуется формировать на базе элементов коммуникативно-общественной структуры района, объединяя в них часть объектов обслуживания ядра или связевого элемента. В дополнительных ядрах возможно объединение всех объектов обслуживания. При этом комплексы в ядрах и связевых элементах необходимо план и ров очно и функционально объединять с расположенными в непосредственной близости от них учреждениями обслуживания и местами приложения труда.

2.3. Неравномерно-районированная модель позволяет определить основные морфологические параметры единиц, интенсивность использования их территории, размещение и состав элементов района, в том числе комплексов обслуживания. Характеристики каждой единицы и ее элементов в пределах одной дистанции необходимо устанавливать в зависимости от конкретных условий формирования города. При этом необходимо учитывать следующие факторы, определяющие реальное разнообразие районов:

неравномерность распределения крупных мест приложения труда (промышленных зон, отдельных предприятий). определяющих повышенный поток работающих в некоторые районы города;

наличие ценных исторических зданий и ландшафтов, памятников истории и культуры, накладывающих ограничения на застройку и определяющих повышенный поток туристов;

особенности природно-экологического комплекса района, наличие мест отдыха городского населения;

специфику застройки, например на территориях с индивидуальными жилыми домами и придомовыми участками.

Вместимость объектов обслуживания следует определять по специальной методике в зависимости от перемещений населения по территории города.

9

1

Доверительные интервалы характеризуются величиной среднеквадратичного отклонения а.

13