ПРАВИЛА
УСТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИДОРОЖНЫХ
ПОЛОС ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Москва, 1999 г.
(с изменениями от 2 февраля
2000 г., 29 мая 2006 г.)
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 1998 г.
№ 1420
ПРАВИЛА
установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог
общего пользования
1. Настоящие Правила
определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных
автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом
использования земель.
2. Придорожные полосы
федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон
к полосе отвода указанной дороги участки земля шириной не менее 50 метров
каждый, считая от границы полосы отвода (далее именуются - придорожные полосы).
3. Особый режим
использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд
ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос
для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их
сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности
населения.
Собственники, владельцы,
пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах
придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования
этих земель.
Земельные участки в пределах
придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов
не изымаются.
4. Контроль
за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований
настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и
уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными
автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления
федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
5. В зависимости от
категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития
ширина каждой придорожной полосы устанавливаются:
а) для автомобильных дорог IV и III
категории - 50 метров;
б) для автомобильных дорог II и I
категории - 75 метров;
в) для подъездов к столицам
республик, краевым и областным центрам, городам федерального значения, центрам
автономной области и автономных округов, а также для участников федеральных
автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью
населения до 250 тыс. человек, - 100 метров.
Придорожные полосы для
указанных подъездов начинаются на расстоянии не менее 25 километров от границы
города по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и органом местного самоуправления, по территории которых проходит
участок этой автомобильной дороги;
г) для участков
автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью
населения свыше 250 тыс. человек, - 150 метров.
6. В
границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных
автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не
менее 50 метров, а для строящихся - в соответствии с подпунктами «а» и «б»
пункта 5 настоящих Правил.
7. Обозначение границ придорожных
полос осуществляют органы управления федеральными автомобильными дорогами.
8. Земли, занятые
придорожными полосами, подлежат в установленном порядке учету в государственном
земельном кадастре.
9. В пределах придорожных
полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком
службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации и объектов дорожного сервиса.
Действие настоящего пункта
не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты,
строительство которых началось до 1 июля 1998 г.
10. Размещение в пределах
придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:
а) объекты не должны
ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия
безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и
расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности
населения;
б) выбор места размещения
объектов должны соблюдаться с учетом возможной реконструкции федеральной
автомобильной дороги;
в) размещение,
проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом
требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения,
экологической безопасности, строительства и эксплуатации
автомобильных дорог.
11. Размещение
объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в
соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также
планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным
дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
При выборе места размещения
объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа
примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее,
располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных
для этих целей.
Объекты дорожного сервиса
должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также
подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной
автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге
подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и
обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Строительство и содержание
объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки
автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их
владельцев.
12. Размещение инженерных
коммуникаций в пределах придорожных полос допускается только по согласованию с Федеральным
дорожным агентством или уполномоченными им органами, на которые возложено
управление федеральными автомобильными дорогами.
При этом:
а) если размещение
инженерных коммуникаций за пределами придорожных полос по условиям рельефа
затруднительно или нецелесообразно, то размещение в пределах придорожных полос
линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 11 кВт
возможно только при соблюдении следующих условий:
размещение коммуникаций не
требует их переустройства в случае реконструкции федеральной автомобильной
дороги;
расстояние
от границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги до оснований опор
воздушных линий связи и линий электропередачи должно составлять не менее 50 метров
на участках федеральных автомобильных дорог, указанных в подпунктах «в» и «г»
пункта 5 настоящих Правил, и не менее 25 метров на участках автомобильных
дорог, указанных в подпунктах в подпунктах «а» и «б» пункта 5 и в пункте 6 настоящих Правил;
б) в местах пересечений
федеральных автомобильных дорог воздушными линиями связи и высоковольтными
линиями электропередачи расстояние от основания каждой из опор этих линий до
бровки земляного полотна автомобильной дороги должно быть не менее высоты опоры
плюс 5 метров, но во всех случаях не менее 25 метров.
13. В
договорах или решениях на предоставление земельных участков для размещение
некапитальных зданий и сооружений в пределах придорожных полос должны
предусматриваться обязательства владельцев и собственников этих объектов
осуществлять за свой счет их снос или перенос в случае, если эти здания и
сооружения создадут препятствия для нормальной эксплуатации федеральной
автомобильной дороги при ее реконструкции или будут ухудшать условия движения
по ней.
Размещаемая в пределах
придорожных полос реклама должна отвечать специальным требованиям,
установленным законодательством Российской Федерации.
15. Решения
о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных
участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним
(подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под
площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то
органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами
управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
16. Для
согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо,
имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или
разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно
предоставить в органы, указанные в пункте 15 настоящих Правил, технический план
участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого
объекта.
Согласование предоставления
земельного участка или размещения объекта в придорожной полосе либо
мотивированный отказ в согласовании оформляются в месячный срок с даты получения документов от заявителя.
17. Собственники, владельцы,
пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах
придорожных полос, имеют право:
а) осуществлять
хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом
ограничений, установленных настоящими Правилами;
б) возводить на
предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные настоящими
Правилами;
в) получать информацию о
проведении ремонта или реконструкции федеральной автомобильной дороги.
18. Собственники, владельцы,
пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах
придорожных полос, обязаны:
а) соблюдать правила охраны
и режим использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы
экологической безопасности;
б) не допускать нанесение вреда
федеральной автомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, соблюдая
условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения;
в) обеспечивать допуск на
принадлежащие им земельные участки представителей органа управления федеральной
автомобильной дорогой и иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за использованием земель, а также своевременно
исполнять выданные ими предписания;
г) согласовывать с органом
управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах
придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных
участках зданий и сооружений;
д) в случаях, предусмотренных
пунктом 13 настоящих Правил, осуществлять снос и перенос возведенных на
земельных участках некапитальных зданий и сооружений.
19. Взведенные с нарушением
настоящих Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в
установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их
построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской
Федерации.
20. Органы управления
федеральными автомобильными дорогами имеют право:
а) осуществлять в пределах
своей компетенции контроль за использованием земель в
пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных
ситуаций или ликвидации их последствий, и с этой целью посещать земельные
участки, находящиеся в пределах придорожных полос;
б) согласовывать
строительство в пределах придорожных полос зданий и сооружений, участвовать в
приемке этих объектов в эксплуатацию;
в) вносить предложения об
отмене решений об отводе земельных участков в пределах придорожных полос или о
размещении на этих участках объектов, принятых с нарушением настоящих Правил и
законодательства Российской Федерации;
г) давать предписания
собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков,
расположенных в пределах придорожных полос, в том числе об устранении в
установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель.
21. Органы управления
федеральными автомобильными дорогами обязаны:
а) рассматривать материалы,
связанные с предоставлением земель в пределах придорожных полос или размещением
на этих землях объектов, и подготавливать заключение по ним в установленный
настоящими Правилами срок;
б) участвовать в проведении
инвентаризации земель придорожных полос, содействовать ведению государственного
земельного кадастра этих земель;
в) информировать
собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков,
расположенных в пределах придорожных полос, о проведении ремонта или
реконструкции автомобильных дорог;
г) при необходимости
компенсировать в соответствии с законодательством Российской Федерации
собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков
ущерб, причиненный в результате доступа на эти участки.
22. Органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации:
а)
осуществляют контроль за соблюдением собственниками, владельцами,
пользователями и арендаторами земельных участков в пределах придорожных полос
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правил,
стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам
обеспечения безопасности дорожного движения и с этой целью могут посещать
земельные участки, расположенные в пределах придорожных полос;
б) в пределах своей
компетенции рассматривают материалы, связанные с предоставлением земельных
участков или размещением объектов в пределах придорожных полос, согласовывают
эти материалы или дают мотивированный отказ в их согласовании;
в) вносят предложения об
отмене решений о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос
или о размещении на этих участках объектов в случае, когда такие решения
приняты с нарушением норм безопасности дорожного движения;
г) дают собственникам,
владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах
придорожных полос, предписания по устранению в установленные сроки недостатков,
создающих угрозу безопасности дорожного движения.
23. За нарушение настоящих
Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков,
расположенных в пределах придорожных полос, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.