МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ССС Р
ПК ^ДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ дорожный НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА
Москва- (9/2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА
Одобрены Техническим Управлением Минтрансстроя СССР
Москва- 1972
в) определение оптимальной влажности смеси;
г) определение оптимального содержания битума в смеси;
д) определение количества активных добавок ;
е) определение физико-механических показателей смеси запроектированного состава и установление соответствия их показателям табл.2.
16. Расход вяжущего и оптимальную влажность при укреплении грунтов битумом (нефтью) определяют в зависимости от границы текучести грунта по формулам:
Б =0.3 Цт ; %=0,3 И1Т ,
где Б - оптимальный расход битума, % по весу;
и/ - оптимальная влажность при смешении,% по "о весу;
- граница текучести грунта (верхний предел т пластичности) .
П римечание. Расход битумной эмульсии или пасты рассчитывают по оптимальной норме битума.
17. Расход вяжущих и оптимальную влажность при комплексном укреплении грунтов находят по формулам:
U =0,1 Мг или Ц =0,15 ]/Jr ;
Б =0,1 \ЦТ +3 ; \Ц0 =0,4 ,
где U - норма извести, % по весу;
Ц - норма цемента, % по весу.
Примечание. При использовании засоленных грунтов добавку активных веществ следует увеличивать :
- в случае содержания в составе грунта более 1 % легкорастворимых болей на величину СГ,5«£ ;
- в случае содержания в составе поглощенных оснований грунта более 10% поглощенного натрия на вели -
11
чину 0,25 • Wr l! )
где $ - содержание легкорастворимых солей, % по весу;
/J - содержание поглощенного натрия, % емкости поглощения грунта.
18. Ориентировочные нормы расходов битума, извести, цемента, а также оптимальная влажность грунта при укреплении его битумом и комплексно битумом с активными добавками приведены в табл.З.
Состав смеси подбирают испытанием в лаборатории. Если смеси не удовлетворяют требованиям, готовят новые с увеличенным или уменьшенным количеством вя -жущего с последующим испытанием.
19. Проектирование дорожной одежды включает:
а) выбор рациональной конструкции дорожной одежды с учетом природно-климатических условий специфичес -ких районов и максимальным использованием местных дорожно-строительных материалов и укрепленных грунтов;
б) определение расчетного модуля деформации (упругости) грунтов земляного полотна в зависимости от их вида, типа местности по увлажнению и климатическ их факторов (производится по действующей инструкции);
в) назначение расчетного модуля деформации (упругости) в зависимости от дорожно-климатической зоны, имеющегося грунта, грунтогравийного или грунтощебе -ночного материала, степени засоления и метода укреп -ления;
г) расчет дорожной конструкции по методике действующей инструкции в зависимости от величины требуе -мого модуля деформации (упругости), при этом определяются толщина конструкции и толщины отдельных конструктивных слоев;
д) проектирование конструкции защитного слоя в зависимости от наличия материалов.
Т аблиаа 2
Физико-мехаиичоские свойства грунтов, укрепленных органическими вяжущими с добавками и без добавок активных веществ (для 1У и У дорожно-климатических зон Казахской ССР)
Наименование
показателей |
Показатели в эавнсим< деформации |
xjth от расчетного моду; (упругости) |
1Я |
|
П50б“
(4200) |
8§ |
8§ |
1200
[3000) |
1100
(2600) |
1000
(2300) |
900
(2000) |
800
(1700) |
700
(1400) |
88 |
500
(800) |
§8 ^ © |
Прочность при сжатии сух ^образцов nftn 20°СГ л gg кГ/см*. не ме- |
45 |
35 |
30 |
26 |
22 |
18 |
15 |
12 |
10 |
8 |
7 |
6 |
То же, при 50°С, ^ 50 /см^» не менее...... |
23 |
18 |
15 |
13 |
11 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
4 |
Прочность при сжатии воронасыщенных образцов
при 20°С, R зод
кГ/см2, не менее |
24 |
20 |
17 |
14 |
11 |
9 |
7 |
8 |
5 |
4 |
3 |
3 |
Водонасышение,% по объему, не более ........ |
4 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Коэффициент уплотнения, не менее Q98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
акт*
оя2
58|
о»я
Зоя
* 2
iS-g
-JO»
о
■o go = a к 5*2* л tr* Eo
битум (нефть) с ктивной до
при смешении с добавками и битумом
О
а
ч
я
2
Л
а
вг
я
в>
а*»
О
•о
к
ф я о н
и 2 2 а о в 5 я 5
я 2 а » я
•о
§8 а х
* 2 я »
8* Н ч "■ в
а 2 •о я я 2 X
*<
я О
■о о
Ф о
а а
S8
я я я -
■ я
Т Я ■о *
5р
SogSqg»
®TO
г
•а®2л
ПО)
0 4«2z 0*5
н aoE® в оя®
1 I I
г г
битум (нефть) без добавок
при уплотнении обработанного грунта
20. Ниже представлены схемы дорожных одежд облегченных типов с рациональным расположением кон -структивных слоев, учитывающим специфику водно-теп -лового режима отдельных районов Казахстана. Толщину конструктивных слоев рассчитывают в зависимости от интенсивности и состава движения по действующей инструкции.
21. Для засушливых, неорошаемых районов, широко
распространенных на территории Казахстана, в качест -ве несущего слоя дорожной конструкции рекомендуется использовать верхний слой земляного полотна,
уплотненный до
|
Рис.2. Дорожные одежды для неорошаемых районов с глубоким залеганием грунтовых вод:
1-поверхностная обработка; 2-биту-могрунт; 3-грунтогравий,обработанный битумом; 4-грунт, укрепленный известью и битумом; о- цементо-грунт; 6-грунтогравий; 7-грунтогро-вий,укрепленный известью и биту -мом; 8-уплотненный грунт |
повышенных зна - ^
чений плотное -ти (рис.2).
На уплотненном грунте земляно -го полотна целесообразно устраивать слои из грунта, укрепленного раз -личными вяжущими материалами. Эти слои улучшают условия работы грунта земляного по -лотна и дорожной конструкции в це -лом за счет стабилизации водно-теплового режима.
Для покрытия целесообразно ис -пользовать различные местные до -
15
рожно-строительные материалы и грунты, укрепленные цементом или комплексными добавками.
22. Для районов распространения подвижных песков в конструкциях дорожных одежд необходимо устраива т ь в основании уплотненный слой из суглинистого грунта или естественного грунтогравия (рис.З). Этот уплотнев-
|
Рис.З. Дорожные одежды для районов распространения подвижных песков:
1-поверхностная обработка; 2 - би-тумогрунт; 3-цементогрунт; 4-грун-тогравий,обработанный битумом;
6-грунт,укрепленный битумной эмульсией (пастой); 6-грунтогравий, ук -репленный битумной эмульсией (пао-той); 7-уплотненный связной грунт (рубашка); 8-гравий (гравийно-песчаная смесь) |
ный слой способ -ствует конденса -дни водяных па -ров в верх ней части земляного полотна, играя роль паронепроницаемого экрана . Благодаря конденсации водяных паров грунты зем -ляного полотна сохраняют влаж -ность даже в самые засушли в ы е периоды года, что способствует их устойчивости У ст-ройство этого слоя диктуется еше и технологи -ческими сообра -жениями в целях повышения проез-жаемости песча -
ных грунтов земляного полотна в период строитель -ства.
В покрытиях рекомендуется широко использовать местные малосвязные грунты, укрепленные битумными
16
УДК 825.855.5:624.138.232
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ В ДОРОЖИ О М СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА.Союздорнии, М., 1972.
В работе содержатся требования, предъявляемые к вяжущим и минеральным материалам и конструктивным элементам дорожных одежд; методы проек -тирования состава смесей и дорожных конструкций особенности технологии работ по устройству дорожных оснований и покрытий; технологические схе м ы по устройству покрытий и оснований из укреплен -ных грунтов.
Табл.-6, рис.-7..
УДК 026.855.5:624.138.232
Предисловие
В последние годы на многих автомобильных дорогах Казахстана широко применяют грунты, укрепленные различными вяжущими материалами. Накоплен определен -ный опыт проектирования, устройства и эксплуатации дорожных одежд с использованием укрепленных грунтов ; выявлены недостатки по технологии и методам их ук -репленжя.
Настоящие 'Методические рекомендации по применению укрепленных грунтов в дорожном строительстве Казахстана' являются результатом многолетних исследо -ванйй Казахского филиала Союздорнии, а также обобщения опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог в пустынных и засушливых районах.
В 'Методические рекомендации' включены требова -ния, предъявляемые к вяжущим и минеральным материалам и конструктивным элементам дорожных одежд; методы проектирования состава смесей и дорожных кон -струкдмй; приведены особенности технологии работ по устройству дорожных оснований и покрытий, а так же технологические схемы по устройству покрытий и оснований из укрепленных грунтов.
'Методические рекомендации' составил инж. Г.А.По-пандопуло.
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900, Балашиха-0 Московской обл., Союздорнии или г. Алма-Ата, 91, ул.Дзержинского, 58, Казахский филиал Союздорнии.
ЗАМ .ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ кандидат технических наук Ю.Мотылев
Требования к материалам
1. Пригодность грунтов для укрепления органическими вяжущими материалами без добавок и с добавками активных веществ в целях использования их для покрытий и оснований оценивают по табл.1.
2. Лучшими грунтами, грунтогравийными и грунто -щебеночными материалами для устройства конструк — тивных слоев дорожных одежд являются супесчаные и крупнообломочные грунты, гранулометрический состав которых близок к оптимальному. Они легко перемешиваются с вяжущим и не требуют гранулометрических добавок, поддаются обработке различными средствами механизации (дорожными фрезами, грунтосмесительными машинами передвижного и стационарного типов) с использованием разных технологических приемов (смешение на дороге или в установке).
3. Грунты песчаные и супесчаные с числом пластичности до 3 и при содержании частиц мельче 0,1мм в количестве менее 80% пригодны для устройства дорож -ных оснований и покрытий только после предваритель -ного улучшения добавками дисперсных отходов промышленности, пылевато-суглинистых грунтов или примене -ния активных добавок.
Барханные пески, содержащие в своем составе час -тип размером 0,1мм более 60%, пригодны для устройства оснований и покрытий без улучшения гранулометри — ческого состава в случае укрепления их битумными эмульсиями и пастами.
4. Суглинистые грунты используются для укрепления без гранулометрических добавок. Тяжелые суглинки следует применять только при устройстве дорожных осно -ваний.
5. Засоленные грунты всех разновидностей рекомендуется применять в основаниях дорожных одежд. При
4
укреплении преимущество следует отдавать комплексному методу с использованием извести или цемента. Среднезасоленные грунты без активных добавок (извести или цемента) применять не рекомендуется.
Разделение засоленных грунтов по степени засоле -ния •*'. а также оценка их для различных видов до рож -ных работ производится в зависимости от содержания легкорастворимых солей с учетом качественного характера засоления и вида грунта по номограмме рис.1.
6. Глины с числом пластичности более 17 и сильно-засоленные грунты без гранулометрических добавок применять не следует. Для улучшения состава глин, тяжелых суглинков и засоленных грунтов следует применять в качестве скелетных добавок крупнозернистый песок , гравий, щебень, дресву, ракушку, опоку, каменную мелочь, молотый известняк и др. Скелетные добавки вводят в грунт в количестве, при котором обеспечивался бы оптимальный гранулометрический состав его, но не более 50%.
7. Грунты несцементированные обломочные (естест -венные грунтогравийные и грунтощебеночные материа -лы), укрепляемые битумом, не должны содержать частиц размером от 2 до 50 мм более 50% по весу и частиц крупнее 50 мм - более 10%. Общее количество час-тип от 2 до 25 мм допускается не более 70% по весу грунта.
8. Искусственные грунтогравийные и грунтощебеночные смеси рекомендуется подбирать по принципу плот -ных смесей с коэффициентом сбега 0,9-0,75, при этом число пластичности для частиц менее 0,5 мм должно быть не более 17.
В однослойных покрытиях и в верхнем слое много -слойных покрытий следует применять смеси мелкозер -нистого и среднезернистого состава, а в нижних и средних слоях многослойных покрытий — смеси всех соста -вов.
5
Пригодность грунтов для укрепления их органическими вяжущими и добавками в 1У и У дорожно-климатических зонах Казахстана |
Г руиты |
Укрепление жидкими битумами |
Укрепление битумными эмульсиями и пастами |
Укрепление высокосмолистыми нефтями |
|
без активных добавок |
с активными добавками |
без активных добавок |
с активными добавками |
без активных добавок |
с активными добавками |
Крупнообломочные грунты, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси |
|
При |
год |
и ы |
|
|
Пылеватые пески и супеси с числом пластичности менее 3 |
Не пригодны |
При
годны |
При
годны |
При
годны |
Не пригодны |
При
годны |
Супеси, близкие к оптимальному гранулометрическому составу, легкие, пылеватые и тяжелые пылеватые с 4Hcgo^i пластичное- |
При |
год |
н ы |
|
|
|
Суглинки всех разновидностей с числом пластичности 7-17
Глины всех разновидностей
Грунты солончаковатые (слабозасоленные) и солонцеватые с содержанием поглощенного натрия в коли -честве 5-20% емкое -ти обмена грунта
Грунты солончаковые (среднезасоленные) в солонцовые с содер -жанием поглощенного натрия в количестве более 20% емкости обмена грунта
Грунты сильнозасоленные и избыточно-
засоленные
При
годны |
При |
Не при |
При |
годны |
годны |
годны |
|
При
годны |
Не пригодны |
Пригодны |
Не пригодны |
При |
Не при |
Не при |
годны |
годны |
годны |
|
Не пригодны |
Не пригодны |
Прихдюсть $ (hpoxittoM строительстве ^ fgj9t9t*ut I е *ля мо i о полотно
Характер зсссг&иа |
г а | |
» t I 1
йдертгх-е юиоростборо^ык аз*гй , %
coin М СЮМ1011 И etJi *1*11»
Но<ест6ен*я юрактемтикд мсокекя |
Р.СЛ. ВоМогр.«м. грГИТ0„ „„
9. Добавки для улучшения гранулометрического состава грунтов выбирают с учетом возможности наибольшего использования местных материалов, в том числе слабых, изменяющих свой гранулометрический состав в процессе производства работ (дресва, ракушка, опока , слабые известняки и песчаники, распадающиеся шлаки и т.п.), для обработки которых расход вяжущих мате -риалов увеличивают в 1,15-1,2 раза.
10. Для укрепления засоленных грунтов примен я ют жидкие нефтяные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 11955-66. Марки битума выбирают с учетом свойств применяемых грунтов, способа их обработки , климата района и погодных условий в период производства работ.
Для грунтов тяжелосуглинистого и глинистого состава рекомендуется применять жидкие битумы марок СГ-15/25, СГ (МГ)-25/40, СГ (МГ)-40/70; для грунтов супесчаных и легкосуглинистых - СГ (МГ)-40/70 ,
СГ (МГ)-70/130, СГ (МГ)-130/200. В южных районах Казахстана применяют жидкие битумы с наибольшей вязкостью; в северных - с меньшей вязкостью.
11. В качестве жидких битумов могут быть использованы тяжелые высокосмолистые нефти с вязкостью по стандартному вискозиметру Cqq не меньше 7 сек . При укреплении грунтов тяжелыми нефтями следует руководствоваться 'Временными техническими указаниями по применению высокосмолистых тяжелых нефт е й ВСН-4-67 (Мннавтодора Каз.ССР).
12. Для укрепления грунтов применяют также битумные эмульсии и пасты, приготовленные из вязких битумов, отвечающих требованиям ГОСТ 11954-66. Составы эмульсий и паст должны отвечать требованиям "Технических указаний по приготовлению дорожных эмульсий' ВСН 115-65 (Мннтрансстроя СССР).
13. В качестве активных добавок при укреплении грунтов битумом рекомендуется применять молотую не-
9
гашеную известь (гидрофобную) в соответствии с 'Временными техническими указаниями по производству и применению в дорожном строительстве гидрофобной извести' ВСН 09-02-02-69 (Мннавтодора Каз.ССР).
Можно применять и гашеную известь в виде извес -ти-пушонки и известкового молока, отвечающую требо -ваниям ГОСТ 9179-69.
14. В качестве активной добавки при укреплении грунтов можно применять цементы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 10178-62 'Портландцемент, шлако-портландцемент, пуццолановый портландцемент'.
Кроме указанных видов портландцемента, можно применять и другие виды цемента, отвечающие требованиям ГОСТ 2544-44 'Вяжущие вещества: известково-шлаковое, известково-пуццолановое, известково-глинистое, известково-зольное'.
Содержание свободной извести в цементе, применяемом для укрепления грунтов, является желательным и не нормируется.
Методы проектирования
15. Состав смеси проектируют с учетом ее назначения, а также свойств и стоимости применяемых мате -риалов. При этом определяют наиболее рациональн ы е соотношения вяжущих и минеральных материалов в смеси.
Проектирование смеси включает:
а) выбор метода укрепления грунта с учетом климатических условий района, характера и степени засоле -ния или солонцеватости грунтов, являющегося наиболее выгодным в технико-экономическом отношении;
б) выбор и определение наилучшего соотноше н и я минеральных составляющих с целью получения смеси оптимального гранулометрического состава с минераль -ным содержанием солей и поглощенного натрия;