Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

38 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе представлены научно-методические подходы к использованию пожарной робототехники. Описана методика предварительного планирования оперативно-тактических действий пожарно-спасательных подразделений при использовании робототехнических средств для тушения пожаров на объектах экономики. Предназначены для практического использования в пожарно-спасательных подразделениях

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Термины и соответствующие им определения

1 Основные подходы к тактике применения робототехнических средств на пожарах

2 Тактические возможности робототехнических средств

3 Организация доставки робототехнических средств к месту пожара

4 Тактика применения наземных робототехнических средств при тушении пожара

5 Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании робототехнических средств

6 Материально-техническое обеспечение роботизированных подразделений

Список нормативной литературы

Приложение 1. Условные графические обозначения

Приложение 2. Наименование и обозначение типов робототехнических средств

Приложение 3. Определение оптимального маршрута

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ _(МЧС    России)_

УТВЕРЖДАЮ


Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ

Москва 2015

УДК 621.865: 614.8 ББК 38.96 М 54

Разработаны:    д-ром    техн.    наук    А.    В. Матюшиным, д-ром техн.

наук С. Г. Цариченко, д-ром техн. наук А. А. Порошиным, Е. В. Павловым, В. В. Зыковым, К. С. Власовым (ФГБУ ВНИИПО МЧС России);

канд. техн. наук А. Н. Денисовым, С. А. Шкуновым, М. М. Даниловым (ФГБОУ ВПО АГПС МЧС России).

Методические рекомендации по тактике применения наземных М54 робототехнических средств при тушении пожаров. М.: ВНИИПО, 2015. 39 с.

Представлены научно-методические подходы к использованию пожарной робототехники. Описана методика предварительного планирования оперативно-тактических действий пожарноспасательных подразделений при использовании робототехнических средств для тушения пожаров на объектах экономики.

Предназначены для практического использования в пожарноспасательных подразделениях.

УДК 621.865: 614.8 ББК 38.96

© МЧС России, 2015 © ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2015

2

Знание «сильных» и «слабых» сторон использования РТС на пожаре позволяет РТП объективно оценить тактические возможности и правильно определить тактику тушения пожара Технические особенности РТС, наличие которых может негативно влиять на общие тактические возможности пожарных подразделений при тушении пожара, перечислены далее:

-    при автономной работе РТС все действия выполняются только в рамках прописанных алгоритмов, а при возникновении новых для РТС ситуаций отсутствует возможность действовать, руководствуясь здравым смыслом;

-    зависимость РТС от надежной работы сложных электронных систем;

-    ограничение возможности передвижения, обусловленные конструктивными особенностями РТС (габаритные размеры, масса, проходимость базового шасси и др.).

3. Организация доставки робототехнических средств к месту пожара

В целях организованного применения РТС на пожарах заблаговременно определяется перечень объектов в зоне обслуживания роботизированных подразделений, на которых при возникновении пожара целесообразно использовать РТС.

При проведении предварительного планирования следует предусматривать организацию поэтапной доставки РТС различными видами транспорта с учётом расстояния от места дислокации РТС до предполагаемого объекта пожара. Ориентировочные параметры для выбора вида транспорта приведены в таблице 2.

Таблица 2

Орион 111|>о1Ш'1Н1.1с параметры ;ыя выбора способа .locianKii РТС к чсо\ вмиша

Вид транспорта

Расстояние,

км

Общая масса группировки, не более, т

Время на подготовку транспортного средства с учетом погрузки РТС, час

Средняя скорость передвижения, км/час

Самолет

500 - 4000

60

3

800

Вертолет

10-30

20

3

260

Железнодорожный

100- 1000

60 т на ж. д. платформу

1 -3

90

Автомобильный

1 - 100

20

до 1

70

Водный

60

1-3

15

При обосновании маршрутов доставки РТС к месту вызова необходимо проводить дополнительные расчеты по уточнению показателей времени подготовки РТС к транспортировке. подготовке транспортных средств, конструктивных особенностей базового шасси РТС (на гусеничном ходу, колесное и др.), массы, габаритных размеров и расположения места постоянной дислокации роботизированных пожарных подразделений относительно объектов транспортной инфраструктуры (аэропортов, железнодорожных станций, автомобильных дорог, морских и речных портов).

При разработке документов предварительного планирования необходимо определить ориентировочное время и способы доставки РТС к месту пожара с учетом времени

11

прохождения транспортных средств по маршруту на основании их технических возможностей и внешних условий (погоды, трафика и т.д.) с использованием методов поиска оптимального маршрута. Один из методов поиска оптимального маршрута приведен в приложении 3.

Перевозки РТС выполняются под контролем органов военных сообщении в соответствии с уставами железных дорог и водных путей. Наставлением по перевозкам войск и инструкциями МЧС России и Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с министерствами, имеющими в своем ведении транспорт, и другими документами.

При планировании перевозок РТС необходимо провести необходимые расчеты, по решению следующих задач:

-    определение необходимого количества железнодорожного подвижного состава, воздушных, морских (речных) судов, а также материалов и приспособлений для крепления вооружения и техники;

-    распределение подразделений по поездам, воздушным, морским (речным) судам при максимальном использовании грузоподъемности транспортных средств.

3.1. Перевозка робототехнических средств воздушным транспортом

3.1.1 Перевозка РТС осуществляется на воздушных судах, оснащенных для этих целей необходимым оборудованием и швартовочными средствами. Расчет на перевозку воздушным транспортом заключается в определении потребного количества воздушных судов илн рейсов для РТС и их распределении по воздушным судам с назначением команд на каждое воздушное судно.

3.1.2.    Для осуществления воздушных перевозок привлекаются в первую очередь воздушные суда МЧС России, а также военно-транспортной и гражданской авиации.

3.1.3.    Перед погрузкой подразделений РТС назначаются районы ожидания, аэродромы (площадки) погрузки Аэродромы погрузки выбираются по возможности ближе к пунктам постоянной дислокации.

3.1.4.    Предварительная подготовка РТС к перевозке воздушным транспортом проводится в пункте постоянной дислокации в объеме технического обслуживания, предусмотренного соответствующим и руководствами и инструкциями. При этом особое внимание обращается на исправность техники, герметичность закрытия емкостей с жидкостями и газами, надежность крепления навесного оборудования, грузов, соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузового люка и грузовой кабины воздушного судна. На перевозимой технике должны быть отметки, указывающие расположение центра тяжести. Топлива в машинах должно быть в пределах 1/4 - 3/4 заправки баков.

Подготовка РТС и материальных средств для перевозки воздушным транспортом завершается в районах ожидания

3.1.5.    В районах ожидания подразделения РТС распределяются по командам, по рейсам. Для каждой команды определяется конкретное воздушное судно, назначается место погрузки и маршрут передвижения к нему.

3.1.6.    Выход команд на аэродромы для погрузки осуществляется по указанию старшего начальника (начальника аэродрома, командира части военно-транспортной авиации, эскадрильи авиации МЧС России). Погрузка команд в воздушные суда производится под руководством командиров воздушных судов. По окончании погрузки РТС за-

12

крепляется штатными самолетными средствами. При этом погрузочные и швартовые работы заканчиваются не позднее, чем за 30 минут до запуска двигателей воздушного судна, а посадка личного состава осуществляется после окончания погрузки и должна быть закончена за 15 минут до запуска двигателей

3.1.7. На борт воздушного судна, кроме лиц, сопровождающих РТС, в качестве пассажиров могут допускаться лица, выполняющие задачи МЧС России, согласно утвержденным спискам. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных посадочных мест Лица, сопровождающие РТС. располагаются на борту воздушного судна на месте, определенном командиром воздушного судна.

3.1.8 Ответственность за подготовку, своевременную доставку на аэродром погрузки РТС н загрузку их в воздушное судно возлагается на отправителя

3.1.9.    При подготовке к воздушным перевозкам РТС особое внимание должно быть обращено на:

а)    соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузовых люков и кабин воздушных судов, заправку жидкостных систем техники нормам, предусмотренным для перевозки по воздуху, отсутствие течи топлива, масел и других жидкостей;

б)    обеспечение надежности крепления навесных агрегатов и определение фактического центра тяжести загружаемой в воздушное судно техники;

в)    проверку работы тормозов, обеспечение пониженного давления в камерах шин

3.1.10.    Удельная нагрузка на пол грузовой кабины воздушного судна от колес, гусениц и других опор не должна превышать предельно допустимой для данного типа воздушного судна. Если удельное давление на пол грузовой кабины и грузовые трапы превышает величину допустимой нагрузки, то разрешается применять специальные настилы (грузораспределители), которые подготавливаются грузоотправителем.

3.1.11.    Погрузка грузов в воздушное судно и их выгрузка производится расчётами и специально назначенными погрузочно-разгрузочными командами отправителя (получателя) под руководством члена экипажа, ответственного за погрузку (выгрузку).

3.2. Перевозка робототехнических средств железнодорожным транспортом

3.2.1.    При определении потребного количества поездов для перевозки РТС необходимо учитывать следующие ограничения: масса и длина поезда не должны превышать норм, установленных графиком движения поездов по лимитирующему участку маршрута перевозки. Длина поезда исчисляется в условных вагонах. Длина условного вагона равна 14 м

3.2.2.    Районом погрузки (выгрузки) определяется район, предназначенный и подготовленный для погрузки (выгрузки) личного состава и техники. Он включает: железнодорожный участок со станциями погрузки (выгрузки); район ожидания (сбора), шоссейные и грунтовые дороги подхода к станциям погрузки (выгрузки).

3.2.3.    Погрузка подразделения РТС осуществляется в соответствии с планом погрузки, по команде начальника подразделения в установленные сроки с соблюдением мер безопасности

3.2.4 Посадка личного состава подразделения РТС в вагоны производится по окончании погрузки и крепления РТС, проверки личного состава, документов, и она должна быть закончена не позже чем за 10 минут до отправления поезда

13

3.2.5. По прибытии поезда с РТС на станцию выгрузки по команде начальника подразделения начинается выгрузка Выгрузка вооружения и техники производится с использованием всей имеющейся погрузо-разгрузочнон техники и должна быть закончена в установленные сроки.

3.3. Перевозка робототехнических средств морским (речным) транспортом

3.3.1.    Подготовка судна для перевозки РТС осуществляется владельцем судна. Для подготовки погрузочных мест, строительства временных причалов и устройства подъездов к ним привлекается личный состав перевозимого формирования

3.3.2.    Расчет подразделений РТС заключается в определении потребности судов и распределении подразделений по этим судам.

Исходными данными для расчета являются:

а)    численный состав подразделений РТС,

б)    нормы размещения техники, имущества и людей на судах;

в)    грузоподъемность судов и размеры полезной площади для размещения техники и людей.

3.3.3.    Распределение личного состава и техники эшелона на судне и последовательность погрузки определяется грузовым планом и планом обеспечения погрузки (выгрузки) подразделений РТС на судно. Грузовой план составляется начальником порта совместно с начальником подразделения РТС и согласовывается с капитаном судна.

3.3.4.    Перед погрузкой подразделения располагаются в районе ожидания, а после выгрузки - в районе сбора. Районы ожидания и сбора назначаются на удалении 2-3 км от места погрузки и выгрузки Подразделения РТС вызываются из района ожидания с учетом очередности их погрузки, а при выгрузке немедленно отводятся в район сбора

3.3.5.    Погрузка на судно начинается по команде начальника подразделения РТС после получения на это разрешения капитана судна. Погрузка техники на судно производится под руководством портовых (судовых) специалистов

3.3.6.    Крепление техники и имущества производ»гтся одновременно с их погрузкой экипажами (расчетами), вод1гтелями машин и специально выделенным для этих целей личным составом подразделения под контролем судовых специалистов.

3.3.7.    За надежное и правильное крепление вооружения и техники подразделения РТС на судне отвечает капитан судна Посадка личного состава подразделения РТС производится по окончании погрузки и крепления техники и должна быть закончена не позднее, чем за 30 минут до отправления судна.

3.3.8.    По прибытии судна в пункт назначения выгрузка начинается после получения разрешения капитана судна по команде начальника подразделения РТС и осуществляется под контролем судовых специалистов. Личный состав и техника подразделения РТС по мере выгрузки направляются в район сбора

14

4. Тактика применения наземных робототехнических средств при тушении

пожара

4.1. Планирование действий робототехнических средств по тушению пожара

4.1.1.    Эффективность выполнения оперативно-тактических действий с использованием РТС зависит от решения организационных и технологических задач, принимаемых на этапах их планирования, подготовки, организации и проведения.

4.1.2.    Разработка плана действий РТС на месте пожара подразделяется на три основных стадии: разработку общего плана применения РТС, его оптимизацию и реализацию, представленных на схеме (рис. 3).

Разработка тактического замысла применения РТС включает в себя:

а)    общую оценку обстановку на пожаре, степень угрозы воздействия опасных факторов пожара на соседние объекты, экологическое загрязнение и прогноз развития пожара на протяжении периода времени необходимого для доставки РТС к месту пожара;

б)    определение рациональных условий применения РТС по результатам анализа тактических возможностей РТС и ОТС сосредоточенных на месте пожара, а также других доступных средств пожаротушения (установок пожарной автоматики, авиационных средств и др);

в)    корректировку или разработку плана тушения пожара с использованием РТС с учетом складывающихся обстоятельств, с учетом того, что применение робототехники требует четкого формулирования задач и учета всех влияющих факторов в районе проведения работ,

г)    определение структуры управления и постановка задач для РТС на основе объективной оценки складывающейся обстановки и тактических возможностей РТС;

д)    определение набора типовых тактических приемов действий РТС для всех участков работ, а также определение порядка действий в случае потери управления РТС возникновения непредвиденных ситуаций.

4.1.3.    На второй стадии планирования производится оптимизация разработанного плана действий, которая заключается в отыскании оптимальных значений параметров деятельности РТС и определении или выборе на этой основе оптимального плана тушения пожара.

15

Стадия планирования

Определение необходимости и рациональных условий применения РТС

Определение тактических задач для РТС

Разработка плана действий РТС

Определение типовых тактических приемов применения РТС

5

Стадия оптимизации


Отыскание оптимальных значений параметров действий РТС


Стадия реализации


Разработка комплекса организационных мероприятий

~г~


Реализация плановых мероприятий


4.1.4. На заключительной стадии планирования осуществляется уточнение организационных мероприятий по взаимодействию роботизированных подразделений с другими подразделениями, сосредоточенными на месте пожара, уточнение порядка использовании технических средств объекта пожара и практическая реализация запланированных меро приятии.


16


Оглавление

Введение.........................................................................................................................................4

Термины и соответствующие им определения...........................................................................5

1.    Основные подходы к тактике применения робототехннческнх средств на пожарах.........7

2.    Тактические возможности робототехннческнх средств........................................................9

3.    Организация доставки робототехннческнх средств к месту пожара.................................II

4 Тактика применения наземных робототехннческнх средств при тушении пожара ........15

5.    Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании

робототехннческнх средств........................................................................................................29

6.    Материально-техническое обеспечение роботизированных подразделении....................31

Список нормативной литературы..............................................................................................32

Приложение 1. Условные графические обозначения...............................................................33

Приложение 2. Наименование и обозначение типов робототехннческнх    средств    34

Приложение 3. Определение оптимального маршрута...........................................................37

3

Введение

Использование робототехнических средств (далее - РТС) при тушении пожаров связано с необходимостью повышения тактических возможностей пожарно-спасательных подразделений. Особенно это важно для подразделений, работающих в зоне повышенного воздействия опасных факторов пожара, приводящих к травмированию людей и выходу из строя незащищенной пожарной техники. Применение РТС позволяет повысить уровень защиты от опасных факторов пожара, расширтъ возможности тактического маневрирования пожарных подразделений и ориентирования на местности в условиях задымления, загазованности, воздействия тепловых потоков и других помех. РТС призваны заменить пожарных и незащищенную пожарную технику в случаях, когда выполнение оперативных задач находится за пределами человеческих возможностей либо сопряжено с чрезмерной угрозой жизни и здоровью людей.

Однако, наземные пожарные РТС тяжелого и среднего классов, по ряду причин (отсутствие отработанных тактических приемов использования РТС и др) ограниченно применяются в практической деятельности пожарных подразделений. Как показывает многолетний опыт тушения пожаров с применением различных технических средств, наиболее эффективное использование тактических возможностей средств пожаротушения и, следовательно, достижения общего успеха в ликвидации пожара, возможно только при правильно организованных действиях всех пожарных подразделений на месте пожара Тактически грамотная организация действий и слаженность в работе подразделений является результатом организационных мероприятий по планированию и практической отработке действий сил и средств.

Поэтому, в целях дальнейшего развития методов тактического планирования тушения пожаров с применением робототехннческнх средств, на основании анализа накопленного практического опыта и научных исследований, разработаны настоящие методические рекомендации

4

Термины и соответствующие им определения

В целях установления единого подхода к пониманию положении настоящих методических рекомендаций, предлагается следующие далее термины и сокращения трактовать в соответствии с приведенными в таблице I определениями.

Таблица 1

№№

Термин

Сокра

щение

Определение

1

Робототехническое

средство

РТС

Автоматизированное самодвнжущееся техническое устройство (машина), выполняющее заданные функции человека и другие действия без его непосредственного участия

2

Обычное техническое средство пожаротушения*

ОТС

Техническое средство пожаротушения, в котором не используются роботизированные элементы управления

3

Руководитель тушения пожара

РТП

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

4

Огнетушащнс вещества

отв

Вещества, способные прекратить процесс горения различных веществ и материалов

5

Аварийно-

спасательные работы на пожаре

АСР

Действия пожарных по спасанию людей, материальных ценностей, защите природной среды в районе пожара, подавлению или доведению до минимально возможного уровня возникших в результате пожара вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ и ликвидации горения.

6

Опасные факторы пожара

ОФП

Факторы пожара, приводящие к травмам, отравлению или гибели людей, к порче или утрате материальных ценностей.

7

Тактически сложные пожары*

-

Пожары, для ликвидации которых необходимо привлечение значительного количества сил и средств пожарной охраны, либо использование неординарных приемов и способов пожаротушения.

8

Тактические возможности

-

Способность пожарных подразделений выполнять задачи по спасанию людей, эвакуации имущества и ликвидации горения за определенный промежуток времени.

Термин

Сокра

щение

Определение

9

Центральный узел управления РТС на пожаре*

ЦУ

Сформированный на месте пожара временный орган управления в целях обеспечения управления действиями РТС и взаимодействия с другими подразделениями.

10

Оценка обстановки на пожаре

-

Вывод, сформулированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных данных.

11

Обстановка на пожаре

-

Совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению пожара.

12

Зона горения

-

Часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и материалов (твердых, жидких, газов, паров) в объеме диффузионного факела пламени.

13

Зона теплового воздействия

-

Часть пространства, в котором протекают процессы теплообмена между поверхностью пламени, ограждающими конструкциями и горючими материалами

14

Зона задымления

-

Часть пространства, в котором невозможно пребывание людей без средств защ1гты органов дыхания и в котором затруднено ведение действий пожарными подразделениями из-за ограничения видимости.

15

Беспилотный летательный аппарат

БПЛА

Летательный аппарат без экипажа на борту

Примечание: * - термин используется только в настоящих методических рекомендациях

6

1. Основные подходы к тактике применения робототехнических средств на

пожарах

1.1.    Основной задачей по тушению пожара является достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

1.2.    Тактика тушения пожара определяется руководителем тушения пожара (далее • РТП) на основании сведений складывающейся обстановке на пожаре и доступных ресурсах пожаротушения В данном случае робототехнические средства (далее - РТС) являются одним из элементов материальных ресурсов пожаротушения, значение которого при разработке тактики тушения пожара, определяется в соответствии со схемой причинно-следственных связей, представленной на рисунке 1.

Рисунок I Схема рафаГмнкн i актин тисним пожара

Нумерация на схеме (рис. 1) соответствует уровню значимости причинно-следственных связей: 1. Основная (главная) связь - только РТП вправе определять тактику

7

тушения пожара; следующие по уровню значимости - 11 Противопожарное состояние объекта пожара, которое, влияет на возникновение опасных факторов, в зависимости от горючей нагрузки и параметров зоны горения, 1.2. Наличие ресурсов пожарных подразделений является определяющим фактором для тактических возможностей, в свою очередь зависящих от боеготовности (1.2.1) личного состава и эффективности (1.2.2) использования технических средств пожаротушения.

1.3. Материальные ресурсы пожаротушения включают огнетушащие вещества (далее - ОТВ) и технические средства для обеспечения подачи ОТВ в очаг пожара, проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР), транспортировку ОТВ, пожарного оборудования и личного состава пожарных подразделений, средства связи, освещения и другое пожарное оборудование. Роботизированные средства так же относятся к материальным ресурсам, которые в зависимости от конструктивных особенностей РТС могут выполнять вышеперечисленные действия

14 При разработке планов применения РТС на пожаре, РТП необходимо в обязательном порядке учитывать тактические свойства местности в районе проведения действий пожарными подразделениями.

Основные тактические свойства местности:

а)    проходимость - способность местности быть преодоленной мобильными техническими средствами в зависимости от дорожного покрытия, наличия технологических аппаратов и коммуникаций, строений и других препятствий,

б)    досягаемость зоны горения для различных приборов подачи огнетушащих средств в зависимости от расположения позиций ствольщиков;

в)    обеспеченность огнетушащимн средствами - возможность обеспечения пожарных подразделений огнетушащими веществами и материалами с требуемым расходом и напором;

г)    защитные свойства - естественные преграды, искусственные сооружения, технические средства противопожарной защиты понижающие интенсивность воздействия опасных факторов пожара на людей и пожарную технику;

д)    обзор - возможность контролировать развитие пожара и действия пожарных подразделений в районе тушения пожара непосредственным визуальным наблюдением, так и с помощью специальных технических средств

1.5. В целях эффективного использования возможностей РТС необходимо однозначно определять их место среди других технических средств пожаротушения (рис. 2). Основываясь на том. что пожарная робототехника является результатом закономерного развития технических средств, используемых для целей пожаротушения, сочетающая в себе полезные свойства различных технических средств пожаротушения.

Основной целью развития средств пожаротушения является повышение эффективности воздействия на зону горения и снижение уровня влияния ОФП

8

Пожарная

автоматика

Роботизированные средства подачи ОТВ

1

Средства связи


Пожарные

автомобили



Вектор развития пожарной техники


Т


Рисхнок 2 ОГниаи схема процесса ранними технических средсш пожаром шепни

1.6. Успех тушения пожара достигается слаженными и тактически грамотными действиями всех участников тушения пожара. Правильная тактика тушения пожара и высокий уровень слаженности действий всех подразделений не могут быть, достигнуты без организованной на постоянной основе теоритической подготовки и практической отработки навыков тушения пожара. Современные высокотехнологичные средства пожаротушения дают в распоряжение РТП широкий выбор тактических приемов борьбы с пожаром, позволяют сделать тактику тушения более активной и наступательной При этом роль РТГ1 в организации применения сил н средств пожарных подразделений является решающей.

Положения, приведенные в данном разделе необходимо использовать РТП при разработке тактических решений на тушение пожара с применением РТС.

2. Тактические возможности робототехнических средств

Тактические возможности робототехническнх средств определяются их тактико-техническими характеристиками и являются одним из слагаемых общего объема работ, выполняемых на месте проведения действий по тушению пожара.

Тактические возможности РТС, складываются из следующих показателей:

-    возможная продолжительность времени работы РТС в зоне повышенной опасности;

-    возможная площадь тушения пожара:

-    возможные объемы тушения пожара;

-    схемы подачи огнетушащих веществ

В силу конструктивных особенностей наземных РТС тяжелого и среднего классов наибольший эффект при их использовании на пожарах возможен при действиях на крупных производственных объектах в зоне уверенного прохождения радиосигнала от центрального узла управления (далее - ЦУ) до РТС. Приемлемый уровень радиосигнала для


9


обеспечения устойчивого управления РТС достигается за счет использования сети ретрансляторов Ретрансляционную сеть необходимо разворачивать на объекте в ходе проведения предварительного планирования, а при необходимости усиливать временными ретрансляторами.

Контроль за действиями РТС, целесообразно осуществлять при помощи технических средств видсонаблюдения, устанавливаемых при подготовке действий по тушению пожара, а также по возможности необходимо задействовать системы видеонаблюдения установленные на объектах в районе проведения действий пожарными подразделениями

РТС является одним из технических средств пожаротушения (см рис. 1) при использовании на пожарах, отдельные свойства которого способствуют общему повышению (п 2.1) или понижению (п. 2.2) тактических возможностей пожарных подразделений.

2.1.    Повышение тактических возможностей пожарных подразделений при использовании

робототехнических средств

Всем пожарам присущи некоторые общие закономерности, что позволяет, используя общие характерные явления и их параметры определять основные направления и способы использования сил и средств пожарных подразделений

Основные технические возможности РТС за счет правильного использования, которых возможно повысить тактические возможности пожарных подразделений при тушении пожаров:

-    возможность повышения скорости и точности выполнения заданной последовательности действий по сравнению с ОТС;

-    повышение уровня защиты людей от воздействия ОФП смонтированными на борту РТС средствами защиты, а также за счет удаления оператора и других участников тушения пожара на безопасное расстояние от зоны горения;

-    увеличенная по сравнению с ОТС продолжительности работы РТС в условиях особой опасности для жизни и здоровья людей;

-    повышенная точность подачи ОТВ в очаг пожара, позволяющая снизить излишние проливы и уменьшить материальные потери от пожара;

-    повышение общего уровня управления пожарными подразделениями при тушении пожара за счет тактических возможностей РТС и уменьшения количества пожарных работающих в непосредственной близости от зоны горения.

-    при групповом использовании РТС возможно знач1гтельнос повышение тактических возможностей по сравнению с одиночным применением РТС, что особо актуально при тушении крупномасштабных пожаров

2.2.    Понижение тактических возможностей пожарных подразделений при использовании

робототехнических средств

Каждый пожар, не смотря на сходные проявления, представляет собой единственную в своем роде ситуацию, определяемую различными событиями и явлениями, носящими случайный характер, (например, изменение направления и скорости ветра во время пожара и т. п ). Поэтому точно предсказать развитие ситуации во всех деталях и на этом основании создать алгоритмы для РТС, учитывающие все возможные обстоятельства, не представляется возможным

10