Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

205 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В рекомендациях приводятся источники отрицательного воздействия объектов промышленного транспорта на окружающую среду, методика расчетов по определению величин вредных выбросов в воздушный и водные бассейны, а также рекомендации и предложения по их предотвращению или уменьшению

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Природоохранные мероприятия при проведении инженерных изысканий и проектировании транспортных объектов

     Мероприятия при выполнении инженерных изысканий

     Мероприятия по сохранению земельных угодий и восстановлению нарушенных земель

     Мероприятия при проектировании земляного полотна

     Мероприятия при проектировании искусственных сооружений

     Сохранение и формирование дорожного ландшафта при проектировании автомобильных дорог

3. Мероприятия по защите воздушной среды на железнодоржном транспорте

4. Мероприятия по снижению шумов на железнодорожном транспорте

5. Охрана водного бассейна на железнодорожном транспорте

6. Защита воздушной среды на автомобильном транспорте

     Оценка взаимодействия автомобильной дороги с окружающей средой

     Мероприятия по защите воздушной среды

     Борьба с пылеобразованием и защита сельскохозяйственных земель

7. Мероприятия по снижению шумов на автомобильном транспорте

     Норматирование шума и мероприятия по его снижению

     Расчеты по снижению шума

     Проектирование шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах

8. Охрана водного бассейна при проектировании объектов автомобильного транспорта

9. Охрана окружающей среды при проектировании видов непрерывного транспорта

     Гидравлический транспорт

     Конвейерный транспорт

     Расчет приведенной массы выброса загрязнений на непрерывных видах транспорта

10. Охрана окружающей среды при проектировании механизации погрузочно-разгрузочных работ

Приложение 1. Характеристика пород кустарника, пригодных для дорожного озеленения

     Подбор пород кустарника в зависимости от типа местности, условий климата и рельефа, влажности грунта и номер класса

Приложение 2. Породы деревьев, пригодные для дорожного озеленения

     Подбор пород деревьев в зависимости от типа местности, условий климата и рельефа, влажности грунта и номер класса

Приложение 3. Нормы наименьшего допустимого приближения посадок к зданиям и сооружениям

Приложение 4. Перечень руководящих, нормативных документов и специальной литературы по охране окружающей среды

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВСЕСОЮЗНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ ТРАНСПОРТУ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОХРАНЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

МОСКВА

ГОССТРОЙ СССР

ВСЕСОЮЗНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ ТРАНСПОРТУ

СОЮЭП РОМТРАНСНИИП РОЕ КТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

ВЫПУСК 5760

УТВЕРЖДЕНЫ;

ПРИКАЗОМ СОЮЗПРОМТРАНСНИИПРОЕКГА ОТ '4* ОКТЯБРЯ 1080 г. >* 154

МОСКВА. 1080

- 10 -

центов. Так» при сгорании I т бензина в среднем выделяется окиси углерода (СО) - 456 кг, углеводородов (СН) - 23 кг, окислов азота Ы Оос) - 16 кг, окислов серы (£ Og) - 1,86 кг и других вредных веществ.

При сжигании дизельного топлива автомобилями с дизельными двигателями выделяется тех же продуктов соответственно 21; 4; 18,8; 0,78 кг, а расход топлива на 30-40* меньше, чем на автотранспортных средствах, оснащенных бензиновым двигателем.

Па долю автомобильного транспорта приходится 94* выбросов окиси углерода, 44* окиси азота; около 60* загазованности атмосферы вызвано движением автомобилей.

Основным источником загрязнения атмосферы при работе железнодорожного подвижного состава являются отработавшие газы тепловозов, которые выделяют 97-96* токсичных веществ от общей их эмиссии.

При сгорании угля, мазута, нефти и других видов топлив, содержащих серу, в воздух выбрасывается сернистый ангидрид, который соединяется о атмосферной влагой, образует сернхотую ■ серную кислоты, попадающие в конечном счете в почву, в воду. Подобные загрязнения, скапливаясь в воздухе, угрожают животному миру и человеку, оказывают вредное влияние на растительный мир, интенсивно разрушают мосты, путепроводы, металлжчеокие конструкции, лакокрасочные покрытия, бетонные ■ каменные сооружения и др.

1.9. Одним из направлений в борьбе за чистоту биосферы является всемерная экономия энергоресурсов на транспорте.

При проектировании автомобильного транспорта эта задача решается:

- оптимально подобранной в проекте структурой грузового автомобильного парка;

- II -

-    уменьшением затрат на преодоление дорожного сопротивлении движению автомобиле!, за счет рационального проектирования продольного профиля, плава дорог и конструкций дорожных одежд;

-    расширением диеелжэации автомобильного парка на предприятиях ;

-    переходом к применению новых видов топлива (жирокое применение природного rasa).

Дня железнодорожного транспорта - вто злектрифисация внешних и внутренних путей, максимальное использование маневровых локомотивов, работающих на дизельном ■ газовом топливе.

1.10. Одним из источников загрязнения атмосферного воздуха является дорожная пыль, образующаяся прж движении автомобиле! по дорогам, не имеющим твердых качественных покрытий. На грунтовых дорогах длина облака пыли составляет от 50 до 150 м, резко ухудшается видимость, что приводит х снижению окороотж до 15-20 км/ч, пропускная опоообнооть дорог* онижаетоя в 3-5 раз.

Пыль образуется также и на аоф&льто- и цементобетонных покрытиях в процессе плохой эксплуатации автомобильных дорог. Каждый автомобиль ежегодно рассеивает в атмосферу около 10 кг резины, в которой имеются канцерогенные вещества, а на каждом квадратном метре покрытия накапливается за год не менее 140 кг порошкообразных отходов авторезкны.

Неблагоприятное воздействие на природу и человека оказывает пыль от измельчения балластных материалов на железнодорожном транспорте. Пыль, как продукт износа автодорожных покрытий, верхнего строения путей и подвижного состава, содержит кремний, окись железа, барий, свинец, цинк, медь и т.д. Все указанные вещества токсичны, способствуют заболеванию глаз, легких, вызывают профессиональные заболевания.

- 12 -

Пыль отрицательно влжяет также я на сольокохоаяйстввшыэ пооввы.

1.11.    В настоящее время возрастает загряэненже гидросферы водного бассейна, преимущественно нефтью ж нефтепродуктам!, моющими веществами, недостаточно очищенными о токами от производственных и дорожно-транспортных сооружений.

Работу железных дорог обеспечивают сотни действующих локомотиво-вагонных депо, станций подготовки вагонов и цистерн, тяговых подотанций, котельных, мастерских и многих других транспортных объектов предприятий, производственная деятельность которых связана о расходованием воды и образованием загрязненных стоков.

Работы по строительству и эксплуатации автомобильных я железных дорог и расположенных в их полосе отвода зданий и сооружений дорожной и транспортной службы также приводит к загрязнению поверхностных и грунтовых вод, рек, озер, почвы. В загородной местности грунты придорожной полосы загрязняются солями в результате их смывания с дорожного покрытия.

1.12.    Отрицательное воздействие на реку может вызвать разработка карьеров песка и гравия, используемых в дорожном строительстве, В этом случае происходят необратимые изменения гидрологического режима реки, понижение уровня воды, ухудщенже санитарного состояния реки, что ведет к переустройству сооружений городских водозаборов. Под угрозой исчезновения находятся песчаные и гравийные острова, являющиеся регуляторами водного потока.

На качество воды в значительной степени влияют строительные технологические процессы при устройстве мостов, дамб ж различных гидротехнических сооружений. Переувлажнение масс грунта в районе мостового перехода вызывает размывы н обрушение берегов.

- 13 -

1*13, На овшп» вахрязненжя водного баооейна оумеотвен-ши образом влияют органжвацжя бевотходной технолога технического обслуживания ■ ремонта поддетого ооогааа, устройство вф-факт явных твхяжчеокжх средств, ксшпапрп попадание токожчных вемеотв в городскую канализацию, поддержание на виоокш уровне сагаггарного оостояндя предприятий.

1*14. С ростом индустриализации народного хозяйства ж раз-вжтжвм всех валов транспорта обострилась проблема борьбы о шумом.

Оржентжровочнме акустические характераотжаа некоторых источников аума приведены в табд.1.

Таблица I

Наниевованае источКйка Цумовая характераотжаа- Првмечанже ■ума    еквивалентяый    уровень

Автомобилям дорога

85-88

Жалеете дорога

80-83

Хале tiiojiopoxrtya Увел

90-100

Авредром I, П класса

75-80

Территории промааеик

70-100

Травопортная ре «вязка мага-отрахей в двух уровнях

76

”7“ Цма . *В*

В чао пах то хе

уровень звука достигает 90-110 ДВА.

От транспортного пума в настоящее время страдают прежде всего хатела городов, поселков, находящихся вблизи крупных автомагистралей, железнодорожных линий и станций, автопредприя-

- 14 -

тий. Для шогп людей пум является причиной нервных расстройств, нарушения сна, головных болей, повышения кровяного давления, нарушения и потерн олуха. Заболевание слухового аппарата может наступить при непрерывном шуме свыше 100 дБ.

1.15,    Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются двигатели и отдельные агрегаты локомотивов, ходовые части локомотивов (тележки) и особенно вагонов при контакте о рельсами, пум от работы железнодорожных станций, вагонных замедлителей и погрузочно-разгрузочных устройств. Основнш источником транспортного пума на автомобильных дорогах является двигатель автомобиля. Уровень транспортного шума зависит от типа и технического состояния транспортных средств, режима движения автомобилей, состава и интенсивности транспортных потоков, от дорожных условий. Мощными излучателями шума являются мосты, особенно металлические, а также эстакады.

Борьба о шумом должна предусматриваться в проектах градостроительства и архитектурно-планировочных решениях, при совершенствовании конструкции подвижного состава, дорожном строительстве , рациональной организацией движения транспорта.

1.16.    Современной основой повышения экологичности транспорта становится также энергосберегающая и безотходная технология, улучшение взаимодействия различных видов транспорта.

Одним из путей улучшения экологии является внедрение различных видов непрерывного транспорта; конвейерного, гндротрано-порта, канатно-подвесного.

Непрерывные виды транспорта в своем большинстве работают от электрического пржвоДа и поэтому могут бить отнесены к наиболее "чистым" в экологическом отношении транспортным средствам в местах их строительства и эксплуатации.

Непрерывные виды транспорта наиболее полно обеспечивают

- 15 -

механизацию и автоматизацию промышленного производства, совмещение процессов производства и транспортировки сырья и готовой продуиции, повывают качество транопортного обслуживания, сокращают потребность в лвдоких ресурсах и позволяют оократить размеры территории предприятий.

При наличии положительных в экологическом отношении ка-чеотв непрерывных видов транспорта в районах их строительства н эксплуатации в проектах не должен исключаться ущерб от вредных шброоов В местах выработки электроэнергии для питания их установок и энергетического оборудования.

I.I7. На стационарных объектах транспорта целесообразно применять оборудование о материалосберегалией и энергооберегающей технологией и преимущественно с электрическим приводом, системы замкнутого или оборотного водоснабжения, экономящие ре-оурсы воды и исключающие отравление водного бассейна загрязнен-шаа стоками.

На воех видах транспорта необходимо предусматривать пош-■ениэ степени использования технического оборудования, подвижного оостава, ускорение создания и внедрения передовой техники и технологи, повышение уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Необходимо предусматривать также улучшение структуры железнодорожного и автомобильного парка подвижного оостава: широкое применение прицепов и полуприцепов, специализированных вагонов, увеличение доли гаэоб&лонных машин, развитие и совершенствование централизации перевозок, сокращение непроизводительных простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.

При проектировании объектов промышленного транспорта необходимо прогнозировать последствия антропогенного воздействия их на природу. При проектировании, строительстве и осущест-

УДК

Одобрены I рекомендованы к изданию реявшем секции "Трая-опорт н комплексная механяеацяя погрузочно-разгрузочных и складских работ" НТО Промтранснжжпровкта. Рекомендация по охране окружающей среды оря проектировано объектов промшжленного транспорта. Ооюэпромгравснжжпроект. - М.: 1969. - 203 о.

6 рекомендациях приводятся источники отрицательного вождей-с твин объектов промилле иного транспорта на о кружащую ореду, методика расчетов со определению величин вредных выбросов в воздушный и водные баосейны, а также рекомендации ■ предложения по их предотвращению или уменьшению.

Рекомендации разработаны на основе материалов научения ■ обобщения передового отечественного и зарубежного опыта проектирования , строительства и эксплуатации транспортных вооружений, а также результатов анализа и научно-исследовательских работ Пром-трансниипроекта ■ других институтов по вопросам экологической бе-зопаоности ж охране окружающей среды на транспорте.

Рекомендации, в качестве временного издания, раосчжтаны на инженерно-технических работников проектных, научно-коследовательских и строительных организаций, выполняющих работы по проектированию, строительству и эксплуатации различных вждо1 промышленного транспорта и ыеханизацщж погрузочно-разгрузочных работ.

Разработаны Промтранснжипроектом Гооотроя СССР инх.В.И.Поляковым, Р,А.Казаковой (рук.темы), И.В.Ротаниной, Н.И.Провоторо-вым, Г.И.Суратом, канд.геол.-минерал.наук 9.С.Канаевым, клад, техн.наук В.I.Орешкиным под общей редакцией канд.техн.иаук В.АфСидисова и жнж.Н.В.Сычугова.

Замечания и предложения по выпуску просьба направлять по адресу II733I, Москва, проопект Вернадского, 29, Промтралонжи-проект для разработки в последующем "Пособия” по вопросам охраны окружающей среды на промышленном транспорте.

С Союзпромгравснжжпроект Госстроя СССР, 1989

- 3 -ОПАВПНИЕ

отр.

б

I. ОВД ПОЛОЖЕНИЯ..........................

*. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПРСВШШШ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЯ I ПРОЕКТИРОВАНИИ

ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ......................

Меропржятжя при вшхолжежжя инженерных raounl...................... Ю

25

33

48

50

Мероприятия io о отражен® зеамльпа угодий

■ восстановлен» варуженжнх ..............

■•рогтржлтжя при ХфОвГПфОВАНЖЖ ммхжного

юлопа.................... ,.........

Мероприятия орк проекпроважнн нокуоствашмх

сооружений...................................

Сохранена* ■ формирование дорожного яашимфта нрк проектировании автомобильных дорог........

56

68

80

95

95

109

117

3.    МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ВОЗДУШНОЙ СРШ НА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ....................

4.    МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМОВ НА

ЖЕХЕЗНОДОРОХНОМ ТРАНСПОРТЕ....................

б.    ОХРАНА ВОДНОГО БАССЕЙНА НА ЖЕХЕЗНОДОРОХНОМ

ТРАНСПОРТЕ....................................

в.    ЗАЩИТА ВОЗДУШНОЙ СРВД НА АВТСМОБИЖЬНОМ

ТРАНСПОРТЕ....................................

Оценка взаямодейотвжя автомобильной дорог*

о окружавшей средой...........................

Мероприятия по ващкте воздушной среды.........

Борьба о пылеобразованжем ж занагга сельскохозяйственных земель...................

- 4 -

7.    МЕРОЛЯЙТМЯ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМОВ НА

АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ........................... 124

Норма тнро валя в пума я мероприятжя по

его снижению...................................... 124

Расчеты по снижению шума........................... 140

Проектирование шумозащитных сооружений

на автомобильных дорогах........................... 155

8.    ОХРАНА ВОДНОГО БАССЕЙНА ПН! ПРОЕКТИРОВАНИИ

ОБЪЕКТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА................. 16.?

9.    ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРВДУ ПН! ПРОШМРОВАНИИ

ВИДОВ НЕПРЕРЫВНОГО ТРАНСПОРТА...................... 17?

Гидравлический транспорт........................... 17?

Конвейерный транспорт.............................. 179

Расчет приведенной массы выброса загрязнений

на непрерывных видах транспорта.................... 185

10.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРВДЫ ПРИ ДРОНСТИРОВАНИИ

МЕХАНИЗАЦИИ ПОПУЭСННО-РАЗЛУЭОЧНЫХ РАБОТ.......... 186

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................... 109

- 5 -

I. ОЩИВ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие рекомендации предназначены для оценки и выполнения мероприятий по защите окружавшее среды от отрицательных вовдейотвнй различных загрязняющих источников промыв-ленного транспорта, включая подвижно! состав, при разработке проектно-ометно! документации на строительство объектов промышленного железнодорожного, автомобильного ж видов непрерывного транспорта о учетом механизации погрузочно-разгрузочных работ,

1.2.    Ра ожирение использования природных ресурсов, объемов перевозок, развитие технических оредств транспорта и недостаточное внимание к мероприятиям по защите окружающей среды приводят к вое большим негативным изменениям экологических оиотем и регуляции биооферы. Эти изменения о вязаны о загрязнением атмосферы и водоемов, нарушениями почвенных покровов, разрушением ландшафтов, уменьшением водных и леоных ресурсов, сокращением видов животных, полезных иаоехошх и растений. Вредные вещества отдельных производственных объектов промышленного транспорта, оброаеяные на почву, в реки и моря или выброшенные в воздух, □еренооятоя поверхностными и грунтовыми водами, речными и морскими течениями, атмосферными потоками на значительные расстояния. В процессе развития промышленного транспорта особенно возрастает опасность усиления неблагоприятного воздействия его на природу в пределах отдельных районов Города, промышленных узлов и предприятий. Каждый вид промышленного транспорта оказывает на окружающую среду различные воздействия.

1.3.    Особого внимания к охране природы требуют районы Крайнего Севера и районы с вечной мерзлотой.

Нарушение растительного и почвенного покрова в районах с вечной мерзлотой приводит к протвиванию грунтов, развитию

- 6 -

эрозия, образованию очагов термокарста (неравномерного проозда-нкя почв I пород). Скорость проседают поверхносгж вследотвиз термокарста достигает в южной тундре ■ лесотундре 10-12 ом в год. В отдельных районах термокарстовые проседания имеют глубж-ну от 0,5 до 1,5 м. Раввктве атого процесса приводит к подтоплению территорий.

Восстановление нарушенных природных условий в зоне многолетней мерзлоты несоизмеримо о районами сезонного промерзания. Например, в «ной субарктической тундре северо-восточной Якутии, при однократном проходе гуоеяичного трактора оголвш>ня колея сохраняется 20 лет, л швейники (основная кормовая база олене водогва) повреждаются на 20-40JC, меотнкратыый проход вызывает их полную гибель.

Использование гусеничного транспорта ддя передвижения изыскательских и строительных отрядов через каждые 10 им маршрута выводит из строя I га поверхности тундры. В районах распространения вечной мерзлоты (оплошной дли островной), а также ва местности о глубоким промерзанием почвы - более 2,5 м, лесные мао-сиы1 имеют корневую систему, стелющуюся вблизи поверхности земли, Такие деревья могут сопротивляться ветровому давлению только при условии, если они представляют собой густой леоной мао-сяв. Оставшиеся после выборочной вырубка деревья в силу более интенсивного протайвания грунта опрокидываются. При этом оголяется площадь, ранее покрытая лесом, что приводит к понижению уровня грунтовых вод и образованию пустынного ландшафта.

1.4. Возведение насыпей, устройство выемок обуславливают перераспределение онегового покрова, что способствует изменению процессов промерзания и оттаивания, смещению уровня грунтовых вод.

В условиях таежно-болотистой местности большой вред при-

- 7 -

род# наносит надвижка грунта в тело земляного полотна булъдо-аерами ив прилегающих резервов, без соблюдения требований технологи производства работ, когда полноотью уничтожается почвенная растительность вблизи земляного полотна, на образование которой природе потребовались тысячелетия.

Недоучет указанных в поз.1.2 - 1.4 факторов, может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду не только в данном районе строительства, во я далеко за его пределами, что может повлечь за ообой неблагоприятные социальные и экономические последствия, необходимость привлечения дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов для и устранения.

Недопустимость дальнейшего ухудшения экологии, сокращение вредного влияния загрязняиаих природу факторов - основные задачи проектных организаций при разработке проектно-сметной документации на новое строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов промышленного транспорта ж механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Восстановление нарушенных экологических параметров окружающей среды происходит ыедденно и требует больших капитальных вложений, поэтому эффективные меры по недопущению и предупреждению отрицательных воздействий от вредных веществ долины предусматриваться в ТЭО (ТЭР), а при их отсутствии на различных стадиях проектирования, начиная о инженерных изысканий.

В соотаве проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений должен выделяться специальный раздел по охране окружающей среды ■ рациональному использованию природных ресурсов, в том числе по сооружениям и устройствам промышленного транспорта ( СНиП 1.02.01-85 и Пособие к ним ).

1.5. Одной из важных проблем охраны окружающей среды яв

ляется вопрос о сохранности земли

- 0 -

Территории, выделяемые под транопортные сооружения, поглощают сельскохозяйственные угодья, эти территори вдвое г ди исключаются иа сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства. Например, на строительство I км автомобильной дороги требуется 15-20 га площади.

Дополнительно отводят земли в постоянное польиоваиие ■ случаях, требующих индивидуального проектирования земляного полотна, а такие дая размещения снегозащитных устройств, укрепле-нкй русел у водопропускных труб, отруещаправляющих дамб ж траверсов, опрямхениД русел и срезок у мостов, нагорных канав, за-кюветных берм, берм для обеспечения устойчивости откосов, срезок грунта и вырубки леоа для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, развязок и съездов, стоянок автомобилей, летних и тракторных дорог, декоративных лесонасаждений, комплексов зданий и сооружений, противооползневых, проткволавинных, проти-воселевых ж других защитных сооружений.

Капитальные вложения, необходимые для компенсации потерь сельскохозяйственного производства ■ предусмотренные в ометах составляют до 1% от общей стоимости строительства дороги. 1з этих затрат около 80£ составляют возмещение расходов на изъятие земель в постоянное пользование, а 20% - расходы на ржулътпа-цию земель и их защиту от эрозии, заболачивания и т.п.

1.6. При сооружении транспортных объектов нарушается закономерность развития природных процессов. Массовая вырубка деревьев ■ кустарников изменяет окружающую ореду, приводит к эрозии склонов, нарушает травяной и моховой покров, изменяет общий водно-температурный баланс поверхности и почвенно-бтслогжчеокже условия.

При вырубке лесов на горных склонах и разрушении пород взрывами в этих районах при сильных дождях возникают о елевые

- 9 -

поток*, приносящие огромный ущерб окружающей среды к сооружениям.

Большой ущерб природе наносит использование гравнйно-галечникового материала из ближайших рек ■ водоемов. Помимо загрязнения водоемов при этом уничтожаются нерестилища рыб ■ подрывается их кормовая база.

Разработка карьеров нарушает планировку земной поверило-оти, изменяет ландшафт. При сооружении выемок обнажаются склоны откосов выемки, создаются условия для развития водной и ветровой »розни.

1.7.    Земляное полотно дорог преграждает сток поверхностям* водам (особенно на косогорных участках) и, при неправильном устройстве водоотводов, наблюдается разшв участков, образование оврагов и оползней; продукты смыва ж размыва, вынесенные из оврагов, заиливают пру а и водохранилища, вызывают обмеление реи, ваооряют луга, сады и огороды, заиливают трубы и придорожные канавы.

Несвоевременный отвод воды от земляного полотна и нарушение растительно-мохового покрова в пределах полосы отвода явля-ются основной причиной термокарстового процесса.

1.8.    Строительство дорог вызывает изменения ■ в прилегающей к дороге зоне, вследствие нарушения влажностного режима сезонного оттаивающего слоя, повышения способности поглощать солнечную знергжю, нарушения естественных условий отложения и сроков охода снежного покрова. При зтом изменение природных условий, в том числе и за счет выброса выхлопных газов автомобилей и тепловозов, а также образования пыли наблюдается в придорожной полосе вирилой до 100 ж более метров.

В выбрасываемых автомобильным транспортом выхлопных газах содержится около 200 различных, в основном ядовитых, компо-