Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

506 страниц

449.00 ₽

Купить НД 2-020101-072 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Общие положения о классификационной и иной деятельности распространяются на деятельность Российского морского регистра судоходства, осуществляемую при: рассмотрении и согласовании технической документации на постройку, ремонт, переоборудование и модернизацию судов и морских стационарных платформ, на изготовление материалов и изделий для судов и МСП; проведении технического наблюдения за постройкой, ремонтом, переоборудованием и модернизацией судов и МСП; освидетельствовании судов и МСП в эксплуатации.

  Скачать PDF

Настоящее Шестнадцатое издание Правил составленно на основе Пятнадцатого издания 2012 г. С учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

Действие завершено 01.01.2014
Дополнения:

Оглавление

Общие положения о классификационной и иной деятельности

1 Общие положения

2 Освидетельствования

Правила классификации и постройки морских судов

Часть I. Классификация

1 Общие положения

2 Класс судна

3 Техническая документация

4 Классификация холодильных установок

Часть II. Корпус

1 Принципы проектирования

2 Общие требования к конструкциям корпуса

3 Требования к конструкциям специализированных судов

Часть III. Устройства, оборудование и снабжения

1 Общие положения

2 Рулевое устройство

3 Якорное устройство

4 Швартовное устройство

5 Буксирное устройство

6 Сигнальные мачты

7 Устройство и закрытие отверстий в корпусе, надстройках и рубках

8 Устройство и оборудование помещений. Другие устройства и оборудование

9 Аварийное снабжение

Часть IV. Остойчивость

1 Общие положения

2 Общие требования к остойчивости

3 Дополнительные требования к остойчивости

4 Требования к остойчивости плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов

Часть V. Деление на отсеки

1 Общие положения

2 Вероятностная оценка деления судов на отсеки

3 Аварийная посадка и остойчивость

4 Специальные требования к судам типа В с уменьшенным надводным бортом и к судам типа А

5 Требования к судам, находящимся в эксплуатации

Часть VI. Противопожарная защита

1 Общие положения

2 Конструктивная противопожарная защита

3 Противопожарное оборудование и системы

4 Системы пожарной сигнализации

5 Противопожарное снабжение, запасные части и инструмент

6 Требования к противопожарной защите специализированных судов и специальным устройствам на судах

7 Специальные требования к судам, перевозящим опасные грузы в упаковке и навалом

8 Требования к противопожарной защите грузовых судов валовой вместимостью менее 500

Алфавитно-предметный указатель

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.10.12


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Том 1


НД № 2-020101-072

Российский морской регистр судоходства Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8

2013

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 января 2013 г.

Настоящее шестнадцатое издание Правил составлено на основе пятнадцатого издания 2012 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила изданы в пяти томах.

В первом томе содержатся: Общие положения о классификационной и иной деятельности, часть I «Классификация», часть II «Корпус», часть III «Устройства, оборудование и снабжение», часть IV «Остойчивость», часть V «Деление на отсеки», часть VI «Противопожарная защита».

Во втором томе содержатся: Часть VII «Механические установки», часть VIII «Системы и трубопроводы», часть IX «Механизмы», часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением», часть XI «Электрическое оборудование», часть XII «Холодильные установки», часть XIII «Материалы», часть XIV «Сварка», часть XV «Автоматизация», часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика».

В третьем томе содержится часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

В четвертом томе (издается только на английском языке в электронном виде) содержится часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности нефтеналивных судов с двойными бортами» (Part XVIII "Common Structural Rules for Double Hull Oil Tankers").

В пятом томе (издается только на английском языке в электронном виде) содержится часть XIX «Общие правила по конструкции и прочности навалочных судов» (Part XIX "Common Structural Rules for Bulk Carriers").

Текст Общих правил соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

ISBN 978-5-89331-234-8

© Российский морской регистр судоходства, 2013


И


.15 Правила перевозки зерна;

.16 Правила постройки корпусов морских судов и плавучих сооружений с применением железобетона;

.17 Правила обмера морских судов;

.18 Правила обмера судов внутреннего плавания;

.19 Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов;

.20 Правила освидетельствования судовых энергетических установок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

.21 Правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов;

.22 Правила классификации, постройки и оборудования морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов;

.23 Правила классификации и постройки прогулочных судов;

.24 Правила по нефтегазовому оборудованию морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов, плавучих буровых установок и морских стационарных платформ.

1.3.1.2    Кроме правил, указанных в 1.3.1.1, Регистр применяет в своей деятельности также следующие правила:

.1 Правила обмера судов для Панамского канала;

.2 Суэцкие правила обмера;

.3 Правила Российского Речного Регистра;

.4 другие признанные Регистром внешние нормативные документы.

1.3.1.3    Регистр также разрабатывает, издает и применяет в своей деятельности руководства по освидетельствованию судов и МСП, материалов и изделий, используемых в судостроении, и другие руководства и технические требования, соответственно регламентирующие деятельность Регистра в иных сферах.

1.3.2 Применение правил к судам и МСП в постройке, материалам и изделиям.

1.3.2.1    Вновь изданные правила и изменения, внесенные в правила, вступают в силу с даты, указанной в аннотации на обороте титульного листа. До срока вступления их в силу они являются рекомендацией.

1.3.2.2    Для вновь строящихся судов и МСП применяются, как правило, правила и изменения, внесенные в них, действующие на дату подписания контракта на постройку судна (серии однотипных судов) или МСП соответственно.

В случае если проект судна/МСП представляется на одобрение Регистру до подписания контракта на постройку, применяются правила и изменения, внесенные в них, действующие на дату заявки клиента на рассмотрение проекта. В этом случае, если на дату подписания контракта на постройку судна/МСП вступили в силу новые правила или

изменения к правилам, на которые был одобрен проект судна/МСП, проект должен быть откорректирован на соответствие этим правилам или изменениям.

1.3.2.3    Материалы и изделия, техническая документация на которые представляется на одобрение Регистру после вступления в силу правил или изменений, внесенных в правила, должны отвечать требованиям этих правил и изменений.

1.3.3    Применение правил к судам и МСП в эксплуатации.

1.3.3.1    На суда и МСП в эксплуатации распространяются требования той редакции правил, по которой они были построены, если в последующих изданиях правил и бюллетенях дополнений и изменений к правилам, выпущенных после издания правил, не указано иное.

1.3.3.2    На суда и МСП в эксплуатации, впервые классифицируемые Регистром, распространяются требования правил, действовавших на период постройки данного судна/МСП, с учетом требований последующих изданий правил, распространяющихся на суда и МСП в эксплуатации.

1.3.3.3    Степень применения вновь изданных правил к судам и МСП в эксплуатации при их восстановлении после аварий или в иных подобных случаях, а также при переоборудовании устанавливается Регистром с учетом целесообразности и технической обоснованности в каждом конкретном случае.

1.3.4 Отступления от правил.

1.3.4.1    Регистр может дать согласие на применение материалов и изделий, конструкций судна, МСП или отдельных их устройств иных, чем это предусмотрено правилами, при условии, что они являются одинаково эффективными по отношению к определенным в правилах; при этом отступление от правил для судов и МСП, на которые распространяются положения международных конвенций или соглашений, может быть допущено Регистром только в тех случаях, когда такие отступления допускаются этими конвенциями и соглашениями.

В указанных случаях Регистру должны быть представлены данные, позволяющие установить соответствие этих материалов, конструкций и изделий условиям, обеспечивающим безопасность судна и МСП, охрану человеческой жизни, надежную перевозку грузов на море и на внутренних водных путях и экологическую безопасность окружающей среды.

1.3.4.2    Если конструкция судна и МСП, отдельных механизмов, устройств, установок, оборудования и снабжения или примененные материалы не могут быть признаны достаточно проверенными в эксплуатации, Регистр может потребовать проведения специальных испытаний во время постройки, а при


Правша классификации и постройки морских судов

эксплуатации может сократить сроки между периодическими освидетельствованиями или увеличить объем этих освидетельствований.

Если Регистр признает это необходимым, соответствующие записи об ограничениях могут быть внесены в классификационные или другие документы, выдаваемые Регистром, и в Регистровую книгу. Ограничения снимаются после получения удовлетворительных результатов в процессе эксплуатации.

1.4 ДОКУМЕНТЫ

1.4.1 В результате своей деятельности Регистр выдает соответствующие документы:

.1 свидетельства, подтверждающие выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов и правил классификации и постройки отдельных типов судов;

.2 свидетельства, удостоверяющие годность судна к плаванию и предусмотренные Кодексом торгового мореплавания;

.3 свидетельства, предусмотренные международными конвенциями и кодексами;

.4 акты освидетельствований, являющиеся основанием для выдачи соответствующих свидетельств;

.5 документы на изделия, материалы, работы, услуги и процессы, подтверждающие их соответствие требованиям правил Регистра.

1.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИСТРА

1.5.1 Выполнение работ Регистр поручает соответствующим специалистам, достаточно квалифицированным и выполняющим свои функции с надлежащей старательностью.

Регистр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств

только при наличии вины (умысла или неосторожности).

Регистр возмещает убытки лицам, состоящим с ним в договорных отношениях, связанных с настоящими Правилами, и понесшим убытки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Регистром договорных обязательств по неосторожности, в размере, не превышающем платы по договору в соответствии с действующей системой ценообразования Регистра, и только в случае, если доказана причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением Регистром договорных обязательств и возникшими убытками.

1.6 КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

1.6.1    Регистр рассматривает как конфиденциальную любую информацию, полученную в связи с предоставленными услугами, и ее содержание или копии не передает без согласия заказчика услуг Регистра сторонним организациям, кроме как в случаях, указанных в правилах Регистра, по требованию действующих законодательств, по приговору суда, при судебных разбирательствах, по запросу государства флага.

1.6.2    Несмотря на общее обязательство Регистра перед заказчиком услуг в отношении соблюдения конфиденциальности согласно правилам Регистра, участие Регистра в Схеме раннего предупреждения МАКО требует, чтобы каждый из членов МАКО предоставлял остальным членам МАКО необходимую техническую информацию о значительных повреждениях и серьезном износе корпусных конструкций, а также о серьезных отказах судовых систем для надлежащего функционирования Схемы раннего предупреждения МАКО.

В случае предоставления другому члену МАКО упомянутой выше информации Регистр информирует заказчика услуг об объеме предоставленной информации.


2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1 Для осуществления освидетельствований судовладельцы, администрация судоверфей, заводов-изготовителей и других предприятий должны обеспечить представителям Регистра возможность

проведения освидетельствований судов, свободный доступ во все места, где выполняются работы, связанные с изготовлением и испытанием материалов и изделий, и обеспечить все необходимые условия проведения освидетельствований.

При необходимости, по представлению Регистра должны быть также обеспечены доступ к объектам


освидетельствования и условия для выполнения работ инспекторами Регистра совместно с внешними аудиторами при осуществлении последними проверок системы менеджмента качества Регистра.

2.1.2    Судовладельцы, судоверфи, проектные организации и заводы-изготовители обязаны выполнять требования, предъявляемые Регистром или его инспекторами при осуществлении ими своей деятельности.

2.1.3    Всякие изменения, касающиеся материалов и конструкции судна, МСП и изделий, на которые распространяются требования правил, производимые судовладельцами, судоверфями, проектными организациями и заводами-изготовителями, должны быть одобрены Регистром до их реализации.

2.1.4    Спорные вопросы, возникающие в процессе деятельности Регистра, могут быть представлены судовладельцами, судоверфями, заводами-изготови-телями и другими предприятиями непосредственно вышестоящему подразделению Регистра. Решение Главного управления Регистра является окончательным.

2.1.5    Регистр может отказаться от проведения освидетельствований в случаях, если судоверфь или завод-изготовитель систематически нарушает правила, а также если Сторона, заключившая с Регистром договор, нарушает его.

2.1.6    При обнаружении дефектов материала или изделия, имеющего действующий документ, Регистр может потребовать проведения дополнительных испытаний или соответствующих исправлений, а если невозможно устранить обнаруженные дефекты, может аннулировать этот документ.

2.2.4    Применение новых или впервые предъявляемых Регистру материалов, изделий или технологических процессов, отнесенных к номенклатуре Регистра, при постройке и ремонте судов, МСП, изготовлении материалов и изделий должно быть одобрено Регистром. Для этого образцы материала, изделия или новые технологические процессы после одобрения Регистром технической документации должны быть подвергнуты испытаниям в объеме, согласованном с Регистром.

2.2.5    Освидетельствования Регистром при изготовлении материалов и изделий проводятся его инспекторами или могут быть поручены им другой классификационной организации на основании договора о взаимозамещении.

2.2.6    В установленных Регистром случаях предприятие-изготовитель подлежит освидетельствованию Регистром для проверки возможностей предприятия изготовлять материалы и изделия, отвечающие требованиям Регистра.

2.2.7    В процессе освидетельствований при изготовлении материалы и изделия должны подвергаться необходимым освидетельствованиям и испытаниям в установленном Регистром порядке и объеме.

2.2.8    Материалы и изделия, изготовленные в соответствии с требованиями Регистра, должны иметь установленные Регистром документы и в необходимых случаях клейма, и маркировку, позволяющие установить их соответствие этим документам.

2.2.9    В обоснованных случаях Регистр может для отдельных изделий установить специальные условия их применения.


2.2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

2.2.1    В соответствующих частях правил приводятся перечни материалов и изделий, освидетельствование при изготовлении которых должно осуществляться Регистром, а также регламентированные Регистром технологические процессы.

Регистр по особому согласованию может проводить освидетельствования материалов и изделий, не перечисленных в указанных выше перечнях.

2.2.2    Изготовление материалов и изделий, относящихся к компетенции Регистра, должно производиться по одобренной Регистром технической документации.

2.2.3    При проведении освидетельствований Регистр может проверить выполнение конструктивных, технологических и производственных нормативов и процессов, не регламентированных правилами, но влияющих на выполнение требований правил.

2.3 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПРИ ПОСТРОЙКЕ, ВОССТАНОВЛЕНИИ ИЛИ ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ СУДОВ И МСП

2.3.1 Освидетельствования при постройке, восстановлении или переоборудовании судов и МСП проводят инспекторы Регистра на основании одобренной Регистром технической документации. Объем осмотров, измерений и испытаний, проводимых при освидетельствованиях, устанавливается Регистром на основании действующих инструкций и в зависимости от конкретных условий.

2.4 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ И МСП В ЭКСПЛУАТАЦИИ

2.4.1 Освидетельствование судов и МСП в эксплуатации проводится в соответствии с Правилами классификационных освидетельствований судов в эксплуатации и другими нормативными документами Регистра.


Правша классификации и постройки морских судов

2.5 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ И СОГЛАШЕНИЙ

2.5.1 В соответствующих правилах учтены требования документов и поправок к ним, включая положения Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., Протоколов 1978 и 1988 гг. к ней, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и Протокола 1978 г к ней, Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., Протокола 1988 года к ней, пересмотренного в 2003 г., Международной конвенции по обмеру судов 1969 г., Международной конвенции 1979 г. о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах (МОТ-152), Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1975 г., Конвенции по обмеру судов внутреннего плавания 1966 г., Международных правил по предупреждению столкновений судов в море 1972 г., Регламента радиосвязи 1997 г., Кодекса ИМО по конструкции и

оборудованию судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, Кодекса ИМО по конструкции и оборудованию судов, перевозящих сжиженные газы наливом, Кодекса ИМО по безопасности высокоскоростных судов, Кодекса ИМО по конструкции и оборудованию плавучих буровых установок, Кодекса ИМО по безопасности судов специального назначения, Кодекса ИМО по безопасности водолазных комплексов, действующих межправительственных соглашений о грузовой марке и ряда других нормативных документов, применяемых в международной морской и судовой практике.

Положения указанных конвенций и соглашений применяются к судам, совершающим международные рейсы.

2.5.2 Освидетельствования объектов, подпадающих под требования международных конвенций и соглашений, проводятся в соответствии с одобренной технической документацией и нормативными документами Регистра, учитывающими требования указанных конвенций и соглашений.


ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии, применяемой в нормативных документах Регистра, приведены в части 1 «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

В целях использования Правил классификации и постройки морских судов1 применяются следующие определения и пояснения (если иное не оговорено специально в отдельных частях Правил).

1.1.1 Определения.

Баржа — несамоходное грузовое судно, приспособленное для его буксировки или толкания.

Баржевоз (лихтеровоз) — сухогрузное судно, перевозящее грузы в судовых баржах (лихтерах).

Буксир — судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.

Водоизмещение порожнем — водоизмещение судна без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной, котельной воды в цистернах, провизии, расходных материалов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей.

Грузовое судно — любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно).

Грунтоотвозная шаланда — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для транспортировки грунта.

Давление паров по Рейду —давление паров жидкости, установленное по стандартной методике в приборе Рейда при температуре 37,8 °С и в отношении объемов газа и жидкости 4:1.

Дедвейт — разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.

Дноуглубительное судно — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для извлечения и транспортировки грунта.

Земснаряд — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для извлечения грунта специальными устройствами (черпаками, всасывающими устройствами, грейферами и др.) и не

'В дальнейшем — Правила.

имеющее трюмов для размещения грунта и его транспортировки.

Комбинированное судно — судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, а также насыпных грузов (нефтерудовозы, нефтенавалочные и т. п. суда).

Контейнеровоз — судно, предназначенное для перевозки грузов в контейнерах международного образца и имеющее ячеистые направляющие конструкции в трюмах.

Крановое судно —то же, что и плавучий кран, но на плавучем основании с судовыми или близкими к судовым обводами.

Ледокол — самоходное судно, предназначенное для выполнения различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах (подробнее — см. 2.2.3.1.1).

Лесовоз — сухогрузное судно, предназначенное для перевозки палубного лесного груза.

Место убежища — любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна при возникновении обстоятельств, угрожающих его безопасности.

Навалочное судно — судно, в конструкцию которого входят одна палуба, бортовые подпалубные танки и бортовые скуловые танки в грузовых помещениях и которое предназначено преимущественно для перевозки навалочных грузов.

К данному типу судна относятся также такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда. С целью правильного применения термина «навалочное судно» следует руководствоваться положениями резолюции ИМО MSC.277(85).

Накатное судно — судно, специально предназначенное для перевозки различной колесной техники (автомобилей, железнодорожного подвижного состава, гусеничной техники, трейлеров с грузом и без груза), грузовые операции на котором производятся преимущественно горизонтальным способом — накатом.

Наплавное судно — сухогрузное судно, приспособленное для производства погрузочно-разгрузочных работ с использованием принципа докования в портах и защищенных акваториях.

Наливное судно — судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом, в том числе:

наливное (специализированное) судно — судно, предназначенное для перевозки наливом жидких грузов, иных чем нефть и нефтепродукты. Конкретное назначение специализи-


Правша классификации и постройки морских судов


рованного наливного судна указывается в словесной характеристике символа класса в соответствии с 2.2.27;

нефтеналивное судно — судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и ниже для морских судов, 55 °С и ниже для судов внутреннего плавания и с давлением паров по Рейду ниже атмосферного;

нефтеналивное судно(>60 °С) — морское судно, предназначенное для перевозки наливом нефтепродуктов с температурой вспышки более 60 °С:

нефтеналивное судно (>55 °С) — судно внутреннего плавания, предназначенное для перевозки наливом нефтепродуктов с температурой вспышки более 55 °С:

нефтесборное судно — судно, предназначенное для сбора с поверхности моря сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и ниже;

нефтесборное судно (>60 °С) — судно, предназначенное для сбора с поверхности моря нефтепродуктов с температурой вспышки более 60 °С;

сборщик льяльных вод — судно, предназначенное для сбора льяльных вод из машинных помещений судов.

Пассажир — всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее одного года Пассажирское судно — судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров.

Пассажирское накатное судно (пассажирское судно ро-ро) — пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или помещения специальной категории, определение которых дано в 1.5.4.3 и 1.5.9 части VI «Противопожарная защита».

К пассажирским накатным судам относятся также паромы, т. е. суда, осуществляющие на паромных переправах регулярные перевозки пассажиров и перевозки на открытой и/или закрытой палубе колесной техники с топливом в баках и/или железнодорожного подвижного состава с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.

Плавучий кран (плавкран) — крановое сооружение на плавучем основании понтонного или близкого к нему типа, предназначенное для выполнения грузоподъемных и технологических (монтажных, подводных, гидротехнических, аварийно-спасательных, трубоукладочных и т. п.) операций, которое может быть использовано также и для транспортировки грузов на палубе и/или в трюме.

Плавучий маяк — несамоходное судно, имеющее специальное оборудование (светотехнические устройства, средства туманной сигнализации, радиолокационные маяки и др.), предназначенное для ограждения навигационных опасностей и ориентирования по нему судов с целью обеспечения безопасности мореплавания.

Рудовоз — судно, предназначенное преимущественно для перевозки руды, в конструкцию которого входят продольные переборки, отделяющие оборудованные двойным дном центральные отсеки для руды от бортовых отсеков.

Рыболовное судно — любое судно, используемое для промысла или для промысла и обработки улова (рыбы, китов, тюленей, моржей или других живых ресурсов моря).

Спасательное судно — самоходное судно, предназначенное для оказания помощи судам, терпящим бедствие в море.

Специальный персонал — все лица, не являющиеся пассажирами, членами экипажа и детьми не старше одного года и находящиеся на борту в связи со специальным назначением судна или в связи с проведением на борту судна специальных работ, а именно: исследователи, технические специалисты и экспедиторы на судах, занятых в исследовательской деятельности, некоммерческих экспедициях и изысканиях;

персонал, проходящий подготовку и приобретающий практический опыт работы на море для развития соответствующих навыков с целью профессиональной карьеры на море;

персонал, занятый обработкой улова рыбы, китов и других живых ресурсов моря на обрабатывающих судах, не занятых ловом;

спасательный персонал на спасательных судах; персонал, занятый укладкой кабеля, на кабельных судах; персонал, занятый в сейсмических исследованиях, на судах для сейсмических исследований; водолазы на водолазных судах; персонал, занятый укладкой труб, на судах-трубоукладчиках и персонал, занятый эксплуатацией крана, на плавучих кранах и крановых судах;

остальной персонал, аналогичный перечисленному выше, который, по мнению Морской администрации государства флага, может быть отнесен к этой группе.

Стоечное судно — несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, эксплуатирующееся в режиме стоянки на якоре или на грунте либо на швартовах у причальной стенки (берега). К таким судам относятся: плавучие доки, плавучие гостиницы и общежития, плавучие мастерские, плавучие силовые установки, плавучие суда-склады, плавучие хранилища нефтепродуктов и т. д.


Судно смешанного (река — море) плавания — самоходное грузовое судно, предназначенное для перевозок грузов по морским и внутренним водным путям.

Судовая баржа(лихтер) — несамоходное грузовое судно, эксплуатируемое без экипажа и приспособленное для транспортировки на специально оборудованных судах (баржевозах, лихтеровозах) и буксировки (толкания) в пределах установленного ограниченного района плавания.

Судно обеспечения — судно, предназначенное в основном для перевозки снабжения и грузов к морским плавучим и стационарным установкам различного назначения и имеющее, как правило, надстройку в носовой и открытую грузовую палубу в кормовой части для обработки груза в море. При выполнении соответствующих требований Правил Регистра судно может быть использовано для буксировочных работ.

Судно специального назначения — самоходное судно с механическим двигателем, которое в связи со своим назначением имеет на борту специальный персонал более 12 чел., включая пассажиров (последних не должно быть более 12 чел., в противном случае такое судно рассматривается как пассажирское, а не как судно специального назначения). К таким судам относятся научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, спасательные суда, кабельные суда, суда для сейсмических исследований, водолазные суда, суда-трубоукладчики, плавучие краны и крановые суда.

Сухогрузное судно — судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью и т. п.), кроме жидких грузов наливом.

Транспортный понтон — несамоходное судно без экипажа, предназначенное для перевозки палубного груза и не имеющее люков на палубе, кроме небольших горловин для доступа внутрь корпуса, закрываемых крышками с уплотнительными прокладками.

Трюмный земснаряд — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для извлечения грунта специальными устройствами (черпаками, всасывающими устройствами, грейферами и др.) и имеющее трюмы для размещения грунта и его транспортировки.

Экипаж — все имеющиеся на борту судна лица, обеспечивающие судовождение и техническое обслуживание судна, его механизмов, систем и устройств, необходимых для обеспечения движения и безопасного плавания судна, либо обслуживающие других находящихся на борту судна лиц.

Экипаж рыболовного судна — лица, занятые выполнением любых обязанностей на борту судна, связанных с его назначением.

Определения, касающиеся конкретных типов судов (атомных судов и плавучих сооружений, судов атомно-технологического обслуживания, высокоскоростных судов, судов с динамическими принципами поддержания, экранопланов, газовозов, химовозов, прогулочных судов, буровых судов, плавучих буровых установок и морских стационарных платформ, обитаемых подводных аппаратов и судовых водолазных комплексов), приведены в соответствующих правилах классификации и постройки таких типов судов.

Перечень правил Регистра приведен в 1.3 Общих положений о классификационной и иной деятельности.

1.1.2 Пояснения.

В настоящих Правилах под классификацией следует понимать разработку, публикацию и применение правил, постоянное выполнение которых наряду с должным уходом за судном со стороны судовладельца или оператора обеспечит: конструктивную прочность и целостность корпуса и его частей, включая конструктивную противопожарную защиту,

мореходность судна (его остойчивость) во всех предусмотренных случаях загрузки при определенных ветро-волновых условиях,

безопасную и надежную работу его пропуль-сивной установки, систем и устройств управления судном, других систем, вспомогательных механизмов и оборудования, включая противопожарное,

и тем самым позволит безопасно эксплуатировать судно в соответствии с его назначением.

Дата «контракта на постройку» судна (серии судов).

.1 Датой «контракта на постройку» судна является дата подписания контракта на строительство судна будущим судовладельцем и судостроителем. Эта дата и строительные номера (т. е. номера заказов) всех судов, входящих в контракт, должны быть сообщены Регистру стороной, обращающейся за назначением класса строящегося судна.

.2 Датой «контракта на постройку» серии судов, включая оговоренные опционные суда, опцион на которые, в конечном счете, исполняется, является дата, на которую контракт на строительство серии подписан будущим судовладельцем и судостроителем.

Суда, построенные по одному контракту на постройку, считаются «серийными судами», если они построены по одному проекту, одобренному с целью классификации. Однако серийные суда могут иметь конструктивные изменения по сравнению с оригинальным проектом при условии, что:


Правила классификации и постройки морских судов

.2.1 такие изменения не оказывают влияния на вопросы, относящиеся к классификации, или

.2.2 если изменения относятся к классификационным требованиям, они должны соответствовать классификационным требованиям, действующим на дату, на которую эти изменения были согласованы контрактом, заключенным будущим судовладельцем и судостроителем или, в случае отсутствия согласованного контракта по изменениям, они должны соответствовать классификационным требованиям, действующим на дату, на которую эти изменения были представлены Регистру на одобрение.

Опционные суда следует считать частью одной и той же серии судов, если опцион подтвержден не позднее, чем через 1 год после подписания контракта на строительство серии.

3 Если в контракт на постройку были позднее внесены изменения с включением дополнительных судов или дополнительных опционов, то датой «контракта на постройку» таких судов является дата, на которую подписано изменение к контракту, заключенному будущим судовладельцем и судостроителем. Такое изменение к контракту должно рассматриваться как «новый контракт», к которому применимы вышеуказанные пояснения.

.4 Если в контракт на постройку вносятся изменения, меняющие тип судна, датой «контракта на постройку» такого судна, или судов, считается дата подписания пересмотренного или нового контракта судовладельцем, или судовладельцами, и строителем судна.

Примечания: 1. Под опционными судами понимаются суда, включенные в контракт с условием дополнительного подтверждения их постройки (заказа) будущим судовладельцем.

2. Данное пояснение вступило в силу 1 июля 2009 года.

Дополнительные требования — не предусмотренные правилами требования, вызванные особенностями объекта или условиями его эксплуатации, предъявляемые Регистром в письменном виде с целью обеспечения безопасности объектов технического наблюдения.

Измерение расстояний — если в тексте Конвенции СОЛАС, Конвенции о грузовой марке, Конвенции МАРПОЛ и применимых к ним кодексов, а также в правилах и руководствах Регистра не указано иное, расстояния (длина танка, высота, ширина, длина судна деления на отсеки, длина судна по ватерлинии и т. и.) должны быть измерены с использованием теоретических размерений.

Класс Регистра (класс) — совокупность условных символов и словесных характеристик, присваиваемых судам, другим плавучим сооружениям, а также морским стационарным платформам и характеризующих их конструктивные особенности, назначение и условия эксплуатации, определенные правилами.

Оператор — физическое или юридическое лицо, управляющее судном на основании договора с собственником или судовладельцем.

Правила (правила Регистра) — свод нормативно-технических требований к объектам технического наблюдения. Перечень правил Регистра приведен в 1.3 Общих положений о классификационной и иной деятельности.

Собственник — физическое или юридическое лицо, которому принадлежит судно на праве собственности, независимо от того, эксплуатирует ли он его сам или передал в доверительное управление или иной вид управления другому лицу на законном основании.

Специальное рассмотрение — определение степени соответствия объекта технического наблюдения дополнительным требованиям.

Стандарты — термин, который применительно к Правилам означает различного рода стандарты и другие нормативно-технические документы любых стран, согласованные или признанные Регистром.

Судно в постройке —строящееся судно с момента закладки киля до получения документов, выдаваемых на судно. Под моментом закладки киля подразумевается следующая стадия:

начало постройки, которое можно определить как относящееся к данному судну;

масса собранной части корпуса судна составляет не менее 50 т или 1 % расчетной массы всех материалов корпуса, в зависимости от того, которое из этих значений меньше.

Судно в эксплуатации —судно, которое не является судном в постройке.

Судовладелец — физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником или эксплуатирует его на ином законном основании.

1.2 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.2.1 Правила классификации и постройки морских судов распространяются на:

.1 пассажирские и наливные суда, суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, а также буксиры, независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

.2 самоходные суда, не указанные в 1.2.1.1, с мощностью главных двигателей 55 кВт и более;

.3 суда, не указанные в 1.2.1.1 и 1.2.1.2, валовой вместимостью 80 и более, либо на которых установлены механизмы и оборудование с суммарной мощностью первичных двигателей 100 кВт и более;

.4 материалы и изделия, предназначенные для установки на вышеупомянутых судах (перечни материалов и изделий приводятся в соответствующих частях Правил).


19


1.2.2 Настоящие Правила распространяются также на следующие типы судов и морских сооружений в той степени, в какой это оговаривается в соответствующих правилах их классификации и постройки:

.1 атомные суда и плавучие сооружения (см. Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений);

.2 атомно-технологического обслуживания (см. Правила классификации и постройки судов атомнотехнологического обслуживания);

.3 газовозы (см. Правила классификации и постройки газовозов);

.4 химовозы (см. Правила классификации и постройки химовозов);

.5 плавучие буровые установки и морские стационарные платформы (см. Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ);

.6 высокоскоростные суда (см. Правила классификации и постройки высокоскоростных судов);

.7 малые экранопланы типа А (см. Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А);

.8 обитаемые подводные аппараты, судовые водолазные комплексы и пассажирские подводные аппараты (см. Правила классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов, судовых водолазных комплексов и пассажирских подводных аппаратов);

.9 прогулочные суда (см. Правила классификации и постройки прогулочных судов);

.10 малые морские рыболовные суда (см. Правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов);

.11 морские плавучие нефтегазодобывающие комплексы (см. Правила классификации, постройки

и оборудования морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов).

1.2.3    Правила могут применяться с согласия Регистра для классификации судов, не перечисленных в 1.2.1 и 1.2.2.

1.2.4    Объем требований к судам специального назначения, содержащихся в настоящих Правилах, для судов этого типа валовой вместимостью менее 500 определяется Регистром в каждом конкретном случае.

1.2.5    Правилами определяются требования, при удовлетворении которых судну или холодильной установке судна может быть присвоен класс Регистра.

1.2.6    Подтверждение соответствия требованиям Правил, издаваемых Регистром, является прерогативой Регистра и осуществляется в соответствии с установленным Регистром порядком.

Любые утверждения о соответствии объекта требованиям Правил, сделанные или документально оформленные иной чем Регистр организацией и не имеющие должным образом оформленного подтверждения Регистра, не могут служить подтверждением такого соответствия.

1.3 УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ

1.3.1 Правила в необходимой степени учитывают требования международных конвенций и кодексов, относящиеся к компетенции Регистра (см. 2.5 Общих положений о классификационной и иной деятельности). Отдельные требования включены непосредственно в текст Правил, на некоторые требования в тексте Правил имеются соответствующие ссылки.


2 КЛАСС СУДНА

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Присвоение судну класса Регистра означает подтверждение Регистром соответствия конструкции судна применимым требованиям Правил Регистра, а его технического состояния — условиям эксплуатации судна, и принятие судна на учет Регистра на установленный период, с проведением всех видов освидетельствований, предписанных Правилами классификационных освидетельствований судов в эксплуатации Регистра.

2.1.2    Регистр может присвоить класс судну по результатам освидетельствования при его постройке, а также присвоить или возобновить класс судну, находящемуся в эксплуатации.

2.1.3    Возобновление класса судна означает подтверждение Регистром соответствия конструкции судна и его технического состояния условиям, на которых был ранее присвоен класс, и

продление действия документов Регистра на установленный Правилами период.

2.1.4    Класс судну присваивается или возобновляется Регистром, как правило, на пятилетний период, однако в обоснованных случаях Регистр может присвоить или возобновить класс на меньший срок.

2.1.5    Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что техническое состояние судна полностью или в степени, признанной Регистром за достаточную, удовлетворяет тем требованиям Правил, которые на него распространяются в соответствии с назначением, условиями эксплуатации и символом класса судна. Наличие у судна действующего класса удостоверяется наличием на судне действующего Классификационного свидетельства.

2.1.6    Классификационное свидетельство теряет силу, и действие класса автоматически приостанавливается в следующих случаях:


Правила классификации и постройки морских судов

непредъявление судна в целом или отдельных его элементов к назначенному периодическому или внеочередному освидетельствованию в предписанный срок (если очередное освидетельствование не завершено, или не предполагается его завершить до возобновления эксплуатации к установленной дате; если ежегодное освидетельствование не завершено в пределах 3-х (трех) месяцев от установленной даты ежегодного освидетельствования; если промежуточное освидетельствование не завершено в пределах 3-х (трех) месяцев от установленной даты третьего ежегодного освидетельствования в каждом периодическом цикле освидетельствований);

если судно не предъявляется для завершения соответствующего освидетельствования или, если в Правилах Регистра не предусмотрено иное;

после аварийного случая (судно должно быть предъявлено к внеочередному освидетельствованию в порту, где произошел аварийный случай, либо в первом порту захода, если аварийный случай произошел в море);

введения не одобренных Регистром конструктивных изменений и/или изменений в снабжении судна в сторону уменьшения от предписанного Правилами;

выполнения ремонта элементов судна без одобрения и/или без освидетельствования Регистром;

эксплуатации судна с осадкой, превышающей регламентированную Регистром для конкретных условий, а также эксплуатации судна в условиях, не соответствующих присвоенному классу судна или установленным при этом Регистром ограничениям;

несвоевременного выполнения предписанных конкретных требований, являющихся при предыдущем освидетельствовании судна условием присвоения или сохранения класса Регистра;

приостановления по инициативе или по вине судовладельца процесса проводимого Регистром освидетельствования судна;

вывода судна из эксплуатации на продолжительный (более трех месяцев) период для выполнения выставленных Регистром требований (кроме случая нахождения судна в ремонте для этих целей).

О приостановлении действия класса судна и действия Классификационного свидетельства судовладелец специально извещается Регистром.

2.1.7 Приостановленный (как указано в 2.1.6) класс судна восстанавливается при удовлетворительных результатах соответствующего периодического или внеочередного освидетельствования, выполненного Регистром при предъявлении судна. При этом, в случаях вывода судна из эксплуатации на продолжительный (более трех месяцев) период объем освидетельствования для восстановления класса судна специально устанавливается Регистром с учетом возраста судна, его состояния и срока вывода его из эксплуатации.

На период от приостановления действия класса до его восстановления судно считается утратившим класс Регистра.

Класс может быть приостановлен на срок не более шести месяцев.

2.1.8    Класс судна снимается Регистром в следующих случаях:

.1 по окончании максимально установленного срока приостановления класса;

.2 когда восстановление класса, приостановленного, как указано в 2.1.6, представляется Регистру и/или судовладельцу невозможным;

.3 когда судовладелец переводит судно в класс другого классификационного органа;

.4 по желанию судовладельца.

Снятие класса судна означает прекращение действия Классификационного свидетельства.

2.1.9    Класс судна аннулируется в связи с гибелью судна или его списанием.

2.1.10    С присвоением класса Регистр включает в Регистровую книгу морских судов морские самоходные суда валовой вместимостью 100 и более и исключает их при снятии или аннулировании класса.

2.2 СИМВОЛ КЛАССА СУДНА

Присваиваемый Регистром судну или плавучему сооружению класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна или плавучего сооружения.

Дополнительные знаки и словесные характеристики добавляются к основному символу класса (в случае их применения) в последовательности, определенной положениями настоящей главы, а также соответствующими положениями о символе класса правил классификации и постройки специализированных судов, указанных в 1.2.2.

2.2.1    Основной символ присваиваемого Регистром судну или плавучему сооружению класса состоит из знаков:

КМ®, КМ®Г, (КМ)®Г — для самоходных судов и плавучих сооружений;

КЕ®, КЕ'Аг, (КЕ)®Г — для несамоходных судов и плавучих сооружений с суммарной мощностью первичных двигателей 100 кВт и более;

К®, К®Г, (К)®г — для прочих несамоходных судов и плавучих сооружений.

2.2.2    В зависимости от того, по каким правилам и какой классификационной организацией освидетельствовано судно или плавучее сооружение, основной символ класса устанавливается следующим образом:

.1 судам и плавучим сооружениям, построенным по правилам и освидетельствованным Регистром,


Настоящее шестнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2012 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССИФИКАЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изменений и дополнений нет.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.    Глава 2.2: пункт 2.2.5 дополнен новым знаком ограничения района плавания R2-RSN(4,5);

в пункте 2.2.27 уточнен пример записи в символе класса с несколькими словесными характеристиками.

2.    Глава 3.2: полностью переработана; приведен перечень проектной документации судна в постройке, представляемой Регистру на рассмотрение и одобрение до начала постройки судна.

3.    Глава 3.3: заменена новой главой 3.3 «Программы швартовных и ходовых испытаний».

4.    Глава 4.3: полностью переработана.

ЧАСТЬ II. КОРПУС

1.    Пункты 1.1.1.1, 1.1.3, 1.1.4.6, 1.3.1.5, 1.4.1.1, 1.4.1.2, 1.4.4.3, 1.6.4.6, 1.6.5.1, 1.6.5.2, 2.4.4.6.3, 2.6.5.2, 2.10.4.1.1, 2.10.4.1.2, 2.10.4.2.1, 2.10.4.6, 3.6.1.3: дополнены новым знаком ограничения района плавания R2-RSN(4,5).

2.    Глава 2.2: дополнено требование пункта 2.2.5.1.

3.    Глава 2.12: в пункт 2.12.5.8 внесены изменения в требования к конструкции вертолетных палуб с учетом НИР РС-8/2010.

ЧАСТЬ III. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

1.    Пункты 2.10.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.3.1, 3.3.4, 3.5.1, 3.7.1, 6.1.3, 7.1.1, 7.2.1.2, 7.2.1.3, 7.2.1.4, 7.2.1.5, 7.4.2.3, 1.5.22, 7.6.4, 7.7.1.2, 7.8.1, 7.10.2.1, 7.10.4.1 и 9.2.4, дополнены новым знаком ограничения района плавания R2-RSN(4,5).

2.    Глава 7.7: внесены изменения в пункт 7.7.1.1 с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC247.

3.    Глава 7.10: внесены изменения с учетом унифицированного требования МАКО S21A (May 2011).

4.    Глава 7.12: внесены изменения в пункт 7.12.5.3 с учетом правила П-1/13/7.4.1 Конвенции СОЛАС-74 с поправками.

5.    Глава 7.14: внесены изменения в пункт 7.14.2 с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC191 (Rev. 4 Sept. 2011, Corr. 1 Nov. 2011).

6.    Глава 7.15: внесены изменения в пункт 7.15.8 с учетом унифицированных требований МАКО S8 (Rev. 4 Dec. 2010) и S9 (Rev. 6 Dec. 2010).

7.    Глава 8.6: внесены изменения в пункт 8.6.9 с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC253 (Dec. 2011).

8.    Глава 8.8: внесены изменения в пункт 8.8.1 в связи с заменой резолюции ИМО А.889(21) на резолюцию ИМО А. 1045(27).

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1. Пункты 1.5.2.2.2, 2.1.5.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5: внесены изменения редакционного характера.

присваивается класс с основным символом: КМ®, или КЕ®, или К® (см. 2.2.1);

.2 судам и плавучим сооружениям, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, механизмы, оборудование) построены и/или изготовлены по правилам другой признанной Регистром классификационной организации и освидетельствованы этой организацией при их постройке и изготовлении, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом: КМ®, или КЕ®, или К®" (см. 2.2.1);

.3 судам и плавучим сооружениям, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, или механизмы, или оборудование) построены и/или изготовлены без освидетельствования признанной Регистром классификационной организацией или вообще без освидетельствования кпассификационой организацией, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом: (КМ)®, или (КЕ)®-, или (К)®- (см. 2.2.1);

.4 судам и плавучим сооружениям, которым в силу особенностей их конструкции при их классификации невозможно присвоить основной символ класса из числа указанных в 2.2.2.2, может быть присвоен класс с основным символом в виде КМ®, или КЕ®, или К®.

Указанное относится к случаям перехода судов и плавучих сооружений в класс Регистра из класса общества-члена МАКО. Возможность такой классификации является в каждом случае предметом особого рассмотрения Главным управлением Регистра.

2.2.3 Знаки категорий ледовых усилений Регистра и знаки полярных классов МАКО.

2.2.3.1 Знаки категорий ледовых усилений устанавливаются для ледоколов и судов ледового плавания в соответствии с требованиями 2.2.3.2 — 2.2.3.6.

Знаки полярных классов МАКО устанавливаются для судов полярных классов в соответствии с требованиями разд. 1 части XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

Знаки полярных классов МАКО применяются по желанию судовладельца. При этом для судов с классом Регистра, предназначенных для эксплуатации в российских арктических морях, а также для ледоколов применяются знаки категорий ледовых усилений Регистра согласно 2.2.3.2 и 2.2.3.3.3.

По желанию судовладельца знаки полярных классов МАКО могут применяться одновременно со знаками категорий ледовых усилений Регистра (двойной ледовый класс) при условии, что такие суда удовлетворяют требованиям, предъявляемым как к судам полярных классов МАКО, так и к судам с ледовыми усилениями Регистра.

2.2.3.1.1    Ледоколы — специализированные суда, предназначенные для выполнения различных видов ледокольных операций: проводки судов во льдах, преодоления ледовых перемычек, прокладки канала, буксировки, околки, выполнения спасательных работ. При выполнении ледокольных операций используются два основных режима ледового плавания: непрерывный ход или работа набегами.

2.2.3.1.2    Суда ледового плавания — суда, предназначенные для самостоятельного плавания во льдах, включающего движение в разводьях между льдинами, преодоление стыков ледяных полей и участков относительно тонких сплошных льдов, или плавания во льдах под проводкой ледокола.

2.2.3.1.3    При регламентации условий ледового плавания используются следующие определения:

сплоченность — мера сплошности ледового покрова, характеризуемая отношением площади, занимаемой льдами, к общей площади рассматриваемого участка акватории (оценивается по 10-балльной шкале);

разреженный лед — лед сплоченностью 4 — 6 баллов, в котором большинство льдин не соприкасаются между собой;

сплоченный лед — лед сплоченностью 7 — 8 баллов, в котором большинство льдин соприкасаются между собой, образуя ледовые перемычки;

очень сплоченный лед — лед, сплоченность которого равна или более 9 баллов, но менее 10 баллов;

сплошной лед — лед сплоченностью 10 баллов.

2.2.3.2 Если ледокол отвечает соответствующим требованиям Правил, к основному символу класса добавляется один из следующих знаков категорий ледовых усилений: Icebreaker6, Icebreaker7, Icebreaker8, Icebreaker9.

Ледоколы указанных категорий имеют следующие ориентировочные эксплуатационные характеристики:

Icebreaker6 — выполнение ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, а также в замерзающих неаркгических морях при толщине льда до 1,5 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной до 1,0 м;

Icebreaker7 — выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 2,0 м и в летне-осеннюю навигацию при толщине льда до 2,5 м; в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, — при толщине льда до 2,0 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной до 1,5 м. Суммарная мощность на гребных валах — не менее 11 МВт;

Icebreaker8 — выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в


ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

1. Глава 3.4: уточнены требования пункта 3.4.11.3.1 с учетом унифицированной интерпретации МАКО SCI80 (Rev. 3 Mar. 2012).

ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1.    Глава 1.2: добавлены определения с учетом резолюций ИМО MSC.308(88) и MSC.311(88).

2.    Главы 1.6, 2.1: внесены изменения с учетом с резолюции ИМО MSC.308(88).

3.    Глава 3.2: внесены изменения с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC245 (June 2011).

4.    Глава 3.8: уточнены требования пункта 3.8.4.1 с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC132; уточнены требования пункта 3.8.4.2 с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC252.

5.    Глава 3.11: внесены изменения с учетом циркуляра ИМО MSC.l/Circ.1270.

6.    Глава 3.12: внесены изменения в пункт 3.12.2 с учетом циркуляра ИМО MSC.l/Circ.1387.

7.    Главы 4.1, 4.2: внесены изменения с учетом резолюции ИМО MSC.311(88).

8.    Глава 5.1: уточнены требования пунктов 5.1.6.2 и 5.1.15 с учетом требований Международного кодекса по системам противопожарной безопасности (резолюция ИМО MSC.98(73));

в таблицу 5.1.2 внесены изменения с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC149.

9.    Глава 6.6: уточнено требование пункта 6.6.1.1 к материалу судовых конструкций.

10.    Глава 8.7: уточнено требование пункта 8.7.2.1 к пожарным насосам судов ледового плавания.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССИФИКАЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Общие положения.............

. 9

2.2

Освидетельствования при изготовлении ма-

1.1

Область распространения.........

, 9

териалов и изделий............

13

1.2

Классификационная и иная деятельность .

. 9

2.3

Освидетельствования при постройке, восста-

1.3

Правила .................

10

новлении или переоборудовании судов и МСП

13

1.4

Документы................

12

2.4

Освидетельствование судов и МСП

1.5

Ответственность Регистра........

12

в эксплуатации..............

13

1.6

Конфиденциальность...........

12

2.5

Освидетельствования в соответствии с

2

Освидетельствования..........

12

требованиями международных конвен-

2.1

Общие положения............

12

ций и соглашений.............

14

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ


ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1    Общие положения............ 15

1.1    Определения и пояснения........ 15

1.2    Область распространения........ 18

1.3    Учет требований международных

конвенций................ 19

2    Класс судна............... 19

2.1    Общие положения............ 19

2.2    Символ класса судна........... 20

2.3    Дополнительные характеристики..... 30

2.4    Изменение знаков символа класса ....    30

3    Техническая документация....... 30

3.1    Общие положения............ 30

3.2    Проектная документация......... 31

3.3    Программы швартовных и ходовых

испытаний................ 38

4    Классификация холодильных установок .    39

4.1    Общие положения............ 39

4.2    Класс холодильной установки...... 39

4.3    Техническая документация

холодильной установки......... 40

ЧАСТЬ II. КОРПУС

1    Принципы проектирования...... 42

1.1    Общие положения............ 42

1.2    Материалы................ 50

1.3    Расчетные нагрузки........... 55

1.4    Продольная прочность.......... 58

1.5    Вибрация конструкций корпуса.

Технические нормы........... 66

1.6    Требования к размерам элементов

конструкции корпуса........... 67

1.7    Сварные конструкции и соединения ...    74

2 Общие требования к конструкциям корпуса 83

2.1    Общие положения.............83

2.2    Наружная обшивка............83

2.3    Одинарное дно..............85

2.4    Двойное дно................88

2.5    Бортовой набор..............96

2.6    Палубы и платформы.......... 101

2.7    Переборки, туннель гребного вала.    .    .    .    107

2.8    Носовая и кормовая оконечности ....    112

2.9    Пиллерсы и распорные бимсы...... 118

2.10    Штевни, кили, кронштейны руля и    греб

ного вала, неповоротные насадки гребного винта................ 119

2.11    Фундаменты под механизмы и котлы    .    .    123

2.12    Надстройки, рубки, квартердек..... 124

2.13    Машинные шахты............ 130

2.14    Фальшборт............... 131

3 Требования к конструкциям

специализированных судов...... 132

3.1    Суда с широким раскрытием палубы    .    .    132

3.2    Накатные суда.............. 135

3.3    Суда для навалочных грузов

и нефтенавалочные суда......... 139

3.4    Рудовозы и нефтерудовозы....... 149

3.5    Наливные суда............. 150

3.6    Суда технического флота........ 152

3.7    Рыболовные суда и суда специального

назначения, используемые для переработки живых ресурсов моря    ...    166

3.8    Суда обеспечения............ 173

3.9    Буксиры................. 174

3.10    Ледовые усиления судов ледового

плавания и ледоколов.......... 175

3.11    Ледовые усиления буксиров....... 197

3.12    Плавучие доки.............. 199

Приложение 1. Методы испытаний

водонепроницаемости корпуса...... 210

Приложение 2. Требования к приборам

контроля загрузки судна......... 214


Содержат^

ЧАСТЬ Ш. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ

6.3

Мачты, не раскрепленные стоячим

И СНАБЖЕНИЕ

такелажем................

258

6.4

Мачты особой конструкции.......

258

1

Общие положения............

220

7

Устройство и закрытие отверстий

1.1

Область распространения........

220

в корпусе, надстройках и рубках . . .

259

1.2

Определения и пояснения........

220

7.1

Общие положения............

259

1.3

Объем освидетельствований.......

222

7.2

Иллюминаторы.............

260

1.4

Общие требования............

223

7.3

Палубные иллюминаторы........

262

1.5

Возникающие и допускаемые

7.4

Устройство и закрытие отверстий

напряжения...............

224

в наружной обшивке корпуса......

263

1.6

Материалы и сварка...........

224

7.5

Надстройки и рубки...........

266

1.7

Расчетные коэффициенты ускорений

7.6

Машинно-котельные шахты.......

266

вследствие волнения...........

224

7.7

Сходные, световые и вентиляционные

2

Рулевое устройство...........

225

ЛЮКИ..................

267

2.1

Общие положения............

225

7.8

Вентиляционные трубы.........

271

2.2

Исходные расчетные параметры.....

226

7.9

Горловины................

271

2.3

Батлер руля и поворотной насадки....

232

7.10

Грузовые люки сухогрузных трюмов . . .

271

2.4

Перо руля и поворотная насадка.....

233

7.11

Люки грузовых отсеков на судах

2.5

Соединение баллера с пером руля

типа А и нефтяных трюмов судов

или поворотной насадкой........

236

для сбора нефти.............

287

2.6

Штыри руля и поворотной насадки . . .

238

7.12

Устройство и закрытие отверстий

2.7

Съемный рудерпост...........

238

в переборках деления судна на отсеки . . .

287

2.8

Подшипники баллера...........

239

7.13

Закрытия грузовых люков навалочных

2.9

Комплектация рулевых устройств

судов, рудовозов и комбинированных судов

291

рулевыми приводами...........

239

7.14

Доступ в помещения грузовой зоны

2.10

Эффективность рулей и поворотных

нефтеналивных и навалочных судов . . .

295

насадок .................

241

7.15

Дополнительные требования к устройству

3

Якорное устройство...........

244

и закрытию отверстий на накатных судах

295

3.1

Общие положения............

244

8

Устройство и оборудование помещений.

3.2

Характеристика снабжения........

247

Другие устройства и оборудование . .

296

3.3

Становые якоря и стоп-анкеры......

248

8.1

Общие положения............

296

3.4

Цепи и тросы для становых якорей . . .

249

8.2

Расположение помещений........

296

3.5

Цепь или стальной трос для

8.3

Ходовой мостик .............

296

стоп-анкера...............

250

8.4

Оборудование сухогрузных трюмов . . .

296

3.6

Якорное оборудование ..........

250

8.5

Выходы, двери, коридоры, наклонные

3.7

Якорные механизмы...........

252

и вертикальные трапы..........

299

3.8

Запасные части..............

252

8.6

Леерное ограждение, фальшборт

4

Швартовное устройство........

252

и переходные мостики..........

303

4.1

Общие положения............

252

8.7

Подъемное устройство судовых

4.2

Швартовные тросы............

252

барж...................

304

4.3

Швартовное оборудование........

253

8.8

Устройства для передачи лоцмана, средства

4.4

Швартовные механизмы.........

254

посадки на судно и высадки с судна. . .

304

5

Буксирное устройство..........

254

9

Аварийное снабжение.........

305

5.1

Общие положения............

254

9.1

Общие положения............

305

5.2

Буксирный трос.............

254

9.2

Нормы снабжения............

305

5.3

Буксирное оборудование.........

254

9.3

Хранение аварийного снабжения ....

307

5.4

Специальное устройство на буксирах . .

255

9.4

Маркировка...............

307

5.5

Буксирные лебедки............

256

9.5

Пластыри................

307

5.6

Трос на буксирной лебедке........

256

Приложение. Расчет ширины трапов,

5.7

Специальное устройство на судах ....

256

формирующих пути эвакуации

6

Сигнальные мачты...........

257

на пассажирских судах и судах специаль-

6.1

Общие положения............

257

ноге назначения, имеющих на борту

6.2

Мачты, раскрепленные стоячим

более 60 чел...............

308

такелажем

258

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1    Общие положения............311

1.1    Область распространения........311

1.2    Определения и пояснения........311

1.3    Объем освидетельствований.......312

1.4    Общие технические требования.....313

1.5    Опыты кренования и взвешивания .    ...    317

1.6    Отступления от Правил.........320

1.7    Условия достаточной остойчивости    .    .    .    320

1.8    Перегон судов..............320

2    Общие требования к остойчивости.    .    .    321

2.1    Критерий погоды.............321

2.2    Диаграмма статической остойчивости    .    .    .    322

2.3    Метацентрическая высота........323

2.4    Учет обледенения............323

3    Дополнительные требования

к остойчивости.............324

3.1    Пассажирские суда............324

3.2    Сухогрузные суда............325

3.3    Лесовозы.................325

3.4    Наливные суда..............326

3.5    Рыболовные суда.............328

3.6    Суда специального назначения......329

3.7    Буксиры.................330

3.8    Дноуглубительные суда.........331

3.9    Суда длиной менее 24 м.........333

3.10    Контейнеровозы.............334

3.11    Суда обеспечения............335

3.12    Суда смешанного (река-море)

плавания.................336

4    Требования к остойчивости плавучих

кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов    ...    337

4.1    Плавучие краны и крановые суда ....    337

4.2    Транспортные понтоны..........346

4.3    Плавучие доки..............346

4.4    Стоечные суда..............348

Приложение 1. Инструктивные указания по

составлению Информации об остойчивости    .    349

Приложение 2. Определение опрокидывающего момента для плавучего крана.    .    358

Таблица обозначений величин, принятых

в части IV «Остойчивость».......361

ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

1    Общие положения............363

1.1    Область распространения........363

1.2    Определения и пояснения........363

1.3    Объем освидетельствований.......365

1.4    Общие технические требования.....365

1.5    Условия удовлетворения требованиям

к делению на отсеки...........368

1.6    Коэффициенты проницаемости......368

2    Вероятностная оценка деления судов

на отсеки................ 369

2.1    Общие положения............ 369

2.2    Требуемый индекс деления на отсеки R .    369

2.3    Достижимый индекс деления на отсеки А 369

2.4    Расчет фактора pt............ 370

2.5    Расчет фактора 5,............ 371

2.6    Проницаемость............. 373

2.7    Специальные требования, касающиеся

остойчивости пассажирских судов....    374

2.8    Оценка аварийной остойчивости судов,

предназначенных для перевозки лесного палубного груза............. 375

2.9    Повреждения днища........... 376

3    Аварийная посадка и остойчивость . .    377

3.1    Общие положения............ 377

3.2    Размеры расчетного повреждения ....    377

3.3    Требования к элементам аварийной посадки

и остойчивости............. 378

3.4    Дополнительные требования к аварийной

посадке и остойчивости......... 378

4    Специальные требования к судам типа В с уменьшенным надводным бортом

и к судам типа А............ 384

4.1    Общие положения............ 384

4.2    Посадка и нагрузка судна перед

повреждением.............. 384

4.3    Размеры повреждений.......... 385

4.4    Аварийная посадка и остойчивость ...    386

5    Требования к судам, находящимся

в эксплуатации............. 387

5.1 Навалочные суда, рудовозы и комби-

нированые суда............. 387

Приложение 1. Руководство по оформлению расчетов деления на отсеки и аварийной

остойчивости .............. 388

Приложение 2. Определение расчетной

глубины повреждения b......... 390

ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1    Общие положения........... 391

1.1    Область распространения........ 391

1.2    Определения и пояснения........ 391

1.3    Объем освидетельствований....... 393

1.4    Планы пожарные............ 394

1.5    Подразделение судовых помещений ...    395

1.6    Подразделение и испытание материалов

и изделий согласно Кодексу процедур огневых испытаний........... 396

1.7    Альтернативные конструкции, меры

и устройства............... 397

2    Конструктивная противопожарная

защита................. 398

2.1    Общие положения............ 398


Содержанту

2.2    Пассажирские суда............

2.3    Грузовые суда..............

2.4    Нефтеналивные суда...........

3    Противопожарное оборудование

и системы................

3.1    Общие положения............

3.2    Водопожарная система..........

3.3    Спринклерная система..........

3.4    Система водораспыления.........

3.5    Система водяных завес..........

3.6    Система водяного орошения.......

3.7    Система пенотушения..........

3.8    Система углекислотного тушения ....

3.9    Система тушения инертными газами . . .

3.10    Система порошкового тушения......

3.11    Аэрозольная система пожаротушения . .

3.12    Стационарные системы пожаротушения

местного применения внутри машинных помещений................

3.13    Испытание систем пожаротушения. . . .

4    Системы пожарной сигнализации . . .

4.1    Общие положения............

4.2    Сигнализация обнаружения пожара . . .

4.3    Сигнализация предупреждения......

5    Противопожарное снабжение,

запасные части и инструмент.....

5.1    Противопожарное снабжение.......

5.2    Запасные части и инструмент......

6    Требования к противопожарной защите

специализированных судов и специальным устройствам на судах..........

6.1    Суда, оборудованные вертолетными

палубами.................

6.2    Суда специального назначения......

6.3    Нефтеналивные суда (>60 °С)......

6.4    Нефтесборные суда и сборщики льяльных

вод....................

6.5    Стоечные суда..............

6.6 Суда, имеющие в символе класса знак оснащенности средствами борьбы с пожарами на других судах........ 480

7    Специальные требования к судам, перевозящим опасные грузы в упаковке

и навалом............... 483

7.1    Общие положения............ 483

7.2    Суда, перевозящие опасные грузы в

упаковке и навалом........... 483

7.3    Суда, перевозящие отработавшее ядерное топливо, плутоний и высокорадиоактивные отходы в упаковке

(груз ОЯТ)............... 487

8    Требования к противопожарной защите

грузовых судов валовой вместимостью менее 500 ................ 488

8.1    Общие положения, определения и область

применения............... 488

8.2    Планы пожарные............ 489

8.3    Альтернативные конструкции, меры и устройства ................. 489

8.4    Конструктивная противопожарная защита 489

8.5    Требования к материалам........ 490

8.6    Противопожарное оборудование и системы.    491

8.7    Водопожарная система......... 491

8.8    Стационарные системы сигнализации

обнаружения пожара.......... 493

8.9    Противопожарное снабжение...... 493

8.10    Дополнительные меры для нефтеналивных

судов.................. 494

8.11    Суда, не оборудованные пропупьсивными

установками............... 494

8.12    Суда, перевозящие опасные грузы в упаковке

и навалом................ 494

8.13    Нефтесборные суда и сборщики льяльных

вод................... 494

8.14    Суда специального назначения...... 495

Алфавитно-предметный указатель..... 496


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССИФИКАЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1 Настоящие Общие положения о классификационной и иной деятельности распространяются на деятельность Российского морского регистра судоходства1, осуществляемую при:

рассмотрении и согласовании технической документации на постройку, ремонт, переоборудование и модернизацию судов и морских стационарных платформ2, на изготовление материалов и изделий для судов и МСП;

проведении технического наблюдения за постройкой, ремонтом, переоборудованием и модернизацией судов и МСП;

освидетельствовании судов и МСП в эксплуатации. Классификационная деятельность Регистра осуществляется в соответствии с Положением о классификации судов и морских стационарных платформ.

Деятельность Регистра в иных сферах регламентируется другими соответствующими документами.

1.2 КЛАССИФИКАЦИОННАЯ И ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.2.1    Регистр осуществляет освидетельствования и классификацию гражданских судов. Регистр является членом Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и учитывает в своей деятельности решения МАКО.

Регистр имеет систему менеджмента качества, соответствующую требованиям МАКО и применимым требованиям международного стандарта ИСО 9001, что подтверждается соответствующими сертификатами.

Кроме того, Регистр по поручению и от имени правительства Российской Федерации3 или по поручению правительств других стран проводит в пределах своей компетенции освидетельствования в соответствии с требованиями международных конвенций, соглашений и договоров, в которых участвуют упомянутые страны.

1.2.2    Регистр устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безопасной эксплуатации судов и МСП в соответствии с их

назначением, охраны человеческой жизни и сохранности перевозимых грузов на море и на внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, проводит освидетельствования в соответствии с этими требованиями, производит классификацию судов и МСП, устанавливает валовую и чистую вместимость морских судов и МСП и обмерные характеристики находящихся на учете Регистра судов внутреннего плавания.

1.2.3    Деятельность Регистра осуществляется на основании издаваемых им правил и имеет целью определить, отвечают ли правилам и дополнительным требованиям суда и МСП, состоящие на учете Регистра, а также материалы и изделия, предназначенные для постройки и ремонта судов и МСП и их оборудования. Применение и выполнение правил и дополнительных требований является обязанностью проектных организаций, судовладельцев, судоверфей, а также предприятий, которые изготовляют материалы и изделия, на которые распространяются требования правил.

Толкование требований правил и других нормативных документов Регистра находится только в компетенции Регистра.

Деятельность Регистра не заменяет деятельности федерального органа исполнительной власти в области транспорта и федерального органа исполнительной власти в области рыболовства по осуществлению государственного надзора за торговым мореплаванием, а также деятельности органов технического контроля судовладельцев, судоверфей и заводов-изготовителей.

1.2.4    Классификационная деятельность Регистра включает в себя:

.1 разработку и издание правил и иных нормативных документов;

.2 рассмотрение и одобрение технической документации;

.3 проведение освидетельствований при постройке, переоборудовании, модернизации и ремонте судов и МСП, при изготовлении и ремонте изделий и изготовлении материалов, используемых в судостроении;

.4 проведение освидетельствований судов и МСП в эксплуатации;

.5 присвоение, возобновление и восстановление класса;

.6 оформление и выдачу документов Регистра.


Правила классификации и постройки морских судов

1.2.5    К иной деятельности Регистра относятся:

.1 освидетельствование судов и МСП при

постройке, переоборудовании, модернизации и ремонте, а также при изготовлении и ремонте изделий и изготовлении материалов, используемых в судостроении, в соответствии с положениями международных конвенций и соглашений;

.2 учет судов и МСП;

.3 расследование и учет аварийных случаев на

судах;

.4 инициативные освидетельствования судов;

.5 проведение экспертиз по техническим

вопросам;

.6 прочая деятельность, не связанная с классификацией судов и МСП.

1.2.6    Регистр осуществляет классификацию следующих морских судов, судов внутреннего плавания, а также морских стационарных платформ в постройке и эксплуатации:

.1 пассажирских и наливных судов, буксиров, судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, морских прогулочных судов пассажировместимостью более 12 чел. - независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

.2 самоходных судов, не указанных в 1.2.6.1, с мощностью главных двигателей 55 кВт и более;

.3 судов, неуказанных в 1.2.6.1 и 1.2.6.2, валовой вместимостью 80 и более, либо с суммарной мощностью первичных двигателей 100 кВт и более;

.4 морских стационарных платформ различного назначения.

1.2.7    Регистр проводит освидетельствование судовых холодильных установок с точки зрения безопасности судов, надлежащей перевозки грузов, предотвращения озоноразрушающего действия холодильных агентов на окружающую среду, а также осуществляет классификацию холодильных установок судов.

1.2.8    Регистр проводит освидетельствование судовых грузоподъемных устройств грузоподъемностью 1 т и более.

1.2.9    Регистр по особому согласованию может проводить освидетельствование также других судов, установок и устройств, не перечисленных в 1.2.6—1.2.8.

1.2.10    Технологические и специальные устройства судов рыболовных, кабельных, технического флота и специального назначения не подлежат освидетельствованию Регистром, за исключением оборудования, перечисленного в соответствующих частях правил.

1.2.11    Регистр рассматривает и согласовывает проекты стандартов и других нормативных документов, связанных с его деятельностью.

1.2.12    Регистр может осуществлять экспертизы и участвовать в экспертизах по техническим вопросам, входящим в круг его деятельности.

1.2.13    Регистр издает Регистровую книгу судов, в которой содержатся сведения о морских самоходных судах валовой вместимостью 100 и более, имеющих класс Регистра.

1.2.14    За выполненные работы Регистр взимает плату, которая назначается в соответствии с действующей системой ценообразования Регистра. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Регистром, в том числе по оплате его услуг, Регистр имеет право не присваивать класс или, в случае когда класс уже присвоен, приостанавливать его действие либо снимать класс с судна, по которому не исполнено или ненадлежаще исполнено обязательство перед Регистром, в том числе по оплате его услуг, и изымать (делать запись о недействительности) выданные Регистром документы.

1.3 ПРАВИЛА

1.3.1    Применяемые правила.

1.3.1.1    Регистр разрабатывает, издает и применяет в своей деятельности следующие правила:

.1 Правила классификации и постройки морских судов;

.2 Правила по оборудованию морских судов;

.3 Правила о грузовой марке морских судов;

.4 Правила по грузоподъемным устройствам морских судов;

.5 Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации;

.6 Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (для Европейских внутренних водных путей);

.7 Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ;

.8 Правила классификации и постройки химовозов;

.9 Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений;

.10 Правила классификации и постройки судов атомно-технологического обслуживания;

.11 Правила классификации и постройки газовозов;

.12 Правила классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов, судовых водолазных комплексов и пассажирских подводных аппаратов;

.13 Правила классификации и постройки высокоскоростных судов;

.14 Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А;


1

*В дальнейшем — Регистр.

2

В дальнейшем — МСП.

3

В дальнейшем — РФ.