Стр. 1
 

112 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ
Заменен на НД 2-020101-095

Оглавление

1 Общие положения

   1.1 Область распространения

   1.2 Определения и пояснения

   1.3 Объем освидетельствований

   1.4 Планы пожарные

   1.5 Подразделение судовых помещений

   1.6 Подразделение и испытания материалов и изделий согласно Кодексу процедур огневых испытаний

   1.7 Альтернативные проектные решения и средства

2 Конструктивная противопожарная защита

   2.1 Общие положения

   2.2 Пассажирские суда

   2.3 Грузовые суда

   2.4 Нефтеналивные суда

3 Противопожарное оборудование и системы

   3.1 Общие положения

   3.2 Водопожарная система

   3.3 Спринклерная система

   3.4 Система водораспыления

   3.5 Система водяных завес

   3.6 Система водяного орошения

   3.7 Система пенотушения

   3.8 Система углекислотного тушения

   3.9 Эквивалентные системы пожаротушения для машинных помещений и помещений грузовых насосов, указанных в 1.5.7.1

   3.10 Система порошкового тушения

   3.11 Аэрозольная система пожаротушения

   3.12 Стационарные системы пожаротушения местного применения внутри машинных помещений

   3.13 Испытание систем пожаротушения

4 Системы пожарной сигнализации

   4.1 Общие положения

   4.2 Системы сигнализации обнаружения пожара

   4.3 Сигнализация предупреждения

5 Противопожарное снабжение, запасные части и инструмент

   5.1 Противопожарное снабжение

   5.2 Запасные части и инструмент применения

6 Требования к противопожарной защите специализированных судов и специальным устройствам на судах

   6.1 Суда, оборудованные вертолетными палубами

   6.2 Суда специального назначения

   6.3 Нефтеналивные суда (> 60 град. Цельсия)

   6.4 Нефтесборные суда и сборщики льяльных вод

   6.5 Стоечные суда

   6.6 Суда, имеющие в символе класса знак оснащенности средствами борьбы с пожарами на других судах

7 Специальные требования к судам, перевозящим опасные грузы в упаковке и навалом

   7.1 Общие положения

   7.2 Суда, перевозящие опасные грузы в упаковке и навалом

   7.3 Суда, перевозящие отработавшее ядерное топливо, плутоний и высокорадиоактивные отходы в упаковке (груз ОЯТ)

8 Требования к противопожарной защите грузовых судов валовой вместимостью менее 500

   8.1 Общие положения, определения и область

   8.2 Планы пожарные

   8.3 Альтернативные проектные решения и средства

   8.4 Конструктивная противопожарная защита

   8.5 Требования к материалам

   8.6 Противопожарное оборудование и системы.

   8.7 Водопожарная система

   8.8 Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара

   8.9 Противопожарное снабжение

   8.10 Дополнительные меры для нефтеналивных судов

   8.11 Суда, не оборудованные пропульсивными установками

   8.12 Суда, перевозящие опасные грузы в упаковке и навалом

   8.13 Нефтесборные суда и сборщики льяльных вод

   8.14 Суда специального назначения

Показать даты введения Admin

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30 09 15

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть VI

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

НД№ 2-020101-087

Санкт-Петербург

2016

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или зкешгуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часть XVIII издастся только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-302-4


© Российский морской регистр судоходства, 2016


Настоящее девятнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2015 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «ледовый(е) класс(ы)», термин «суда ледовою плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ VL ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1.    Глава 1.2: в пункте 1.2.1 исключено определение «Центральный пост управления (ЦПУ)»; введено определение «Центральный пожарный пост управления (ЦТIII)».

2.    Глава 2.1: в пункт 2.1.1.1 внесены изменения в связи с исключением требований к материалам судов из стеклопластика.

3.    Глава 2.4: в пункт 2.4.6 внесены изменения с учетом практики применения Правил;

глава дополнена пунктом 2.4.16 с требованием к материалу и креплению привальных брусьев, исходя из практики технического наблюдения за постройкой и ремонтом нефтеналивных судов.

4.    Глава 3.1: в таблицу 3.1.2.1 внесены изменения в связи с исключением требований к системам пожаротушения инертными газами в соответствии с резолюцией ИМО MSC.339(91), исключением требований к судам из стеклопластика, а также исходя из практики технического наблюдения;

пункт 3.1.4.2 приведен в соответствие с пунктом 2.1.1.1 главы 7 Международного кодекса по системам противопожарной безопасности (резолюция ИМО MSC.98(73)).

5.    Глава 3.2: в пункте 3.2.4.6 уточнена ссылка с учетом УИ МАКО SC270.

6.    Глава 3.7: таблица 3.7.1.3 дополнена требованием к вертолетным палубам;

в пункт 3.7.3.2.2 внесено изменение с учетом УИ МАКО SC262.

7.    Главы 3.11 и 4.3: внесены изменения с учетом практики применения Правил при проектировании и эксплуатации аэрозольных систем пожаротушения.

8.    Глава 4.1: в пункт 4.1.2 внесены изменения в соответствии с УИ МАКО SC271.

9.    Глава 4.2: в пункт 4.2.1.2.2.2 внесено изменение с учетом резолюции ИМО MSC.311(88).

10.    Глава 5.1: в пункт 5.1.2 внесены изменения с учетом резолюции ИМО MSC.365(93).

11.    Глава 5.2: в таблицу 5.2.1 внесены изменения в связи с исключением требований к системам пожаротушения инертными газами в соответствии с резолюцией ИМО MSC.339(91).

12.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА


1

Общие положения.............

5

6

Требования к противопожарной защите

1.1

Область распространения.........

5

специализированных судов и специальным

1.2

Определения и пояснения.........

5

устройствам на судах...........

93

1.3

Объем освидетельствований........

7

6.1

Суда, оборудованные вертолетными

1.4

Планы пожарные..............

8

палубами.................

93

1.5

Подразделение судовых помещений . . . .

9

6.2

Суда специального назначения.......

93

1.6

Подразделение и испытания материалов

6.3

Нефтеналивные суда (>60 °С).......

94

и изделий согласно Кодексу процедур

6.4

Нсфтссборныс суда и сборщики льяльных

огневых испытаний...........

10

вод....................

95

1.7

Альтернативные проектные решения

6.5

Стоечные суда...............

95

и средства .................

11

6.6

Суда, имеющие в символе класса знак

2

Конструктивная противопожарная

оснащенности средствами борьбы с

зашита.................

12

пожарами на других судах.........

96

2.1

Общие положения............

12

7

Специальные требования к судам,

2.2

Пассажирские суда............

20

перевозящим опасные грузы в упаковке

2.3

Грузовые суда..............

33

и навалом ................

99

2.4

Нефтеналивные суда...........

37

7.1

Общие положения.............

99

3

Противопожарное оборудование

7.2

Суда, перевозящие опасные грузы в

и системы................

45

упаковке и навалом............

99

3.1

Общие положения............

45

7.3

Суда, перевозящие отработавшее

3.2

Водопожарная система..........

51

ядерное топливо, плутоний и высокора-

3.3

Спринклерная система..........

56

диоакгивнмс отходы в упаковке

3.4

Система во до распыления.........

58

(груз ОЯТ)...............

103

3.5

Система водяных завес..........

59

8

Требования к противопожарной защите

3.6

Система водяною орошения.......

59

грузовых с>зов валовой вместимостью

3.7

Система иенотушения..........

60

менее 500 ................

105

3.8

Система углекислотного тушения ....

65

8.1

Общие положения, определения и область

3.9

Эквивалентные системы пожаротушения

применения ...............

105

для машинных помещений и помещений

8.2

Планы пожарные............

105

грузовых насосов, указанных в 1.5.7.1 . .

69

8.3

Альтернативные проектные решения

3.10

Система порошкового тушения......

69

и средства ................

105

3.11

Аэрозольная система пожаротушения . .

70

8.4

Конструктивная противопожарная защита

106

3.12

Стационарные системы пожаротушения

8.5

Требования к материалам........

107

местного применения внутри машинных

8.6

Противопожарное оборудование и системы.

107

помещений................

72

8.7

Водопожарная система.........

108

3.13

Испытание систем пожаротушения....

72

8.8

Стационарные системы сигнализации

4

Системы пожарной сигнализации . . .

74

обнаружения пожара..........

109

4.1

Общие положения............

74

8.9

Противопожарное снабжение......

ПО

4.2

Системы сигнализации обнаружения пожара

74

8.10 Дополнительные меры дня нефтеналивных

4.3

Сигнализация предупреждения......

78

судов ..................

ПО

5

Противопожарное снабжение.

8.11 Суда, нс оборудованные пропульсивными

запасные части и инструмент.....

80

установками...............

ПО

5.1

Противопожарное снабжение.......

80

8.12 Суда, перевозящие опасные грузы в уиаиэвкс

5.2

Запасные части и инструмент......

90

и навалом................

111

8.13    Нсфтссборныс суда и сборщики льяльных

■од................... 111

8.14    Суда специального назначения...... Ill


ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛЧСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на конструктивные элементы судовой противопожарной защиты, системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также на противопожарное оборудование и снабжение.

1.1.2    Требования противопожарной защиты к элементам конструкции судна, механизмам, их деталям, электрическому оборудованию, общесудовым системам и трубопроводам, судовым устройствам, хранилищам жидкого топлива и масла, к конструкции и расположению котлов, холодильным установкам, судовым помещениям и т. п. изложены в соответствующих частях Правил.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Атриумы — общественные помещения в пределах одной главной вертикальной зоны, проходящие через три и более открытые палубы.

Балкон каюты — открытое пространство палубы, которое предназначено исключительно для использования проживающими в одной каюте людьми и на которое имеется прямой доступ из этой каюты.

Жидкости легковоспламеняющиеся — жидкости, смеси жидкостей или жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (краски, политуры, лаки и т. п.), которые выделяют пары, воспламеняющиеся в закрытом сосуде при температуре 60 °С и ниже.

Зашита конструктивная противопожарная — комплекс пассивных средств конструктивной противопожарной зашиты, направленных:

на предотвращение возникновения пожаров;

на ограничение распространения огня и дыма по судну;

на создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также для успешного тушения пожара.

Зона безопасности — в контексте аварии это, с точки зрения обитаемое™, любая зона, которая нс затоплена или находится за пределами главной(ых)

вертикальной(ых) зоны(эон), iac произошел пожар, и в которой можно разместить всех находящихся на судне людей с целью защитить их от опасностей для жизни или здоровья и обеспечить их основными службами.

Испытание на огнестойкость стандартное — такое испытание, при котором соответствующие образцы подвергаются нагреву в испытательной печи при температурах, приблизительно соответствующих стандартной кривой «время — температура». Методы испытаний должны соответствовать Кодексу процедур огневых испытаний.

Кодекс по аварийнопредупредительной сигнализации и индикаторам — Кодекс по аварийно-предупредительной сигнализации и индикаторам, принятый резолюцией ИМО А.1021(26).

Кодекс по системам противопожарной безопасности — Международный кодекс по системам противопожарной безопасности, принятый резолюцией ИМО MSC.98(73) Комитета по безопасности на морс.

Кодекс процедур огневых испытаний — Международный кодекс по применению процедур испытания на огнестойкость, 2010, принятый резолюцией ИМО MSC.307(88) Комитета по безопасности на морс.

Номинальная кратность пены — отношение объема пены к объёму пенного раствора (состоящего из воды и пенообразователя), из которого она получена, в условиях отсутствия горения и при температуре окружающей среды около 20 °С.

Луч — группа автоматических и ручных извещателей, идентифицированная на панели сигнализации системы сшнализации обнаружения пожара.

Независимый привод насоса — привод насоса от отдельного электрического, гидравлического или дизельного двигателя, предназначенного только для работы данного насоса

Непрерывные подволоки или зашивки типа В — подволоки или зашивки, заканчивающиеся у конструкций типа А или В.

Нижний предел воспламеняемости (НПВ) — минимальная концентрация нефтяных газов и паров в воздухе, способная воспламеняться от источника зажигания с последующим распространением горения по смеси.

Оборудование и системы противопожарные — активные средства про-тивопожарной зашиты, предназначенные для тушения пожара и офаничения его распространения по судну.


Правила классификации и постройки морских судов


Отсеки или помещения смежные — отсеки или помещения, отделенные друг от друга переборкой, палубой, платформой или другой Iнадобной постоянной разделяющей их конструкцией без вырезов или с вырезами, имеющими закрытия.

Отсеки и помещения, соприкасающиеся друг с другом углами, смежными нс считаются.

Отсеки и помещения, отделяющиеся друг от друга съемными (которые могут быть сняты в процессе обычной эксплуатации) конструкциями или имеющие нсзакрываюшисся вырезы в разделяющей их переборке или палубе, рассматриваются как одно общее помещение.

Псноводы — трубопроводы подачи пены высокой кратности в защищаемое помещение от псногснсраторов. устанавливаемых за его пределами.

Первичное палубное покрытие — первый слой конструкции палубного настила, который непосредственно наносится на металлический настил палубы и включает в себя любое первичное покрытие, противокоррозионную мастику или клей, которые необходимы для зашиты или приклеивания к металлическому настилу палубы. Другие слои в конструкции настила поверх металлического настила палубы являются покрытиями настила.

Помещение защищаемое — помещение, оборудованное одной из систем пожаротушения или автоматической сигнализацией обнаружения пожара.

Порог аварии — в контексте пожара, включает:

.1 потерю помещения, в котором возник пожар, до ближайших ограничивающих конструкций типа А, которые могут быть частью этого помещения, если оно защищено стационарной системой пожаротушения; или

2 потерю помещения, в котором возник пожар, и смежных помещений до ближайших ограничивающих конструкций типа А, которые не являются частью этого помещения.

Пост пожарный — пост управления, в котором сосредоточены средства сигнализации обнаружения пожара или управления пожаротушением.

Помещения, мебель и отделка которых представляют ограниченную пожарную опасность для целей применения на судах, перевозящих более 36 пассажиров, — помещения (каюты, общественные помещения, кабинеты или иные жилые помещения, указанные в 1.5.2), в которых:

вся мебель, такая как столы, гардеробы, туалетные столы, бюро, платяные шкафы, полностью изготовлена из одобренных негорючих материалов, однако рабочая поверхность такой мебели может иметь горючую облицовку толщиной не более 2 мм;

вся незакрепляемая мебель, такая как кресла, диваны, столы, изготовлена с применением каркасов из негорючих материалов;

все драпировки, занавеси и другие висящие тканевые изделия противостоят распространению пламени не хуже, чем изделия из шерсти массой 0,8 кг на I м2, что определяется в соответствии с Кодексом процедур oi новых испытаний;

все покрытия палуб имеют характеристики медленного распространения пламени;

вес открытые поверхности переборок, зашивок и подволоков имеют характеристики медленного распространения пламени;

вся обитая мебель отвечает требованиям в отношении сопротивления воспламенению и распространению пламени, что определяется Кодексом процедур огневых испытаний;

все спальные принадлежности удовлетворяют требованиям в отношении сопротивления воспламенению и распространению пламени, что определяется Кодексом процедур 01невых испытаний.

Расчетный объем защищаемого помещения — валовый (полный) объем помещения, о1раниченного водо- или 1аэонепроницаемы-ми переборками и палубами, за вычетом объема расположенных в нем основных двигателей, редукторов, вспомогательных механизмов, бойлеров. конденсаторов, испарителей, цистерн, вентиляционных и газовыхлопных трубопроводов.

Сауна — помещение с высокой температурой, обычно 80—120°С, поддерживаемой нагреваемой поверхностью (например, от электропечи). Это помещение может также включать пространство, где расположена печь, и смежные ванные.

Системы водяных завес — системы, которые создают преграду в виде слоя воды достаточной толщины, поступающей через распылители, и применяются там, где конструкции типа Л не могут быть установлены.

Системы водяного орошения — системы, подающие воду на вертикальные или горизонтальные судовые конструкции.

Система пенотушения внешнего пснообразования — система пожаротушения пеной высокой кратности с иеногснсраторами, устанавливаемыми за пределами защищаемого помещения и производящими пену с использованием наружного воздуха.

Система пенотушения внутреннего пенообразования — система пожаротушения пеной высокой кратности с псногснсраторами, устанавливаемыми внутри защищаемого помещения и производящими пену с использованием воздуха, находящегося внутри этого помещения.

Система пожаротушения пеной высокой кратности — стационарная система


7


пожаротушения объёмного типа, производящая пену либо с использованием воздуха, находящеюся внутри помещения, либо с использованием наружного воздуха, и состоящая из псногснсраторов высокократной пены и пенообразователя, предназначенного для их работы, которые одобрены по результатам испытаний в соответствии с 3.73.1.1.

Системы пожаротушения стационарные — системы, предназначенные для подачи огнетушащего вещества к защищаемым помещениям или непосредственно в них и конструктивно связанные с корпусом судна.

Система, равноценная палубной системе пенотушения грузовых танков, — система, обеспечивающая тушение горящего пролитого груза, пожара в поврежденных грузовых танках, а также препятствующая воспламенению еще не горящего пролитого груза.

Снабжение противопожарное —переносные активные средства борьбы с пожаром (аппараты, инвентарь и расходные материалы), предназначенные:

для тушения пожара;

для обеспечения действий экипажа при тушении пожара;

для обеспечения работы систем пожаротушения.

Среда горючая — воспламеняющиеся жидкости, воспламеняющиеся сжатые, сжиженные и растворенные под давлением газы, воспламеняющиеся твердые горючие материалы и вещества, в том числе грузы, топливо, отделка, оборудование, изоляция, мебель.

Сталь или другой равноценный материал — любой негорючий материал, который сам по себе или благодаря покрывающей его изоляции обладает к концу применимого огневого воздействия при стандартном испытании на огнестойкость конструктивными свойствами и огнестойкостью, равноценными стали (например, алюминиевый сплав с соответствующей изоляцией).

Сырая нефть — любая нефть, которая встречается в естественном виде в недрах земли, независимо от того, обработана она или нет с целью ее транспортировки, включая сырую нефть, из которой мопги быть удалены некоторые фракции перегонки, и сырую нефть, в которую могли быть добавлены некоторые фракции перегонки.

Температура вспышки — температура в градусах Цельсия (испытание в закрытом тигле), при которой жидкость выделяет легковоспламеняющиеся пары в количестве, достаточном для воспламенения, установленная с помощью одобренного прибора.

Транспортное средство без топлива в баках — автомобили, мотоциклы, тягачи и пр., приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания и имеющие пустыми топливную систему и топливные баки, а также отсоединенные от аккумулятора оба батарейных провода

Тушение поверхностное —охлаждение или смачивание горящих поверхностей либо ограничение доступа кислорода к ним.

Тушение объемное — заполнение защищаемого помещения средой, не поддерживающей горения.

Установки жидкого топлива — см. определение в 1.2 част VII «Механические установки».

Центр безопасности —пост управления, предназначенный для управления чрезвычайными ситуациями. Неотъемлемой частью функций центра безопасности являются эксплуатация, контроль и/или мониторинг систем безопасности.

Центральный пожарный пост управления (ЦПП) — пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации;

стационарных систем сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системы пожаротушения, а также дистанционные пусковые устройства другох противопожарных систем; панели индикации противопожарных дверей; закрытия противопожарных дверей; панели индикации водонепроницаемых дверей; закрытия водонепроницаемых дверей; вентиляторов;

общесудовой авральной сигнализации/систсмы оповещения о пожаре;

системы внутрисудовой связи, включая телефоны; и

микрофонов командного трансляционного устройства.

и ОЬЬГ.М ОСВИДК ГКДЬСГ ВОНАМ нй

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствованиям при постройке и классификационным освидетельствованиям, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение Регистру, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и части I «Классификация».

1.3.2    Во время постройки судна освидетельствованиям Регистра подлежат конструктивная противопожарная зашита, материалы, идущие на внутреннюю отделку судовых помещений, в отношении их пожароопасных свойств, системы пожаротушения и пожарной сигнализации, регламентируемые настоящей частью.

В отношении противопожарного снабжения производится только проверка размещения и комплектности в соответствии с требованиями настоящей части Правил.


I/рампа мод ификации и постройки морских судов

1.3.3 Для одобрения активных средств борьбы с пожарами и пассивных средств конструктивной противопожарной зашиты согласно требованиям настоящей части Правил Регистру должны быть представлены:

.1 материалы по огневым испытаниям, проведенным компетентными организациями, подтверждающие эффективность вновь применяемого огнету-шащего вещества при рекомендуемых нормативах по составу и интенсивности подачи, а также сведения об условиях и продолжительности его хранения;

.2 отчеты признанных лабораторий по огневым испытаниям противопожарных конструкций типов А и В. закрытий отверстий и проходов (вырезов) в зтих конструкциях (в том числе дверей типов А и В) (см. 1.6);

.3 чертежи узлов противопожарных конструкций с протоколами признанных лабораторий об испытаниях, подтверждающих их соответствие конструкциям типов А и В;

.4 отчеты признанных лабораторий об испытаниях пожароопасных свойств материалов (см. 1.6);

.5 чертежи типовых узлов (оборудования) систем пожаротушения и предметов противопожарного снабжения;

.6 необходимые расчеты, подтверждающие выполнение требований настоящей части Правил.

1.4 ПЛАНЫ ПОЖАРНШ

1.4.1 На каждом судне в ЦПП либо в рулевой ру<жс или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны был. BUBcincmj планы общего расположения судна, ясно показывающие для каждой палубы:

.1 размещение постов управления;

.2 расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций;

.3 помещения, защищаемые системой пожарной

сигнализации;

.4 помещения, защищаемые стационарными системами пожаротушения с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположение пожарных кранов;

.5 средства доступа в различные отсеки, на палубы и т. п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;

.6 систему вентиляции, включая места управления вентиляторами, места установки заслонок, а также идснтмфикациоэшыс номера вентиляторов, обслуживающих группы помещений, выгороженных противопожарными конструкциями;

.7 размещение противопожарного снабжения;

.8 местонахождение документов, указанных в 1.4.6;

.9 размещение аварийных дыхательных устройств, указанных в 5.1.23.

1.4.2    Вместо планов общего расположения судна сведения, указанные в 1.4.1, могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно храниться у каждого лица командного состава и один — в легкодоступном месте.

1.4.3    Второй комплект планов общего расположения судна или буклет, защищенные от воздействия морской среды, должны постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащишенном укрытии, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком в соответствии с указаниями циркуляра ИМО MSC/Circ.451 (см. рис. 1.4.3-1).

Укрытие должно легко открываться, быть легкодоступным для береговых пожарных и располагаться в местах с хорошей освещенностью, где по возможности имеется также аварийное освещение.

На нефтеналивных судах, газовозах и химовозах укрытие нс должно располагаться на переборках надстроек, обращенных в сторону грузовой зоны, а также на примыкающих к ним бортовых переборках на расстоянии 3 м.

Если укрытие не находится непосредстветю у сходного трапа должны быть предусмотрены специальные знаки (см. рис. 1.4.3-2), указывающие путь к нему. Размеры знаков должны быть не менее 300 х 400 мм.

1.4.4 Сведения на планах и в буклетах должны быть приведены на государственном, английском или французском языках, при этом условные обозначения


9


элементов, перечисленных в 1.4.1, должны соответствовав резолюции ИМО Л.952(23) «Графические символы. используемые в планах противопожарной зашиты».

Для судов, нс совершающих международных рейсов, перевод на английский или французский языки нс требуется.

Графические символы должны быть изображены в цветной раскраске.

1.4.5    Все изменения в противопожарной зашито судна должны вноситься в документы, указанные в 1.4.1 и 1.4.2.

1.4.6    В отдельной папке, хранящейся в легкодоступном место, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок для тушения и локализации пожара.

1.4.7    На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, планы и буклеты должны предоставлять информацию в отношении противопожарной зашиты, обнаружения пожара и пожаротушения в соответствии с 1.4.1, а также с учетом резолюции ИМО А.756(18).

М ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

1.5.1    Посты управления:

.1 помещения, в которых расположено судовое радиооборудование или главное навигационное оборудование (в частности: тумба штурвала, компас, радар и оборудование для определения местоположения судна) или аварийный источник энергии (в том числе: аккумуляторные батареи независимо от их емкости, требуемые согласно части XI «Электрическое оборудование»), либо в которых сосредоточены средства сшнализации обнаружения пожара или управления пожаротушением. Помещение рулевой машины, содержащее ее аварийное управление, не рассматривается как пост управления. Если в настоящей части нет требований но сосредоточению основных компонентов стационарных систем пожаротушения в посту управления, такие компоненты могут размещаться в помещениях, которые нс рассматриваются как посты управления;

.2 посты управления (см. 1.5.1.1), которые могут быть также отнесены к машинным помещениям, такие как помещения аварийных днзсль-гснсраторов;

3 помещения, в которых сосредоточено управление процессами погружения, всплытия, крснования;

.4 посты управления пожарно-спасательными операциями (см. 6.6.2).

1.5.2    Жилые помещения:

.1 помещения, используемые как каюты, коридоры, офисы, лазареты, кинозалы, комнаты для игр и развлечений, парикмахерские, буфетные, не исполь

зуемые для приема пищи и нс содержащие оборудования для приготовления горячей пиши (однако такие буфетные могут содержать: кофе варочные автоматы, тостеры, посудомоечные машины, микроволновые печи, индукционные на1рсватоли и подобные устройства, каждое из которых потребляет нс более 5 кВт; электроплитки и кухонные плиты для подо1ревания пищи, потребляющие не более 2 кВт и с температурой поверхности нс более 150 TJ), и другие подобные помещения;

.2 общественные помещения: тс из жилых помещений, которые используются как столовые, салоны и т. п. постоянно выгороженные помещения;

3 санитарно-гигиенические помещения: тс из общественных помещений, которые используются как душевые, ванные, туалеты, небольшие прачечные, закрытые плавательные бассейны и т. п.

1.5.3    Служебные помещения:

.1 служебные помещения, используемые как камбузы (помещения, в которых находятся электроплиты и кухонные плиты мощностью свыше 5 кВт), буфетные, содержащие оборудование для приготовления горячей пищи (такие буфетные могут содержать: тостеры, микроволновые печи, индукционные на1реватели и подобные устройства, потребляющие нс более 5 кВт; электроплитки и кухонные плиты для подогревания пищи, потребляющие до 5 кВт), различные мастерские, нс являющиеся частью машинных помещений, и другие подобные помещения, а также шахты, ведущие в эти помещения;

.2 служебные помещения, используемые как:

.2.1 кладовые взрывчатых веществ;

.2.2 кладовые легковоспламеняющихся материалов и веществ — малярные, кладовые воспламеняющихся жидкостей, воспламеняющихся сжиженных и сжатых газов, станции раздачи топлива и т. п.;

.2J кладовые, иные, чем указанные в 1.53.2.1 и 1.5.3.2.2;

.2.4 производственные помещения, определенные в 1.5.8;

3 посты управления грузовыми операциями (см. определения 1.2 части VII «Механические установки»).

1.5.4    Грузовые помещения:

.1 грузовые танки, предназначенные для перевозки грузов наливом, в том числе сливные цистерны;

.2 помещения для сухих грузов, нс относящихся к судовым запасам: сухогрузные и рефрижераторные трюмы и твиндеки, предназначенные в том числе и для перевозки контейнеров и съемных цистерн, опасных грузов в таре и навалем, автотранспорта без топлива в баках; склады выработанной продукции, утиля, промыслового снабжения, тары и т. п., в том числе шахты для вьпрузки продукции, грузовых лифтов и сходов, ведущих в эти помещения;


Правила классификации и постройки морских су'дов

J грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, обычно не разделенные на отсеки и простирающиеся на значительную часть либо на всю длину судна, в которые автотранспортные средства с топливом в баках для передвижения своим ходом н/или грузы (в таре или навалом, находящиеся в железнодорожных вагонах или на автомобилях, на транспортных средствах (включая автомобильные и железнодорожные цис-тсрныХ на трейлерах, в контейнерах, на поддонах, в съемных цистернах либо в подобных укрупненных единицах или других емкостях) обычно загружаются или выгружаются из них в горизонтальном направлении. Такие помещения подразделяются на:

J.1 закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, не являющиеся помещениями, указанными в 1.5.4.3.2 и 1.5.4.5;

.3.2 открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, открытые с обоих юнцов или с одного юнца и имеющие достаточную естественную вентиляцию, эффективную по всей их длине, через постоянные отверстия в бортовой обшивке или в подволоке или сверху, причем общая площадь отверстий должна составлять нс менее 10 % от площади бортовой обшивки помещений;

.4 помещения транспортных средств, предназначенные для перевозки автотсхники с топливом в баках для передвижения своим ходом, которые подразделяются на:

.4.1 закрытые помещения транспортных средств, не являющиеся ни открытыми помещениями транспортных средств ни открытыми па1губами;

.4.2 открытые помещения транспортных средств, открытые аналогично 1.5.4J.2;

.5 открытая палуба — палуба, полностью открытая воздействию окружающей среды сверху и не менее чем с двух сторон.

1.5.5    Машинные помещения — см. определение в 1.2 части VII «Механические установки».

1.5.6    Машинные помещения категории А — см. огтрсдслснис в 1.2 части VII «Механические установки».

1.5.7    Насосные отделения на наливных и комбинированных судах:

.1 помещения грузовых насосов, в которых расположены грузовые насосы, а также выходы и шахты, ведущие в такие помещения; насосные отделения, примыкающие к грузовым танкам и сливным цистернам (см. 2.4.7);

2 насосные отделения, в которых расположены насосы толью для перекачки воды и жидкого топлива.

1.5.8    Производственные помещения — помещения на судах специального назначения, не являющиеся ни машинными помещениями, ни их

частью, такие как производственные цеха, лаборатории и другие подобные помещения, а также шахты, ведущие в эти помещения, в которых:

.1 применяется жидкое топливо, воспламеняющиеся жидкости или обрабатываются горючие материалы;

.2 нс применяются воспламеняющиеся жидкости и нс обрабатываются горючие материалы.

Производственные помещения должны отвечать требованиям настоящей части для служебных помещений, если нс указано иное.

1.5.9    Помещения специальной категории — выгороженные помещения транспортных средств, расположенные над или под палубой переборок, в которые транспортные средства могут въезжать и из которых они могут выезжать своим ходом и в которые имеют доступ пассажиры. Эти помещения могут размешаться более чем на одной палубе, при условии, что общий габарит по высоте для транспортных средств не превышает 10 м.

1.5.10    Специальные электрические помещения — см. 1.2 части XI «Электрическое оборудование».

14 11 ОДРА11 К. 1 КНИГ И ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ СОГЛАСНО КОДЕКСУ ПРОЦЕДУР ОГНЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ

1.6.1    Кодекс процедур огневых испытаний применяется к материалам и изделиям, которые должны быть испытаны и оценены в соответствии с его положениями и одобрены Регистром, как это требуется в настоящих Правилах.

1.6.2    Если в тексте какого-либо требования настоящих Правил имеется ссылка на Кодекс процедур огневых испытаний, это означает, «по материал или изделие должны быть испытаны в соответствии с применимой методикой или методиками испытаний, изложенными в этом Кодексе, за исключением случаев, 1гредусмотренных в этом же Кодексе.

1.6.3    В соответствии с применимыми частями Кодекса процедур огневых испытаний должны быть испытаны материалы и изделия, которые упомянуты в настоящих Правилах как:

.1 негорючие (см. 2.1.1.5, 2.1.2, 2.2.2.5 и 2J.4). Негорючим считается материал, который при нагревании до температуры примерно 750 "С нс горит и нс выделяет легковоспламеняющихся паров в количестве, достаточном для их самовоспламенения. Любой другой материал считается горючим. Однако изделия, изготовленные толью из стекла, бетона, керамические изделия, природный камень, каменные или кирпичные секции, конструкционные металлы и металлические сплавы рассматриваются как негорючие и могут устанавливаться без испытания;