СССР
Министерство транспортного строительства Главтранспроект М осгйпротранс
АЛЬБОМ
водоотводных устройств НА ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ общей сети Союза ССР
ЧАСТЬ I
ПрОЕКТИРОВаНИЕ, КОНСТРУКЦИИ ВОДООТВОДНЫХ УСТРОЙСТВ И ИХ УКРЕПЛЕНИЕ
инв,#819
19T1 г-
СССР
Министерство транспортного строительства ГЛАВТРАНСП РОЕКТ Мосгипротранс
АЛЬБОМводоотводных устройствНА ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОР°ГАХ общей сети Союза ССР
ЧАСТЬ I
ПрОЕКТИРОВаНИЕ, КОНСТРУКЦИИ водоотводных устройств и Их УКРЕПЛЕНИЕ
Начальник Мосгипротранса
Реингард
Главный инженер Мосгипротранса и"
Введен вдеиствие
Мосгипротрансом /
приказом Jf 181 от 10декабря 1г '
Союздор п роектом
приказом дГ250 пр.от 29декабря 1971г
( г г „ ^•‘-=^>£!и>; КраюшЬ
Начальник отдела изыскании ^
и проектирования железных дорог *+ д
МОСКВА
1971г.
I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОДООТВОДНЫХ УСТРОЙСТВ
А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ I. Отвод поверхностных вод, обеспечивающий устойчивость и сохранность земляного полотна железных и автомобильных дорог, должен осуществляться продольными канавами или резервами от насыпей, нагорными и забанкетными канавами от выемок, кюветами и лотками от нулевых местиив выемок, лотками с проезжей части и разделительной полосы автомобильных дорог*
На местности с поперечным уклоном положе 0,02,при высоте насыпей менее 2 м. на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах, продольные водоотводные канавы или резервы проектируются с обеих сторон насыпей*
При явно выраженном поперечном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, устройство канав или резервов необходимо предусматривать только с нагорной стороны*
При значительном притоке поверхностных вод с прилегающих к земляному полотну склонов допускается устройство двух и более ярусов нагорных канав*
При устройстве водоотводов в обводненных и переувлажненных грунтах, не способных держать откосы / а также в стесненных условиях и в населенных пунктах/, в необходимых случаях могут применяться продольные лотки, обеспечивающие осушение земляного полотна и пропуск расчетного расхода воды.
-и-
На косогорных участках в необходимых случаях могут применяться специальные устройства: перепады, быстротоки и гасители энергии (водобойные колодцы, стенки)*
§ 2. Выпуск воды из канав, кюветов и лотков в пониженные места рельефа местности допускается, если это не вызовет заболачивания местности и застоя воды у земляного полотна.
Из указанных водоприемников должен быть обеспечен отвод воды самотеком в сторону, противоположную от земляного полотна, или к ближайшему искусственному сооружению о надлежащим укреплением канав и выпусков и8 них, при необходимости. При подходе к водоприемникам канавы должны раскрываться с соответствующим уположением откосов.
Выпуск воды ив канав, резервов и кюветов на склоны логов допускается при отсутствии угрозы развития оврагов. Склоны логов в местах выпуска воды из канвв, при необходимости, укрепляются от размыва.
Выпуск воды из кюветов и лотков должен осуществляться, по возможности, в нагорные и водоотводные канввы на участках расположения последних в пределах насыпей высотой не менее I м.
Спуск воды в кюветы выемок и в путевые дотки из нагорных и забанкетных канав м резервов, из оросительных каналов, болот и других бассейнов, как правило, запрещается. В исключительных случаях, при необходимости пропуска таких вод по кювету-канаве, в выемке должно предусматриваться устройство их или лотков по индивидуальным проектам, с экономическим обоснованием. При этом кюветы с нагорной стороны, при необходимости, должны быть углублены и умирены до размеров, достаточных для пропуска наибольшего
-12-
расчетного расхода воды* Дно и откосы таких кюветов-канав в необходимых случаях должны быть надлежащим способом укреплены, а между кюветом и основной площадкой земляного полотна устроена берма, ширина которой устанавливается проектом, в зависимости от инженерно- геологических и топографических условий местности*
§ S* В местах пересечения водоотводными устройствами зон, где поглощение поверхностного стока за счет инфильтрации в грунт угрожает устойчивости земляного полотна, его основанию или прилегающей к нему территории, водоотводные устройства должны проектироваться с соответствующей гидроизоляцией*
В местностях с большими уклонами или сложным рельефом, в лессовидных грунтах, на оползневых косогорах, а также в районе распространения карста отвод поверхностных вод проектируется индивидуально с учетом геологического строения и гидрогеологических условий*
Мероприятия по борьбе с грунтовыми водами, путем понижения их уровня или перехвата и отвода за пределы обводненного участка земляного полотна или его основания, проектируются индивидуально, в зависимости от геологического строения, гидрогеологических условий и степени устойчивости земляных масс*
§ 4. Водоотводные устройства должны иметь:
а) площадь поперечного сечения, достаточную для пропуска расчетного расхода воды:
б) продольный уклон и скорости течения воды, исключающие возможность заиливания
8/9
-13-
каыав или разрыва их при данном грунте иди принятой типе укрепления дна и откосов канав;
в/ свободный выпуск воды из них в сторону от земляного полотна.
Размеры поперечного сечения продольных нагорных и водоотводных канав определяются гидравлическими расчетами из условия пропуска расчетного расхода воды вероятностью превышения 1:50 (2%) на дорогах I категории, 1:25 (4%) на дорогах П категории, 1:20(5%) на дорогах Ш-1У категории для железных и автомобильных дорог.
Бровка канавы должна возвышаться над уровнем воды, соответствующим расходу указанной вероятности, не менее чем на 0,20 м.
§ 5. Нагорные, продольные водоотводные и осущительные канавы должны устраиваться размерами:
- для железных дорог - шириной по дну и глубиной не менее 0,60 м и на болотах не менее 0.80 м в свету х\
- для автомобильных дорог - шириной по дну не менее 0,50 м и глубиной не менее 0,60 м.
х) В равнинной местности при пересечении продольными и водоотводными канавами отдельных местных понижений допускается в этих местах уменьшение глубины канавы до 0,20 м с обязательным устройством защитных берм у насыпей. Ширина берм должна быть не менее 3 м, бровка ее должна возвышаться на 0,25 м над расчетным горизонтом, а откосы соответственно укрепляться.
Целесообразность устройства канав с уменьшенной глубиной и защитных берм, устанавливается технико-экономическими расчетами при проектировании водоотводов.
-14-
Минимальная глубина канав - кюветов на автомобильных дорогах назначается такой, чтобы расстояние от дна канавы-кювета до низе дренакных устройств, отводящих воду от основания яроезхей части, было не менее 0,20 м.
Крутизна откосов канав в глинах, суглинках, супесях и в песках крупных и средней крупности должна быть, как правило, не круче 1:1,5; в песках мелких и пылеватых, обводненных илистых грунтах - не круче 1:2; в щебенистых и скальных грунтах - 1:1 и круче; в торфах - 1:1,5 и круче, в зависимости от состава торфа, степени его разложенностя и способа устройства канав.
§ 6. Кюветы железнодорожных выемок, как правило, принимаются глубиной 0,60 м, шириной по дву 0,40 м в свету. Для коротких и неглубоких выемок в районах с сухим климатом при соответствующем обосновании допускается уменьшение глубины кювета до 0,40 м.
В выемках, расположенных на уклонах менее 2 о/оо и на площадках, глубина кюветов на водораздельных точках может быть уменьшена до 0,20 м при сохранении ширины кюветов по дну и ширине! выемки на уровне бровки земляного полотна.
Кюветы в легковыветривающихся скальных породах проектируются глубиной не менее 0,40 м.
В выемках, проектируемых в слабовыветривающихся скальных породах, вместо кюветов допускается устраивать бордюры из камня или бетонных блоков.
Крутизна откосов кюветов в связных непылеватых грунтах назначается с путевой стороны 1:1, а с полевой - равной крутизне откосов выемки; в раскрытых выемках, в нуле-
- /5-
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
I, Проектирование водоотводных устройств:
A. Общие положения
Ь. Основные нормы проектирования плана и продольного профиля
B. Основные положения по гидравлическим расчетам и примеры расчетов:
1. Определение расчетного расхода воды
2. Гидравлические расчеты канав, кюветов и лотков
3. Примеры гидравлических расчетов и схемы специальных устройств
Листы
1т_ Гидравлический расчет перепада высотой в,50 м в канаве трапецеидального сечения 2. схема перепада высотой 0,50 м в канаве трапецеидального сечения
3-4 . Гидравлический расчет железобетонного быстротока прямоугольного сечения с водобойным колодцем 5. Схема железобетонного быстротока прямоугольного сечения с водобойным колодцем 6-7. Гидравлический расчет бетонного быстротока прямоугольного сечения с водобойной стенкой
Листы Страницы
8, Схема бетонного <*ыстротока прямоугольного сечения с водо-
Оойной стенкой 44
9-10. Гидравлический расчет оетонного быстротока трапецеидального
сечения с водобойным уступом 45
11. Схема бетонного быстротока трапецеидального сечения с
водобойным уступом 47
12. Гидравлический расчет бутового быстротока прямоугольного
сечения 48
13. Схема бутового быстротока прямоугольного сечения 49
14-15. Гидравлический расчет коротких быстротоков 50
16-17. Гидравлический расчет многоступенчатого перепада колодезного типа прямоугольного сечения 52
18. Схема многоступенчатого перепада колодезного типа прямоугольного сечения 54
19-20. Гидравлический расчет стенки падения 55
21. Схема стенки падения 57
П. Конструкции водоотводных устройств и их укрепление 22-24. Крепление кюветов и канав бетонными плитами. 57
в/9
-4-
Странипы
25. Крепление кюветов и канав торкрет - бетоном 70
26. Крепление кюветов и канав монолитным бетоном 73
27-29. Крепление кюветов и канав асфальтобетонными плитами 76
30-31. Крепление дна канав щебневанием и откосов обсевом
семенами многолетних трав 82
32-34. Бетонный армированный лоток-желоб 86
35-42. Железобетонные лотки-полутрубы 91
43-53. Железобетонные лотки прямоугольного сечения 101
54-61. Железобетонные рамные лотки 114
62-64. Железобетонный длинномерный телескопический лоток 124
65-78. Железобетонные телескопические и бетонные водосбросные лотки 129
79-83. Схема отвода воды с разделительной полосы автомобильных
дорог I категории 149
84-87.. Сброс воды с разделительной полосы на автодорогах I категории по конусу между мостами 156
88-89. Схема отвода воды с проезжей части и разделительной полосы
шириной 5 м на виражах дорог I категории 161
-5-
Листы Страницы
Ш. Справочные и вспомогательные материалы
90-91. Допускаемые /неразыывающие/ скорости течения воды для
неукрепленных русел 167
92. Допускаемые /неразмывающие/ скорости течения воды для
искусственных укреплений 169
93. Коэффициенты гидравлической шероховатости п к формуле
Павловского 170
94. График для определения коэффициента С по формуле
Павловского 171
95-98, Значение показателя степени "У", скоростного множителя
С, величин C^R и Су/*Г 172
99, Таблица значений 176
100, График для определения критической глубины hK в руслах
трапецеидального сечения при крутизне откосов 1:1 177
101, График для определения критической глубины h* в руслах
трапецеидального сечения при крутизне откосов 1:1,5 178
102, График для определения критической глубины h* в руслах
прямоугольного сечения 179
ЮЗ. График для определения вспомогательной величины Z-P
для русел прямоугольного сечения 180
104, График для определения глубины в сжатом сечении после 8/9 перепада hc в руслах прямоугольного сечения 181
-6-
Листы страницы
105. Таблица значений взаимных /сопряженных/ глубин h с"
после перепадов в руслах прямоугольного сечения 182
106, График для определения высоты водобойной стенки после
перепада в руслах прямоугольного сечения 183
107~ Значение функции У / X / для прямого уклона
108. дна водотока /<->° / при различных значениях гидравлического показателя х. 184
109. График для определения гидравлического показателя X в
прямоугольных и трапецеидальных руслах и таблица значений коэффициента затопления 6п 186
НО* Образец продольного профиля канавы 187
111. Форма ведомости расчета канав 188
112. Форма ведомости расчета лотков 189
ИЗ. Форма ведомости для подсчета земляных и укрепительных
работ по устройству канав 190
114. Форма ведомости для подсчета объемов работ по устройству
лотков X9I
II5. Карта ливневых районов
II6-I2I. Опалубка железобетонного длинномерного
телескопического лотка 196-201
122-132. Конструкции водоприемных колодцев 202
Технические указания по изготовлению, укладке и омоноличиванию сборных армированных асфальтобетонных плит* 213
Состав битумных мастик для изоляции температурных
■bob* 218
134* Состав битумных эмульсия* 219
в/9
ПРЕДИСЛОВИЕ
Альбом водоотводных устройств на железных и автомобильных дорогах общей сети Союза ССР предназначается для использования проектными организациями Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения в качестве пособия при проектировании водоотводных устройств земляного полотна на вновь строящихся магистральных железных дорогах 1-1У категорий и автомобильных дорогах I-У категорий общей сети Союза ССР.
Основные установки по проектированию водоотводных устройств разработаны ва основе:
- Строительных норм и правил - Железные дороги колеи 1524 мм общей сети Союза ССР. нормы проектирования (СНиП П-Д. 1-62).
- Строительных норм и правил - Автомобильные дороги общей сети Союза ССР.
Нормы проектирования (СНиП П-Д. 5-62);
- Строительных норм и правил - Земляные сооружения. Общие правила производства и приемки работ (СНиП Ш-Б. 1-62);
- Строительных норм и правил - Сооружения мелиоративных систем. Нормы проектирования (СНиП П-И. 3-62).
- Инструкции по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог (ВСН 139-68);
- 9 -
а также других действующих нормативных документов.
При разработке использован "Альбом водоотводных устройств на железных дорогах". Главтранспроекта, 1961 г. /инв. № 36/1/, а также Выпуск 13 Союэдорпроекта.
Альбом состоит из двух частей:
Часть I - Проектирование, конструкции водоотводных устройств и их укрепление;
Часть П - Таолицы для гидравлических расчетов и подсчетов объемов земляных и укрепительных работ,
В части I "Альбома’' приведены технические указания, основные нормы проектирования водоотводных устройств, гидравлические расчеты водоотводов, примеры гидравлических расчетов и схемы специальных устройств /перепадов,быстротоков и других сооружений/, наиболее употребительные не железных и автомобильных дорогах СССР типы водоотводных устройств, а также конструкции креплений водоотводов с указанием области их применения; приведены таблицы и графики, ускоряющие процесс расчетов при проектировании.
Альбом разработан Мосгипротрансом с участием Союэдорпроекта, ЦНИИС, иоюздорнии, отдела экспертизы проектов и смет ЦПУУ MUC.
"Альбом" рассмотрен техническим упрпвлением Министерства транспортного строительства и согласован для ввода в действие,
"Альбом" согласован Министерством путей сообщения письмом № П-22776 от 25 августа 1971 г.
-ю —