от
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕН—-РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
-
Москва
Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту»
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:
/•ate*
W
MIIIHICTI PtTBOKK ПИШИ P0< IIIHCKOII «*Ц| PAH'IM
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный Л- J&&33
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту».
М.А. Топилин
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «Уъа&е*з2014 г. №
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТ
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту
Коррекция отклонений в физическом и умственном развитии лиц с ограниченными возможностями злоровья (включая инвалидов) всех
возрастных и нозологических групп___
(наименование вила профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Максимально возможная коррекция отклонений в развитии и здоровье, как можно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности лиц с шраниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с помощью средств и методов физической культуры
Группа занятий: |
2340 Преподаватели в системе |
2351 |
Специалисты по методике |
специального образования |
|
обучения и воспитательной |
^ _ - _ |
|
работы |
|
(кодОЮ1) (наименование) (кодОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности: |
80.10.1
дшоз_
80.21
80.22.2
80.30 80.42
85.31
85.32 92.62 93.04
(код
ОКВЭД2)
Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)
Дополнительное образование детей
Основное общее и среднее (полное) общее образование
Высшее профессиональное образование
Образование для взрослых и прочие виды образования, нс включенные в другие группировки
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания Прочая деятельность в области спорта Физкультурно-оздоровительная деятельность
(наименование вида экономической деятельности)
2
II. Описание « рулоны* функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
|
-=г-:---— |
—--"-- |
УЛЛД*11№ПППЙГ ipj дивыи
код наименование
__ |
1 руливыс функции
уровень
квалификация наименование
____ |
код |
-
(подуровень)
квалификации |
А
• |
Коррекция отклонений в развитии и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) посредством осуществления тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
- |
5 |
Формирование групп занятий в зависимости от функциональных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп |
АД) 1.5 |
5 |
Проведение практических занятий и тренировок с липами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам с учетом специфики спортивно-оздоровительного этапа |
АД32.5 |
5
—1 |
Развитие у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп интереса к занятиям спортом, формирование представлений о теоретических основах физической культуры |
А/03.5 |
5 |
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе |
ЛЛМ.5 |
5 |
в |
Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки |
5 |
Осуществление отбора и перевода лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрос шых и нозологических групп и ipynnu и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта) |
ВЛ1.5 |
5 |
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп основам техники двигательных действий (по виду спорта) |
ВЮ2.5 |
5 |
Формирование у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп представлений о теоретических основах вида |
В/03.5 |
5
... 1 |
J |
1- |
|
|
спорта, спортивной этике |
— |
J |
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки |
НЛМ.5 |
5 |
:C |
Осуществление тренировочного процесса и руководство состоятельной дстельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на тренировочном тшк (этапе спортивной |
5 |
Осуществление отбора лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции тренировочного зтагш (этапа спортивной специализации) по виду спорта |
001.5 |
5 i |
Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида адаптивного спорта |
СЛЮ.5 |
5 |
Формирование навыков соревновательной деятельности |
003.5 |
5 |
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) |
004.5 |
5 |
D |
Проведение тренировочных мероприятий и
руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на этапе
совершенствования спортивного мастерства |
6 |
Осуществление отбора лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства (по виду спорта) |
D/01.6 |
6 |
Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп |
D/02.6 |
6 |
Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных в нозологических групп на этапе совершенство вами* спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства (по виду спорта) |
D/03.6 |
6
1 |
Плакирование, учет и аиаяиз результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе |
о/ы.ь |
6 |
|
4 |
i |
и этапе высшего |
высшею ciiopmniioi о мастерства (по виду спорта) |
|
спортивною мастерства |
|
IE |
Руководство работой [ 6 |
Планирование работы тренсров-прсподователсй но Адаптивной 1 Н/01.6 6 |
|
тренеров- |
физической культуре |
|
преподавателей по |
Контроль и анализ результатов работы трснсров-прсподаватслсй по Е/02.6 I 6 |
|
адаптивной физической |
адаптивной физи'«сской культуре |
|
культуре |
Внедрение новейших методик осуществлении тренировочного и I Е/03.6 | 6 |
|
|
соревновательного процесса в адаптивной физической культуре и |
1 |
|
чуиптааом спорте_ | | _| |
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
j Коррекция отклонений в развитии и
социальная адаптация лиц с
[ограниченными возможностями здоровья Наименование I. ч г \ Код
[(включая инвалидов) посредством
осуществления тренировочного процесса
|на спортивно-оздоровительном этапе____j
Происхождение обобщенной «рудовой функции
Заимствовано из оригинала
—I--1
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта |
Возможные |
Тренср-прсиодаватсль по адаптивной физической культуре |
наименования |
j |
должностей |
________ 1 |
|
|
|
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры |
Допускается среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и подготовка но дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификации в области адаптивной физической культуры |
Требования к опыту практической работы Особые условия допуска к работе |
- |
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации 11рохожденис обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) _ |
Дополнительные характеристики |
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
ЁКС3 |
- |
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре |
оксо4 |
050721.51
050721.52
050720.51 |
Педагог по адаптивной физической культуре Педагог по адаптивной физической культуре Учитель адаптивной физической культуры Педагог но физической культуре и спорту |
|
6
3.1.1. Трудовая функция |
[Формирование групп занятий в
{зависимости от функциональных
„ возможностей лиц с ограниченными Наименование ! г .
возможностями здоровья (включая
инвалидов) всех возрастных и |
Код |
Л/01.5 |
Уровень
(подуровень)
квалификации |
5 |
нозологических групп |
|
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал X
Заимствовано ю оригинала |
‘656720.52 [Педагог по физической культуре и спорту с J_______ [углубленной подготовкой_________
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия Изучение данных физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и [нозологических групп
Исследование содержания индивидуальных программ адаптации и исходных данных физической подготовленности занимающихся Укомплектование групп для занятий адаптивной физической культурой на основе дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, а также степени функциональных возможностей, к которой относится занимающийся
Консультирование поступающих в группы для занятий адаптивной физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, их родителей (законных представителей) относительно выбора программ адаптивной физической культуры, содержания учебных программ, режима занятий и иных вопросов, связанных с тренировочным [процессом
Необходимые умения Выполнять диагностику уровня физической подготовленности
поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех
■возрастных и нозологических групп____
Выявлять функциональные возможности, дефект и оценивать психологическое состояние поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья .(включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп Выполнять распределение поступающих по группам с учетом их функциональных возможностей и сохранять состав занимающихся в
[течение всего срока обучения____
'Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными
____! представителями)__________________
I (еобходимые знания [Теория и методика адаптивной физической культуры
|Тсоретические основы организации методической работы по __ адаптивной физической культуре и спорту
7
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Гигиенические основы физического воспитания
Формы и методы взаимодействия с родителями (законными
представителями)
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной
физической культуре___________
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и
браузерами_______
Этические нормы в области спор iа
3.1.2. Трудовая функция |
[Проведение практических занягий и ,тренировок с лицами, имеющими [ограниченные возможности здоровья Наименование (включая инвалидов) всех возрастных и |
Код |
А/02.5 |
Уровень
(подуровень) |
5 |
[нозологических групп по утвержденным [программам с учетом специфики [спортивно-оздоровительного этапа |
|
|
квалификации |
— |
|
Г 1роисхожленис трудовой функции
I Оригинал X
Заимствовано из оригинала |
Порядок составления плана проведения групповых занятий Другие характеристики Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических ipynn, тренировок на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий Обеспечение безопасности при проведении практических занятий и тренировок на спортивно-оздоровительном этапе I Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь
Показывать изучаемые упражнения и двигательные действия Проводить педагогический контроль на занятиях
8
Применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях Доступно и наглядно разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре
Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными
> представителями)______
Необходимые знания Основы законодательства Российской Федерации п сфере физической культуры и спорта
Теоретические основы организации методической работы по
адаптивной физической культуре и спорту
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Гигиснические основы физического воспитания
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и
спортивной техники
Способы оказания первой доврачебной помощи
Теория и методика адаптивной физической культуры
11риемы, способы страховки и самостраховки
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных
I занятиях____
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма________________
11оказания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной
физической культуре
Этические нормы в области спорта
Порядок составления плана проведения 1рупповых занятий Другие характеристики Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, _____предусмотренном законодательством________________
Регистра ционный номер профессионального стандарта
3.1.3. Трудовая функция |
|
Развитие у обучающихся лиц с |
|
|
|
|
|
ограниченными возможностями здоровья |
|
|
|
|
|
(включая инвалидов) всех возрастных и |
|
|
Уровень |
|
Наименование |
нозологических групп интереса к занятиям |
Код |
Л/03.5 |
(подуровень) |
5 |
|
спортом, формирование представлений о |
|
|
квалификации |
|
|тсоретических основах физической |
|
|
|
|
|культуры |
|
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции
Оригинал X
Заимствовано из оригинала |
Трудовые действия Проведение с обучающимися лекций, рассказов и бесед о пользе, значении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, первой доврачебной помощи Организация совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов Организация встреч обучающихся с известными спортсменами, имеющими ограниченные физические возможности Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на спортивно-оздоровительном этапе Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) обучающегося
Необходимые умения В доступной и увлекательной форме рассказать о пользе, значении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, доврачебной помощи Показывать изучаемые упражнения и двигательные действия Проводить педагогический контроль на занятиях Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов
Доступно и наглядно разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности .Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты Применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях Устанавливать педагогически целесообразные отношения с Iпоступающими, обучающимися, родителями (законными представителями)
\ {собходимые знания Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта