Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

47 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает принципы организации взаимодействия между службами (подразделениями) РЗА при выполнении ими функций по централизованному управлению системами и устройствами РЗА в иерархической структуре управления и при выполнении ими функций по нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА в хозяйственной структуре управления и эксплуатации устройств РЗА, установленных на электростанциях и подстанциях субъектов электроэнергетики ЕЭС России, а также субъектов технологически изолированных региональных энергетических систем.

 Скачать PDF

Введен впервые.

Оглавление

1 Введение

2 Область применения

3 Нормативные ссылки

4 Термины, определения и принятые сокращения

5 Общие положения

6 Взаимодействие служб (подразделений) РЗА

7 Функции, выполняемые службами (подразделениями) РЗА

Приложение А. Функции по централизованному и нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА ……………………………………………………. 15

     А.1. Взаимодействие между СРЗА СО-ЦДУ ЕЭС и подразделениями РЗА (службами) ОГК, ТГК, концерна «Росэнергоатом», ФСК ЕЭС …………………………. 15

     А.2. Взаимодействие СРЗА СО - ЦДУ и СРЗА ОДУ

     А.3. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и СРЗА РДУ

     А.4. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и СРЗА смежного ОДУ

     А.5. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА смежного РДУ

     А.6. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и ЭТЛ ТЭС, ГЭС

     А.7. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и ЭТЛ АЭС

     А.8. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и СРЗА МЭС

     А.9. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА МЭС

     А.10. Взаимодействие между СРЗА РДУ и ЭТЛ ТЭС, ГЭС

     А.11. Взаимодействие между СРЗА РДУ и ЭТЛ АЭС

     А.12. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА РГК

     А.13. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА ЦУС РСК (АО-энерго)

     А.14. Взаимодействие между СРЗА РДУ и Потребителем

     А.15. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА ПМЭС

     А.16. Взаимодействие между СРЗА РГК и ЭТЛ электростанции (нецентрализованные функции)

     А.17. Взаимодействие между СРЗА РГК и ЭТЛ электростанции (централизованные функции) ………………………………………………………………………….. 41

     А.18. Взаимодействие между подразделениям РЗА ОГК и ЭТЛ ТЭС, ГЭС и между подразделением РЗА ТГК и СРЗА РГК (нецентрализованные функции)

     А.19. Взаимодействие между отделом РЗА концерна «Росэнергоатом» и ЭТЛ АЭС (нецентрализованные функции)

     А.20. Взаимодействие между СРЗА ФСК ЕЭС и СРЗА МЭС (нецентрализованные функции)

     А.21. Взаимодействие между СРЗА МЭС (ЦУС МЭС) и СРЗА ПМЭС (централизованные функции)

     А.22. Взаимодействие между СРЗА МЭС (ЦУС МЭС) и СРЗА ПМЭС (нецентрализованные функции)

Библиография

 
Дата введения30.11.2007
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

04.10.2007УтвержденОАО РАО ЕЭС России618
РазработанОАО Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации

"ЕЭС России"

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ»

Релейная зашита и автоматика, противоаварниная автоматка. Организация взаимодействия служб релейной защиты и автоматики в ЕЭС России

Дата введения -2007-11-30

Предисловие

Задачи, основные принципы организации взаимодействия служб релейной защиты и автоматики в ЕЭС России, а также вопросы стандартизации соответствующих правил установлены Федеральными законами от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике».

Настоящий Стандарт ОАО РАО «ЕЭС России» (далее - Стандарт) содержит основные правила организации взаимодействия служб РЗА всех субъектов Единой энергетической системы России, а также технологически изолированных региональных энергетических систем.

Сведения о стандарте

1.    РАЗРАБОТАН ОАО «Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы».

2.    ВНЕСЕН ОАО «Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы».

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ 11риказом ОАО РАО «ЕЭС России» от 04.10.2007 №618

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ОАО РАО «ЕЭС России»

2

5    Общие положения

Надежность и устойчивость работы региональных электроэнергетических систем (РЭС), объединенных электроэнергетических систем (ОЭС), а также Единой электроэнергетической системы России (ЕЭС) в целом в значительной мере зависит от совершенства систем и устройств РЗА и эффективности управления ими.

В целях недопущения снижения надежности и устойчивости РЭС, ОЭС, ЕЭС Стандартом предусматривается создание и формальное закрепление новых форм управления системами и устройствами РЗА и взаимодействия служб и подразделений, занимающихся вопросами внедрения, управления и эксплуатации устройств и систем РЗА.

На основе Стандарта разрабатываются «Положения о взаимодействии и распределении функций между службами (подразделениями) РЗА субъектов электроэнергетики». «Положения...» являются основным документом, отражающим распределение функций системного значения по РЗА, которые выполняются службами РЗА при взаимодействии между собой, обеспечивая надежность и бесперебойность работы энергосистемы.

«Положения...» включаются (в виде приложений) в договор возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и являются его неотъемлемой частью. Также в договор включаются и являются его неотъемлемой частью все необходимые по «Положению...» перечни линий электропередачи и оборудования, для устройств РЗА которых расчет и задание уставок выполняет тот или иной субъект электроэнергетики.

6    Взаимодейсвтне служб (подразделений) РЗА

В целях обеспечения надежного функционирования систем и устройств РЗА должны выполняться в режиме реального времени основные требования, предъявляемые к ним:    селективность,    быстродействие,    чувствительность,

надежность, оптимальное резервирование.

Стандартом предусматривается централизованный подход к оперативному и техническому обслуживанию систем и устройств РЗА путем создания и реализации структуры взаимодействия служб (подразделений) РЗА как по централизованному управлению системами и устройствами РЗА (иерархическая структу ра управления), так и по нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА в хозяйственной структуре управления и по эксплуатации устройств РЗА, установленных на электростанциях и подстанциях. Такая структу ра способна решать все вопросы по РЗА, включая вопросы системного характера и локального плана.

7    Функции, выполняемые службами (подразделениями) РЗА

Функции, выполняемые службами (подразделениями) РЗА подразделяются на функции по централизованному управлению системами и устройствами РЗА и на функции по нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА и эксплуатации технических средств РЗА (рис. 1).

II

РЗА

7.1 Функции по централизованному управлению системами и устройствами


К основным функциям по централизованному управлению системами и устройствами РЗА относятся:

-    разработка или согласование технических требований к РЗА;

-    согласование технических заданий на проектирование РЗА и самих проектов по ним;

-    разработка схем замещения (моделей) региональной энергосистемы, ОЭС и ЕЭС России для расчета токов и напряжений при КЗ и других аварийных режимах;

-    выполнение расчетов уставок и характеристик для настройки устройств

РЗА;

-    координация вывода устройств РЗА из работы для технического обслуживания (согласование планов-графиков технического обслуживания устройств РЗА, рассмотрение оперативных заявок и разрешение работ в части устройств РЗА и т.п.);

-    разработка методических указаний по составлению инструкций для оперативного персонала по обслуживанию систем ПА и устройств РЗА, разработка самих инструкций;

-    согласование программ испытаний электрооборудования и устройств РЗА при новом включении и специальных испытаниях, а также типовых программ по вводу в работу' и выводу из работы линий электропередачи и эл ектрооборудован ня;

- согласование    пусковых    схем при    вводе    в работу нового

электрооборудования и линий электропередачи с необходимым объемом РЗА;

-    контроль соответствия настройки устройств РЗА схемам первичных соединений и режимам работы линий электропередачи и электрооборудования;

-    анализ функционирования систем и устройств РЗА в энергосистеме, ОЭС, ЕЭС России и разработка протнвоаварийных мероприятий по повышению надежности их работы.

-    и т.п.

Выполнение функций по централизованному управлению системами и устройствами РЗА осуществляется по иерархическому принципу.

Имеется четыре уровня по централизованному управлению системами и устройствами РЗА в иерархической структуре:

-    уровень ЕЭС - высший уровень управления;

-    уровень ОЭС - средний уровень управления;

-    уровень РЭС - региональный уровень управления;

-    уровень предприятия - низший уровень управления.

Высший уровень управления осуществляет служба РЗА СО-ЦДУ ЕЭС. Этот уровень решает вопросы по централизованному управлению системами и устройствами РЗА ЕЭС России, между смежными ОЭС и между ЕЭС России и зарубежными энергосистемами. Реализация решений осуществляется через службы РЗА ОДУ.

Средний уровень управления осуществляют службы РЗА ОДУ. На этом

уровне решаются вопросы по централизованному управлении системами и устройствами РЗА ОЭС и вопросы РЗА между РЭС, между объектами МЭС, АЭС, ТЭС, ГЭС, потребителей. Реализация решений осуществляется через службы РЗА РДУ. Кроме того этот уровень реализует решения и указания высшего уровня.

Уровень регионального управления осуществляют службы РЗА РДУ. На этом уровне решаются вопросы по централизованному управлению системами и устройствами РЗА РЭС, а также вопросы по РЗА, которые не входят в компетенцию служб РЗА ОДУ, между РЭС. Реализация решений осуществляется через ЭТЛ ТЭС, ГЭС, АЭС, службы РЗА РГК и ЦУС РСК (AO-энерго), службы РЗА потребителей и службы РЗА МЭС (ЦУС МЭС). Кроме того этот уровень реализует решения и указания вышестоящих уровней.

Низший уровень управления осуществляют службы РЗА РГК, ЦУС РСК (AO-энерго), ПМЭС, потребителей. Этот уровень реализует решения вышестоящих уровней по централизованному управлению системами и устройствами РЗА, а также вопросы РЗА узлов РЭС.

7.2 Функции по нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА

К основным функциям по нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА и эксплуатации устройств РЗА относятся:

-    организация эксплуатации устройств РЗА на электростанциях и подстанциях;

-    анализ работы устройств РЗА непосредственно на электростанции, подстанции, обмен опытом работы с другими аналогичными предприятиями;

-    техническое перевооружение систем и устройств РЗА;

-    выполнение противоаварийных мероприятий по усовершенствованию систем и устройств РЗА, рекомендованных Системным оператором, его филиалами или подразделениями РЗА компаний;

-    разработка местных инструкций по оперативному обслуживанию устройств РЗА.

-    и т.п.

Функции по нсцентрализованному управлению системами и устройствами РЗА осуществляются службами (подразделениями) РЗА ОГК и ее филиалов, службами (подразделениями) РЗА концерна «Роэнергоатом» и его филиалов, службами (подразделениями) РЗА ОАО «ФСК ЕЭС», РСК и их филиалов, службами (подразделениями) РЗА РГК и потребителей. Эти функции направлены на организацию выполнения мероприятий по линии нецентрализованного управления системами и устройствами РЗА и на организацию эксплуатации устройств РЗА, размещенных на электростанциях и подстанциях субъектов электроэнергетики в соответствии с действующими НТД, организацию техперевооружения, проведение технической политики, организацию финансирования всех работ по РЗА и т.д.

Конкретизация функций по централизованному и нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА, выполняемых службами (подразделениями) РЗА разных уровней управления приведена в приложении.

13

Рис 1 Примятая в Стандарте структурная схема взаимодействия служб РЗА

Рисунок 1. Функции по централизованному и по нс централизованному управлению системами РЗА в структурной схеме вертикали взаимодействия

служб РЗА


Уровень оэс

ПА


Уровень

р*(ИОНЛЛЬМОЯ

энергосистемы


Уровень



14


Приложение А Функции но централизованному и нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА


А.1. Взаимодействие между СРЗА СО-ЦДУ ЕЭС и подразделениями РЗА (службами) ОГК, ТГК, концерна «Росэнергоатом», ФСК ЕЭС_


СРЗА СО-ЦДУ ЕЭС



Подразделение    (служба)

РЗА ОГК. ТГК, концерна «Росэнергоатом», ФСК ЕЭС_


СРЗА ЦДУ передает подразделению

(службе) РЗА ОГК, ТГК. концерна

«Росэнергоатом». ФСК ЕЭС:

-    Технические требования СО - ЦДУ ЕЭС к системам РЗА и АРЧМ ЕЭС России.

-    Информационные письма о неправильных действиях и выявленных дефектах устройств РЗА с рекомендациями по их устранению.

-    Копии осциллограмм регистраторов аварийных событий (по запросу) с объектов других субъектов энергетики.

-    Сведения из годового отчета службы РЗА СО-ЦДУ ЕЭС по запросу.

-    Результаты рассмотрения присланных на согласование ТЗ на проектирование новых или реконструкцию действующих устройств РЗА.

-    Материалы с замечаниями к присланным на согласование проектным работам в части систем РЗА.

-    Материалы по согласованию пусковых схем при вводе в работу' нового электрооборудования и линий электропередачи с необходимым объемом РЗА.

-    ТЗ на разработку систем ПА, АРЧМ на согласование


Подразделение (служба) РЗА ОГК, ТГК, концерн «Росэнергоатом». ФСК ЕЭС передает СРЗА СО-ЦДУ ЕЭС:


—Технические требования ОГК, ТГК, концерна «Росэнергоатом». ФСК ЕЭС к устройствам РЗА, устанавливаемым на подстанциях системообразующей сети 330-750 кВ ЕЭС России и электростанциях, подключенных к этой сети.

—ТЗ на проектирование новых или

реконструкцию действующих устройств РЗА системообразующей сети 330-750 кВ ЕЭС России и электростанций, подключенных к этой сети, на согласование.

—Проектные материалы по п.2 в части РЗА на согласование.

—Пусковые схемы при вводе в работу нового электрооборудования и линий электропередачи с необходимым объемом РЗА на согласование.

—Информационные письма по вопросам оперативной и технической эксплуатации устройств РЗА. о неправильных действиях и выявленных дефектах устройств РЗА с рекомендациями по их устранению, выпускаемых ОГК, ТГК, концерном «Росэнергоатом», ФСК ЕЭС.

—Сведения из годовых отчетов (по запросу)


15


A.2. Взаимодействие СРЗА СО-ЦДУ и СРЗА ОДУ срза со-цду еэс <!iub!> СРЗА ОДУ

СРЗА СО-ЦДУ ЕЭС передает СРЗА ОДУ:

—    Технические требования СО-ЦДУ ЕЭС к устройствам РЗА и АРЧМ ОЭС, находящихся в диспетчерском управлении ОДУ и в диспетчерском ведении СО-ЦДУ ЕЭС.

—    Необходимые технические материалы по устройствам РЗА I группы.

—    Перечень линий электропередачи и электрооборудования, находящихся в диспетчерском управлении и диспетчерском ведении ЦДУ ЕЭС, для которых принципы выполнения, алгоритмы функционирования, уставки и характеристики, структурные или принципиальные схемы устройств РЗА разрабатываются службами РЗА ОДУ и согласовываются со службой РЗА СО-ЦДУ ЕЭС. В этих же перечнях указывается объем согласования.

—    Перечни линий электропередачи между ОЭС, находящихся в диспетчерском ведении СО-ЦДУ ЕЭС, для которых структурные или принципиальные схемы, уставки и характеристики устройств РЗА. находящихся в диспетчерском управлении ОДУ выбираются службами РЗА ОДУ без согласования со службой РЗА СО-ЦДУ ЕЭС. ЕЭС.

—    Откорректированные и согласованные планы-графики технического обслуживания устройств РЗА I группы, а также 11,

III и IV групп, находящихся в диспетчерском ведении СО-ЦДУ ЕЭС (месячные и годовые).

—    Инструкции по оперативному обслуживанию устройств РЗА 1 группы.

—    Служба РЗА СО-ЦДУ ЕЭС

СРЗА ОДУ передает СРЗА СО-ЦДУ ЕЭС:

-    Материалы для согласования службой РЗА СО-ЦДУ ЕЭС всех намечаемых перестроек устройств РЗА, которые могут повлиять на работу устройств РЗА I группы; материалы присылаются в сроки, обеспечивающие их своевременное согласование.

-    Документы, подтверждающие службе РЗА СО-ЦДУ ЕЭС выполнение ее указаний по устройствам РЗА 1 группы. Сведения обо всех случаях неправильных действий устройств РЗА, находящихся в диспетчерском управлении или диспетчерском ведении СО-ЦДУ ЕЭС, - немедленно (если они происходят в нерабочее время, то в течение первого рабочего дня);

-    Сведения в установленной форме обо всех случаях неправильных действий устройств РЗА сети 110-750 кВ - в течение следующего рабочего дня после события.

-    Сведения в установленной форме обо всех случаях правильных и неправильных действиях устройств РЗА в сети 330 кВ и выше - еженедельно.

-    Анализ действия устройств РЗА на линиях электропередачи и электрооборудовании напряжением 330 кВ и выше (правильных и неправильных) - ежеквартально.

-    Выполненные параметры настройки устройств РЗА I группы, а также принципиальные исполнительные схемы (по запросу) этих устройств (при новом включении, далее - при внесении в них изменений), карты загрузки трансформаторов тока по у стройствам РЗА I группы.

-    Сведения по телефону о подаче

внеплановых оперативных заявок на работы в цепях устройств РЗА, находящихся в диспетчерском управлении или диспетчерском ведении СО-ЦДУ ЕЭС._

16



Содержание

1    Введение.....................................................................................................................4

2    Область применения.................................................................................................4

3    Нормативные ссылки................................................................................................5

4    Термины, определения и принятые сокращения...................................................5

5    Общие положения...................................................................................................11

6    Взаимодейсвтие служб (подразделений) РЗА......................................................11

7    Функции, выполняемые службами (подразделениями) РЗА..............................11

Приложение А Функции по централизованному и нецентрализованному

управлению системами и устройствами РЗА.............................................................15

А. 1. Взаимодействие между СРЗА СО-ЦДУ ЕЭС и подразделениями РЗА

(службами) ОГК, ТГК, концерна «Росэнергоатом», ФСК ЕЭС...............................15

А.2. Взаимодействие СРЗА СО - ЦДУ и СРЗА ОДУ..............................................16

А.З. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и СРЗА РДУ............................................17

А.4. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и СРЗА смежного ОДУ.........................20

А.5. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА смежного РДУ..........................21

А.6. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и ЭТЛ ТЭС, ГЭС....................................22

А.7. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и ЭТЛ АЭС.............................................24

А.8. Взаимодействие между СРЗА ОДУ и СРЗА МЭС..........................................25

А.9. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА МЭС...........................................27

А. 10. Взаимодействие между СРЗА РДУ и ЭТЛ ТЭС, ГЭС.....................................29

А. 11. Взаимодействие между СРЗА РДУ и ЭТЛ АЭС..............................................31

А. 12. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА РГК.............................................33

А. 13. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА ЦУС РСК (АО-энерго).............35

А. 14. Взаимодействие между СРЗА РДУ и Потребителем......................................37

А. 15. Взаимодействие между СРЗА РДУ и СРЗА ПМЭС........................................39

А. 16. Взаимодействие между СРЗА РГК и ЭТЛ электростанции

(нецентрализованные функции)...................................................................................40

А. 17. Взаимодействие между СРЗА РГК и ЭТЛ электростанции

(централизованные функции)......................................................................................41

А. 18. Взаимодействие между подразделениям РЗА ОГК и ЭТЛ ТЭС, ГЭС и между подразделением РЗА ТГК и СРЗА РГК (нецентрализованные функции)... 42 А. 19. Взаимодействие между отделом РЗА концерна «Росэнергоатом» и ЭТЛ

АЭС (нецентрализованные функции).........................................................................43

А.20. Взаимодействие между СРЗА ФСК ЕЭС и СРЗА МЭС

(нецентрализованные функции)...................................................................................44

А.21. Взаимодействие между СРЗА МЭС (ЦУС МЭС) и СРЗА ПМЭС

(централизованные функции)......................................................................................45

А.22. Взаимодействие между СРЗА МЭС (ЦУС МЭС) и СРЗА ПМЭС

(нецентрализованные функции)...................................................................................46

Библиография.................................................................................................................47

3

1    Введенне

Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», учитывает принятые в практике обслуживания систем и устройств релейной защиты и автоматики основные понятия по организации эксплуатации и оперативнотехнического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики.

Стандарт направлен на обеспечение:

-    безопасного функционирования электроэнергетики;

-    научно-технического прогресса в совершенствовании систем и устройств релейной защиты и автоматики ЕЭС России, а также технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

-    технической и информационной совместимости в системах и устройствах релейной защиты и автоматики.

Стандарт содержит акту ализированные действующие, а также новые нормы взаимодействия служб релейной защиты и автоматики.

2    Область применения

Стандарт устанавливает принципы организации взаимодействия между службами (подразделениями) РЗА при выполнении ими функций по централизованному управлению системами и устройствами РЗА в иерархической структуре управления и при выполнении ими функций по нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА в хозяйственной структуре управления и эксплуатации устройств РЗА, установленных на электростанциях и подстанциях субъектов электроэнергетики ЕЭС России, а также субъектов технологически изолированных региональных энергетических систем.

Стандарт регламентирует:

-    разделение обязанностей между службами (подразделениями) РЗА при выполнении ими функций, отражающих системный характер РЗА;

-    характер и объем информации, которой обмениваются службы РЗА для полноценного выполнения ими функций по обеспечению надежной работы систем и устройств РЗА.

Положения Стандарта предназначены для руководящего, оперативного, ремонтного, эксплуатационного, монтажно-наладочного персонала подразделений, занимающихся вопросами РЗА, всех субъектов энергетики и потребителей электроэнергии.

При организации взаимодействия между службами РЗА по вопросам, не отраженных в настоящем стандарте, необходимо руководствоваться принципами настоящих правил с учетом местных условий.

Стандарт определяет только технические вопросы и не рассматривает правила ведения коммерческой деятельности на рынке электроэнергии.

Стандарт определяет принципы организации взаимодействия между службами (подразделениями) РЗА в общем виде и не учитывает некоторые особенности, которые могут иметь место в реальной ситуации. Поэтому, разрабатываемые на основе данного стандарта на местах положения о взаимоотношениях между реальными службами (подразделениями) РЗА должны

учитывать эти особенности.

При этом передача документации между субъектами электроэнергетики, потребителями должна осуществляться в установленном порядке.

3    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и иные нормативные документы:

-    Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

-    Федеральный закон от 27.12.2002    №    184-ФЗ    «О    техническом

регулировании».

-    Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике».

-    Правила устройства электроустановок. Раздел 3 Защита и автоматика. ( Минэнерго СССР, шестое издание переработанное и дополненное, 1987 г.).

-    Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ. (Утв. Приказом Минэнерго России № 229 от 19.06.2003. Зарегистрированы Минюстом РФ № 4799 20.06.2003).

-    Руководящие указания по противоаварийной автоматике энергосистем (основные положения). (Утв. Минэнерго СССР 23.09.1986).

-    Типовое положение о службах релейной защиты и электроавтоматики, РД 153-34.0-04.418-98.

4    Термины, определения и принятые сокращении

4.1 Термины и определения

Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. (Федеральный закон от 26.03.2003    №    35-ФЗ «Об

электроэнергетике»).

Энергетическая систе.ча - совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима (работающих параллельно) в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом (Справочник «Термины и определения ОАО РАО «ЕЭС России», приложение к приказу ОАО РАО «ЕЭС России № от 11.05.2005. № 296).

Объединенная энергосистема совокупность нескольких энергетических систем, объединенных общим режимом работы, имеющая общее диспетчерское управление (Справочник «Термины и определения ОАО РАО «ЕЭС России», приложение к приказу ОАО РАО «ЕЭС России № от 11.05.2005. № 296).

Электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций.

5

распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории (ПУЭ-87).

Обеспечение функционирования энергосистемы - сочетание всех технических и организационных действий, направленных на то, чтобы энергосистема могла выполнять функцию по энергоснабжению с учетом необходимой адаптации к изменяющимся условиям.

Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно - диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли - продажи электрической энергии (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»)

Потребители электрической и те/новой энергии (мощности) - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об эл ектроэ нергети ке»).

Надежность энергосистемы - комплексное свойство энергетической системы, определяющее ее способность выполнять заданные функции по производству, передаче, распределению и потреблению электроэнергии при сохранении своих основных характеристик (при установленных отраслевыми правилами условиях эксплуатации) в допустимых пределах (Справочник «Термины и определения ОАО РАО «ЕЭС России», приложение к приказу ОАО РАО «ЕЭС России № от 11.05.2005. № 296).

Устойчивость энергосистемы - Способность энергосистемы возвращаться к установившемуся режиму работы после различного рода возмущений (отключение генерирующей мощности, отключение нагруженных элементов сети, КЗ и т.п..)

Системный оператор Единой энергетической системы России (далее -системный оператор) - специализированная организация, осуществляющая единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Диспетчерский центр - структурное подразделение организации -

6

субъекта оперативно-диспетчерского управления, осуществляющее в пределах закрепленной за ним операционной зоны управление режимом энергосистемы (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»).

Центр управления сетями структурное подразделение сетевой компании, уполномоченное на осуществление, в пределах закрепленной за ним зоне эксплуатационной ответственности, оперативного управления и оперативного ведения подведомственными объектами диспетчеризации. (Целевая организационно-функционазьная модель оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России).

Операционная юна - территория, в границах которой расположены объекты электроэнергетики и энергопринимающие установки потребителей электрической энергии, управление взаимосвязанными технологическими режимами работы которых осуществляет соответствующий диспетчерский центр (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об >тверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»).

Диспетчерское ведение - организация управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой    нагрузкой,    при    которой    технологические    режимы    или

эксплуатационное состояние указанных объектов или установок изменяются только по согласованию с соответствующим диспетчерским центром (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»).

Диспетчерское управление - организация управления технологическими режимами и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой    нагрузкой,    при    котором    технологические    режимы    или

эксплуатационное состояние указанных объектов или установок изменяются только по оперативной диспетчерской команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике).

Оперативное управление - организация управления технологическим режимом работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики, при которой технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов изменяется по командам персонала, уполномоченного субъектом электроэнергетики.

Оперативное ведение - организация управления технологическим режимом работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики, при которой технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов изменяется с разрешения персонала, уполномоченного субъектом электроэнергетики.

Подразделение РЗЛ - подразделение субъекта электроэнергетики,

7

потребителя, на которое возложены функции решения вопросов по РЗА энергообъектов, входящих в субъект.

Функции по централизованному управлению системами РЗА - функции, которые влияют на надежность ЕЭС России, ОЭС и РЭС и, которые должны выполняться для обеспечения управления режимами ЕЭС России, ОЭС, РЭС. При выполнении этих функций требуется координация действий служб РЗА, которая выполняется системой оперативно-диспетчерского управления. На уровне ЕЭС России, ОЭС и РЭС эту координацию осуществляют «СО-ЦДУ ЕЭС» и его филиалами (ОДУ и РДУ).

Функции но нецентрализованному управлению системами РЗА и эксплуатации технических средств РЗА - функции, которые также влияют на надежность ЕЭС России, ОЭС и РЭС. Эти функции не связаны с управлением режимами ЕЭС России, ОЭС, РЭС, и нс требуют координации действий со стороны системы оперативно-диспетчерского управления. К этим функциям, в первую очередь, относятся работы по техническому обслуживанию устройств РЗА непосредственно на электростанциях и подстанциях.

Устройства релейной защиты - устройства, предназначенные для автоматического отключения поврежденной ЛЭП, оборудования (как правило, при КЗ) от остальной, неповрежденной части энергосистемы при помощи выключателей, а также для действия на сигнал или отключение ЛЭП, оборудования в случаях опасных ненормальных режимов их работы.

Система релейной защиты - совокупность устройств релейной защиты на одном или нескольких энергообъектах, обеспечивающая выполнение функций отключения поврежденных ЛЭП, оборудования энергосистемы с заданными параметрами: селективности, быстроты действия, чувствительности, надежности, степени резервирования (ближнего и дальнего).

Селективность релейной защиты (избирательность) - главное свойство системы РЗА отключать только поврежденный элемент энергосистемы при КЗ (выключателями данного элемента, а при отказе выключателя(ей)-ближайшими к повреждению выключателями). Это свойство дает возможность при наличии резервирования питания потребителей исключать перерывы в их электроснабжении.

Быстродействие релейной защиты - свойство системы РЗА отключать КЗ с минимальным временем, обеспечивающим:

-    устойчивость параллельной работы генераторов в энергосистеме;

-    увеличение пропускной способности линий электропередачи;

-    уменьшение влияния снижения напряжения при КЗ на работу потребителей электроэнергии;

-    уменьшение размеров разрушения поврежденного элемента энергосистемы;

-    снижение вероятности перехода КЗ к более тяжелому виду, характерному увеличением тока КЗ и уменьшением напряжения в сети;

-    повышение эффективности автоматического повторного включения;

-    предотвращение возникновения недопустимых внутренних перенапряжений на электропередачах сверхвысоких напряжений.

Чувствительность релейной защиты - свойство системы (устройства)

8

РЗА устойчиво (с определенным запасом) реагировать на изменение электрического параметра, на который настроена защита, при металлическом КЗ в ее зоне

Надежность устройства релейной защиты - способность устройства безотказно работать при возникновении повреждения в пределах установленной для него зоны и не работать неправильно, когда это не предусмотрено.

Надежность системы релейной защиты - способность системы РЗА безотказно работать с заданными параметрами при повреждениях в пределах зоны, контролируемой системой релейной защиты. Отказ в работе или неправильные срабатывания системы релейной защиты могут приводить к нарушению электроснабжения потребителей или к нарушению работы энергосистемы. Надежность системы релейной защиты обеспечивается:

-    качеством элементов и цепей, из которых состоит система;

-    высоким уровнем эксплуатации;

-    высоким уровнем централизованного упраазення;

-    степенью резервирования.

Ближнее резервирование - резервирование, которое обеспечивается установкой на защищаемом элементе дополнительных устройств релейной защиты от всех видов КЗ с временем действия равным или близким времени действия основной защиты и имеющих независимое от основной защиты питание по цепям оперативного тока, цепям ТН и ТТ

Дальнее резервирование - резервирование, которое обеспечивается наличием на смежных элементах электрической сети резервных защит с относительной селективностью, действующих при отказе защит защищаемого элемента

Устройства нротивоаварийной автоматики - устройства, предназначенные для действия при возникновении аварий в энергосистеме или опасных возмущениях в ней с целью предотвращения развития аварии или предотвращения нарушения устойчивости энергосистемы и восстановления в послеаварийной схеме допустимого режима работы энергосистемы.

Система нротивоаварийной автоматики - совокупность устройств противоаварийной автоматики на нескольких энергообъектах, обеспечивающая выполнение функций предотвращения аварий и ликвидации их, если они все же возникнут, в ОЭС или ее узле.

Устройства режимной автоматики устройства, предназначенные для действия в энергосистеме с целью поддержания (регулировния) ее основных параметров (напряжения, частоты, перетоков активной и реактивной мощности) в допустимых пределах.

Устройства РЗА I группы - устройства РЗА, находящиеся в диспетчерском управлении СО-ЦДУ ЕЭС.

Устройства РЗА Н группы - устройства РЗА, находящиеся в диспетчерском управлении ОДУ.

Устройства РЗА III группы - устройства РЗА, находящиеся в диспетчерском управлении РДУ.

Устройства РЗА IVгруппы - устройства РЗА, находящиеся в оперативном управлении ФСК ЕЭС, РСК, и т.п., АЭС, ТЭС, ГЭС.

9

4.2 Принятые сокращения

ЕЭС - Единая энергосистема России

ОЭС - Объединенная энергосистема

РЭС - Региональная энергосистема

ЕНЭС - Единая национальная электрическая сеть

АЭС - Атомная электростанция

ТЭС - Тепловая электростанция

ГЭС - Гидравлическая электростанция

СО-ЦДУ ЕЭС - Системный оператор ЕЭС России - ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» ОДУ - Филиал ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» - объединенное диспетчерское управление

РДУ - Филиал ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» - региональное диспетчерское управление

ЦУС - Центр управления сетями

ФСК - Федеральная сетевая компания - ОАО «ФСК ЕЭС»

МЭС - Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - магистральные электрические сети ПМЭС- Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - предприятие магистральных электрических сетей

«Росэнергоатом» - Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях»

ОГК - Оптовая генерирующая компания

ТГК - Территориальная генерирующая компания

РГК - Региональная генерирующая компания

РСК - Распределительная сетевая компания

ПЭС - Предприятие электрических сетей, входящее в состав РСК

Эл. - электростанция

Потр. - Потребитель электроэнергии

РЗА - Релейная защита, технологическая электроавтоматика, режимная и противоаварийная автоматика электроэнергетической системы, автоматические осциллографы, регистраторы аварийных событий, регистраторы переходных режимов, устройства передачи аварийных команд для релейной защиты и п роти воавари й ной автоматики РЗ - Релейная защита ПА -11ротивоаварийная автоматика СРЗА - Служба релейной защиты и автоматики Подр. - Подразделение

ЭТЛ - Электротехническая лаборатория (служба РЗА)

КЗ - Короткое замыкание (в электроустановке)

НТД - Нормативно-технические документы

ТЗ - Техническое задание

ЛЭП - Линия электропередачи

ОВ - Обходной выключатель

ШСВ - Шиносоединительный выключатель

СВ - Секционный выключатель

АРЧМ - Автоматическое регулирование частоты и активной мощности

10