ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Утверждено
Приказом
Федеральной
службы
по экологическому,
технологическому
и
атомному надзору
от 3 февраля 2012 г. № 80
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И
АТОМНОМУ НАДЗОРУ
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Москва
2012
Политика
в области управления качеством
государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии
Политика Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в области управления качеством
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
строится и осуществляется на базе основополагающих принципов, положений и
требований, определенных и установленных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, международными конвенциями, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
в области использования атомной энергии, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ и
других международных организаций.
Основные цели при осуществлении Ростехнадзором
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии:
формирование требований, при которых гарантируется
обеспечение защиты работников (персонала) объектов использования атомной
энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного
воздействия при использовании атомной энергии в мирных целях, а также
предотвращение несанкционированных действий при обращении с ядерными
материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
надзор за выполнением этих требований.
Для достижения указанных целей Ростехнадзор осуществляет в
установленном порядке нормативно-правовое регулирование безопасности при
использовании атомной энергии, лицензионную (разрешительную) деятельность и
федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.
Для этого Ростехнадзор создает и постоянно совершенствует
Систему управления качеством, отвечающую требованиям нормативных правовых актов
в области использования атомной энергии и рекомендациям МАГАТЭ.
Основа реализации настоящей Политики в области управления
качеством - понимание каждым работником Ростехнадзора личной ответственности за
качество своего труда и безопасность объектов использования атомной энергии.
Руководство Ростехнадзора принимает необходимые меры по
неукоснительному выполнению и совершенствованию настоящей Политики в области
управления качеством с тем, чтобы она соответствовала современным требованиям и
была эффективной.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о системе управления качеством Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
(далее - Положение) разработано:
1) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
Ростехнадзора;
2) во исполнение рекомендаций Ассоциации западноевропейских
органов ядерного регулирования (WENRA) и документов МАГАТЭ:
а) Руководство по безопасности МАГАТЭ № GS-R-3. Система
управления для установок и деятельности;
б) Руководство по безопасности МАГАТЭ № GS-G-3.1. Применение
системы управления установками и деятельностью.
2. Настоящее Положение определяет общие принципы организации
системы управления качеством Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в области государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии.
3. Настоящее Положение является правовым актом в сфере
управления качеством в области государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии для работников:
1) Управления по регулированию безопасности атомных станций
и исследовательских ядерных установок;
2) Управления по регулированию безопасности объектов
ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно
опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и
радиоактивных веществ и физической защитой;
3) Управления государственного строительного надзора;
4) межрегиональных территориальных управлений по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора;
5) территориальных органов, осуществляющих государственный
строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов использования
атомной энергии;
6) структурных подразделений центрального аппарата
Ростехнадзора, осуществляющих взаимодействие со структурными подразделениями и
территориальными органами Ростехнадзора, перечисленными в подпунктах 1 - 5
настоящего пункта, а также:
а) Управления делами;
б) Управления обеспечения организационно-контрольной и
лицензионно-разрешительной деятельности;
в) Финансового управления;
г) Правового управления;
д) Управления международного сотрудничества и протокола.
4. Система управления качеством Ростехнадзора в области
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
(далее - Система управления качеством) включает:
1) организационную структуру Ростехнадзора, полномочия и
ответственность его работников;
2) процессы, процедуры и ресурсы, необходимые и достаточные
для достижения целей, установленных Политикой в области управления качеством
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
(далее - Политика в области управления качеством);
3) системы управления качеством межрегиональных
территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Ростехнадзора, территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющих
государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов
использования атомной энергии, а также системы менеджмента качества
подведомственных организаций, разрабатываемые и реализуемые на основе
настоящего Положения и Политики в области управления качеством.
5. В структуру Системы управления качеством входят следующие
процессы.
5.1. Основные процессы:
1) "Нормативно-правовое регулирование безопасности в
области использования атомной энергии";
2) "Лицензионная (разрешительная) деятельность в
области использования атомной энергии";
3) "Федеральный государственный надзор в области
использования атомной энергии".
5.2. Управленческие процессы:
1) "Управление ресурсами";
2) "Оценка Системы управления качеством".
5.3. Обеспечивающие процессы:
1) "Организация и осуществление научных
исследований";
2) "Международная деятельность";
3) "Управление документацией".
Схема взаимодействия процессов в рамках Системы управления
качеством представлена в Приложении к настоящему Положению.
6. Система управления качеством предназначена для
осуществления полномочий Ростехнадзора по регулированию безопасности при
использовании атомной энергии и реализуется при выполнении следующих задач:
1) обеспечение единого понимания ключевых аспектов культуры
безопасности в системе Ростехнадзора;
2) поощрение конструктивной и критической позиции работников
Ростехнадзора по обеспечению надлежащего качества работы при исполнении ими
должностных обязанностей;
3) установление работникам условий и требований, необходимых
для успешного выполнения своих задач.
7. Основу Системы управления качеством составляют следующие
положения (принципы):
1) совершенствование и повышение эффективности
государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной
сфере деятельности;
2) разграничение полномочий Ростехнадзора, других органов
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и
организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии;
3) взаимодействие Ростехнадзора с другими органами
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии,
органами управления использованием атомной энергии, а также с заинтересованными
юридическими и физическими лицами;
4) недопустимость осуществления Ростехнадзором в процессе
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
необоснованного ограничения деятельности эксплуатирующих и иных организаций,
выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной
энергии;
5) применение дифференцированного подхода к выбору объемов и
форм государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии в зависимости от потенциальной опасности и состояния безопасности на
объектах использования атомной энергии (далее - ОИАЭ);
6) обеспечение открытости деятельности по регулированию
ядерной и радиационной безопасности на основе доступности информации о
состоянии ядерной и радиационной безопасности и о деятельности Ростехнадзора
(за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
7) обеспечение надлежащего качества регулирующей
деятельности путем добросовестного выполнения всеми работниками Ростехнадзора
своих должностных обязанностей и полномочий;
8) ответственность исполнителей за качество выполнения работ
при осуществлении регулирующей деятельности, независимо от ответственности лиц,
осуществляющих контроль качества выполненных работ;
9) соблюдение работниками Ростехнадзора норм служебной
профессиональной этики и правил делового поведения;
10) обеспечение руководителями всех уровней в пределах их
компетенции планирования деятельности, предусматривающего надлежащую подготовку
к выполнению работ, распределение ответственности и периодическую отчетность о
выполненных работах с анализом их результатов;
11) поощрение руководителем Ростехнадзора в установленном
порядке работников, активно участвующих в применении и совершенствовании
Системы управления качеством.
II. Основные процессы Системы управления качеством
8. Процесс "Нормативно-правовое регулирование
безопасности в области использования атомной энергии"
8.1. Содержание (цели) процесса "Нормативно-правовое
регулирование безопасности в области использования атомной энергии" -
разработка и принятие нормативных правовых актов Ростехнадзора (или внесение
изменений в действующие нормативные правовые акты), в том числе:
1) федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) административных регламентов исполнения Ростехнадзором
государственных функций (предоставления государственных услуг);
3) требований к составу и содержанию документов,
обосновывающих обеспечение безопасности ядерных установок, радиационных
источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,
хранилищ радиоактивных отходов и (или) безопасности осуществляемой деятельности
в области использования атомной энергии, необходимых для лицензирования
деятельности в этой области, а также порядка проведения экспертизы указанных
документов;
4) других нормативных правовых актов в установленной сфере
деятельности в соответствии с Положением о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401.
8.2. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относятся:
1) разработка обоснованных конкретных требований по
обеспечению безопасности ОИАЭ и видов деятельности в области использования
атомной энергии;
2) своевременность принятия необходимых мер по совершенствованию
нормативно-правовой базы на основе анализа практики регулирующей деятельности в
области использования атомной энергии;
3) разработка и принятие нормативных правовых актов,
содержащих процедуры выполнения возложенных на Ростехнадзор задач, функций и
полномочий;
4) учет отечественного и зарубежного опыта работы, включая
рекомендации международных организаций по вопросам государственного
регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
8.3. Порядок выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии";
2) Положение о разработке и утверждении федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии, утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511;
3) Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009;
4) Положение о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401;
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 16
мая 2011 г. № 373
"О разработке и утверждении административных регламентов исполнения
государственных функций и административных регламентов предоставления
государственных услуг";
6) Положение о порядке разработки руководящих документов
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденное Приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2005 г. № 219;
7) Правила
разработки и внесения изменений в положения о регулировании безопасности
объектов использования атомной энергии (руководства по безопасности),
утвержденные Приказом Ростехнадзора от 13 января 2010 г. № 6;
8) Порядок разработки федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору и требования к их оформлению и изложению,
утвержденный Приказом Ростехнадзора от 24 января 2011 г. № 27.
9. Процесс "Лицензионная (разрешительная) деятельность
в области использования атомной энергии"
9.1. Содержание (цели) процесса "Лицензионная
(разрешительная) деятельность в области использования атомной энергии":
1) предоставление права эксплуатирующим организациям (далее
- ЭО), а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в
области использования атомной энергии, на осуществление определенного вида
деятельности при условии обеспечения ими безопасности ОИАЭ и выполняемых работ
(предоставляемых услуг) путем выдачи им лицензий на осуществление деятельности
в области использования атомной энергии (далее - лицензии);
2) предоставление права ведения работ в области
использования атомной энергии работниками ОИАЭ путем выдачи им соответствующих
разрешений.
9.2. Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет
Ростехнадзор в рамках своей компетенции:
размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации
ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
обращение с ядерными материалами и радиоактивными
веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, производстве,
использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и
радиоактивных веществ;
обращение с радиоактивными отходами при их хранении,
переработке, транспортировании и захоронении;
использование ядерных материалов и (или) радиоактивных
веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
проектирование и конструирование ядерных установок,
радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
конструирование и изготовление оборудования для ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
проведение экспертизы проектной, конструкторской и
технологической документации, а также документов, обосновывающих обеспечение
ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами,
радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
9.3. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относятся:
1) при получении лицензии ЭО, а также организациями,
выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной
энергии:
а) обеспечение полноты анализа соответствия комплекта
документов, представленных для получения лицензии, установленным требованиям;
б) обеспечение объективности всесторонней проверки
достоверности сведений, содержащихся в документах заявителя;
2) после получения лицензии ЭО, а также организациями,
выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной
энергии:
а) обеспечение полноты анализа выполнения условий действия
лицензий;
б) обеспечение полноты анализа соблюдения требований к
обеспечению безопасности ОИАЭ.
9.4. Порядок выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии";
2) Положение о лицензировании деятельности в области
использования атомной энергии, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865;
3) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам исследовательских реакторов,
критических и подкритических стендов, утвержденный Приказом Минприроды России
от 17 мая 2010 г. № 165;
4) Порядок
выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной
энергии работникам атомных станций, утвержденный Приказом Минприроды России
от 29 января 2009 г. № 13;
5) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам предприятий топливного цикла с
ядерно опасными и радиационно опасными участками, предприятий (организаций),
эксплуатирующих промышленные реакторы, предприятий (организаций),
осуществляющих транспортировку ядерных материалов, радиоактивных веществ или
изделий на их основе, утвержденный Приказом Минприроды России от 22 июля 2009
г. № 222;
6) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных
отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами)
и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные
источники, утвержденный Приказом Минприроды России от 26 марта 2010 г. № 90;
7) Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам судов с ядерными
энергетическими установками, предприятий судостроительной промышленности,
осуществляющих строительство и ремонт судов с ядерными энергетическими
установками гражданского назначения, предприятий (организаций), эксплуатирующих
стенды - прототипы ядерных энергетических установок, утвержденный Приказом
Минприроды России от 1 июня 2010 г. № 189;
8) Административный регламент исполнения Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции
по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии,
утвержденный Приказом Минприроды России от 16 октября 2008 г. № 262.
10. Процесс "Федеральный государственный надзор в
области использования атомной энергии"
10.1. Содержание (цель) процесса "Федеральный
государственный надзор в области использования атомной энергии" - проверка
соблюдения ЭО, а также организациями, выполняющими работы и предоставляющими
услуги в области использования атомной энергии, требований к обеспечению
безопасности, подтверждения полноты и достоверности информации о состоянии
безопасности, представляемой в Ростехнадзор, а также принятия необходимых мер
по предупреждению, выявлению и своевременному устранению нарушений при
обеспечении безопасности.
10.2. Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:
1) за соблюдением норм и правил в области использования
атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения
работ в области использования атомной энергии;
2) за ядерной, радиационной, технической и пожарной
безопасностью на ОИАЭ;
3) за физической защитой ядерных установок, радиационных
источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за
системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
4) за выполнением международных обязательств Российской
Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
5) за состоянием антитеррористической защищенности ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ;
6) за соблюдением в пределах своей компетенции требований
законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными
отходами;
7) за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих
сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с
которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий
ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов
с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата
продуктов переработки, в пределах своей компетенции.
10.3. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относятся:
1) оперативность реакции Ростехнадзора на нарушения в
области использования атомной энергии; всестороннее, полное и объективное
выяснение их причин; соответствие сроков устранения нарушений и принятых
санкций характеру и степени влияния выявленного нарушения на безопасность;
2) улучшение показателей надзорно-контрольной деятельности
посредством организации и проведения проверок (инспекций) в соответствии с разрабатываемыми
планами и программами инспекций;
3) принятие ЭО, а также организациями, выполняющими работы и
предоставляющими услуги в области использования атомной энергии,
корректирующих, предупреждающих и компенсирующих мер по результатам проверок
(инспекций), направленных на устранение не только выявленных нарушений, но и
приведших к ним причин, а также оценка эффективности и результативности этих
мер;
4) полное и своевременное выполнение ЭО, а также
организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области
использования атомной энергии, выданных предписаний, устранение причин
установленных нарушений.
10.4. Порядок выполнения процесса определяют следующие акты:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии";
2) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля";
3) Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ
"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
4) Положение о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401;
5) Положение об осуществлении государственного строительного
надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54;
6) Положение об организации государственного надзора за
безопасностью при использовании атомной энергии, утвержденное Приказом
Госатомнадзора России от 17 декабря 1998 г. № 99;
7) Инструкция по осуществлению надзора за безопасностью при
транспортировании ядерных материалов, утвержденная Приказом Ростехнадзора от 26
августа 2004 г. № 14;
8) Порядок проведения проверок при осуществлении
государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии
построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных
нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденный Приказом
Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129;
9) Порядок формирования и ведения дел при осуществлении
государственного строительного надзора, утвержденный Приказом Ростехнадзора
от 26 декабря 2006 г. № 1130;
10) Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета
выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 12
января 2007 г. № 7;
11) Положение о надзоре за системой государственного учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденное
Приказом Ростехнадзора от 10 мая 2007 г. № 323;
12) типовые программы (методики, методические указания)
проведения проверок (инспекций) на ОИАЭ и выполнения работ в области
использования атомной энергии.
III. Управленческие процессы Системы управления
качеством
11. Процесс "Управление ресурсами"
11.1. Содержание (цели) процесса "Управление ресурсами":
1) обеспечение численности и квалификации работников
Ростехнадзора на уровне, необходимом и достаточном для достижения целей,
установленных в Политике в области управления качеством, путем подбора,
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации,
стажировки в соответствии с программами профессионального развития работников
Ростехнадзора;
2) обеспечение надлежащих условий для осуществления
Ростехнадзором государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии, включающих обеспечение работников необходимой документацией,
вычислительной техникой и оргтехникой, техническими средствами измерения,
средствами коммуникации, средствами пожарной безопасности, автотранспортом,
рационально размещенными рабочими местами, а также обеспечение необходимых
санитарно-гигиенических условий (в том числе по радиационной безопасности, по
уровню шума, вибрации, температуры, влажности, освещения, электромагнитного
излучения и др.);
3) оценка профессиональной служебной деятельности работников
Ростехнадзора.
11.2. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относятся:
1) укомплектованность штатов и отсутствие текучести
профессиональных кадров;
2) соответствие квалификации работников установленным требованиям;
3) соблюдение планов по подбору, подготовке, переподготовке
и повышению квалификации, проверке знаний и аттестации работников;
4) обеспеченность материальными, техническими, финансовыми и
информационными ресурсами планируемых потребностей.
11.3. Порядок выполнения процесса определен:
а) Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
"О государственной гражданской службе Российской Федерации";
б) Положением о проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110;
в) Положением об организации профессиональной подготовки
работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 17 июля 2008 г. № 501;
г) Методическими рекомендациями по определению численности
работников отделов по надзору и отделов инспекций межрегиональных
территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденными Приказом Ростехнадзора от 10 июня 2008 г. № 398.
12. Процесс "Оценка Системы управления качеством"
12.1. Содержание (цель) процесса "Оценка Системы
управления качеством" - оценка результативности Системы управления
качеством и ее дальнейшее совершенствование.
12.2. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относятся:
1) разработка на основе детального анализа конкретных мер по
совершенствованию осуществляемой деятельности руководством структурных
подразделений Ростехнадзора и подведомственных организаций;
2) отсутствие повторяемости несоответствий, установленных по
результатам предыдущих оценок Системы управления качеством.
12.3. Совершенствование Системы управления качеством
обеспечивается путем:
1) выполнения руководством Ростехнадзора на регулярной основе
анализа Системы управления качеством и определения способов ее
совершенствования;
2) разработки и проведения корректирующих и предупреждающих
действий по результатам анализа Системы управления качеством;
3) контроля мероприятий по совершенствованию Системы
управления качеством до их завершения и оценки их результативности при
последующих проверках Системы управления качеством;
4) проведения внутреннего и внешнего контроля реализации
основных принципов и процедур Системы управления качеством с установленной
периодичностью.
IV. Обеспечивающие процессы Системы управления
качеством
13. Процесс "Организация и осуществление научных
исследований"
13.1. Содержание (цель) процесса "Организация и
осуществление научных исследований" - получение результатов, способствующих
эффективному выполнению задач, стоящих перед Ростехнадзором, в области
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
по следующим направлениям научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ (далее - НИОКР):
1) анализ нарушений и отказов в работе ОИАЭ;
2) разработка научных материалов, содержащих результаты
изучения и обобщения опыта регулирования ядерной и радиационной безопасности;
3) организация и проведение верификации программных средств,
используемых при обосновании безопасности ОИАЭ;
4) разработка нормативных правовых актов и
нормативно-технических документов.
13.2. В рамках деятельности по организации и осуществлению
научных исследований:
1) Научно-технический совет Ростехнадзора формирует тематики
НИОКР, потребность в которых возникает в связи с исполнением государственных
функций Ростехнадзора, разрабатывает и утверждает технические требования на
выполнение НИОКР;
2) исполнители НИОКР организуют и проводят научные
исследования по обоснованию принципов и критериев ядерной и радиационной
безопасности, повышению эффективности государственного регулирования ядерной и
радиационной безопасности при использовании атомной энергии.
13.3. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относятся:
1) актуальность, экономическая целесообразность и
перспективность разрабатываемых программ НИОКР, обоснованность, глубина
проработки, практическая применимость и реализуемость полученных результатов
НИОКР;
2) соответствие промежуточных и окончательных результатов
НИОКР требованиям технического задания и достигнутому уровню науки и техники;
3) широкое использование результатов НИОКР в практической
деятельности ЭО, в реализации международных договоренностей и обязательств Российской
Федерации, работе различных семинаров, совещаний, координационных советов и
межведомственных рабочих групп, научно-технических советов, опубликование их в
научных и научно-технических изданиях.
13.4. Порядок выполнения процесса определен:
1) Приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2006 г. № 999 "Об
организации планирования в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору";
2) Приказом Ростехнадзора от 31 декабря 2010 г. № 1185
"Об установлении порядка формирования государственных заданий федеральным
государственным учреждениям, подведомственным Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору и контроля за их
выполнением";
3) Приказом Ростехнадзора от 10 августа 2011 г. № 463
"О порядке приемки и внедрения результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных для нужд
центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору";
4) Приказом Ростехнадзора от 10 августа 2011 г. № 465
"Об организации государственных закупок на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
нужд Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору".
14. Процесс "Международная деятельность"
14.1. Содержание (цели) процесса "Международная
деятельность" - осуществление контроля и надзора за выполнением
международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения
безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, взаимодействие с
органами государственной власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере деятельности, в том числе:
1) организация выполнения Ростехнадзором в рамках своей
компетенции обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в
международных конвенциях, многосторонних и двусторонних международных договорах
и межгосударственных программах в области обеспечения безопасности при
использовании атомной энергии в мирных целях;
2) участие в подготовке национальных докладов России по
выполнению обязательств, вытекающих из положений Конвенции о ядерной
безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим
топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;
3) организация и координация сотрудничества с органами
государственной власти иностранных государств и международными организациями по
вопросам регулирования безопасности при использовании атомной энергии в мирных
целях, участие в международных конференциях и симпозиумах, проводящихся под
эгидой МАГАТЭ, а также в мероприятиях, реализуемых в рамках региональных и
межрегиональных проектов Программы технического сотрудничества МАГАТЭ;
4) оказание содействия в развитии национальных органов
регулирования безопасности стран, планирующих развивать атомную энергетику на
базе российских ядерных технологий;
5) организация командировок за границу работников
Ростехнадзора;
6) организация приемов иностранных делегаций и отдельных
иностранных граждан в Ростехнадзоре.
14.2. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относится выполнение ежегодных планов международного
сотрудничества Ростехнадзора.
14.3. Порядок выполнения процесса определен:
1) Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии";
2) Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О
международных договорах Российской Федерации";
3) международными конвенциями:
а) Конвенцией о физической защите ядерного материала, 1979;
б) Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или
радиационной аварийной ситуации, 1986;
в) Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном пространстве, 1991;
г) Конвенцией о ядерной безопасности,
1994;
д) Конвенцией о гражданской ответственности за ядерный
ущерб, 1997;
е) Объединенной
конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности
обращения с радиоактивными отходами, 1997;
4) правовыми актами Ростехнадзора:
а) Инструкцией о порядке командирования за границу
работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора 23 декабря 2010 г. № 1170;
б) Инструкцией о порядке приема иностранных делегаций и
отдельных иностранных граждан в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 23
декабря 2010 г. № 1171;
5) Методическими указаниями о порядке подготовки и
представления планов и отчетов в области международного сотрудничества
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденными Приказом Ростехнадзора от 2 июня 2005 г. № 349.
15. Процесс "Управление документацией"
15.1. Содержание (цели) процесса "Управление
документацией":
1) создание системы обеспечения заинтересованных лиц
информацией, в том числе международной, по вопросам безопасности ОИАЭ, включая
регулирование ядерной и радиационной безопасности в области использования
атомной энергии;
2) представление для опубликования нормативных правовых
актов по регулированию ядерной и радиационной безопасности в области
использования атомной энергии;
3) организация издания нормативно-технической,
информационно-справочной и другой необходимой документации.
15.2. К основным результатам и показателям эффективности и
результативности процесса относятся:
1) издание документации в установленные сроки и надлежащего
качества;
2) создание полнотекстовой базы данных законодательных и
нормативных правовых актов по регулированию ядерной и радиационной безопасности
в области использования атомной энергии;
3) своевременная актуализация сайтов Ростехнадзора и
подведомственных организаций.
15.3. Порядок выполнения процесса определен:
1) Положением о порядке обращения со служебной информацией
ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994
г. № 1233;
2) Регламентом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 1
июня 2011 г. № 271;
3) Приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2006 г. № 999 "Об
организации планирования в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору";
4) Положением о системе защиты информации в компьютерных и
телекоммуникационных сетях Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26
июня 2006 г. № 624;
5) Положением об отчетности в Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора
от 26 октября 2006 г. № 954;
6) Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденной Приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 г. № 340;
7) Типовой инструкцией о защите информации в
автоматизированных средствах центрального аппарата, территориальных органов и
организаций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 6 октября 2006 г. № 873;
8) Инструкцией о порядке информационного обеспечения
деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2007 г. № 927;
9) Методическими указаниями о порядке подготовки и
представления планов и отчетов в области международного сотрудничества
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденными Приказом Ростехнадзора от 2 июня 2005 г. № 349.
V. Распределение ответственности работников
Ростехнадзора при реализации Системы управления качеством
16. Распределение функций и ответственности работников,
осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании
атомной энергии, определяется должностными регламентами.
17. Руководитель Ростехнадзора обеспечивает организацию и
координацию разработки, выполнения и корректировки Политики в области
управления качеством, создание, применение, оценку и постоянное
совершенствование Системы управления качеством, несет основную ответственность
за ее функционирование.
18. Заместители руководителя Ростехнадзора, руководители
территориальных органов, подведомственных организаций, структурных
подразделений несут ответственность в пределах их компетенции за реализацию
целей, приведенных в Политике в области управления качеством, и рекомендаций
настоящего Положения.
Непосредственные исполнители несут ответственность за
обеспечение качества выполняемой работы.
19. За контроль качества выполненных работ несут
ответственность руководители структурных подразделений в рамках их компетенции.
По результатам контрольных мероприятий применяются меры, направленные на
устранение и предотвращение недостатков в регулирующей деятельности.
20. Во всех структурных подразделениях Ростехнадзора в
рамках каждого процесса Системы управления качеством, действующего в конкретном
подразделении, осуществляется:
1) разработка, документирование процесса и ведение всей
необходимой вспомогательной документации;
2) обеспечение эффективного взаимодействия между
взаимосвязанными процессами;
3) обеспечение соответствия документации, связанной с
процессом, действующим нормативным правовым актам;
4) обеспечение ведения записей, которые необходимы для
подтверждения результативности процессов;
5) контроль выполнения и совершенствования процесса;
6) обеспечение соответствия процесса (в том числе всех
вносимых в него изменений) Политике в области управления качеством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
Положению о системе управления качеством Федеральной службы
по экологическому,
технологическому и атомному надзору в области
государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 февраля 2012 г. № 80
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И
АТОМНОМУ НАДЗОРУ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения. 2
II. Основные процессы Системы управления качеством.. 4
III. Управленческие процессы Системы управления
качеством.. 8
IV. Обеспечивающие процессы Системы управления
качеством.. 10
V. Распределение ответственности работников
Ростехнадзора при реализации Системы управления качеством.. 13
Приложение. Схема
взаимодействия процессов в рамках системы управления качеством федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. 14
|