Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассмотрены способы усиления форм, поддонов и бортов, которые обеспечивают повышение их жесткости на изгиб и кручение или снижение деформативности. Приведены указания по расчету поддонов и бортов при разных способах усиления. В приложениях даны примеры конструктивного решения усиленных поддонов и бортов, а также примеры расчета усиления. Предназначены для инженерно-технических работников, связанных с проектированием, изготовлением и эксплуатацией форм для производства железобетонных изделий.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Снижение деформативности форм

3. Усиление поддонов при работе на изгиб

4. Увеличение жесткости поддонов на кручение

5. Усиление бортов

6. Требования безопасности

Приложение 1. Примеры конструктивного решения форм и форм-вагонеток при трехточечном опирании

Приложение 2. Примеры конструктивного решения поддонов, усиленных предварительным напряжением

Приложение 3. Примеры конструктивного решения поддонов, усиленных на кручение

Приложение 4. Примеры расчета усиления поддонов

Приложение 5. Примеры расчета усиления бортов

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

25.07.1987УтвержденНИИЖБ Госстроя СССР
РазработанНИИЖБ Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Н И И Ж Б ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСИЛЕНИЮ ФОРМ

НА ЗАВОДАХ

СБОРНОГО

ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

МОСНВА—1987

уда 666.982.033

Печатаются по решению секции заводской технологии НТС НИИНБ Госстроя СССР от 25 июля 1986 г.

Рекомендации по усилению форм на заводах сборного железобетона.- М.: НИИЯБ Госстроя СССР, 1987, с.49.

Рассмотрены способы усиления форм, поддонов и бортов, которые обеспечивают повышение их жесткости на изгиб и кручение или снижение деформативности. Приведены указания по расчету поддонов и бортов при разных способах усиления. В приложениях даны примеры конструктивного решения усиленных поддонов и бортов, а также примеры расчета усиления.

Предназначены для инженерно-технических работников, связанных с проектированием, изготовлением и эксплуатацией форм для производства железобетонных изделий.

Табл.2, илл.32.

Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт бетона и железобетона Госстроя СССР, 1987

б)

Ч

/

1

I

\

\

\

_i__

T':i

1

1 -

/

/

/

\

\

\

/

/

/

гК

п

t

¥

Рис.З. Схемы форм-вагонеток с трехточечным опиранием (вед снизу)


|q

р

Г~~ч

ь


а - форма-вагонетка с четырьмя колесами при консольном расположении качающейся балки; б - то же» качающаяся балка смещена к поперечной оси; в - форма-вагонетка с тремя колесами для поперечного перемещения; г - то же» для продольного перемещения

3. УСИЛЕНИЕ ПОДДОНОВ ПРИ РАБОТЕ НА ИЗГИБ

3.1.    Работа поддона на изгиб связана с приложением к нему расчетных статических нагрузок - вертикальной от собственного веса и веса бетона и продольной от силы натяжения арматуры изделий, а также динамических воздействий при вибрационном уплотнении бетонной смеси. В ряде случаев на поддон дополнительно действует нагрузка от технологического оборудования, в том числе от устройств, создающих то или иное давление с целью лучшего уплотнения бетоннгГх смеси.

3.2.    Усиление поддонов1 при работе на изгиб достигается двумя способами:

увеличением жесткости конструкции на изгиб;

предварительным напряжением поддона.

3.3.    Увеличение жесткости поддона возможно при установке дополнительных продольных (в широких поддонах продольных и поперечных) балок или полос из толстолистовой стали, привариваемых вертикально или горизонтально (к нижним полкам швеллеров)1

Необходимое число дополнительных балок или число и площадь привариваемых полос определяют расчетом в соответствии с указаниями "Руководства по расчету и проектированию стальных форм" (М., Строй-издат, 1970).

3.4.    Повышение жесткости на изгиб благодаря увеличению площади поперечного сечения поддона обычно малоэффективно и к тому же этот способ требует заметного дополнительного расхода стали. К этому спо1 собу следует прибегать в тех случаях, когда не могут быть использованы другие варианты усиления1

3.5.    Основной способ усиления поддона - предварительное его напряжение, при котором поддон получает выгиб, погашаемый при приложении к нему расчетных нагрузок1

Способ усиления за счет предварительного напряжения рекомендуется как для поддонов, предназначенных для изготовления предварительно напряженных железобетонных изделий, так и поддонов, на которых изготовляют изделия с обычной ненапряженной арматурой.

3.6.    Предварительное напряжение конструкции обеспечивает возможность формования изделий на горизонтальной или изогнутой в допускаемых пределах рабочей поверхности поддона, а также упругую его работу в течение всего срока эксплуатации1

3.7.    Усиление поддона за счет предварительного напряжения ножет выполняться в трех вариантах:

приваркой к поддону предварительно напряженных тяг;

приваркой к изогнутому поддону тяг, напрягаемых при его выпрямлении ;

натяжением тяг непосредственно на поддоне.

3.8.    Выбор варианта предварительного напряжения зависит от конкретных условий производства и требуемой степени выгиба предварительно напряженного поддона при усилении.

Второй вариант предварительного напряжения рекомендуется главным образом для плоских поддонов, требуемая деформация которых создается при приемлемом весе груза.

Первый вариант предварительного напряжения поддона

3.9.    Первый вариант заключается в том, что тяги из арматурной стали класса А-Ш или А-Шв натягивают на специальные силовые балки, число которых соответствует числу тяг (рис.4,а).

Заряженные силовые балки устанавливают над перевернутым (настил внизу) поддоном так, чтобы тяги располагались над продольными балками (рис.4,6).

После приварки тяг к продольным балкам поддона (рис.4,в) производят их обрезку по торцевым сечениям и удаляют силовые балки (рис.4,г).

Поддон, предварительно напряженный за счет тяг, переводят в рабочее положение (рис.4,д), после чего его можно пускать в эксплуа -тацию.

3.10.    Тяги приваривают к нижним полкам швеллеров (имеется в виду рабочее положение поддона) по краям двусторонними швами и по длине односторонними шваии в шахматном порядке (шаг 800...1000 ни).

Длина швов по краям 150 мм, по длине 100 мы; толщина швов зависит от диаметра тяги.

З.П. При усилении первых 2...3-х поддонов партии необходимо до начала работы провести нивелирование рабочей поверхности каждого поддона согласно "Рекомендациям по методам испытаний форм для сборного железобетона" (М., НИИЖБ, 1984). Повторное нивелирование следует выполнить после приварки напряженных тяг с тем, чтобы выявить эффективность усиления и соответствие выгиба расчетным данным.

3.12. Если предварительное напряжение первых поддонов привело к ожидаемым результатам, усиливают всю партию поддонов. В противном

13

случав корректируют диаметр тяг и (или) их число* и усиление проводят повторно.


3)



А-А

Рчс.4. Первый вариант предварительного напряжения поддона

I - силовая балка; 2 - тяга (напряженный стержень); 3 - поддон

3.13' В тех случаях, когда поддоны одной партии, подлежащие усилению, имеют существенно разный прогиб, рекомендуется их предварительно (до усиления) выправить, используя для этой цели груз, домкраты или огневой способ. После правки все поддоны должны иметь горизонтальную рабочую поверхность или поверхность с примерно одинаковым прогибом.

14

3.14.    Расчет поддона» предварительно напряженного по первому варианту» включает в себя определение требуемого выгиба» числа и диаметра тяг.

Расчет выполняют в соответствии с пп. 3.30...3.40 настоящих Рекомендаций .

3.15.    Примеры конструктивного решения предварительно напряженных поддонов приведены в при л. 2 настоящих Рекомендаций.

Второй вариант предварительного напряжения поддона

3.16.    Второй вариант заключается в том, что поддон, переведенный в положение настилом вниз, устанавливают по краям на две линейные опоры и загружают через металлическую площадку грузом для прогиба конструкции на требуемую величину (рис.5,а).

Примечание. Металлическая площадка должна иметь внизу прорези для пропуска тяг.

3.17.    Требуемый прогиб поддона под грузом обеспечивают двумя средними опорами, смещение которых относительно поперечной оси принимают по конструктивным соображениям, а разность отметок между крайними и средними опорами устанавливают расчетом.

3.18.    В качестве груза для деформации поддона можно использовать бетонные или металлические блоки массой 3...5 т, железобетонные плиты и другие изделия. При любом груз© следует обеспечить соприкосновение изогнутого поддона со средними опорами по всей его ширине.

3.19.    К продольным балкам поддона, изогнутого на заданную величину, приваривают тяги из арматуры класса А-Ш или А-Шв; число и диаметр тяг определяют расчетом.

Тяги приваривают по краям двусторонними швами, по длине - односторонними швами, располагаемыми в шахматном порядке с    шагом

800...1000 мм (рис.5,б).

Длина швов по краям 150 мм, по длине 100 мм; толщина швов зависит от диаметра тяги.

3.20.    После снятия груза поддон выпрямляется (рис.5,в), и в тягах возникает предварительное напряжение, обеспечивающее требуемый выгиб конструкции.

Поддон переводят в рабочее положение (рис.5,г), после чего его можно пускать в эксплуатацию.

3.21.    Нивелирование рабочей поверхности первых усиливаемых поддонов до и после предварительного их напряжения необходимо прово-

15

дить согласно п.3.11 настоящих Рекомендаций.

Рис.5. Второй вариант предварительного напряжения поддона

I - поддон; 2 - груз; 3 - металлическая площадка под груз;

4 . |фвйняя опора; 5 - средняя опора; 6 - тяга

3.22. Расчет поддона, предварительно напряженного по второму варианту, включает в себя определение его выгиба, числа и диаметра тяг

16

Расчет выполняют в соответствии с пп. 3.41...3.45 настоящих Рекомендаций*

3.23* Примеры конструктивного решения предварительно напряженных поддонов приведены в при л. 2 настоящих Рекомендаций.

Третий вариант предварительного напряжения поддона

3*24. Третий вариант предусматривает напряжение тяг, приваренных к поддону с одного края, домкратом или за счет их удлинения при нагреве.

Для напряжения поддон переводит в перевернутое (настилом вниз) положение, на одном торце по оси тяг временно приваривают упоры и на полках продольных балок располагают расчетное число тяг, которые принимают из стали того же класса, что и в первых двух вариантах.

3*25. После приварки тяг с одного края двухсторонними швами длиной 150 мм производят натяжение тяг с помощью домкрата.

Напряженную тягу приваривают со второго края такими же швами, что и на первом крае. Затем освобождают домкрат, и тягу приваривают по длине односторонними швами длиной ЮО мм с шагом 800***1000 мм.

3.26* При последовательном натяжении тяг силу, с которой натягивается каждая очередная тяга, устанавливают расчетом в зависимости от порядкового номера; в связи с деформацией формы тяги, налря -гаемые в первую очередь, натягивают сильнее, чем последующие тяги.

3.27.    В тех случаях, когда напряжение в тягах создают благодаря их удлинению при нагреве, на одном конце тяги выполняют нарезку или к нему присоединяют стыковой сваркой коротыш с резьбой. На торец тяги (или коротыша) навинчивают гайку и доводят ее до упора.

Каждую тягу последовательно разогревают на разных участках газовой горелкой, и ее удлинение выбирают вращением гайки. Расчетное удлинение каждой тяги зависит от ее порядкового номера; расчетом предусмотрено, что предварительно тяги полностью выравнены.

3.28.    После заданного удлинения тягу приваривают на втором краю и по длине (см.п.3.25 настоящих Рекомендаций). Затем обрезают выступающие части тяг и упоры, если они мешают нормальной эксплуатации поддона.

3.29.    Расчет поддона, предварительно напряженного по третьему варианту, выполняют в соответствии с пп. 3.46...3.50 настоящих Рекомендаций.

17

Расчет поддона, предварительно напряженного по первому варианту

3.30.    Расчет усиления поддона выполняют на основе общего метода расчета предварительно напряженных форм, приведенного в "Руководстве по расчету и проектированию стальных форм" (М., Стройиздат,1970), согласно пп. 3,31...3.40 настоящих Рекомендаций.

3.31.    По Руководству* подсчитывают жесткость поддона на изгиб. Желательно расчет вести по фактической жесткости поддона на изгиб, определяемой по результатам испытания (см. п.1.5 настоящих Рекомендаций).

3.32.    По расчетной или фактической жесткости поддона на изгиб, используя формулы Руководства, определяют прогиб поддона от продольной и вертикальной нагрузок, и на основании этого расчета принимают решение о величине предварительного выгиба, необходимого для полной или частичной компенсации прогиба от расчетных нагрузок.

3.33.    При горизонтальной в процессе формования рабочей поверх

ности поддона минимальную площадь тяг определяют по приближенной формуле    а

F'r-K^-jn >    (I)

О

где К1 - 1,4.10 при /V в кгс;

К1 ~ 14.10"^при N в Н; Н - сила натяжения арматуры; е -- эксцентриситет приложения силы натяжения арматуры относительно центральной плоскости поддона; е ' - расстояние от центральной плоскости до центра тяжести тяг, создающих предварительное напряжение конструкции.

3.34. При рабочей поверхности поддона, прогнутой при формовании, минимальную площадь тяг определяют по приближенной формуле

(2)

где Ki - 1,4.10"^ при N в кг и £ в кгс/см^;

К, = 14.ИГ3 при N в Н и £ в МПа;

е и е* - см. формулу (I); J - момент инерции поперечного сечения поддона; / - длина поддона; [у] - допускаемый прогиб поддона.

* Здесь и ниже имеется в виду Руководство, упомянутое в п.3.30.

18

3.35.    Число и диаметр тяг принимают из условия, что суммарная площадь их поперечного сечения FT больше или равна площади Гт* , определенной по формуле (I) или (2).

3.36.    При принятой площади тяг FT подсчитывают усилие Pt , возникающее в них при натяжении арматуры**

М { £>£ 1 - р 2 )

Pi -    ’    (3)

у

где m =■ f,G5 ; поддона* r


t rz + m

F - площадь поперечного сечения


3.37. Расчетный момент Мр , создаваемый усилиями в арматуре и тягах, равен

Мр ^ Me - Р1 е \    (4)

а суммарная сила натяжения тяг


е'

Сила натяжения каждой тяги

t _ М р


(5)


пе ‘


(5*)


где п - число тяг.


3.38.    Напряжение в тягах определяют по формуле

. л_ е Fr ’ е'

Это напряжение не рекомендуется принимать больше Ю2 Ша. Допускается превышение 6 не более чем на 20 %.

3.39.    Выгиб поддона от предварительного напряжения тяг равен


(6)


Мр t 2


(7)


где Мр - см. формулу (4); Ы1 - коэффициент, учитывающий повышение жесткости за счет приварки тяг на части длины поддона.


Коэффициент Ы1 подсчитывают по формуле (7.2) Руководства; коэффициент fl 1 в этой формуле определяют по табл.2 прил.Ш того же Руководства.


* Параметры Р1 и Мр более точно можно определять по формулам (6.17) и (6.18) Руководства.


19


3.40. Если выгиб ^ , подсчитанный по формуле (7), оказался больше (меньше) требуемого, соответственно уменьшают (увеличивают) диаметр тяг или изменяют число тяг*

После корректировки площади тяг расчет выполняют повторно*

Расчет поддона, предварительно напряженного по второму способу

3*41. Расчет выполняют так же, как и при предварительном напряжении по первому варианту (см. пп. 3.30...3*40 настоящих Рекомендаций), только /У всегда определяют по формуле (2) и дополнительно подсчитывают величины, связанные с необходимостью предварительного прогиба поддона.

3.42.    Для создания в тягах расчетного напряжения, определенного по формуле (6), необходимо поддон прогнуть на величину, определяемую по приближенной формуле

у =1,3    125е    +    i1,265е + 0,375SPI ) ,    (8)

где 1,3 - коэффициент, учитывающий начальную кривизну тяг на участках мелду сварными швами;    (е*2    +    г 2 + т ) ;

т и Г - см. формулу (3); Р - см. формулу (5).

3.43.    Для обеспечения заданного прогиба поддона средние опоры следует располагать ниже крайних на величину

A = (0,75t* - 6*) jf у ,    (9)

где $ - см. рис.6; у - см. формулу (8).

Рис.6. Расчетная схема загружения поддона для создания предварительного напряжения в тягах

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Качество железобетонных изделий в значительной степени зависит от форм* в которых изготовляет изделия. Это связано в первую очередь с де формат явностью формы в целом и ее основных частей - поддона и бортов при приложении расчетных нагрузок* Не меньшее значение имеет величина и характер остаточных деформаций, полученных при изготовлении формы и в процессе ее эксплуатации.

Чтобы снизить отрицательные последствия недостаточной жесткости формы, а также недопустимых искривлений рабочей поверхности поддона, рекомендуется проводить усиление формы, поддона и бортов.

Усиление формы и поддона требуется и в тех случаях, когда необходимо в форме или на поддоне (при немедленном распадубливании) изготовлять изделия с более мощной, чем предусмотрено расчетом, предварительно напряженной арматурой или изготовлять предварительно напряженные изделия на несидовом поддоне.

Особенно часто возникает необходимость в снижении деформативно-сти формы на кручение, так как поддоны с обычной решеткой, состоящей из продольных и поперечных балок, имеют низкую крутильную жесткость. Это ведет не только к появлению трещин в железобетонных изделиях, но и к большим отклонениям от плоскостности граней, когда изделия твердеют на изогнутом поддоне.

В настоящих Рекомендациях рассмотрены наиболее эффективные способы усиления форы, поддонов и бортов, а также расчет усиления применительно к разным способам. В них обобщены результаты многолетних исследований НИИ1Б по созданию форм рационального типа и опыт усиления форм на заводах сборного железобетона.

Рекомендации разработаны в НИИЖБ Госстроя СССР лабораторией совершенствования заводской технологии железобетона (канд.техн. наук Г.С.Митник).

Замечания и предложения по содержанию настоящих Рекомендаций просим направлять в НИИЖБ по адресу: 109389, Москва, 2-я Институт -ская ул., д.6.

Дирекция НИИЖБ

3.44.    При затружении поддона двумя симметрично расположенными грузами (см.рис.6) требуемый его прогиб создается весом

п    УН    У

У ~    а    ' 0,751* -О*    ’    (10)

где а - см.рис.6; у - см. формулу (8).

3.45.    Вес груза должен быть увеличен, если все или часть поддонов усиливаемой партии имеют начальный прогиб, полученный при изготовлении и (или) эксплуатации*

Суммарный вес груза с учетом начального прогиба подсчитывают по поддону с максимальным , у нач

ZQ-Q {1+    ,    (П)

где Q - см. формулу (10).

Расчет поддона, предварительно напряженного по третьему способу

3.46.    Расчет усиления поддона выполняют так же, как и при пер -вом варианте (см. пп. 3.30...3.40 настоящих Рекомендаций).

3.47.    Дополнительно подсчитывают потери напряжений в тягах, вызываемые сжатием и изгибом поддона при передаче на него продольной нагрузки Р . Эти потери, определяемые из условия одновременного натяжения тяг силой, которая фиксируется до деформации поддона, вычисляются по формуле

б*-(т +т~)р >    (12)

где Р - см. формулу (5); PfJ и е' - см. формулы (1)..*(3).

3.48.    При последовательном напряжении тяг, когда сила Р* опре -делена по формуле (5'), сила натяжения i -й тяги равна

Pt-P1 +    —Т    ’    (13)

где б п - см. формулу (12); i - порядковый номер тяги; п - число тяг.

3.49.    При натяжении тяг за счет их удлинения при нагреве подсчитывают сближение торцов поддона на уровне оси тяг, вызываемое

21

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Усиление формы, поддона и бортов выполняют с целью повышения жесткости конструкции (конструктивного элемента) на изгиб и кручение или снижения ее (его) деформативности.

1.2.    Усиление формы в целом или основных ее элементов - поддона и бортов производят в тех случаях, когда на производство поступает партия форм, которые характеризуются повышенной деформативностью от расчетных нагрузок и технологических воздействий, что резко сникает качество железобетонных изделий по важнейшим параметрам.

1.3.    К усилению формы, поддона и бортов, находящихся в эксплуатации, прибегают, когда изготовленные в них железобетонные изделия имеют дефекты (трещины, недопустимые отклонения от плоскостности, увеличения размера в середине изделия по ширине и длине и т.п.), появление которых связано с повышенной деформативностью формы.

1.4.    Вопрос об усилении форм встает также при необходимости выпускать железобетонные изделия с более мощной, чем принятая при расчете формы, арматурой или использовать несиловые формы (поддоны) для изготовления предварительно напряженных изделий.

1.5.    Усилению формы, поддона и бортов должно предшествовать испытание конструкции на деформативность по ГОСТ 26438-85 и Рекомендациям по методам испытаний форм для сборного келеэобетонап (М., НИИЖБ, 1984).

Если деформативность формы, поддона и бортов превышает требования, записанные в ГОСТ 25781-83 или других нормативно-технических документах, принимают решение об усилении конструкции по одному из способов, приведенных в настоящих Рекомендациях.

1.6.    Для определения эффективности принятого способа усиления производят повторные испытания усиленной конструкции, и на основании их результатов делают заключение о целесообразности усиления всей партии форм или поддонов по этому способу и конструктивному решению,

1.7.    Для конкретной формы из рассмотренных в настоящих Рекомен-даниях способов усиления следует принимать тот способ или те способы, которые в наибольшей эффективностью позволяют решать задачи, поставленные при усилении конструкции.

При наличии двух или более способов усиления примерно одинаковой эффективности выбор одного из них для реализации следует проводить, исходя из конкретных условий производства, минимального рас-

4

хода стали и сравнения приведенных затрат на усиление партии форы разными способами.

1.8. Способы усиления, описанные в настоящих Рекомендациях.разработаны в развитие "Указаний по усилению поддонов при изготовлении предварительно напряженных железобетонных изделий" (М., Гоестройиз-дат, 1959), "Руководства по расчету и проектированию стальных форм" (М., Стройиздат, 1970), "Рекомендаций по расчету и конструированию форм при трехточечном опирании" (М., НИИЖБ, 1978) и "Рекомендаций по расчету и конструированию поддонов с раскосной решеткой" (М., НИИЖБ, 1982),

2, СНИЖЕНИЕ ДЕФОРМАТИВНОСТИ ФОРМ

2.1.    Усиление формы в целом предусматривает снижение ее дефор-мативности или увеличение жесткости на изгиб и кручение.

Усиление поддона и бортов (см.раэд.3.,,5 настоящих Рекомендаций) следует рассматривать как варианты усиления формы в целом.

2.2.    Увеличение жесткости формы с откидными бортами возможно благодаря приварке части бортов к поддону (обычно одного продольного и одного торцевого) • Этот способ усиления применим, когда при одном или двух приваренных бортах изделие свободно извлекается из формы.

2.3.    В тех случаях, когда по условиям свободного распалублива-ния невозможно приварить отдельные борта, следует перейти к конструктивному решению с разделением борта по высоте на две части, нижнюю из которых приваривают к поддону.

2.4.    Снижение деформаций силовой формы возможно за счет уменьшения эксцентриситета приложения силы натяжения арматуры. Уменьшение эксцентриситета достигается приваркой в поддоне и (или) бортах дополнительных элементов (балок, полос и т.п«), смещающих положение центральной плоскости формы к точке приложения равнодействующей усилий от предварительно напряженной арматуры.

При полном совмещении центральной плоскости с точкой приложения равнодействующей обеспечивается центральное приложение продольной нагрузки, что исключает изгиб формы. Тот же эффект достигается при применении качающихся упоров, рассмотренных в гл.6 "Руководства по расчету и проектированию стальных форм" (М., Стройиздат, 1970).

2.5.    Основной способ снижения деформативности форм при любой технологии, кроме стендовой, состоит в их переводе на трехточечное

5

опирание, при котором многократно снимается кручение хонструкдеш о процессе ее перемещения, транспортирования и установки на постах технологической линии.

Перевод форм на трехточечное опирание

2.6. Трехточечное опирание предполагает расположение опор в вершинах равнобедренного треугольника, при этом средняя опора совмещается с продольной или поперечной осью формы (рис.1).

Рис.1. Рекомендуемые схемы трехточечного опирания

а - средняя опора расположена на продольной оси; б - то же, на поперечной

При переводе формы на трехточечное опирание не приходится вносить изменения в ее конструкцию или представляется возможным ограничиться изменением положения отдельных узлов.

6

2.7. Схему расположения трех опор принимает в зависимости от конкретных условий производства* При отсутствии противопоказаний технологического или конструктивного порядка предпочтительнее схема на рис Л «а, при которой деформации на свободных (неопертых) углах всегда меньше и может быть обеспечено равенство опорных реакций в трех точках*

2*8. Оптимальное смещение крайних опор от краев из условий минимальных деформаций в характерных точках поддона зависит от соотношения размеров поддона в плане (см*рис.19а):

у «0,8 соответствует t==Yb “ 0.28...0,32;

X = 0,7    г    =    0,24...0,32;

^ ^ 0,6    "    г    =    0,28;

при з' , равном I и 0,9, смещение опор практически не влияет на величины деформаций.

2.9.    Оптимальное смещение крайних опор от краев (см* рис.1, а), обеспечивающее равенство опорных реакций, г равно 0,33 для всех значений у ( г и см. п.2.8 настоящих Рекомендаций}.

2.10.    Смещение крайних опор от краев При расположении средней опоры на продольной оси принимают, исходя из конкретных условий производства, конструкции формы и положений пп. 2.8 и 2.9 настоящих Рекомендаций.

2.11.    При опирании по схеме на рис* 1,6 смещение крайних опор

от краев, обеспечивающее минимальные деформации, зависит от соотношения размеров поддона в плане    и    отношения    D    к    / Df ,

где DK и Dt - жесткость поперечного сечения поддона соответственно на кручение и изгиб.

Оптимальное смещение опор приведено в табл Л.

Таблица I

i

ы - 1 c/q пои DK/vf , равном

0.05

0,1

_ Qa5

6

0,8

0,8

0,8

4

0,6

0,8

0,8

2

0,5

0,6

0,8

I

0,5

0,5

0,6

Примечание. При DH / Di * * 0,01 оптимальное смещение опор при всех значениях # равно 0,5.

7

2.12* Опорные реакции при расположении опор по схеме на рис. 1,6 не зависят от величины смещения опор до краев*

2.13* Смещение крайних опор от краев при расположении средней опоры на поперечной оси принимает, исходя из п.2.11 настоящих Рекомендаций и с учетом того, что при смещении опор максимальные деформации отмечается на свободных углах.

2.14. Если перевод на трехточечное опярание не обеспечивает необходимую степень снижения деформаций, требуется местное усиление конструкции, которое следует выполнять по пп. 2.15 и 2.16 настоящих Рекомендаций.

£.15. Для схемы с расположением средней опоры на продольной оси (см.рис.I,а) наиболее рационально повышение жесткости наружных продольных балок и торцевой балки над средней опорой. В первую очередь, местное повышение жесткости рекомендуется создавать приваркой вторых швеллеров или вертикальных листов, а также приваркой отдельных бортов, если такая возможность имеется (см. пп. 2.2 и 2.3 настоящих Рекомендаций).

2.16.    Для схемы с расположением средней опоры на поперечной оси (см.рис.1,б) наиболее эффективно усиление наружных продольных балок. При невозможности выполнения этого условия следует усилить балку над средней опорой или приварить расположенный над ней продольный борт, если такая возможность имеется (см. пп. 2.2 и 2.3 настоящих Рекомендаций) •

2.17.    Деформации формы при переводе на трехточечное опирание можно определить испытанием (см. п.1.5 настоящих Рекомендаций) или подсчитать по "Рекомендациям по расчету и конструированию форм при трехточечном опирают" (М., НИИЯБ, 1978).

2.18.    При поточно-агрегатной и подуконвейерной технологиях в ряде случаев достаточно перейти на опирание в трех точках в ямных камерах, чтобы решить проблему изготовление изделий с отклонениями от плоскостности в пределах допускаемой величины. При наличии в камере пакетировщика для этого необходимо одну автоматическую стойку удалить, а вторую сместить к продольной или поперечной оси (рис.2,а,б).

2.19.    Отсутствие в ямной камере пакетировщика требует оснащения каждой формы тремя опорными стойками, расположенными по схемам рис. 2,в, и г. Рациональная конструкция составной стойки приведена в при л Л настоящих Рекомендаций.

8

«о



Ь)


5

4

z.

ч



Рис«2. Схемы расположения опорных устройств

а - в ямной камере, оснащенной пакетировщиком, средняя стойка на продольной оси; б - то же, средняя стойка на поперечной оси; в - в форме с опорными стойками, средняя стойка на продольной оси; 2 - то же, средняя стойка на поперечной оси;

I - стенка камеры; 2 * автоматическая стойка; 3 - форма; 4 - опорная стойка


При изготовлении изделий с немедленным распалубливаииеы на поддоне приемлем вариант с использованием съемных или откидных стоек (см.прилД настоящих Рекомендаций)*

2.20.    При установке формы в ямной камере на деревянные иля стальные подкладки следует ограничить их число тремя с размещением по схемам на рис*2,в и г.

2.21.    При переводе форм» используемых на поточно-агрегатных технологических линиях» на сквозное трехточечное опирание в них предусматривают расположение по схемам» приведенным на рнс«2»в»г»не только опорных стоек» но и подъемных устройств и мест опирания на постах технологической линии» если опорные стойки не предназначены для такого опирания*

2.22.    Перевод форм-вагонеток31 на трехточечное опирание возможен в вариантах с четырьмя и тремя колесами* При любом варианте ликвидируются трещины в изделиях» вызываемые искривлениями рабочей поверхности поддона из-за колебаний отметок головки рельсов и неровностей пути на стыках» и исключается падение формы-вагонетки.

2.23.    При четырех колесах трехточечное опирание достигается объединением двух колес качающейся балкой (балансиром)» которая на горизонтальной оси крепится к несущей раме поддона (рис*3,а,б)*

Решение с консольным расположением качающейся балки    (см.

рис.3,а) обычно требует меньлего изменения конструкции формы-вагонетки» поэтому при усилении его применяют в первую очередь. В производственных условиях успешно используют такие схему, приведенную на рис.3»б.

Примеры конструктивного решения форм-вагонеток с четырьмя колесами при трехточечной схеме опирания приведены в прил.1 настоящих Рекомендаций*

2.24.    Форма-вагонетка» у которой больший размер перпендикулярен продольной оси конвейера (рис.3,в), при переводе на три колеса, как правило, не требует установки дополнительной балки для снижения деформаций со стороны, где расположено одно колесо; такое решение обычно предусматривают в форме-вагонетке, установленной так, что ее длина параллельна продольной оси конвейера (рис.3,г)*

* Все приведенные кике указания в равной степени относятся к поддонам-вагонеткам и транспортным тележкам» на которых устанавливаю* формы.

10

1

Все приведенные нике указания относятся как к собственно поддонам, так и поддонам, оснащенным бортами, т.е1 к формам-