Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

178 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Паспорт Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

I. Развитие угольной промышленности России

     1. Современное состояние российской угольной промышленности

     2. Основные системные проблемы развития угольной промышленности России

     3. Современные вызовы развитию угольной промышленности

     4. Целевое видение развития угольной промышленности России

II. Цель и задачи, структура и этапы реализации Программы

     1. Цель и задачи Программы

     2. Структура и этапы реализации Программы

III. Система мероприятий Программы

     1. Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование"

     2. Подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи"

     3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля"

     4. Подпрограмма "Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров"

     5. Подпрограмма "Безопасность и охрана труда в угольной промышленности"

     6. Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности"

     7. Подпрограмма "Развитие трудовых отношений, корпоративной социальной ответственности угольных компаний и совершенствование системы подготовки кадров для угольной промышленности"

IV. Механизмы реализации Программы

     1. Совершенствование методов государственного регулирования развития угольной промышленности и законодательной и нормативной базы, обеспечивающих достижение целей и целевых индикаторов развития угольной промышленности

     2. Состав и структура государственных программ Российской Федерации, обеспечивающих реализацию мероприятий Программы

V. Создание эффективной системы управления и реализации Программы

VI. Возможные риски и ожидаемые результаты реализации Программы

     1. Риски реализации Программы

     2. Ожидаемые результаты реализации Программы

Приложение № 1. Перечень мероприятий Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

Приложение № 2. Объем кондиционных ресурсов угля, учтенных при разработке Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

Приложение № 3. Оценка спроса на российский уголь

Приложение № 4. Оценка баланса производства и потребления коксующихся углей

Приложение № 5. Объем финансирования мероприятий Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года по подпрограммам

Приложение № 6. Перечень показателей эффективности реализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

Приложение № 7. Показатели развития добычи угля по регионам

Приложение № 8. Перечень инвестиционных проектов, направленных на реализацию Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

Приложение № 9. Целевые индикаторы Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

 
Дата введения21.06.2014
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия13.06.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.06.2014УтвержденПравительство Российской Федерации1099-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 27.06.2014 г. Номер опубликования: 0001201406270017
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

'v'

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 июня 2014 г. № 1099-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

2.    Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций осуществлять мониторинг реализации Программы, утвержденной настоящим распоряжением, и ежегодно, в апреле, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе ее реализации.

3.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ социально-экономического развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных 11рограммой, утвержденной настоящим распоряжением.

4.    Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 9, ст. 1132).

Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 1099-р


ПРОГРАММА

развития угольной промышленности России на период до 2030 года


II АС ПОРТ

Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года


Наименование

Программы


Основание для

разработки

Программы


Ответственный

исполнитель

Программы


-    Программа развития угольной промышленности России

на период до 2030 года

-    протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 24 июня 2010 г. № ВП-П9-35пр

(г. Новокузнецк),

протокол заседания Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2011 г. № 12, протокол заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 26 августа 2013 г. № Л60-26-569, поручение Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2013 г.

№ АД-П9-7970

-    Министерство энергетики Российской Федерации


10

79 объектов газоснабжения, 86 объектов электроснабжения, 46 объектов теплоснабжения, 39 очистных сооружений бытовых стоков, 79 объектов связи и 181 прочий объект.

В настоящее время угольная промышленность представлена 86 шахтами и 129 разрезами, четвертая часть из которых введена после 2000 года. Новые предприятия оснащены высокопроизводительной техникой и используют самые современные технологии угледобычи. В отрасли растет производительность труда, идет концентрация производства, более 70 процентов угледобычи сегодня обеспечивают шахты и разрезы со среднегодовой мощностью соответственно 1,6 и 3 млн. тонн.

В соответствии с требованиями рынков сбыта, и прежде всего внешнего, растет качество производимой угольной продукции. С 2000 года существенно (примерно в 1,5 раза) увеличились объемы обогащения угля, в том числе энергетического - более чем в 2 раза. За этот период введено 20 новых обогатительных фабрик и установок, 11 из них для переработки энергетического угля. Абсолютное большинство введенных обогатительных фабрик - это фабрики нового поколения. В результате доля балластной составляющей в отгружаемой угольной продукции снизилась с 33,3 до 28,5 процента.

Реализуется Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей. За период с 2008 по 2012 год уровень смертельного травматизма снижен с 0,19 до 0,15 человека на 1 млн. тонн добычи угля.

Продолжаются работы по развитию трудовых отношений, совершенствуется система оплаты труда. С 2011 года доля условнопостоянной составляющей в структуре зарплаты увеличилась до 70 процентов. Утверждена Концепция совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности, выполняется комплекс мероприятий по ее реализации.

В то же время в отрасли существует ряд внутренних проблем.

Увеличивается доля подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях. За последние 10 лет средняя глубина отработки пластов на шахтах увеличилась на 12 процентов, составив в 2012 году 441 метр.

11

Практически все (90,8 процента) разрабатываемые угольные пласты являются опасными хотя бы по одному из факторов, при этом 74 процента шахт опасны по 2 и более факторам одновременно. Стабильно высокой (87,3 процента) остается доля пластов, опасных по взрывчатости пыли.

Остается высокой вероятность возникновения аварийных ситуаций в организациях по добыче угля, эксплуатирующих опасные производственные объекты (за 2013 год смертельно травмировано 72 человека, что на 18 человек больше показателя прошлого года). В целях коренного снижения уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли требуется создание системы управления промышленной безопасностью и охраной труда.

В ведущих угольных бассейнах имеется ряд неэффективных угледобывающих производств, подлежащих ликвидации. В первую очередь это относится к проблемным шахтам в Прокопьевско-Киселевском районе Кузбасса и разрезу "Коркинский" в Челябинской области. Остро стоят проблемы переселения граждан из аварийного и подработанного в результате ведения горных работ жилья, реконструкции и замены объектов социальной и технической инфраструктуры. Наиболее характерными являются проблемы, связанные с необходимостью рекультивации нарушенных земель, ликвидации породных отвалов и шламоотстойников, тушения шахтных терриконов.

В последние годы в угольной промышленности из-за снижения престижности шахтерской профессии ощущается острый дефицит специалистов всех уровней. Средний возраст занятых в угольной отрасли приблизился к пенсионному возрасту (свыше 45 лет).

2. Основные системные проблемы развития угольной промышленности России

Перспективы развития угольной промышленности связаны с решением проблем системного характера. К их числу относятся следующие проблемы:

падение внутреннего спроса на энергетический уголь - с момента наивысшего потребления энергетического угля на внутреннем российском рынке (1988 год) этот показатель снизился в 1,6 раза. Объективная необходимость сдерживания роста цен на газ на внутреннем рынке до уровня равнодоходности с экспортом не позволяет угольной продукции конкурировать с газом в сфере электроэнергетики и в жилищно-коммунальном хозяйстве;

12

неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля. Для дальнейшего освоения Эльгинского каменноугольного месторождения необходимо достроить железнодорожную ветку от станции Эльга до разреза "Эльгинский". Без строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино невозможно вести освоение Улугхемского каменноугольного бассейна, кроме того требуется строительство мостов, электроподстанций, рабочих поселков и т.д.;

отсутствие мотивации у пользователя недр при проведении работ по геологическому изучению и разведке участков недр с низкой степенью геологической изученности;

недостаточное развитие Восточного полигона сети железных дорог (в том числе недостаточная пропускная способность в зоне Байкало-Амурской магистрали), наличие "барьерных мест" железнодорожного участка Междуреченск-Тайшет, железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Юга России;

затянувшийся (в связи с недостаточностью выделяемых бюджетных средств) процесс реструктуризации угольной отрасли, значительный объем дополнительной социальной нагрузки, отсутствующий в других ограслях экономики (пайковый уголь, социальные доплаты к пенсиям и др.), а также наличие проблем шахтерских моногородов в действующих угольных бассейнах. Города Звереве и Гуково (Ростовская область), а также Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевск (Кемеровская область) в кризисный период с 2009 по 2010 год были признаны моногородами и включены в перечень нуждающихся в первоочередной помощи. Аналогичная поддержка в части переселения работников угольной отрасли из районов Крайнего Севера необходима не включенному в перечень проблемных моногородов шахтерскому городу Инта (Республика Коми);

неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и усиливающаяся в связи с этим зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования. Доля импортного оборудования в общем количестве используемой основной горнотранспортной техники постоянно растет, только за 2010 - 2012 годы она увеличилась с 37 до 49,6 процента. По итогам 2012 года доля импортных очистных комбайнов достигла 75,1 процента, погрузчиков - 83,8 процента, технологических автомобилей - 87,4 процента;

низкая средняя рентабельность продаж угля, короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, препятствующие привлечению финансовых ресурсов на цели

модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ;

нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров на фоне непрестижности профессии горняка по условиям труда и уровню его оплаты.

В настоящее время уже сделаны первые шаги по решению системных проблем угольной отрасли:

в части ресурсного обеспечения - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена Программа лицензирования угольных месторождений на период до 2015 года. Предусмотрен ежеквартальный    контроль реализации указанной

Программы и ежегодная ее актуализация;

в части развития производственного потенциала принят Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", направленный на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых    промышленных предприятий и

высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Законом предусмотрено обнуление для таких проектов ставки налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет, сроком на 10 налоговых периодов. Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено обнуление ставки налога на добычу полезных ископаемых до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых 24 периодов после;

в части развития Восточного полигона сети железных дорог Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации были приняты решения о финансировании расширения Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали до 2018 года в объеме 562 млрд, рублей, из которых 302 млрд, рублей будет привлечено за счет инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а 260 млрд, рублей составят средства из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

14

В результате прирост объемов перевозок угольных и рудных грузов составит суммарно порядка 55 млн. тонн в год;

в части повышения средней рентабельности продаж угольной продукции - Федеральной службой по тарифам с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений о сохранении в 2014 году тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", на уровне 2013 года и последующей их ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за предыдущий год принято решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки на период до 2018 года;

в части создания безопасных условий труда законодательно установлены требования обязательной дегазации в шахтах и повышения квалификации работников не реже одного раза в 5 лет; утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", содержащая подпрограмму "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт". В 2012 году создано некоммерческое партнерство "Объединение проектировщиков горного производства";

в части трудового законодательства установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, условнопостоянная часть заработной платы горняков увеличена с 45 до 70 процентов, установлены условия выплат страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, создано объединение работодателей, с 1 апреля 2013 г. вступило в действие Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2013 - 2015 годы;

в части профессиональной подготовки кадров выполняется комплекс мероприятий по реализации в 2012 - 2014 годах Концепции совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной отрасли, формируется система региональных минерально-сырьевых университетов; компаниями созданы корпоративные системы подготовки и повышения квалификации кадров, в 2014 году на базе объединения работодателей угольной промышленности будут разработаны первоочередные профессиональные стандарты.

15

3. Современные вызовы развитию угольной промышленности

Основным вызовом развитию угольной промышленности России в настоящее время является превышение предложения угля над спросом, приведшее к долговременному снижению цен на внешних угольных рынках. Причинами этого являются стагнация экономики в еврозоне и последствия "сланцевой революции" в США, в результате которой экспорт угля из этой страны за 3 последних года увеличился почти на 72 млн. тонн. Произошло перераспределение мировых потоков угля, а главное обострилась конкуренция на традиционных рынках сбыта российского угля.

В этих условиях особенно уязвимыми оказались угольные компании-экспортеры Кузбасса. Этот угольный бассейн равноудален как от портов западного направления, так и от портов восточного направления, причем среднее расстояние перевозки в обоих направлениях превышает 4500 км, а доля железнодорожного тарифа в цене у потребителя достигает 40 - 45 процентов. При этом угольные компании теряют прибыль, если не оказываются убыточными. При сохранении низких цен на международном рынке угля на длительный период многим угольным предприятиям грозит скорое банкротство. В свою очередь, это потребует от государства мер по социальной защите трудящихся закрываемых предприятий, поскольку на формирование полноценного ликвидационного фонда (фондов) может потребоваться не один десяток лет.

Наиболее вероятным ответом на этот вызов может стать постепенный переход старых угольных бассейнов к использованию угля в месте производства. Этой цели призван служить кластерный подход, состоящий в создании взаимосвязанных производств на базе угольных месторождений, направленный на более полное использование потенциала угля как полезного ископаемого. В настоящее время представляется наиболее вероятным создание угольно-энергетических и угольнотехнологических кластеров, ориентированных на выработку электроэнергии на угле, глубокую переработку угля с получением продукции с высокой добавленной стоимостью, использование отходов производства.

Для сохранения конкурентоспособности российской угольной продукции на внешних рынках представляется целесообразным осваивать в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новые месторождения углей, пользующихся спросом на внешних рынках. Расположение таких месторождений вблизи границ позволит существенно снизить

2

Соисполнители

Программы

Подпрограммы I [рофаммы

-    Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

-    подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование";

подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи";

подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля"; подпрограмма "Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров";

подпрограмма "Безопасность и охрана труда в угольной промышленности"; подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности";

подпрограмма "Развитие трудовых отношений, корпоративной социальной ответственности угольных компаний и совершенствование системы подготовки кадров для угольной промышленности"

3

Инструменты

Программы

- стимулирование недропользователей,

получивших лицензию на участок недр с низкой степенью геологической изученности, путем предоставления льгот при проведении работ по геологическому изучению и разведке (перенос сроков уплаты разового платежа за пользование недрами, снижение размера разового платежа и

лр.);

стимулирование создания необходимой для развития рынков российского угля транспортной и портовой инфраструктуры за счет софинансирования соответствующих проектов и региональных программ; стимулирование потребления высококачественных энергетических углей в отечественной электро- и теплоэнергетике, в том числе за счет разработки новых технических стандартов на угольную продукцию;

стимулирование реализации энергосберегающих проектов в угольных компаниях;

стимулирование инвестиционных вложений в создание новых центров угледобычи и модернизацию действующих производств по добыче и комплексной переработке угля с привлечением механизмов налогового стимулирования и предоставления государственных гарантий под привлекаемые кредиты;

расширение источников долгосрочных заимствований или кредитов, а также привлечение зарубежных инвестиций; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области совершенствования технико-технологических решений при добыче, обогащении, переработке и комплексном использовании угля, научного обеспечения деятельности организаций угольной промышленности; финансирование мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению деятельности организаций угольной

4

Г осударственные программы, в которые включены мероприятия Программы

промышленности и совершенствованию отраслевой информационной системы; создание системы мониторинга реализации Программы (в том числе с использованием механизма индикативного планирования); организация и определение конкретных форм государственно-частного партнерства при реализации основных мероприятий Программы

государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"; государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики";

государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"; государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий"; государственная программа Российской Федерации "Зашита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения"; государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы;

Цель Программы

государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"

создание российским угольным компаниям условий для стабильного обеспечения внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, а также развития их экспортного потенциала

5

Задачи Программы

-    развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;

развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи; развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке угля; обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров; обеспечение безопасности и охраны труда в угольной отрасли;

Целевые индикаторы и показатели Программы

обеспечение экологической безопасности; развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний, совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности

-    последовательная модернизация и обновление производственных мощностей по добыче угля: 25 процентов мощностей - на первом этапе;

50 процентов - на втором этапе;

100 процентов - на третьем этапе; увеличение производительности труда в отрасли в 1,3 раза к 2015 году, в 2,4 раза к 2020 году и в 5 раз к 2030 году; повышение конкурентоспособности угольных компаний (в том числе рост рентабельности активов от 8 до 25 процентов); повышение (не менее чем в 2 - 3 раза по основному кругу показателей) уровня промышленной и экологической безопасности в отрасли;

увеличение примерно в 1,5 раза объема поступлений в бюджет (недропользование, налоги, в ценах 2010 года)

6

Этапы и сроки

реализации

Программы

Объем

финансирования

Программы

-    2011 - 2030 годы, в том числе: первый этап - 2011 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы; третий этап - 2021 - 2030 годы

-    общий объем финансирования мероприятий Программы в 2014 - 2030 годах -

5014,57 млрд, рублей (в том числе - 281,81 млрд, рублей за счет бюджетных средств), из них по подпрограммам: подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование" - 23,7 млрд, рублей, из них 6,64 млрд, рублей за счет бюджетных средств;

подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи" - 2071,75 млрд, рублей, из них -10,7 млрд, рублей за счет бюджетных средств; подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля" - 2584,8 млрд, рублей, из них 260 млрд, рублей за счет бюджетных средств;

подпрограмма "Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров" - 105,3 млрд, рублей, бюджетное финансирование не предусмотрено; подпрограмма "Безопасность и охрана труда в угольной промышленности" - 93,37 млрд, рублей, из них 0,57 млрд, рублей за счет бюджетных средств;

подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности" - 134,2 млрд, рублей, из них 3,9 млрд, рублей за счет бюджетных средств; подпрограмма "Развитие трудовых отношений, корпоративной социальной ответственности угольных компаний и совершенствование системы подготовки кадров для угольной промышленности" - 1,45 млрд, рублей, бюджетное финансирование не предусмотрено

Объем бюджетных средств

- всего - 281,81 млрд, рублей (в том числе:

бюджетных ассигнований - 131,24 млрд, рублей, ассигнований из Фонда национального благосостояния - 150 млрд, рублей), из них:

на развитие сырьевой базы угольной промышленности - 6,64 млрд, рублей; на завершение реструктуризации угольной промышленности - 10,7 млрд, рублей; на развитие транспортной инфраструктуры -110 млрд, рублей бюджетных ассигнований и 150 млрд, рублей из Фонда национального благосостояния;

на строительство и оснащение объектов Национального аэромобильного спасательного учебно-тренировочного центра подготовки горноспасателей и шахтеров - 0,57 млрд, рублей;

на проведение природоохранных мероприятий в угольной промышленности - 3,9 млрд, рублей

Объем внебюджетных средств

- всего - 4732,76 млрд, рублей, в том числе:

инвестиции в основной капитал -4612,51 млрд, рублей (оценка инвестиций в основной капитал частными инвесторами сделана в предположении, что отдельным угольным компаниям в установленном порядке будут предоставлены налоговые льготы, в том числе на региональном уровне); средства угольных компаний, кроме инвестиций в основной капитал, - 1,45 млрд, рублей; средства ликвидационных фондов, формируемые недропользователями, -118,8 млрд, рублей

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы

- в результате реализации мероприятий (проектов) Программы на принципах государственно-частного партнерства предполагается обеспечить: увеличение среднегодового прироста объема запасов углей до 530 млн. тонн, в том числе коксующихся - до 105 млн. тонн;

введение за весь период 505 млн. тонн новых и модернизированных мощностей по добыче угля при выбытии 372 млн. тонн мощностей неперспективных и убыточных предприятий; рост поставок российского угля для электроэнергетики на внутреннем рынке с 102 млн. тонн в 2010 году до 123 млн. тонн в 2030 году при увеличении доли экспорта в поставках угольной продукции за этот период с 38,7 процента до 49,4 процента и объема мощностей угольных терминалов портов Российской Федерации с 69 до 230 млн. тонн; снижение не менее чем в 1,5 раза энергоемкости добычи и переработки угля, объема переработки угля для производства синтетического жидкого топлива и сопутствующих продуктов - до 10 - 15 млн. тонн, доли комплексного использования отходов угольного производства -до 45 процентов;

снижение аварийности и травматизма не менее чем на 30 процентов

I. Развитие угольной промышленности России 1. Современное состояние российской угольной промышленности

Угольная промышленность, обладая значительными разведанными и прогнозными запасами угля, имеет все возможности для эффективного их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения внутренних потребностей в угольной продукции и развития экспортных поставок.

Указанная отрасль промышленности одна из первых в топливно-энергетическом комплексе России после проведенных структурных преобразований полностью адаптирована к рынку, производство и реализация продукции отрасли осуществляется частными предприятиями в условиях рыночного ценообразования, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (около одной третьей общего объема инвестиций).

Последние 10 лет стали для угольной промышленности этапом стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом экономики страны. За этот период объем добычи российского угля вырос примерно на четверть и в настоящее время превышает уровень 350 млн. тонн в год. Практически в 4 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий, ежегодно вводятся новые мощности по добыче угля в объеме более 20 млн. тонн. Угольными компаниями начата реализация масштабных проектов по освоению новых районов угледобычи в Республике Саха (Якутия) и в Забайкальском крае. Собственники угольных активов заинтересованно участвуют в строительстве новых и наращивании действующих мощностей угольных терминалов российских портов.

Завершается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России. В период с 1992 по 2013 год было закрыто 188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 километров горных выработок, снесено 14727 тыс. кв. метров зданий и сооружений, рекультивировано 5627,7 тыс. гектаров нарушенных земель, потушено и ликвидировано 36 пожаров на породных отвалах и в подземных выработках, построено 53 водоотливных комплекса и 10 очистных сооружений шахтных вод, отремонтировано 36 объектов, пострадавших от ведения горных работ, переселено из ветхого аварийного жилья 34,4 тыс. семей, реконструировано и построено 747 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 96 котельных, 141 объект водоснабжения.