Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

205 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила обязательны для выполнения всеми должностными лицами и инженерно-техническими работниками, занятыми изысканиями, проектированием и строительством метрополитенов, транспортных, промышленных и коммунальных тоннелей и подземных сооружений.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область применения, проектная документация

     1.2 Разрешение на эксплуатацию; противоаварийное обеспечение

     1.3 Требования к персоналу

     1.4 Организация ведомственного контроля

     1.5 Требования к рабочим местам и оборудованию

     1.6 Порядок расследования аварий и несчастных случаев

2 Строительная площадка

3 Строительство метрополитенов и подземных сооружений открытым способом

4 Строительство метрополитенов и подземных сооружений закрытым способом

     4.1 Проходка и крепление

     4.2 Дополнительные требования при проходке и креплении наклонных выработок

     4.3 Проходка вертикальных выработок

     4.4 Дополнительные требования при проходке стволов с опережающим креплением (забивная и опускная крепь)

     4.5 Дополнительные требования при проходке и креплении восстающих выработок

     4.6 Дополнительные требования при раскрытии профиля выработок по частям

     4.7 Дополнительные требования при проходке выработок в замороженных или химически закрепленных грунтах

     4.8 Бурение шпуров и скважин в подземных выработках

     4.9 Уборка породы

     4.10 Строительство тоннелей со сборной обделкой при помощи проходческих комплексов

     4.11 Строительство подземных выработок в особо опасных горно-геологических условиях

     4.12 Монтаж и демонтаж сборных обделок

     4.13 Возведение монолитных обделок и установка анкерной крепи

     4.14 Сооружение горизонтальных горных выработок способами продавливания, прокола и бурения

     4.15 Содержание, ремонт и ликвидация подземных выработок

     4.16 Дополнительные требования при сооружении в коллекторных тоннелей

5 Проветривание подземных выработок

     5.1 Рудничный (шахтный) воздух

     5.2 Общие правила проветривания подземных выработок

     5.3 Вентиляционные устройства

     5.4 Платные вентиляторные установки

     5.5 Проветривание тупиковых выработок

     5.6 Контроль за состоянием рудничной атмосферы и контрольно-измерительная аппаратура

6 Специальные работы

     6.1 Бурение скважин с поверхности

     6.2 Искусственное замораживание грунтов

     6.3 Дополнительные требования при низкотемпературном (азотном) замораживании

     6.4 Химическое закрепление грунтов

     6.5 Искусственное водопонижение

     6.6 Отделочные работы

     6.7 Дополнительные требования при выполнении работ по антикоррозионной защите

7 Маркшейдерское обеспечение

     7.1 Требования к маркшейдерской службе

     7.2 Безопасность ведения маркшейдерских работ

8 Подземный транспорт и подъем

     8.1 Подземный транспорт по вертикальным выработкам

     8.2 Подъемные машины и лебедки

     8.3 Канаты, прицепные устройства и шкивы

     8.4 Транспорт по наклонным выработкам

     8.5 Подземный транспорт по горизонтальным выработкам

9 Самоходное оборудование с двигателями внутреннего сгорания в подземных выработках

10 Водоотлив

11 Электрические сети и электропотребители

     11.1 Электрические сети

     11.2 Электрооборудование

     11.3 Подземный центральный распределительный пункт

     11.4 Защитное заземление, зануление

     11.5 Электросварочные и газопламенные работы

     11.6 Электроинструмент

     11.7 Телефонная связь

     11.8 Освещение

12 Противопожарная защита

13 Санитарно-бытовое обеспечение

14 Ответственность за нарушение правил безопасности

Приложение 1. Инструкция по составлению и реализации планов ликвидации аварий на строительстве подземных сооружений

Приложение 2. Инструкция по составлению паспортов крепления горных выработок

Инструкция 3. Инструкция по проверке действия реверсивных устройств вентиляторных установок

Инструкция 4. Инструкция по отбору проб воздуха

Инструкция 5. Инструкция по борьбе с пылью при механическом бурении шпуров в горных породах

Инструкция 6. Инструкция по производству сварочных и других огневых работ в подземных выработках и надшахтных зданиях

Инструкция 7. Инструкция по противопожарной защите подземных выработок

Инструкция 8. Инструкция по испытанию шахтных парашютов подъемных установок

Инструкция 9. Акт-допуск для производства совместных работ

Инструкция 10. Книга учета работы и результатов осмотра главной вентиляторной установки

Инструкция 11. Книга осмотра крепи и состояния выработок

Инструкция 12. Книга записи результатов осмотра ствола

Инструкция 13. Книга осмотра подъемной установки

Инструкция 14. Книга осмотра подъемных канатов и их расхода

Инструкция 15. Книга приемки и сдачи смен машинистами подъемной установки

Инструкция 16. Книга осмотра водоотливных установок

Инструкция 17. Книга учета результатов анализов проб воздуха на загазованность и запыленность

Инструкция 18. Книга учета проверки исправности устройств контроля изоляции электрооборудования и электросетей

Инструкция 19. Книга учета проверки сопротивления изоляции электрооборудования и электросетей

Инструкция 20. Книга учета проверки заземления электрооборудования

Инструкция 21. Книга учета работы замораживающей станции

Инструкция 22. Книга наблюдений за изменением уровня грунтовых вод при водопонижении

Инструкция 23. Требование к складированию строительных материалов, конструкций

Инструкция 24. Термины и определения

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.07.2002
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

24.04.1992УтвержденГосгортехнадзор России10
20.07.1992УтвержденГосгортехнадзор КазССР22
24.07.1992УтвержденГосгортехнадзор Узбекской ССР15
28.07.1992УтвержденГосгортехнадзор Армении12
30.10.1992УтвержденГоспроматомнадзор Беларуси11-1Х
ИзданЦентр инжиниринга, маркетинга и рекламы ТИМР1992 г.
РазработанГосгортехнадзор России

Safety Requirements for Construction of Subways and Underground Structures

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Госгортехнадзором России (Постановление AS 10 от 24.04.92 г.) Госгортехнадзором Казахстана (Постановление № 22 от 20.07.92 г') Госгортехнадзором Узбекистана (Постановление № 15 от 24.07.92 г.) Госгортехнадзором Армении (Постановление М 12 от 28.07.92 г.) Госпроматомнадзором Беларуси (Постановление № 11 -IX от 30.10.92 г.)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Распространяются на проектирование и строительство метрополитенов, транспортных, промышленных, коммунальных тоннелей и подземных сооружений

Издание действительно в оригинале. Перевод и тиражирование только с разрешения издателя.

тельной работе рабочие могут быть допущены только после сдачи экзаменов и получения удостоверения.

Разрешается обучение рабочих но профессиям, не связанным с повышенной опасностью, в строительной организации, в индивидуальном и групповом порядке. Па время такого обучения рабочие должны допускаться к работе лишь совместно с опытным рабочим или мастсром-инструктором.

1.3.7.    К управлению машинами, механизмами и оборудованием допускаются лица, прошедшие специальное обучение по профессии, сдавшие экзамены и получившие удостоверение.

Машинисты (их помощники) указанных средств, управление которыми связано с оперативным включением электроустановок, должны иметь кроме того квалификационную группу по электро-безопасности нс ниже 11, подтвержденную удостоверением установленного образца.

1.3.8.    Все рабочие должны быть ознакомлены под расписку с требованиями инструкций по технике безопасности по профессиям и видам выполняемых работ. Инструкции должны храниться на каждом участке в доступном месте.

Повторный инструктаж всех рабочих производится лицом технического надзора участка нс реже одного раза в полугодие, а для рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, — один раз в три месяца. Результаты первичного и повторного инструктажей заносятся в личную карточку или в специальный журнал.

1.3.9.    Разовое посещение подземной выработки лицом, не работающим на строительстве подземных сооружений, допускается по разрешению руководителя объекта только в сопровождении лица технического надзора и после предварительного инструктажа.

1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

1.4.1.    В каждой строительной организации должно быть разработано и утверждено по согласованию с органами Госгортехнадзора и комитетом профсоюза Положение о профилактической работе по охране труда, регламентирующее обязанности и права в этой области всех должностных, лиц.

Административно-управленческие организации (концерны, объединения, фирмы и др.) должны осуществлять контроль и координацию мер, направленных на повышение уровня безопасности труда.

1.4.2.    Руководящие и инженерно-технические работники обязаны систематически посещать объекты работ, проверять состояние техники безопасности и принимать конкретные меры по устранению выявленных нарушений.

1.4.3.    Начальник участка или по его поручению заместитель (ведущий мастер) обязан проверит!» состояние каждого

рабочего места не менее одного раза в сутки, горный мастер — не менее двух раз в смену.

1.4.4.    В каждой организации, занятой строительством метрополитенов и тоннелей, должна быть предусмотрена должность горного инженера по технике безопасности, а также оборудован кабинет но охране труда.

1.4.5.    Предписания работников, осуществляющих государственный надзор, ведомственный и общественный контроль, в части соблюдения требований оезоиасности, являются обязательными для выполнения всеми организациями, занятыми на совместных работах.

1.4.6.    Руководство работами по охране труда и ответственность за ее состояние возлагаются на руководителя организации.

1.5. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ МЕСТАМ И ОБОРУДОВАНИЮ

1.5.1.    К каждому рабочему месту должны быть обеспечены безопасные проходы. Запрещается загромождать рабочие места и подходы к ним, а также пути перемещения людей и грузов.

При выполнении работ в лавиноопасных районах и на участках с возможной осыпью должны быть предусмотрены и осуществлены конкретные меры по защите от снежных лавин и камнепадов.

1.5.2.    Рабочее место на подземных работах должно обеспечиваться нормальным проветриванием, освещением, средствами оповещения об аварии, находиться в состоянии, обеспечивающем полную безопасность работающих, и перед началом работ осматриваться горным мастером или по его поручению — бригадиром (звеньевым).

1.5.3.    Все разветвления должны быть оборудованы освещенными указателями направления выхода на поверхность.

1.5.4.    Запрещается находиться в горных выработках, состояние которых представляет опасность для людей, за исключением случаев выполнения работ по устранению этих опасностей с применением дополнительных средств защиты.

1.5.5.    Горные выработки, состояние которых представляет опасность для людей или работы в которых приостановлены, должны быть ограждены на всех входах в них с вывешиванием запрещающего знака.

1.5.6.    Работы на высоте более 1,3 м от уровня породы или рабочего настила должны производиться с площадок, оборудованных перилами, а при невозможности устройства ограждений применяться предохранительные пояса, места крепления карабинов которых указываются заранее.

1.5.7.    Запрещается производить какие-либо работы одновременно в двух и более ярусах по одной вертикали, а также под pa

ll

ботаюшим оборудованием при отсутствии промежуточного сплошного защитного настила, выполненного в соответствии с проектом.

1 5.8. Применяемые машины, механизмы и оборудование, а также леса, подмости, настилы, лестницы и другие приспособления должны быть исправными, отвечать требованиям действующих Правил и обеспечивать безопасное производство работ.

Машины, механизмы и приспособления, инвентарные леса и люльки должны иметь паспорта и инвентарные номера, по которым они записываются в журнал учета и проверки технического состояния.

1.5.9.    В подземных выработках запрещается производить любые работы с приставных лестниц за исключением проведения осмотров, замеров, а также неотложных (аварийных) работ.

1.5.10.    Любое изменение режима работы машины или механизма (пуск, ход, остановка) может производиться только после поданного сигнала. Значение сигналов, подаваемых в процессе эксплуатации, должно быть разъяснено всем лицам, связанным с работой машин и механизмов. Подача сигналов должна быть поручена конкретному лицу. Любой непонятный сигнал считается для машиниста сигналом остановки и выполняется немедленно.

1.5.11.    Перед началом передвижения горнопроходческого комплекса (щита, укладчика, технологической платформы), бурового оборудования, проходческих полков, опалубки, других машин и оборудования все работники, не связанные с выполнением этого технологического процесса, должны быть удалены из зоны передвижения на безопасное расстояние.

1.5.12.    Запрещается оставлять без присмотра работающие машины и механизмы за исключением машин с автоматическим и дистанционным управлением.

1.5.13.    При использовании передвижных машин должна исключаться возможность их самопроизвольного перемещения.

После окончания и при перерывах в работе все машины и механизмы должны быть приведены в состояние, гарантирующее невозможность их пуска посторонними лицами.

1.5.14.    Запрещается находиться в опасной зоне работающих машин и механизмов.

1.5.15.    Ремонт машин и оборудования необходимо проводить в сроки, установленные утвержденным графиком планово-предупредительных ремонтов в соответствии с технологической документацией.

1.5.16.    Все открытые движущиеся части машин и механизмов (муфты, передачи, шкивы и т. п.) должны быть ограждены.

1.5.17.    Запрещается эксплуатация неисправных машин и механизмов, а также чистка и смазка их во время работы.

1.6. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИИ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

1.6.1.    Расследование несчастных случаев и аварий на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора, должно проводиться в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и Инструкцией по техническому расследованию аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных предприятиях и объектах.

1.6.2.    О каждом групповом и смертельном несчастном случае и аварии руководитель организации обязан в соответствии с действующей инструкцией уведомить местный орган Госгортехнадзора.

2.1.    Организация строительной площадки должна обеспечивать безопасность труда работающих и прохода людей на всех этапах выполнения любого вида работ как на поверхности, так и в подземных условиях.

2.2.    Строительная площадка должна ограждаться забором. Ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, необходимо оборудовать сплошным защитным козырьком.

2.3.    До начала проведения горнопроходческих работ должно быть обеспечено нормальное санитарно-бытовое обслуживание.

2.4.    Расположение постоянных и временных дорог, проходов для людей, сетей энерго- и водоснабжения, механизированных установок, кранов, площадок для складирования, санитарно-бытовых и производственных помещений, а также других устройств должно полностью соответствовать строительному генеральному плану или ПОС.

2.5.    Территория строительной площадки должна быть спланирована и оборудована устройствами для отвода атмосферных и технических вод от строящихся подземных сооружений.

В соответствующих местах необходимо вывесить надписи: «ВЪЕЗД», «ВЫЕЗД», «РАЗВОРОТ», «ПРОХОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ», а также дорожные знаки, регламентирующие порядок и скорость движения и схему движения транспортных средств.

Границы опасных зон следует дополнительно ограждать и обозначать предупредительными знаками и сигналами, хорошо видимыми как в дневное, так и в ночное время.

2.6.    Проходы и проезды па территории стройплощадки должны быть свободными, не загромождаться грунтом, оборудованием, строительными материалами. Их следует очищать от грязи, снега, льда и подавлять пыль.

2.7.    Временные здании и сооружения, мастерские, копры, эстакады, машинные и другие помещения, а также размеры санитарно-защитных зон должны соответствовать требованиям действующих санитарных и противопожарных норм.

2.8.    Складирование материалов и тоннельных конструкций на строительной площадке должно производиться с соблюдением требований, приведенных в приложении 23.

Прокладки и подкладки необходимо располагать в одной вертикальной плоскости. Их толщина должна быть нс менее высоты выступающих монтажных петель и закладных деталей.

2.9. Размещение материалов, конструкций и оборудования па строительной площадке должно определяться с учетом последовательности их монтажа и транспортировки, габаритов и веса изделий, грузоподъемности кранового оборудования. Ширина прохода между штабелями должна быть не менее 1 м.

3. СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

3.1.    До начала работ на трассе строительства лица технического надзора должны быть ознакомлены с расположением сооружений и коммуникаций коммунального городского хозяйства н приказом по организации, назначены ответственные за выполнение земляных работ, связанных с разрытием и перекладкой коммуникаций.

3.2.    Производство работ в зоне расположения подземных коммуникаций (электрокабели, кабели связи, газопроводы и др.) допускается только после получения специального разрешения (ордера) п письменного разрешения организаций, ответственных за эксплуатацию этих коммуникации, представители которых вызываются на место до начала работ.

Проходка шурфов для уточнения местоположения коммуникаций может производиться только в присутствии представителей соответствующих эксплуатационных организаций.

3.3.    При приближении работ к линиям действующих подземных коммуникаций на расстоянии ближе 2 м по горизонтали или 1 м по вертикали применять землеройную технику и отбойные молотки запрещается, если другими нормами пли владельцем не установлены предупредительные надписи и знаки, а в ночное время — сиг-условиях разрешается только ручным инструментом.

3.4.    В местах передвижения людей и транспорта разрабатываемые выемки должны быть надежно ограждены, а места работ, проходы и проезды освещены. На ограждении должны быть установлены предупредительные надписи и знаки, а в ночное время — сигнальное освещение.

При выполнении работ на дорогах и в других местах, где предусмотрено движение транспортных средств, должны соблюдаться действующие Правила дорожного движения.

3.5.    Для предупреждения сдвигов или обрушений котлованов, траншей и других выемок, разрабатываемых в неустойчивых грунтах, маркшейдерской службой должно быть установлено ежедневное визуальное и еженедельное инструментальное наблюдение за состоянием их бортов, откосов и крени с записью в журнале.

3.6.    Порядок производства земляных работ при разработке грунтов в котлованах, ширина котлованов, крутизна откосов, высота уступов, ширина берм и способ крепления бортов должны устанавливаться проектом. В проекте должны быть предусмотрены

меры для отвода ливневых и паводковых вод по водоотводным канавкам. Расстояние от бровки откоса выемки до бровки канавки должно быть не менее 3 м.

3.7.    Выполнение работ в котлованах и траншеях, разрабатываемых с откосами (без крепления), подвергшихся увлажнению, допускается при условии принятия следующих мер предосторожности против обрушения:

а)    тщательного осмотра производителем работ или мастером перед началом каждой смены состояния грунта и его искусственного обрушения в местах, где обнаружены «козырьки» и трещины у бровок и на откосах;

б)    временного прекращения работ в выемке до осушения грунта при возникновении опасности обвала;

в)    местного уменьшения крутизны откоса на участках, где выполнение работ в выемке является неотложным;

г)    запрещения движения транспортных средств и механизмов в пределах призмы обрушения;

д)    очистки откосов от камней во избежание их скатывания в котлованы и траншеи.

Для подачи материалов в котлован должны использоваться грузоподъемные механизмы или оборудоваться специальные спуски. Места подачи и приема груза должны быть обозначены и ограждены.

3.8.    При механизированной выемке грунта в котловане установка экскаватора внутри выемки и на поверхности, а также последовательность и порядок выемки должны быть определены в ППР.

3.9.    Передвижение в пределах строительной площадки экскаваторов и механизированных копровых установок должно производиться по выровненным и усиленным временным покрытием поверхностям с уклонами, не превышающими установленных техническим паспортом перемещаемой машины (установки).

3.10.    Погрузка экскаватором грунта в автотранспортные средства должна выполняться со стороны заднего или бокового борта. Ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

3.11.    При разработке котлована запрещается:

а)    выемка грунта с подкопом борта котлована. При использовании экскаваторов с прямой лопатой высота забоя должна ограничиться максимальной высотой черпания экскаватора;

б)    одновременное выполнение на одном участке котлована других работ в пределах зоны, определяемой ППР, но не ближе 5 м от движущихся частей землеройных механизмов;

в) использование бульдозеров на уклонах с углом более 30° и выдвижение ножа бульдозера за бровку откоса выемки.

3.12.    Для своевременного осуществления охранных мероприятий и мер по обеспечению безопасности люден на месте работ следует иметь необходимый аварийный запас материалов, инструментов и приспособлений.

3.13.    На время работы следует выключать трубопроводы, расположенные в месте выполнения работ. Если но условиям эксплуатации эти трубопроводы нс могут быть отключены, то необходимо, но согласованию с эксплуатирующей организацией, надежно оградить их от повреждений.

3.14.    В случае обнаружения деформации строений, путей, сооружений, коммуникаций работы должны быть немедленно прекращены, люди выведены из опасной зоны, срочно предупреждена организация, в ведении которой находится деформируемое сооружение, и выставлены предупредительные сигналы.

Возобновление работы возможно только по указанию ответственного лица технического надзора.

3.15.    Установку временной крепи котлованов и траншей необходимо производить в соответствии с ППР и технологическими картами.

3.16.    Сборка, перемещение, разворот и разборка копра для свайных работ должны выполняться под руководством лица технического надзора, при этом вокруг места установки (перемещения) копра должна быть обозначена опасная зона радиусом на 5 м более высоты мачты. В опасной зоне при работе копра все другие работы должны быть прекращены, а люди, нс связанные с работой копра, удалены за пределы этой зоны.

3.17.    Подъем и установка свай (шпунтов) при наличии заселенных зданий в пределах опасной зоны допускаются при условии осуществления дополнительных мер безопасности, предусматриваемых ППР, и выполнении грузоподъемных операций с использованием подъемного каната копра и второго, страховочного, каната и отдельной лебедки.

3.18.    При выполнении работ методом «стена в грунте* перемещение экскаватора вдоль траншеи должно осуществляться но спланированной, имеющей твердое покрытие (асфальт, бетон, дорожные плиты) площадке с уклоном не более 2°. Уровень глинистого раствора нс должен быть ниже 0,5 м от бровки траншеи.

3.19.    По мере разработки траншеи для «стены в грунте» должно выполняться се ограждение с двух сторон или перекрытие. Для прохода людей через траншею должны быть оборудованы мостики шириной не менее 1 м и огражденные с двух сторон перилами высотой не менее 1,2 м.

Спуск в котлован и установка (монтаж) элементов временной крепи должны производиться с использованием грузоподъемных устройств, при этом:

а)    в котловане и па прилегающей к нему строительной площадке на время спуска, подъема н установки расстрелов в опасной зоне не допускается присутствие лиц, нс связанных с выполнением этой операции;

б)    запрещается хождение по расстрелам пли нахождение людей на них. При установке клиньев должны применяться подвесные люльки или подмости.

3.20.    Канат может быть ослаблен или расстроплен от устанавливаемого элемента крепи или другого груза только при устойчивом положении груза или окончательном закреплении его на месте установки.

3.21.    При применении анкерной крепи для временного крепления:

а)    запрещается: наращивать шнековые штанги до полной остановки вала вращателя или механизма подачи буровой каретки; использовать буровые штанги, имеющие трещины или надрывы; отгребать при бурении буровую мелочь от устья скважины или очищать штангу; производить бурение без установки пальцев, фиксирующих буровые штанги;

б)    при натяжении анкеров корпус гидроцплнндра должен быть закреплен к продольному поясу крепи;

в)    запрещается нахождение людей ближе 10 м по направлению оси анкера и нс мсиее 2 м по обе стороны от натяжного устройства;

г)    осмотр анкерной крепи котлована должен производиться начальником участка нс реже одного раза в три месяца с записью результатов в «Книгу осмотра крепи» (приложение 11).

3.22.    Запрещается складирование и хранение материалов и оборудования на съездах и спусках в котлованы пли на расстрелах крепи ,а также ближе 2 м от бровки котлована или траншеи.

3.23.    Дополниюльиая проверка состояния временной крепи н йровок (котлованов и траншей) должна выполняться при сезонных изменениях температуры, а также после ливневых и во время За1яжных дождей.

Результаты осмотра крепи должны записываться в «Книгу ос-м°тра крепи».

3.24.    Спуск (подъем) людей в котлован глубиной до 25 м до-'Ускается по специально оборудованным для этих целей лестни-

имеющим площадки для отдыха не реже, чем через 10 м. При ^‘yi с гни и съездов лестницы должны устанавливаться по длине ч0,дована не реже, чем через 40 м, и при меньшей длине выемки

Редакционная коллегия:

A.    М. Ильин, В. Н. Антипов, И. М. Блиновский,

B.    Н. Богатченко, Г. М. Богомолов, С. Н. Власов, В. А. Дронов, В. Е. Меркин, Ю. К. Святухин, И. Н. Соколов, В. П. Талдыкин, В. В. Торгалов,

А. А. Уткин, Р. Я. Штеренгарц, Б. И. Яцков

п 52(03)—92 ISBN 5-87010-036-4

<С) Центр инжиниринга, маркетинга и рекламы «ТИМР>, 1992.

Перепечатка и перевод разрешаются только после приобретения соответствующего права.

должно устраиваться не менее двух лестничных выходов на поверх, ность, удаленных друг от друга на максимальное расстояние.

В траншеях и котлованах глубиной до 5 м для спуска и подъема людей допускается использовать переносные лестницы, надеж но прикрепленные к временной крепи.

3.25.    При разработке котлованов с использованием щитов от крытого типа размеры рабочей камеры для вывода щита на трассу порядок разработки и крепление забоя, устройство опорной стенки а также основания, укладка направляющих и т. п. определяются ППР.

3.26.    При проходке тоннелей с глубиной заложения, превышаю щей высоту щита, по всей его длине должны устанавливаться предохранительные металлические секции, выступающие над по всрхностью земли не менее чем на 15 см.

Новые Правила безопасности при строительстве метрополитенов и подземных сооружений распространяются на проектирование, разработку конструкторской документации, научные исследования и строительство метрополитенов, транспортных, промышленных, коммунальных тоннелей и различных подземных сооружений, осуществляемых подземным и открытым способами.

Новая редакция Правил разработана Центральным научно-исследовательским институтом транспортного строительства, Госгортехнадзором России с участием НИИ гигиены железнодорожного транспорта и Московского горного института. В окончательной подготовке и редактировании Правил принимали участие ведущие специалисты организаций Тоннельметростроя, Мосметростроя, Мосинжстроя, Метротоннельгеодизии, ряда проектных и научно-исследовательских организаций, занимающихся проектированием подземных сооружений.

В ходе переработки правил учтены изменения в технике, технологии и организации подземного строительства, произошедшие в последние годы, передовой отечественный и зарубежный опыт безопасного выполнения работ, в том числе и в условиях сложной инженерной системы городов, учитывался также анализ производственного травматизма в различных областях подземного строительства. Впервые включены требования безопасной эксплуатации в подземных выработках машин с двигателями внутреннего сгорания, изменены требования к проветриванию подземных выработок, элсктробезопаспости и специальным работам.

Более полно сформулированы и разграничены обязанности и задачи по безопасности работ подземного строительства для всех функциональных служб и в этой связи выделены специальные разделы по маркшейдерскому обеспечению и по ответственности за невыполнение требований Правил. Претерпели изменения положения о задачах лиц технического надзора.

С инодом Правил всем руководителям государственных, акционерных, арендных, кооперативных организации, ведущих подземное строительство, необходимо провести аттестацию своих работников па знание новых Правил безопасности.

С вводом в действие новых Правил утрачивают силу Правила техники безопасности н производственной санитарии при строительстве метрополитенов и тоннелей, утвержденные Министерством транспортного строительства СССР в 1975 г., и «Дополнительные требования по технике безопасности при строительстве подземных сооружений в г. Москве, расположенных па глубине не свыше 40 м и продолжительностью производства работ нс более двух лет», утвержденные Госгортехнадзором СССР в 1987 г.

1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1.1.    Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми должностными лицами и инженерно-техническими работниками, занятыми изысканиями, проектированием и строительством метрополитенов, транспортных, промышленных и коммунальных тоннелей и подземных сооружении.

Примечание. Рабочие обязаны выполнять требования инструкций по безопасным методам работ.

1.1.2.    Каждая организация, ведущая строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений должна иметь проектно-техническую документацию, в т. ч. проекты организации строительства (ПОС) и проекты производства работ (Г1ПР) или технологические карты на все виды работ. В разделах этой документации должны быть изложены конкретные решения по технике безопасности, охране недр, окружающей среды и санитарно-бытовому обеспечению работающих.

Не допускается отступлений от ПОС и ППР без предварительного согласования с организациями, их разработавшими.

1.1.3.    Организации, разрабатывающие проекты, обязаны предусматривать в них способы безопасного производства горных, строительных, монтажных и других работ, руководствуясь действующими правилами техники безопасности на специальные виды работ, санитарными и противопожарными нормами, СНиПами и ГОСТами.

1.1.4.    Проекты производства работ и технологические карты должны разрабатываться и привязываться непосредственно к строительной площадке с учетом местных условий.

1.1.5.    При производстве общестроительных и транспортных работ, связанных с возведением подземных сооружений, а также при организации строительной площадки, устройстве лесов и других средств иодмащивания, монтаже опалубки, арматуры, выполнении санитарно-технических, электромонтажных и отделочных работ следует руководствоваться требованиями главы действующих СНиП «Техника безопасности в строительстве», а также соответствующими правилами безопасности.

1.1.6.    Эксплуатация строительных, грузоподъемных, горно-транспортных машин и механизмов, включая их техническое обслуживание. должна осуществляться в соответствии с требованиями главы действующих СНиП, «Правил устройства и безопасной экс-

плуатации грузоподъемных кранов» и инструкций предприятий-из-готовителей.

1.1.7.    Использование взрывчатых материалов при проведении горных выработок должно осуществляться в соответствии с требованиями «Единых правил безопасности при взрывных работах».

1.1.8.    Строительная организация, ведущая строительство подземных объектов, обязана иметь исполнительные чертежи, отражающие инженерно-геологические условия проходки, существующие и ликвидированные подземные сооружения и коммуникации, могущие влиять на строительные работы, состояние горных выработок и их крепления, водоотлива, водоснабжения, вентиляции, энергетических коммуникаций, теплоснабжения, связи, подземного транспорта.

1.1.9.    При проектировании, монтаже, эксплуатации и ремонте осветительных установок, рабочего и аварийного освещения в производственных помещениях, а также на открытых площадках необходимо руководствоваться требованиями, предъявляемыми к источникам света, осветительным приборам, качеству освещения СНиП и действующими «Нормами искусственного освещения при строительстве метрополитенов и тоннелей» и санитарными нормами.

1.1.10.    На период пусконаладочных работ (накатки линий метрополитена и др.) должны разрабатываться специальные мероприятия по безопасности, утвержденные главным инженером организации (объединения).

Производство работ в эксплуатируемых метрополитенах и тоннелях должно выполняться по совместному приказу (или другому совместному документу) строительной организации и организации, эксплуатирующей подземное сооружение.

1.1.11.    Все работники строительной организации, выполняющие в эксплуатируемых тоннелях метрополитена и железных дорог работы, обязаны знать и соблюдать действующие в них правила и инструкции по технике безопасности и сигнализации, Правила технической эксплуатации метрополитена и железных дорог в части порядка подачи и снятия напряжения с контактного рельса, ограждения мест выполнения работ, пользования сигналами, порядка закрытия перегонов для выполнения работ, а также «Инструкцию о порядке производства работ посторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях метрополитена».

1.2. РАЗРЕШЕНИЕ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ;

ПРОТИВОАВАРИИНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.2.1. Приемка в эксплуатацию вновь смонтированных горных и проходческих комплексов, подъемных, главных вентиляционных и водоотливных установок, электровозной откатки должна произ-

о

водиться комиссионно с участием представителя органа Госгортехнадзора после представления актов готовности объектов и результатов контрольных испытаний.

1.2.2.    На строительстве подземных сооружений разрешается использовать оборудование, машины, механизмы, приборы и материалы, предназначенные для подземных условий или допущенные к применению соответствующими органами государственного надзора.

1.2.3.    Экспериментальное и опытное использование в подземном строительстве, допуск к приемочным испытаниям и выдача разрешений на выпуск и применение новых образцов горношахтного оборудования и электротехнических устройств должны осуществляться в порядке, предусмотренном инструкцией, утвержденной Госгортехнадзором России.

1.2.4.    Применение новых способов работ и технологий, не предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться по проекту, разработанному специализированной организацией, согласованному с органами Госгортехнадзора.

1.2.5.    Руководитель организации, которой поручено строительство подземного объекта, не позднее чем за 15 дней до начала основных работ обязан представить дли регистрации в местные органы Госгортехнадзора перечень участков работ, независимо от того, каким способом они будут сооружаться.

1.2.6.    Все строящиеся подземные объекты должны обслуживаться военизированными горноспасательными частями.

Управление (штаб) ВГСЧ должно согласовать дислокацию горноспасательных частей с органами Госгортехнадзора.

1.2.7.    Для каждого объекта подземного строительства должен быть разработан план ликвидации аварии (ПЛА) в соответствии с требованиями «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий при производстве подземных работ на строительстве подземных сооружений» (приложение 1).

План ликвидации аварий пересматривается и утверждается один раз в год не позднее чем за 15 дней до начала следующего года.

При появлении изменений в расположении выработок, схеме вентиляции и связанных с ними путей выхода людей на поверхность в ПЛА не позднее чем на другой день должны быть внесены соответствующие исправления.

Запрещается допускать к работе лиц, не ознакомленных с ПЛА и не знающих его в части, относящейся к месту их работы и путям передвижения. Каждое ознакомление с ПЛА и выходами должно проводиться под расписку до начала работ.

Повторное ознакомление работающих с выходами проводится лицами технического надзора через каждые 6 месяцев, а при изменении выходов — в течение суток.

1.2.8.    Во всех организациях, ведущих подземные работы, организуется посменный учет лиц, спустившихся в выработки и вышедших на поверхность. Ответственность за обеспечение такого учета несет начальник участка.

1.2.9.    Для оперативного оповещения работающих о возникновении аварии на каждом объекте подземного строительства кроме телефонной связи должна быть оборудована аварийная сигнализация (световая, громкоговорящая, беспроводная радиосвязь и др.).

1.2.10.    Всем подземным рабочим и лицам технического надзора перед спуском в горные выработки, опасные по газу или взрыву пыли, должны выдаваться индивидуально закрепленные за ними самоспасатели.

Число самоспасателей на объекте должно быть на 10% больше списочного числа подземных рабочих.

1.2.11.    На объектах подземного строительства, не опасных по газу и взрыву пыли, разрешается групповое хранение самоспасателей в количестве, на 10% превышающем численность работающих в наиболее многочисленной смене. Места хранения самоспасателей в специальных ящиках должны быть обозначены и дополнительно освещены.

Ответственность за исправность и сохранность самоспасателей возлагается на начальника участка, а за обеспечение ими в достаточном количестве — на руководителя организации.

1.2.12.    Рабочие, а также лица технического надзора, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами, уметь пользоваться самоспасателя-ми, а при выполнении специальных работ — дополнительными защитными средствами.

1.2.13.    Проходческие работы на объектах подземного строительства должны выполняться по письменному наряду, выданному в соответствии с Положением о нарядной системе, утвержденным главным инженером строительной организации.

1.2.14.    Работы с повышенной опасностью должны выполняться по наряду-допуску. Перечень таких работ утверждается главным инженером организации.

1.2.15.    Каждый работник, заметив опасность, угрожающую людям или объекту, обязан предупредить об этом работающих, сообщить лицу технического надзора и при возможности принять меры по устранению опасности.

1.2.16.    При производстве работ на объекте несколькими организациями должны быть разработаны совместные мероприятия по безопасному производству работ и разграничению обязанностей в соответствии с Положением о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями.

1.3.1.    К работам повышенной опасности на строительстве подземных сооружений допускаются «типа не моложе 18 лет.

1.3.2.    Рабочие, инженерно-технические работники и служащие, поступающие на строительство, подлежат предварительному медицинскому освидетельствованию. Переосвидетельствование лиц, занятых на подземных работах и работах повышенной опасности, должно производиться ежегодно.

1.3.3.    К техническому руководству работами в подземных выработках и на поверхности допускаются лица, имеющие законченное горнотехническое образование или окончившие специальное учебное заведение или курсы, дающие право технического руководства (ответственного ведения горных и взрывных работ).

1.3.4.    Все вновь поступающие на работу или переведенные из других организаций инженерно-технические работники, занятые проектированием и строительством подземных объектов, обязаны в месячный срок, а в последующем не реже одного раза в три года, сдать экзамены на знание настоящих Правил.

Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ перед прохождением первой производственной практики должны пройти обучение и сдать экзамены по технике безопасности наравне с подземными рабочими. Перед началом последующей практики они проходят инструктаж по технике безопасности.

1.3.5.    Рабочие, поступающие и переводимые на работу по другой профессии, обязаны пройти предварительное обучение по технике безопасности. Обучение производится с отрывом от производства в соответствии с «Программами предварительного обучения рабочих, занятых на подземных работах», согласованными с органами Госгортехнадзора, с обязательной сдачей экзаменов в комиссии под председательством главного инженера организации.

Продолжительность обучения должна быть не менее: для рабочих, ранее не работавших на подземных работах — 5 дней;

ранее работавших на них — 2 дня;

переводимых с одной профессии на другую — 1 день.

для рабочих на поверхности:

ранее не работавших на строительстве — 2 дня;

ранее работавших — 1 день.

Рабочие, совмещающие несколько профессий, должны быть обучены и проинструктированы но всем профессиям.

1.3.6.    Профессиональное обучение рабочих должно проводиться в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах или учебных пунктах. К самостоя-