ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗОЛОШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Москва 1981
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ( СОЮЗ ДОРН ИИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗОЛОШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Одобрены Минтрансстроем
Москва 19®1
пределяют необходимое количество золы уноса распределителем цемента;
подготовленный слой грунта перемешивают с золой уноса фрезой, движущейся на второй или третьей пере-даче, за 2-3 прохода по одному следу с одновремен -ным увлажнением водным раствором соапстока; при этом общая влажность смеси должна быть меньше оптимальной на 3-4%;
смесь профилируют автогрейдером и уплотняют катком на пневматических шинах до плотности 0,80-0,85 от максимальной стандартной;
распределителем цемента при необходимости дози -руют известь в смесь грунта и золы уноса, после чего смесь снова перемешивают с цементом либо изве -стью фрезой за 2-3 прохода по одному следу. Затем смесь увлажняют до оптимальной влажности с добав -кой хлористого кальция через распределительную си -стему фрезы и одновременно перемешивают фрезой э а 2-3 прохода по одному следу на второй или третьей передаче;
Смесь профилируют, уплотняют и осуществляют уход за готовым укрепленным слоем в соответствии с "Инструкцией* СН 25-74.
Необходимо учесть, что схватывание смесей из гру^ нтов, укрепленных золами уноса с добавками соапстока, наступает после увлажнения смеси до оптимальной влажности несколько позже, чем у смесей из грунтов, укрепленных только золой уноса. Это позволяет проводить работы при повышенных положительных температурах в условиях сухого жаркого климата.
3.3. При проведении работ, указанных в пп.3.1, 3.2, осуществляют в необходимом объеме, согласно уста -новленным составам смесей, соответствующие тран спортные перевозки золы уноса, водных растворов соапстока и хлористого кальция.
Золу уноса вывозят на дорогу в автозоловозах или
10
автоцементовозах, водные растворы соапстока и хло -ристого кальция - в поливочно-моечных машинах.
3.4. Контроль качества производства работ осуществляют согласно требованиям СНиП IU-40-78.
4. Приготовление растворов химических добавок
4.1. Для правильного дозирования и равномерного распределения используемых добавок их вводят в состав зологрунтовой смеси в виде водного раствора рабочей концентрации. Его приготавливают с м е ш е н и е м концентрированного раствора добавок с водой до вве -дения в смеситель.
Соотношение между раствором и водой устанавли -вается при подборе состава зологрунтовой смеси.
4.2. В зависимости от местных условий производств ва работ раствор рабочей концентрации сл^рует приготавливать в специальных емкостях или непосредственно в дозаторе для воды по принятой технологической схеме. Раствор дозируется по массе смеси, как это принято на грунтосмесительной установке.
4.3. Концентрированные растворы необходимо при -готавливать путем растворения определенного количества добавки в воде по возможности более насыщенными, не допуская, однако, их выпадения в осадок. Для повышения скорости растворения добавок воду подогревают, хлористый кальций при необходимости дробят.
4.4. Перемешивание компонентов раствора осуществляется сжатым воздухом, острым паром или вручную.
Приготавливают и хранят растворы при положительной температуре в тщательно очищенных и промыты х емкостях, защищенных от попадания в них атмосферных осадков.
4.5. Объемы емкостей рассчитывают с учетом возможности непрерывной работы в течение смены. Кон-
11
центрированные растворы при приготовлении рабочего раствора перед подачей в грунтосмеситель тщательно перемешиваются с водой.
4.6. Растворы добавок приготавливают либо на бетонных заводах, либо непосредственно в местах размер шения карьерных грунтосмесительных установок.
Соапсток доставляют на базу приготовления раст -воров либо автогудронатором, либо в металлических бочках. Хлористый кальций, как правило, 50%-ной концентрации, хранится в металлических бочках.
4.7. Приготовление рабочих растворов включает следующие операции:
загрузку воды и добавки в емкость, предназначенную для приготовления концентрированных растворов;
перемешивание воды и добавки;
перекачивание высококонцентрированного раствора в дозировочную емкость и емкость для приготовления рабочего раствора;
загрузку емкости для рабочего раствора водой в объеме, необходимом для приготовления раствора требуемой концентрации;
перемешивание воды и добавки до полного ее растворения без осадка.
4.8. Максимальная концентрация таких растворов назначается из условия максимальной растворимости используемых добавок в воде и возможности перекачивания полученного раствора по трубопроводу. О быч н о на практике используют растворы СаССг 30%-ной концентрации.
4.9. Растворение твердых добавок в воде осушест -вляется с помощью сжатого воздуха или вручную. При необходимости приготавливаемые растворы подогрева -ют. После приготовления высококонцентрированный раствор с помощью битумного насоса перекачивают в дозировочную емкость определенного объема, а затем в необходимом количестве - в емкость для приготовле -
12
ния рабочего раствора. Перемешивание воды и высоко-концентрированного раствора осуществляют Также с помощью сжатого воздуха или вручную.
4.10. При приготовлении зологрунтовой смеси методом смешения на дороге раствор соапстока или хло -ристого кальция на месте производства работ разли -вают с помощью поливочно-моечной машины.
Оглавление
Предисловие..................
1. Общие положения..............
2. Требования к материалам и рекомендуемые составы смесей ............... 0
3. Технология производства работ при
устройстве укрепленных дорожных оснований . . 8
4. Приготовление растворов химических
добавок ....................... И
Ответственный за выпуск инж. Е.И.Эппелъ
Редактор Т .М .Бирюшова Технический редактор А.В.Евстигнеева Корректор ЖЛ.Иноземцева
Подписано к печати 23/Х 1981г. Формат 60x84/16 Л 69675
Заказ 173-1 Тираж 700 0,9печ.л. 0,6 уч.-иэд.л. Цена 8 коп
Участок оперативной полиграфии Союэдорнии
143900, Московская обл., г.Балашиха-6, ш.Энтузиастов,79
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗОЛОШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТРОЙ -СТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. Союз-дорнни. М., 1981.
Обоснованы возможность и целесообразность использования местных лессовых засоленных грунтов и золы уноса, получаемой после сжигания на ТЭС углей Ангренского бассейна, для устройства укрепленных оснований дорожных одежд в условиях сухого жаркого климата.
Предложено использовать различные местные лессовые засоленные грунты, отличающиеся по характ-еру засоления: сульфатному, хлоридному, смешанному
(сульфатно-хлоридному и хлоридно-сульфатному).
Предлагается укреплять указанные местные гру нть4 золой уноса в сочетании с добавками СаСС^ и соап -стока или без них, что улучшает физико-механические и технологические свойства укрепленного материала.
Приведена эффективность использования разработанного метода укрепления, которая заключается в сниже нии стоимости строительства 1 км дороги более чем на 7 тыс.руб., в увеличении производительности труда и снижении трудозатрат на 200-250 чел.-дн. и др.
Табл.1.
© Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт, 1981
УДК 825.731.82(075.5)
Предисловие
'Методические рекомендации по использованию золошлаковых материалов для устройства оснований ав -томобильных дорог' разработаны в Союздорнии на основе лабораторных исследований и опытно-производственного строительства в условиях сухого жаркого климата Узбекской ССР.
В 'Методических рекомендациях' приведены требо -вания к исходным материалам, область испольэова н и я различных лессовых засоленных грунтов, укрепленных золами уноса, нормы расхода вяжущего, составы смесей в зависимости от степени засоления грунта, а так* же разработаны технологические способы, позволяю -шие устраивать основания в условиях сухого жаркого климата без снижения физико-механических показате -лей укрепленного материала.
Настоящие 'Методические рекомендации' составили канд.техн.наук ИЛ.Гурячков и инж.У.Ашуров.
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900, Балашиха-8 Московской обл., Союздор -
НИИ.
3
I. Общие положения
1.1. Настоящие 'Методические рекомендации' развивают 'Технические указания по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований и покрытий автомобильных дорог' ВСН 185-75, а также утверж -денные в 1980 г. Госстроем СССР изменения и допол-1 нения к 'Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов' СН 25-74 в части новых комплексных составов, сме -сей, состоящих из лессовых засоленных грунтов Средней Азии, укрепленных отходами золошлаковых мате -риалов в виде зол уноса буры*} углей Ангренского бассейна Узбекской ССР.
При этом, как правило, предусматривается использование в небольших количествах добавки хлористого кальция или соапстока.
1.2. Применение разработанных комплексных составов смесей позволяет получить укрепленный материал, обладающий стабильной во времени прочностью, устойчивостью к повышенным положительным и пониженным температурам.
Введение в грунт указанных в п.1.1 добавок не только обеспечивает получение смесей, обладающих хорошими технологическими свойствами в условиях сухого жаркого климата Средней Азии, но и приводит к образованию в укрепленном материале, при соблюдении правильной технологии производства работ, дополни -тельных прочных новообразований, что предопределяет возможность эффективного использования такого укреп-тенного материала при устройстве различных основа -чий дорожных одежд и строительных площадок.
1.3. Разработки настоящих 'Методических рекомен-
4
даций' следует использовать в 1У-У дорожно-климатич ческих зонах при проектировании и строительстве до -рог при условии, что земляное полотно отвечает тре -бованиям главы 'Сооружение земляного поиотна' СНиП 111-40-78 и других общесоюзных документов. Целесообразность применения зол уноса в качестве са -мостоятельного вяжущего или в сочетании с добавка -ми при укреплении засоленных лессовых грунтов, используемых для устройства слоев дорожных одежд, устанавливают по результатам технико-экономического анализа и сравнения с другими методами укрепления грунтов или методами и технологией устройства оснований с применением прочных привозных зернистых материалов.
1.4. Выполнение основных положений Настоящих 'Методических рекомендаций' по использованию в дорожном строительстве комплексных составов смесей (см.п.1.1) обеспечивает:
применение грунтов с различной степенью засоленности, превышающей нормы, указанные в 'Инструкции ' СН 25-74 и ВСН 185-75;
замену дефицитного вяжущего - цемента; отказ от привозных прочных каменных материалов; удешевление строительства, уменьшение расхода горючего и энергии;
возможность очищения окружающей среды от отва -лов золошлаковых материалов.
1.5. Укрепленные материалы, полученные на основе использования комплексных составов смесей ( см . таблицу), по своей структуре и физико-механическим свойствам соответствуют грунтам, укрепленным минеральными вяжущими. Поэтому требования к укреплен -ным материалам, состоящим из зол уноса, добавок и лессовых засоленных грунтов, аналогичны требованиям, предъявляемым к укрепленным материалам, полученным на основе применения только цемента или извести, и
5
должны соответствовать показателям табл.1 "Инструкции" СН 25-74.
1.6. При проектировании конструкций дорожных одежд с использованием таких укрепленных материа -лов необходимо руководствоваться следующими положен ниями:
при устройстве жестких дорожных одежд лессо вые засоленные грунты, укрепленные золами уноса в сочетании с добавками или без них, можно использовать в качестве верхних и нижних слоев оснований;
при устройстве нежестких дорожных одежд такие укрепленные материалы используют в качестве верх -них слоев оснований на дорогах III—1У категорий, а в качестве нижних или дополнительных слоев оснований-на дорогах всех категорий.
1.7. Пригодность лессовых засоленных грунтов для устройства укрепленных слоев дорожных одежд устанавливают в соответствии с требованиями пп. 2.1-2.3 настоящих "Методических рекомендаций".
В случае некоторых отклонений от требований пп.2.1-2.3 окончательно оценивают возможность исполы зования того или иного компонента смеси на основе лабораторных испытаний образцов и соответствия по -казателей их физико-механических свойств требовани -ям табл.1 "Инструкции" СН 25-74. При этом руковод -ствуются рекомендациями по составам смесей таблицы настоящих "Методических рекомендаций" и по подбору составов смесей, изложенными в "Технических указа -ниях" ВСН 185-75.
2. Требования к материалам и рекомендуемые составы смесей
Г румты
2.1. Для укрепления золами уноса сухого от -бора, полученными при сжигании бурых углей Ангрен-
6
ского бассейна, применяемыми в качестве самостоя -тельного вяжущего, используются различные лессовыо засоленные грунты с числом пластичности не более 17.,
2.2. Общее содержание легкорастворимых солей для всех видов укрепляемых лессовых грунтов не должно превышать 8% массы грунта при сульфатном и 10% массы грунта при хлоридном засолении.
2.3. При смешанном сульфатно-хлоридном засолении допускается содержание легкорастворимых солей н е более 10%, а при хлоридно-сульфатном - не более 8%.
Вяжущие материалы (золы уноса)
2.4. Для укрепления лессовых засоленных грунтов в качестве самостоятельного вяжущего применяются золы уноса сухого отбора непосредственно от электрофильтров или циклонов тепловой электростанции, рабо -тающей на бурых углях Ангренского бассейна. Такие золы должны отвечать следующим требованиям:
Содержание свободной окиси
кальция, % Не менее 4
Гидравлический модуль, %^.....Не менее 0,4
Удельная поверхность, см /г . . . Не менее 3000 Содержание сернистых и сернокислых соединений (в пересчете
на S05 ),%..'.......... Не более 4
Потери при прокаливании, % . . . . Не более 3 Содержание свободной окиси кальция, сернистых и сернокислых соединений, потери при прокаливании оп -ределяют по ГОСТ 5382-73 *Цементы. Методы химического анализа*. Удельную поверхность определяют по ГОСТ 310.2-76 'Цементы. Методы определения тонкости помола*.
Рекомендуемые составы смесей
2.5. Составы смесей с использованием лессовых засоленных грунтов, укрепленных золой уноса Ангренско-
7
Грунт (суглинок) по характеру и |
Температура
суглинка. |
SSKP |
уносе | |
Содержание
СВООоД НО И |
Добавка |
|
|
|
суглийкеВ |
в суг |
|
массы
СУГ ли но к |
массы
дайбкв |
ности |
лег
кого |
тяже
лого |
лег
ком |
тяже
лом |
лег
ком |
тяже
лом |
лег
кий
пый |
тя -
ляг |
лег
кий |
тя
же
лый |
Сульфатный или |
20 |
20 |
10 |
15 |
в |
9 |
|
|
- |
|
хлориано-сульфат- |
40 |
40 |
10 |
15 |
9 |
в |
0,1 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
ный слабозасоленный |
60 |
во |
10 |
15 |
4,5-в |
в |
0.2 |
0.2 |
0,3 |
0,3 |
То же, сильноэасо- |
20 |
20 |
8 |
10 |
в |
в |
|
|
_ |
_ |
ленный |
40 |
40 |
8 |
10 |
в |
в |
0,1 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
|
во |
во |
8 |
8 |
4,5-в |
в-9 |
0.2 |
0.2 |
0,3 |
0,3 |
Хлорианый или суль- |
20 |
20 |
8 |
10 |
4,5- |
4,5 |
«. |
|
|
_ |
фатно-хлорндный |
40 |
40 |
8 |
10 |
4.5 |
4.5 |
0.1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
слабозасоленный |
во |
во |
8 |
8 |
4,5 |
4,5-в |
0,2 |
0,2 |
0.2 |
0,2 |
То же, сильнозасо- |
20 |
20 |
10 |
15 |
4.5 |
4.5 |
|
|
|
|
ленный |
40 |
40 |
10 |
15 |
в.О |
4.5 |
0.1 |
0.1 |
_ |
- |
|
во |
60 |
8 |
10 |
4,5-в |
4,5-в |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
го бассейна с добавками хлористого кальция и соап -стока или без них, подбирают и испытывают в лаборатории, пользуясь положениями п.1.7 настоящих "Методических рекомендаций".
При этом в зависимости от степени засоленности грунта, температуры воздуха рекомендуется применять наиболее^ рациональные составы смесей, приведенные в таблице
3. Технология производства работ при устройстве укрепленных дорожных оснований
3.1. Лессовые засоленные грунты для устройства автомобильных дорог укрепляют золами уноса, полученными после сжигания на ТЭС бурых углей Ангрен*-ского бассейна, как правило, методом смешения н а дороге с использованием дорожных фрез.
3.2. При укреплении лессовых засоленных грунтов золой уноса с добавкой соапстока или хлористого каль* ция обеспечивается достаточно длительное сохранение в смеси оптимальной влажности (благодаря существенному уменьшению испарения влаги), что важно для условий сухого жаркого климата. Технологическая последовательность рабочих процессов с применением отряда машин с ведущей дорожной фрезой приведена ниже :
на земляное полотно, подготовленное в соответст -вии с требованиями СНиП Ш-40-78, вывозят различные ми транспортными средствами засоленный грунт из резерва или карьера в объеме, необходимом для укреп -ления. Его профилируют автогрейдером и уплотняют катком на пневматических шинах до плотности
0,80-0,85 от максимальной стандартной;
по >слою спрофилированного засоленного грунта рас-
Х^Данные получены на основании лабораторных оцытных работ.
9