Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

92 страницы

Купить Рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В рекомендациях изложены состав и содержание раздела "Охрана окружающей среды" (ООС) ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, порядок разработки раздела, а также условия его информационного обеспечения и согласования, требования к ведению мониторинга и утверждению данной части ТЭО.

Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников проектных организаций, специалистов по охране окружающей среды и смежных областей знания.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Общие положения

2 Последовательность разработки, состав и содержание раздела "Охрана окружающей среды" ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования

3 Методики покомпонентных и обобщающих оценок состояния окружающей среды района строительства (реконструкции) автомобильной дороги общего пользования

4 Перечень требований к строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования по условию экологической безопасности для групп земель

Приложение 1 Перечень понятий, терминов и определений, используемых при разработке раздела "Охрана окружающей среды" ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования

Приложение 2 Перечень сохраняемых (особо охраняемых) территорий и условия землепользования, обеспечивающие их сохранность; перечень соответствующих законоположений, нормативных и инструктивных документов СССР

Приложение 3 Расчетные параметры загрязняющих веществ отработавших газов и коэффициенты их влияния

Приложение 4 Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ

 
Дата введения28.09.1990
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.09.1990УтвержденЦНИИП градостроительства Госгражданстроя8
РазработанСоюздорпроект Минтрансстроя
РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданЦНИИП градостроительства1992 г.

Recommendations on the development of the Section "Environment Protection", feasibility studu for the construction (reconstruction) of a motorway of general use

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛ ЬН Ы Й Н АУ Ч НО-ИССП ЕЛОВАТЕЛ ЬСКИ Й И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИП градостроительства )

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,,

ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

МОСКВА 1992

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИП градостроительства )

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЬЦ ГЭО СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Утверждены председателем научно-технического совета, директором института ЕБ.Владимировым {Протокол №8 от 28. 9 1990 г.)

МОСКВА 1992

2.П0СЛЕД0ВАТЕЛЬН0СТЬ РАЗРАБОТКИ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА “ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

аддел 'Охрана окружающей среды' разрабатывается в определенной последователь


ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИЙ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

лей.


ности, поэтапно,. На. первых двух этапах - аналитическом и прогностическом (трендовом) — выявляются нарушения каждого из компонентов ПТК и их влияние на группы землепользователей- Итоговый этап должен содержать обобщающую (комплексно-интегративную) оценку состояния окружающей среды и перечень мероприятий по снижению и предупреждению негативного воздействия автомобильной дороги на ее состояние. Для обоснования комплексов мероприятий необходимо разработать природоохранную стратегию и рекомендации по охране окружающей среды с учетом требований групп землепользовате

ль. Экологическая характеристика района строительства (реконструкции) автомобильной дороги с учетом сложившейся структуры землепользования (1-й этап)

2.2.2.    Экологическая характеристика должна содержать общую оценку” состояния окружающей среды» выявляющую степень нарушенности компонентов ПТК при сложившейся структуре землепользования.

2.1.2.    Характеристика природных, а точнее, техноприродных условий - фоновых (регионально-геологических и зонально-климатических) и локальных - включает рассмотрение закономерностей и направленности техноприродных процессов, которые имеют существенное значение для решения проблемы охраны окружающей среды. При этом должны быть рассмотрены:

характеристики зонально-климатических условий — климатическая характеристика оп-ро пяле оттого 'геотяфичру—кого пояса (последовательно сменяющиеся от экватора к полюсам пояса отличаются, главным образом, неравномерным распределением лучистой энергии солнца по широте) и географических (природных) зон в пределах этих поясов. Зональность осложняется местными орографическими условиями, условиями увлажнения, на нее .заметно влияет характер циркуляции в атмосфере и др.;

характеристика инженерйо-геологических условий территорий - геологического строения а свойств горных пород, геоморфологии района, гидрологических и гидрогеологических условий (специфика режимов поверхностных и подземных вод) г динамики опасных

геологических процессов (сейсмичность, заболачивание и пр.), распространенности геохимических и геофизических аномалий, особенно в связи с проявлением их биоактивности и психотропности, з том числе проявлением идеомоторных актов;

характеристика состояния поверхностных водных объектов - водотоков и водоемов, а также характеристика гидрографической сети с выделением объектов, подлежащих сохранению путем устройства водоохранных зон;

характеристика растительности - соотношение и местоположение территорий, покрытых различными типами растительности (луга, леса, степные участки и др.); пени ость растительности, в том числе уникальность генофонда, наличие государственных заповедников, заказников, охраняемых зон к урочищ; площадь вырубленного а погибшего леса; биологическая продуктивность биоценозов;

характеристика животного мира - места нахождения, размножения, питания и отстоя редких видов жиеотных, в первую очередь, занесенных ь Красную книгу; пути миграции диких животных, птип, обитателей водной среда н др*

2*1*3. Характеристика объектов структуры землепользования в районе проектируемой дороги должна содержать следующие сведения:

группы землепользователей и особенности режимов землепользования, т.е. фактическое соотношение площадей и расположения принадлежащих различным группам землепользователей сопредельных территорий;

площадь земель (территорий и акваторий), отчуждаемых для строительства (реконструкции) автомобильной дороги, и их характеристика с позиций утраты ими социально-экономической ценности и экологической значимости: обеспечения охраны компонентой природной среды (лесной, водной и прочих сред и их объектов);

плошадь земель, отводимых на период строительства (реконструкции) дороги во временное пользование под карьеры по добыче сырья строительных материалов, строительные базы,.дементно-бетонные, щебеночные, асфальтобетонные завода, мес^а впемекього складирования плодородного почвенного слоя и др.

Примечание: Характеристика земель временного пользования с позиций их влияния на состояние окружающей среды подлежит фиксации в формах госстатотчетности* Эти данные должны быть основой проекта рекультивации нарушенных земель, являющегося обязательной составной частью проекта организации строительства дорог*

2.1*4* Экологическую характеристику района строительства (реконструкции) автомобильной дороги целесообразно иллюстрировать обобщающей схемой, на которой должны быть выделены основные группы землепользователей и качественные характеристики, определяющие природный потенциал занимаемых ими территорий и акваторий и ценность народнохозяйственных объектов* На схеме следует показать трансформацию землепользований как при изъятии территорий под дорогу, так и при отводе во временное пользование для строительства дороги*

2.2* Покомпонентная оденхл состояния окружающей среды района строительства (реконструкции) автомобильной дороги. Природоохранные мероприятия. Стоимостные показатели работ (2-й этап)

2*2.1. Покомпонентная оценка состояния окружающей среды района строительства (реконструкции) “автомобильной дороги должна содержать:'

оценку особенностей нарушений инженерно-геологических условий территории, в том числе: грунтовых (геолого-литологические условия, а также изменения инженерно-геологических свойств горных пород); почвенных; гидрогеологических, в основном связанного с опасностью подтопления территорий изменения уровенного режима; появления тех-ногеккых форм микрорельефа (отработанные карьеры, отвалы снятого плодородного слоя); активизации геологических процессов; затопления при прорывах гидросооружений и пр*;

Примечание: В дополнение к традиционно подготавливаемым материалам инженерно-геологических изысканий рекомендуется при проведении оценки территорий определять их типы (соответствующие всем экологозначимым характеристикам) и особенности развития нарушений, а также выявлять локализацию зон риска — зон несоответ-

11

стеля з<аданных условий землепользовачпя приводно.* )стончнвостч территории ПТЬ з целом), т.е. и.\ способности сохранять физические, тимические и биологнчсс*не свойства. Методический подход к оценке нарушенности территорий изложен в гл. 3.1.

Оценку климата, в том числе фоновую оценку климата, а также его физиолого-гигиеническую характеристику; оценку отдельных климатических факторов (температура и влажность воздуха, режим ветра, метелей и пыльных бурь, осадков); оценку микроклиматических особенностей (с учетом топографии местности). При оценке климатических условий основное внимание уделяется метеорологическим факторам и явлениям (метели, гололед, снегоперенос, туман, ветер, температурные инверсии), которые могут оказать влияние на условия движения автомобильного транспорта и на состояние окружающей среды, в том числе на распространение выбросов отработанных газов автомобильного транспорта в атмосферном воздухе, почвах и других природных средах. Все расчеты по оценке климатических и микроклиматических условий рекомендуется проводить по методике, помешенной в гл. 3.2;

оценку состояния атмосферного воздуха в районе автомобильной дороги в зависимости от выбросов отработавших газов автомобильного транспорта с учетом накопления примесей в приземном слое воздуха, особенно в период инверсий и других неблагоприятных метеорологических условий. Опенка загрязнения воздушного бассейна производится с использованием натурных наблюдений и расчетных методов математического моделирования (см. гл. 3.3);

оценку состояния водных ресурсов, учитывающую негативное влияние автотранспорта: попадание в водотоки нефтепродуктов, продуктов износа (резина^ металл), солей, используемых для борьбы с гололедом и т.д. Санитарно-гигиеническая характеристика водных ресурсов производится с использованием данных контролирующих служб (см. гл. 3.4);

оценку ландшафтно-геохимических условий территории, включающую определение уровня химического загрязнения почв и растительности в зоне влияния автомобильной дороги. Основная цель - установить степень загрязнения растительности, идущей в пишу человеку и животным. Наибольшее внимание следует уделять приоритетным загрязняющим веществам: свинцу и бенз(а) пирену - веществам 1 класса опасности, обладающим токсичным, канцерогенным и мутагенным действием. Нормативная основа опенки негативного влияния автотранспортного загрязнения на сельхозпродукцию и методика определения ареалов геохимического загрязнения придорожных территорий изложены в гл. 3.5;

опенку состояния растительности (уровень дигрессии, механические повреждения, потенциальные деградадионные сдвиги) с учетом неблагоприятного воздействия на нее: загрязнения атмосферного воздуха выбросами отработанных газов автомобильного транспорта, пылеобразования в процессе эксплуатации дорог, заболачивания прилегающих к дороге площадей, вырубки леса, геохимического загрязнения почв горюче-смазочными материалами, продуктами истирания автомобильных шин и покрытий дорог, а также твердыми выбросами двигателей транспортных средств (см. 3.6);

опенку состояния среды обитания животного мира с учетом отрицательного воздействия строительных работ и эксплуатации автомобильной дороги на места размножения,питания и отстоя редких животных и биологических видов. Выявление случаев нарушения сложившихся"путей миграции животных и пр. (см. гл. 3.7);

оценку шумового режима на примагистральных территориях, включая определение ш у-мовьгх характеристик автотракслюртных потоков, выявление зон акустического дискомфорта, определение .количества населения в этих зонах. Методика оценки состояния акустической среды в районе автомобильной дороги приведена в гл. 3.8;

оценку воздействия вибрации, вызванной движущимся транспортом, на расположенные в непосредственной близости от трассы здания и сооружения, растительность и пр. Эту оценку следует проводить на следующей стадии (рабочего проектирования), т.к. участки с грунтами, деформирующимися при вибрации, имеют небольшую протяженность и не могут повлиять на выбор мероприятий на стадии ТЭО.

2.2.2. Полученные оценки характеристик компонентов окружающей среды графически отображаются на опорном плане строящейся (реконструируемой) автомобильной дороги, а

12

t;jck- представляются в виде и ллю с трд тпбных материалов - расчетных грдшпксг, рамы, аналитических таблиц, текстового материала, которые включаются либо с с •••:>-чой текст подраздела, либо в приложение к Разделу.

2.2.3. По каждому из компонентов ПТК должны быть назначены комплексы соотве'-ствуюших природоохранных мероприятий, направленных на восстановление, прообразованы.' или сохранение их исходного состояния. Стоимость таких комплексов определяется по (Ьактическнм затратам в аналогичной техноприродной обстановке с учетом региональных экономических нормативов. Соотношение экономического ущерба от нарушеш1й конкретного компонента ПТК и стоимости реализации соответствующего ему комплекса природоохранных мероприятий влияет на выбор варианта трассирования автомобильном дороги. Предпочтительным следует считать вариант, при котором совокупная стоимость природоохранных мероприятий не превышает величины экономического ущерба, нанесенного конкретным землепользователям.

2.3. Обобщающая (комплексно-интегративная) оценка состояния окружающей среды района строительства (реконструкции) автомобильной дороги. Разработка природоохранной стратегии и рекомендаций по охране окружающей среды с учетом требований групп землепользователей (3-й этап)

2.3.1.    Обобщающая оценка состояния окружающей среды, основанная на агрегировании частных показателей, позволяет установить степень воздействия автомобильной дороги на ценностные характеристики землепользований. Обобщающая оценка выполняется как двуединая - комплексно-интегративная. При этом комплексная оценка, которая предусмотрена частными и обшей методиками, приведенными в настоящих рекомендациях, позволяет учитывать совокупное (с учетом синергизма) воздействие на компоненты ПТК ряда факторов (загрязнение атмосферного воздуха и почв, нарушенность территории, д.у .: и др.). Интегративная оценка характеризует степень воздействия совокупных нарушений ПТК на группы землепользователей (состояние здоровья населения, сохранность градостроительных объектов и пр.).

Группы землепользователей целесообразно объединить по принципу единообразных требований к состоянию компонентов ПТК: для одной из групп - А (населенные пункты, промышленность и пр.) важна в основном относительная стабильность инженерно-геологических условий и предотвращение активизации геодинамических процессов, для других -Б (сельскохозяйственные земли) и В (лесные земли) — биогенноеть горных пород,а для особо охраняемых - Г (заповедники, водные объекты и пр.) - относительная неизменяемость исходной природной обстановки). Подробнее об этом - см. гл. 4.

2.3.2.    При обобщающей (комплексно-интегративной) оценке применяют графо-аналитический метод последовательного наложения карт, отображающих состояние отдельных компонентов ПТК на карту—схему района строительства (реконструкции) автомобильной дороги (гл. 2.1.4).

Получение количественных показателей при наложении таких карт осуществляется путем составления частных и обшей (обобщающей) матриц. Обобщающая оценка состояния окружающей среды может также производиться на основе разбив очной опорной сетки с кодовым приложением.

2.3.3.    В ряде случаев достаточно удобной и эффективной формой обобщающей оценки состояния окружающей среды является стоимостная оценка, предполагающая соответствующую интерпретацию (в денежном выражении) негативных последствий воздействия экологических факторов на объекты социально-экономической подсистемы района. При этом определяют величину экономического ущерба. Он может быть рассчитан методом прямого счета потерь, т.е. как сумма локальных ущербов, связанных с воздействием каждого из факторов.

2.3.4.    Определение обобщенных показателей состояния окружающей среды позволяет выявить проблемные ситуации, их остроту (которая мажет оцениваться в баллах на основе экспертной сценки) и пространственно-временные границы ареалов риска.

2.3.5.    Ранжирование проблемных ситуаций по остроте экологической обстановки позволяет выявить приоритетные среди них и определить места проведения первоочередных

13

мероприятий. Результаты комплексно-интегративной опенки (проблемные ситуации и ареалы ряска) могут быть графически представлены на опорном плане проектного решения дороги в виде карты инженерно-экологического зонирования территории с установлением в различных зонах экологического риска определенного режима (вида и интенсивности) функционального использования территории.

2.3.6. Разработка природоохранной стратегии (обосновывающей выбор мероприятий по охране окружающей среды) ведется по следующим направлениям:

предупреждение посредством природоохранных мероприятий техногенно обусловленных нарушений (например, предотвращение нарушений почвенного покрова, породного состава лесных массивов, заболачивание территорий и т.д.;

снижение негативного влияния нарушений природной среды на группы землепользователей как реципиентов (применение шумо-газозащитных устройств, изменение направления трассы, переселение жителей и т.д.)-;

изменение структуры землепользования за счет преобразовательных мероприятий (рекультивация нарушенных территорий, посадки растительности, мелиорация заболоченных земель, создание искусственных водоемов а т.д.).

В рекомендациях изложены состав и содержание раздела 'Охрана окружающей среды' (ООС) ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользовании, порядок разработки раздела, а также условия его информационного обеспечения и согласования, требования к ведению мониторинга и утверждению данной части ТЭО. Уточнены терминология и понятийный аппарат раздела ООС ТЭО, приведены частные методики оценки состояния компонентов ПТК - природного территориального комплекса л разработан матричный метод обобщающей (комплексно-интегративной) оценки качества окружающей среды в районе трассирования автомобильной дороги.

Поскольку ТЭО разрабатывается для автомобильных дорог значительной протяженности, упор сделан на выявление нарушений конкретных компонентов ПТК {как наиболее эколо— гоопасных ситуаций) и природообусловленных ареалов риска для автомобильной дороги и групп пользователей сопредельных земель: населенных мест; земель сельскохозяйственного назначения; лесного и водного фонда, земель запаса; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения.

Рекомендации такой направленности разработаны впервые. Разработчики - ЦНИИП градостроительства и Союздорпро-ект.

Работа одобрена Государственным комитетом СССР по охране природы и Министерством транспортного строительства СССР.

Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников проектных организаций, специалистов по охране окружающей среды и смежных областей знания.

ЦНИИП градостроительства, 1991.

The Central Research and Design Institute for Town Planning (TsNIIP for Town Planning)

RECOMMENDATI ONS

on the development of the Section "Environment Protection", feasibility study for the construction (reconstruction) of a motorway of general use

Moscow, IS92

Recommendations deal with the composition and contents of the section " Environment Protection ”, feasibility study (technical-economic basis - TEO) for the construction (reconstruction) of a motorway of general use,phasing of the section preparation as well as the informational supply and coordination, requirements for monitoring and approval of. the given section of the feasibility study.

They include precise definition of the terms and notions associated with the feasibility study for environmental protection as well as specific methodologies for evaluating the quality of the natural-territorial complex components and the matrix method for a generalized (comprehensive-integrative) evaluation of the environmental quality within the site of a motorway construction.

As the feasibility study is intended for the motorways of a considerable length, special emphasis is laid upon the disturbance of particular components of the natural-territorial complexes ( as the most ecologically dangerous situations) and the risk areas hazardous for a motorway and the neighbouring land users: settlements, agricultural lands, forests and water resources, land reserves, nature conservation, health protection, recreation, historic and cultural, industrial, transportation, communication, defence and other uses.

The given recommendations are unique as far as their purpose is concerned.They were prepared by the Central Research and Design Institute for Town Planning and Scyzdcrproekt.

The Recommendations were approved by the State Committee ox the USSR on Nature Conservation and by the USSR Ministry of Transportation Development. The Recommendations are intended to the engineering and technical personnel of design organisations, experts on the environment protection and other .related areas.

(c) TsNIIP for Town Planning, 1991

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость в рекомендациях обусловлена увеличением протяженности автомобильных дорог и потребностью в их качественном улучшении, связанном с возрастанием доли автомобильных перевозок в общем объеме грузо- и пассажирооборота. Масштаб работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог определен Генеральной схемой развития сети автомобильных дорог СССР общегосударственного и республиканского значения, в первую очередь, государственной программой строительства и реконструкции автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 272 от 19 февраля 1988 г.).

Автомобильный транспорт, стимулируя развитие народного хозяйства, одновременно является существенным источником отрицательного влияния на окружающую средух1 По этой причине важно оценивать интегрированное воздействие автомобильного транспорта и всех иных источников в районе трассирования автомобильных дорог на ПТК и учитывать дифференцированные требования конкретных групп землепользователей во всех природных зонах. Это позволит оценить степень экологической безопасности (опасности) для конкретных ПТК изменения окружающей среды.

В действующих нормативах рассматриваются не столько условия охраны терри -торий и связанных с ними иных компонентов ПТК, сколько их использование. Таковы, например, СН 467-74. Нормы отвода земель для автомобильных дорог (В кн.:    Сборник

норм отвода земель для строительства линейных сооружений. - М.: Стройиздат, 1976. С. 55-71).

В действующих нормативах рассматриваются не столько условия охраны территорий и связанных с ними иных компонентов ПТК, сколько их использование. Таковы, например, СН 467-74. Нормы отвода земель для автомобильных дорог (В кн.:    Сборник

норм отвода земель для строительства линейных сооружений. - М.: Стройиздат, 1976. С. 55-71).

Основные группы земель определены Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 10. Ст. 129): населенные пункты, земли сельскохозяйственного.

Этот и некоторые другие специальные термины, напечатанные с разрядкой,- см. приложение 1.

5

Лесного и водного фонда, земли запаса, земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, промышленности, транспорта, связи, обороти. и иного назначения. Для того чтобы максимально полно учесть требования групп Землепользователей (с позиций сохранения и развития физического и психо-эмоционально-го здоровья населения, сохранения всех природных сред, ценных объектов народнохозяйственного комплекса и особо - памятников культуры я истории), важно разработать принцип и форму использования обобщающей оценки состояния окружающей среды.

Обобщающая опенка должна давать возможность выявлять экологоопасные ситуации на конкретных территориях и ареалы риска для конкретных землепользователей в зависимости от преимущественного изменения, вплоть до сверхкритического состояния, конкретного компонента ПТК.

Однако имеющаяся нормативно-техническая документация по составлению раздела'Охрана окружающей среды' касается лишь стадии рабочего проектирования, а потому не содержит (и не может содержать) никаких из перечисленных условий: в разделе 3 'Охрана окружающей среды' СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Ч >рмы проектирования (М.: ЦНТП Госстроя СССР, 1986, 52 с.) содержатся лишь частные требования по ог-раниченто негативного воздействия автомобильных дорог на окружающую среду. Подобные требования фактически повторены в Региональных нормах проектирования и строительства автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР, утвержденных Госстроем СССР в 1988 г. в качестве межведомственного нормативного документа. Более того, в этих документах не содержится перечень необходимых и достаточных характеристик каждого из компонентов ПТК, нет ни изложения структуры раздела, ни последовательности его разработки.

В Указаниях о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам) /Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1985. № 9. С, 3-13/ предусмотрена лишь необходимость разработки такого раздела. Последующие Указания о порядке разработки и утверждения технико—экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования (М.: Союздорпроект, 1987) содержат лишь перечень компонентов природной среды и общие требования к проведения природоохранных мероприятий. Более того, в данных Указаниях не учитывается совокупность техногенных воздействий, в первую очередь автомобильной дороги, на компоненты ПТК и реципиенты. Не включено требование дать обобщающую оценку состояния окружающей среды (в том числе, комплексную оценку состояния ПТК), хотя лишь на ее основании можно разрабатывать необходимые средоохранные мероприятия.

Впервые разработана структура и последовательность подготовки раздела 'Охрана окружающей среды' ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, новейшие методики выявления экологоопасных ситуаций и ареалов их проявления. Раздел содержит регламентированные требования к утверждаемой части ТЭО.

Особенностью данных рекомендаций является предложение разработки природоохранной стратегии, основанной на выявлении природообусловленных границ развития нарушений каждой из природных сред. Упрощению разработки Раздела способствует матрица обобщающей оценки состояния окружающей среды, обеспечивающая учет нарушений всех компонентов ПТК при интегрированном воздействии всех источников в районе трассируемой автомобильной дороги (как экологоопасных ситуаций для конкретных землепользователей) .

Рекомендации разработаны: гл. 1, 2, а также 3.1, 3.9, 4, приложение 2 - докт. техн, наук И.В. Лазаревой (рук. темы); 1, 2.1, 2.2 - канд. арх. С.Б. Чистяковой; 3.2 - н.с. В»А. Гутниковым и канд. техн. наук К.И. Семашко; 3.3, приложение 3 - канд. хим. наук А.А. Беккером (ИГКиЭ) и докт. техн. наук О. А. Ставровым (ИКТП при Госплане СССР); 3.4 - н.с. Н.Б. Ворониной и инж. В.П. Зарецким (Союздорпроект), им разработана и гл. 3.7; 3.5, приложение 4 - н.с_ Л.И. Николаевой; 3.6. - канд. биол. наук Р. И. Ханбековым (МИЛМ) и канд. с.-х. наук Ю.П. Алимовым (Гослесхоз); 3.8 - инж. Б.С. Зотовым; приложение 1 - коллективом авторов; графическое оформление - инж. Г. И. Елозиной.

6

1.0Б1ДИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Целью раздела "Охрана окружающей среды' ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования (далее в тексте Раздел) является разработка предложений по охране основных компонентов окружающей среды на придорожной территории, т.е. по сохранению, преобразованию и восстановлению их состояния. Мероприятия по реализации этих предложений должны способствовать охране компонентов при -родной среды и нормальному функционированию объектов народнохозяйственного комплекса района трассируемой автомобильной дороги.

1.2.    Задание на разработку Раздела должно содержать формулировку главных целей и задач: сроки их осуществления, предложения головной организации, выполняющей Раздел, по подключению к работе организации-соисполнителей для решения отраслевых задач.

1.3.    Разработку Раздела следует производить в соответствии с Указаниями о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования и Временной инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико—экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов (М.: Госкомприрода СССР, 1990).

1.4.    Раздел следует рассматривать как руководство по последовательной детализации и уточнению количественной и качественной оценки влияния принятого варианта строительства (реконструкции) автомобильной дороги на состояние окружающей среды района ее трассирования. Важно, чтобы этапы Раздела по времени их разработки соответствовали аналогичным этапам работы по проектированию дороги. Так, характеристика современного состояния окружающей среды должна проводиться одновременно с анализом особенностей системы землепользования на территории планировочного образования.

1.5.    Раздел составляется на основе следующих исходных данных и документов, предоставляемых заказчиком:

проектный план трассы в масштабе 1:10000, 1:50000 или 1:100000 (в зависимости от протяженности проектируемой дороги), на котором показываются: существующие, строящиеся и проектируемые на момент составления проекта дороги основные объекты - населенные места, усадьбы колхозов и совхозов (с указанием численности населения), санатории, пионерские лагеря, зоны и места массового отдыха и туризма, памятники при-

ролы, истории я культуры, в том числе архитектуры, и другие ценные объекты, их охранные зоны, а также зоны особого режима; производственные предприятия и комплексы; земли гослесфонда; земли сельскохозяйственного назначения с выделением зон мелиорации и орошения; земли водного фонда с указанием водоемов, водотоков, ирригационных каналов и других водных объектов; пути миграций животных, а также места из размножения, питания и отстоя; земли государственного запаса, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

схема возможного изменения функционального использования территорий, подлежащих отводу под строительство автомобильной дороги и находящихся в зоне ее влияния (до 3 км по обе стороны трассы);

данные (полученные заказчиком от специализированных организаций и служб), характеризующие состояние окружающей среды рассматриваемого района по определяющим ее компонентам; климатические и микроклиматические условия; инженерно—геологические условия; состояние воздушной, водной сред и почв; состояние растительного и животного мира; заболеваемость населения; состояние памятников породы истории и культуры, в том числе архитектуры.

Примеча ние;

В случае отсутствия или неполноты необходимых для исполнения Раздела исходных данных, представляемых заказчиком, он может поручить головной организации-исполнителю Раздела или другой организации подготовку материалов за дополнительную оплату.

1.8. Раздел ТЭО 'Охрана окружающей среды' должен разрабатываться в полном объеме для автомобильных дорог высших категорий (1 и П), т.е. г большой интенсивностью движения. Для дорог низших категорий допускается изложение основных положений раздела с меньшей степенью детализации и в меньшем объеме.

1.7.    Материалы Раздела (как утверждаемой части ТЭО) представляются в следующем составе: пояснительная записка (с изложением основных положений Раздела); графическая часть.

1.8.    Пояснительная записка по структуре и составу должна отражать последовательность разработки и содержание Раздела, (они изложены ниже, в г л. 2).

1.9.    Графическая часть также должна соответствовать последовательности разработки и содержанию Раздела, иллюстрируя основные аспекты проблемы охраны окружающей среды. В. ее состав должны входить:

Г. Схема землепользований и экологическая характеристика района строительства (реконструкции) автомобильной дороги. На ней следует выделить группы землепользователей, требования которых определяют выбор направлений охраны земель (территорий и акваторий).

2.. Схема- развития нарушений территорий и иных компонентов ПТК. На ней важно отобразить фактическое состояние и потенциальное изменение компонентов ПТК, определяющих проблемные ситуации и ареалы риска для конкретных групп землепользователей.

На. стадии ТЭО возможно отказаться от разработки прогноза, но необходимо определить тренд (тенденцию) изменения компонентов ПТК. С этой целью следует выявить природообусловленные границы развития их нарушений как основу выбора стратегии охраны территорий и других компонентов окружающей среды. По возможности, на 2-ой ила дополнительной обзорной схеме (М 1:1000000 и более) следует отобразить обобщающую оценку состояния окружающей среды, выделив в обязательном порядке приоритетные экологоопасные ситуации и ареалы риска.

Примечание: При составлении обзорной схемы целесообразно использовать данные наземного и дистанционного (аэрокосмического) слежения за районом автодороги. Необходимо также специально оценить биогеофизическую аномальность территории.

1.10.    Нормативно-правовой и инструктивно-методической базой разработки раздела является' система законодательных и правительственных нормативных актов, государственных стандартов, строительных норм и правил и другие материалы, регламентирующие соблюдение требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. При проектировании народнохозяйственных комплексов и объектов доку-

чекты, утверждение или согласованные Госстроем СССР, Госкомприродой СССР, Минздравом СССР и другими министерствами и ведомствами, наделенными функциями над-ведомственного регулирования использования природных ресурсов, являются руководящими материалами, а не имеющие соответствующих утверждений и согласований - инструктивными и справочными.

1.11. Стоимость разработки Раздела следует устанавливать по совокупной стоимости работ коллектива исполнителей с учетом фактически необходимых трудозатрат не только на проектирование, но и на натурные и инструментальные обследования района трассирования автомобильной дороги.