Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

39 страниц

Купить 2-4-87-36-14 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Требования к уровню освоения курса обучения

3. Учебно-тематический план

4. Содержание тем занятий

5. Учебно-методическое обеспечение курса обучения

5.1. Список литературы

5.2. Средства обеспечения курса обучения

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Утверждаю Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных

образований

1. Пояснительная записка

Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее - Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Примерная программа регламентирует обучение должностных лиц и специалистов администраций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которых возложены обязанности по вопросам гражданской обороны (далее -ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).

Целью подготовки данных групп населения по этой программе является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных

67

и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени.

В целях совершенствования качества повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в Примерную программу заложен принцип модульпо-компетентностного подхода к обучению. Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки обучаемых и получения необходимого уровня знаний и умений, требуемых для выполнения ими должностных обязанностей после обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС. При этом темы первого модуля обучаемыми выбираются лично в зависимости от уровня своей исходной подготовки и рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, которые вырабатываются на основе входного тестирования. Материал выбранных тем первого модуля осваивается обучаемыми с использованием электронных материалов, разрабатываемых в УМЦ ГОЧС, и путем получения консультаций у преподавателя во время самостоятельной подготовки.

Основными задачами курса подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по данной Примерной программе являются:

а)    систематизация сведений по основным возможным опасностям, характерным для данного субъекта РФ (муниципального образования);

б)    овладение знаниями, умениями и навыками по предупреждению ЧС, ликвидации и минимизации влияния на население опасностей, присущих характерным для данного региона ЧС, а также возникающим в ходе военных действий или вследствие этих действий;

в)    осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения всех сил и средств ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей;

г)    формирование личной и профессиональной культуры безопасности, воспитание готовности взять на себя ответственность за своевременное принятие адекватных решений и претворение их в жизнь в целях обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени.

Перечень должностных лиц и работников ГО и РСЧС, подлежащих обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, определен приказами МЧС России от 13.11.2006 г. № 646 и от 19.01.2004 г. № 19, зарегистрированными в Минюсте России.

Обучение организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

68

Наименование модулей и включенных в них тем

Категории обучаемых и количество учебных часов на отработку всех тем модуля

Главы местных администраций и руководители организаций

Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС

Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС

Работники

эвакуационных

органов

Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования

Работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС**

Кол-во учебных часов

Кол-во учебных часов

Кол-во учебных часов

Кол-во учебных часов

Кол-во учебных часов

Кол-во учебных часов

Всего

Лекции

Семинары (круглые столы)

£1 3 Ё

% 8 и 3 о и V о

р

Самостоятельная

подготовка

Всего

Лекции

Семинары (круглые столы)

Практические занятия (деловые игоы)

Самостоятельная

подготовка

Всего

Лекции

Семинары (круглые столы)

Практические занятия (деловые игры)

Самостоятельная

подготовка

Всего

Лекции

Семинары (круглые стопы)

Практические занятия (деловые игры)

Самостоятельная

подготовка

Всего

Лекции

Семинары (круглые столы)

Практические занятия (деловые игоы)

! Самостоятельная подготовка

Всего

Лекции

Семинары (круглые

столы)

Практические занятия (деловые игоы)

Самостоятельная

подготовка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Входное тестирование

1

1

1

1

1

1

I

Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС

*

*

*

*

$

1

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС, характерных для субъекта РФ, и возможное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

воздействие на объекты, окружающую среду их негативных и поражающих факторов

2

Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, ведении военных действий и вследствие этих действий

3

Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей на водных объектах

4

Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС на территории РФ

5

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, обязанности организаций и граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

6

Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним

7

Действия должностных лиц ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих уровней реагирования, а также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО

П

Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС

8

18

8

4

2

9

1

Изменения и дополнения, внесенные за 5 лет в федеральные

законодательные и подзаконные акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения безопасности людей на водных объектах и их

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

влияние на организацию и выполнение этих мероприятий в субъекте РФ (муниципальном образовании, организации)

2

Требования региональных и муниципальных нормативных правовых актов и нормативных актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС

3

3

3

1

2

5

2

3

4

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО и защиты населения

1

1

4

4

5

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

1

1

4

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

6

Участие органов управления, сил ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

1

1

2

2

3

1

2

7

Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС)

2

2

2

2

2

2

2

2

III

Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования объектов экономики

7

13

5

12

26

10

1

Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ, и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования.

2

2

4

1

3

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

декларирования и страхования потенциально опасных объектов

2

Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения

1

1

1

1

8

4

4

3

1

2

4

Общие понятия об

устойчивости

функционирования

объектов экономики и

жизнеобеспечения.

Факторы, влияющие на

устойчивость

функционирования при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения

1

1

1

1

8

4

4

3

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

5

Прогнозирование и оценка

устойчивости

функционирования

объектов экономики и

жизнеобеспечения

населения

2

1

1

8

2

6

6

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели

2

2

2

2

2

2

2

2

7

Мероприятия, планируемые для повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, и организация их выполнения

1

1

6

3

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

IV

Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения

4

12

8

12

2

11

1

Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС

1

1

4

2

2

1

1

2

Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Организация

радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций

1

1

2

2

2

2

4

Организация инженерной защиты населения и работников организаций

1

1

2

2

2

2

2

2

5

Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации

1

1

1

1

8

4

4

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

6

Организация медицинской профилактики радиационных поражений и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии

1

1

1

1

1

1

7

Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС

2

2

2

2

1

1

У

Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС

8

11

36

15

1

Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

4

2

2

2

2

2

Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность

2

2

5

2

3

3

3

5

2

3

3

Применение новых технологий при проведении АСДНР

2

2

4

2

2

4

2

2

4

Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР

2

2

2

2

6

2

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

5

Действия руководителей НАСФ и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач

6

6

6

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

2

2

6

2

4

2

2

7

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

11

2

3

6

2

2

VI

Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС

6

15

12

5

3

24

1

Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС

2

2

3

I

2

2

2

2

2

2

Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ

2

2

3

1

2

5

2

3

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в форме повышения их квалификации не реже одного раза в 5 лет.

Руководители УМЦ ГОЧС и курсов ГО на основании данной Примерной программы и с учетом указаний органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) по организации обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, разрабатывают и утверждают установленным порядком программу повышения квалификации для каждой конкретной категории обучаемых. Программа повышения квалификации подлежит ежегодной корректировке после утверждения Плана комплектования УМЦ ГОЧС и курсов ГО. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня компетенций в области ГО и защиты от ЧС, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого в программе повышения квалификации исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, помимо прочего определяется расчет времени, отводимого на изучение тем, предлагаемых Примерной программой, уточняется содержание тем занятий, последовательность их изучения, формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей Примерной программой на отработку модуля в целом.

Для повышения эффективности обучения в обязательном порядке организуется и проводится входное тестирование уровня знаний обучаемых. На основании его результатов вырабатываются индивидуальные рекомендации слушателям по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.

Учебные группы для повышения квалификации комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов управления ГО и РСЧС и замыслом используемой формы обучения.

Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения выбранных тем первого модуля, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.

69

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

3

Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС

3

3

10

2

4

4

5

2

3

3

1

2

6

2

4

4

Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС

1

1

2

2

5

Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей

2

2

2

2

6

Особенности обучения в области ГО и защиты от ЧС и психологической работы с населением, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях

1

1

2

2

7

Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности

2

2

2

2

5

2

3

В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ ГОЧС и курсов ГО в другие города и районы субъекта Российской Федерации, а также с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности.

В целях усиления практической направленности обучения темы №7 М2, №5 М3, №4 М4 и №2 М5 Примерной программы рекомендуется отрабатывать на материальной базе объектов. Объекты определяются решением руководителей органов исполнительной власти(председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Обучение слушателей завершается сдачей зачета. Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются преподавателями УМЦ ГОЧС, курсов ГО и утверждаются начальниками УМЦ ГОЧС и курсов ГО индивидуально в каждом субъекте РФ. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой начальником УМЦ ГОЧС (курсов ГО). По согласованию с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (органа специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления) в состав комиссии могут привлекаться сотрудники (работники) этих органов.

2. Требования к уровню освоения курса обучения

Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС, обучающиеся по данной программе разделены на 6 групп (главы местных администраций и руководители организаций, должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС, должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС, работники эвакуационных органов, работники комиссий по повышению устойчивости функционирования, работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС).

В результате прохождения курса повышения квалификации:

а) главы местных администраций и руководители организаций должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;

структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО,

70

мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;

состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности; уметь:

анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;

принимать решения, ставить задачи и координировать деятельность органов управления и сил ГО и РСЧС при возникновении ЧС; быть ознакомлены с:

организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;

реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;

организацией проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.

б) должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;

структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;

состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

экологическую, природную и техногенную обстановку на территории субъекта РФ (муниципального образования);

порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;

организацию взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС; организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;

порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;

организацию обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;

71

организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения; уметь:

разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС; анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;

организовывать деятельность подведомственных структурных подразделений органов управления и сил ГО и РСЧС при возникновении ЧС;

организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении работ;

организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности; организовывать и контролировать деятельность по безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов;

организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;

организовывать обобщение и распространение передового опыта по предупреждению ЧС и защите населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных действиях;

осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО;

быть ознакомлены с:

принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;

организацией    взаимодействия с частями и подразделениями

Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;

реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;

организацией проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в области ГО и защиты от ЧС.

в) должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС должны: знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня и роль сил ГО и РСЧС в решении задач;

состав, задачи, возможности и порядок применения подведомственных сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации);

порядок действий сил при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;

72

виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, способы защиты населения от их воздействия и место сил ГО и РСЧС при их применении;

порядок взаимодействия с органами управления;

ЧС природного и техногенного характера, которые наиболее вероятны на территории субъекта РФ (муниципального образования), возможности подчиненных сил по их предотвращению и ликвидации последствий;

порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;

способы оказания первой помощи;

порядок примене1шя сил ГО и РСЧС в ходе проведа 1ия АСДНР при ликвидации ЧС; уметь:

поддерживать в постоянной готовности подчиненные силы ГО и РСЧС; анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;

осуществлять организацию проведения АСДНР, управление подчиненными силами при выполнении работ;

организовывать и обеспечивать выполнение мер безопасности личным составом и окружающими при проведении АСДНР;

осуществлять проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводить подготовку подчиненных сил ГО и РСЧС к выполнению задач по их предназначению;

быть ознакомлены с:

принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;

передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

г) работники эвакуационных органов должны: знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;

порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;

порядок и организацию проведения эвакуации;

порядок применения, организацию хранения и поддержания в готовности к выдаче населению индивидуальных средств защиты;

порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС);

73

порядок поддержания в готовности защитных сооружений; особенности эвакуации культурных и материальных ценностей; уметь:

анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам эвакуации;

разрабатывать планирующие и сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации;

разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий;

использовать медицинские средства защиты для оказания помощи пострадавшим;

веста учет имущества, находящегося в распоряжении защитного сооружения;

быть ознакомлены с:

принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;

организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС.

д) работники комиссий по повышению устойчивости функционирования должны: знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;

опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;

порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;

основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени;

методы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;

методики оценки устойчивости функционирования объекта экономики при угрозах и опасностях различного характера; уметь:

анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам повышения устойчивости работы экономики и жизнеобеспечения;

разрабатывать планирующие документы в области повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

обеспечивать выполнение мероприятий по устойчивому функционированию объектов экономики в военное время и при ЧС;

74

давать прогнозы по устойчивости функционирования объекта экономики; быть ознакомлены с:

принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;

передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования объекта экономики.

е) работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС должны: знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, влияние негативных факторов, способы защиты от ЧС;

характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории субъекта РФ (муниципального образования), наиболее вероятные для этой местности ЧС природного и техногенного характера;

порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;

организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС;

организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС мирного и военного времени;

порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;

способы оказания первой помощи;

организацию и порядок обучения населения в области ГО и защиты от ЧС; организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения; уметь:

организовывать и проводить подготовку различных категорий населения в области ГО и защиты от ЧС; быть ознакомлены с:

принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения;

реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;

75

организацией проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.

3. Учебно-тематический план

Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военных действиях.

Категории обучаемых:

1.    Главы местных администраций и руководители организаций.

2.    Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС.

3.    Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС.

4.    Работники эвакуационных органов.

5.    Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования.

6.    Работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.

Продолжительность обучения: 18 -72 учебных часа.

Форма обучения: с отрывом от работы.

Режим занятий: 3-12 дней по 6 учебных часов.

Модули обучения и их структура

I. Элективный модуль

1. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС (материал тем модуля изучается слушателями самостоятельно с возможностью получения консультации у преподавателя. Рекомендуется к изучению должностным лицам и специалистам ГО и РСЧС, впервые проходящим подготовку в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО):

П. Модули, обязательные для изучения:

1.    Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2.    Организация предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования объектов экономики.

3.    Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения.

4.    Организация выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.    Организация и осуществление подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

76