Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

319.00 ₽

Купить МР 2.2.0085-14 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Введение

3. Формула метода

4. Материально-техническое обеспечение

5. Содержание метода

6. Состояние здоровья как фактор, влияющий на прогноз профессиональной надежности водителей

     6.1 Клинические исследования

     6.2. Донозологическая диагностика

7. Эффективность метода

Библиографический список

Приложение 1. Факторы канцерогенного потенциала (фактор наклона - SF) (МосМ. Р 2.1.005-03)

Приложение 2. Пример расчета индивидуального и относительного риска развития патологии сердечно-сосудистой системы в группе водителей

Приложение 3. Оценка степени причинно-следственной связи нарушений здоровья с работой по величине относительного риска (РК) (Р 2.2.1766-03)

Приложение 4. дополнительные производственные факторы риска водителей-профессионалов и регламентированные обследования по приказу МЗСР РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные в периодические медицинские осмотры (обследования), в порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Приложение 5. Шкала самооценки (1) (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

 
Дата введения06.02.2014
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

06.02.2014УтвержденРуководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач РФ
РазработанФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РазработанФГУН Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии
РазработанГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России
ИзданРоспотребнадзор2014 г.
ИзданФедеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование _Российской    Федерации_

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств

Методические рекомендации

МР 2.2.0085—14

Издание официальное

Москва • 2014

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств

Методические рекомендации МР 2.2.0085—14

ББК51.24

093

093 Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств: Методические рекомендации.—М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014.—31 с.

ISBN 978- 5—7508—1322—3

1.    Разработаны ФГУП «Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии» Федеральной службы но надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (С. Л. Аширова, И. В. Федотова Т. В. Блинова В. В. Трошин, А. А. Сапрыгин, П. Н. Морозова,

М. А. Бобоха); ГБОУ ДНО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России (И. 3. Мустафина).

2.    Утверждены врио руководителя Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А. Ю. Поповой 6 февраля 2014 г.

3.    Введены в действие с момента утверждения.

4.    Введены впервые.

ББК 51.24

ISBN 978 -5—7508—1322—3

© Роспотребнадзор, 2014 С Федеральный центр гигиены и

зп иле миологии Роспотребнадзора, 2014

MP 2.2.0085—14

Содержание

1.    Область применения...............................................................................................5

2.    Введение..................................................................................................................5

3.    Формула метода......................................................................................................8

4.    Материально-техническое обеспечение................................................................8

5.    Содержание метода.................................................................................................9

6.    Состояние здоровья как фактор, влияющий на прогноз

профессиональной надежности водителей........................................................15

6.1.    Клинические исследования.........................................................................15

6.2.    Допозологическая диагностика..................................................................17

7.    Эффективность метода.........................................................................................20

Библиографический список.....................................................................................2]

Приложение I. Факторы канцерогенного потенциала (фактор наклона - SF)

(МосМР 2.1.005—03).....................................................................23

Приложение 2. Пример расчета индивидуального и относительного риска развития патологии сердечно-сосудистой системы в группе

водителей........................................................................................23

Приложение 3. Оценка степени причинно-следственной связи нарушений здоровья с работой по величине относительного риска (RR)

(Р 2.2.1766—03)..............................................................................27

вредными и (или) опасными условиями труда»..........................27

Приложение 5. Шкала самооценки (1) (Ч. Д. Слилбсргер, Ю. Л. Ханин)...........29

Приложение 4. Дополнительные произволе! венные факторы риска водителей-профсссионалов и регламентированные обследования по приказу МЗСР РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмот ры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с

3

MP 2.2.0085—14

Обозначения и сокращения

АЛТ апанинаминотраисфераза ACT - аспартатаминотрансфераза ВСР - вариабельность сердечного ритма дБ - децибел

ЖКТ - желудочно-кишечный тракт ИБС - ишемическая болезнь сердца

ИУПВ - интегральный уровень профессионального воздействия

ЛИАЗ - Ликинский автобусный завод

ЛТ - личностная тревога

МАЗ - Минский автомобильный завод

ПДК предельно-допустимые концентрации

РВГ • реовазография

РТ - реактивная тревога

СМОЛ - сокращенный многофакторный опросник личности

СОЭ - скорость оседания эритроцитов

УЗИ ультразвуковое исследование

ФВД - функция внешнего дыхания

ЭКГ - электрокардиография

ЭНМГ - электронейромиография

4

MP 2.2.0085—14

УТВЕРЖДАЮ Врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

А. Ю. Попова

6 февраля 2014 г.

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств

Методические рекомендации МР 2.2.0085—14

1. Область применения

Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.

2. Введение

Среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Экономическое развитие страны сопровождается увеличением парка транспортных средств и ростом численности работающих во всех подразделениях транспортного комплекса. Работники

транспортной инфраструктуры в настоящее время составляют значительную часть работающего населения любого современного города. Несмотря на то, что за последние годы произошло некоторое улучшение технических данных автотранспортных средств, эксплуатирующихся на дорогах страны, труд водителя по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. В комплексе производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность водителей, наибольший вклад приходится на нервно-эмоциональное напряжение, повышенный уровень шума и вибрации, нагревающий микроклимат, загазованность и запыленность.

Усугубляют действие факторов рабочей среды внспроизводствсн-ные факторы, например, такие, как малоподвижный образ жизни, наличие вредных привычек.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте в последние годы не имеет тенденции к снижению. При этом дорожно-транспортные происшествия наносят экономике страны значительный ущерб. Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Следует отметить, что водители автобусов часто оказываются в эпицентре транспортных проблем, поскольку работа по жесткому графику и установленному маршруту не позволяет избежать «пробок». Эта ситуация усугубляется и постоянной ответственностью за безопасность пассажиров. Из-за недостатка времени на осмотр водителей в начале и конце смены снизилось качество предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Не осуществляется надлежащий контроль условий труда и отдыха водителей. Это приводит к тому, что виновниками дорожно-транспортных происшествий часто являются водители в силу различных обстоятельств, в том числе и в результате нарушений состояния здоровья вследствие неблагоприятных условий труда. Вышеизложенное предъявляет повышенные требования к профессионализму лиц, осуществляющих движение автотранспорта, к надежности и безопасности их труда.

Под профессиональной надежностью водителя принято понимать его способность в течение определенного времени работать «без отка-

6

MP 2.2.0085—14

зов», то есть без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения отдельных действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных систем организма и психики человека.

Условия труда водителя значительно увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения регулирующих систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), и при увеличении стажа могут стать причиной формирования ряда производственно обусловленных заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ожирение, патология опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта). Основные профессиональные заболевания водителей: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия, мышечно-тонические синдромы соответствующей локализации, вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» дает следующее определение: «Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан... с учетом тяжести этого вреда» (статья 2). Профессиональный риск - это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.

Оценка риска нарушения здоровья работников от воздействия факторов производственной среды позволяет не только прогнозировать вредные эффекты воздействия, но и определить приоритетные, эффективные, менее затратные управленческие решения, обеспечивающие повышение работоспособности и надежности профессиональной деятельности водителей. Поскольку от работы водителей во многом зависит безопасность дорожного движения, большое значение имеет определение значимости отдельных профессиональных факторов, их экспозиции для оценки риска возникновения того или иного патологического процесса.

Для предупреждения нарушений состояния здоровья водителей автотранспортных средств необходимо применение методов ранней, доно-зологической диагностики. Это послужит основой для первичной профилактики нарушений здоровья. Объективный контроль состояния здоровья является основой для вторичной и третичной профилактики заболеваний при разработке комплекса оздоровительных мероприятий.

7

Настоящий документ предлагает алгоритм оценки и прогноза профессионального риска в ipynne водителей с использованием значимых профессиональных факторов, изменение которых качественно и количественно соотносится с показателями состояния здоровья и может влиять на профессиональную надежность данной группы работников.

В настоящих методических рекомендациях впервые предлагается комплексный клинико-гигиенический подход с применением математических алгоритмов в оценке профессионального риска нарушений здоровья водителей автотранспортных средств с целью обеспечения профессиональной надежности данной группы работников.

Внедрение метода позволит дифференцировано определять индивидуальные факторы профессионального риска, выявлять на ранних стадиях нарушения состояния здоровья водителей, целенаправленно планировать профилактические мероприятия, что будет способствовать сохранению их здоровья, высокой работоспособности и профессиональной надежности.

3. Формула метода

Методика оценки и прогноза профессиональной надежности риска развития профессиональной и производственно обусловленной патологии отличается применением комплексного клинико-гигиенического подхода и метода математического моделирования, включающего индивидуальную оценку профессионального риска.

4. Материально-техническое обеспечение

4.1.    Оборудование:

•    стандартное оборудование санитарно-химической лаборатории;

•    стандартное оборудование для проведения измерений физических профессиональных факторов;

•    стандартное оборудование клинико-диагностической лаборатории;

•    стандартное оборудование клинико-иммунологической лаборатории;

•    стандартное оборудование биохимической лаборатории;

•    стандартное оборудование кабинета функциональной диагностики;

•    персональный компьютер для программной психодиагностики и статистической обработки материала.

4.2.    Стандартные опросники теста СМОЛ, теста Спилбсргера, теста Шульте.

MP 2.2.0085—14

5. Содержание метода

5.1.    Профессиональный риск и методы его оценки в профессиональной группе водителей автотранспортных средств.

5.2.    Первый этап оценки профессионального риска должен включать анализ факторов рабочей среды и трудового процесса. С этой целью следует использовать материалы изучения условий труда водителя, если возможно - в динамике за весь период его работы, в том числе по результатам аттестации рабочих мест.

5.3.    Для получения более полной информации о состоянии воздушной среды в кабине водителя при проведении обследований пробы воздуха желательно отбирать непосредственно в зоне дыхания, с использованием персональных дозиметров в соответствии с Государственным стандартом СССР «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» (ГОСТ 12.1.005—88 от 29 сентября 1988 г. № 3388).

5.4.    На основании анализа уровней загрязнения и данных о токсичности веществ, следует определить приоритетный перечень загрязнителей с учетом следующих показателей:

•    кратность превышения допустимых регламентов (ПДК) содержания вещества в 1 м* воздуха рабочей зоны;

•    отнесение вещества к 1 -му и 2-му классам опасности;

•    наличие отдаленных эффектов воздействия - канцерогенного, мутагенного, эмбриотоксического, тератогенного;

•    наличие веществ с однонаправленным действием.

5.5.    Для организации мониторинга состояния воздушной среды в кабине водителей автобусов и расчета профессионального риска, связанного с их воздействием, приоритетными следует считать следующие ингредиенты, характерные для автомагистралей крупных городов:

•    взвешенные вещества, оксиды углерода, азота, свинец, концентрации которых могут превышать ПДК;

•    бенз(а)пирен, свинец, как относящиеся к 1-му классу опасности;

•    диоксид азота, бензол, формальдегид, марганец, как относящиеся ко 2-му классу опасности;

•    бенз(а)пирен, бензол, формальдегид, как канцерогенные вещества, относящиеся к 1-му классу по классификации Международного агентства по изучению рака - с достоверно установленной канцерогенной опасностью для человека.

9