Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

63 страницы

Купить НД 2-020101-087 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования документа распространяются на закрытые (палубные) суда, плавающие в водоизмещающем состоянии.

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Общие технические требования

     1.5 Опыты кренования и взвешивания

     1.6 Отступления от Правил

     1.7 Условия достаточной остойчивости

     1.8 Перегон судов

2 Общие требования к остойчивости

     2.1 Критерий погоды

     2.2 Диаграмма статической остойчивости

     2.3 Метацентрическая высота

     2.4 Учет обледенения

3 Дополнительные требования к остойчивости

     3.1 Пассажирские суда

     3.2 Сухогрузные суда

     3.3 Лесовозы

     3.4 Наливные суда

     3.5 Рыболовные суда

     3.6 Суда специального назначения

     3.7 Буксиры

     3.8 Дноуглубительные суда

     3.9 Суда длиной менее 24 м

     3.10 Контейнеровозы

     3.11 Суда обеспечения

     3.12 Суда смешанного (река-море) плавания

4 Требования к остойчивости плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов

     4.1 Плавучие краны и крановые суда

     4.2 Транспортные понтоны

     4.3 Плавучие доки

     4.4 Стоечные суда

Приложение 1. Инструктивные указания по составлению Информации об остойчивости

Приложение 2. Определение опрокидывающего момента для плавучего крана

Таблица обозначений величин, принятых в части IV "Остойчивость"

 
Дата введения01.01.2016
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.01.2017
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-087

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2015УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2016 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.15

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть IV

остойчивость

Санкт-Петербург

2016

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 20IS г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стекло1и1астика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МЛКО.

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часть XVIII издастся только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-302-4


© Российский морской регистр судоходства, 2016


Настоящее девятнадцатое издание Правга, по сравнению с предыдущий изданием (2015 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «ледовый(е) класс(ы)», термин «суда ледовою плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1.    Глава 3.4: дополнена новым пунктом 3.4.6, содержащим требование к наличию прибора контроля остойчивости на нефтеналивных судах с учетом резолюции ИМО MF.PC.248(66).

2.    Глава 3.11: уточнено требование пункта 3.11.5.

3.    Глава 4.1: дополнена новым пунктом 4.1.1.4.

4.    Приложение 1: уточнено требование пункта 1.8.

5.    Таблица обозначений величин, принятых в части IV «Остойчивость»: введен новый символ Л^.

6.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1

Общие положения...........

. . 5

3.6

Суда специального назначения.......

24

1.1

Область распространения.......

. . 5

3.7

Буксиры ..................

24

1.2

Определения и пояснения.......

. . 5

3.8

Дноуглубительные суда..........

26

1.3

Объем освидетельствований......

. . 6

3.9

Суда длиной менее 24 м..........

28

1.4

Общие технические требования ....

. . 7

3.10

Контейнеровозы ..............

29

1.5

Опыты крснования и взвешивания . . .

. . И

3.11

Суда обеспечения.............

30

1.6

Отступления от Правил........

14

3.12

Суда смешанного (река-морс)

1.7

Условия достаточной остойчивости . .

. 14

плавания .................

31

1.8

Перегон судов.............

14

4

Требования к остойчивости плавучих

2

Общие требования к остойчивости. .

. 15

кранов, крановых судов, транспортных

2.1

Критерий погоды............

15

понтонов, доков и стоечных судов ....

33

2.2

Диаграмма статической остойчивости . .

16

4.1

Плавучие краны и крановые суда.....

33

2.3

М стаде нтри чес кая высота.......

17

4.2

Транспортные понтоны..........

41

2.4

У<чст обледенения...........

17

4.3

Плавучие доки...............

41

3

Дополнительные требования

4.4

Стоечные суда...............

43

к остойчивости............

19

При

1 л о ж с и и е 1. Инструктивные указания по

3.1

Пассажирские суда...........

19

составлению Информации об остойчивости. .

44

3.2

Сухогрузные суда...........

19

Приложение 2. Определение опрокиды-

3.3

Лесовозы................

20

вающего момента для плавучего крана . .

54

3.4

Наливные суда.............

21

Таблица обозначений величин, принятых

3.5

Рыболовные суда............

23

в части IV. «Остойчивость»........

57

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1 ОБЩИ К ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСИ РОС I РАНКИ ИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на закрытые (палубные) суда1, плавающие в водойзмешаюшем состоянии. На парусные суда при плавании под парусами требования настоящей части распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

1.1.2    Если нс оговорено иное, требования настоящей части Правил распространяются на суда, находящиеся в эксплуатации, в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо, однако являются обязательными для судов, подвергающихся восстановительному ремонту, значительному ремонту, переоборудованию или модернизации, если в результате этою изменяется их остойчивость.

Остойчивость судов длиной менее 24 м после восстановительною ремон та, значительною ремонта, переоборудования или модернизации должна отвечать или требованиям настоящей части, или требованиям, которые предъявлялись к остойчивости этих судов до восстановительного ремонта, значительного ремонта, переоборудования или модернизации.

1.1.3    Требования настоящей части Правил нс распространяются на вариант нагрузки «судно порожнем», за исключением требований 2.3.1.

1.2 ОПРКДК.1КНИЯ и пояснкния

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения и пояснения.

Амплитуда качки — условная расчетная амплитуда качки.

Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до верхней кромки бимса верхней непрерывной палубы у борта, т. е. палубы, ниже которой объем корпуса судна учитывается в расчетах

'В РИД. 1 настоящем части Правил термин «судно» также включает плавучий кран, крановое судно, док. транспортный понтон и стоечное судно, сети нет особой оговорки и отсутствуют специальные требования.

остойчивости. На судах, имеющих закругленное соединение указанной палубы с бортом, высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней непрерывной палубы и борта, как если бы это соединение было угловым. Е.сли верхняя непрерывная палуба в продольном направлении имеет уступ и возвышенная часть палубы простирается над точкой измерения высоты борта, высота борта должна измеряться до условной линии, являющейся продолжением нижней части палубы параллельно возвышенной части.

Гидростатические кривые — кривые элементов теоретического чертежа судна.

Давление ветра — условное расчетное давление ветра.

Диаграмма предельных моментов — диа1рамма предельных статических моментов, по оси абсцисс которой отложены водоизмещение, дедвейт или осадка судна, а по оси ординат — предельные величины статических моментов массы по высоте, отвечающие совокупности различных требований настоящей части Правил к остойчивости судна.

Длина судна — длина, как определено в Правилах о грузовой марке морских судов.

Жидкий груз — все имеющиеся на судне жидкости, включая груз наливных судов, жидкие судовые запасы, балласт, воду в успокоительных цистернах и плавательном бассейне и др.

Запасы — топливо, пресная вода, провизия, масло, расходный материал и т. п.

Зерно — пшеница, кукуруза (маис), овес, рожь, ячмень, рис, сорго, семена бобовых и других культур и таковые в обработанном виде, если их свойства аналогичны свойствам зерна в натуральном виде.

Информация — Информация об остойчивости судна.

Колодец — открытое пространство на верхней палубе длиной нс более 30 % длины судна, ограниченное надстройками и сплошным фальшбортом, снабженным портиками.

Кренящий момент от давления ветра — условный расчетный момент от действия ветра.

Мидель — середина длины судна.

Навалочный груз — зерно и незерновой груз, состоящий из отдельных частиц и погруженный без тары.

Надстройка — закрытое палубой сооружение на верхней непрерывной палубе, простираю-


Правила классификации и постройки морских судов


щееся от борта до борта или не доходящее до борта судна на расстояние не более 4 % максимальной ширины судна. Возвышенный квартердек рассматривается как надстройка.

Однородный груз — груз, имеющий постоянный удельный погрузочный объем.

Опрокидывающий момент — условный расчетный минимальный кренящий момент, опрокидывающий судно.

Отверстия, считающиеся открытыми — отверстия в верхней палубе или бортах корпуса, а также в палубах, бортах и переборках надстроек н рубок, устройства для закрывания которых в отношении непроницаемости при воздействии моря, прочности и надежности нс отвечают требованиям рада. 7 часто III «Устройства, оборудование и снабжение». Малые отверстия, такие как забортные отверстия судовых систем и трубопроводов, отверстия для проводов или цепей, снастей и якорей, а также отверстия шпигатов, в случае, если они погружаются в воду при угле крена, большем 30°, не считаются открытыми. Если перечисленные отверстия погружаются при угле 30° и менее и при этом, по мнению Регистра, могут явиться причиной значительного затопления внутренних помещений судна, они должны рассматриваться как открытые.

Палубный лесной груз — груз леса, перевозимый на открытых частях палубы надводного борта или надстройки. Термин нс распространяется на древесную массу или на подобный ей груз.

Перегон — плавание судна вне пределов установленного ему района плавания.

Переход — плавание судна технического флота в пределах установленного ему района плавания.

Площадь парусности — площадь проекции надводной часто судна (кроме плавучего крана и кранового судна) на диаметральную плоскость в прямом положении.

Поправка на свободные поверхности — поправка, учитывающая снижение остойчивости судна, обусловленное влиянием свободных поверхностей жидких грузов.

Рубка — закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4 % максимальной ширины судна, измеренной на миделе между наружными кромками шпангоутов, и имеющее двери, окна и подобные отверстия в наружных переборках.

Серийные суда — это суда, построенные на одной и той же верфи по одним и тем же чертежам.

Специальное устройство — система, постоянно установленная на судне для оперативной оценки его начальной остойчивости (например, крсновые цистерны с указателями углов крена).

Судно порожнем — полностью готовое судно, но без дедвейта. В состав дедвейта включается жидкий балласт.

Угол заливания —угол крена, при котором происходит заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми, или отверстия, которые могут быть открытыми в рабочем состоянии судна по условиям эксплуатации.

Универсальная диаграмма — диаграмма остойчивости судна с неравномерной, пропорциональной синусам углов крена шкалой абсцисс, семейством кривых плеч остойчивости формы для различных водоизмещений и шкалой мстацснтричсских высот (или аппликат центра тяжести судна) по оси ординат для построения прямых лучей, определяющих остойчивость веса.

Ширина судна — наибольшая ширина, изморенная на уровне летней трузовой ватерлинии между наружными кромками шпангоута на судах с металлической обшивкой и между наружными поверхностями юрпуса на судах с обшивкой из другого материала.

Обозначения величин, принятые в настоящей часто, приведены в таблице, расположенной в конце части.

1J (Н.ТЛМ ОСВИДКТКЛЬСТВОЕЛНИЙ

13.1 Общие положения, относящиеся к порядку классификации и освидетельствований, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение и одобрение Регистру, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1J.2 Для каждого судна, на которое распространяются требования настоящей части Правил, Регистр осуществляет:

.1 до постройки и переоборудования судна: рассмотрение и одобрение технической документации, относящейся к остойчивости судна;

.2 во время постройки, переоборудования и испытания судна:

наблюдение за проведением опыта крснования или взвешивания;

рассмотрение и одобрение Информации об остойчивости;

рассмотрение и одобрение Руководства по безопасной замене балласта в морс;

.3 при очередных освидетельствованиях для возобновления класса, а также после ремонта и модернизации судна:

установление изменений в нагрузке судна порожнем с целью заключения о дальнейшей пригодности Информации об остойчивости;


определение веса судна порожнем опьлным путем на пассажирских и рыболовных судах и наблюдение за проведением опыта крснования и взвешивания.

\л омцик технически»: треьонлнин

1.4.1    Расчеты должны выполняться общепринятыми в теории корабля методами. При использовании вычислительных машин методика расчета и пр01рамма вычислений должны быть одобрены Регистром.

1.4.2    Расчет остойчивости формы.

1.4.2.1 Расчеты плеч остойчивости формы должны выполняться по ватерлинию, параллельную конструктивной.

Для судов, эксплуатирующихся с постоянным значительным начальным дифферентом, расчеты плеч остойчивости формы должны выполняться с учетом начального дифферента.

Расчеты плеч остойчивости формы следует выполнять с учетом сопутствующею дифферента.

В случае наличия асимметрии судна относительно диаметральной плоскости (включая помещения на палубе) плечи остойчивости формы должны рассчитываться при крене в сторону того борта, для которого характеристики остойчивости имеют меньшие значения.

Ы.22 При расчете плеч остойчивости формы могут полностью учитываться тс ярусы надстройки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства. оборудование и снабжение» к первому ярусу надстройки (считая от палубы надводного борта); причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7.2.1.3 — 7.2.1.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение»;

J2 имеют доступ для экипажа с вышележащей открытой палубы в рабочие помещения внутри этих надстроек, а также в машинное отделение другими путями во все время, когда отверстия в переборках надстройки закрыты.

Нели средняя надстройка и ют отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», но двери в переборках надстроек являются единственными выходами на палубу и при этом верхняя кромка комингсов дверей надстроек погружается в воду у судна в полном грузу при угле крена, меньшем 60°, расчетная высота надстроек условно должна приниматься равной половине действительной высоты, а двери в надстройке считаются закрытыми. Если верхняя кромка комингсов дверей пофужается в воду при угле крена судна в полном грузу, равном или большем 60°, расчетная высота надстройки над

палубой принимается равной действительной высоте.

1.4.2.3    При расчете плеч остойчивости формы могут быть также учтены те ярусы рубки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части Щ «Устройства, оборудование и снабжение» к первому ярусу рубки (считая от палубы надводного борта); причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7.2.1.3 — 7.2.1.5 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

.2 имеют дополнительный выход на вышележащую палубу.

При выполнении перечисленных условий рубки засчитываются на полную высоту. Если рубки отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», но отсутствует дополнительный выход на вышележащую палубу, то такие рубки при расчете плеч остойчивости формы не учитываются, а находящиеся под ними отверстия в палубе судна условно считаются закрытыми независимо от того, имеют они закрытия или нет. Рубки, закрытия которых не отвечают требованиям 7.5 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение», при расчете плеч остойчивости формы не должны приниматься во внимание. Находящиеся под ними отверстия в палубе считаются закрытыми только в том случае, если их комингсы и устройства для закрывания отвечают требованиям 7.3, 7.7 — 7.10 части III «Устройства, оборудование и снабжение».

Рубки на палубах, расположенных выше палубы надводного борта, нс должны учитываться при расчетах плеч остойчивости формы.

1.4.2.4    У« судов, имеющих закрытия люков, отвечающие требованиям разд. 7 части III «Устройства» оборудование и снабжение», могут быть учтены объемы люков.

1.4.2.5    На чертеже кривых плеч остойчивости формы должна быть в малом масштабе приведена схема учитываемых надстроек и рубок с указанием отверстий, считающихся открытыми.

Должно быть указано положение точки, относительно которой рассчитаны плечи остойчивости формы.

1.4.3    Схема отсеков.

Схема непроницаемых отсеков должна содержать данные, необходимые для расчета положения центров тяжести отдельных цистерн, заполненных жидкими грузами, и величин поправок на влияние свободных поверхностей жидких фузов на остойчивость.

1.4.4    План палуб.

1.4.4.1    Планы палуб должны содержать все данные для определения центров тяжести палубных грузов.

1.4.4.2    На luianax палуб для пассажирских судов должна быть указана площадь палубы, по которой


Правша классификации и постройки морских судов

могут свободно передвигаться пассажиры, и показано максимально возможное скопление людей на свободных площадях палубы при переходе пассажиров на один борт судна (см. 3.1.2).

1.4.5    Схема расположения дверей, сходных люков и иллюминаторов. Угол заливания.

1.4.5.1    Схема расположения дверей и сходных люков должна включать все двери и сходные люки, ведущие на открытые палубы, а также все двери и люки в наружной обшивке с соответствующими ссылками на их конструкцию.

1.4.5.2    Схема расположения иллюминаторов должна включать в себя все иллюминаторы, расположенные ниже верхней непрерывной палубы, а также в надстройках и рубках, учитываемых при вычислении плеч остойчивости формы.

1.4.5J К расчетам плеч остойчивости формы каждого судна должна быть приложена кривая углов заливания через самое низкое считающееся открытым отверстие в борту, палубе или надстройке судна. Отверстия вентиляции машинных помещений, отверстия вентиляции пассажирских помещений и другие отверстия, которые должны быть открыты для поступления воздуха внутрь судна при плавании в штормовых условиях, должны рассматриваться как открытые отверстия даже если они оборудованы непроницаемыми при воздействии моря закрытиями.

1.4.6    Расчет парусности судна (кроме плавучею крана и кранового судна).

1.4.6.1 В площадь парусности должны быть зачтены проекции всех сплошных стенок и поверхностей корпуса, надстроек и рубок судна на диаметральную плоскость, проекции мачт, вентиляторов, шлюпок, палубных механизмов, всех тентов, которые могут оказаться натянутыми при штормовой погоде, а также проекции боковых поверхностей палубных грузов, включая лесной, перевозка которых на судне предусматривается проектом.

Для судов, имеющих вспомотательное парусное вооружение, площадь парусности свернутых парусов должна учитываться отдельно но чертежу бокового вида и включаться в общую площадь парусности сплошных поверхностей.

Парусность нссплошных поверхностей лееров, рангоута (кроме мачт) и такелажа судов, нс имеющих парусного вооружения, и парусность разных мелких предметов рекомендуется учитывать путем увеличения вычисленной для минимальной осадки dmn

суммарной площади парусности сплошных поверхностей на 5 % и стал ического момента згой площади относительно основной плоскости на 10 %.

Для определения парусности несплошных поверхностей у судов, подвергающихся обледенению, площадь и статический момент площади парусности сплошных поверхностей относительно основной плоскости, рассчитанные для осадки а'т1в, увеличиваются в условиях обледенения соответственно на 10 и 20 % или на 7,5 и 15 % в зависимости от норм обледенения, указанных в 2.4. При этом площадь парусности нссплошных поверхностей и положение сс центра тяжести по высоте относительно основной плоскости принимаются постоянными для всех вариантов загрузки.

Для контейнеровозов боковая проекция палубных контейнеров должна быть зачтена в площадь парусности как сплошная стенка, без учета зазоров между отдельными контейнерами.

1.4.6.2 Применение указанных приближенных приемов для учета парусности несплошных поверхностей и мелких предметов не является обязательным. По желанию проектанта эти части парусности могут быть определены более детально.

В этом случае при вычислении парусности лееров, крановых ферм решетчатого типа, засчитываемые габаритные площади должны умножаться на коэффициенты заполнения, которые принимаются:

Для рангоута, снастей и вант судов, не имеющих парусного вооружения, коэффициент заполнения должны приниматься но табл. 1.4.6.2 в зависимости от отношения г0/6о, где г0 — возвышение точки крепления вант к мачте над фальшбортом; Ьо — величина разноса вант у фальшборта.

Проекции надводной части корпуса, рубок и надстроек должны засчитываться с коэффициентом обтекания 1,0. Проекции конструкций круглого сечения, отдельно расположенных на палубе (труб, вентиляторов, мачт), должны приниматься с коэффициентом обтекания 0,6. При детальном

Коэффкцмст

залаэисмия

Ьез

обледенения

При

ОбтСДСИСИИИ

Для лееров. затянутых сеткой

0,6

Для лееров, не затянутых сеткой

ОД

0.8

Для крановых ферм решетчатого

0.5

1.0

тина

Коэффициенты заполнения

Таблица 1.4.6.2

*а/Ьо

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Коэффициенты заполнения без обледени«

0.14

0,18

одз

0.27

0.31

0.35

0.4

0.44

0.48

0.52

0.57

0.61

при обледенении

0.27

0.34

0,44

0.51

0.59

0,66

0.76

0,84

0,91

1.0

1.0

1.0



9


подсчете плошади парусности мелких предметов, несплошных поверхностей рангоута, такелажа, лееров, вант, снастей и т. п. следует принимать коэффициент обтекания равным 1,0. Если проекции отдельных частей площади парусности полностью или частично перекрывают одна другую, в расчет следует вводить площадь только одной из перекрывающих проекций.

Если перекрывающие проекции имеют различные коэффициенты обтекания, в расчет должны вводиться проекции с более высокими коэффициентами обтекания.

1.4.6    J Для расчета плеча кренящего момента от давления ветра согласно 2.1.4 плечо парусности zдолжно определяться как расстояние, м. между центром парусности и центром плошади проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость в прямом положении судна на спокойной воде. Положение центра парусности должно определяться способом, обычно применяемым для нахождения координат центра тяжести плоской фигуры.

1.4.6.4 Площадь парусности и ее статический момент должны вычисляться для осадки судна <^in. Элементы парусности при остальных осадках определяются пересчетом. Допускается пользоваться линейной интерполяцией, приняв вторую точку по осадке, соответствующей летней грузовой марке.

1.4.7    Расчет влияния жидких грузов.

1.4.7.1    При заполнении цистерны (танка) судна жидкостью менее чем на 100 % от максимального объема, в ней всегда образуется свободная поверхность, уменьшающая остойчивость судна В случае, если общая поправка на влияние свободных поверхностей полностью заполненных (то есть на 98 % или выше) цистерн мала по сравнению с начальной метацентрической высотой, по согласованию с Регистром влияние свободных поверхностей в таких цистернах на остойчивость может не учитываться. При заполнении цистерны менее чем на 98 % учитывать влияние свободной поверхности следует всегда (с учетом 1.4.7.7).

1.4.7.2    Цистерны, учитываемые при определении поправки на влияние свободной поверхности, могут быть отнесены к одной из двух категорий:

цистерны с постоянным уровнем заполнения (например, грузовой танк с жидким грузом, цистерна водяного балласта). Поправки на влияние свободной поверхности должны определяться для фактического уровня заполнения, предусмотренного для каждой цистерны;

цистерны с переменным уровнем заполнения (например, расходуемые жидкости, такие как, топливо, масло, пресная вода, а также жидкий груз и балласт при выполнении операций по их приему, расходыванию или перекачке). За исключением того, что оговорено в 1.4.7.4, поправки на свободную

поверхность должны иметь максимальные значения, определенные в пределах нижней и верхней границы заполнения каждой цистерны, предусмотренных рекомендациями по эксплуатации судна.

1.4.7.3    В число цистерн, учитываемых при подсчете влияния жидкого 1руза на остойчивость, должны включаться цистерны каждого вида жидкого груза и балласта, в которых по условиям эксплуатации могут быть одновременно свободные поверхности, а также противокрсновыс цистерны и цистерны системы успокоителей качки независимо от типа цистерн. Для учета влияния свободных поверхностей надлежит составить расчетную комбинацию из одиночных цистерн или их сочетания по каждому виду жидкого груза. Из числа возможных в эксплуатации сочетаний цистерн но отдельным видам жидкого груза и балласта либо одиночных цистерн следует выбрать такие, у которых влияние свободных поверхностей оказывается наибольшим. Полученная расчетная комбинация цистерн распространяется на все варианты загрузки, кроме докового, независимо от фактического наличия свободных поверхностей, в том числе и для судна с полными запасами. При этом углы крена, для которых определяются максимальные поправки, выбираются в зависимости от применяемых к судну критериев остойчивости (с учетом требований к делению судна на отсеки и аварийной посадке и остойчивости, если эти требования применимы к судну).

1.4.7.4    Для судна, осуществляющею операцию по перекачке жидкостей, поправка на влияние свободных поверхностей на любой стадии операции может определяться для фактического уровня заполнения каждой цистерны на данной стадии перекачки.

1.4.7.5    Поправки к начальной метацентрической высоте и к диаграмме остойчивости должны рассчитываться по отдельности следующим образом.

1.4.7.5.1    Поправки к начальной метацентрической высоте Am* определяются как произведение плотностей жидких грузов на собственные поперечные моменты инерции свободных поверхностей в цистернах, рассчитанные для положения судна без крена в соответствии с категориями цистерн, определенными в 1.4.7.2.

1.4.7.5.2    Поправки к плечам диаграммы остойчивости ЛМв по согласованию с Регистром могут быть определены одним из двух следующих способов:

.1 расчет поправки базируется на использовании фактического кренящего момента от переливания жидкости в цистернах для каждого рассматриваемого угла крена судна;

.2 расчет поправки базируется иа использовании собственного поперечного момента инерции свободных поверхностей в цистернах при положении судна без крена, корректируемого для каждого рассматриваемого угла крена судна 0 путем умножения на sin 0.


Правила классификации и постройки морских судов


1.4.7.6    В информации об остойчивости должен быть представлен только метод, использованный при расчете поправок к плечам диаграммы остойчивости. В случае, если в инструкции по оценке остойчивости вручную для истцового случая загрузки предложен альтернативный способ, инструкция должна включать пример расчета поправки на влияние свободной поверхности с разъяснением причин отличия результатов расчета поправки вручную от результатов расчетов по принятому методу.

1.4.7.7    В расчет могут нс включаться цистерны, в сумме отвечающие условию

ЛЛ/jo < ОДНА™, ;    (1.4.7.7-1)

для плавучих кранов в расчет могут нс включаться цистерны, отвечающие условию

ЛЛ/15 < О.ОгЛга!, .    (1.4.7.7-2)

гае ЛАГ jo. ЛАГ и — крепящие моменты от псрсямятит жидкости при крене 30* и 15*.

Суммарная поправка АМц для цистерн, которые не включаются в расчет, не должна превышать 0,05Лтщ. В противном случае соответствующие поправки доткны учитываться в расчете.

Обычные остатки жидкостей в опорожненных цистернах в расчетах нс учитываются при условии, что общее количество таких остатков нс повлечет за собой значительного увеличения влияния свободных поверхностей на остойчивость судна.

1.4.8 Состояние нагрузки.

1.4.8.1    Остойчивость должна проверяться при всех вариантах загрузки, указанных для отдельных типов судов в разд 3 и 4.

1.4.8.2    Для судов тех типов, по которым в разд 3 отсутствуют специальные указания, в число вариантов загрузки, подлежащих проверке, должны быть включены следующие:

.1 судно с полным труэом, с полными запасами;

.2 судно с полным грузом, с 10 % запасов;

3 судно без груза, с полными запасами;

.4 судно без груза, с 10 % запасов.

1.4.8.3    Если в процессе нормальной эксплуатации судна предусматриваются худшие, в отношении остойчивости, варианты загрузки по сравнению с перечисленными в 1.4.8.2, либо указанными в разд. 3, то для них также должна быть проверена остойчивость.

1.4.8.4    При наличии на судне твердого балласта его масса должна включаться в состав нагрузки «судно порожнем».

1.4.8.5    При всех вариантах нагрузки, возможных в эксплуатации судна, за исключением указанных в 1.4.8.2.1 и особо оговариваемых в разд 3, допускается, если необходимо, включать в состав нагрузки водяной балласт.

1.4.9    Диаграммы остойчивости.

1.4.9.1    Для всех рассматриваемых вариантов загрузки должны быть построены диаграммы остойчивости, рассчитанные с учетом поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов.

1.4.9.2    При наличии отверстий, считающихся открытыми, в борту, верхней палубе или в надстройках судна, через которые вода может попадать внутрь корпуса, диаграммы остойчивости считаются действительными до угла заливания. При накрснсниях судна, превышающих угол заливания, судно следует считать полностью утратившим остойчивость, и диаграммы остойчивости при этом угле обрываются.

1.4.9.3    Если распространение воды, поступающей в надстройку через отверстия, считающиеся открытыми, ограничивается лишь данной надстройкой или частью ее. такая надстройка или часть ее при углах крена, превышающих угол заливания, должна рассматриваться как несуществующая. Диаграмма статической остойчивости при этом получает уступ, а диаграмма динамической остойчивости — излом.

1.4.10    Расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости, и сводные таблицы.

1.4.10.1    Для обследуемых судов должны быть представлены на рассмотрение Регистру все расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости (расчет нагрузки, начальной остойчивости, диаграмм остойчивости, парусности, амплитуд качки, крена от скопления пассажиров на одном борту, крена на циркуляции, обледенения и т. п.)

1.4.10.2    Для всех расчетных вариантов загрузки должны быть составлены сводные таблицы результатов расчета водоизмещения, положения центра тяжести, начальной остойчивости и дифферента, а также сводные таблицы результатов проверки остойчивости на соответствие требованиям настоящей части Правил.

1 АН Требования к Информации об остойчивости.

1.4.11.1 Для обеспечения остойчивости судна в эксплуатации на каждое судно должна быть выдана одобренная Регистром Информация об остойчивости, содержащая следующие сведения:

.1 общие данные по судну;

.2 характеристика выполнения судном критериев остойчивости и указания относительно безопасности судна против опрокидывания, вытекающие из выгголнения требований Регистра к остойчивости;

J рекомендации по поддержанию остойчивости судна и другие указания гго безопасной эксплуатации;

.4 данные об остойчивости по типовым, предусмотренным заранее вариантами загрузки;

.5 указания и материалы, необходимые для определения посадки и остойчивости судна для любого эксплуатационного атучая полной и часгич-ной загрузки судна.