Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

104 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция распространяется на деятельность, связанную с проектированием, строительством и эксплуатацией, включая ремонт магистральных и промысловых трубопроводов для транспортировки природного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также трубопроводов тепловых сетей (включая наземные участки теплотрасс) и систем водоснабжения.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Технология и организация строительства

3 Правила эксплуатации трубопроводов с силикатно-эмалевым покрытием

4 Ремонт линейной части трубопроводов

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Инжиниринговая компания Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству трубопроводов и объектов ТЭК АО "ВНИИСТ"

СОГЛАСОВАНО:    УТВЕРЖДАЮ:

И.Д. Красулин 2001 г.

по строительству, эксплуатации и ремонту трубопроводов с силикатно-эмалевым покрытием

СОГЛАСОВАНО:

. y TexHHtrecKHft Директор /    АСПЕНЗАПРОМ"

Об    2001    г.

. ПЕНС4J     А.Н.    Жиляков

{Директора по научной работе 4нефть"

7Cc*s~~— С.Е. Ильясов

r>U

••    d'

- ^0

*1 gjf О. А. Ермаков 2001 г.

РАЗРАБОТАНО:

Директор Центра тепловой изоляции и неорганических покрытий (ЦТНП) АО

ивнии<;_

Ковалевский .2001 г.

Директор Центра комплексных технологШЦКДАО "ВНИИСТ"

Р.Д. Габелая

"    "    2001    г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

1.    Разработана и утверждена Всероссийским научно-исследовательским институтом по строительству и эксплуатации трубопроводов и объектов ТЭК (АО «ВНИИСТ»).

2.    Согласована Госгортехнадзором России, письмо № 10-03/926 от 05.12.2001г.

3.    Инструкция разработана по заданию ЗАО «НЕГАС».

4.    Разработчики выражают благодарность специалистам Госстроя России^ Российского Государственного Университета нефти и газа им.И.М.Губкина, ОАО «ПермНИПИнефть», ЗАО «НЕГАС», ЗАО НПК «Вектор», ООО «Самаранефтепромстрой», ОАО «Самаранефтегаз» и ОАО «Пензаэнерго» за полезные замечания и предложения, представленные по первой редакции Инструкции.

10

встречного транспорта, а также площадок, предназначенных для погрузки-разгрузки и складирования труб;

•    наличие дублирующих маршрутов на наиболее сложных участках предполагаемого к использованию пути.

2.2.3.    В составе транспортной схемы в общем случае должны предусматриваться следующие операции:

•    погрузка труб на заводе-изготовителе и перевозка до станции назначения железнодорожным транспортом (или водным путем), а также автомобильным транспортом до склада строительной организации;

•    выгрузка труб на площадке входного контроля;

•    осмотр и отбраковка труб с выявленными дефектами;

•    перемещение труб к месту штабелирования;

•    временное складирование труб на прирельсовом складе или на площадке в порту;

•    погрузка труб на автомобильный транспорт или на тракторные трубовозы;

•    перевозка труб на промежуточный склад строительной организации;

•    разгрузка и штабелирование труб на промежуточном складе;

•    погрузка труб (или секций) на трубовозы;

•    доставка труб на трассу к месту строительства;

•    разгрузка и раскладка труб на трассе.

2.2.4.    Состав операций, предусмотренных п.2.2.3, для общего случая, может быть откорректирован на стадии разработки проекта организации строительства (ПОС) с учетом конкретных местных условий и ряда других ограничений. В частности, возможно исключить операции промежуточного штабелирования труб на прирельсовой площадке или на складе строительной организации.

Допускается, кроме того, с целью сокращения простоев транспорта процедуру входного контроля (осмотр и отбраковку труб) производить по согласованию со службой железнодорожных (водных) перевозок, не совмещая ее с операциями по разгрузке вагонов (барж), т.е. проверять качество доставленных труб позже, на площадке складирования.

2.2.5.    Выгрузка одиночных труб из подвижного железнодорожного состава (полувагонов, платформ) должна производиться в следующем порядке:

•    полувагоны с трубами с помощью маневрового локомотива подают к месту разгрузки, где заранее в рабочем положении установлен грузоподъемный (автомобильный или гусеничный) кран;

•    снимают скрутки, крепящие трубы в полувагоне, и убирают освободившиеся защитные прокладки;

•    подают крюк крана, оснащенный траверсой или стропами, в положение, соответствующее середине разгружаемой трубы;

•    стропуют трубу по торцам, обеспечивая плотное одевание захватов (чокеров) на кромки;

11

• поднимают, перемещают на стенд входного контроля или погружают на трубовоз (в случае, когда входной контроль не совмещен с операциями по разгрузке труб).

2.2.6.    Выгрузку из вагонов труб, поставляемых в пакетах или контейнерах, следует производить с учетом требований технических условий на данный вид тарной поставки. Не допускается поднимать трубный пакет, осуществляя его захват за одну трубу.

2.2.7.    Допускается одновременно разгружать два или несколько вагонов, прибывших одним и тем же составом. При этом следует учитывать, что одновременно разгружаемые вагоны не должны быть смежными. Как правило, они обеспечиваются разгрузкой по схеме «через один»; несоблюдение этого требования может привести к соударению одновременно разгружаемых труб и их порче.

2.2.8.    При выгрузке труб из вагонов на транспортное средство (или на стенд входного контроля) грузоподъемный кран должен устанавливаться между вагоном и трубовозом (стендом). Просвет между хвостовой частью поворотной платформы крана и бортом вагона должен составлять не менее 1 м.

Разгружаемые трубы должны подниматься на высоту, превышающую на 0,5 м уровень возможных препятствий (борта вагона, верха других труб и т.п.).

2.2.9.    Не допускается бросать трубные захваты в вагон, где находятся трубы. Подачу захватов для строповки труб следует производить, маневрируя крюком и стрелой крана, используя при этом такелажные оттяжки.

2.2.10.    Торцевые захваты (чокеры) должны быть снабжены медными или капролоновыми вкладышами, а стальные грузонесущие канаты - иметь оплетку из эластичного материала. Такелажные оттяжки (расчалки) должны быть выполнены из прочных эластичных материалов (например, капрона). Если для этих целей используется стальной канат, то он должен быть оснащен эластичной оболочкой.

2.2.11.    Тип кранов, применяемых при разгрузке труб из вагонов, выбирается, исходя из их грузоподъемности и устойчивости против опрокидывания. При этом учитывается длина стрелы крана и принимается во внимание возможность использования траверсы.

2.2.12.    При разгрузке труб особое внимание должно быть уделено обеспечению сохранности изоляционного покрытия и целостности самих труб.

Не допускается использовать грузозахватную оснастку, которая не соответствует данному типоразмеру труб или изготовленную с нарушением установленных норм. Запрещается: ходить по трубам, сбивать с их поверхности наледь, пользоваться ломами, баграми и другими жесткими устройствами, не предусмотренными ППР или технологической картой.

При выполнении такелажных работ необходимо обеспечивать сохранность предохранительных эластичных колец, установленных заводом

12

на тело трубы, а также металлических защитных колец, смонтированных на торцах труб для предупреждения порчи их кромок.

2.2.13.    Трубы с двухсторонним силикатноэмалевым покрытием следует транспортировать в пакетах. При пакетировании между трубами (или ярусами труб) укладываются деревянные прокладки, или из эластичных материалов, например, из транспортерной ленты, с интервалом 2-3 м.

2.2.14.    При перевозке одиночных труб с двухсторонним силикатноэмалевым покрытием должны быть выполнены следующие требования:

•    нижний ряд труб укладывается на деревянные ложементы, обшитые эластичным материалом (транспортерной лентой);.

•    в местах опирания труб на ложементах должны устраиваться выемки глубиной, равной 1/6 диаметра трубы (с учетом толщины обшивки); выемки должны иметь профиль, соответствующий радиусу трубы;

•    минимальный зазор между трубами должен быть 50 мм.

2.2.15.    При загрузке транспортного средства трубами с наружным полиэтиленовым и внутренним силикатноэмалевым покрытиями, а также с внутренним силикатноэмалевым покрытием в несколько рядов (ярусов) с укладкой труб «в седло» необходимо между рядами проложить деревянные прокладки или из эластичного материала (транспортерной ленты); ширина ленты должна быть не менее 250 мм. Прокладки устанавливают друг от друга на расстоянии не более 3 м.

2.2.16.    Увязка труб производится тросом, который натягивается с помощью талрена или специального устройства, входящего в конструкцию транспортного средства. Под охватывающий (увязочный) трос устанавливают прокладку из плотного эластичного материала (например, транспортную ленту в два слоя).

2.2.17.    При погрузке труб на транспортное средство следует использовать торцевые захваты (с медными или капролоновыми вкладышами). Не допускается производить подъем одновременно нескольких труб, если при этом не используется специальная (предусмотренная для этих целей) траверса.

Запрещается при погрузке-разгрузке труб натаскивать или стаскивать их с транспортного средства, а также перемещать их волоком (полностью или частично) по земле при выполнении вспомогательных операций.

2.2.18.    Погрузка или разгрузка труб должна производиться при участии двух такелажников, обеспечивающих с помощью расчалок их нужную ориентацию. Одновременно с этим работа такелажников должна быть направлена на предотвращение раскачивания труб и соударения с жесткими элементами участвующих в работе машин.

2.2.19.    При складировании труб должны выполняться следующие требования:

•    высота штабеля не должна превышать 3 м;

13

•    ширина штабеля должна быть такой, чтобы все трубы были доступны для работы кранов при их установке с двух сторон штабеля;

•    расстояние между штабелями должно обеспечивать беспрепятственный проезд трубовозов и безопасную работу кранов;

•    площадка для складирования должна быть тщательно спланирована, ее поверхность должна приближаться к горизонтальной (с учетом уклона, требуемого для обеспечения естественного стока воды);

•    на площадке по мере формирования штабелей должны выкладываться брусья (ложементы), оснащенные эластичными накладками; расстояние между ложементами - не более 3 м;

•    между ярусами труб укладывают прокладки из эластичного материала с интервалом не более 3 м.

2.2.20.    При складировании труб запрещается:

•    укладывать в один штабель трубы разного диаметра;

•    формировать штабель из труб разной (по номинальному значению) длины;

•    складировать вместе изолированные и неизолированные трубы, а также трубы, отличающиеся друг от друга по типу и характеристикам изолированного покрытия;

•    производить укладку труб следующего (верхнего) ряда штабеля без крепления нижнего ряда;

•    укладывать трубы в наклонном положении с опиранием их поверхности на кромки или тело нижележащих труб;

•    осуществлять правку геометрии штабеля путем воздействий (подъема, смещения) на трубы нижних рядов.

2.2.21.    Для предотвращения раскатывания труб при хранении следует использовать внутреннюю или наружную их увязку. В обоих вариантах крайние трубы нижнего ряда необходимо подклинивать с помощью металлического упора, облицованного резиной.

При внутреннем способе увязки в местах соприкосновения торцов труб с увязочными канатами, пропускаемыми внутри труб, должны быть установлены прокладки (дерево, резина, изделия из полимеров).

При наружном способе увязки следует использовать стальные канаты, устанавливая в месте их контакта с поверхностью труб прокладки из прочного эластичного материала.

2.2.22.    Разгрузка труб на трассе или на промежуточной строительной площадке производится с применением мягких полотенец, капроновых кольцевых стропов или стальных стропов (в эластичной оплетке) с торцевыми захватами, снабженными вкладышами (из капролона, меди или алюминия).

2.2.23.    Трубы на трассе или на площадке укладывают на инвентарные подкладки (лежки), обеспечивающие сохранность изоляционного покрытия. Укладывать трубы непосредственно на землю запрещается.

14

Раскладка труб на трассе должна производиться с таким расчетом, чтобы при выполнении сборочно-сварочных работ необходимость в перемещениях труб сводилась бы к минимуму, и при этом одни трубы не мешали работать с другими трубами.

С целью придания устойчивого положения трубам, размещенным на лежках, их необходимо подклинивать с помощью деревянных упоров. Возможно также применение (см той же целью) лежек с профилированной по форме трубы выемкой.

Размеры лежек (сечение, длина, форма выемки), а также страховочных клиньев выбираются на основе предварительных расчетов, где должны быть учтены: диаметр, толщина стенки и длина труб, свойства древесины, наличие силикатноэмалевого покрытия на наружной поверхности.

При необходимости должно предусматриваться использование эластичных прокладок между лежками и поверхностью трубы.

Каждая труба должна размещаться на двух лежках, удаленных от ее концов на расстоянии, которое определяется как 0,15-0,25 от длины трубы.

2.2.24.    Трубная арматура и соединительные детали для трубопровода должны перевозиться с завода к месту строительства с использованием транспортных рам, в контейнерах или с применением -футеровочных покрытий (реек, профилированных изделий).

Погрузка и разгрузка арматуры (деталей), упакованных в тару, должна производиться в соответствии с указаниями завода-изготовителя и строповочной маркировкой, нанесенной на упаковку.

Изделия, поставляемые в таре, следует размещать при разгрузке на подготовленное основание (брусья, щиты, настилы и т.п.).

2.2.25.    При длительном хранении труб с полиэтиленовым покрытием рекомендуется не допускать попадание на них прямых солнечных лучей.

2.3. Сборка и сварка труб

2.3.1.    Размещение труб на строительной полосе должно (помимо выполнения требований, изложенных в п.2.2.23), соответствовать технологическим особенностям принятого метода сварки и общей схемы производства сварочно-монтажных работ. В зависимости от выбранного сочетания этих факторов взаимное расположение труб, размещаемых вдоль трассы, может выполняться с использованием одного из следующих видов раскладки косой однорядной, прямой однорядной или прямой двухрядной.

2.3.2.    При выборе схемы размещения (раскладки) труб вдоль трассы необходимо учитывать следующие условия:

•    проведению операций по строповке труб, их подъему и перемещению в положение, требуемое для сборки стыка, не должны мешать другие (лежащие рядом) трубы;

•    ширина полосы, занятая под раскладку труб, должна выбираться с учетом того, чтобы не создавалось затруднений при выполнении других

15

видов работ (транспортных, землеройных), осуществляемых в пределах установленных границ отвода земель;

•    схема размещения труб должна предусматривать возможность свободного доступа к их торцам до начала операций по непосредственной сборке стыков (для осмотра состояния кромок, зачистки фасок, возможного ремонта и т.д.);

•    взаимное размещение труб должно быть организовано так, чтобы исключить необходимость их подтаскивания (или оттаскивания) вдоль трассы, которая может возникнуть в случае неравномерного распределения их по длине строящегося участка;

•    схема расположения труб по трассе должна предусматривать организование места проходов и проездов прогонов; такие места должны быть обозначены соответствующими указателями на местности;

•    схема раскладки труб должна выбираться с учетом того, чтобы их полость по возможности в меньшей степени подвергалась засорению, попаданию снега и других посторонних предметов.

В ряде случаев выполнить одновременно все перечисленные выше условия не представляется возможным, при возникновении этих условий для каждого отдельного случая в составе ППР или технологических карт должны быть представлены конкретные мероприятия, направленные на обеспечение качества и безопасности производства работ (с учетом применяемого метода сварки и реальных условий строительства).

2.3.3.    Монтаж трубных плетей на трассе осуществляется, как правило,

из одиночных труб. Для их соединения между собой используют электросварку.    Выбор вида сварки производится    с    учетом как

металлургических требований (свариваемость, обеспеченность методами контроля), так и отдельных специфических особенностей труб данного типа, связанных с    условиями формирования    наружной    и    внутренней

противокоррозионной защиты околошовной    зоны и    с    обеспечением

сохранности самого изоляционного покрытия в процессе сварки.

2.3.4.    Сборка и сварка стыков в зависимости от диаметра труб и

условий монтажа производятся с применением внутренних и наружных центраторов. При использовании внутренних центраторов (для сборки труб диаметром 530 мм) необходимо применять дополнительные меры, исключающие    возможность повреждения    наружного    и    внутреннего

изоляционного покрытия труб.

2.3.5.    Предполагаемая к использованию технология сварки (включая применяемое при этом-основное и вспомогательное оборудование) должна быть аттестована в установленном порядке.

2.3.6.    При выполнении сварочно-монтажных работ необходимо использовать регулируемые по высоте инвентарные монтажные опоры, снабженные эластичными накладками с целью обеспечения сохранности покрытия. Высота опор должна быть не менее 0,5 м.

Запрещается использовать при монтаже трубопровода грунтовые или снежные призмы.

16

2.3.7.    Сборку и сварку захлесточных стыков следует производить по специально разработанной технологии с учетом специфики выполнения операций по удалению силикатно-эмалевого покрытия (внутреннего и наружного) на прилегающих к стыку участках и нанесению внутреннего антикоррозионного покрытия на околошовную зону.

2.3.8.    В зависимости от условий строительства и конструктивных особенностей прокладываемого участка монтаж плетей может осуществляться либо непосредственно в траншее, либо на строительной полосе (с последующей укладкой плетей в проектное положение).

2.3.9.    Трубоукладчики, занятые на операциях по сборке и сварке стыков, должны быть оснащены мягкими монтажными полотенцами или стропами, изготовленными из полимерных материалов.

Стрелы трубоукладчиков необходимо оснастить эластичными накладками, обеспечивая их размещение в тех местах, где возможен контакт конструкции стрелы с поверхностью труб.

2.3.10.    Длина свариваемых на строительной полосе плетей определяется в зависимости от распределения по трассе линейной арматуры, кривых вставок (отводов) и других соединительных деталей, а также от расположения мест пересечения трассы с автомобильными, и железными дорогами, с водными преградами и другими препятствиями. В этих местах должны быть предусмотрены технологические разрывы; однако во всех случаях максимальная длина отдельных плетей не должна превышать 1 км.

2.3.11.    Трубы и соединительные детали непосредственно перед их сборкой под сварку должны быть очищены до чистого металла по торцам, включая кромку, а на наружной поверхности - на ширину не менее 10 мм.

2.3.12.    Наружный центратор, использование которого допускается для сборки труб диаметром менее 500 мм, должен быть оборудован накладками их эластичного материала с целью обеспечения сохранности изоляционного покрытия.

Устанавливать центратор на трубы следует плавно, без ударов.

2.3.13.    Правку вмятин и эллипности концов труб с силикатно-эмалевым покрытием допускается производить, при условии обеспечения местного подогрева кромок до температуры 600-700°С, специальными разжимными устройствами с профилированными по радиусу трубы упорными башмаками.

Применение ударов для выполнения этой цели категорически запрещается.

2.3.14.    Во избежание попадания при сварке расплавленного металла (в виде брызг) на покрытие труб необходимо к стыку на длине 1 м в каждую сторону защитить огнестойким полотном (например, асбестовой тканью).

2.3.15.    При выполнении всех основных и вспомогательных операций, входящих в состав сварочно-монтажных работ, необходимо предпринимать меры, исключающие возможность повреждения силикатно-эмалевого покрытия, в частности:

• не допускать волочение труб по грунту;

17

•    следить за чистотой привалочной поверхности мягких полотенец и самих труб в местах их строповки;

•    исключать необходимость стоять на трубах и ходить по ним;

•    применять только такие инвентарные приспособления (лестницы, упоры, страховочные хомуты и т.д.), которые оснащены эластичными накладками.

2.3.16.    Монтажные работы на поворотах трассы, где предусмотрен упругий изгиб трубопровода, следует выполнять теми же методами, что и на прямолинейных участках, однако при этом формировать очертание плети по заданному радиусу допускается лишь после того, как изгибаемый участок будет полностью завершен сваркой и изоляцией стыков.

2.3.17.    При выполнении сварочно-монтажных работ в траншее необходимо предусматривать: устройство приямков для работы сварщиков, использование страховочных опор, применение при необходимости щитов для крепления откосов траншеи, организацию водопонижения и водоотлива.

Стрелы трубоукладчиков не должны находиться над той зоной, где расположены рабочие места сварщиков.

2.3.18.    Трубы с силикатноэмалевым покрытием холодной гибке на трубогибочных станках не подлежат.

2.3.19.    Номинальные значения параметров, которые необходимо обеспечивать при сборке стыков, а также допуски на величину сварочного зазора и на смещение кромок труб устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих правила производства работ при строительстве трубопроводов соответственно их назначению.

Дополнительные требования, которые могут быть обусловлены особенностями процессов нанесения наружной и внутренней изоляции в зоне сварных соединений представлены в разделе 2.4.

2.3.20.    Вварка узлов линейной    (запорной, регулирующей,

предохранительной) арматуры, а также соединительных деталей (тройников, отводов и т.п.) должна производиться с использованием тех же методов, что принято применять при сварке труб на данном объекте.

2.3.21.    Требования к контролю качества сварных соединений

устанавливают, исходя из назначения трубопровода, условий работы (категории) того или иного участка, используемого метода сварки и ряда других факторов; при этом само наличие на трубах силикатноэмалевого покрытия, как правило, во внимание не принимается. Исключение составляют случаи, когда конструкция противокоррозионной защиты стыков формируется    совместно (одновременно) с образованием сварного

соединения.

2.3.22.    Резка труб с наружным, внутренним силикатноэмалевым покрытием с оформлением торцов-фасок производится вулканитовыми кругами машинами типа Bosch или трубоотрезными механизмами различного типа. При использовании вулканитовых кругов в зонах резки наружную поверхность покрытия укрывают асбестовыми полотенцами, а

18

внутреннюю поверхность покрытия защищают паралоновыми пыжами в целях избежания повреждений от раскаленных частиц металла.

2.3.23.    Приварку катодных выводов и проводников для подключения средств контроля (КИК) выполняют на торцах труб в зоне сварных соединений трубопровода с последующей изоляцией.

2.3.24.    Оставшиеся после резки труб (при монтаже захлестов, удалении поврежденных участков) патрубки должны быть вывезены с трассы и складированы на специально выделенные для этих целей площадки.

2.4. Нанесение изоляционного покрытия на зоны кольцевых сварных швов (изнутри и снаружи)

2.4.1.    Для обеспечения антикоррозионной защиты зон кольцевых сварных стыков должны использоваться конструктивные и строительнотехнологические решения, которые обеспечивают защитные свойства, не уступающие свойствам основного покрытия.

2.4.2.    Выбор материала для изоляции стыков, а также тип конструкции изоляционного покрытия производится на стадии разработки проекта с учетом назначения и эксплуатационных характеристик трубопровода (в частности, его температурных режимов), вида соединений труб, способа прокладки трубопровода.

2.4.3.    Если трубы имеют одностороннее (внутреннее) силикатноэмалевое покрытие, то для обеспечения антикоррозионной защиты сварного стыка и прилегающей к нему зоны используют материалы и методы, предусматривающие их совместимость с типом основного покрытия, при этом:

•    для внутренней изоляции применяют технические и технологические решения, обеспечивающие однородность ее свойств с силикатной эмалью и осуществляемые с использованием методов, изложенных ниже (см.п.2.4.8);

•    для наружной изоляции зон сварных кольцевых стыков требования к материалам и методам их нанесения устанавливают в зависимости от принятой конструкции основного покрытия с внешней стороны труб.

2.4.4.    Как правило, для труб с односторонним внутренним силикатноэмалевым покрытием в качестве защиты наружной поверхности используют полиэтилен заводского нанесения. В этом случае для изоляции зон сварных стыков следует применять на основе термоусаживающихся материалов (ленты или манжеты), при температуре транспортируемой среды до +100°С. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51164, таблица 1 п.14.

Нахлест на основное покрытие должен быть не менее 7,5 см в обе стороны.

19

2.4.5.    Производство работ по нанесению наружного изоляционного покрытия в зонах сварных стыков должно производиться с соблюдением требований ВСН 008-88/Миннефтегазстрой.

2.4.6.    Если трубы имеют двухсторонне силикатно-эмалевое покрытие (наружное и внутреннее), то зону сварного соединения нербходимо изолировать как снаружи, так и изнутри. При этом нанесение покрытия на наружную поверхность стыка следует выполнять либо с использованием термоусаживающихся материалов (изделий) с учетом требования по обеспечения нахлеста, изложенного в п. 2.4.4, при температуре транспортируемой среды выше +60°С, используют органо-силикатное покрытие типа ОС-51-03 с отвердителем естественной сушки или эпоксидное покрытие ЭП-969, в соответствии с РД 34.20.518.95 «Типовая инструкция по защите тепловых сетей от наружной коррозии», Москва, 1997 г.

2.4.7.    При использовании материалов для внутренней и наружной изоляции разных по свойствам материалов необходимо сначала обеспечить формирование изоляционного слоя изнутри.

2.4.8.    Накопленные промышленный опыт ряда организаций по защите сварных соединений изолированных трубопроводов от внутренней коррозии представлен в технологической документации, разработанной Российским Государственным Университетом нефти и газа им. И.М. Губкина, АО «ВНИИСТ», ОАО «ПермНИПИнефть», ЗАО НПК «Вектор», ОАО «Самаранефтегаз».

Представленная документация - технологический регламент, см. Приложение № 1 - является основанием для проектных и производственных организаций для выбора варианта способа защиты сварных соединений изолированных трубопроводов от внутренней коррозии с учетом конкретных особенностей сооружаемого объекта.

2.5. Особенности производства земляных работ

2.5.1.    Земляные работы при прокладке трубопроводов из труб с силикатно-эмалевым покрытием следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 и настоящей Инструкции. Необходимо кроме того учитывать требования нормативных документов, регламентирующих особенности выполнения данного вида работ применительно к конкретному назначению строящегося объекта (например, для магистральных трубопроводов - требования СНиП 111-42-80*).

2.5.2.    Размеры траншеи (глубина, ширина по дну, крутизна откосов) при строительстве трубопроводов определяются проектом с учетом всех особенностей принятой конструкции (тип балластировки, наличие криволинейных участков, противоэррозионные устройства и т.п.).

2


ОГЛАВЛЕНИЕ


Стр.

1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ    4

2.    ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА    8

2.1.    Приемка труб. Входной контроль    8

2.2.    Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы.

Складирование труб    9

2.3.    Сборка и сварка труб    14

2 .4. Нанесение изоляционного покрытия на зоны кольцевых

сварных швов (изнутри и снаружи)    18

2.5.    Особенности производства земляных работ    19

2.6.    Укладка трубопровода    23

2.7.    Очистка полости и испытание трубопровода    31

2.8.    Контроль качества производства работ    3 5

2.9.    Особенности технологии строительства трубопроводов, предназначенных для холодного, горячего водоснабжения

и теплоснабжения    38

2.10.    Ремонт повреждений трубопровода при строительстве    44

2.11.    Охрана труда и техника безопасности    45

3.    ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ С

СИЛИКАТНО-ЭМАЛЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ    48

3.1.    Проверка технического состояния линейной части. Контроль

эксплуатационных параметров    48

3.2.    Особенности технического обслуживания трубопроводов

из труб с силикатно-эмалевым покрытием    52

3.3.    Периодичность очистки полости трубопровода от

загрязнений и отложений    54

4.    РЕМОНТ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ ТРУБОПРОВОДОВ    58

4.1.    Обоснования для проведения текущего ремонта    58

4.2.    Методы выполнения ремонтных работ при производстве

текущего ремонта    59

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологический регламент на заготовительные операции, сборку, сварку и контроль качества сварных соединений стальных труб и соединительных деталей трубопроводов с силикатно-эмалевым покрытием    65

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих нормативных

документов, использованных при разработке Инструкции    102


4.3.    Аварийный ремонт трубопровода    61

20

2.5.3.    При проектировании продольного профиля траншеи необходимо обеспечивать такие его очертания, чтобы трубопровод с принятой конструктивной схемой мог свободно принять свое проектное положение (без зависаний и искривлений). Особое внимание при этом должно быть уделено профилированию участков, где предусмотрено использование упругого изгиба трубопровода на поворотах трассы; на такие участки должны составляться индивидуальные рабочие чертежи («выноски») с указанием отметок дна траншеи через каждые 10 м. Не допускается на таких участках профилировать ось траншеи по круговым кривым.

2.5.4.    Земляные работы должны производиться с обеспечением всех обязательных форм контроля и оформлением исполнительной документации в установленном порядке.

2.5.5.    К началу работ по рытью траншеи должны быть получены:

•    проект производства работ, включающий в числе других технологическую карту на разработку траншеи данным методом;

•    письменное разрешение на право производства земляных работ в зоне расположения пересекаемых подземных коммуникаций, выданное организацией, в чьем ведении они находятся;

•    наряд-задание машинисту экскаватора на производство работ; если работы выполняются комплексом машин (с участием бульдозера, рыхлителя и др.), то соответствующие наряд-задания должны получить машинисты всех этих машин.

2.5.6.    Перед разработкой траншеи следует провести контроль геодезической разбивочной основы, выполненной Заказчиком при приемке трассы от землепользователей под строительство, установить дополнительные знаки по оси трассы, обозначить на местности места поворотов трассы, произвести по-пикетную разбивку оси траншеи, установив вехи как вдоль нее, так и по границам строительной полосы.

2.5.7.    При необходимости выполнения взрывных работ (с целью рыхления грунта в пределах профиля траншеи) следует предусматривать опережающее проведение этих работ по отношению к вывозке труб на трассу. В исключительных случаях допускается выполнение взрывных работ при наличии на трассе труб или сваренных плетей, в этих случаях необходимо защитить их специальными щитами от возможного повреждения разлетающимися кусками грунта.

2.5.8.    Дно траншеи должно быть тщательно выровнено (спланировано) с целью обеспечения сплошного прилегания к нему трубопровода по всей длине.

Отклонение фактических отметок дна траншеи от проектных значений не должно превышать следующих величин (при соблюдении минимально допустимой по нормативам глубины заложения трубопровода), см:

•    для трубопроводов диаметром 500 мм - ±10;

•    для трубопроводов диаметром 325-426 мм - ±15;

•    для трубопроводов диаметром 114-279 мм - ±20;

3

АННОТАЦИЯ

Настоящая Инструкция разработана на основе результатов научных исследований и обобщения передового опыта в области создания и применения в трубопроводном строительстве труб с силикатно-эмалевым, стеклоэмалевым и эмалевым покрытиями, а также практики проектирования и эксплуатации (включая техническое обслуживание и ремонт) трубопроводных систем, имеющих этот вид покрытия и предназначенных для транспортировки природного газа, сырой нефти, нефтепродуктов, горячей и холодной воды.

Изложенные в данной Инструкции требования и положения призваны обеспечить повышение надежности и долговечности трубопроводов, подверженных активному воздействию различных агрессивных сред.

Основным условием эффективного использования труб с силикатноэмалевым покрытием и надежной эксплуатации транспортных систем, где используются эти трубы, является соблюдение комплекса мер, направленных на обеспечение сохранности (целостности) покрытия на всех стадиях строительства, обслуживания и ремонта рассматриваемых объектов.

Настоящая Инструкция расширяет и дополняет «Инструкцию по строительству трубопроводов из труб со стеклоэмалевым покрытием», утвержденную ВНИИСТ 13.05.94 г.; «Инструкцию по перевозке и сварке труб с внутренним стеклоэмалевым покрытием и наружной полиэтиленовой изоляцией», утвержденную ОАО ЧМП «Уралхиммонтаж» 02.08.2000 г. и «Технологическую инструкцию на заготовительные операции, сборку, сварку и контроль качества сварных соединений стальных труб и соединительных деталей трубопроводов с силикатно-эмалевым покрытием», утвержденную Заместителем председателя Правления АО «Роснефтегазстрой» 18.08.2000 г. Инструкция разработана на основе рабочей нормативно-технической документации «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов» РД 39-132-94, а также действующих ВСН,СНиПиГОСТ.

Инструкция предназначена для проектных, проектно-технологических, строительных и эксплуатационных организаций, чья деятельность направлена и лицензионно подтверждена на создание и использование трубопроводных систем данного вида.

Настоящая Инструкция разработана сотрудниками АО «ВНИИСТ»: кандидатами технических наук Аникиным Е.А., Габелая Р.Д., Ковалевским В.Б., Сиротинским А.А. и при участии РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина: доктора технических наук, профессора Стеклова О.И.

После введения данного документа Инструкция по строительству трубопроводов из труб со стеклоэмалевым покрытием, утвержденная ВНИИСТ от 13.05.94г. прекращает свое действие.

4

Инструкция по строительству, эксплуатации и ремонту трубопроводов _с    силикатноэмалевым    покрытием_

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящая Инструкция распространяется на деятельность, связанную с проектированием, строительством и эксплуатацией, включая ремонт магистральных и промысловых трубопроводов для транспортировки природного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также трубопроводов тепловых сетей (включая надземные участки теплотрасс) и систем водоснабжения.

1.2.    Положения данной Инструкции распространяются на трубопроводы диаметром 75-530 мм, выполненные из труб с силикатноэмалевым покрытием, нанесенным либо с двух сторон (изнутри и снаружи), либо только изнутри трубы, с последующим нанесением на наружную поверхность изоляции другого вида, например, из полиэтилена.

1.3.    Действие настоящей Инструкции не распространяется на сооружение и эксплуатацию трубопроводов в зоне морских акваторий и в районах с сейсмичностью выше 8 баллов для подземных и выше 6 баллов для надземных трубопроводов. В этих случаях должны соблюдаться требования соответствующих ведомственных строительных норм, а при их отсутствии -специальные требования, разработанные и согласованные в установленном порядке.

1.4.    В данной Инструкции регламентированы только те особые требования, которые отражают специфику рассматриваемых труб в условиях их применения (при создании и использовании трубопроводов различного назначения) в рамках действующих нормативных документов на проектирование, строительство и эксплуатацию, включая ремонт трубопроводных систем с учетом их функциональной и ведомственной принадлежности.

Выполнение действий, которые не затрагивают специфику данных труб, следует производить, руководствуясь общими требованиями соответствующих СНиП, ВСН, Правил и других нормативов, отражающих назначение конкретного трубопровода.

1.5.    Требования настоящей Инструкции распространяются на деятельность, связанную с:

• проектированием трубопроводов различного назначения (в части выбора конструктивных решений, учитывающих специфику труб с силикатноэмалевым покрытием);

Внесена АО «ВНИИСТ» (ЦКТ, ЦТНП)


Утверждена

2001 г.

Срок введения « »    2001    г.


« »

5

•    строительством этих объектов, включая подготовку,

непосредственное выполнение технологических процессов,    контроль

качества и приемку работ;

•    эксплуатацией линейной части трубопроводов, применительно к особенностям технического обслуживания и ремонта, связанным с отличительными свойствами рассматриваемых труб.

1.6.    Требованиями Инструкции необходимо руководствоваться при разработке рабочей документации, проектов организации строительства и проектов производства работ на строительство и ремонт объектов трубопроводного транспорта, где использованы трубы с силикатноэмалевым покрытием.

1.7.    Применение положений данной Инструкции    является

обязательным для всех создаваемых и находящихся в эксплуатации объектов, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

1.8.    Трубная арматура и соединительные детали трубопровода должны, как правило, иметь однотипное с трубами силикатноэмалевое покрытие заводского нанесения.

1.9.    При проектировании линейной части трубопроводов (с учетом их назначения) следует, как правило, использовать типовые проектные решения, в частности, конструкции: переходов под дорогами, крановьгх узлов, обвязок камер пуска-приема очистных устройств и т.п. При этом должна быть произведена детальная привязка типовых узлов и модулей к условиям строительства конкретного участка трубопровода (с учетом особенностей прокладки примыкающих к нему отрезков трассы).

1.10.    Ширину полосы отвода земель на время строительства устанавливают на стадии проектирования объекта на основе действующих Норм отвода земель СН 452-73.

1.11.    Проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (НИР) должны разрабатываться в соответствии со СНиП 3.01.01-85* на базе принятых в рабочей документации технических решений.

1.12.    При разработке ППР по строительству (ремонту) трубопроводов в районах с густой сетью подземных коммуникаций, а также в условиях прохождения трассы в одном техническом коридоре с другими трубопроводами необходимо предусматривать детальное изучение фактической ситуации (в том числе непосредственно на местности) с целью принятия мер по защите смежных коммуникаций от возможных повреждений.

ППР по строительству (ремонту) таких участков трубопровода необходимо согласовать с организациями, в чьем ведении находятся эти коммуникации.

1.13.    Строительство и ремонт трубопроводов должны производиться с применением поточных методов выполнения работ, обеспечивающих требуемое качество и заданный темп строительства (ремонта) и отвечающих современному уровню организации производства (индустриализация, комплексная механизация, автоматизация контроля и т.п.).

6

1.14.    Строительство трубопроводов из труб с силикатноэмалевым покрытием предусматривает необходимость соблюдения ряда дополнительных требований к производству работ и технологической оснастке:

•    обеспечение сохранности покрытия при выполнении всех технологических операций;

•    исключение многократных знакопеременных нагрузок, вызывающих изгибные деформации;

•    продольные деформации в трубах не должны превосходить величину, определяемую как 0,8 от минимального значения деформаций, при которых наступает разрушение покрытия; расчетная величина относительных продольных деформаций ограничивается уровнем 0,1% (Е=0,001);

•    кольцевые напряжения в трубах не должны превышать 2400 кгс/см(при испытаниях на внутреннее давление), а изгибные напряжения при монтаже (в т.ч. и при укладке трубопровода) должны ограничиваться величиной 2100 кгс/см2.

1.15.    На стадии подготовки к строительству и в процессе производства работ необходимо в целях обеспечения безопасности труда руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:

•    СНиП 111-4-80* «Техника безопасности в строительстве;

•    СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие положения»;

•    Правил техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов;

•    РД 102-011-89 «Охрана труда. Организационно-методические документы».

1.16.    Сварные швы и прилегающая к ним зона должны обеспечиваться противокоррозионными защитными свойствами, не уступающими по стойкости покрытию труб; конструкция и технология формирования покрытия в этих зонах должны соответствовать требованиям, изложенным в разделе 4 настоящей Инструкции.

1.17.    Не допускается использовать при строительстве трубопровода машины, оборудование и технологическую оснастку, технические характеристики которых не соответствуют типоразмеру применяемых труб.

1.18.    Если в процессе строительства трубопровода из труб с силикатноэмалевым покрытием обнаруживается систематически повторяющийся брак (однотипные дефекты), необходимо незамедлительно прекратить работы и установить причину его возникновения. Приступать к продолжению работ можно только после того, как будут полностью устранены причины, вызывающие эти дефекты.

1.19.    Минимальная температура воздуха при хранении, транспортировке труб с силикатноэмалевым покрытием составляет -40°С. При производстве строительно-монтажных работ во время прокладки трубопроводов минимальная температура воздуха составляет -30°С.

7

1.20.    При раскладке труб, предназначенных для строительства объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, следует не допускать попадания в них поверхностных или сточных вод. Трубы, соединительные детали, арматура и готовые узлы перед монтажом должны быть осмотрены и очищены изнутри и снаружи от грязи, снега, льда, масел и посторонних предметов.

1.21.    Монтаж трубопровода должен производиться в строгом соответствии с рабочей документацией, проектом производства работ и технологическими картами. Перед тем как приступить к размещению трубопровода в проектное положение необходимо осуществить проверку размеров и формы оси траншеи (глубина, отметки дна, ширина по низу, крутизна откосов, прямолинейность). Результаты проверки необходимо отразить в журнале производства работ.

При надземной прокладке проверке на соответствие проекту подлежат параметры опорных конструкций (их размеры, взаимное размещение).

1.22.    При выполнении строительно-монтажных работ исполнительную документацию необходимо оформлять в соответствии с действующими формами исполнительной производственной документации на скрытые работы.

1.23.    При выполнении всех строительно-монтажных, в том числе ремонтных работ необходимо соблюдать требования действующих нормативных документов по охране окружающей среды, включая выполнение мероприятий по сбору и утилизации строительных отходов (в т.ч. металла и изоляционных материалов).

1.24.    Приемка в эксплуатацию законченных строительством трубопроводов производится в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87 и других ведомственных нормативно-технических документов.

8

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1. Приемка труб. Входной контроль

2.1.1.    Каждая партия труб и соединительных деталей должна быть снабжена документом (сертификатом) завода-изготовителя, подтверждающим их соответствие требованиям технических условий. Сертификат должен содержать: наименование и товарный знак предприятия, номер партии, условное обозначение продукции, объем партии (м, пгг, кг), результаты испытаний или другие подтверждения соответствия требованиям стандарта или ТУ, дату выпуска партии, штамп ОТК.

На поверхности труб и соединительных деталей должна быть нанесена маркировка в соответствии с принятой в ТУ формой и содержанием. Кроме того, каждая труба должна иметь клеймо службы (отдела) технического контроля завода-изготовителя. Все надписи на трубах должны наноситься в установленном месте и быть выполнены несмываемой краской.

2.1.2.    В организационном плане процедура приемки труб может производиться по различным схемам в зависимости от условий их поставки, общего построения транспортной схемы, особенностей контракта (договорных обязательств) и ряда других обстоятельств. Приемка труб осуществляется Заказчиком строительства объекта.

2.1.3.    Строительная организация (Подрядчик) совместно с другими организациями, участвующими в реализации проекта (технадзор Заказчика, служба перевозок и др.) осуществляет входной контроль труб и соединительных деталей по мере их поступления на станцию или в порт назначения. Целью входного контроля является определение пригодности труб (изделий) данной партии для строительства конкретного объекта.

2.1.4.    Освидетельствование и отбраковку труб (деталей) производит комиссия, образуемая приказом по строительному объединению (подрядному предприятию). В состав комиссии должны быть включены в обязательном порядке представители службы материально-технического снабжения и службы контроля. По согласованию в состав комиссии входят представители технадзора Заказчика, транспортного предприятия, а в отдельных случаях и завода-изготовителя.

Комиссия имеет право для решения отдельных вопросов привлекать к участию в работе экспертов и специалистов других организаций.

2.1.5.    Трубы и другие элементы или узлы трубопроводов по истечении гарантийного срока хранения, который устанавливается техническими условиями на их поставку, подлежат освидетельствованию с целью определения их пригодности для дальнейшего использования.

2.1.6.    Трубы (детали), не соответствующие ТУ или ГОСТ, а также не прошедшие освидетельствование, отбраковываются (с целью последующего ремонта или использования по другому назначению).

2.1.7.    Объем контроля, методы его выполнения, состав контролируемых параметров, величины допустимых отклонений, критерии

9

отбраковки, порядок регистрации результатов контроля, процедура оформления претензий по обнаруженному браку и другие условия приемки труб должны быть указаны в договоре (контракте) на их поставку; при этом учитываются требования нормативных документов (стандартов, технических условий, СНиП), регламентирующих конкретное назначение или область использования поставляемых труб:    газопроводы (магистральные,

промысловые, распределительные, технологические), системы холодного и горячего водоснабжения, тепловые сети, канализационные коллекторы и т.п.

2.1.8.    Выполнение работ по входному контролю труб (включая оценку состояния как изоляционного - наружного и внутреннего - покрытия, так и самого металла) должно выполняться на специально оборудованных для этих целей площадках, оснащенных сборно-разборным стендом, на который поочередно кладут обследуемые трубы.

2.1.9.    Складирование отбракованных труб осуществляется в отдельный штабель; условия хранения таких труб должны быть такими же, как для труб, не имеющих дефектов, что обусловлено необходимостью предохранить эти трубы от новых повреждений.

2.2. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы.

Складирование труб.

2.2.1.    Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями рабочего проекта, проекта производства работ (ППР) и настоящей Инструкции с учетом их диаметра и конкретного назначения строящегося трубопровода (транспорт газа, нефти, воды и т.п.).

2.2.2.    При выборе средств и способов выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ применительно к различным условиям строительства - как к дорожным, так и природно-климатическим - следует учитывать:

•    особенности принятой схемы организации строительства в целом и транспортной схемы доставки грузов в частности;

•    специфику свойств силикатноэмалевого покрытия, проявляющуюся в необходимости обеспечивать его целостность на стадиях доставки труб к месту строительства;

•    условия заводской поставки труб в части обеспечения их тарой (в контейнерах, в пакетах, поштучная отгрузка);

•    фактическое состояние дорог действующей сети и временных проездов, а также их способность пропускать транспорт требуемых габаритов и заданной массы;

•    возможность поддерживать (за счет средств строительной организации) работоспособность дорог по маршруту следования труб в течение всего периода их доставки, включая обслуживание ледовых переправ, крутых подъемов, временных мостов, участков для разъезда